Льготы по приоритету это

Оглавление:

Льготы пенсионерам по старости, как основной инструмент повышения уровня жизни

Льготы в России для пенсионеров бывают двух категорий – по федеральным и региональным нормативным право устанавливающим актам. В нашем государстве все граждане получившие статус пенсионера имеют право пользоваться целым набором привилегий. Причем, льготы им предоставляются в независимости от критериев становления пенсионерами.

То есть данный статус присвоен по причине инвалидности или при наступлении определенного законодательной нормой возраста. Еще для получения права пользоваться отдельными льготами, необходимо соответствовать, установленным законодательной базой законам.

Федеральный набор привилегий пенсионерам

Не все пенсионеры знают о положенным им льготах

Каждый гражданин пенсионного возраста имеет право пользоваться льготами, определенными федеральными законодательными документами. Первой привилегией, которая важна для каждого пенсионера – это освобождение от обязательного государственного сбора за жилую недвижимость.

Законодательство устанавливает возможность не платить за жилые помещения в неограниченном количестве, находящиеся в собственности у пенсионера. Данная норма изложена в Федеральном Законе России №2003 — 1, принятого в 1991 году. Второй главной привилегией для людей, со статусом пенсионер – это уменьшение сумы транспортного налога.

Данная льгота имеет силу только на одно транспортное средство. Здесь важным моментом является, что Федеральный закон определяет только право на пользование данной привилегией, а непосредственно сумма устанавливается на местном уровне. Одним словом, процент транспортного налога для пенсионеров имеет свои отличия. Он зависит от региона проживания, так как региональные власти имеют право обладать приоритетом, устанавливать размер льготы.

Определенный законом перечень особенных льгот

В законодательной базе Российской Федерации действуют нормы установления особенных приоритетных льгот, которые предоставляются государством по определенным условиям. Льготы пенсионерам по старости назначаются следующим гражданам:

  • Ветеранам Великой Отечественной войны, с периода 1941 – 1945 годов.
  • Участникам военных действий, воевавших в горячих точках (Афганистан, Чечня и другие). Сюда необходимо причислить ветеранов финского конфликта и иных военных действий, происходивших до начала Великой Отечественной войны.
  • Гражданам, выстоявшим блокаду Ленинграда и отмеченным по этому критерию специальным государственным знаком.
  • Лицам, потерявшим супругу или супруга во время Великой Отечественной войны.
  • Особам, обладающим группой инвалидности. В эту категорию входят пенсионеры, получившие данный статус не только по возрастному критерию, но и по состоянию здоровья. Например, к этой категории причисляют детей инвалидов и граждан, получивших увечья на производстве.
  • Лицам, участвовавших в процессе ликвидации техногенных катастроф, таких как аварии на атомных станциях. Сюда причисляют особ, поддавшихся радиоактивному излучению сверх нормы при выполнении важных государственных заданий.
  • Работающей категории людей пенсионного возраста.

Все остальные граждане, ушедшие на пенсию с установленного законом возраста, то есть не входящие в указанный перечень, имеют право пользоваться общепринятыми Федеральным законом льготами.

Приоритеты для пенсионеров в процессе уплаты коммунальных услуг

Оплата коммунальных счетов — часто непосильна для пенсионеров

Данная льгота назначается гражданам пенсионного возраста, когда сумма выплат за услуги коммунального типа и за жилую недвижимость составляет больше двадцати двух процентов от дохода. Подобное правило установлено в правовом пространстве статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Данная льгота назначается гражданам, имеющим статус пенсионера, когда они живут в собственных жилищах, или в жилой недвижимости, принадлежащей государству. Сюда причисляются лица, проживающие в муниципальных домах, или живут в помещениях, относящиеся к частному жилому фонду. Льготная субсидия назначается пенсионерам, входящих в категорию членов жилищных кооперативов.

Когда у пенсионера отсутствуют долги за использованные коммунальные услуги, то они имеют полное право пользоваться рассматриваемыми льготами.

Но, бывают ситуации, когда человек по объективной причине не в состоянии оплатить столь высокие тарифы. Как поступать в таковой ситуации человеку со статусом пенсионер? Ответ прост. В первую очередь необходимо подписать соглашение, где указываются сроки и порядок выплаты долгов.

Приоритеты при приобретении жилой недвижимости

В нашем государстве действует правовая норма, исходя из которой, каждый гражданин имеет возможность возвращать налоговый вычет, входящий в стоимость покупаемого жилья. Данной нормой имеют право пользоваться особы, являющиеся плательщиками подоходного налога.

По закону граждане пенсионного возраста не являются плательщиками такового вида налога. Но они имеют право пользоваться указанной льготой в том случае, когда последние три года трудовой деятельности до момента выхода на пенсию облагались подоходным государственным сбором.

