Лекция экологическая экспертиза

Оглавление:

Лекция экологическая экспертиза

    НАУКИ · Право · Экологическое право · 20. Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза – установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности экономическим требованиям и определение допустимости реализации объектов экологической экспертизы.

Цели проведения экологической экспертизы:

1) проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества;

2) предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы;

3) определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.

Законодательство РФ об экологической экспертизе:

1) Конституция РФ;

2) Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174–ФЗ «Об экологической экспертизе» (08.11.2008 ФЗ № 202 ФЗ «о внесении изменений в ФЗ»);

3) Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Выделяют два вида экологической экспертизы: государственная экспертиза, организуемая и проводимая исключительно федеральным органом исполнительной власти сроком не более 6 месяцев, и общественная.

Принципы проведения экологической экспертизы:

1) обязательность проведения до принятия решения о реализации объекта;

2) презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и комплексность оценки ее воздействия и последствий на окружающую природную среду;

3) обязательность учета требований экологической безопасности при проведении;

4) достоверность и полнота предоставляемой информации;

5) независимость экспертов;

6) гласность, участие общественных организаций, учет общественного мнения;

7) ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:

1) договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и отходов производства;

2) проекты международных договоров и правовых актов РФ;

3) проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары;

4) проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов РФ;

5) технико—экономические обоснования строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения и др.;

6) документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные;

7) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Что понимается под экологической экспертизой?

Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. «Об экологичес­кой экспертизе», экологическая экспертиза — это установление соответствия на­мечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и оп­ределение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Каковы принципы экологической экспертизы?

Экологическая экспертиза согласно действующему законодательству основы­вается на следующих принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хо­зяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяй­ственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета требований экологической безопасности при проведе­нии экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологи­ческой экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общест­венного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Каковы виды экологической экспертизы?

Законом «Об экологической экспертизы» предусмотрены два вида экологиче­ской экспертизы: государственная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специ­ально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством. Госу­дарственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Каковы объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне?

Объектами обязательной экологической экспертизы на федеральном уровне

проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненорма­тивного характера, реализация которых может привести к негативным воздейст­виям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктив­но-методических документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятель­ность, которая может оказать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану природной среды;

материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Рос­сийской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и разме­щения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:

1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду:

2) проекты генеральных планов развития территорий свободных экономиче­ских зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяй­ственной деятельности;

3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федера­ции, в том числе промышленности;

4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территори­альной организации производительных сил Российской Федерации;

5) проекты схем расселения, природопользования и территориальной органи­зации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;

6) проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участ­вует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;

7) проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации;

технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструк­ции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации ор­ганизаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принад­лежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздей­ствие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражда­нами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностран­ных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностран­ных инвестиций в которых превышает пятьсот тысяч долларов;

технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельнос­ти, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду со­предельных государств или для осуществления которой необходимо использова­ние общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;

материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, ко­торые находятся в ведении Российской Федерации;

проекты международных договоров;

иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и другую дея­тельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на ок­ружающую природную среду в пределах территорий двух или более субъектов Российской Федерации, и др.

Какие органы являются специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы?

Специально уполномоченными государственными органами в области эколо­гической экспертизы являются федеральный специально уполномоченный на то государственный орган в области охраны окружающей природной среды Госу­дарственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения экологической экспертизы.

Каковы полномочия, права и обязанности федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы?

К полномочиям названного органа относятся;

разработка порядка и регламента проведения государственной экологической экспертизы;

организация и проведение государственной экологической экспертизы соот­ветствующих объектов, в том числе формирование экспертных комиссий;

установление правил определения срока и условий действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

разработка, пересмотр и утверждение нормативно-технических и инструктив­но-методических документов, обеспечивающих реализацию Федерального зако­на «Об экологической экспертизе» в части проведения государственной экологи­ческой экспертизы;

научное и методологическое обеспечение государственной экологической экспертизы;

организация информационного обеспечения государственной экологической экспертизы и другие права и обязанности, предусмотренные статьей 7 Федераль­ного закона «Об экологической экспертизе».

Каков порядок проведения государственной экологической экспертизы?

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии обяза­тельного соответствия формы и содержания представленных заказчиком матери­алов требованиям Федерального закона «Об экологической экспертизе», уста­новленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представленных материалов:

документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в объ­еме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной де­ятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

положительных заключений и документов согласования органов федерально­го надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в уста­новленном порядке;

заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологиче­ской экспертизы в случае ее проведения;

материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организован­ных органами местного самоуправления.

