Иск целевого назначения

Оглавление:

Исковое заявление в арбитражный суд о возмещении убытков, причиненных изменением целевого назначения земельного участка

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о возмещении убытков, причиненных изменением целевого назначения земельного участка

Истцу на праве __________________ (собственности/аренды/бессрочного пользования/пожизненного наследуемого владения) принадлежит земельный участок площадью __________ с кадастровым номером __________, расположенный по адресу _______________, что подтверждается __________________________.

Целевое назначение земельного участка — ___________________, что подтверждается __________________________.

По ходатайству Третьего лица N _____ от «___»__________ ____ г. без согласования с Истцом целевое назначение принадлежащего Истцу земельного участка было изменено Ответчиком с категории _________________ на категорию ___________________.

В результате изменения целевого назначения земельного участка истцу были причинены убытки в виде ______________ в размере _____ (_________) рублей, что подтверждается _______________________.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ убытки, причиненные изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с вышеизложенным и руководствуясь пп. 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ, ст. 15 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ, прошу:

взыскать с Ответчика убытки в виде _________________ в размере ____ (________) рублей, причиненные в результате изменения целевого назначения земельного участка.

1. Документы, подтверждающие право Истца на земельный участок.

2. Копия документа, подтверждающего целевое назначение земельного участка.

3. Копия ходатайства Третьего лица N ___ от «___»__________ ____ г.

4. Документы, подтверждающие отсутствие согласия Истца на изменение целевого назначения участка.

5. Документы, подтверждающие причинение убытков Истцу и их размер.

6. Расчет суммы исковых требований.

7. Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление Ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют.

8. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

9. Доверенность представителя от «___»__________ ____ г. N ___ (если исковое заявление подписывается представителем истца).

10. Копия Свидетельства о государственной регистрации Истца в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя от «___»__________ ____ г. N ___.

11. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства Истца и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых .

12. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых Истец основывает свои требования.

Разъяснения, касающиеся документов, которые могут быть представлены в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ, см. в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения Истца в арбитражный суд.

Комментарий к СТ 8 ЗК РФ

Статья 8 ЗК РФ. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

Комментарий к статье 8 ЗК РФ:

1. Комментируемая статья устанавливает органы, уполномоченные принимать решения по переводу земель из одной категории в другую. В настоящей статье установлены два критерия для определения полномочного органа: форма собственности на определенный земельный участок и категория земель.

В отношении земель населенных пунктов предусмотрен более сложный порядок изменения их категории, связанный с процедурой изменения или установления границ населенных пунктов. Установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (см. комментарий к ст. 84). Изменение границ муниципального образования осуществляется в соответствии с ФЗ о местном самоуправлении (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822) с согласия населения или с учетом мнения населения в зависимости от характера изменения границ.

Законодатель особо выделил туристско-рекреационную особую экономическую зону, закрепив, что установление или изменение границ этой зоны, а также включение земельных участков в ее границы либо исключение земельных участков из границ такой зоны является переводом земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов.

Публичные органы власти, осуществляя такой перевод, определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землей этим пользователем, а назначение земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляют контроль за правовым режимом земель в зависимости от их целевого назначения.

Перевод земель — это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельных участков, так и всех иных лиц (см. Определение ВС РФ от 19.09.2007 N 5-В07-51).

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК, ФЗ о переводе земель из одной категории в другую, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

До разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе: земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд; земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В иных случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления. Исключение составляет отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до 5 января 2005 г., которое осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается соответствующее ходатайство о переводе в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на его рассмотрение. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются: органами государственной власти субъектов РФ — в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации; Правительством РФ — в отношении иных земель.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются:

1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

3) выписка из ЕГРП о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе в следующие сроки:

1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством РФ;

2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Акт о переводе земель или земельных участков не может быть принят на определенный срок. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение 14 дней со дня принятия такого акта. Основания для отказа в рассмотрении ходатайства, а также основания для отказа в переводе установлены в ст. ст. 3, 4 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую.

Названный Федеральный закон устанавливает ограничения и иные особенности для перевода земель и земельных участков определенной категории (гл. 2). В последние годы переводы земель коснулись в большей степени земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса.

Действующее федеральное земельное законодательство не устанавливает порядок изменения целевого назначения в рамках отдельной категории земель. Ранее в законодательстве определялись лишь отдельные случаи изменения целевого назначения земель (см., например, Указ Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», Постановление Правительства РФ от 19.09.1997 N 1200 «О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда»).