Например, гражданин прекратил работать при наступлении пенсионного возраста, и он имеет полное право на возврат налогового вычета при покупке квартиры или частного дома, исчисляемого за последние рабочие годы. Для этого ему нужно собрать требуемый нормативным актом пакет документов и предъявить его в структурное подразделение налоговой инспекции.

Возврат денежных расходов, потраченных на проезд к местам проведения отдыха

Пенсионерам предоставляются разные льготы…

Для пенсионеров, прекративших трудовую деятельность при наступлении определенного возраста или по состоянию здоровья, а также для граждан пенсионного возраста, проживающих в суровых регионах, действует льгота проезда к местам отдыха на территории РФ. Они могут ею пользоваться, когда едут туда и обратно.

Необходимо помнить, что такая привилегия предоставляется ограниченное количество раз. Если говорить точнее, то пенсионер имеет право пользоваться ею один раз в два года. Для получения данной льготы необходимо обратиться с письменным обращением, написанного по установленному образцу, в местный пенсионный орган России.

Процедура оформления привилегий

Процедура оформления перечисленных льгот выполняется в установленном законом порядке. Для этого гражданину необходимо обратиться в соответствующие инстанции. Отпуск, работающим гражданам, без оплаты предоставляется руководством предприятия по письменному обращению.

Для возврата денег, потраченных на проезд к месту отдыха на территории страны, в первую очередь нужно обратиться в местную инстанцию Пенсионного фонда. В данный орган необходимо представить письменное обращение, составленное по установленному нормой закона образцу. Кроме этого, надобно подготовить и предъявить документы, подтверждающие факт отдыха в конкретной лечебнице или пансионате. Сюда нужно прикрепить проездные документы.

Для получения скидок по оплате коммунальных услуг необходимо обратиться в учреждение социальной защиты, находящегося в районе регистрации, или в центр единого расчета услуг.

О льготах пенсионерам по старости можно узнать в Собезе или Пенсионном Фонде

Чтобы воспользоваться льготой и получить нужную субсидию надо подать письменное заявление. К нему необходимо прикрепить справку о составе семьи, документальные подтверждения право собственности на жилое помещение, справку о доходах всех представителей семейного круга, а также документы свидетельствующие отсутствие долгов по коммунальным исчислениям.

Чтобы оформить дополнительные социальные льготы требуется обращаться в учреждения социальной защиты с письменным обращением. К обращению нужно прикрепить справку о размере пенсионного начисления и дополнительного денежного начисления, а также документ, свидетельствующий размер ежемесячных исчислений.

Во всех перечисленных процедурах нужно предъявить дубликаты гражданских паспортов, пенсионных свидетельств, книжки о трудовой деятельности и документ о пенсионном страховании. Для того, чтобы учесть все доходы пенсионера нужно сложить пенсионное пособие, денежные исчисления, дополнительную материальную помощь, если таковая присутствует, и перечень социальных услуг. Также сюда нужно добавить иные виды социальной поддержки, выражаемой в деньгах.

О социальных льготах для пенсионеров — в видеоролике:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Приоритет в патентном праве. Его правовое значение. Льготы по приоритету

Приоритет в патентном праве — право, возникающее на ограниченный срок, начинающийся с первой подачи заявки на выдачу патента.

Приоритет объекта промышленной собственности — это первенство во времени, устанавливаемое в порядке, определенном патентным законодательством. Конкретные даты приоритета относятся к юридическим фактам, имеющим исключительно важное значение для получения заяви телем охранных документов на объекты промышленной собственности при проведении экспертизы заявок на патентоспособность, так как уровень техники определяется на дату приоритета. Приоритет изобретения по выделенной заявке — это приоритет изобретения, устанавливаемый по дате поступления в Патентное’ ведомство раскрывающей это изобретение первоначальной заявки заявителя при условии, что выделенная заявка поступила до принятия по первоначальной заявке решения об отказе в выдаче патента, возможности обжалования которого исчерпаны, а в случае выдачи по указанной заявке патента — до даты регистрации в Государственном реестре.

Приоритет полезной модели устанавливается анало гично приоритету изобретения, включая внутренний при оритет и другие случаи установления приоритета более раннего, чем дата поступления заявки на выдачу свиде тельства на полезную модель в Патентное ведомство.

Приоритет промышленного образца устанавливается по дате поступления заявки, содержащей заявление о выдаче патента, комплект фотографий и описание промышленного образца. Приоритет объекта промышленной собственности может быть установлен по дате подачи первой заявки в государстве — участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приори тет), если заявка на образец промышленной собственности поступила в Патентное ведомство в течение 12 месяцев (на промышленный образец в течение 6 месяцев) с указанной даты. Если по не зависящим от заявителя обстоятельствам заявка с испрашиванием конвенционного приоритета не могла быть подана в указанный срок, этот срок может быть продлен, но не более чем на 2 месяца.