Установлено также, что государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе. Начало срока проведения государст­венной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один ме­сяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется в зави­симости от сложности объекта. Однако он не должен превышать шести месяцев.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комисси­ей, образованной специально уполномоченным государственным органом в об­ласти экологической экспертизы. Результатом проведения государственной эко­логической экспертизы является ее заключение, отвечающее установленным требованиям. Повторное проведение государственной экологической эксперти­зы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

Как осуществляется формирование государственной экспертной комиссии?

Формирование экспертной комиссии, утверждение ее персонального состава, назначение руководителя и ответственного секретаря осуществляются соответст­вующим специально уполномоченным государственным органом в области эко­логической экспертизы. Формирование экспертной комиссии осуществляется при участии ее руководителя.

Каков правовой статус эксперта государственной экологической экспертизы?

Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и практическими познаниями по рассматриваемому во­просу, привлеченный в установленном порядке к проведению государственной экологической экспертизы. Экспертом государственной экологической экспер­тизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей госу­дарственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государствен­ной экологической экспертизы, гражданин, состоящий с указанным заказчиком или с разработчиком в трудовых или иных договорных отношениях, а также представитель юридического лица, состоящего с указанными заказчиком или с разработчиком в таких договорных отношениях.

Читайте так же:  Договор на возведение забора

Эксперт государственной экологической экспертизы имеет право:

заявлять специально уполномоченному государственному органу о необходи­мости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;

формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

Эксперт обязан:

осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ пред­ставляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом пе­редовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охра­ны окружающей природной среды, нормативным правовым актам субъектов Рос­сийской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключение по таким материалам;

соблюдать требования законодательства Российской Федерации и ее субъек­тов об экологической экспертизе;

соблюдать установленные специально уполномоченным государственным ор­ганом в области экологической экспертизы порядок и сроки проведения государ­ственной экологической экспертизы;

обеспечить объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;

участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологи­ческий экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан аргументированные предложения по эко­логическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом государственной экологической экспертизы:

обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

Какие требования предъявляются к заключению государственной экологической экспертизы?

Заключение государственной экологической экспертизы должно содержать обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государствен­ной экологической экспертизы. Оно должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии и соответствовать зада­нию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально упол­номоченным государственным органом в области экологической экспертизы. К заключению должны быть приложены особые обоснованные мнения ее экс­пертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

Заключение подписывается руководителем государственной экспертной ко­миссии, ее ответственным секретарем и всеми членами комиссии. Оно не может быть изменено без их согласия. Заключение, подготовленное экспертной комис­сией, после его утверждения специально уполномоченным государственным ор­ганом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения госу­дарственной экологической экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы яв­ляется обязательным условием финансирования и реализации объекта государст­венной экологической экспертизы. Такое заключение имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, проводящим конкретную государ­ственную экологическую экспертизу. Оно теряет юридическую силу в случае:

доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечани­ям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды;

реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступле­ниями от документации, получившей положительное заключение государствен­ной экологической экспертизы, и в случае внесения изменений в указанную до­кументацию:

истечения срока действия положительного заключения государственной эко­логической экспертизы;

внесения изменений в проектную и иную документацию после получения по­ложительного заключения государственной экологической экспертизы.

При наличии отрицательного заключения государственной экологической экс­пертизы реализация ее объекта запрещается. Несоблюдение требования обязатель­ного проведения государственной экологической экспертизы проекта междуна­родного договора является основанием для признания его недействительным.

В случае отрицательного заключения государственной экологической экспер­тизы заказчик вправе представить соответствующие материалы на повторную го­сударственную экологическую экспертизу при условии переработки с учетом за­мечаний, изложенных в отрицательном заключении.

Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспоре­ны в судебном порядке.

Каков порядок проведения общественной экологической экспертизы?

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления обще­ственными организациями, основным направлением деятельности которых яв­ляется охрана окружающей природной среды, в том числе организация и прове­дение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Такая экспертиза может проводиться в отношении тех же объектов, что и го­сударственная экологическая экспертиза, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или же охраняемую зако­ном тайну.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государ­ственной экологической экспертизы или одновременно с ней и касаться тех же объектов, что и государственная экспертиза, за исключением указанных выше.

Общественные организации, осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном законом порядке, имеют право:

получать от заказчика документацию, подлежащую экологической эксперти­зе, в установленном законом объеме;

знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседани­ях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участво­вать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Каковы условия проведения общественной экологической экспертизы?