Читайте так же:  Договор о разделении расходов

Субъекты РФ вправе принять свои правила изменения целевого назначения земель при сохранении существующей категории земель (ст. 2 ЗК РФ, ст. 72 Конституции России). Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы не вправе самостоятельно менять целевое назначение, установленное при предоставлении земельного участка (см. Постановление ФАС Московского округа от 15.06.2005 N КА-А41/4959-05). Решение об изменении целевого назначения по заявлению заинтересованного лица вправе принимать органы, уполномоченные предоставлять земельные участки на данной территории.

2. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК категорий земель является обязательным. Категория земель, к которой относится конкретный земельный участок, является одним из его индивидуализирующих признаков. Комментируемая статья перечисляет документы, в которых должна быть указана категория земель.

Исходя из особенности выделения земель населенных пунктов все земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. В случае если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в этих случаях осуществляется в общем порядке, установленном ФЗ о переводе земель из одной категории в другую.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший акт о переводе земель или земельных участков, направляет копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством РФ, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение. О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи ЕГРП.

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи ЕГРП. Переоформления правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.

3. Признание недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую осуществляется в судебном порядке. Решение о признании таких актов недействительными может привести к признанию недействительными сделок, заключенных на основании этих актов.

Подведомственность дел определяется по правилам гл. 3 ГПК и гл. 4 АПК РФ.

Нецелевое использование земли: каковы последствия и условия наступления ответственности

Руководствуясь ст. 7 ЗК РФ, суды признают нецелевым использование земельного участка не в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель. Кроме того, зачастую суды оперируют термином «нецелевое использование земельного участка» также в случае использования участка не в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования (ВРИ). Следствием этого, в частности, может быть требование о сносе самовольных построек. Примеры того, как суды квалифицируют действия ответчика в связи с заявленными истцом доводами о нецелевом использовании земельного участка, а также возможных последствий нецелевого использования земли — в материале.

Определении от 02.08.2016 № 35-КГПР16-12 Верховный суд РФ поддержал выводы нижестоящих инстанций, признавших действия ответчика нецелевым использованием земельного участка и обязавших снести возведенные на данном участке постройки.

В этом деле собственник земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения (сельхозугодья), возвел на его территории ангары. По его словам, строения предназначались для хранения сельскохозяйственной продукции. С исковыми требованиями о сносе данных строений обратился прокурор, который представил суду доказательства использования ангаров для хранения самолетов. В результате суд поддержал доводы прокурора о нецелевом использовании земельного участка и обязал ответчика снести указанные строения.

Представляет интерес позиция о том, что нецелевое использование здания (его части), расположенного на земельном участке, не является признаком нецелевого использования земельного участка (постановление ВС РФ от 20.02.2015 по делу № 305-АД14-5167, А41-20594/14). Такая позиция представляется небесспорной, поскольку фактически хозяйственная деятельность лица на земельном участке во многом определяется тем, как используются размещенные на нем объекты, а нецелевое использование объектов недвижимости связано с нецелевым использованием земельного участка.

Так, например, в одном деле собственник земельного участка, которому присвоен ВРИ «Эксплуатация складского комплекса», использовал находящиеся на нем складские помещения для размещения офисов (постановление АС Московского округа от 11.07.2017 по делу № А40-151922/2016). Суды не согласились с доводами Управления Росреестра о том, что данный факт свидетельствует о нецелевом использовании земельного участка. Напротив, они указали, что использование помещений в нежилом здании относится к вопросу использования объекта недвижимости, а не земельного участка.

Аналогичного подхода придерживался АС Центрального округа в постановлении от 07.12.2017 № Ф10-4923/2017 по делу № А08-72/2017, установив, что одно из помещений нежилого здания производственного назначения, расположенного на земельном участке, имеющем ВРИ «Для размещения и эксплуатации производственных зданий и сооружений», используется в торговой деятельности.

При этом в другом деле суд признал незаконными действия ответчика по возведению и эксплуатации торгового павильона на земельном участке, имеющем ВРИ «Для обслуживания здания клуба». Суд отклонил доводы ответчика о том, что торговый павильон используется им для обслуживания клуба, а следовательно, его возведение не свидетельствует о нецелевом использовании участка (постановление ВС РФ от 24.03.2016 № 31-АД16-3).

