Полномочия государственных органов в области образования

Оглавление:

Полномочия федеральных органов, переданные регионам

К полномочиям Российской Федерации в области образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия (в ред. от 29.12.2010 г.):

государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории субъекта Российской Федерации образовательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений, лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация которых входит в компетенцию федеральных органов государственной власти в сфере образования — см. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования), иными осуществляющими образовательную деятельность организациями, а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям, организациям, их учредителям, органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, контроль за исполнением таких предписаний;

государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (за исключением образовательных учреждений, лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация которых входит в компетенцию федеральных органов государственной власти в сфере образования — см. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования), в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, принятие мер по устранению нарушений данных стандартов и требований, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям, их учредителям, контроль за исполнением таких предписаний;

лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (за исключением образовательных учреждений, лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация которых входит в компетенцию федеральных органов государственной власти в сфере образования — см. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования), лицензирование образовательной деятельности организаций, которые расположены на территории субъекта Российской Федерации и структурные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки, а также формирование, ведение и обеспечение использования региональных информационных систем государственной аккредитации, содержащих сведения о деятельности аккредитованных образовательных учреждений;

подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

Финансовое обеспечение осуществления переданных вышеуказанных полномочий, за исключением полномочий по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в объеме планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты соответствующей государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в объеме планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты соответствующей государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Полномочия федеральных органов в сфере образования

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся (в ред. от 29.12.2010 г.):

разработка и реализация государственной политики в области образования;

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области образования;

обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;

разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования;

формирование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования;

согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений;

установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования;

создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных образовательных учреждений;

разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;

установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций;

установление форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе единого государственного экзамена, порядка проверки экзаменационных работ и системы оценки результатов, а также порядка подачи и рассмотрения апелляций;

организация проведения единого государственного экзамена на территории Российской Федерации, в том числе разработка контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена и обеспечение ими государственных экзаменационных комиссий в субъектах Российской Федерации, организация и осуществление централизованной проверки экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, формирование и ведение федеральных баз данных об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена;

установление порядка приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, в том числе порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования;

установление перечня олимпиад школьников и порядка их проведения;

установление перечня общеобразовательных предметов, по результатам освоения которых осуществляется прием в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования (на базе среднего (полного) общего образования), программам бакалавриата и программам подготовки специалиста;

установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;

установление норм труда и нормативов его оплаты в федеральных государственных образовательных учреждениях;

утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований, установление порядка подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, формирование и ведение федерального реестра таких документов и федеральной базы данных об апостилях, проставленных на таких документах, установление порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании (в том числе порядка проведения экспертизы документов иностранных государств об образовании), установление форм свидетельств о признании и об установлении в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об образовании;

установление:

    — федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;
    — общих принципов финансового обеспечения образовательной деятельности;
    — образовательного ценза педагогических работников;
    — ставок заработной платы и должностных окладов работников федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих профессионально-квалификационных групп;
    — социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    — порядка предоставления гражданам и погашения ими государственного образовательного кредита;
    — федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
    — порядка разработки и использования дистанционных образовательных технологий;

финансовое обеспечение деятельности федеральных государственных казенных образовательных учреждений и выполнения государственного задания федеральными государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями;

утверждение порядка проведения экспертизы учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней таких учебников;

утверждение порядка отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также утверждение перечня этих организаций;

информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции базисных учебных планов и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), учебной литературы и учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в области образования;

Читайте так же:  Решение прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении

формирование и ведение федеральных баз данных в области образования;

организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников органов, осуществляющих управление в сфере образования;

государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями и научными организациями (высшие учебные заведения; образовательные учреждения дополнительного профессионального образования, реализующие образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, научные организации; образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы; федеральные государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; расположенные за пределами территории Российской Федерации российские образовательные учреждения), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям и научным организациям, их учредителям, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, контроль за исполнением таких предписаний;

установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования;

организация контроля качества подготовки обучающихся и выпускников (государственной (итоговой) аттестации) по образовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях и научных организациях (высшие учебные заведения; образовательные учреждения дополнительного профессионального образования, реализующие образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, научные организации; образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы; федеральные государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; расположенные за пределами территории Российской Федерации российские образовательные учреждения), в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, принятие мер по устранению нарушений данных стандартов и требований, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям и научным организациям, их учредителям, контроль за исполнением таких предписаний;

лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация:

    — высших учебных заведений;
    — образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, научных организаций;
    — образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы;
    — федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
    — расположенных за пределами территории Российской Федерации российских образовательных учреждений;

формирование, ведение и обеспечение использования федеральной информационной системы государственной аккредитации, содержащей сведения о деятельности образовательных учреждений и научных организаций, имеющих государственную аккредитацию и относящихся к перечню учреждений, лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация которых входит в компетенцию федеральных органов государственной власти в сфере образования;

организация и осуществление, в том числе в соответствии с международными договорами, экспертизы содержания и качества подготовки выпускников иностранных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, соответствующие установленным в Российской Федерации федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, по заявлениям образовательных учреждений за счет средств таких образовательных учреждений.

Полномочия государственных органов в области образования

Отнесение Конституцией РФ (п. «е» ч. 1 ст. 72) общих вопросов образования к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предполагает необходимость уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[1] (п. 2 ст. 26. 3) установлены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (они были перечислены в комментарии к ст. 7 Закона).

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования уточнены в комментируемом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и в законах субъектов Российской Федерации об образовании (например, статья 4 «Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере образования» Закона Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»[2]).

К таким полномочиям отнесены:

— разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации (например, Постановление Правительства Тюменской области от 30 декабря 2014 г. № 698-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Основные направления развития образования и науки» до 2020 года»»[3], Постановление Правительства Республики Ингушетия от 18 декабря 2012 г. № 280 «О республиканской целевой программе «Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2013 — 2017 годы»»[4];

— создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации (например, Постановление правительства Еврейской автономной области от 4 февраля 2014 г. № 25-пп «О Порядке согласования создания филиалов государственных образовательных организаций на территории Еврейской автономной области»[5], Решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 27 января 2005 г. № 6 «О «Положении о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных учреждений г. Владимира и утверждения их уставов»»[6], Постановление правительства Тульской области от 27 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, находящейся в ведении Тульской области, муниципальной образовательной организации»[7]);

— обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (например, Постановление Правительства Свердловской области от 2 апреля 2014 г. № 278-ПП «Об утверждении порядков расчета объемов (размеров) субвенций, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях и обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях»[8], Постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 г. № 565-пп «Об утверждении нормативов расходов и порядка перечисления местным бюджетам субвенций из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, дошкольных группах образовательных организаций»[9]);

— организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (например, Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай от 25 февраля 2014 г. № 331 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Алтай государственной услуги по предоставлению информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных на территории Республики Алтай»[10]);

— создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (например, Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 апреля 2014 г. № 94 «О среднем размере родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях Республики Адыгея и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования»[11]);

— финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях (например, Постановление Правительства Ростовской области от 6 марта 2014 г. № 149 «О порядке определения объема и предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям и субсидий частным общеобразовательным организациям»[12], Постановление Правительства Красноярского края от 3 апреля 2014 г. № 119-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат частным образовательным организациям на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, расположенным на территории Красноярского края»[13]);

Читайте так же:  Закон защита прав потребителей екатеринбург

— организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования (например, Постановление Правительства Республики Бурятия от 6 августа 2014 г. № 362 «Об утверждении Порядка установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям и специальностям для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета»[14], Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 16 января 2015 г. № 30 «Об утверждении Порядка предоставления бесплатного питания обучающимся в средних профессиональных образовательных организациях Республики Калмыкия»[15], Постановление Правительства Магаданской области от 15 мая 2014 г. № 402-пп «Об утверждении норматива формирования стипендиального фонда и порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения по программам среднего профессионального образования, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета и других форм денежных выплат»[16]);

— организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (например, Постановление Правительства Амурской области от 15 мая 2014 г. № 285 «О Правилах предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов на предоставление грантов общеобразовательным организациям на дополнительное образование детей по программам изучения традиционных промыслов коренных малочисленных народов»[17], Постановление Администрации Ярославской области от 19 апреля 2006 г. № 76-а «О нормативе бюджетного финансирования предоставления услуг по дополнительному образованию детей»[18]);

— организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (Постановление Правительства Республики Тыва от 11 декабря 2014 г. № 572 «Об утверждении Положения о порядке и условиях направления на прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования, включая обучение в другой местности, некоторых категорий граждан»[19], Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 № 1099 «Об утверждении Положения об организации в Республике Татарстан опережающего профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников организаций, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию деятельности в соответствии с инвестиционными проектами, на 2014 —2020 годы»[20]);

— организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ (например, Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 г. № 1115 «Об утверждении порядка обеспечения в Республике Татарстан муниципальных образовательных организаций и государственных образовательных организаций Республики Татарстан учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ»[21]);

— обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации (например, Постановление Правительства Ленинградской области от 19 июня 2014 г. № 251 «Об обеспечении осуществления мониторинга в системе образования Ленинградской области»[22], Приказ минобразования Нижегородской области от 25 сентября 2014 г. № 2073 «О проведении мониторинга системы образования Нижегородской области»[23]);

— организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации (например, Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 2 сентября 2014 г. № 4664 «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в образовательных организациях Алтайского края»[24], Приказ Департамента образования Ивановской области от 5 марта 2013 г. № 311-о «Об утверждении Административного регламента оказания государственной услуги «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»»[25];

— создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (например, Приказ Министерства образования и науки Краснодарского края от 18 октября 2013 г. № 6275 «Об утверждении порядка проведения независимой оценки качества работы государственных образовательных организаций, подведомственных министерству образования и науки Краснодарского края»[26], Постановление Правительства Республики Дагестан от 13 августа 2015 г. № 239 «О независимой оценке качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»[27].

Перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, установленный в комментируемой статье, не является закрытым. Он может изменяться и дополняться через внесение соответствующих поправок и дополнений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Последний раз такая поправка вносилась Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»[28].

В части 2 комментируемой статьи установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, а также предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.

Так, в Постановлении Правительства Оренбургской области от 26 февраля 2014 г. № 104-п «Об установлении дополнительного финансового обеспечения мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Оренбургской области и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам»[29] установлено, что дополнительное финансовое обеспечение за счет средств областного бюджета осуществляется в форме предоставления субсидии бюджетам городских округов и муниципальных районов области на мероприятия по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Оренбургской области и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам в порядке, предусмотренном Правительством Оренбургской области.

В качестве уполномоченного органа на предоставление субсидии бюджетам городских округов и муниципальных районов области определено министерство образования Оренбургской области.

Методические рекомендации о порядке определения нормативных затрат при формировании субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дополнительного образования детей утверждены Минобрнауки России 1 июля 2014 г. № ВК-103/09вн)[30].

В ч. 3 комментируемой статьи закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования субъектов Российской Федерации. Данная норма федерального закона воспроизводится в региональных законах об образовании. Так в ст. 6 «Полномочия Правительства Республики Хакасия в сфере образования» Закона Республики Хакасия от 5 июля 2013 г. № 60-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия»[31] установлено: «Правительство Республики Хакасия вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования Республики Хакасия».

Полномочия региональных органов в сфере образования

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся (в ред. от 29.12.2010 г.):

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области образования;

установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансового обеспечения образовательных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»;

разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);

формирование органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные в настоящей статье полномочия в сфере образования;

обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

Читайте так же:  Кредитный договор является одной из разновидностей договора

организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

организация предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения;

организация предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъекта Российской Федерации (за исключением создания высших учебных заведений);

обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, включая проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена в установленном порядке, формирование и ведение баз данных субъектов Российской Федерации об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена;

формирование бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на образование;

установление региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;

установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;

организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений;

издание нормативных документов в пределах своей компетенции.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право дополнительного финансирования мероприятий по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях.

Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования

1. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся:

2) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области образования;

3) установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансового обеспечения образовательных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом;

5) разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

5.1) утратил силу.

5.2) участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);

6) формирование органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные в настоящей статье полномочия в сфере образования;

6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

6.2) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

6.3) организация предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения;

6.4) организация предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

7) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъекта Российской Федерации (за исключением создания высших учебных заведений);

8.1) обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена (включая подготовку лиц, привлекаемых к проведению единого государственного экзамена, организацию формирования и ведения региональных информационных систем, обеспечение хранения, использования и уничтожения экзаменационных материалов и свидетельств о результатах единого государственного экзамена, обработку и проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, а также обеспечение ознакомления участников единого государственного экзамена с его результатами и аккредитацию общественных наблюдателей);

9) формирование бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на образование;

10) утратил силу.

11) установление региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;

12) утратил силу.

13) установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

14) утратил силу.

15) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;

16) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений;

16.1) утратил силу.

17) утратил силу.

18) издание нормативных документов в пределах своей компетенции.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право дополнительного финансирования мероприятий по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях.