Безвозмездная передача в собственность муниципального имущества

Оглавление:

Статья 11. Безвозмездная передача муниципального имущества в федеральную собственность и собственность Алтайского края.

Статья 11 . Безвозмездная передача муниципального имущества в федеральную собственность и собственность Алтайского края.

Приобретение имущества в муниципальную собственность

11.1. Безвозмездная передача муниципального имущества в федеральную собственность и собственность Алтайского края происходит в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

11.2. Обеспечение передачи и проведение необходимых процедур по передаче муниципального имущества осуществляет Управление.

11.3. Имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности Алтайского края, муниципальной, частной и иной форме собственности, может быть принято в собственность города Бийска на возмездной и безвозмездной основе по основаниям, предусмотренным действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.

В качестве приобретателя (покупателя) имущества выступает Управление, которое осуществляет все необходимые действия, связанные с приобретением имущества, определяет-правовой режим приобретенного имущества путем закрепления его за муниципальными предприятиями и учреждениями или передачи в муниципальную казну в установленном порядке, ведет его учет.

В качестве приобретателя (покупателя) может выступать другое отраслевое подразделение Администрации города.

Приобретение имущества в муниципальную собственность города Бийска осуществляется за счет средств бюджета города.

11.4. Собственник имущества (уполномоченное лицо) направляет заявление о передаче имущества в муниципальную собственность главе Администрации города.

К заявлению прилагаются документы, перечень которых определен Правительством Российской Федерации (при передаче имущества из федеральной собственности или из собственности Алтайского края в муниципальную собственность), законом Алтайского края (при разграничении имущества между муниципальными образованиями) или приказом Управления (при передаче имущества в муниципальную собственность в иных случаях).

11.5. Решение о безвозмездной передаче в муниципальную собственность имущества из федеральной собственности или собственности Алтайского края принимается Администрацией города.

Решение о приобретении в муниципальную собственность имущества, находящегося в частной собственности организаций и граждан, принимается Думой города.

11.6. Решение, указанное в абзаце 2 пункта 11.5 настоящего Положения, принимается Думой города на основании решения постоянно действующей комиссии по приобретению в муниципальную собственность Имущества, находящегося в частной собственности организаций и граждан.

Персональный состав комиссии утверждается Администрацией города.

В состав комиссии в обязательном порядке входят собственник (представитель собственника), представители Управления, представитель Думы города, представитель соответствующего структурного подразделения Администрации города, представитель финансового управления Администрации города.

Комиссия вправе давать рекомендации главе Администрации города и Управлению о дальнейшем целевом использовании приобретаемого имущества.

11.7. Действие настоящей статьи не распространяется на сделки, связанные с приобретением в муниципальную собственность жилых помещений.

Решение о приобретении в муниципальную собственность жилых помещений принимается Администрацией города.

Вопрос недели: Предусматривает ли законодательство передачу муниципального имущества безвозмездно в собственность иным лицам?

Предусматривает ли законодательство передачу муниципального имущества безвозмездно в собственность иным лицам?

Сообщаю Вам следующее:

По нашему мнению, законодательством не предусмотрена возможность безвозмездной передачи муниципального имущества в собственность иных лиц.

Обоснование:

К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Органы местного самоуправления, согласно ст. 125 ГК РФ, являются представителями муниципальных образований, в том числе могут представлять их как собственников имущества казны, распоряжаясь этим имуществом от имени муниципальных образований.

В силу п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Частью 1 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 131-ФЗ) определено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 2 указанной статьи органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Как указано ранее, согласно п. п. 1, 2 ст. 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами и к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц только в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

На основании ч. 3 ст. 51 Закона N 131-ФЗ порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В силу п. 2 ст. 2 Закона N 178-ФЗ государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе.

Таким образом, исходя из законодательства о приватизации, не допускается дарение государственного или муниципального имущества.

Следовательно, в данном случае отчуждение муниципального имущества в собственность иных лиц невозможна на безвозмездной основе с учетом требований Закона N 178-ФЗ.

В материалах СПС КонсультантПлюс не содержится разъяснений уполномоченных органов, консультаций, авторских материалов, комментариев, судебной практики по указанному Вами вопросу.

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, подготовленных с использованием СПС КонсультантПлюс, по вопросу

Ответ подготовил эксперт Линии консультаций

О порядке безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность городского округа «город Якутск» (с изменениями на 25 апреля 2018 года)

О порядке безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность городского округа «город Якутск» (с изменениями на 25 апреля 2018 года)

Решение Якутской городской Думы Республики Саха (Якутия)

Якутская городская Дума Республики Саха (Якутия)

Передача имущества в муниципальную собственность: основания и порядок

Владелец имущественных ценностей может распоряжаться ими, однако в соответствии с настоящим законодательством. Граждане Российской Федерации наделены правом дарить недвижимость, совершать сделки по ее купле-продаже, обменивать ее и тому подобное. Кроме того, существует возможность передать имущество в муниципальную собственность. Запретить такое действие можно лишь на базе принятого решения суда или же на основании иных постановлений.

В каких случаях возможна безвозмездная передача имущества в муниципальную собственность

Состоящая на государственном попечении или во владении субъектов РФ, а также органов МСУ недвижимость может быть передана в распоряжение вышеуказанным структурам. Передача недвижимого имущества в муниципальную собственность осуществляется, если:

  • данная недвижимость не может на законных основаниях состоять на попечении государства, по причине распределения компетенции между структурами Федерации, субъектов Федерации и органов МСУ;
  • данная недвижимость состоит в пользовании госструктур субъектов РФ, органов МСУ, ГУП, а также иных властных структур.

Не забудьте скачать:

Заявления о передаче имущества в муниципальную собственность предоставляются госструктурами субъекта РФ либо органами МСУ:

  • институтам исполнительной власти, имеющим компетенцию владельца недвижимости, в процессе перехода имущества от государственных федеральных органов во владение субъекта РФ или органов МСУ, а также от владения субъекта РФ и органов МСУ во владение государственных федеральных структур;
  • компетентным органам исполнительной власти субъектов РФ, имеющим право владения недвижимостью, в процессе передачи имущества в муниципальную собственность от владения субъектами РФ, и наоборот.

Переход имущества государственных федеральных органов во владение субъекта РФ или органов местного самоуправления, а также от владения субъекта РФ и органов МСУ во владение государственных федеральных структур не дозволяется, если данная недвижимость не фигурирует в соответствующем заявлении.

Читайте так же:  Need for speed undercover минимальные требования

Документация, требуемая для заключения о передаче имущества в муниципальную собственность, содержится в Постановлении Правительства РФ от 13.06.2006 г. № 374.

Какой договор безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность заключать

Порядок передачи государственного (федерального) имущества в муниципальную собственность установлен Гражданским кодексом Российской Федерации. Здесь необходимо заключить соответствующую сделку. Стоит учесть, что структура лишается возможности распоряжаться недвижимостью при ее передаче муниципальным образованиям.

Тонкости составления договора Вы узнаете на наших курсах повышения квалификации:

В договор следует внести некоторые детали:

  • точные названия органов власти, а также их обязательные данные, установленные законами и подзаконными актами, которые должны содержаться в договоре для признания его действительным;
  • перечень имущества, переходящего во владение муниципальному образованию, включая адреса и отличительные черты недвижимости, ИНН и другие крайне значимые факты;
  • характеристику имущества (жилое или нежилое помещение, есть ли возможность ввести его в пользование и тому подобное);
  • точные даты передачи имущества в собственность муниципального образования.

Кроме того, к договору должен прилагаться и документ, в котором подробно характеризуется передаваемый или получаемый объект с отображением его общей денежной стоимости. Такой акт должен быть заверен участниками соответствующего соглашения.

Как осуществляется передача федерального имущества в муниципальную собственность

Чтобы получить заключение о передаче недвижимости от государственных органов во владение субъектов РФ или органов МСУ, нужно собрать нижеуказанную документацию:

  • справку из государственного перечня недвижимости, в которую вносятся данные о переходящих ценностях;
  • справку из ЕГРП на имущественные ценности, а также договоры, заключенные в отношении данной недвижимости об узаконенной возможности распоряжения предоставляемым к передаче в муниципальную собственность имуществом (кроме того, и об узаконенных правах на территорию, прилегаемую к указанной недвижимости тогда, когда эта территория является отдельным пунктом договора). Документ должен быть получен за 30 и более дней до его отправки в ФАУФИ;
  • экземпляры документации, доказывающей факт того, что передаваемая недвижимость находится во владении ГУП или иной федеральной структуры на основании хозведения либо ограниченного вещного права (копии направляются тогда, когда в базе данных ЕГРП нет информации об узаконенной возможности владения и распоряжения);
  • документацию, доказывающую факт правомочия РФ на владение недвижимостью, а также прилежащую к ней территорию в случаях, когда данная территория является отдельным пунктом договора (такая документация передается, если в базе данных ЕГРП нет информации об узаконенной возможности владения и распоряжения);
  • разрешение от ГУП или иной госструктуры на передачу в муниципальную собственность имущества, находящегося во владении данной структуры на основании на основании хозведения либо ограниченного вещного права, с подписью должностного лица, оформившего указанное разрешение;
  • достоверный экземпляр свода правил ГУП или иной госструктуры, чья недвижимость передается в муниципальную собственность на основании хозведения либо ограниченного вещного права. Кроме того, устав необходим и при переходе самого предприятия во владение органов местного самоуправления;
  • справку из ЕГРЮЛ о ГУП или иной госструктуры, чья недвижимость передается в муниципальную собственность на основании хозведения либо ограниченного вещного права. Кроме того, такой документ необходим и при переходе самого предприятия во владение органов местного самоуправления;
  • выписку от государственной структуры, занимающейся ведением отчетности в отношении оборудования либо проверкой наличия имущественных ценностей, по поводу сведений о передаваемом в муниципальную собственность имуществе (данный документ требуется тогда, когда из всего строения во владение переходит несколько помещений, то есть для уточнения и описи такой недвижимости);
  • схему прилегающей к строению территории как отдельной собственности, подлежащей переходу во владение органов местного самоуправления;
  • документацию, доказывающую правильность названия органа местного самоуправления, в отношении которого проводится передача имущества в собственность муниципального образования;
  • документацию, доказывающую право эксплуатации передаваемой недвижимости (требуется тогда, когда данная недвижимость находится в распоряжении структур субъекта РФ, органов МСУ, ГУП, а также иных госструктур). Эта документация позволяет на законодательном уровне организовать передачу имущества в муниципальную собственность;
  • разрешение от госструктуры исполнительной власти, уполномоченной вести надзор за ГУП, а также иными организациями, чья недвижимость переходит в муниципальную собственность на основании хозведения либо ограниченного вещного права. Кроме того, такое разрешение необходимо и при переходе самого предприятия во владение органов МСУ.

В процессе передачи имущества в муниципальную собственность (если таковое имущество представляет собой ГУП или иные госструктуры), помимо перечисленной документации, необходимо передать список таких образований и список недвижимости, находящейся в их распоряжении на основании хозведения либо ограниченного вещного права.

Для заключения о передаче имущества в муниципальную собственность, помимо перечисленной документации, необходимо предоставить и список недвижимости, которая подлежит такому переходу. Для заключения о передаче имущества в муниципальную собственность нужно направить предложения в ФАУФИ. Это обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ, а также муниципальных образований.

Для правок в реестре госсобственности и собственности органов местного самоуправления в процессе заключения ФАУФИ в данной документации необходимо положение о том, что факт передачи имущества муниципальным образованиям имеет силу тогда, когда соответствующий акт о переходе владения заверен.

Передача имущества юридических лиц в муниципальную собственность

Процедура передачи в муниципальную собственность имущества физлиц и юрлиц следующая.

  1. Чтобы осуществить переход недвижимости во владение структур МСУ, юрлица и физлица должны подать запрос руководителю данного органа. К нему необходимо добавить определенные документы.
  • паспорт лица, подающего запрос;
  • выписку из ЕГРЮЛ, экземпляры пакета документов, которые являются юридической основой деятельности организации, а также определяют ее правовой статус;
  • документацию, подтверждающую правомочность доверенного лица (в случаях, когда запрос подается от имени представителей);
  • список недвижимости, которая проходит передачу имущества в муниципальную собственность (включая адреса и наиболее значимые инженерные показатели);
  • список строений, а также встроенных и пристроенных, переданных по договору аренды объектов или помещений, находящихся во владении иных лиц (требуются экземпляры контрактов);
  • справку из ЕГРП на имущественные ценности и договоры в отношении их по поводу владения переходящей недвижимостью, а также документ, подтверждающий госрегистрацию права владения данным имуществом;
  • выписку о балансовой принадлежности с отражением стартовой и конечной соответствующей цены;
  • акт ОС или другой структуры юрлица, у которой есть полномочия делать заключение о передаче имущества в собственность муниципального образования;
  • выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте данного имущества, а также документ, включающий инженерную характеристику об объекте недвижимости и схему от Бюро технической инвентаризации (не более полугода до окончания даты действия документации);
  • документацию, доказывающую право владения территорией, где находится недвижимость, подлежащая передаче имущества в муниципальную собственность;
  • планы технических систем, подлежащих переходу;
  • документы о балансовой принадлежности имущества;
  • справку, доказывающую отсутствие долговых обязательств, факта ареста недвижимости и других форм материальной ответственности за объект имущества.

От физлиц требуются:

  • паспорт лица, подающего запрос;
  • документация, подтверждающая правомочность доверенного лица (в случаях, когда запрос подается от имени представителей), а также паспорт доверенного лица;
  • выписка, в которой указывается цена недвижимости;
  • список недвижимости, подлежащей передаче имущества в муниципальную собственность (с адресами и наиболее значимыми инженерными показателями).
  1. Когда проверка переданной документации завершена, формируется специальный орган, занимающийся передачей имущества в муниципальную собственность. Он ведет свою деятельность на основании порядка, указанного в приказе руководящего должностного лица муниципальной структуры.
  2. В соответствии с решением сформированного органа административные структуры составляют список недвижимости, подлежащей передаче в собственность муниципального образования, и отправляют его в исполнительный орган МСУ, который занимается выдачей заключений о передаче объектов.
  3. На основании данного заключения о правильности предоставленного списка недвижимости, которая подлежит передаче в муниципальную собственность, оформляется распоряжение руководящего должностного лица муниципальной структуры на передачу объектов и владение ими в качестве собственника, а также:
  • на внесение недвижимости в список имущества органа МСУ;
  • на переход ограниченного вещного права на имущество органу МСУ;
  • на переход возможности хозведения имущества к МУП;
  • на право распоряжаться недвижимостью другим, допускаемым законодательством, путем.
  1. В соответствии с распоряжением руководящего должностного лица муниципальной структуры о передаче недвижимости составляются протоколы приема-перехода объектов по утвержденному законами Российской Федерации образцу. Данную документацию о передаче имущества в муниципальную собственность заверяет руководящее должностное лицо муниципального образования.
  2. Переданная недвижимость фиксируется в специальной базе данных органа МСУ, после чего проводится процедура госрегистрации возможности владения объектами по утвержденной законодательством Российской Федерации системе.

Если появляются какие-либо разногласия в процессе передачи имущества в муниципальную собственность, они урегулируются на основании компромисса участников договора или же посредством судебного разбирательства (согласно настоящим законам РФ).

Читайте так же:  Что такое дата постановления штраф гибдд

Каков порядок передачи жилищного фонда и объектов ЖКХ в муниципальную собственность

Этап 1. Начальная стадия процесса передачи имущества

Структура, которая передает недвижимость, должна собрать необходимую документацию об имуществе ЖКХ:

  • перечень объектов, подлежащих передаче в имущества в муниципальную собственность;
  • список технических коммуникаций: строений и конструкций подачи воды, электроэнергии, тепловых ресурсов и так далее (кроме расположенных на земельном участке организаций, осуществляющих передачу недвижимого имущества);
  • список техники (тяжелого транспорта и иного машинного оборудования, необходимого для использования и содержания недвижимого имущества, подлежащего передаче);
  • пакет документов, требуемый для должного использования сооружений, подлежащих передаче в муниципальную собственность.

На всю недвижимость ЖКХ и технические системы составляются акты об их состоянии, а также проводится анализ наиболее значимых показателей.

Кроме того, помимо вышеуказанных требований, жилищное хозяйство обязано составить документы по техническим и инженерным объектам, обеспечению управления, а также журналы регистрации.