Интерес также представляет постановление ВС РФ от 12.05.2017 № 31-АД17-5. В этом деле собственник земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов и с ВРИ «Для эксплуатации гаражного бокса», разместил на кровле гаражного бокса опору станции сети сотовой радиотелефонной связи с соответствующим оборудованием. Таким образом, по мнению Управления Росреестра, собственник использовал земельный участок не по целевому назначению. Суд не согласился с данной позицией, указав следующее.

В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков (утв. приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, далее — Классификатор) установлено, что содержание ВРИ допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное. Основываясь на положениях Классификатора и разъяснениях Минэкономразвития России, приведенных в письме от 18.03.2016 № Д23и-1239, суд пришел к выводу, что размещение антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым ВРИ (в том числе на земельных участках, в ВРИ которых специально не оговорено размещение объектов связи) без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.

В дополнение к случаям нецелевого использования земельного участка следует отметить, что использование земельного участка не в соответствии с целью его предоставления, указанной, например, в договоре аренды, может стать основанием для расторжения данного договора, а также применения договорной ответственности, если таковая предусмотрена (см. определения ВС РФ от 17.02.2017 по делу № А81-293/2016, от 17.02.2016 по делу № А40-206687/2014, постановления АС Московского округа от 29.05.2017 по делу № А40-102752/16, Уральского округа от 16.09.2015 по делу № А60-38963/2014). В частности, за несоблюдение цели предоставления земельного участка может быть взыскана неустойка или арендная плата, рассчитанная с учетом повышающего коэффициента.

При этом факт использования земельного участка в соответствии с целевым назначением (то есть при отсутствии нарушений, связанных с использованием земельного участка не в соответствии с категорией земель и ВРИ) не исключает гражданско-правовую ответственность арендатора за использование земельного участка не в соответствии с целью его предоставления и право арендодателя требовать расторжения договора.

Так, например, АС Московского округа удовлетворил требование арендодателя о расторжении договора аренды земельного участка, предоставленного для целей эксплуатации здания кафе, после того, как это кафе было снесено арендатором (постановление от 29.05.2017 по делу № А40-102752/16). Суд указал, что снос здания кафе следует квалифицировать на основании ст. 451 ГК РФ как существенное изменение обстоятельств, предоставляющее арендодателю земельного участка право на досрочное расторжение договора аренды.

Суды удовлетворяют требования о расторжении договора аренды при схожих обстоятельствах, применяя также нормы ст. 450, п. 1 ст. 619 ГК РФ о существенном нарушении условий договора как основания для его расторжения.

Вместе с тем не только факт нецелевого использования земельного участка может привести к неблагоприятным последствиям, но и неиспользование земельного участка в случаях, предусмотренных ч. 2, 2.1 и 3 ст. 8.8 КоАП РФ.

Рассмотрим отдельные вопросы наступления ответственности за нецелевое использование земельных участков более детально.

Привлечение к административной ответственности

Административная ответственность за нецелевое использование земельных участков установлена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. При этом под действие данной статьи подпадает использование участка как не в соответствии с целевым назначением с учетом его категории, так и с нарушением ВРИ.

Например, согласно статистике, опубликованной Росреестром (уполномоченным на рассмотрение данной категории дел), по состоянию на 1 января 2016 г. за использование земельных участков не по целевому назначению было привлечено к ответственности 5861 лицо, общая сумма наложенных штрафов составила более 200 млн руб., при этом было устранено менее половины выявленных нарушений — всего 2625 (данные доступны на сайте Росреестра в разделе «Статистическая отчетность»).

Санкцией за совершение правонарушения по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ является штраф. С марта 2015 г. размер штрафов был существенно увеличен, а также был установлен новый механизм расчета штрафа: в размере, кратном в процентном выражении кадастровой стоимости участка. Теперь на организацию может быть наложен штраф в размере от 1,5 до 2% кадастровой стоимости участка, но не менее 100 000 руб. (ранее ответственность организаций ограничивалась 50 000 руб.)

Следует отметить, что действия могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, даже если лицо использовало не в соответствии с целевым назначение только часть земельного участка, а не весь участок целиком (см. постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 № 71/13 по делу № А67-4294/2012).

Читайте так же:  Налог на прибыль от продажи квартиры в 2019 году

Спорный вопрос связан с подведомственностью дел об обжаловании привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Так, многие арбитражные суды, руководствуясь разъяснениями ВС РФ (п. 33 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), указывают, что данное нарушение относится к нарушениям в сфере природопользования, не связано с предпринимательской деятельностью и далеко не во всех случаях может рассматриваться в арбитражном суде (Определение ВС РФ от 04.09.2017 по делу № А40-227685/2016).

В некоторых делах, напротив, суд указывает на незаконность прекращения производства по делу арбитражным судом, поскольку привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ напрямую затрагивает экономические (предпринимательские) интересы лица и не может обжаловаться в судах общей юрисдикции (Определение ВС РФ от 26.09.2017 по делу № А56-5983/2016).

Обязание привести земельный участок в пригодное для использования (исходное) состояние

Устранение нарушений целевого использования земельного участка в натуре является распространенным способом защиты прав на земельный участок и охраны земельного участка как природного объекта.

Требование о приведении участка в исходное состояние может быть связано с обязанностью освободить его от незаконно размещенных некапитальных объектов, например торговых палаток, а также самовольно возведенных объектов недвижимости (постановление АС Московского округа от 28.07.2017 по делу № А41-33933/2016). Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние осуществляется самими нарушителями или за их счет (п. 2 ст. 62 и п. 3 ст. 76 ЗК РФ).

При рассмотрении требований о приведении земельного участка в исходное состояние суды также обязывают нарушителя обеспечить рекультивацию участка и восстановить почвенный слой, нарушенный в результате его нецелевого использования. В первую очередь такие требования заявляются в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения (см., например, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2016 по делу № А78-11504/201).

При этом суд может обязать лицо, уже осуществившее рекультивацию поврежденного земельного участка, возместить вред еще и в денежной форме. Такое двойное взыскание применимо, если суд установит, что восстановление состояния земельного участка возможно лишь частично, в том числе в силу наличия невосполнимых экологических потерь, в связи с чем в полном объеме вред должен возмещаться не только в натуре, но и в денежной форме (п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», Определение ВС РФ от 17.07.2017 по делу № А34-5469/2014).

Взыскание убытков, причиненных нецелевым использованием земельного участка

Зачастую нецелевое использование земельного участка приводит к причинению вреда участку как природному объекту. На настоящий момент сформирована обширная судебная практика по возмещению вреда, причиненного земельным участкам (на основании ст. 15 ГК РФ, п. 1 ст. 62, п. 1 ст. 76 ЗК РФ). При этом положения земельного и гражданского законодательства применяются судами в тесной увязке с нормами природоохранного законодательства (ст. 77—79 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Причинение вреда земельному участку может быть связано, например, с неправомерным использованием участка для складирования мусора, строительных материалов, замощением части участка, размещением объектов недвижимого имущества (см., например, Определение ВС РФ от 29.08.2017 по делу № А43-16958/2016). Вопрос оценки размера и возмещения вреда особенно остро стоит в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Для взыскания убытков с нарушителя необходимо доказать наличие вреда, его размер и причинно-следственную связь между действиями лица и причиненным вредом. При этом размер вреда определяется в соответствии с утвержденными таксами и методиками, например Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238).

Помимо возмещения вреда, причиненного нецелевым использованием, с нарушителя могут быть взысканы иные убытки, например расходы собственника земельного участка на снос (демонтаж) объектов, возведенных не в соответствии с разрешенным использованием участка, а также недополученная прибыль правообладателя участка в связи с невозможностью его использования.

Прекращение прав арендаторов, землепользователей на земельный участок, изъятие земельного участка у собственника

Основаниями для принудительного прекращения ограниченных прав на землю (в частности, права постоянного (бессрочного) пользования) и прав аренды, безвозмездного пользования участком являются использование земельного участка не по целевому назначению, а также использование участка, приводящее к порче земель, невыполнение правообладателем обязанности по рекультивации и восстановлению состояния участка. Отметим, что, исходя из буквального толкования соответствующих положений ЗК РФ (ст. 45—47), использование участка не в соответствии с его разрешенным использованием в число таких оснований не входит.

При этом, исходя из сложившейся практики, во многие договоры аренды земельных участков включается условие о праве арендодателя в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения договора при нарушении арендатором как разрешенного использования, так и цели предоставления участка в аренду.

Статья 285 ГК РФ, в свою очередь, предусматривает, что земельный участок может быть изъят у собственника, если его использование осуществляется с нарушением требований законодательства, в частности не в соответствии с целевым назначением. В судебной практике существуют единичные и исключительные случаи применения данной нормы, что позволяет оценить данный инструмент как декларативный и фактически не работающий.

Вместе с тем в судебной практике существуют примеры судебного изъятия земельных участков у собственника по специальным основаниям, установленным для земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок может быть изъят у собственника в судебном порядке, если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель (Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения утверждены постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 № 612), а также в случае неиспользования в течение трех и более лет подряд участка для ведения сельского хозяйства, если ранее в рамках земельного надзора были выявлены нарушения в его использовании.

Отметим, что абсолютное большинство изъятий земельных участков связано именно с неиспользованием участков для сельскохозяйственного производства (см., например, Определение ВС РФ от 10.10.2016 по делу № А66-10514/2015).

Однако в целом институт изъятия земельных участков в связи с нецелевым использованием, в отличие от механизма прекращения права аренды, в правоприменительной практике не слишком развит. Скорее всего, причина кроется в том, что суды опасаются принимать такие крайне меры, как прекращение права собственности нарушителя.

Иные виды ответственности и негативные последствия нецелевого использования земельных участков

Статьями 74 и 75 ЗК РФ предусмотрены также уголовная (ст. 254 «Порча земель») и дисциплинарная (применяемая к работникам и должностным лицам) ответственность, которые могут применяться при нецелевом использовании земельных участков.

Также не стоит забывать, что размещение здания, сооружения на земельном участке не в соответствии с его разрешенным использованием свидетельствует о самовольности постройки, которую могут снести по решению суда (п. 1 ст. 222 ГК РФ).

Среди иных последствий нецелевого использования следует упомянуть также повышение ставки земельного налога в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства (п. 1 ст. 394 НК РФ).

Таким образом, нецелевое использование земельных участков чревато существенными негативными последствиями как материального, так и неимущественного характера, что необходимо учитывать текущим землепользователям и лицам, приобретающим права на земельные участки.

Изменение целевого назначения нежилого помещения для открытия продовольственного магазина

Помещение переводилось в нежилой фонд с назначением: магазин непродовольственных товаров. В свидетельстве, в назначение помещения указано: нежилое

В экспликации указан тип: Торговое

Требуется ли вносить изменения при открытии продовольственного магазина, аптеки, детского центра?

И какие разрешения требуются для открытия продовольственного магазина?

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 552 вопроса .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Чтобы использовать помещение в коммерческих целей, главное чтобы оно являлось нежилым, то что указано в экспликации, имеет второстепенное значение.

Чтобы использовать коммерческое помещение в той или иной коммерческой деятельности, необходимо знать требования (СанПин, ГОСТы), которые предъявляются к тому или иному виду деятельности. Например требования к помещению если оно будет использоваться для детского частного сада одно, а для точки общепита другое. Следовательно при смене деятельности возможно потребуется перепланировка, а может и ничего переделывать не понадобиться.

Каких то разрешений о том, чтобы использовать помещение для продовольственного магазина получать не нужно.

Необходимо только направить уведомление в адрес Управления Роспотребнадзора

Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584) (ссылка на Постановление base.garant.ru/12168518/).

Консультация юриста бесплатно

Здравствуйте. Тут нужно соответствие санпин

Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»

так же при торговле придется соблюдать тр тс 021 — о безопасности пищевых продуктов- это так же вопросы хранение- холодильники и т.д.

аптеки, детского центра?
Дмитрий

Сюда придется получать сан эпид заключение. — это отдельная процедура через роспотребнадзор- и там помещения смотрят очень внимательно

и это в плюс к соблюдению сан пин по аптекам или детским учреждениям. (для аптеки еще нужна будет лицензия, выдается после сан эпид заключения)

Если вдруг открывать допустим общепит -там опять санпины —

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, ИЗГОТОВЛЕНИЮ
И ОБОРОТОСПОСОБНОСТИ В НИХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЫРЬЯ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕПРАВИЛА
СанПиН(СП) 2.3.6.1079-01

В любом случае- уведомить роспотрбенадзор о начале деятельности — ст 8 фз 294

Пожарную безопасность не беру- она требуется везде

Достаточно, чтобы помещение соответствовало всем необходимым требованиям.

В зависимости от вида деятельности могут быть специальные требования, однако есть также и общие требования:

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 7 сентября 2001 г. N 23«О введении в действие санитарных правил»
2.2. Организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях, а также размещаться на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работников этих организаций. Размещение организаций торговли в жилых домах и зданиях иного назначения осуществляется в соответствии со СНиПами «Общественные здания и сооружения»,«Жилые здания».
Деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. При размещении организаций торговли в зоне промышленных предприятий и иных объектов они не должны оказывать вредного влияния на организацию торговли.

5.1. В организациях торговли, расположенных в жилых зданиях или зданиях иного назначения, не допускается оборудовать машинные отделения, холодильные камеры, грузоподъемники непосредственно под (рядом с) жилыми помещениями.
5.2. В организациях торговли все помещения должны располагаться с учетом поточности, отсутствия встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей.
5.3. Организации торговли, при наличии в них специализированных отделов, должны иметь изолированные и специально оборудованные помещения для подготовки пищевых продуктов к продаже: разрубочная для мяса, помещения для подготовки гастрономических и молочно-жировых продуктов, рыбы, овощей и др.
5.4. Помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже должны быть приближены к загрузочным и местам реализации и не должны быть проходными.
В организациях торговли необходимо предусматривать отдельные фасовочные для разных групп пищевых продуктов. Фасовочные для скоропортящихся пищевых продуктов оборудуются холодильным оборудованием для хранения продуктов.
Фасовочные помещения оборудуются двухгнездными моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковинами для мытья рук.
5.5. В организациях торговли, работающих с контейнерами, оборудуются помещения для хранения контейнеров и их санитарной обработки.
5.6. В организациях торговли допускается продажа непродовольственных товаров в промышленной упаковке. Складские помещения для продовольственных и непродовольственных товаров должны быть раздельными. В торговых залах выделяются отдельные торговые зоны (отделы, места) для реализации продовольственных и непродовольственных товаров. Реализация непродовольственных товаров не должна осуществляться в непосредственной близости от отделов, реализующих пищевые продукты. Расфасовка непродовольственных товаров в организациях продовольственной торговли запрещается.
В организациях торговли, расположенных в сельской местности, условия совместной реализации продовольственных и непродовольственных товаров определяются по согласованию с территориальным центром госсанэпиднадзора.
5.7. Прием и хранение стеклотары осуществляется в отдельно стоящих организациях торговли, в изолированных помещениях с отдельным входом.
5.8. Помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже, охлаждаемые камеры не должны размещаться под душевыми, туалетами, моечными и другими помещениями с наличием канализационных трапов.
5.9. Для отделки, облицовки и окраски помещений организаций торговли используются материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств, разрешенные для этих целей органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.
Асфальтовые полы допускаются только на площадках для выгрузки пищевых продуктов из автомобилей.
5.10. Полы в организациях торговли должны иметь ровную поверхность, без выбоин, а также уклон в сторону трапов. И какие разрешения требуются для открытия продовольственного магазина?
Дмитрий

Читайте так же:  Размер единоразовой выплаты при рождении ребенка в 2019 году

1. Заключение роспотребнадзора на помещение.

2. Заключение госпожнадзора на помещение.

С Уважением.
Васильев Дмитрий.

Дмитрий, добрый день! Нижеприложенная судебная практика будет Вам полезна.

Решение от 08 апреля 2013 года

По делу № 2-378/2013

Принято Отрадненским районным судом (Краснодарский край)
Отрадненский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Тростянского А.Н.
при секретаре Озорниной Н.В.
с участием истицы Манукян Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Манукян Л. А. к администрации Попутненского сельского поселения, Отрадненский район, об изменении целевого назначения объекта недвижимости

