Закон о защите авторских прав в сети интернет

Оглавление:

Авторское право в интернете

Авторское право в Интернете регулируется нормами Гражданского кодекса РФ.

Произведения науки и искусства, литературные работы, аудио- и видеоизображения, а также сообщения радио- или телепередач, рисунки и фотографии и т. п., размещенные в Интернете, являются результатами интеллектуальной деятельности и охраняются законом наравне с интеллектуальной собственностью «в реале».

Понятие авторского права

Авторские права – это правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях.

В ст. 1255 ГК указано, что оно включает в себя право:

  • авторства как таковое;
  • на имя;
  • на обнародование;
  • на защиту произведения и его неприкосновенность;
  • имущественное (исключительное).

В ст. 1225 и 1255 Гражданского кодекса РФ приводится перечень объектов интеллектуальной собственности, охраняемых законом, в который входят следующие результаты умственного труда человека:

  • научные работы;
  • литературные произведения;
  • предметы искусства;
  • программное обеспечение;
  • фонограммы и исполнения;
  • сообщения, распространяемые в эфире или в кабельных сетях (то есть теле- или радиопрограммы);
  • фирменные наименования и товарные знаки, коммерческие обозначения, а также наименования мест происхождения товаров;
  • базы данных;
  • изобретения, секреты производства;
  • промышленные образцы, полезные модели, селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем.

На все эти категории законом установлены авторские права, которые включают в себя:

  • исключительное (имущественное право);
  • личные неимущественные права.

Результаты интеллектуального труда могут быть записаны на каком-либо носителе (в случае размещения в Интернете – представлены на определенном веб-сайте). В соответствии со ст. 1227 ГК, переход права собственности на материальный носитель (веб-сайт), на котором находятся результаты интеллектуального труда, не влечет за собой перехода авторских прав. Иными словами, если вы написали научный труд и разместили его на собственном сайте в Интернете, продажа этого сайта другому лицу не влечет за собой утрату прав на научный труд. Передачу авторских прав необходимо оформлять отдельно, по договору об отчуждении исключительного права.

Что именно защищают авторские права

Если говорить о типах произведений, которые могут быть защищены авторскими правами, то их перечень можно найти в ст. 1259 ГК. Это литературные работы, аудиовизуальные произведения, живопись, скульптура, графика, объекты архитектуры, градостроительства и дизайна, декоративно-прикладного искусства, комиксы и графические рассказы, произведения хореографического и сценографического искусства, фотографии, произведения садово-паркового искусства, пантомимы, музыкально-драматические и сценарные произведения, музыкальные творения с текстом или без него, географические планы и карты, эскизы, имеющие отношения к наукам, иные произведения.

Компьютерные программы тоже относятся к объектам авторских прав. Охраняются они по аналогии с литературными произведениями.

Идеи, концепции, методы, принципы, открытия, факты, языки программирования, процессы, системы, способы, геологическая информация о недрах, решения организационных, технических или иных задач не относятся к объектам авторских прав и никак не защищаются законом. Нельзя отнести к данной категории и официальные документы госорганов, государственную символику, информационные сообщения о фактах и событиях. Это общедоступная информация, которой можно свободно делиться.

Кроме того, нельзя защитить авторскими правами произведения, не имеющие конкретных авторов (фольклор). А вот составные произведения: энциклопедии, сборники, базы данных, антологии, веб-сайты, атласы и т. п. – защищаются законом, хотя и могут иметь большое количество авторов.

Обработка или переработка произведения в некий новый продукт влечет за собой возникновение авторских прав. Переводы, инсценировки и экранизации, аранжировки и т. п. – всё это является интеллектуальной собственностью, находящейся под защитой закона.

Есть ли в России закон об авторских правах

До декабря 2006 года в России действовал закон «Об авторском праве и смежных правах». Однако он был отменен в связи с вступлением в силу упомянутой выше IV части Гражданского кодекса, которая полностью повторяет положения данного закона, подробно определяя предмет авторских прав и способы их защиты, в том числе в Интернете.

Что такое «исключительные права» и как долго они действуют

Исключительное право на объект интеллектуальной собственности принадлежит его автору, то есть тому человеку, умственными усилиями которого данный объект был создан. Это право предполагает, что автор может по своему усмотрению распоряжаться своим произведением. Главное, чтобы такое использование не противоречило законам Российской Федерации. Автор может запрещать любым другим лицам пользоваться результатами своего творческого труда. Тем не менее отсутствие такого прямого запрета еще не означает согласия автора на копирование и воспроизведение его произведения.

Срок действия исключительных прав на территории Российской Федерации устанавливается ратифицированными РФ международными документами, в частности « Бернской Конвенцией по охране литературных и художественных произведений» от 09.09.1886 г., а также ст. 1281 ГК РФ. Согласно этой статье исключительные права действуют в течение всей жизни автора и еще 70 лет после его смерти.

Чем личные неимущественные права отличаются от исключительных

Личные неимущественные права – это право на имя, авторство и некоторые другие. Их отличие от исключительных прав заключается в том, что срок их действия не ограничен. Также личные неимущественные права не могут никоим образом отчуждаться, то есть передаваться, продаваться другим лицам. Любые сделки по отчуждению личных неимущественных прав являются ничтожными. Исключительные права можно отчуждать (по договору об отчуждении исключительного права) или передавать (по лицензионному договору) другим лицам предусмотренными законом способами, получая за это вознаграждение и иные выгоды. Также автор может сделать публичное заявление о том, что он разрешает использовать на безвозмездной основе объект своего интеллектуального труда неограниченным кругом лиц в течение определенного времени. Такое заявление необходимо сделать в Интернете на сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности.

Заявление о разрешении безвозмездного использования объекта авторских прав нельзя изменить или отозвать в течение всего срока его действия. Если в таком заявлении срок действия не указан, то считается, что оно действует в течение 5 лет.

Нужно ли регистрировать авторские права для их защиты

Защита авторских прав предоставляется без какой-либо регистрации. Для возникновения авторских прав достаточно создания произведения. Никакие иные формальности не нужны. При этом авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения. Естественно, в случае защиты авторских прав в Интернете речь может идти только об обнародованных произведениях, так как они уже выложены в Сеть.

Для некоторых объектов интеллектуальной собственности регистрация исключительных прав обязательна (например, для товарных знаков).

Каким может быть нарушение авторских прав в Интернете

В Сети могут быть нарушены как личные неимущественные (например, присвоение авторства), так и исключительные права (продажа произведения, использование его в иных коммерческих целях без разрешения автора). Гражданским кодексом предусмотрен перечень случаев, в которых использование произведения без согласия автора не будет нарушением его прав. Эти случаи перечислены в статьях 1272– 1280, 1264, 1306,1325 и 1343 ГК РФ . В частности, не будет нарушением авторских прав в Интернете воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях. Однако для этого правила есть ряд исключений: объекты архитектуры, базы данных и компьютерные программы, книги, а также воспроизведение аудиовизуальных произведений широкому кругу лиц либо на профессиональном оборудовании.

Можно свободно использовать авторское произведение в научных, культурных, информационных либо учебных целях. Но в таком случае обязательно указание имени автора и источника (цитирование).

Необходимо отметить и возможность свободного использования произведений архивами, библиотеками и образовательным организациями – исключительно в культурных, образовательных и просветительских целях.

Защита и ее способы

Частью IV Гражданского кодекса предусматривается защита авторских прав в сети Интернет будь они исключительными либо личными неимущественными. Согласно ст. 1248 ГК, все споры, которые связаны с использованием авторских прав, должны рассматриваться в суде с учетом как существа нарушенного права, так и последствия такого деяния. Примечательно, что отсутствие вины должно доказывать лицо, нарушившее авторское право. Если же интеллектуальные права были нарушены при осуществлении лицом предпринимательской деятельности, для него наступает ответственность вне зависимости от его вины. Избежать этого можно только в том случае, если данное лицо докажет, что нарушение авторских прав явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.

Даже если лицу удалось убедить суд в том, что его вина в нарушении авторского права в сети Интернет отсутствует, все равно оно обязано прекратить такое нарушение. Суд при этом имеет право опубликовать решение о том, что данное нарушение было допущено.

Способы защиты личных неимущественных прав

При нарушении личных неимущественных прав возможны следующие способы их защиты:

  • признание права;
  • восстановление положения, имевшего место до момента нарушения права;
  • компенсация морального вреда;
  • пресечение действий, которые нарушают право либо создают угрозу его нарушения;
  • публикация решения суда о том, что нарушение было допущено.

Способы защиты исключительных прав

Лицо, желающее защитить свои исключительные права, должно предъявить нарушителю требование:

  • о признании права;
  • о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • о компенсации убытков (или выплате компенсации в определенных законом случаях);
  • об изъятии материального носителя (например, веб-сайта), через который осуществляется незаконное распространение объекта интеллектуальной собственности;
  • о публикации решения суда о допущенном нарушении с упоминанием истинного обладателя права.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть ликвидированы по решению суда за нарушения права интеллектуальной собственности. Для этого необходимо, чтобы они допустили грубые и неоднократные нарушения исключительных авторских прав.

Таким образом, авторские права в Интернете, наряду с офлайновыми объектами интеллектуальной собственности, пользуются защитой в соответствии с IV частью Гражданского кодекса. Однако процесс привлечения к ответственности нарушителя может быть непростым и долгим. Чтобы не допустить ошибок, обращайтесь к нашим юристам, которые являются опытными профессионалами в делах о восстановлении нарушенных авторских прав в Интернете.

Читайте так же:  Как узнать какой пристав наложил арест на счета

Закон о защите авторских прав в сети интернет

Журнал добавлен в корзину.

Авторское право и интернет

Марина Макарова, федеральный судья в отставке

Мы редко задумываемся о том, что существуют законные правила использования информации, которую получаем через сеть.

Авторское право, один из разделов гражданского права, регламентирует имущественные (связанные с получением материальных благ) и неимущественные (не связанные с благами) отношения, возникающие вокруг создания и использования интеллектуальной собственности. В цивилизованном обществе интеллектуальная собственность, как и материальная, охраняется государством. Заметим, что в США случаи нарушения авторских прав расследует такая серьёзная организация, как ФБР, даже если они не связаны с материальным ущербом.

Для начала напомним, что, согласно статье 1259 Гражданского кодекса РФ, к объектам авторских прав относятся произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Закон защищает литературные, музыкальные, сценарные, хореографические, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, а также фотографии, географические и другие карты, планы, программы для ЭВМ. Интернет-сайт тоже можно рассматривать как объект авторского права, ведь кем-то он создан, значит, имеет автора.

Кроме того, к объектам авторских прав относятся так называемые производные произведения, созданные переработкой уже имеющегося другого творения (например, экранизации, аранжировки, инсценировки, переводы). Поскольку тот, кто переработал исходное произведение, также вложил свой интеллектуальный труд, то ему принадлежат авторские права на результат переработки.

Авторские права могут распространяться на часть произведения, на его название, на его персонаж. Например, чтобы воспользоваться символом в виде симпатичного зверька — Чебурашки, необходимо испросить на это согласие его авторов — писателя Эдуарда Успенского и художников-мультипликаторов.

Для возникновения авторских прав не требуется официальной регистрации произведения. Важно лишь, чтобы оно было обнародовано.

Если вы сочинили стихотворение ко дню рождения своего друга и разместили его в интернете, то вы изначально являетесь его автором, и никто не имеет права выдать этот стих за свой, что-то изменить, добавить, исправить. Другой вопрос — как в случае конфликта доказать своё авторство. Но это уже отдельная тема — проблема обеспечения доказательств.

А вот идея, мысль, сюжет не являются объектами авторского права. Разные авторы могут написать книги на один и тот же сюжет, и при этом у них будут разные объекты авторских прав. Скажем, Алексей Толстой написал «Приключения Буратино», сильно переработав сюжет Карло Коллоди, а затем по этой книге и фильмы снимали.

Автору по закону принадлежат исключительное право на произведение, право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на его обнародование. Автор может его использовать в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Как правило, за использование произведения положен авторский гонорар.

Из статьи 1270 ГК РФ следует, что использованием произведения считается его воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи; его распространение и публичный показ. Сюда же относится импорт оригинала или экземпляров произведения для распространения в нашей стране, выдача произведения напрокат, его публичное исполнение, передача по радио и телевидению, перевод или другая переработка.

Отмечу, что своё исключительное право на произведение, как и право на его обнародование, автор может по договору передать другому лицу. И тогда разрешение на использование придётся запрашивать у этого другого лица.

Срок действия авторского права — в течение всей жизни автора плюс 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. После смерти автора его правами распоряжаются наследники или правопреемники, и в течение 70 лет необходимо испрашивать их согласие на использование произведения. После указанного срока оно становится общественным достоянием и может свободно использоваться кем угодно, в том числе в интернете, без чьего-либо разрешения и без выплаты вознаграждения.

Что же касается других вышеуказанных прав автора, то они неотчуждаемы. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются законом бессрочно. Никто не сможет спустя столетия после смерти Александра Сергеевича Пушкина присвоить себе авторство или позволить себе «доработать» роман «Евгений Онегин».

Наверняка вы замечали, что на радио и телевидении в последнее время редко транслируют театральные постановки. Одна из основных причин — работающее авторское право. Ведь чтобы предложить слушателю или зрителю спектакль, поставленный на театральных подмостках, администрация канала должна заплатить немаленький авторский гонорар, что может сильно уменьшить доход от телерекламы.

Авторами театральной постановки, как и любого фильма, художественного или документального, считаются автор произведения, положенного в основу пьесы или фильма, автор сценария, режиссёр-постановщик, композитор, поэт (если в пьесе или кинофильме есть песни). Все они имеют право на гонорар.

Не относятся к объектам авторских прав официальные документы госорганов и муниципальных органов власти, международных организаций, государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, деньги, марки…), а также произведения народного творчества, не имеющие конкретных авторов. Нет авторского права и на сообщения чисто информационного характера (новости дня, программы телепередач, расписания транспорта, прогнозы погоды и так далее).

Фольклор можно смело исполнять публично в коммерческих целях, не испрашивая ни у кого разрешения и не опасаясь каких-либо материальных претензий. Ведь у него нет конкретного автора.

Интернет хорош тем, что большинство информационных ресурсов предоставляются для свободного доступа. Помещая какую-то информацию в интернет, вы её обнародуете для всех. Но свободный доступ не означает свободного использования.

Сейчас в интернете много как платных, так и бесплатных ресурсов. Если доступ к информации на сайте бесплатен, это не значит, что, используя его информацию, не надо соблюдать требования закона. Чаще всего закон нарушают, разместив на своём сайте чужие произведения без разрешения авторов.

Что же можно делать без согласия автора и бесплатно, а чего нельзя?

По статье 1273 ГК РФ, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты гонорара воспроизведение гражданином обнародованного произведения исключительно в личных целях, для себя.

Уточню, что воспроизведением считается также и изготовление одного или нескольких экземпляров произведения или его части в любой материальной форме. Кстати, его скачивание на жёсткий диск своего компьютера — тоже воспроизведение.

Мы смело, не испытывая угрызений совести, можем скачать, например, книгу из интернета для личного чтения и чтения членами своей семьи, но не имеем права, не поставив в известность автора (правообладателя), размножить эту копию для продажи.

Но есть исключения. Даже для личного пользования нельзя копировать произведения архитектуры — здания и другие сооружения (нельзя возвести на своём дачном участке копию памятника Петру Первому или главного здания МГУ). Нельзя копировать целиком базы данных или их существенные части. Даже для себя, без продажи другим, нельзя копировать компьютерные программы. Нельзя полностью репродуцировать книги и ноты, то есть факсимильно их копировать с помощью любых технических средств.

Нельзя делать видеозаписи аудиовизуального произведения для демонстрации кому-либо, кроме вашей семьи. То есть нельзя, сидя в театре, вести видеосъёмку спектакля, чтобы потом размножить её и продавать желающим. Но показать своим родным можно.

В соответствии со статьёй 1274 ГК РФ, можно без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения цитировать его труд в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях. Сюда входят и обзоры печати с отрывками из газетных и журнальных статей. Можно использовать произведения и отрывки из них как иллюстрации в учебном издании, радио- и телепередачах или в своём блоге. Но обязательно указать, кто автор и откуда взята цитата.

Разрешено воспроизводить в периодическом печатном издании, читать по радио или телевидению статьи по различным актуальным вопросам, опубликованные в печатной периодике, если это не было специально запрещено автором или иным правообладателем.

Никто не запрещает воспроизвести в периодике, сообщить в радио- и телепередачах публично произнесённые политические речи, обращения, доклады и тому подобное в объёме, необходимом для информирования читателей, слушателей и зрителей.

Закон разрешает в репортажах о различных событиях показывать произведения, увиденные или услышанные репортёром. Это значит, что не запрещены репортажи с выставок, концертов, конкурсов исполнителей и других культурных событий.

Разрешено бесплатное публичное исполнение произведений вживую в образовательных, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы. То есть поставить своими силами спектакль в школе, больнице или тюрьме можно без разрешения автора.

В нашем законодательстве существует понятие «смежные права». Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Ведь они заключили договор с автором, разрешившим им использовать своё произведение.

Смежные права тоже охраняются. В российском Уголовном кодексе на этот счёт есть статья 146 под названием «Нарушение авторских и смежных прав». Она предусматривает уголовное наказание за присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный или особо крупный ущерб автору или иному правообладателю, а равно и за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта. При этом крупным ущербом считается, если стоимость экземпляров произведений либо прав на них превышает сто тысяч рублей, а особо крупным — миллион рублей. Наказание — лишение свободы на срок до шести лет. Но, конечно, дело до уголовного преследования у нас в стране редко доходит. В основном используются гражданско-правовые методы защиты — возмещение материального ущерба.

В интернете по объективным причинам сложно добиться максимального соблюдения авторского права, но то, что российское законодательство хотя бы обратило на это внимание, уже большой плюс.

Согласно действующему Федеральному закону от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», правообладатель, обнаружив сайт, на котором незаконно размещена информация, содержащая объекты его авторских и (или) смежных прав, может направить владельцу этого сайта заявление о нарушении своих прав. Владелец информационного ресурса обязан рассмотреть претензию в течение 24 часов и удалить незаконно размещённую информацию.

Если же реакции на заявление нет, правообладатель может потребовать заблокировать сайт, обратившись через суд в Роскомнадзор.

Читайте так же:  Требования к вытяжке газовой колонки

Защита авторских прав в интернет-среде

Кирилл Никитин, Старший юрист

Никитин_эж-Юрист_Защита авторских прав в интернет среде_12.2016

Федеральный закон от 02.07.2013 № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях», получивший неофициальное название «Антипиратский закон», вступил в силу 1 августа 2013 года.

«Антипиратский закон» определил порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, посредством которых осуществляется распространение аудиовизуальных произведений с нарушением интеллектуальных прав правообладателей.

Отныне правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях фильмов или информации, необходимой для их получения с использованием таких сетей, которые распространяются без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие фильмы или информацию, на основании вступившего в силу судебного акта.

Предусмотрена возможность досудебного урегулирования претензий правообладателей. Так, если оператор связи в добровольном порядке исполнил требование правообладателя об удалении спорного контента, он освобождается от ответственности перед правообладателем.

В случае если в досудебном порядке не удается достичь соглашения, правообладатель вправе обратиться за защитой своих прав в судебном порядке. При этом на время судебного разбирательства доступ к сайту блокируется.

Законом № 187-ФЗ также предусмотрена возможность вечной блокировки интернет-сайта: с момента вступления указанного Закона в силу суд вправе принять решение о постоянном ограничении доступа к интернет-сайту, на котором неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

В дальнейшем в связи с принятием Федерального закона от 24.11.2014 № 364-ФЗ Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.11.2014 № 364-ФЗ действие «Антипиратского закона» распространено практически на все объекты авторских прав, кроме фотографий.

Интересно отметить, что с момента принятия «Антипиратского закона» существенно возросло число исков со стороны правообладателей о нарушении авторских прав. В качестве одного из самых ярких примеров можно привести дело по иску издательства «Эксмо» о «пожизненной» блокировке торрент-трекера rutracker.org. Как видно из материалов дела, причиной «пожизненной» блокировки стали книги писателей А. Громова и Д. Донцовой, неправомерно размещенные на интернет-ресурсе.

Таким образом, «Антипиратский закон» предоставляет авторам и иным законным правообладателем широкий перечень инструментов по защите своих прав прежде всего в сети Интернет.

Управление правами на коллективной основе

Особым субъектом авторского права являются организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами.

Как установлено положениями ст. 1242 ГК РФ, авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).

Создание таких организаций не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами.

Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами.

Интересно отметить методику работы подобных организаций. Зачастую в подтверждение факта использования объектов авторских и смежных прав истец предъявляет аудио- или видеозапись, сделанную им во время концерта, который он посетил в качестве рядового зрителя. При этом деятельность указанных организаций вызывает множество вопросов как со стороны пользователей, так и, как ни парадоксально, со стороны авторов произведений, чьи права подобные организации призваны защищать.

В частности, с момента появления подобных организаций в разы возросло количество исков, подаваемых ими от имени авторов. При этом если раньше большинство подобных исков судами удовлетворялось, то в последнее время намечается иная тенденция, направленная на защиту прав прежде всего добросовестных пользователей.

Так, в рамках рассмотрения Судом по интеллектуальным правам прецедентного дела № А40-25230/13 суд разрешил магазинам не платить зарубежным исполнителям за музыку. Речь идет о композициях, которые были записаны до 26 мая 2003 года. Такое решение российский Суд по интеллектуальным правам принял по итогам рассмотрения иска Всероссийской организации интеллектуальной собственности к ретейлеру. Заявитель требовал от ответчика компенсировать 500 тыс. руб. за публичное исполнение 11 фонограмм западных исполнителей в сети магазинов. Как видно из материалов дела, поводом для обращения с исковым заявлением послужили факты публичного исполнения фонограмм различных зарубежных исполнителей в торговом центре ответчика.

Спорные объекты интеллектуальных прав, правообладателями которых являются иностранные физические и/или юридические лица, в силу ст. 1321 ГК РФ не подлежат правовой охране на территории РФ, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами. Положения Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (заключена в г. Риме 26.10.1961) (далее – Римская конвенция), применимой к спорным правоотношениям, обратной силы не имеют. Согласно ч. 2 ст. 20 Римской конвенции ни одно договаривающееся государство не обязано применять положения данной конвенции к исполнениям или передачам в эфир, которые имели место, или фонограммам, которые были записаны до вступления данной конвенции в силу в отношении этого государства.

Как установлено ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, за исключением случаев, прямо предусмотренных соответствующим актом.

С учетом изложенного Суд по интеллектуальным правам указал, что Римская конвенция не имеет обратной силы. Таким образом, на территории РФ охраняются лишь те исполнения и записи фонограмм, которые имели место после 26.05.2003.

При этом истцом не было предоставлено каких-либо доказательств, подтверждающих введение спорных объектов в гражданский оборот на территории РФ после указанной даты. Кроме того, истец в принципе не доказал наличия у него права на подачу подобного иска от имени правообладателей соответствующих произведений.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 № 15, истец должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав или права на их защиту, а также факт использования данных прав ответчиком. Однако истцом указанные факты подтверждены не были.

Как следует из вышеизложенного, основное бремя защиты авторских прав в сети Интернет лежит на информационных посредниках, в то время как конечные пользователи остаются совершенно в тени, хотя они в принципе и определяют основной спрос на контрафактный контент; вполне очевидно, что, если исключить из пиратского сайта контрафактный контент, такой сайт гарантированно перестанет существовать (1.

В заключении необходимо отметить, что при регулировании такой стратегической сферы, как авторские права в сети Интернет, необходимо соблюдать баланс интересов правообладателей, владельцев интернет-сайтов, провайдеров хостинга, операторов связи, а также конечных, то есть обычных пользователей, непосредственно использующих произведения.

1. Еременко В.И. Совершенствование законодательства в сфере защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях // Законодательство и экономика. 2015. № 8.

Закон о защите авторских прав в сети интернет

ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В сети Интернет сосредоточен колоссальный объем многоаспектной информации: образовательной, научной, познавательной, культурной, социально — правовой, политической и др. В то же время сеть Интернет представляет собой широкую арену для применения «интеллектуального пиратства» и других неправомерных действий, влекущих значительный материальный и моральный ущерб в условиях развития инновационной экономики. В связи с недостаточным вниманием к этой правовой проблеме значительная часть авторов результатов интеллектуальной деятельности, а также иных правообладателей и правопреемников, пострадавших от правонарушений в сети Интернет, отказывается бороться, полагая, что в отношении информационных объектов интеллектуальной собственности, размещенных и распространяемых в глобальной сети, не действует никакое законодательство и нет возможности доказать нарушение интеллектуальных прав, поскольку информацию на Интернет — сайтах можно легко и быстро изменить или удалить (часто вместе с сайтом).

Для решения указанной проблемы 2 июля 2013 г. был принят Федеральный закон №187 — ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно — телекоммуникационных сетях», который установил механизм защиты интеллектуальных прав в сети Интернет.

Федеральным законом №186 — ФЗ определен порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, через которые распространяются аудиовизуальные произведения и фонограммы с нарушением интеллектуальных прав правообладателей.

Так, если правообладатель обнаружил, что фильмы или иная информация распространяется в информационно — телекоммуникационных сетях без его разрешения или иного законного основания, он вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с заявлением об ограничении доступа к информационным ресурсам, которые распространяются с нарушением действующего законодательства об интеллектуальных правах.

В свою очередь, на основании поступившего заявления уполномоченный орган устанавливает провайдера хостинга (лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети «Интернет»), обеспечивающего размещения в Интернете информационного ресурса, на котором содержится информация, нарушающая исключительные права. Затем провайдеру хостинга направляется уведомление о нарушении интеллектуальных прав, на основании которого провайдер хостинга уведомляет владельца сайта о наличии нарушений. Владелец сайта обязан незамедлительно удалить незаконно размещенную информацию или принять меры по ограничению доступа к ней. В том случае, если владелец сайта отказывается исполнять возложенную на него обязанность, провайдер хостинга обязан ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу, а если этого не происходит – доступ ограничивается оператором связи.

Изменения также вносятся в Гражданский процессуальный кодекс РФ, который дополняется положениями, определяющими содержание обеспечительных мер, применяемых при нарушении исключительных прав в Интернете.

Говоря об определении подсудности данной категории гражданских дел, в Федеральном законе №187 — ФЗ определено, что Московский городской суд будет рассматривать в качестве суда первой инстанции дела, связанные с защитой интеллектуальных прав в информационно — телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, по которым им приняты предварительные обеспечительные меры.

Читайте так же:  Договор ссуды схемы

Рассмотрение заявлений об обеспечении защиты интеллектуальных прав в информационно — телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, также находится в исключительной компетенции Московского городского суда.

Гражданский кодекс РФ дополнен положениями об особенностях ответственности информационных посредников. В частности, независимо от того, несет ли информационный посредник ответственность за нарушение интеллектуальных прав, к нему (Интернет — провайдеру) могут быть предъявлены требования о защите интеллектуальных прав, в том числе требования об удалении информации, нарушающей исключительные права, или об ограничении доступа к ней. Также в Гражданском кодексе РФ установлены условия освобождения информационного посредника от ответственности за нарушение интеллектуальных прав в сети Интернет.

Защита исключительных прав в сети интернет

Количество нарушений прав автора или иного правообладателя в интернете растет год от года. Связано это с тем, что в условиях ожесточенной конкуренции быстрее и проще украсть чужую интеллектуальную собственность и сделать себе имя, нежели создавать свои объекты интеллектуальной собственности.

Защита авторских прав в интернете на произведения

Авторское право на произведение (текст, музыку, фотографию, картину и другие объекты творческой деятельности) возникает в момент его создания. Автор обладает исключительным правом на созданное им произведение. Автор может использовать произведение сам, может передать право использования третьим лицам по лицензионному договору или передать исключительное право по договору отчуждения. При этом право авторства неотчуждаемо.

Авторское право обладает основным преимуществом по сравнению с большинством исключительных прав: для его подтверждения не требуется государственная регистрация. Однако, в то же время данная особенность также является и уязвимостью: часто нарушители прав на произведений пользуются тем, что при отсутствии государственной регистрации, доказать принадлежность произведения конкретному автору достаточно сложно. Во время активного развития интернет-технологий защита авторских прав в сети интернет является наиболее необходимой.

Подробнее о моменте возникновения прав у авторов, заказчиков и третьих лиц

Как обезопасить себя от нарушения авторских прав в интернете?

Депонирование авторских прав на произведение

Екатерина имеет более 6 лет юридической практики. Она присоединилась к ФПБ «Гардиум» в 2012 году. Екатерина в составе группы юристов Федерального Патентного Бюр.

Для того чтобы в случае возникновения спора вы с легкостью смогли подтвердить свои авторские права на произведение, необходимо произвести его депонирование в Российском авторском обществе. Этот способ защиты заключается в том, что в базу данных, вносятся данные об авторах результата интеллектуальной деятельности, о созданном объекте, в том числе его вид, название, дата создания, регистрационный номер. По итогам депонирования автору выдается свидетельство, которое может являться доказательством прав на произведение.

Обратите внимание, что к депонированию принимаются не все произведения. Так например, может быть отказано в депонировании, если произведение уже опубликовано в открытых источниках, не имеет творческой составляющей или является предметом спора.

Нотариальное заверение авторства

Нотариус по умолчанию не оценивает добросовестность обратившегося к нему лица. Поэтому нотариальное заверение хотя и является способом доказательства того, что авторское право существует, но достаточно часто оспаривается в суде.

Подтверждение авторства с помощью специальных сервисов

Данный вид фиксирования авторских прав на произведения, в частности тексты или музыкальные произведения, производится с использованием интернет-ресурсов.

Для разных видов произведений существуют свои специализированные сервисы. Так например среди авторов рассказов, романов и других произведений в прозе достаточно популярен такой интернет ресурс как Проза.ру ( http://www.proza.ru/), среди поэтов – Стихи.ру (http://www.stihi.ru/), среди музыкантов –www.promodj.com, www.soundcloud.com, www.myspace.com.

Пользователь, который зарегистрировал личный кабинет и опубликовал свое произведение от своего имени в базе интернет-ресурса, имеет право использовать факт публикации своих произведений на сервере для защиты авторских прав. Интернет-ресурсы, как правило предоставляют свидетельства или иные документы, доказывающие авторство публикации на размещенные произведения.

Также существуют сервисы, которые также можно использовать для подтверждения принадлежности контента конкретному лицу или организации. Защищенность контента, внесенного на такие интернет-ресурсы, весьма условная. Так с помощью Яндекс. Вебмастер (также сервис называется «Оригинальные тексты») можно оповестить поисковую программу о том, что оригинальный текст появился впервые именно на вашем сайте, а не на каком-то другом ресурсе. Однако данная процедура «закрепления» авторства создана для ранжирования оригинальных текстов самим поисковиком: то есть, если конкурент воспользуется вашим текстом и разместит его на своем ресурсе, поисковик просто не включит его в выдачу при тематическом запросе пользователя. Данный способ не поможет вам доказать свое авторство в суде.

Что делать, если Вы обнаружили, что Ваши права нарушены?