Жилищное хозяйство должно оформить перечень данных о денежных средствах, собранных на проведение ремонтных работ по обслуживанию жилфонда и всех строений ЖКХ, подлежащих передаче в муниципальную собственность.

Собранная документация передается соответствующему органу, курирующему переход недвижимости, и представляет собой базис для последующих этапов процедуры.

Этап 2. Деятельность органа по приему и передаче объектов имущества

Административный орган населенного пункта формирует специальный отдел, курирующий переход недвижимости и средств ЖКХ во владение структур местного самоуправления. Он ведет свою деятельность на протяжении всего срока указанной процедуры. В его состав входят лица, работающие в организациях жилищно-коммунального хозяйства, административных структурах и других государственных институтах соответствующего населенного пункта.

Комиссия по передаче имущества в муниципальную собственность ведет свою деятельность на основании порядка, который содержит:

  • проверку строений, предназначенных к передаче, в определенный законодательством период;
  • изучение переданных документов;
  • проверку имущества, применяемого для изготовления каких-либо товаров;
  • анализ условий последующего использования недвижимости, подлежащей передаче в муниципальную собственность.

Первым делом специалисты должны определить список имущества, которое не подлежит передаче во владение органов местного самоуправления либо не должным образом подготовлено к процессу передачи в соответствии с требованиями законодательства или договора.

Специалисты также проверяют финансовые и инженерные документы, относящиеся к недвижимости, которая подлежит передаче в муниципальную собственность. На все строения ЖКХ и жилфонда оформляются акты об их характеристиках и гарантии должного использования.

Итоги деятельности данного органа вносятся в документацию по заключению о передаче недвижимости. Эти документы представляют собой базис для оформления протоколов перехода жилфонда и строения ЖКХ во владение органов местного самоуправления.

Этап 3. Составление документов по инженерным характеристикам и переходу объектов недвижимого имущества

Согласно распоряжению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, а также Министерства финансов РФ от 06.06.1995 г. № 17-72 на все строения, подлежащие передаче в муниципальную собственность, оформляется соответствующий документ. Он должен содержать (на каждое здание в отдельности):

  • документацию об инженерных характеристиках объекта;
  • документацию по переходу зданий во владение органов МСУ, которая необходима для использования и содержания передаваемых строений;
  • акт о передаче оборудования, тяжелых транспортных средств и иных технических конструкций, необходимых для должной эксплуатации и обслуживания передаваемых сооружений;
  • список документации по недвижимости, подлежащей передаче в муниципальную собственность.

Инженерные характеристики строений выявляются на базе существующей документации или анализа специалистов. Они должны оценить указанные параметры для всех зданий в отдельности в процессе передачи имущества в собственность муниципального образования.

На жилые строения для их последующего должного обслуживания и обеспечения положительных качественных характеристик содержания, а также надлежащего материального состояния образования, которое принимает данный жилфонд, помимо анализа технических показателей, передаются обобщающие данные.

На жилфонд и каждое строение, подлежащее передаче имущества в муниципальную собственность, составляется техническая документация, необходимая для должного использования и содержания данных объектов.

Для перехода денежных средств оформляется разделительный учет.

Организация, осуществляющая переход имущества в муниципальную собственность, должна передать административным структурам указанную ниже документацию:

  • показатели сооружений, выявленные на базе актов проверки (согласно настоящим образцам финансового и статистического учета);
  • выписку о балансовой цене строений (оформляется на основании зарегистрированных фактов, процессов и событий, происходящих в организации, а также согласно утвержденному в данном образовании порядку отчетности);
  • предполагаемое и действительное определение затрат в стоимостной форме на обслуживание сооружений. Такие документы оформляются по установленному для всех сооружений в отдельности образцу;
  • оценочный либо разделительный баланс;
  • вычисление размера платы за обслуживание и ремонт жилого помещений и предоставление коммунальных услуг. К данному документу необходимо добавить акты о прибыли по ЖКХ и всем сооружениям в отдельности;
  • протоколы направления документов о строениях, подлежащих передаче в муниципальную собственность.

В процессе передачи имущества в муниципальную собственность (если им является ЖКХ или жилфонд) оформляется документ по переходу денежных ресурсов на оплату капремонта строения. Кроме того, здесь лучше всего получить справку о переходе служебных объектов во владение органов местного самоуправления.

