Федеральный закон юнеско

Оглавление:

О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления порядка выполнения международных обязательств, вытекающих из Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года)

Внести в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 26, ст. 2519; 2014, № 43, ст. 5799) следующие изменения:

1) статью 3.1 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8. Границы территории объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия, совпадают с границами территории объекта культурного наследия.»;

дополнить подпунктом 34. 2 следующего содержания:

«34. 2 ) формирование совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены объекты культурного наследия, включенные в Список всемирного наследия, отчетной документации, необходимой для выполнения международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года.»;

3) пункт 3 статьи 20 дополнить подпунктом 11 следующего содержания:

«11) сведения об объекте культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия: номер и дата принятия Комитетом всемирного наследия при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) решения о включении объекта культурного наследия в Список всемирного наследия; описание границы буферной зоны.»;

4) пункт 1.1 статьи 21 дополнить подпунктом 11 следующего содержания:

«11) номер и дата принятия Комитетом всемирного наследия при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) решения о включении объекта культурного наследия в Список всемирного наследия.»;

слова «, включенного в реестр,» исключить;

пункт 2 признать утратившим силу;

в наименовании после слов «объекта культурного наследия» дополнить словами «федерального значения»;

после слов «культурного наследия» дополнить словами «федерального значения, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации,»;

после слов «антропологическую ценность,» дополнить словами «их совокупность»;

дополнить словами «от 16 ноября 1972 года»;

7) пункт 1 статьи 34 дополнить абзацами шестым и седьмым следующего содержания:

«В случае если объект культурного наследия включен в Список всемирного наследия, совокупность охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зоны охраняемого природного ландшафта такого объекта культурного наследия, а в случае отсутствия зоны охраняемого природного ландшафта – совокупность охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия являются одновременно буферной зоной объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия, в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года.

Изменения границ буферной зоны объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия, допускаются в соответствии с процедурами, предусмотренными в рамках Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года.»;

8) дополнить статьей 36.1 следующего содержания:

«Статья 36.1 Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия

1. Проектная документация объекта капитального строительства, строительство или реконструкция которого осуществляется в границе территории объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия, и его буферной зоны, подлежит оценке воздействия указанных работ на выдающуюся универсальную ценность объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия (далее – оценка воздействия).

Оценка воздействия проводится до начала строительства
и реконструкции объекта капитального строительства в границе территории объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия,
и его буферной зоны.

2. Заказчик работ, подлежащих оценке воздействия, оплачивает её проведение.

3. Порядок проведения оценки воздействия, требования к физическим и юридическим лицам, осуществляющим проведение оценки воздействия, в том числе перечень представляемых документов для проведения оценки воздействия, а также порядок рассмотрения документации, подготовленной по результатам оценки воздействия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Документация, подготовленная по результатам оценки воздействия работ, указанных в пункте 1 настоящей статьи, направляется в Федеральный орган охраны объектов культурного наследия для согласования и дальнейшего направления в Комитет всемирного наследия при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) до начала таких работ.

5. Начало соответствующих работ возможно после принятия Комитетом всемирного наследия при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) положительного решения по направленным материалам.».

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; № 30, ст. 3128; 2006, № 1, ст. 10, 21; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3442; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21; № 21, ст. 2455; № 31, ст. 4012; № 45, ст. 5417; № 46, ст. 5553; № 50, ст. 6237; 2008, № 20, ст. 2251, 2260; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3604, 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 29, ст. 3601; № 48, ст. 5711; № 52, ст. 6419; 2010, № 31, ст. 4195, 4209; № 48, ст. 6246; 2011, № 13, ст. 1688; № 17, ст. 2310; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4563, 4572, 4590, 4591, 4594, 4605; № 49, ст. 7015, 7042; № 50, ст. 7343; 2012, № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4322; № 47, ст. 6390; № 53, ст. 7614, 7619, 7643; 2013, № 9, ст. 873; № 14, ст. 1651; № 27, ст. 3480; № 30, ст. 4080; № 43, ст. 5452; № 52, ст. 6961, 6983; 2014, № 14, ст. 1557; № 16, ст. 1837; № 19, ст. 2336; № 26, ст. 3377, 3387; № 30, ст. 4218, 4220, 4225; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799, 5804; № 48, ст. 6640; 2015, № 1, ст. 9, 11, 52, 72, 86; № 17, ст. 2477; № 27, ст. 3967; № 29, ст. 4342, 4350, 4378; № 48, ст. 6705; 2016, № 1, ст. 22, 79; № 26, ст. 3867; № 27, ст. 4248, 4294, 4301, 4302, 4303, 4305, 4306; № 52, ст. 7494; 2017, № 11, ст. 1540; № 27, ст. 3932; № 31, ст. 4740, 4766, 4767, 4771, 4829; 2018, № 1, ст. 27, 39, 47, 90, 91;№ 18, ст. 2559; № 32, ст. 5105, 5114, 5123, 5133, 5134, 5135) следующие изменения:

1) часть 15.1 статьи 48 дополнить после слов «объекта культурного наследия,» словами «проектной документации объекта капитального строительства, строительство или реконструкция которого осуществляется в границе территории объекта культурного наследия, включённого в Список всемирного наследия, и зоны охраны такого объекта культурного наследия,»;

2) первое предложение части 2.1 статьи 38 после слов «территории исторического поселения федерального или регионального значения» дополнить словами «, территории объекта культурного наследия, включённого в Список всемирного наследия и зоны охраны такого объекта культурного наследия»;

3) пункт 8 части 7 статьи 51 дополнить словами «, а также в случае, если строительство или реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в границе территории объекта культурного наследия, включённого в Список всемирного наследия, и зоны охраны такого объекта культурного наследия».

1. Настоящий закон вступает в силу через 180 дней со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Строительство и хозяйственная деятельность в буферной зоне объекта всемирного наследия: проблемы и перспективы правового регулирования

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Юрист». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Российская правовая газета, издается с 1998 года. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем: 16 полос.

Территорию у объектов из списка всемирного наследия ЮНЕСКО защитят от застройки

МОСКВА, 11 мая. /ТАСС/. Минкультуры РФ разработало поправки в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», защищающие от строительства территорию вблизи объектов из Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Соответствующий документ опубликован в пятницу на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Читайте так же:  Проникновение в частную собственность рб

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в последние годы участились конфликтные ситуации, связанные с предполагаемым строительством рядом с такими объектами. Строительные работы у историко-культурного комплекса Соловецких островов в Архангельской области, Куршской косы в Калининградской области, Кижского погоста в Карелии, исторического центра Санкт-Петербурга и связанных с ним группы памятников, Московского Кремля и Красной площади, а также исторического центра Ярославля вызывают озабоченность мирового экспертного сообщества, говорится в записке.

Законопроект вводит понятие территории объекта культурного наследия, включенного в Список Всемирного наследия и «буферной зоны» (окружающей объект территории, которая будет иметь дополнительные юридические ограничения на ее использование и развитие). Также предполагается ввести оценку воздействия планируемых работ на «выдающуюся универсальную ценность» объекта и порядок проведения такой оценки. Причем оплачивать проведение оценочных работ, согласно документу, будет обязан сам заказчик строительства.

Отмечается, что строительные работы рядом с объектами из Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО возможны только после принятия Комитетом Всемирного наследия при ЮНЕСКО положительного решения.

Власти Петербурга просят ускорить принятие федерального закона о работе с объектами ЮНЕСКО

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 мая. /ТАСС/. Представители петербургской администрации, отвечающие за охрану памятников культуры, обратились к законодателям с просьбой ускорить принятие федерального закона о работе с объектами всемирного наследия. Вице-губернатор Игорь Албин сказал об этом во вторник на заседании Координационного совета по вопросам сохранения исторического центра Санкт-Петербурга, сообщает пресс-служба Смольного.

«Важно уточнять нормативно-правовую базу и ускорить принятие федерального закона по работе с объектами всемирного наследия», — сказал Албин на заседании

Первый заместитель председателя комитета по культуре Государственной думы Елена Драпеко предложила членам Координационного совета провести в Госдуме в начале июня «нулевые чтения» по законопроекту, с тем, чтобы ускорить его принятие, сообщили в Смольном.

Албин пояснил, что Комитет всемирного наследия призывает государства сообщать о намерениях предпринять или разрешить на территории, охраняемой Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия, значительные восстановительные или новые строительные работы, которые могут оказать воздействие на выдающуюся универсальную ценность объекта. Отсутствие в российском законодательстве четкого определения «значительных работ» в пределах объекта культурного наследия, по словам представителя Смольного, мешает четко установить требования для застройщиков и инвесторов по разработке документации для этой зоны.

При этом Албин отметил, что это касается почти всего центра Санкт-Петербурга и его исторических пригородов. При этом он отметил, что «город-памятник не может останавливаться в развитии, мы должны формировать комфортную городскую среду».

Председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Санкт-Петербурга Сергей Макаров уточнил, что необходимо принятие разработанного Минкультуры России законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 2002 года.

