Требования к окончанию исполнительного производства

Оглавление:

Требования к окончанию исполнительного производства

(4212)

Записаться на консультацию

Именно с консультации начинается Ваше общение с адвокатом.

Статья 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» регламентирует порядок завершения исполнительного производства путем его окончания. В названной статье законодателем приводятся основания для окончания исполнительного производства. Эти основания могут быть сведены в две группы.

В первую группу входят основания окончания исполнительного производства, связанные с выполнением предписаний исполнительного документа.

1. Окончание исполнительного производства фактическим исполнением требований исполнительного документа. В данном случае предполагается, что требования исполнены в полном объеме.

Окончание исполнительного производства в связи с фактическим исполнением за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство.

Окончание исполнительного производства в связи с направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (наиболее распространенный случай — при взыскании алиментов).

Вторую группу образуют основания окончания исполнительного производства, которые характеризуются признаком «невыполненности» предписаний исполнительного документа.

Окончание исполнительного производства возвращением взыскателю исполнительного документа без исполнения в случаях, указанных в ст.46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»: по заявлению взыскателя; если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена; если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Федеральным законом «Об исполнительном производстве» предусмотрен розыск должника или его имущества; если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными; если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении исполнительного документа; если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа.

2. Исполнительное производство может быть окончено в случае возвращения исполнительного документа по требованию суда, органа или должностного лица, выдавшего исполнительный документ.

3. Окончание исполнительного производства направлением исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другие. В этом случае также предписания исполнительного документа не выполнены и цель исполнительного производства не достигнута.

4. Окончание исполнительного производства в связи с ликвидацией должника организации и направлением исполнительного документа в ликвидационную комиссию, за исключением исполнительных документов о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок и о возмещении задолженности по текущим платежам. Во всех вышеперечисленных случаях исполнительное производство не оканчивается до полной ликвидации должника либо до фактического исполнения требований исполнительного документа.

5. Окончание исполнительного производства в связи с признанием должника организации банкротом и направлением исполнительного документа конкурсному управляющему (за исключением исполнительных документов о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок и о возмещении задолженности по текущим платежам).

6. Окончание исполнительного производства в связи с истечением срока давности исполнения судебного акта или акта другого органа или должностного лица по административным правонарушениям.

Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание.

В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество. При окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение судебных приставов по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом, отмена розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также установленных для должника ограничений может не производиться. Полномочия по отмене розыска, а также по изменению и отмене ограничений переходят к судебному приставу-исполнителю, которому передано исполнительное производство.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. В такой ситуации ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.

В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

Заявление об окончании исполнительного производства

Логически верным завершением процедуры исполнения решения суда является заявление об окончании исполнительного производства. В отличие от прекращения исполнительного производства, когда требования взыскателя не удовлетворены, наиболее оптимальным видом окончания исполнительного производства является факт выполнения должником всех требований исполнительного листа. Процедура отмены окончания исполнительного производства также отличается от обжалования всех иных решений в ходе производства.

Заявление об окончании исполнительного производства

Пример заявления об окончании исполнительного производства

Заявление об окончании исполнительного производства

В производстве ОСП № 5 по г. Благовещенску Амурской области находится исполнительное производство № 23456/234/2021, возбужденное 15.10.2021 г. в соответствии с заявлением о возбуждении исполнительного производства. Исполнительный лист — судебный приказ Благовещенского городского судебного участка от 01.10.2021 г. по делу о взыскании алиментов на ребенка.

В соответствии со ст. 46 Закона об исполнительном производстве 18.10.2021 г. по моему заявлению мне возвращен предъявленный к исполнению исполнительный лист. Я был намерен самостоятельно направить исполинтельны1 лист работодателю, который выплачивает должнику заработную плату.

В соответствии со ст. 47 Закона в таких случаях исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пп. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»,

  1. Окончить исполнительное производство № 23456/234/2021 от 15.10.2021 г. в отношении Константинова Д.Ф. о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка, Константинову Д.Д.

Огнецова В.Л. 19.10.2021 г.

Основания подать заявление об окончании исполнительного производства

Случаи, когда исполнительное производство может быть окончено, устанавливает ст. 47 ФЗ. К ним относятся:

  • фактическое исполнение должником всех требований взыскателя (или их части), в том числе когда таких должников несколько в сводном исполнительном производстве и все они несут солидарную ответственность перед взыскателем;
  • возврат взыскателю исполнительного документа, в т.ч. по его заявлению, если розыск должника невозможен в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 65 Закона, если у должника нет имущества, за счет обращения взыскания на которое возможно исполнить решение суда или иного органа, при отказе от имущества должника и др.;
  • возврат исполнительного документа по требованию суда или иного органа власти, которые его выдали;
  • ликвидация, банкротство должника – юридического лица;
  • истечение срока давности предъявления к исполнению исполнительного документа;
  • направление копии исполнительного листа в организацию, которая будет удерживать подлежащие выплате взыскателю периодические платежи.

Этот перечень является исчерпывающим. И никакие другие основания не станут поводом окончить исполнительное производство. Кроме того, если в ходе исполнительного производства уже вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, то оно станет отдельным производством. И исполнительные действия по нему будут предприниматься независимо от основного, пусть уже оконченного, производства (кроме случаев, указанных в ч. 7 ст. 47 Закона).

Содержание и подача заявления об окончании исполнительного производства

Документ готовится в письменной форме при наличии основания окончить исполнительное производство. И если сам судебный пристав-исполнитель соответствующее постановление не выносит по собственной инициативе. Подает его любая из сторон исполнительного производства. В том числе должник, если это в его интересах. Например, для снятия ограничений выезда.

Заявление заинтересованное лицо подает тому судебному приставу-исполнителю, который ведет дело. Но можно направить его и в канцелярию службы с проставлением отметки о принятии его к рассмотрению.

Рассмотрение заявления об окончании исполнительного производства

Должностное лицо службы судебных приставов, рассмотрев поступившее к нему заявление об окончании исполнительного производства, выносит постановление об окончании исполнительного производства. Текст документа отменяет все ограничения для должника. И описывает, в какой части исполнены требования исполнительного документа. Сам исполнительный лист остается в деле (когда выполнены все требования, истек срок его давности) или судебный пристав направляет его взыскателю.

Читайте так же:  Получение свидетельства о праве на наследство право или обязанность

В этот же или на следующий день копия постановления об окончании исполнительного производства направляется должнику и взыскателю, в орган, выдавший исполнительный лист или вынесший решение.

Если вынесение постановления по заявлению об окончании исполнительного производства противоречит намерениям одной из сторон и законодательству РФ, подавайте заявление об отмене постановления об окончании исполнительного производства.

3.6. Окончание исполнительного производства

Окончание исполнительного производства — это процессуальное действие, совершаемое судебным приставом-исполнителем или судом (арбитражным судом) и означающее фактическое исполнение исполнительного документа, или случаи, когда исполнительные действия не производятся.

Закон об исполнительном производстве предусматривает различные формы окончания исполнительного производства, которые могут быть разделены на две группы.

2. Окончание исполнительного производства без производства исполнительных действий по причинам возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 Закона об исполнительном производстве (п. 3 ч. 1 ст. 47); возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ (п. 4 ч. 1 ст. 47); ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве (п. 6 ч. 1 ст. 47); признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве (п. 7 ч. 1 ст. 47); истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 Закона об исполнительном производстве), независимо от фактического исполнения этого акта (п. 9 ч. 1 ст. 47).

Общим для вышеотмеченных форм окончания исполнительного производства является то, что юридически окончание исполнительного производства оформляется путем вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства.

Основания окончания исполнительного производства, перечисленные в первой группе, объединяет то, что исполнительное производство обычно в этих случаях завершается с положительным результатом. Происходит либо реальное исполнение исполнительного документа — это значит, что защищаются, удовлетворяются, восстанавливаются права и интересы взыскателя, а цель исполнительного производства достигнута. Либо исполнительное производство заканчивается в отдельно взятом подразделении службы судебных приставов по причине направления исполнительного документа в организацию для единовременного или периодического удержания из заработка (дохода) должника; направления исполнительного документа из одной службы судебных приставов или одного подразделения в другие, с презумпцией того, что исполнение исполнительного документа будет производиться в других организациях, подразделениях, то есть цель исполнительного производства хотя и не столь очевидно, но тоже можно считать достигнутой.

Вторую группу оснований характеризует общий признак — окончание исполнительного производства происходит без производства исполнительных действий.

Исполнительные действия не производятся и исполнительное производство заканчивается, если исполнительный документ возвращается без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя. Это основание целиком основывается на диспозитивном характере исполнительного производства, согласно которому у основных участников исполнительного производства имеется возможность выбора вариантов поведения. Например, инициатива возбуждения исполнительного производства, согласно ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, может исходить от суда или иного органа, выдавшего исполнительный документ, либо взыскателя, которые имеют право предъявить исполнительный документ судебному приставу-исполнителю. Следуя принципу диспозитивности, указанные субъекты в любое время могут требовать возвращения исполнительного документа без исполнения. В этом случае судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве.

Другим основанием, при наличии которого окончание исполнительного производства происходит без производства исполнительных действий, является возвращение исполнительного документа по основаниям, указанным в ст. 46 Закона об исполнительном производстве (п. 3 ч. 1 ст. 47 указанного закона).

Согласно ст. 46 Закона об исполнительном производстве, исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю:

1) по заявлению взыскателя;

2) если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена;

3) если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда указанным законом предусмотрен розыск должника или его имущества;

4) если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными;

5) если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении исполнительного документа;

6) если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа.

В судебно-арбитражной практике некоторые из указанных оснований трактуются неоднозначно. Например, такое основание, как отсутствие у должника имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание, и принятие судебным приставом-исполнителем всех допустимых законом мер по отысканию имущества или доходов должника (п. 4 ст. 46 Закона об исполнительном производстве) не должно толковаться исходя из буквального смысла. На это обстоятельство обращено внимание в п. 9 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77. В частности, в нем указывается на то, что арбитражный суд правомерно признал незаконным постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенное на основании того, что должник заложенное имущество, на которое судом обращено взыскание, продал другому лицу. Правомерность действий арбитражного суда обосновывается тем, что, согласно ст. 353 ГК РФ, в случае перехода права собственности на заложенное имущество или права хозяйственного ведения им от залогодателя к другому лицу в результате возмездного или безвозмездного отчуждения этого имущества либо в порядке универсального правопреемства право залога сохраняет силу. Поскольку должник продал заложенное имущество, на которое судом уже обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель обязан был в установленном порядке принять меры к реализации заложенного имущества и тогда, когда это имущество находится у третьих лиц.

В случаях, предусмотренных п. 2-6 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом.

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа (ч. 3 ст. 46 Закона об исполнительном производстве).

Общим юридическим последствием возвращения исполнительного документа является окончание исполнительного производства. Причем, руководствуясь принципом диспозитивности, возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах сроков, предусмотренных законодательством, так как основаниями для возвращения исполнительного документа служат либо правораспорядительные действия взыскателя, либо объективные обстоятельства, которые могут быть со временем устранены или исправлены. Данный подход реализуется также и в судебно-арбитражной практике. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.12.2004 N А56-11239/04 отмечается, что возвращение исполнительного документа взыскателю не влечет за собой невозможности возобновления исполнительного производства и не препятствует новому предъявлению указанного документа к исполнению в пределах сроков, исчисляемых в соответствии со ст.

По общему правилу, исполненный исполнительный документ возвращается в суд или другой орган, выдавший документ. В правоприменительной практике возник вопрос: куда должны быть возвращены исполнительные листы о взыскании государственной пошлины или штрафа в доход государства в случае невозможности их исполнения?

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2002 г. (по гражданским делам), утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.07.2002*(161), дается следующее разъяснение.

Согласно ст. 50 БК РФ, государственная пошлина включается в состав налоговых доходов федерального бюджета. Указанный платеж, согласно ст. 13 НК РФ, относится к федеральным налогам и сборам, обязательным к уплате на всей территории РФ, контроль за полнотой и своевременностью внесения которых возложен на налоговые органы. В случае невозможности исполнения требования по исполнительному листу о взыскании государственной пошлины в доход государства этот документ должен быть возвращен в налоговые органы. В случае невозможности произвести исполнение по исполнительному документу о взыскании с должника штрафа, который на основании п. 1 ст. 46 БК РФ подлежит зачислению в местный бюджет по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о его наложении, исполнительный документ возвращается в органы федерального казначейства по месту нахождения должника.

Таковы общие правила возвращения исполнительного документа, следствием которого является окончание исполнительного производства без производства исполнительных действий.

Наконец, окончанием исполнительного производства может служить прекращение исполнительного производства судом или судебным приставом, последнее также является новеллой законодательства об исполнительном производстве.

Согласно ст. 43 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство прекращается судом в случаях:

1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);

Читайте так же:  Требования к соискателю ученой степени кандидата наук

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

2) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

3) утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

4) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

6) прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.