Передача выморочного имущества в муниципальную собственность

Выморочная недвижимость – это категория наследуемого имущества, на которое в силу определенных обстоятельств не могут претендовать (или отказываться от получения) наследники предыдущего собственника. Передача имущества в муниципальную собственность (если таковая собственность является выморочной) способна улучшить ситуацию с нехваткой жилой площади, которая на основании контракта социального найма переходит в частные владения.

ФЗ от 29.11.2007 г. № 281 утверждает изменение статей 116, 1151, 1162 и 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данные статьи связаны с передачей возможности владения и распоряжения выморочной недвижимостью. До принятия указанного Федерального закона статья 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации допускала передачу подобных объектов исключительно государственным структурам РФ.

Кроме того, ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации» утвердил, что такая недвижимость, представленная жилплощадью, передается во владение органа местного самоуправления, на участке которого данная недвижимость находится. Учитывая то, что ЖК РФ устанавливает обязанность органов МСУ по урегулированию проблемы нехватки жилья, вступившие в силу правки являются оптимальным решением этого нелегкого вопроса.

Важно учесть – в городской местности выморочная недвижимость представляет собой значимую ценность, ведь именно в городах обострен жилищный вопрос.

Согласно пункту 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации: «В случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным».

Подобная недвижимость, подлежащая передаче в муниципальную собственность, является частью жилфонда.

Главным вопросом передачи таких объектов остается не установленная законодательством система данной процедуры (порядок внесения имущества в базу данных). До сих пор эта проблема является довольно острой. Вот почему так необходимо принять новые положения для законов Российской Федерации, касающихся передачи имущества в собственность муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось». Следовательно, в процессе передачи имущества в муниципальную собственность можно не составлять документ о принятии наследства (то есть орган местного самоуправления получает недвижимость на основании статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство».

Но государственным административным структурам приходится решать несколько острых вопросов в процессе ведения дел с выморочной недвижимостью. Чтобы обратиться к профессиональному юристу, нужно собрать целый пакет документов, указанных в Законе Российской Федерации от 11.02.1993 г. № 4462-1. Кроме того, при передаче имущества в муниципальную собственность необходимо представить заключение о кончине владельца и акт, доказывающий, что недвижимость бывшего владельца не принимается наследниками.

В соответствии с ФЗ от 15.11.1997 г. № 143 орган записи актов гражданского состояния может не передать данные о зарегистрированной кончине владельца имущества.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации № 4462-1: «Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами».

Читайте так же:  Ходатайство о приостановление судебного разбирательства

Получается, что закон не установил процесс принятия вышеупомянутых данных муниципальными образованиями.

Помимо этого, юристы не согласны передавать акт о праве наследования потому, что отсутствуют подтверждения факта выморочности недвижимости.

Чтобы осуществить процесс передачи имущества в муниципальную собственность, нужно установить, что недвижимость является выморочной, но в соответствии с законами РФ данная информация муниципальным структурам не поступает.

Получается, что детализированная система наследования подобной недвижимости не исключила несколько острых вопросов, появляющихся в процессе составления акта возможности владения. Следовательно, органам МСУ приходится доказывать выморочность недвижимости посредством судебного разбирательства. Однако суду необходимы данные от юриста о неимении наследников и доказательство кончины бывшего собственника из органа записи актов гражданского состояния.

Важнейшим требованием составления возможности владения на недвижимость, которая подлежит передаче имущества в собственность муниципального образования, является доказательство неимения наследников и на основании завещания, и на основании настоящего законодательства. Подтвердить отсутствие наследников можно тогда, когда за полгода после кончины владельца недвижимости не было передано запросов о принятии имущества или не выдавались акты о праве собственности. Но принять наследство можно как посредством передачи запроса, так и посредством фактических действий, доказывающих передачу имущества (в соответствии с пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Если лица, готовые принять имущество, все же имеются, то факт выморочности объекта доказать невозможно. Вот почему в случаях, когда наследник совершил фактическое действие, не составляя документации, он имеет право претендовать на недвижимость, которая предполагалась к передаче в собственность муниципального образования.