Манукян Л.А. обратилась в суд с иском к администрации Попутненского сельского поселения Отрадненский район,которым просит изменить целевое назначение здания кафе, назначение – общественное питание, общей площадью – 416,5 кв.м., Литер Б, этажность – 1, подземная этажность: подвал, кадастровый или условный номер №, адрес (местоположение): России, , ст. Попутная, , на магазин, назначение: торговля, общей площадью – 435,5 кв.м., Литер Б, этажность – 1, подземная этажность: подвал, кадастровый или условный номер 23-23-39/002/2008-457, адрес (местоположение): Россия, , ст. Попутная, №, указав, что 05 июля 2012 года она приобрела здание кафе, расположенного по адресу: , ст. Попутная, . В связи с тем, что здание ряд лет не использовалось по целевому назначению, ею было принято решение о перепрофилировании его под здание магазина. ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» был выполнен проект перепланировки, которая не затрагивала несущих конструкций, изменения внешних объемов здания, то есть не являлась реконструкцией. Поскольку для дальнейшей эксплуатации ей требовалось произвести государственную регистрацию изменений наименования и целевого назначения здания, она обратилась в администрацию Попутненского сельского поселения и МБУ «Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования » с просьбой о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства (изменение целевого назначения). На обращений ей было сообщено, что в настоящее время указанные органы могут изменить через процедуру публичных слушаний целевое назначение земельного участка, а для объектов капитального строительства такой регламент еще не разрабатывался и не утверждался.
В судебном заседании истица Манукян Л.А. свои исковые требования поддержала в полном объеме, и пояснила, что иным образом кроме как посредством обращения в суд данный вопрос не может быть урегулирован. Также она просила суд, в случае удовлетворения её исковых требований, обратить решение к немедленному исполнению, в связи с тем, что данный объект недвижимости необходимо сдать в аренду, в противном случае контрагент отказывается от сделки, что повлечет для нее значительный ущерб.
Представитель администрации Попутненского сельского поселения Отрадненского района в судебное заседание не явился, предоставив отзыв о том, что претензий по существу исковых требований администрация Попутненского сельского поселения не имеет, и просил рассмотреть дело в отсутствии их представителя.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю Отрадненский районный отдел, в зал судебного заседания не явился предоставив суду отзыв о том, что не может присутствовать в судебном заседании, и просил суд рассмотреть дело в отсутствии представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Отрадненский районный отдел.
Выслушав истицу, исследовав материалы дела, суд считает, что ее требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от 06.08.2012 года, Манукян Л. А. на праве собственности принадлежит кафе, назначение: общественное питание, общей площадью 416.5 кв.м., Литер Б, этажность 1, подземная этажность подвал, расположенное по адресу: , ст. Попутная, №.
Согласно проекта перепланировки кафе под магазин, расположенный в ст. Попутной по , проект «Перепланировка здания кафе под магазин» разработан на основании заявки заказчика. Земельный участок расположен в центральной части ст. Попутной по , площадь участка 1495 кв.м; общая площадь застройки 734,6 кв.м., подъезд к зданию осуществляется с . Здание одноэтажное с подвальным помещением, имеющим автономный вход. Здание предназначается под магазин. Объект оказывает воздействие на окружающую среду в допустимых пределах, которые меньше чем от кафе. Сток ливневых вод осуществляется в кювет по и газоны на территории участка. Полы выполнены из плитки. Перекрытие – железобетонное. Стены и перегородки кирпичные. Функцион
альная пожарная безопасность здания Ф 3.1. Имеется три выхода выполнить пожарную сигнализацию. Имеется въезд на территорию участка, стоянка для автотранспорта с пандус с уклоном 8% в соответствии с СП 59-11330 2012 года. Перепланировка кафе под магазин осуществляется за счет частичной разработки ненесущих перегородок, которые на прочность несущих конструкций и прочность здания не оказывают никакого влияния. Здание находится в хорошем техническом состоянии: стены не имеют трещин; железобетонное перекрытие находится в хорошем состоянии. Основной причиной перепрофилирования является убыточная работа в течение нескольких лет.
Согласно справки Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования Отрадненский район, в связи с отсутствием Правил землепользования и застройки Попутненского сельского поселения, во исполнение ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовкой документов по вопросам изменения вида разрешенного использования земельного участка занимается муниципальное бюджетное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования Отрадненский район». В настоящее время специалистами муниципального бюджетного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования Отрадненский район» производится только подготовка документов по вопросам изменения вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса РФ в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний.
При таких обстоятельствах требования истицы законы, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд вправе по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение суда, если вследствие обстоятельств замедление его исполнения может привести к ущербу для взыскателя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Исковые требования Манукян Л. А. удовлетворить.
Изменить целевое назначение здания кафе, назначение – общественное питание, общей площадью – 416,5 кв.м., Литер Б, этажность – 1, подземная этажность: подвал, кадастровый или условный номер №, адрес (местоположение): России, , ст. Попутная, , на магазин, назначение: торговля, общей площадью – 435,5 кв.м., Литер Б, этажность – 1, подземная этажность: подвал, кадастровый или условный номер №-457, адрес (местоположение): Россия, , ст. Попутная, №.
Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Отрадненский районный суд в течение месяца со дня его оглашения.
Председательствующий А.Н. Тростянский