«Данным законопроектом, в частности, должны быть уточнены соответствующие полномочия Минкультуры России и субъектов РФ, а также усовершенствован порядок осуществления работ на территории объектов всемирного наследия и их буферных зон», — пояснили в пресс-службе городской администрации.

Координационный совет

На заседании Координационного совета был избран его новый председатель. Им стал заместитель министра культуры РФ Сергей Обрывалин. Первым председателем совета с 2015 года был Григорий Пирумов.

Координационный совет был сформирован в 2015 году по рекомендации Комитета всемирного наследия, который предлагал Российской Федерации разработать комплексную систему управления объектом культурного наследия и определить конкретный орган, наделенный соответствующими полномочиями. В состав совета входят представители Минкультуры, администраций Санкт-Петербурга и Ленинградской области, на территории которых располагаются памятники, включенные в единый объект «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» из списка ЮНЕСКО.

Объект площадью около 4 тыс. га был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году. В его границы входит исторический центр, дворцово-парковые ансамбли пригородов, в том числе Петергофа, Пушкина (Царского Села), Павловска, а также многочисленные исторические усадьбы.

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры

Законодательство РФ о наследии

Система российского законодательства об охране историко-культурного наследия представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу.

    Основополагающие нормы закреплены в ст. 44 Конституции Российской Федерации:
  • «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».
  • «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Отдельные общие нормы содержаться в Основах законодательства о культуре Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом РФ 09.10.1992 № 3612-1 (последняя редакция от 23.07.2008).
Так в соответствии с указанным нормативно-правовым актом культурное наследие народов Российской Федерации — это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
Основами законодательства о культуре также определяется правовой режим особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Базовым законом в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (последняя редакция от 23.07.2008, с изм. от 17.12.2009).
Федеральный закон № 73-ФЗ направлен на реализацию вышеуказанных конституционных прав и обязанности, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с указанным законом объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Федеральным законом № 73-ФЗ установлено, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений её многонационального народа.
При этом, в соответствии с указанным законом, — государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    В статье 1 указанного закона приводится предмет его регулирования. Его составляют четыре отдельных блока правоотношений:
  1. отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  2. особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества;
  3. порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  4. общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В Федеральном законе № 73-ФЗ объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации дается официальное определение. В соответствии со ст. 3 к таковым относятся: «объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры».
Необходимо отметить, что к отношениям, связанным с владением, пользованием и распоряжением объектами культурного наследия как объектами недвижимого имущества применяется соответствующее законодательство Российской Федерации (в частности, Гражданский кодекс РФ) с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ.

    В соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
  • объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
  • объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
  • объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В статье 7 Федерального закона № 73-ФЗ детализируются права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Так, гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном пунктом 3 статьи 52 указанного Федерального закона. Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном Федеральным законом №73-ФЗ, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Читайте так же:  Нужна ли доверенность если я не вписан в страховку

В статье 8 закрепляются полномочия общественных и религиозных объединений, которым предоставляется право оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Федеральным законом № 73-ФЗ также урегулированы следующие вопросы:
  1. Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Следует отметить, что с 2007 года большинство федеральных полномочий было делегировано в субъекты Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ.
  2. Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, в том числе льготы, предоставляемые физическим или юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия.
  3. Вопросы формирования и ведения Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
  4. Государственная историко-культурная экспертиза
  5. Государственная охрана объектов культурного наследия, ее цели и задачи, меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проведении строительных и иных работ.
  6. Сохранение объектов культурного наследия, под которым понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
  7. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия.
  8. Существенные условия договора аренды и договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия. В частности, устанавливается обязательность наличия у арендатора/пользователя охранного обязательства.
  9. Особенности правового режима историко-культурных заповедников и исторических поселений.
  10. Ответственность за нарушение Федерального закона № 73-ФЗ, а также заключительные и переходные положения.

Следует особо подчеркнуть, что для полноценной реализации положений Федерального закона № 73-ФЗ в нем были предусмотрено принятие Правительством Российской Федерации отдельных подзаконных актов, раскрывающих те или иные базовые положения закона.

    В настоящее время приняты следующие подзаконные акты:
  1. Положение о государственной историко-культурной экспертизе (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 569).
  2. Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 №315).
  3. Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (Утверждено Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 г. № 37)
  4. Форма паспорта объекта культурного наследия (Утверждена Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 г. № 37)
  5. Положение о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (Утверждено Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 03.02.2009 № 15).