Приоритет объекта промышленной собственности мо жет быть установлен по дате поступления дополнительных материалов, если они оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки, которая подана до истечения трех месячного срока с даты получения заявителем уведомления Патентного ведомства о невозможности принятия во вни мание дополнительных материалов в связи с признанием их изменяющими сущность заявленного решения.

Приоритет объекта промышленной собственности мо жет быть установлен по дате поступления в Патентное ведомство одной или нескольких более ранних заявок того же заявителя объекта промышленной собственности, если заявка, по которой испрашивается такой приоритет, поступила не позднее 12 месяцев с даты более ранней заявки на изобретение и 6 месяцев с даты поступления наиболее ранней заявки на промышленный образец. При этом более ранние заявки, на основании которых испра шивается приоритет объекта промышленной собственнос ти, считаются отозванными.

Приоритет не может устанавливаться по дате поступ ления заявки, по которой уже испрашивался более ран ний приоритет.

Приоритет объекта промышленной собственности по выделенной заявке устанавливается по дате поступления в Патентное ведомство раскрывающей их первоначаль ные заявки, если выделенная заявка поступила до принятия по первоначальной заявке решения об отказе в выдаче патента, возможности обжалования которого ис черпаны, а в случае выдачи по указанной заявке патен та — до даты регистрации в Государственном реестре.

Читайте так же:  Закон о государственной пошлине пмр

Если в процессе экспертизы установлено, что иден тичные промышленные образцы имеют одну и ту же дату приоритета, то патент может быть выдан по заявке, по которой доказана более ранняя дата ее отправки в Па тентное ведомство, а при совпадении этих дат — по за явке, имеющей более ранний регистрационный номер Па тентного ведомства, если соглашением между заявителями не предусмотрено иное (ст. 19 Патентного закона РФ).

Как определяется приоритет объектов промышленной собственности?

Приоритет объекта промышленной собственности ре гулируется п. 1 ст. 19 Патентного закона РФ.

Приоритет изобретения устанавливается по дате по ступления в Патентное ведомство заявки, содержащей за явление, описание, формулу и чертежи, если в описании на них имеется ссылка.

Для установления приоритета полезной модели заявка должна включать в себя заявление, описание, формулу и чертежи.

В отношении промышленного образца приоритет при знается при наличии в заявке заявления, комплекта фо тографий и описания.

Такой порядок установления приоритета означает, с одной стороны, что более позднее представление иных, кроме перечисленных документов заявки, в частности ре ферата, не отражается на процедуре установления приори тета, а с другой стороны, представление заявки, содержа щей не все из указанных в приведенном перечне доку ментов, не является достаточным основанием для уста новления приоритета по дате поступления такой заявки. На практике такой подход к установлению приоритета означает, что если заявителем последовательно направля ются в Патентное ведомство указанные в п. 1 ст. 19 до кументы заявки (т. е. сначала, например, заявление о вы даче патента и описание, а потом формула изобретения и чертежи), то приоритет изобретения будет установлен по той дате, на которую поступили все требуемые документы.

Относительно конвенционного приоритета. В соответ ствии с п. 2 ст. 19 Патентного закона РФ заявителю предо ставляется льгота на продление (на 2 месяца) традиционно го для этой процедуры двенадцатимесячного срока для по ступления заявки в Патентное ведомство для изобретения и полезной модели и шестимесячного — для промышленного образца, считая с даты подачи первой заявки в стране — участнице Парижской конвенции. Вторая льгота дает заяви телю право на испрашивание конвенционного приоритета в течение 2 месяцев после подачи конвенционной заявки.

Естественно, что указанными льготами пользуется заяви тель, подающий заявку в Патентное ведомство России, так как эти льготы пока установлены только Патентным законом РФ. Парижская конвенция эти льготы не предусматривает, поэтому при подаче конвенционной заявки в зарубежное го сударство, являющееся участником Парижской конвенции, нельзя рассчитывать на такие же льготы со стороны Патент ного ведомства зарубежного государства, если они не установ лены его национальным законодательством.

Приоритет может быть установлен по дате первой за явки в государстве — участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности — конвенционный приоритет (п. 2 ст. 19 Патентного закона РФ), по дате поступления дополнительных материалов, признанных из меняющими сущность изобретения (п. 3 ст. 19 Патентно го закона РФ), по дате поступления в Патентное ведомство более ранней заявки того же заявителя (п. 4 ст. 19 Патентного закона РФ), наконец, по выделенной заявке (п. 5 ст. 19 Патентного закона РФ).