Общественная экологическая экспертиза проводится при условии государст­венной регистрации заявления общественных организаций о ее осуществлении. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистриро­вать или отказать в регистрации. Заявление, в регистрации которого не было отказано в указанный срок, считается зарегистрированным со всеми вытекающими последствиями.

Каковы основания отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы?

В государственной регистрации заявления о проведении общественной эко­логической экспертизы может быть отказано в случае, если:

общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в от­ношении объекта общественной экологической экспертизы;

общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охра­няемую законом тайну;

порядок государственной регистрации общественной организации не соот­ветствует установленному законом;

устав общественной организации, организующей и проводящей обществен­ную экологическую экспертизу, не соответствует установленным требованиям;

не выполнены требования к содержанию заявления о проведении обществен­ной и экологической экспертизы.

Указанный перечень оснований отказа в государственной регистрации заяв­ления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренный статьей 24 Федерального закона «Об экологической экспертизы», является исчер­пывающим. Следовательно, по иным основаниям не может быть отказано в госу­дарственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

В каких случаях заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу?

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридичес­кую силу после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. В этих случаях на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распрост­раняются установленные законом формы ответственности за допущенные право­нарушения.

Каков порядок финансирования государственной экологической экспертизы?

Финансирование государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторного проведения, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов и порядком ее проведения, определяемыми осуществляющим эко­логическую экспертизу специально уполномоченным государственным органом.

Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общест­венных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взно­сов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.

Каковы виды нарушений законодательства РФ об экологической экспертизе?

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены следу­ющие виды нарушений законодательства заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и другими заинтересованными лицами:

непредставление документации на экологическую экспертизу;

фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологи­ческую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;

принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения;

создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;

уклонение от представления специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы и общественным организациям, организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых матери­алов, сведений и данных;

реализация объема экологической экспертизы без положительного заключе­ния государственной экологической экспертизы;

осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей до­кументации, которая получила положительное заключение государственной эко­логической экспертизы.

Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе руководи­телями специально уполномоченных государственных органов н руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются:

нарушение установленных Федеральным законом «Об экологической экспер­тизе» правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;

нарушение правил формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;

неисполнение установленных указанным Законом для специально уполномо­ченного государственного органа в области экологической экспертизы обя­занностей;

нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации средств на проведение государственной экологической экспертизы;

несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;

необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления общественных организаций, граждан аргументированных предложений по экологическим ас­пектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.

Нарушениями законодательства РФ в области экологической экспертизы ру­ководителями экспертной комиссии и ее экспертами являются:

нарушение требований законодательства РФ об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей при­родной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;

необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;

фальсификация таких выводов;

сокрытие от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения), ор­ганизующих проведение экологической экспертизы, сведений, исключающих возможность быть экспертом государственной экологической экспертизы.

Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе должностны­ми лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерально­го надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются:

фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы;

выдача разрешений на специальное природопользование или неосуществле­ние иной деятельности, которая может оказать прямое иди косвенное воздейст­вие на окружающую природную среду без положительного заключения государ­ственной экологической экспертизы;

организация или проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями);

прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных го­сударственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и резуль­таты проведения государственной или общественной экологической экспертизы;

Читайте так же:  Дошкольное пособие жуковой

незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.

Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе банковски­ми организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и кредитование объекта экологи­ческой экспертизы без положительного заключения государственной экологиче­ской экспертизы.

Указанный перечень нарушений законодательства об экологической экспер­тизе, предусмотренных Федеральным законом «Об экологической экспертизе», не является исчерпывающим. Законодательством Российской Федерации, равно как и законодательством субъектов Российской Федерации, могут быть установ­лены иные виды нарушений законодательства об экологической экспертизе.

Какие виды юридической ответственности за нарушение законодательства об экологической экспертизе предусмотрены Федеральным законом «Об экологической экспертизе»?

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены четы­ре вида юридической ответственности эа нарушения законодательства об эколо­гической экспертизе:

уголовная ответственность лиц, виновных в совершении нарушения зако­нодательства РФ об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, в соот­ветствии с УК РФ;

административная ответственность лиц, виновных в совершении наруше­ний, которые указаны в статье 30 Федерального закона (перечисленные выше на­рушения), если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность;

материальная ответственность должностных лиц, экспертов экологичес­кой экспертизы, консультантов и иных работников, по вине которых органы эко­логической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного непра­вомерными действиями в области экологической экспертизы;

гражданско-правовая ответственность. Граждане и юридические лица, пра­ва которых были нарушены экологической экспертизой, заказчиками документа­ции, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лица­ми в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в установ­ленном гражданским законодательством Российской Федерации порядке. Мо­ральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в облас­ти экологической экспертизы, также подлежит компенсации причинителем вреда в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

В данном Законе ничего не сказано о дисциплинарной ответственности рабо­чих и служащих за нарушения законодательства об экологической экспертизе. Представляется, что такая ответственность рабочих и служащих, виновных в со­вершении указанных правонарушений, также может иметь место при соблюде­нии требований, предусмотренных законодательством о труде.

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Текст лекции по теме 3.2 Экологическая экспертиза

Текст лекции по теме 3.2

1 Проведение экологической экспертизы: система экспертизы

На примере Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, строительства каскадов ГЭС на Волге и других реках, народно-хозяйственных объектов, которые вводились в строй без учета и оценки необходимых природоохранных требований, сегодня можно видеть, какие последствия (экономические, социальные, экологические) влечет за собой непродуманное вмешательство человека в природу.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 32, 33) оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе предынвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Система экспертизы. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом «Об экологической экспертизе». Первые шаги по проведению экологической экспертизы хозяйственных решений в России были сделаны в системе Госплана СССР. С образованием Госкомприроды СССР (1988) экспертными подразделениями ее территориальных органов стала проводиться государственная экологическая экспертиза (при наличии экспертных подразделений в других ведомствах).

Принципы экологической экспертизы. Экологическая экспертиза проводится с целью установления соответствия хозяйственной или иной деятельности экологической безопасности общества. Она основывается на принципах:

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; —
  • комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  • обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверности и полноты информации, представленной на экологическую экспертизу;
  • независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научной обоснованности и законности заключений экологической экспертизы;
  • гласности, участия общественных организаций/объединений, учета общественного мнения;
  • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Как показывает практика, в ходе подготовки и проведения экологической экспертизы необходимо обеспечить научный подход, использовать аргументированные точки зрения. Нужно учитывать и экономическую, и экологическую точки зрения. Приведем пример. Академик В.А. Коптюг так описал подобную ситуацию, которая касалась его работы в Академгородке в Новосибирске в середине 80-х годов прошлого века. Ему приходилось каждый месяц решать вопрос: вырубать или не вырубать часть деревьев на территории Академгородка. Те, у кого было жилье, говорили: «Ни в коем случае». Те, у кого не было хорошего жилья, говорили: «Необходимо строить, а деревья посадим в другом месте» 1 .

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) организует и проводит государственную экологическую экспертизу:

  • проектов правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на природные ресурсы, нормативно-технических и инструктивно-методических документов органов государственной власти, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на использование природных ресурсов;
  • материалов, подлежащих утверждению органами государственной власти и предшествующих разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе:
    • проектов генеральных планов развития территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
    • проектов генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил;
    • проектов схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
    • проектов комплексных схем охраны природы и территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования;
    • документации, обосновывающей соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов;
  • материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, субъектов Российской Федерации и местного значения, а также программ реабилитации этих территорий;
  • проектов схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • документации об изменении функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалов, обосновывающих перевод лесных земель в нелесные;
  • иных видов документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на охрану и использование природных ресурсов.

Органы Ростехнадзора организуют и проводят государственную экологическую экспертизу:

  • проектов правовых актов, международных договоров, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую среду (за исключением экспертизы объектов в сфере природопользования);
  • подлежащих утверждению материалов, предшествующих разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории страны, в том числе:
    • проектов комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду;
    • проектов схем развития отраслей народного хозяйства;
    • технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности, осуществление которых может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе на окружающую среду сопредельных государств;
  • материалов по созданию организаций горно-добывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающих использование природных ресурсов;
  • материалов, обосновывающих безопасность лицензируемой деятельности, способной оказывать техногенное воздействие на окружающую среду;
  • проектов технической документации на новые технологии и технику;
  • иных видов документации, касающейся хозяйственной и другой деятельности, которая способна оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду (за исключением экспертизы объектов в сфере природопользования), и др.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертными комиссиями, образованными органами Ростехнадзора и Росприроднадзора и их территориальными органами. Для проведения экологической экспертизы могут привлекаться на договорной основе учреждения и организации, а также отдельные эксперты. Итоговым документом работы экспертной комиссии является заключение государственной экологической экспертизы, в котором дается оценка рассматриваемой деятельности с точки зрения экологической безопасности и делается обоснованный вывод о возможности ее реализации. В случае вынесения отрицательного заключения объект экспертизы может быть доработан в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и представлен на повторную экспертизу.

