Приказ короля 3

Оглавление:

Екатеринбургский театр оперы и балета представляет премьеру постановки «Приказ короля»

В Екатеринбургском театре оперы и балета идут последние приготовления к премьере. Постановка «Приказ короля» ‒ это фантазия, вдохновленная творчеством хореографа Мариуса Петипа.

Сюжет, казалось бы, прост: по приказу короля нужно найти принцессу, которую похитила Черная королева. Так герои строят дирижабль и начинают путешествие во времени. Этот спектакль посвящен 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа. Постановку с таким же названием создатель русского классического балета представил в конце XIX века в Санкт-Петербурге. Нынешний уральский «Приказ короля» – это скорее фантазия с самыми неожиданными поворотами.

«Каждый следующий номер должен быть стилистически непредсказуемым для слушателей. Слушатель не должен догадаться о том, что будет дальше. Точно то же самое происходит с костюмами, декорациями и прочим», ‒ говорит композитор Анатолий Королёв.

В результате на написание музыки ушло полтора года. Не меньше времени понадобилось, чтобы собрать команду именитых российских музыкантов и художников, при этом сохранить подходы классического балета.

«Каждый найдет разные вещи для себя удивительными. Это довольно сложный спектакль, состоящий из большого количества необычных компонентов. Мы хотели посмотреть в XXI веке, как может выглядеть имперское искусство, по которому все так ностальгируют, и на что сегодня это может быть похоже», ‒ пояснил хореограф-постановщик, соавтор либретто Вячеслав Самодуров.

Премьера спектакля открывает программу первого Уральского фестиваля оперы и балета, в рамках которого зрителей ждут еще несколько мировых музыкальных премьер.

Театр оперы и балета

Внимание! Бронь билетов в Театр Оперы и Балета аннулируется за 2 часа до начала мероприятия, вне зависимости от даты и времени бронирования на сайте. Успевайте выкупить свои заказы!

Балет «Приказ короля» в постановке Вячеслава Самодурова

«Приказ короля» — это взгляд современного хореографа на стиль и образы балетных празднеств Петипа с их сновидениями, путешествиями, экзотикой феерий и белым балетом. В спектакле все будет создано «здесь и сейчас»: новая партитура заказана петербургскому композитору Анатолию Королёву, озвучивать ее будет оркестр во главе с Павлом Клиничевым, а сценографом приглашен Зиновий Марголин. Самодуров, уже зарекомендовавший себя как хореограф, которого интересует развитие классического танца в XXI веке, сделает очередную попытку восстановить связь времен: созданный Петипа жанр «большого балета» должен обрести новое наполнение и новые смыслы.

«Это фантазия по мотивам нескольких ныне забытых сценариев Петипа, фантазия на тему того, как сегодня может выглядеть большое театральное балетное зрелище. В этом спектакле все сделано с нуля. Мне кажется это необычный и рискованный проект, но мы любим, когда нас «штормит»», — подчеркивает художественный руководитель балета екатеринбургского театра Вячеслав Самодуров.

Балет в двух действиях
Продолжительность: 1 час 55 минут

«Приказ короля»: форма большого балетного зрелища

Масштабный Урал Опера Балет Фест в Екатеринбурге, посвященный 200-летию Мариуса Петипа, открылся мировой премьерой

В России появился еще один амбициозный музыкально-театральный фестиваль. Его организаторы — Урал Опера Балет и «Ельцин Центр» — предполагают, что ежегодно Урал Опера Балет Фест будет строиться вокруг одной темы. О том, как в Екатеринбурге отмечают юбилейную дату великого Петипа, специально для читателей «БИЗНЕС Online» размышляет известный театральный критик Наталия Звенигородская.