В отношении всех видов приоритета (согласно п. 2—5 ст. 19 Патентного закона РФ), устанавливаемых по дате более ранней, чем дата поступления заявки в Патентное ведомство, необходимо подчеркнуть следующее.

Независимо от того, в соответствии с каким из ука занных пунктов ст. 19 Патентного закона РФ испрашива ется приоритет, подаваемая заявка должна быть заявкой того же заявителя, что и более ранняя, на основании которой испрашивается приоритет.

Если в отношении изобретения испрашивается более ранний приоритет, то одним из условий его установления является раскрытие этого изобретения в тех материалах, которые в конкретной ситуации служат основанием для такого испрашивания. При этом раскрыто заявляемое изобретение должно быть в текстовой, а не в графической части указанных материалов. Так, если испрашивается приоритет по выделенной заявке, то заявленное в этой заявке изобретение должно быть полностью раскрыто (т. е. его признаки должны содержаться) в описании и/или формуле первоначальной заявки, чертежи в данном случае во внимание не принимаются.

Что такое конвенционный приоритет?

Конвенционный приоритет — это приоритет изобрете ния, полезной модели, промышленного образца, устанавли ваемый по дате подачи первой заявки в государстве

участнике Парижской конвенции по охране промышлен ной собственности при соблюдении заявителем условий, установленных конвенцией (см. Приложение № 12).

Содержание исключительного права на товарный знак и особенности его действия.

Статья 1484. Исключительное право на товарный знак

1. Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

2. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

3. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Статья 1485. Знак охраны товарного знака

Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак» и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.

Буква «R» в окружности.

Содержание исключительного права на фирменное наименование и особенности его действия.

Статья 1474. Исключительное право на фирменное наименование

1. Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.

2. Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.

3. Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

4. Юридическое лицо, нарушившее правила пункта 3 настоящей статьи, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.

Комментарий к статье 1474

1. В комментируемой статье раскрывается содержание исключительного права на фирменное наименование. В ней, в частности, отмечается, что обладатель исключительного права вправе указывать фирменное наименование на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

2. Исключительное право является непередаваемым и неотчуждаемым, оно индивидуализирует конкретного участника гражданского оборота.

3. В пункте 3 ст. 1474 Кодекса предусмотрен частный случай нарушения исключительного права на фирменное наименование. Как было предусмотрено и в Положении о фирме 1927 г., обладатель исключительного права на фирменное наименование может требовать прекращения использования фирменного наименования и возмещения причиненных ему убытков.

4. Если кто-либо зарегистрирует товарный знак, который тождествен или сходен до степени смешения с фирменным наименованием однородных товаров, то обладатель исключительного права на фирменное наименование вправе подать в Палату по патентным спорам в течение всего срока действия исключительного права на товарный знак возражение о признании предоставления правовой охраны товарному знаку полностью или частично недействительным (подп. 1 п. 2 ст. 1512).

Обладатель исключительного права на фирменное наименование может использовать и другие способы гражданско-правовой защиты, которые предусмотрены в ст. 1252 (см. комментарий к ст. 1252), в частности, может потребовать публикации решения о допущенном нарушении, в судебном порядке – изъятия из оборота и уничтожения оборудования, прочих устройств, материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительного права на фирменное наименование.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

Эффективность очистки вод зависит от конкретно выбранного метода очистки, возможна комбинированная очистка — совмещение нескольких методов очистки. Далее производится сброс очищенных вод в канализацию или подача вод на повторное использование.

В данной статье рассматривается один загрязнитель — сероводород.

Статья полностью оправдала мои ожидания) Изложена в краткой понятной форме. Все условия при котором оптимальный предельный переход эффективен, достаточно подробно рассмотрены. Благодаря ей не нужно искать кучу учебной литературы и долго выискивать нужный материал. Большое спасибо автору, за такой досканальный подход, к сложному материалу)

Сомнительный источник. Лучше пользоваться книгами, написанными высококвалифицированными специалистами. В частности, Справочной книгой по светотехнике (под ред. Ю.Б. Айзенберга), которую свободно можно скачать из интернета.

каким образом можно увеличить популярность вело-поездок?

каким способом государство может принять меры для развития мобильной активности населения ?

Не будут ли цены большие для потребителя ?

Читайте так же:  Сан эпид требования по обращению с медицинскими отходами

Как именно надо обезопасить человека , от воздействия очистки?

какие недостатки в технологии переработки с использованием гидравлического эффекта?