Судебная практика, связанная с безвозмездной передачей имущества в муниципальную собственность

Согласно пункту 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации: «В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации». Следовательно, договор безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность может быть утвержден на основании нормативных актов о государственной регистрации перехода возможности владения недвижимостью посредством заключения судебного разбирательства.

Пример

Решение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.12.2013 г. (дело № А53-3967).

01.11.2001 г. руководитель сталепромышленной компании «Агрофирма “Зерноградская”» передал главе Зерноградского района запрос о передаче имущества в муниципальную собственность (здание на 400 человек и размером 2317 м 2 ).

05.11.2001 г. участники сделки подписали контракт на общую эксплуатацию перешедшего во владение органов МСУ строения. В данном документе указывалось требование использования здания без допущения аварийных ситуаций, поскольку сооружение (клуб) представляло собой социально-культурный объект, а также организация различных мероприятий в рамках сложившихся между сторонами материальных обязательств. Участники контракта совместно эксплуатируют здание и оплачивают его необходимое обслуживание. Передача имущества в муниципальную собственность проходила в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 724.

Указом руководящего должностного лица Зерноградского района от 24.01.2003 г. № 48 указанное строение находится в ведении социально-культурного отдела органов местного самоуправления. Кроме того, в постановлении была утверждена значимость процедуры передачи имущества в собственность муниципального образования.

30.01.2003 г. участники договора вторично оформили протокол перехода денежных ресурсов, куда внесли список имущественных ценностей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 551 ГК РФ: «В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации». Согласно законодательству подобное заявление можно рассматривать только тогда, когда выполнена передача имущества в муниципальную собственность.

Так как для не утвержденного законом договора по передаче имущества в собственность муниципального образования необходимо подтверждение его заключения в форме государственной регистрации права владения (в соответствии со статьей 131 ГК РФ), к данному контракту можно применить положения статьи 551 ГК РФ.

Облагается ли передача имущества в муниципальную собственность НДС

Чаще всего передача имущества в муниципальную собственность предусматривает уплату налога на доходную стоимость (согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации), поскольку эта процедура считается актом реализации (в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако вместе с тем необходимо принять во внимание, что НК РФ (а именно пункт 2 статьи 146 и статья 149) содержит положения о некоторых процессах, которые не требуют уплаты вышеуказанного налога.

Передача имущества в муниципальную собственность принимается как дарственная операция (согласно пункту 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Подлежащие переходу ценности могут представлять собой:

  • продукцию;
  • материальные ресурсы;
  • ценные бумаги;
  • различные активы организации;
  • изготовленные товары;
  • стройматериалы;
  • основной капитал;
  • права на эксплуатацию недвижимости и так далее.

Договор передачи имущества в муниципальную собственность действителен при наличии накладных документов или протокола приемки-передачи недвижимости.

Согласно пункту 2 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации: «Для целей настоящей главы имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги)». Требование по выплате других налоговых обязательств осуществляется только при установленной системе налогообложения. Для оплаты налога на доходную стоимость передача имущества в собственность муниципального образования признается реализацией (в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации). Получается, что организация, передающая недвижимость, обязана внести на нее налог на доходную стоимость.

Уплата налога на доходную стоимость в процессе передачи имущества в муниципальную собственность проходит в течение данной процедуры (согласно пункту 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации). Момент перехода имущественных ценностей – дата составления первичной документации:

  • если речь идет о продукции – дата оформления накладного документа;
  • если речь идет об обслуживании – дата принятия протокола приемки-передачи.

Размер налога выявляют на основании стоимости ценностей на момент передачи имущества в муниципальную собственность (в соответствии с пунктом 3 статьи 105.3 и пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации).

Если говорить о процентной части налога, в процессе передачи имущества в муниципальную собственность используют коэффициент, установленный для типа продукции (либо услуги).

Цена самих имущественных ценностей и размер налога на доходную стоимость указываются в документации, удостоверяющей фактическую поставку товара или оказание услуг и их стоимость.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налог на доходную стоимость, внесенный в отношении имущественных ценностей, при факте уплаты подлежит процедуре вычета.

Передача имущества в муниципальную собственность не считается реализацией (согласно пункту 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации). А это означает, что организация, отчуждающая право владения, не должна вносить налог на доходную стоимость.