Мировой премьерой балета «Приказ короля» открылся первый музыкально-театральный фестиваль, получивший название Урал Опера Балет Фест Фото: ©Ольга Керелюк, предоставлено Екатеринбургским государственным академическим театром оперы и балета

«РЕПЕРТУАР СОЛНЦА РУССКОГО БАЛЕТА — ПЕТИПА — СТАЛ СВОЕГО РОДА МИФОМ»

Мировой премьерой балета «Приказ короля» открылся первый в новейшей истории Екатеринбургского академического театра оперы и балета (Урал Опера Балет) музыкально-театральный фестиваль, получивший название Урал Опера Балет Фест. Его организаторы – театр и «Ельцин Центр» – предполагают ежегодно строить программу вокруг некоей единой темы. В первый день рождения фесту повезло. Он появился на свет в год 200-летия Мариуса Петипа. Чего ж лучше.

Петипа и современность – тема не частная и не узкопрофессиональная. Не так уж много найдется связанных с балетом тем, в которых отразится неразрешимый, кажется, спор между классикой и современностью, вечным и актуальным, между представлениями об идеале как априори непререкаемом абсолюте и убежденностью в том, что лишь свободный творческий диалог с сакрализованным прошлым (пусть и через тернии в виде всевозможных перегибов, нигилизма и стеба) в состоянии, минуя тупики и кризисы, проложить путь к жизнеспособному будущему.

Название «Приказ короля» входит в список балетов, за 60 лет поставленных Петипа в Санкт-Петербурге. В этом списке несколько десятков наименований. Современному зрителю знакомы менее десяти. Мы с национальной гордостью великороссов называем их балетами наследия, даже не задумываясь подчас о том, что в первозданном виде не сохранился ни один. Пройдя едва ли не через все исторические, политические и идеологические перипетии, выпавшие на долю XX века, репертуар Солнца русского балета – Петипа – стал своего рода мифом. Драгоценностью не сохраненной, но свято охраняемой. И далеко не все из ярых ревнителей классического наследия знают, что на самом деле сражаются за статус и целостность разного рода переделок и адаптаций.

Яркий пример – программы всех и всяческих балетных конкурсов, в том числе Московского международного. Не имея, похоже, понятия об истинном авторстве знаменитых балетов, вставных номеров и вариаций, составители этих программ, почти как у Гоголя, лепят нос Горского к губам Вагановой, прокатывая под универсальным брендом «Петипа» этих двоих, а заодно Коралли, Сен-Леона, Льва Иванова, Вайнонена, Берёзова, Григоровича. Чего стоят истовые клятвы в верности классике, если никто не стесняется выставить эту самую классику на посмешище? Как же не смешно, когда Петипа, в чьих спектаклях мужчины практически не танцевали, служа лишь для того, чтобы поддержать и выгодно подать балерину, ничтоже сумняшеся приписывают виртуозные инновации, которыми мировой балет обязан братьям Легат, Вахтангу Чабукиани, Петру Гусеву или, скажем, Алексею Ермолаеву.

Читайте так же:  Сокращение пенсионеров пособие

Хореография балета не сохранилась. И тем не менее именно его современные авторы выбрали для нового опыта Фото: ©Ольга Керелюк, предоставлено Екатеринбургским государственным академическим театром оперы и балета

Понятно, почему у профессионалов рос интерес к так называемым реконструкциям. Когда новая Россия открылась миру, они получили доступ к архиву бывшего режиссера Мариинского театра Николая Сергеева, фиксировавшего некогда петербургские балеты Петипа по системе Владимира Степанова. После революции Сергеев эмигрировал, увез записи с собой. Теперь они хранятся в библиотеке Гарвардского университета и служат делу возрождения к новой жизни русского классического наследия.

С другой стороны, балетная «археология» оказалась необычайно привлекательной для публики. Причина, думается, не только в музейном интересе к исторической подлинности, а в желании (часто подспудном) в эпоху разрушения привычной системы ценностей да и просто бытовой нестабильности возродить некое сакральное чувство. В стремлении через реконструкцию идеализированной ситуации вернуть и духовную ситуацию прошлого, обретя тем самым утраченную гармонию. Подобно ритуалам у примитивных племен.

«ПЛАМЕННЫЙ АДЕПТ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ БАЛЕТНОЙ ШКОЛЫ, САМОДУРОВ НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕ НАМЕРЕН ЕЕ МУМИФИЦИРОВАТЬ»

В отличие от балетов гарвардского списка, «Приказ короля» утерян безвозвратно. Петипа поставил его в Санкт-Петербурге в 1886 году по мотивам оперы Лео Делиба «Так сказал король». Хореография балета не сохранилась. И тем не менее именно его современные авторы выбрали для нового опыта. Сохранилось либретто. Но от него отказались.

Это кажущееся парадоксальным решение на самом деле – продолжение и логичное развитие художественной практики екатеринбургского театра последних лет.

Максим Клековкин в роли короля Фото: ©Ольга Керелюк, предоставлено Екатеринбургским государственным академическим театром оперы и балета

Будучи на протяжении нескольких десятилетий признанным лидером российского современного танца, столица Урала в культурном пространстве классического балета как будто и не существовала вовсе. До тех пор, пока в сезон 2011/12 годов здешнюю балетную труппу не возглавил Вячеслав Самодуров. Как хореограф и как выстраивающий долгосрочную стратегию руководитель, он демонстрирует системность и концептуальную основательность подхода. В собственных постановках высвечивая дальнейшие пути развития классического танцевального языка, а в вечерах одноактных балетов – осмысляя преемственность и осваивая весь спектр мировой хореографии – от классики до современности.

Пламенный адепт русской классической балетной школы, Самодуров тем не менее никоим образом не намерен ее мумифицировать. Он собрал молодую команду приверженцев и пропагандистов актуального искусства, члены которой убеждены: поиск новых форм отнюдь не означает непременного требования сбросить классиков с корабля современности.

Доказательство тому – резонансные балетные премьеры последних лет. В дерзкой по замыслу «Тщетной предосторожности» (2015) Сергей Вихарев, Павел Гершензон, Альона Пикалова не преподнесли зрителю очередной реставраторский сюрприз, а умудрились протянуть сквозь века «ниточку» без единого узелка, органично демонстрируя разные танцевальные техники и художественные стилистики в симбиозе и развитии. Остроумно придуманным и мастерски реализованным путешествием сквозь эпохи и стили к сияющей вершине – большому классическому па – стала выпущенная в год 200-летия Петипа задуманная Гершензоном и Вихаревым, но завершенная (после внезапной смерти Вихарева) Самодуровым «Пахита». Оба эти балета хотя отчасти сохранились в записях Сергеева и волей-неволей послужили своего рода мостком от ценнейших достижений балетной «археологии» к обретению не менее ценного опыта свободного художественного диалога прошлого и настоящего.

Пламенный адепт русской классической балетной школы, Вячеслав Самодуров тем не менее никоим образом не намерен ее мумифицировать Фото: ©Ольга Керелюк, предоставлено Екатеринбургским государственным академическим театром оперы и балета

ЕДИНСТВО НЕСОЕДИНИМОГО

«Приказ короля» 2018 года – тоже путешествие. Путешествие на край света в поисках Красоты. Излюбленный мотив Петипа, установившего канон красоты большого классического балетного спектакля и в то же время совершенно очевидно ставшего предтечей одноактных прелестных виньеток эпохи модерна. Новый балет, сообщают авторы, это «попытка понять, как может сегодня складываться форма большого балетного зрелища и какие идеи Петипа-хореографа и Петипа-режиссера по-прежнему актуальны».

Действие балета проходит в пространстве и времени фантазий. В покоях Короля (Максим Клековкин) появляется НЛО-боб, пилотируемый таинственной девой по имени Изора (Мики Нисигути). Призванные на помощь мудрецы выдвигают всевозможные гипотезы его происхождения. За учеными спорами никто не заметил, как Черная королева (Надежда Шамшурина) и ее эксцентричный паж (Игорь Булыцын) похитили Изору. Приказ короля – найти принцессу. Экспедицию возглавляет капитан Жером де Блуа-Шампань (Алексей Селиверстов). Для путешественников строят дирижабль. Вдогонку Черная королева отправляет демонов. Спектакль по лекалам Петипа не обойдется без сцены Сна. Капитану и его спутникам снится, что они обрели потерянный рай, команда не хочет пробуждаться, и Жером продолжает путешествие один. На краю света освобождает плененную Изору и других узниц Черной королевы. Любовь и Красота побеждают. А над счастливыми влюбленными парит космический корабль. Напоминая, возможно, что вечные ценности вечны во все времена, хоть и выражены могут быть в разных формах.

Читайте так же:  Налог на прибыль в рб в 2012

Фото: ©Ольга Керелюк, предоставлено Екатеринбургским государственным академическим театром оперы и балета

Красота в этом спектакле везде благодаря сценографу Алексею Кондратьеву и художнику по костюмам Анастасии Нефедовой, начиная с открывающей действо живой картины в королевском дворце. Разноцветные парики, позолоченные лица, необычайной красоты локальные цвета сложносочиненных костюмов, изящные, однако подчеркнуто театральные аксессуары. Закованный в ослепительно, но не вульгарно сияющее золото, скорее напоминающий египетского фараона, нежели отца классического балета Короля Солнце Людовика XIV, король использует экспрессивную мимику времен плакатных 20-х, а ученые мудрецы – гипер-жестикуляцию великого немого. Мотивы гравюр Джузеппе Галли Бибьены нисколько не диссонируют с конструктивистскими фантазиями Кондратьева и прочими-другими измами авангарда и постмодерна в сценографии и в музыке, а барочная игра в костюмах придворных – с кабаретным одеянием джазовой певицы 80-х. В целое же все это разнообразие отсылок и ассоциаций собирается благодаря не бросающимся в глаза единым форме и цвету дворцовых люстр, деталей королевского трона, пачек Изоры и ее подруг и даже подушек, которыми дерутся не нашедшие общего языка мудрецы.

То же единство несоединимого – в музыке, специально написанной для балета «Приказ короля» петербургским композитором Анатолием Королевым.

Пышные шествия Короля с гостями и свитой, историко-бытовой танец (хорнпайп, бранль, гальярда в королевском дворце), пантомима (диспут ученых мужей, гнев Черной королевы), танец-гротеск (Паж Черной королевы), классические ансамбли женского кордебалета и Большое классическое па с непременными антре, адажио, вариациями корифеек и главных героев, кодой и развязкой. Узнаваемая лексика Самодурова, его чувство классики и при этом ироничность залиты в жесткие структуры Петипа. Однако драматургия то и дело провисает, и ощущения сценического времени пока недостает.

Фото: ©Ольга Керелюк, предоставлено Екатеринбургским государственным академическим театром оперы и балета

А вот о времени нынешнем, пожалуй, задумаешься.

Да, Петипа – наше все. Его имя – бренд, пропуск к любому импресарио. Десятки, если не сотни трупп и труппочек скитаются в летнем, а то и круглогодичном чесе по захолустью всех континентов с дежурным набором «Лебединых озер» в афише. Что же получается: сегодня Петипа – продукт массового потребления? Но разве не этого (массового узнавания и признания) хотели бы те, кто стремится возродить «подлинного» Петипа, или те, кто ведет его в современность самыми замысловатыми путями.

Вот и монарх в финале екатеринбургского спектакля размножился вдруг, растиражированный, точно Мэрилин Монро или зеленые бутылки «Кока-колы» Энди Уорхолла. Все одинаковые. И не узнать. И не понять уже, кто отдавал приказ.

Мировая премьера в Урал Опере — фантазия по мотивам либретто забытых балетов Мариуса Петипа, балетмейстера, который считается создателем классического русского балета: ныне отмечается 200-летие со дня его рождения. «Приказ короля» — балет-путешествие, герои которого снаряжают экспедицию на край света в поисках красоты. Хореограф Вячеслав Самодуров рассказывает: «Мой интерес — понять, как может выглядеть крупная балетная форма сегодня, можно ли сделать современный спектакль, используя лекала балетов-феерий Петипа». Новую музыку написал профессор Петербургской консерватории Анатолий Королёв — один из лучших российских оркестровых композиторов.