Но ведь вольфрамовая нить нагревается под действием проходящего по ней электрического тока, а потому лампу накаливания относят к электрическим лампам.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ: МОНИТОРИНГ И ПРИОРИТЕТЫ ИЗМЕНЕНИЯ

Льготы являются одним из основных инструментов налогового регулирования социального и экономического развития. Их использование в регулировании экономики имеет многостороннее применение. Налоговые льготы могут предоставляться в различных целях: социальное выравнивание материального положения, в качестве поощрения за особые заслуги перед государством, в целях привлечения иностранных инвестиций в страну, а так же для стимулирования экономического роста в различных сферах экономики. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц.

Статья 56 Налогового кодекса РФ гласит, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Данное определение дает представление о налоговой льготе как о преимуществе, которое предоставляется отдельным категориям налогоплательщиков перед другими [1].

Налоговые льготы можно рассматривать с нескольких сторон: как средство экономического регулирования и как элемент социальной политики государства. Налоговые льготы непосредственно связаны с налогом и являются важнейшим инструментом налогового регулирования. Уменьшение суммы налога, отсрочка его уплаты осуществляются через механизм налоговых льгот, с помощью которого обеспечивается гибкость всего налогового механизма. Кроме того использование налоговых льгот определяется экономическими целями государственной политики и характеризует степень вмешательства государства в экономику. Но налоговые льготы могут обеспечивать достижение и социальных целей, например, с помощью применения вычетов по НДФЛ.

В 2011—2013 гг. в российской налоговой системе действовало около 200 различных льгот и преференций: по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам.

Исследование российского законодательства позволяет выделить следующие формы налоговых льгот, применяемых в РФ:

1 Освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога. Например, в соответствии со ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС. Если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров этих лиц без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб.

2 Освобождение отдельных объектов от налогообложения (налоговые изъятия): государственные пособи, пенсии, стипендии, алименты, гранты, компенсационные выплаты и др.

3 Понижение налоговой ставки.

4 Налоговые вычеты. Эта льгота состоит в исключении отдельных сумм их налоговой базы.

5 Изменение периодичности уплаты налога представляет собой перенос установленного срока уплаты на более поздний срок без применения к налогоплательщику налоговых санкций.

Несмотря на то, что предоставление налоговых стимулирующих механизмов и налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, указанные меры оборачиваются сокращением доходов бюджетной системы Российской Федерации и тем самым уменьшают ресурсы государства, необходимые для решения поставленных перед ним задач [3]. Поэтому правомерно рассматривать налоговые льготы, освобождения и прочие стимулирующие механизмы в качестве «налоговых расходов» бюджетной системы Российской Федерации.

По оценкам специалистов, потери бюджета России из-за предоставления льгот составляют 110-160 млрд руб. в год, однако не взяли в учет выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей роли [7]. Согласно сводной справки приложенной к Проекту «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» с каждым годом «выпадающие доходы» бюджета, образующиеся вследствие предоставления налоговых льгот, только возрастают. Если в 2010 году размер «выпадающих доходов» составил 1,2 трлн руб., то в 2012 году этот показатель вырос до 1,8 трлн руб. (приблизительно 14% от общего объема доходов федерального бюджета за 2012 год) [2].

Поэтому необходимо еще раз указать на недопустимость превышения текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. Применяемые налоговые льготы в современной налоговой системе России не следует отменять, но существует необходимость систематизировать, глубоко реформировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект и контролировать целевое использование и избирательный характер льготируемых средств.

Для максимально эффективного применения льгот в налоговом планировании, необходимо иметь специальную подборку льгот из законодательной базы. Анализ существующих льгот для хозяйствующих субъектов в РФ позволяет сделать вывод, что они носят разрозненный, несистемный, разнонаправленный характер. Это говорит об отсутствии достаточно четкой стратегии по стимулированию конкретных направлений деятельности и сфер экономики на государственном уровне [3].

В условиях существенного ухудшения экономических показателей и роста государственных расходов одним из резервов дополнительных поступлений в бюджеты рассматривается оптимизация налоговых льгот.

Согласно Проекту «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» принятие новой льготы (иного стимулирующего механизма) должно сопровождаться определением «источника» для такого решения, в качестве которого может рассматриваться отмена одной или нескольких неэффективных льгот.

В целях обеспечения устойчивости бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов предлагается «окончательно отказаться от установления новых льгот (включая освобождение от налогообложения, исключение из налоговой базы объекта налогообложения) по региональным и местным налогам».

Также предлагается приводить оценку эффективности действующих налоговых льгот, а также расходов бюджета на их предоставление.

Кроме того, при принятии каждой новой налоговой льготы инициаторы идеи должны будут обосновать «источники» бюджетных средств, за счет которых будут покрываться выпадающие доходы. Разработчики Проекта полагают, что такими «источниками» могут стать в том числе неэффективные налоговые льготы, которые закреплены сегодня в действующем законодательстве.