Основания для прекращения исполнительного производства судебным приставом сформулированы в законе исчерпывающим образом, следовательно, по иным основаниям прекращение невозможно. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.04.2005 N А52/4518/2003/1 отмечается, что требование судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства по делу о взыскании с ОАО задолженности по кредитному договору, обоснованное тем, что в отношении ОАО введено конкурсное производство и исполнительный лист по делу направлен конкурсному управляющему общества, не подлежит удовлетворению, так как указанные обстоятельства не предусмотрены законодательством в качестве оснований для прекращения исполнительного производства.

Последствиями прекращения исполнительного производства являются (ст. 44 Закона об исполнительном производстве):

1) окончание исполнительного производства без производства исполнительных действий;

2) после вступления определения суда о прекращении исполнительного производства в законную силу судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению;

3) исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению;

4) копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения и о возбуждении исполнительного производства в порядке, установленном ч. 2 ст. 44 Закона об исполнительном производстве, направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства;

5) прекращенное исполнительное производство не может быть возобновлено вновь.

Необходимо учитывать, что, согласно разъяснению, данному в письме Минфина России от 21.12.2000 N 06-5893*(162), в случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ, исполнительский сбор в обязательном порядке должен быть возвращен должнику.

Вопрос о прекращении исполнительного производства решается в установленном ст. 45 Закона об исполнительном производстве порядке, который аналогичен процедуре приостановления исполнительного производства.

По прекращенному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются.

Процедура окончания исполнительного производства. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание (ч. 3 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество. При окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение судебных приставов по основаниям, установленным Законом об исполнительном производстве, отмена розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также установленных для должника ограничений может не производиться. Полномочия по отмене розыска, а также по изменению и отмене ограничений переходят к судебному приставу-исполнителю, которому передано исполнительное производство.

Если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное ч. 7 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.

По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве, самостоятельно или в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 указанного Закона.

В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения (ч. 9 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

4.2. Особенности окончания исполнительного производства

Окончание исполнительного производства является самостоятельной формой завершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в отношении должника, в том числе и при принудительной реализации требований, не представляющих собой передачу имущества.

Исполнительное производство по таким требованиям может быть окончено в соответствии с п. 1 — 7, 9 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве.

1. Фактическое исполнение требований исполнительного документа. Указанное основание применяется в тех случаях, когда достигнут правовой результат, который был указан в исполнительном документе. По общему правилу объем исполнения должен быть полным. Вопрос о том, когда считать требования исполнительного документа фактически исполненными, зависит от характера требования, зафиксированного в этом документе. Так, если должник обязан совершить активные действия, направленные на достижение однократного результата, то фактическое исполнение наступит тогда, когда последнее из совокупности требуемых действий будет исполнено. Если направленность действий должника имеет целью ряд повторяющихся результатов или продолжительный во времени правовой результат (в том числе непринятие активных действий в целях реализации взыскателем своего права), представляется, что исполнительное производство должно оканчиваться фактическим исполнением по истечении общего срока на совершение исполнительных действий при условии отсутствия сопротивления со стороны должника в реализации требуемых от него действий. В случаях когда к моменту истечения общих сроков исполнительного производства действия должника препятствуют наступлению правового результата — либо указанного в исполнительном документе, либо приемлемого для взыскателя, — исполнительное производство должно продолжаться. После истечения общего срока на совершение исполнительных действий исполнительное производство также не должно оканчиваться сразу же, как только должник начал вести себя сообразно требованиям исполнительного документа, судебному приставу-исполнителю следует «подождать» определенный период (5 — 10 дней в зависимости от характера требований и предыдущей «активности» должника представляются оптимальным вариантом для этого) до вынесения постановления об окончании исполнительного производства.

На окончание исполнительного производства фактическим исполнением по требованиям, не заключающимся в передаче имущества, могут оказывать влияние не только субъект исполнения (в случаях, когда требование носит личный характер) и полный объем исполненного требования, но и способ исполнения, порядок совершения действий, указанных в документе, сроки их совершения, другие обстоятельства, если они прямо указаны в самом исполнительном документе. Кроме того, в таких случаях решающее значение может иметь согласие взыскателя принять результаты произведенного должником исполнения.

2. Фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство. Ситуация предъявления нескольких исполнительных документов по солидарному взысканию о совершении определенных действий (не заключающихся в передаче имущества) в разные территориальные подразделения Службы судебных приставов имеет право оказаться действительностью, на основании чего судебному приставу-исполнителю должна быть предоставлена возможность объединить такие требования в сводное исполнительное производство. Следовательно, данное основание будет применимо и при исполнении требований, не заключающихся в передаче имущества, если возможность их объединения в сводное исполнительное производство будет закреплена на законодательном уровне.

3. Возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, установленным ст. 46 Закона об исполнительном производстве, а именно:

а) по заявлению взыскателя.

Взыскатель обладает правом отозвать предъявленный им исполнительный документ на протяжении всего исполнительного производства, что продиктовано действием в отношении его принципа диспозитивности, предоставляющего ему возможность в любой момент распорядиться принадлежащим ему субъективным правом . Указанный принцип предстает не в форме отказа взыскателя от взыскания (что является основанием для прекращения исполнительного производства), а в форме «отзыва исполнительного документа» , отказа от продолжения процедуры принудительной реализации. Право обратиться к судебному приставу-исполнителю за возвращением исполнительного документа существует у взыскателя на протяжении всего исполнительного производства до момента полного исполнения предписаний, содержащихся в исполнительном документе. Условием, позволяющим возвратить исполнительный документ, является полное либо частичное неисполнение требований исполнительного документа. Однако при исполнении требований, не заключающихся в передаче имущества, окончание исполнительного производства в случае реализации взыскателем данного права может быть связано с рядом сложностей. Так, если процедура принудительного исполнения достаточно сложная, многоступенчатая, включает привлечение большого количества субъектов, то вынесение постановления об окончании исполнительного производства по заявлению взыскателя о возвращении ему исполнительного документа возможно только после того, как пристав уведомит остальных участников исполнения о предстоящем окончании процедуры принудительной реализации предписаний. Между тем после возвращения исполнительного документа взыскателю последний может предъявить его в любой момент в пределах срока исполнительской давности. Ввиду комплексного характера исполнения и масштаба реализуемых процедур полноценное действие принципа диспозитивности в отношении взыскателя может привести к необоснованному дисбалансу интересов взыскателя и должника, а также к негативному влиянию на исполнительное производство в целом, поскольку обширная по объему и содержанию деятельность в таком случае будет окончена «нулевым результатом». Возможно, право взыскателя отозвать исполнительный документ по особо сложным производствам (например, связанным с большим кругом привлекаемых субъектов, масштабным объемом и сложностью действий, являющихся предметом исполнения, и т.п.) должно быть ограничено, в случае если непосредственная реализация предписаний исполнительного документа уже началась;

Читайте так же:  Оформить кредит контакт банк

См.: Авдеенко Н.И. Механизм и пределы регулирующего воздействия гражданско-процессуального права. Л., 1969. С. 54; Семенов В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. М., 1982. С. 118 — 119; Основные принципы гражданского процесса / Под ред. М.К. Треушникова, З. Чешки. М., 1991. С. 72 (авторы — С.А. Иванова, А. Винтерова); Кузнецов В.Ф. Система исполнительного производства. Челябинск, 2001. С. 34; Грицай О.В. Принципы современного исполнительного производства // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. N 6. С. 38 — 39; Исаенкова О.В., Демичев А.А. Исполнение судебных исполнительных документов: проблемы правоприменения и перспективы правотворчества. М., 2005. С. 22; Воронов А.Ф. Принципы гражданского процесса: прошлое, настоящее, будущее. М., 2009. С. 259; Исаенкова О.В. Проблемы исполнительного права в гражданской юрисдикции: Дис. . д.ю.н. Саратов, 2003. С. 170, 174.

Кузнецов В.Ф. Система исполнительного производства: вопросы теории и практики: Дис. . д.ю.н. Челябинск, 2004. С. 67.

б) если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена.

Факт временной невозможности исполнения может заключаться во временных сбоях в деятельности должника или третьих лиц, в отсутствии необходимых для исполнения материалов или предметов, если согласно смыслу исполнения они не могут быть заменены, в любых других препятствующих исполнению в данный момент условиях и обстоятельствах, которые с течением времени могут быть устранены, но эта возможность наступит за пределами общего срока на совершение исполнительных действий. При этом такая невозможность не должна быть основанием для приостановления исполнительного производства . Временная невозможность исполнения может также означать полное или частичное бездействие должника или его неприемлемые для взыскателя действия, когда личное участие должника является обязательным условием исполнения притязаний взыскателя. Представляется в этом случае целесообразным закрепление общего правила о том, что истечение количественного (например, двукратного) срока исполнения требований исполнительного документа предоставляет судебному приставу-исполнителю право окончить исполнительное производство при условии, что либо установлена невозможность исполнения требований исполнительного документа в общие сроки совершения исполнительных действий, либо должником не было предпринято действий, свидетельствующих о добросовестной реализации им требований, закрепленных в исполнительном документе;

Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» / Под ред. В.В. Яркова. С. 216 (автор комментария — Н.А. Панкратова).