Заключение государственной экологической экспертизы является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, которым оно адресовано. Заключение может быть обжаловано только в судебном порядке, а также в арбитражном суде.

Организация экспертизы. Государственной экологической экспертизе подлежат все плановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Российской Федерации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также ряд других документов. Кроме государственной существует общественная экологическая экспертиза. Ей могут подвергаться обосновывающая документация по любым мероприятиям и объектам, осуществление которых может оказать вредное воздействие на окружающую среду. Эта экспертиза проводится научными коллективами, общественными объединениями по их инициативе и ее выводы становятся юридически обязательными после утверждения ее результатов соответствующим органом государственной экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза играет исключительно важную роль в решении проблемы экологически безопасного развития экономики. Она обеспечивает реализацию на практике только экологически обоснованных хозяйственных решений. В целях устойчивого развития экономики при размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, объектов и сооружений, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения; предусматриваются мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Читайте так же:  Частная собственность на землю в ссср

Нарушение требований, установленных в результате экологической экспертизы, влечет за собой приостановление до устранения недостатков указанной хозяйственной деятельности либо полное ее прекращение. Для того чтобы по экологическим причинам не останавливать строительство и не закрывать предприятие после ввода его в эксплуатацию, неся при этом большие убытки, необходимо подвергать тщательной экспертизе материалы экологического обследования намечаемой хозяйственной деятельности в предпроектной документации. Только при положительном заключении государственной экологической экспертизы должно открываться финансирование и кредитование.

Разработка обоснований. Разработка экологического обоснования хозяйственной деятельности на предпроектной стадии в соответствии с практикой производится в такой последовательности. Вначале должна составляться декларация о конкретной хозяйственной деятельности. В декларации на базе укрупненных показателей должны обосновываться:

  • социально-экономическая значимость намечаемой деятельности;
  • воздействие ее на окружающую среду;
  • объем вовлекаемых в оборот природных ресурсов.

Декларация поступает в органы местного самоуправления, которые на основании заключения экологической экспертизы дают согласие (или отказывают) на реализацию этой деятельности с указанием участков возможных размещений. Далее разрабатываются материалы, обосновывающие выбор земельного участка. В этих материалах с помощью экспертных оценок на основе данных обследования, укрупненных норм и аналогов определяются возможности размещения объекта с учетом:

  • особенностей данной территории (природные заповедники и национальные парки, памятники природы, курортные, лечебно-оздоровительные и природные зоны);
  • экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки;
  • социально-экономических условий и природно-ресурсного потенциала территории;
  • экологических последствий от реализации данного решения;
  • предварительных условий природопользования.

В рассмотрении обосновывающих материалов по выбору земельного участка широкое участие принимает общественность. С этой целью специально проводятся общественные слушания. При достижении консенсуса с общественностью и наличии положительного заключения государственной экологической Экспертизы местными органами власти оформляется акт выбора земельного участка для размещения объекта, дающий инвестору основание на финансирование проектно-изыскательских работ и разработки технико-экономического обоснования (ТЭО). При разработке ТЭО на основании конкретной информации по выбранной площадке и детально проработанных вариантов технических решений производится оценка воздействия данного объекта на окружающую среду с указанием:

  • количественно-качественных показателей изменения состояния окружающей среды (покомпонентно);
  • возможных социально-экологических последствий в результате осуществления этих изменений;
  • выполнения предварительных условий природопользования;
  • соблюдения правил и требований экологической безопасности.

При положительном заключении государственной экологической экспертизы и согласии общественности принимается решение о предоставлении земельного участка под объект.

Недостатки экспертизы. С точки зрения устойчивого развития экономики экологическая экспертиза имеет ряд существенных недостатков:

1) вопросы экологии рассматриваются в основном в отрыве от экономики и социально-экономического развития регионов;

2) в процессе экспертизы практически не рассматриваются альтернативные варианты намечаемому мероприятию;

3) в современных условиях из-за отсутствия надежной нормативной базы (экологических нормативов) экспертиза зачастую носит субъективный характер, несмотря на участие в ней высококвалифицированных специалистов;

4) одни и те же материалы во многих случаях рассматриваются несколькими экспертами разных ведомств;

5) имеет место некоторое дублирование функций в сфере экологической экспертизы органами Ростехнадзора и Росприроднадзора Минприроды России.