Еще одним новшеством может стать правило о том, что каждая новая налоговая льгота первоначально принимается на временной основе. Постоянную «прописку» в НК РФ она будет получать только после анализа эффективности ее применения по окончании пилотного периода.

Основные изменения в налоговой системе, планируемые к реализации в ближайшие годы, будут направлены, в частности, на:

— создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, с расширением этого региона на Республику Хакасия и Красноярский край;

— стимулирование развития малого предпринимательства (субъектам РФ планируется предоставить право устанавливать для впервые зарегистрированных ИП, перешедших на УСН и ПСН и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки в размере 0 процентов, которые будут действовать в 2015 — 2018 годах);

— противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций, в том числе путем введения института контролируемых иностранных компаний.

Предлагается ввести понятие «налогового резидентства» для юридических лиц, что позволит противодействовать злоупотреблениям при определении доходов иностранных организаций, подлежащих налогообложению в РФ, а также более эффективно противодействовать злоупотреблениям при использовании льгот, предоставляемых международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

С 2015 года планируется ввести налог на недвижимое имущество физических лиц, уплачиваемый с кадастровой стоимости объекта недвижимости. Предполагается, что возможность вводить новый налог получат органы местного самоуправления в тех субъектах Российской Федерации, где законом субъекта Российской Федерации будет отменен действующий налог на имущество физических лиц.

В целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки на налогоплательщиков предполагается предусмотреть в Налоговом кодексе РФ специальные переходные положения (планируется распределить повышение налога на 4 — 5 лет, посредством применения понижающих коэффициентов).

Одной из основных проблем совершенствования налоговой системы РФ является создание гибкой и целенаправленной государственной политики, обеспечение ее эффективности в механизме предоставления налоговых льгот [5]. Необходимо создать тесную связь условий льготирования с выполнением специально оговоренных условий, которые должны быть направлены на достижение необходимого обществу результата. В законодательстве, в свою очередь, должны быть четко прописаны условия использования высвобождаемых средств.

Таким образом, вопрос применения льгот требует тщательного рассмотрения в правильности их функционирования, так как налоговые льготы должны с точностью выполнять все свои функции, чего на данный момент не происходит. Этот вопрос остается актуальным как для самих налогоплательщиков, так и для налоговых органов.

Список использованных источников:

Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 04.10.2014).

Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов // СПС Консультант Плюс.

Мусаева Х.М. «Налоговые льготы в российском законодательстве: сущность, формы, приоритеты и эффективность» // Финансы и кредит. – 2013. – №42. – С. 48-53.

Вылкова Е.С., Романовский М.В. «Налоговое планирование», 2011. – 634 с.

Мусаева Х.М. Формирование механизма налогового регулирования экономики. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2012.

Марков В.В. Налоговые льготы как способ стимулирования инновационной деятельности: оценка целесообразности и бюджетной результативности их применения. Дисс. – М., 2010.

Стеба Н.Д. Оценка выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с предоставлением налоговых льгот / Н.Д. Стеба, Н.В. Пивоварова, Е.И. Комарова // Экономические науки. — 2011. — № 8(81). — С. 185—188.

Ткачева Т.Ю. Актуальные направления мониторинга налоговых льгот на региональном уровне // «Инновации в науке»: сборник статей по материалам XХIV международной научно-практической конференции. г..Новосибирск 09 сентября 2013 г.

ПРИОРИТЕТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Формирование доходной части бюджетов различных уровней – это основа существования, как территории в целом, так и бюджета в частности. Налоговые доходы – главный источник доходов бюджета, в том числе и на региональном уровне.

Причем потенциал налога не исчерпывается фискальной функцией. Рациональная налоговая система может быть сформирована только при условии эффективного использования регулирующей и стимулирующей функций налогообложения. Более того, практическое наличие подобных функций определяет не только конкретные элементы той или иной системы налогообложения, но и может служить критерием оценки полноты и эффективности использования потенциала налоговой системы как социально-экономического института.

Цель данного анализа определена необходимостью сделать некоторые разъяснения относительно реализации функций налоговой системы (помимо фискальной, которую можно характеризовать как системообразующую)[58]. между стимулирующей и регулирующей функциями налоговой системы есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, то есть макроэкономические процессы, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путем влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и в отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также других способов. Таким образом, критерием разграничения является характер и уровень воздействия. Именно поэтому, исследуя региональный уровень налогообложения на примере Псковской области, мы будем говорить именно о стимулировании (стимулирующей функции) налогов имея в виду характер и объекты воздействия, а также обоснованность последнего. Потенциал налоговой системы формируется в свою очередь через взаимодействие фискальной и стимулирующей функций. Ясно, что преобладание одной из функций приводит к проблемам связанным с недостаточным исполнением другой. подобное противоречие заложено в самой природе налоговой системы, к которой: «… предъявляется целый ряд требований подчас противоречащих друг другу, поскольку за ними стоят в конечном итоге несовпадающие принципы экономической эффективности и справедливости. Выбор наиболее приемлемой структуры налогов предполагает, что если одно из требований принимается в качестве критерия, то другие должны учитываться в форме ограничений. Реальная налоговая система, не будучи идеальной, с точки зрения, какого либо отдельного критерия, рассматриваемого изолированно, может приближаться к оптимуму с позиций баланса требований в рамках имеющихся возможностей».[59]