    Однако многие подзаконные акты так и остались непринятыми:
  1. Порядок осуществления государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
  2. Методика определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.
  3. Порядок установления льготной арендной платы в отношении объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности
  4. Порядок выплаты физическому или юридическому лицу, являющегося собственником объекта культурного наследия федерального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо пользующегося им на основании договора безвозмездного пользования и производящего за счет собственных средств работы по его сохранению, компенсации произведенных им затрат.
  5. Порядок направления предложений о включении объектов культурного наследия федерального значения в Список всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
  6. Порядок организации историко-культурного заповедника федерального значения.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ был также начат процесс разграничения собственности на объекты культурного наследия, являвшихся недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 г. между Российской Федерацией и её субъектами.

    В настоящее время указанный процесс не завершен. Правительством РФ были приняты только следующие акты:
  • Перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Росохранкультурой. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 759-Р).
  • Разграничение форм государственной собственности на объекты культурного наследия. Санкт-Петербург. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 651-Р, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 2057-Р, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 680-Р).
  • Разграничение форм государственной собственности на объекты культурного наследия. Свердловская область. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 437-Р).
  • Разграничение форм государственной собственности на объекты культурного наследия. Калининградская область. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1048-Р).
  • Разграничение форм государственной собственности на объекты культурного наследия. Калужская область. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 1412-Р).

В этой связи необходимо также отметить особенности приватизации памятников истории и культуры, которая на сегодняшний день возможна в отношении тех объектов, по которым завершен процесс разграничения собственности.
Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрен ряд особых положений, применяемых при приватизации памятников истории и культуры. Так, объекты культурного наследия могут приватизироваться только при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (охранными обязательствами).
При этом охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования.

    Условия охранных обязательств определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации:
  • в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере историко-культурного наследия;
  • в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) — уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся данные объекты;
  • в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения — органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых находятся данные объекты.

Указанный закон также содержит оговорку, что случае, если интерьер внутренних помещений объекта культурного наследия не является предметом охраны данного объекта, обеспечение доступа граждан во внутренние помещения объекта культурного наследия не может быть вменено в обязанность собственника объекта культурного наследия.
Законом также предусматривается, что в случае продажи объекта культурного наследия на конкурсе, условия конкурса могут предусматривать проведение реставрационных работ.

Необходимо также отметить, что законодательство об охране историко-культурного наследия находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Специальные законы субъектов Российской Федерации, дополняющие Федеральный закон № 73-ФЗ, приняты практически во всех регионах России. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации принятые по вопросам совместного ведения не могут противоречить федеральному законодательству.

Ответственность за нарушения законодательства об охране историко-культурного наследия установлена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовным кодексом Российской Федерации.
Так, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия (Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения), их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

    Установлена также административная ответственность за следующие деяния:
  • Проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно;
  • Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом);
  • Незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения;
  • Уклонение от передачи обнаруженных в результате археологических полевых работ культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

    Рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях выявления указанных нарушений, вправе:
  1. руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за соблюдением правил охраны и использования памятников истории и культуры, его заместители;
  2. руководители уполномоченных структурных подразделений указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;
  3. руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;
  4. руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования памятников истории и культуры, их заместители.

Читайте так же:  Вентиляция общественных зданий учебное пособие

За более серьезные нарушения предусмотрена ответственность в статье 243 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Российская Федерация также ратифицировала ряд европейских конвенций, которые стали составной частью российского законодательства об охране историко-культурного наследия, а именно¹ :

Федеральный закон юнеско

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО
n«РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ РЕСТАВРАТОРОВ»

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО
n«РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ РЕСТАВРАТОРОВ»

В 1972 году под эгидой ЮНЕСКО была разработана и принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (далее – Конвенция), в соответствии с которой начал формироваться Список всемирного наследия – перечень объектов выдающейся значимости, охрана которых является обязанностью всего международного сообщества в целом.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года ратифицирована СССР в 1988 году (Указ Президиума ВС СССР от 09 марта 1988 г. № 8595-XI). Российская Федерация является государством-участником Конвенции и, следовательно, обязана выполнять международные обязательства в целях обеспечения сохранности объектов всемирного наследия, что требует имплементации соответствующих норм международного права и общепринятых практик в российское законодательство.

В последние годы участились конфликтные ситуации, связанные с предполагаемым строительством в непосредственной близости от объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, которые вызывают озабоченность мирового экспертного сообщества по таким объектам, как Историко-культурный комплекс Соловецких островов (Архангельская область), Куршская коса (Калининградская область), Кижский погост (Республика Карелия), Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников (Санкт-Петербург и Ленинградская область), Московский Кремль и Красная площадь (Москва), Исторический центр Ярославля (Ярославская область), (данный анализ подтверждается ежегодными решениями сессий Комитета всемирного наследия за последние 10 лет).

По итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, прошедшего 25 декабря 2015 года, Глава государства поручил Правительству Российской Федерации обеспечить соблюдение положений Конвенции, требований практического руководства по выполнению указанной Конвенции, а также решений Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в отношении включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО объектов культурного наследия, расположенных на территории Российской Федерации (подпункт «б» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31.03.2016 № Пр-571).

Законопроект предусматривает следующие основные изменения:

– вводятся новые дефиниции из норм международного права: «территория объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия», «Буферная зона объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия» и «Оценка воздействия планируемых работ на выдающуюся универсальную ценность объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия»;

– определяются полномочия органов государственной власти в части обеспечения выполнения международных обязательств, вытекающих из Конвенции;

– определяется порядок проведения оценки воздействия планируемых работ на выдающуюся универсальную ценность объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия (пунктом 172 практического руководства по выполнению Конвенции);

– определяется последовательность отнесения объектов культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия в целях последующего включения в Список всемирного наследия.

В целях безусловного выполнения поручения Президента Российской Федерации от 31.03.2016 № Пр-571, а также исключения инвестиционных рисков Законопроект предусматривает механизм выполнения требований пункта 172 практического руководства по выполнению Конвенции, что будет способствовать формированию ответственного и взвешенного подхода к развитию территорий, связанных с объектами всемирного наследия.

Учитывая, что Конвенция в соответствии с п. 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации является составной частью российской правовой системы и имеет приоритетный характер в случае противоречия с внутрироссийскими правовыми актами, необходимые изменения вносятся в Градостроительный кодекс Российской Федерации для реализации требований пункта 172 практического руководства по выполнению Конвенции.

Согласно пункту 104 практического руководства по выполнению Конвенции, в целях эффективной защиты номинируемого объекта, буферная зона – это территория, окружающая номинированный объект, которая имеет дополнительные юридические и/или общепринятые ограничения на ее использование и развитие, создающие дополнительный уровень защиты объекта. Буферная зона должна включать непосредственное окружение номинированного объекта, важные панорамы и другие территории или атрибуты, которые являются функционально значимыми для объекта и его охраны.

Законопроектом вводится норма, согласно которой границы зон охраны объекта культурного наследия, установленными в рамках российского законодательства, совпадают с границами буферной зоны соответствующего объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия, так как физически рассматривается один объект недвижимого имущества, но наделенный определенным статусом в рамках национального законодательства и международного права.

Из пункта 172 практического руководства по выполнению Конвенции следует, что государства-стороны Конвенции обязуются информировать Комитет всемирного наследия об их намерениях реализовать на территории буферной зоны, охраняемой согласно Конвенции крупномасштабные восстановительные или новые строительные работы. Уведомление, направляемое государством-стороной Конвенции, должно включать в себя оценку воздействия предполагаемых работ на выдающуюся универсальную ценность объекта всемирного наследия.

Сроки, форма и порядок предоставления документов в Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО определены Конвенцией и Руководством по её выполнению. При этом, в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат распространению и остаются засекреченными.

Все вышеуказанные вопросы неоднократно обсуждались на сессиях Комитета всемирного наследия. В частности, на 38-й сессии Комитет отметил шаги, предпринятые российской стороной по разработке правовых инструментов для защиты объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, а также призывал в срочном порядке обеспечить принятие юридических документов, необходимых для имплементации Конвенции.

Глава государства дал поручение от 22.01.2015 № Пр-93 Правительству подготовить предложения об отнесении объектов, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, к числу особо ценных в целях их представления в ЮНЕСКО для включения в Список всемирного наследия.

Учитывая, что в прошедшие годы в Список всемирного наследия по культурным критериям включались объекты, не обладающие статусом объектов культурного наследия (примеры: «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» – 30 элементов и компонентов номинации не являются объектами культурного наследия по состоянию на 01.03.2017; «Исторический центр Ярославля – отнесен к объекту культурного наследия в виде достопримечательного места через 7 лет с момента включения в Список всемирного наследия»; «Кижский погост» – отнесен к объекту культурного наследия в виде ансамбля через 26 лет с момента включения в Список всемирного наследия), законопроектом предусматривается первоначальное отнесение объекта культурного наследия к наивысшей категории охраны для Российской Федерации с последующей возможностью отнесения к объектам всемирного наследия.

Кроме того, исключаются противоречия в статье 24 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», так как категория историко-культурного значения объекта культурного наследия определяется при включении такого объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.