Оценка последствий. Особое внимание при проведении экологической экспертизы должно быть уделено оценке воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС). Данная процедура позволяет выработать такие хозяйственные решения, осуществление которых не приведет к неприемлемым экологически и социально-экономическим последствиям. Как показывает прутика, принятие решений без оценки воздействия на окружающу» среду приводит к отрицательным социально-экономическим последствиям.Вот примеры того, к чему приводит строительство предприятий без учета экологических последствий.

Влияние Волжских ГЭС. До строительства плотин вода от Рыбинска до Ярославля добегала за 50 суток (в половодье — за 30 суток), а теперь — за полтора года\ Водообмен в этом бассейне уменьшился в 12 раз. В результате огромного расхода солнечной энергии на испарение Волжско-Камского каскада ГЭС интенсивно формируются нисходящие потоки холодного воздуха из атмосферы, отодвигая начало вегетационного периода на 10—30 дней и способствуя развитию засухи на расстоянии 10—30 километров от береговой линии. В результате застойных явлений идет деградация р. Волги как единой экологической системы.

На Украине Запорожский железорудный комбинат с 1962 г. ведет разработку месторождений железных руд с осушением шахтного поля. Водопонижающие скважины захватили запасы подземных пресных вод, которые являются единственным источником водоснабжения сельских населенных пунктов. В настоящее время запасы питьевой воды, которых хватило бы на 35—40 лет, практически исчерпаны.

2 Цели и объекты государственной экологической экспертизы

Цели экологической экспертизы. Экологическая экспертиза проводится в целях:

а) определения и ограничения возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной, нормотворческой и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;

б) соблюдения баланса интересов экономического развития и охраны окружающей среды, а также предотвращения ущерба третьим лицам в процессе природопользования.

Объекты государственной экологической экспертизы. Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат:

1) проекты планируемой хозяйственной и иной деятельности с сопровождающими их материалами оценки воздействия на окружающую среду в соответствии со стадиями;

2) все виды предплановой и предпроектной документации, касающиеся вопросов природопользования, проекты прогнозов, экологических и иных программ, концепции основных направлений деятельности государственных органов и организаций, государственные инвестиционные программы, договоры, контракты, в том числе касающиеся изменения форм собственности и приватизации;

3) проекты реконструкции с материалами оценки воздействия на окружающую среду для существующих объектов;

4) проекты нормативов эмиссий в окружающую среду;

5) проекты нормативных правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду;

6) технико-экономические обоснования (расчеты) и проекты на размещение, строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, перепрофилирование, ликвидацию предприятий, объектов и комплексов, зданий и сооружений, биологические обоснования на добычу и использование ресурсов животного и растительного мира;

7) проекты схем организации территорий;

8) проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом ведения хозяйственной деятельности;

9) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий, зоны экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий;

10) проекты хозяйственной и иной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные международными договорами;

11) документация, обосновывающая экологические требования к новой технике, технологиям, материалам и веществам, в том числе закупаемым за рубежом;

12) документация, обосновывающая выдачу разрешений (лицензий) на использование и (или) изъятие природных ресурсов.

3 Совершенствование экологической экспертизы

С 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЭ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Результатом явилось упрощение процедуры экологической оценки при получении разрешений на осуществление градостроительной деятельности, в том числе такой экологически опасной, как строительство атомных электростанций, масштабных гидротехнических сооружений, нефтепроводов, химических и металлургических предприятий.

При этом отдельные проекты, реализация которых не предполагает создание объектов капитального строительства, в том числе в сфере природопользования, а также проекты рекультивации земель, проекты консервации и ликвидации особо опасных и технически сложных объектов в настоящее время вообще не подлежат проверке на соответствие природоохранным требованиям.

Следует отметить, что в новом Градостроительном кодексе существенно понижен статус государственной экологической экспертизы. В связи с реформированием системы природоохранных органов по существу этот инструмент превентивной экологической политики в настоящее время утратил свои позиции в государственном управлении природопользования.В 2008 г. Президент РФ Д.А. Медведев внес изменения в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и Градостроительный кодекс РФ, предполагающие государственную экологическую экспертизу перед возведением объектов на землях особо охраняемых природных территорий. Закон определяет особенности проведения государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте на землях особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации.

В 2007 г. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы осуществляли деятельность по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов федерального уровня. Следует отметить, что в связи с изменением законодательства был значительно сокращен перечень объектов государственной экологической экспертизы (проектная документация по линейным сооружениям, проекты геологического изучения недр на суше, а также проекты рекультивации земель).