в) если невозможно установить местонахождение должника, за исключением случаев, когда предусмотрен розыск должника. Розыск должника при исполнении требований о понуждении должника совершить определенные действия (не заключающиеся в передаче имущества) или воздержаться от их совершения является обязательным тогда, когда требования исполнительного документа не могут быть исполнены без его участия. Во всех других случаях данное основание окончания исполнительного производства применимо и к требованиям, не представляющим собой передачу имущества. Думается, указанное основание может применяться при реализации рассматриваемых требований, предметом которых является бездействие должника. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что выполнять обязанность по бездействию, т.е. не предпринимать активных действий может только лицо, поименованное в исполнительном документе. Учитывая, что случаи неизвестности нахождения такого должника хоть и сравнительно редки, но все же потенциально возможны, объявление розыска в этом случае нецелесообразно: искать лицо, чтобы обязать его бездействовать, просто бессмысленно, так как если о нем и его активности нет никаких сведений, препятствий взыскателю оказывать такой должник не может. Вместе с тем здесь нельзя говорить о выполнении требований исполнительного документа, поскольку участие должника в этом случае обязательно;

г) если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа. Указанное основание для возвращения исполнительного документа наиболее актуально в случаях реализации исполнительных документов, содержащих требования, не заключающиеся в передаче имущества, при которых исполнение не может иметь место без участия взыскателя. Имеются в виду ситуации, когда по возбужденному исполнительному производству взыскатель обязан принять исполнение должника, но не делает этого. Норма сформулирована таким образом, что ее буквальное толкование позволяет говорить о том, что сопротивление со стороны взыскателя может быть только активным — совершение «действий». Комментаторская позиция расширительно толкует это правило, понимая под ним не только активные поступки взыскателя, но и несовершение им обязательных для исполнения мероприятий . Под регулирование данного положения могут подпадать самые разные случаи (например, взыскатель может просто не явиться для принятия исполнения должника), важно одно: взыскатель в активной или пассивной форме не предоставляет возможности должнику выполнить требования о совершении им определенных действий или воздержании от их совершения. Такая обязанность взыскателя может быть указана в исполнительном документе либо следовать из существа обязательства .

Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» / Под ред. В.В. Яркова. С. 218 (автор комментария — Н.А. Панкратова).

Так, судебным приставом-исполнителем исполнительное производство было окончено по указанному основанию после четырехкратного отказа взыскателя подписать договор с обществом-должником о покупке акций этого общества. Нежелание взыскателя заключить договор было мотивировано тем, что стоимость акций, подлежавших передаче должнику, была значительно занижена (Определение ВАС РФ от 16 декабря 2010 г. N ВАС-16886/10 по делу N А63-3131/2010. [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»).

Однако конкретный срок, когда судебный пристав-исполнитель наделяется возможностью окончить исполнительное производство, не регламентирован. В связи с этим для избежания злоупотреблений со стороны взыскателей представляется приемлемым закрепление положения о том, что если участие взыскателя в силу характера требований, содержащихся в исполнительном документе, является обязательным, то после истечения общего срока на совершение исполнительных действий по реализации предписаний исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о возвращении исполнительного документа взыскателю и об окончании исполнительного производства. При этом, как указывалось ранее, общий срок совершения исполнительных действий неразрывно связан с характером требований и статусом сторон исполнительного производства. В тех случаях, когда процедура исполнения многоступенчатая или в ней участвуют публичные образования, такой срок неизбежно будет больше, чем два месяца со дня возбуждения исполнительного производства.

4. Истечение срока давности исполнения акта по делу об административном правонарушении независимо от фактического исполнения этого акта. Данное основание окончания исполнительного производства сообщается с ч. 9 ст. 36 Закона об исполнительном производстве, также устанавливающей форму завершения исполнительного производства в виде окончания. Однако эти правила не соответствуют ч. 6 ст. 43 Закона, отсылающей к ч. 4 ст. 31.7 КоАП, где также закреплено основание истечения сроков исполнительной давности, но в форме прекращения исполнительного производства. Думается, что в этом случае должен работать именно вариант прекращения исполнительного производства, поскольку основания для завершения процедуры принудительной реализации исполнительного документа носят объективный и неустранимый характер, наступление которого не зависит от воли лиц, участвующих в исполнительном производстве.