Балет в 2 действиях

либретто: Вячеслав Самодуров, Богдан Королёк

музыка: Анатолий Королёв

дирижер-постановщик: Павел Клиничев

хореография: Вячеслав Самодуров

сценография: Алексей Кондратьев

костюмы: Анастасия Нефёдова

свет: Константин Бинкин

продолжительность — 2 часа с одним антрактом

«Приказ короля» в Урал Опере: гид по ключевой балетной премьере сезона

Празднества в честь юбилея Мариуса Петипа, балетмейстера Императорских театров и автора главных балетных блокбастеров мирового репертуара, подходят к кульминации — но парадоксальным образом не в Петербурге, где Петипа служил без малого полвека, а в Екатеринбурге, где при жизни Петипа даже еще не был построен оперный театр. 11 октября в театре «Урал Опера Балет» (так теперь называется екатеринбургский театр) пройдет мировая премьера балета «Приказ короля» — а 14 октября этим спектаклем откроется международный «Урал Опера Балет Фест». Почему в эти дни стоит отправиться на Урал, объясняет Софья Дымова.

Герой премьеры — младший отпрыск большого французского артистического клана, не сумевший сделать карьеру танцовщика в Европе, бежавший от французского правосудия в провинциальный Петербург и оставшийся в России до конца дней. Здесь он сначала танцевал и ставил небольшие балеты и танцы в операх, затем удачно выступил с несколькими большими спектаклями и вскоре возглавил труппу. В годы повсеместного умирания классического балета Петипа сохранил его в Петербурге — словно ветхозаветный строитель ковчега. Он и в профессии прожил невероятно долгую жизнь, подобно библейским старцам: 56 лет работал только в России, из них 34 года находясь во главе Императорского балета. Петипа — автор всех главных балетов, обеспечивающих сегодня кассу большим и малым театрам: он сочинил «Баядерку» и «Спящую красавицу», придумал балет про Дон Кихота и написал сценарий «Щелкунчика», спас от забвения поставленные его предшественниками «Жизель», «Эсмеральду» и «Корсара»; «Лебединое озеро» после премьерного провала было возвращено к жизни при его участии.

В начале XXI века балеты Петипа больше всего похожи на египетские пирамиды: колоссальный масштаб, прочнейшая конструкция, сопутствующий священный трепет. Образ растиражирован в сувенирах — каждая труппа может иметь своего карманного Петипа, ощущать причастность к Великому Имперскому Искусству и зарабатывать на этом во время гастролей где-нибудь в глухой азиатской (а хоть и европейской) провинции. Мраморная облицовка пирамид в Гизе давно растащена, а сами они разграблены — так и начинка балетов Петипа, хореографическая и сценографическая, за ХХ век претерпела необратимые изменения. Этот процесс — следствие бесконечных редакций: на спектакли Петипа еще в конце жизни маэстро смотрели как на машины, нуждающиеся в улучшениях и поправках. И в год, когда Мариусу Петипа, которого по справедливости называют главным человеком в истории русского балета, исполнилось 200 лет, главный вопрос состоит в том, с чем мы пришли к этой дате.

Читайте так же:  Договор в автоломбарде

Вячеслав Самодуров поставил «Приказ короля»

Екатеринбургский театр оперы и балета, ребрендинговавшийся в «Урал Опера Балет», выпустил вторую премьеру, посвященную 200-летию Мариуса Петипа,— балет Вячеслава Самодурова «Приказ короля» (композитор Анатолий Королев, сценарист Богдан Королек). На премьере в Екатеринбурге побывала Ольга Федорченко.

В отличие от модных ныне спектаклей-реконструкций, этот балет имеет от Петипа лишь название: в 1886 году хореограф сочинил балет «Приказ короля» для итальянки Вирджинии Цукки. Никакой балетной археологии — екатеринбургский театр создал оригинальное во всех отношениях произведение по заветам Петипа. «Заветы Петипа» в данном случае имеют самое что ни на есть практическое применение: штамп театра Петипа стал формообразующим элементом построения нового современного балета. Соавторы «Приказа короля», используя лекала-заготовки, которыми пользовался хореограф, перемещают их по различным направляющим — музыка, сценарий, хореография.

Сценарий Богдана Королька воспроизводит коллизии многих балетов Петипа, и, подобно большинству либретто, которые использовал Мариус Иванович, его творение прекрасно своей идиотичностью. В толще культурного слоя обнаруживаются кристаллы балетных либретто «Дочь фараона», «Дочь снегов», «Ненюфар», «Сатанилла», «Спящая красавица», «Синяя борода» и даже оперетты-феерии «Необычайное путешествие на Луну», бывшей модным художественным трендом лета 1885 года: участие в ней Вирджинии Цукки привело к появлению годом позже «Приказа короля». В некоем королевстве обнаружен таинственный объект со странной барышней внутри. Ученые не могут разгадать ее происхождение. Пока они дискутируют, девица оживает и вылезает из своей капсулы, но для того, чтобы ее тут же похитила Черная королева. Король мечет молнии и приказывает найти незнакомку. За дело берется капитан Жером де Блуа-Шампань, предварительно построив воздушное судно, напоминающее цеппелин. Он отправляется в долгое и опасное путешествие. Собственно, путешествие в поисках принцессы, а точнее, вынужденные остановки на отражение атак демонов, сны и видения и составляют танцевальную суть спектакля. Сценарист сознательно пренебрегает логикой повествования, ибо логика принадлежит танцу. Был ли выполнен приказ короля, об этом авторы спектакля умолчали. Властителя (отличная пластическая работа Максима Клековкина) в разгар аллеманды просто стряхнули с плеч придворные, как надоевшего персонажа, от которого уже ничего не зависит.

Логика в «Приказе короля» обретается в танцевальных абстракциях, воссоздающих парадокс театра Петипа «явь есть сон», ибо во снах и видениях Петипа формулировал ту чистейшую танцевальную гармонию, которая и стала его брендом. Вячеслав Самодуров внятно сформулировал хореографические темы: балетмейстер будто бы крутит в голове пластический кубик Рубика, с помощью которого составляет математическое множество танцевальных комбинаций, то меняя их тональность, то проводя их с задержкой на танцевальную фразу, то прокручивая в обратном направлении по принципу музыкального ракохода. Центральный любовный дуэт героев предельно статичен: партнер медленно кружит сохраняющую позу балерину в обводках. Предельная лаконичность и лапидарность пластического решения становится намеренным стилистическим приемом, а хореография кажется смоделированной в компьютерной программе.

Оформление «Приказа короля» (сценография Алексея Кондратьева, костюмы Анастасии Нефедовой, свет Константина Бинкина) эклектично. Костюмы короля и его придворных — удивительное слияние стиля Людовика XIV эпохи «Балета ночи» с египетщиной «Дочери фараона»; певица (настоящая) в стиле диско на «лабутенах», у демонов тела задрапированы красными шнуровками, ученые словно сошли с портретов Рембрандта, фрейлины с взбитыми прическами — из детской раскраски. Главные исполнители Мики Нисигути и Алексей Селиверстов абстрагировались как от дидактической, так и от нарративной линии балета. Изора, появившись из капсулы в образе мини-Лилу из «Пятого элемента» (только знойная брюнетка), пройдя инициацию через демоническое соблазнительное начало и дистиллированную идеальную красоту, так и осталась таинственной незнакомкой. Алексей Селиверстов, выступивший в роли и ученого, и путешественника, совместил в своем герое (капитан Жером де Блуа-Шампань) упоение в разрешении задач высшей хореографической математики и мгновенную пластическую мобильность в перемещениях на любой край танцевального света.