Читайте так же:  Расписка на строительные работы

Фискальная функция налогов и налоговой системы в целом может быть выражена и проанализирована через такую категорию как налоговые доходы бюджета, с точки зрения структуры и величины последних, причем их фискальная значимость непосредственно определяет реальность потенциала стимулирующей функции. С другой стороны конкретная практика организации стимулирующей функции налогов на региональном уровне позволит оценить меры региональных органов власти, направленные на использование инструментов налогового стимулирования различных субъектов налоговых и бюджетных отношений с точки зрения их осознанности и значимости.

Анализируя структуру налоговых доходов Псковской области, следует отметить, что в целом формирование последних соответствует принципам разграничения налоговых доходов по уровням бюджетной системы заложенным в Налоговом кодексе РФ. Не затрагивая вопроса о порядке зачисления налоговых платежей в бюджеты различных уровней, структура налоговых доходов бюджета Псковской области представлена в таблице 1.

Налоговые доходы бюджета Псковской области в 2001-2003 годах (тыс. руб.)

Данные таблицы показывают, что основную фискальную нагрузку в областном бюджете несут налоги на доходы физических лиц и предприятий, которые составляют в среднем около 40% доходов бюджета за последние три года.

Не менее важным источником формирования областного бюджета являются налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, которые составляют в среднем около 40% доходов бюджета за последние три года. При этом наиболее важная часть этой группы – акцизы сократилась по сравнению с запланированными суммами на 30% и 48% соответственно за 2001 и 2002 годы.

Далее следует налог с продаж (около 11%), налог на имущество предприятий (в среднем 6%), налог на вмененный доход и платежи за пользование природными ресурсами (по 3% в среднем соответственно). При этом налоговые доходы составляют более 90% доходов бюджета. (Подробнее см. приложения 1 и 2).

Таким образом, фискальная функция налогов при формировании областного бюджета выражена достаточно ярко, а потенциал формирования стимулирующей функции достаточно широк.

Анализируя налоговые льготы как основной инструмент активизации стимулирующей функции налогообложения (по материалам закона Псковской области о налоговых льготах на 2003 год) следует отметить следующее. Наиболее значимыми шагами в 2003 году следует отнести льготы по налогу на прибыль и имущество предприятий, поскольку в этих случаях налицо конфликт между фискальной и стимулирующей функциями налоговой системы. Данные льготы предполагают полное или частичное освобождение от уплаты налогов по средствам дифференциации ставок или уменьшение суммы налога.

Систему льготирования можно условно разделить на социально стимулирующую и собственно стимулирующую (предполагающую экономическую основу льготирования). При этом социальная составляющая стимулирования не менее важна, однако основывается скорее на альтруистических мотивах и интересах, нежели на экономической основе.

Социальная составляющая достаточно сильно выражена при формировании регионального бюджета, в том числе и доходной его части на 2003 год. В структуре налога на имущество предприятий она выражена через предоставление льгот следующим группам налогоплательщиков: организациям общественного питания, обслуживающих школьников и/или студентов, и/или инвалидов, и/или пенсионеров, и/или другие социально незащищенные слои населения области, выручка от реализации собственной кухонной продукции у которых составляет не менее 50% общей выручки, некоммерческим организациям, занимающимся предоставлением жилья гражданам с использованием системы ипотечного жилищного кредитования.

С точки зрения экономически обусловленного стимулирования следует выделить такие направления экономической деятельности как: производство товаров детского ассортимента, добыча и переработка известнякового камня, авиа и речные перевозки, производство и переработка алкогольной продукции, потребительская кооперация, ипотечное жилищное кредитование.

В структуре налога на прибыль предоставляется пониженная ставка –12%, причем стимулирование носит исключительно социальную направленность, поскольку субъектами льготирования выступают общественные организации инвалидов и некоммерческие организации, занимающиеся предоставлением жилья гражданам с использованием системы ипотечного жилищного кредитования.