Самым частым видом нарушения авторских прав в интернете являются:

  • Распространение аудиопроизведений без согласия автора и правообладателя (35% случаев)
  • Распространение видеозаписей без согласия автора и правообладателя (33% случаев)
  • Копирование текстов для наполнения информационных ресурсов (19% случаев)
  • Использование части или всего исходного кода программ ЭВМ, в том числе исходного кода интернет-ресурсов (8% случаев)

Если на момент выявления нарушения автор или правообладатель не сможет доказать принадлежность произведения именно ему, вероятность запрета использования произведения и получение компенсации сильно снижается. Именно поэтому эксперты советуют до обнародования произведения обеспечить возможность доказать свое авторство.

За нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности в Интернете предусмотрена административная, гражданская, а также уголовная ответственность.

Защита прав на интернет-ресурсы

Многие владельцы интернет-ресурсов предполагают, что приобретение доменного через регистратора обеспечивает исключительное право на уникальное доменное имя или даже контент, размещенный на сайте. Регистратор (юридическое лицо, оказывающее услугу регистрации доменного имени) же вносит на основании заявки информацию о доменном имени в центральный реестр доменных имен сроком на один год.

Таким образом, Регистратор не передает исключительные права, а регистрация домена может быть досрочно аннулирована на основании судебного решения о нарушении владельцем домена исключительного права третьего лица на товарный знак, наименование места происхождения товара или коммерческое обозначение. И, тем более регистратор доменного имени не обеспечивает никакой защиты наполнению сайта.

Поэтому, чтобы не допустить нарушения своих прав на сайт, необходимо заранее позаботиться о государственной регистрации всех возможных составляющих своего интернет-ресурса. Так какие объекты можно зарегистрировать для Защиты сайта?

  • Название домена с помощью регистрации в качестве товарного знака
  • Дизайн сайта, оформив патент на промышленный образец
  • Зарегистрировав код сайта как программу ЭВМ
  • Если сайт предоставляет уникальный сервис для пользователей, можно оформить патент на изобретение

Законный владелец права на элементы оформления или содержания сайта должен понимать, что нарушение исключительных прав в интернете может произойти в любой момент. Поэтому, чем быстрее Вы обеспечите надлежащую охрану своему сайту, тем больше шансов, что нарушитель будет привлечен к ответственности и выплатит компенсацию за нарушение исключительных прав на сайт.

Защита исключительных прав в интернете на товарные знаки и бренды

Чтобы отследить реализацию в рунете вашей продукции нелицензированными посредниками, необходимо обеспечить охрану товарного знака вашей компании. Для этого он должен быть зарегистрирован в России или иметь международную регистрацию с расширением на Россию. Привлечь к ответственности нарушителей товарного знака можно теми же способами, которые используются при выявлении нарушений на рынке.

Еще одной из разновидностей нарушения прав на товарные знаки в интернете является использование брендового запроса для рекламы своих продуктов и услуг конкурирующими компаниями в качестве ключевых слов. Например, ваша туристическая компания – известный туроператор, организующий туры в Грецию. Конкуренты запустили контекстную рекламу по вашей торговой марке, используя в качестве ключевых фраз зарегистрированный торговый знак. Реклама конкурентов демонстрируется всем пользователям, которые ищут сайт вашей компании. Часть пользователей может перейти по рекламным объявлениям на сайт конкурента и, не обратив внимание на заголовок сайта, заказать товары или услуги у них.

В административном порядке, подав заявление в Антимонопольную службу, можно запретить конкуренту использовать зарегистрированный товарный знак в качестве ключевых фраз, запускающих объявления. В судебном же порядке вы можете потребовать от конкурентов возмещения убытков, причиненных вам нарушением исключительного права на товарный знак. Или выплаты компенсации в размере до пяти млн руб. (пп. 1 п. 4 ст. 1515 ГК РФ).

Наши услуги, которые помогут защитить авторские права в интернете

Подробную информацию об услугах, стоимости и сроках Вы можете узнать у наших менеджеров по телефонам офисов. Заполнив форму обратной связи Вы можете заказать звонок.

Если Вы твердо уверены в отсутствии вменяемых Вам нарушений, и у Вас имеются доказательства своей позиции

Если Вы частично или полностью признаете факт нарушения, но не согласны с суммой предъявляемых к Вам исковых требований

Цель: полностью освободить Вашу компанию от обвинения и его последствий

  • Систематизирование существующих доказательств отсутствия нарушения с Вашей стороны, а также поиск новых
  • Подготовка правовой позиции
  • Ведение защиты в суде

Снижение требований

Цель: максимальное снижение размера исковых требований, в том числе компенсации и возмещения убытков

  • Подготовка правовой позиции
  • Подготовка доказательственной базы, которая позволит уменьшить исковые требования
  • Представление интересов в суде

Цель: законными способами отсрочить момент выплаты исковых требований

  • Подготовка правовой позиции
  • Представление интересов в суде
  • Проведение работ по увеличению срока рассмотрения спора