Особенно ярко социальный принцип стимулирования выражен также в системе региональных льгот по земельному налогу: освобождаются организации инвалидов и религиозные организации, осуществляющие строительство культовых сооружений, при условии целевого использования высвободившихся средств. Наибольшее количество льгот предусмотрено по транспортному налогу, однако их значение незначительно из-за небольших поступлений по данному налогу в региональный бюджет. В целом система льгот, запланированная на 2003 год, носит социальный характер. Наибольшее число льгот получают организации инвалидов, некоммерческие и религиозные организации.

Если рассматривать экономически обоснованный аспект регулирования, то он не достаточно развит. Характер системы приобретают льготы для таких направлений экономической деятельности, как производство и переработка алкогольной продукции. Приоритетность данной отрасли выражена в законе «О государственной поддержке предприятий производящих алкогольную продукцию», действующем с 1999 года и направленным на «повышение качества и конкурентоспособности алкогольной продукции, производимой и реализуемой на территории Псковской области, на прекращение нелегального оборота алкогольной продукции, а также на увеличение налоговых поступлений в бюджет Псковской области за счет увеличения объемов производства и реализации продукции».

Основным методом стимулирования служит предоставление организациям, производящим спирт пищевой этиловый из зерна, субвенции в размере 50% от величины акциза, зачисляемого в бюджет Псковской области за реализованную продукцию. С точки зрения конфликта фискальной и стимулирующей функций налогообложения, это решение принципиально (акцизы – основа региональных налоговых доходов). Даже если признать тезис об увеличении доходов бюджета за счет увеличения объемов производства и реализации алкогольной продукции экономически обоснованным, то социальные последствия подобного стимулирования вызывают большие сомнения.

Помимо этого выделяются как приоритетные потребительская кооперация, ипотечное жилищное кредитование.

Стимулирование зачастую понимается только как освобождение от налоговых обязательств, однако, это не исчерпывает сути стимулирования, инструментом которого может являться лицензирование различных видов деятельности, что позволяет достаточно полно определить систему требований, которые могут быть основой развития отрасли. Именно на таком тезисе основаны областные законы о лицензировании лесозаготовительной отрасли, которые направлены на предотвращение варварской вырубки лесов и должны стимулировать пользователя вкладывать деньги в воспроизводство лесных ресурсов. Целью реформ, основным последствием которых пока является увеличение на 42% по сравнению с 2003 годом запланированных доходов областного бюджета от платежей за пользование природными ресурсами, является воспроизводство лесного фонда области и укрупнения лесозаготовительных предприятий. Несмотря на неоднозначность в краткосрочном периоде последствий такого решения, данная программа стимулирования наглядно иллюстрирует тезис о том, что основным критерием для оценки стимулирующей функции налогов (и региональных в том числе) является не столько наличие инструментов осуществления подобного стимулирующего воздействия, но и направленность этого воздействия (мотивации органов власти), кроме того, и соответствие подобных мер интересам общества.

В заключении следует заметить, что эффективность региональной системы стимулирования в ее экономическом аспекте недостаточна, из-за отсутствия единого осознанного представления о приоритетности развития той или иной сферы экономической деятельности. Кроме того, достаточно ярко выражен конфликт между экономической и социальной направленностью стимулирования, как с точки зрения целей, так и последствий последнего. Регулирование различных мотивов и интересов, выраженных в стимулирующей функции регионального бюджета и налогов в частности должно быть основой для диалога общества (общественных организаций) и государства. Причем, как показывает практика, интересы необходимо не только соотносить и регулировать, но и актуализировать. Только в этом случае система стимулирования может быть охарактеризована как рациональная и эффективная.

В связи с этим необходимо отметить, что подобный анализ налоговых льгот предоставляемых местными органами власти, может быть полезен органам местной власти (их представителям) для осознания обоснованности налоговых льгот с точки зрения основных направлений развития региона, их соответствия региональной экономической политике и общественным интересам. Кроме того, и общественные организации могут использовать полученную информацию для защиты интересов в ситуациях когда налоговые льготы не обоснованы с точки зрения общественных интересов, в том числе и экономически (например при предоставлении льгот предприятиям тех или иных отраслей).

Немаловажным является также использование этой информации для обоснования собственных «претензий» на те или иные налоговые льготы, поскольку как показывает практика властные структуры часто обосновывают те или свои шаги общественными интересами. На наш взгляд правильной была бы ситуация, когда общественные организации «конкурировали» бы с государством за принятие тех или иных решений, в том числе и с точки зрения налоговых льгот. А для того чтобы успешно конкурировать необходимо не только обладать информацией, но и уметь анализировать и интерпретировать ее. Тем более что в рамках налоговой системы, как показал анализ, подобное взаимодействие обоснованно самой природой взаимоотношений налогоплательщика и государства, и оно просто необходимо для создания эффективной системы налогообложения как экономически так и социально.

Структура доходов бюджета Псковской области в 2001-2003 годах