Сейнароев б м договор энергоснабжения


Количество и качество энергии. Цена и порядок расчетов за электроэнергию

В ГК (ст. 541) условие договора энергоснабжения о количестве подаваемой абоненту энергии определяется по-разному в зависимости от того, кто выступает в качестве последнего: физическое лицо или организация. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве (п. 3 ст. 541 ГК).

Что касается договоров энергоснабжения, заключаемых с абонентами — организациями, то энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (п. 1 ст. 541 ГК).

Таким образом, количество подаваемой абоненту энергии является существенным условием договора энергоснабжения, заключаемого с абонентом — организацией. Договор энергоснабжения, в котором отсутствует данное условие, признается незаключенным.

Например, в арбитражный суд обратилось акционерное общество с иском к муниципальному предприятию жилищно — коммунального хозяйства о взыскании предусмотренного сторонами в договоре штрафа за неподачу тепловой энергии.

Ответчик возражал против исковых требований, ссылаясь на то, что причиной неподачи тепловой энергии явилось уклонение акционерного общества при заключении договора от согласования количества ежемесячной и ежеквартальной поставки энергии.

Арбитражный суд исковые требования удовлетворил.

Кассационная инстанция решение суда первой инстанции отменила, в иске акционерному обществу отказала по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям.

По договору купли — продажи, отдельным видом которого в силу п. 5 ст. 454 ГК является договор энергоснабжения, условие о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (п. 3 ст. 455 ГК). Согласно ст. 541 ГК энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения.

Если договор не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным (п. 2 ст. 465 ГК). Поскольку договор, на основании которого производился отпуск тепловой энергии, сведений о количестве ежемесячно и ежеквартально поставляемой энергии не содержит, он признается незаключенным. Следовательно, у суда не было оснований для удовлетворения иска о взыскании штрафа .

См.: Вестник ВАС РФ. 1998. N 4. С. 56 — 57.

Указанный пример из арбитражно — судебной практики свидетельствует также о том, что для признания условия о количестве подаваемой энергии согласованным сторонам недостаточно определить лишь годовой объем отпускаемой энергии. На это обстоятельство применительно к ранее действовавшему законодательству уже обращал внимание Б.М. Сейнароев. Полемизируя с высказанной в юридической литературе точкой зрения, согласно которой «договором на энергоснабжение определяется лишь общегодовое количество отпускаемой энергии» и «устанавливать дополнительно частные сроки исполнения нет необходимости», Сейнароев подчеркнул, что «количество электроэнергии в лимите определялось и определяется не только на кварталы и месяцы, но и по суткам. Поэтому в договоре, заключаемом на основании лимита, количество подлежащей отпуску электроэнергии определяется и по частным срокам, каким являются сутки» .

Сейнароев Б.М. Указ. соч. С. 56.

Условие договора электроснабжения о количестве подаваемой энергии считается согласованным при соблюдении двух обязательных условий: в договоре должны быть предусмотрены, во-первых, количество киловатт — часов электроэнергии, подлежащей отпуску абоненту, и, во-вторых, величина присоединенной или заявленной мощности энергоустановки абонента. Дело в том, что суммарные договорные величины потребления электрической энергии и мощности не должны превышать производственных возможностей энергоснабжающих организаций по отпуску электроэнергии всем потребителям энергосистемы .

См.: Шафир А.М. Указ. соч. С. 54.

Кроме того, необходимо учитывать, что энергоснабжающие организации, как правило, являются субъектами естественных монополий, в отношении которых может применяться метод регулирования их деятельности. Суть этого регулирования состоит в определении категорий потребителей, либо подлежащих обязательному обслуживанию, либо для которых устанавливается минимальный уровень их обеспечения (ст. 6 Федерального закона «О естественных монополиях») . Такое регулирование, по мнению Н.И. Клейн, может применяться при невозможности удовлетворить потребности соответствующего потребителя в энергии в полном объеме. В этом случае количество подаваемой энергии устанавливается в соответствии с заказом потребителя, но не менее того уровня, который определен органом регулирования естественных монополий .

СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

См.: Гражданское право России. Часть вторая: Обязательственное право: Курс лекций. С. 134.

Исполнение условия договора энергоснабжения о количестве подаваемой энергии на стороне энергоснабжающей организации состоит в том, что она обязана обеспечить получение абонентом соответствующего количества энергии на его энергоустановку путем его подключения (доступа) через присоединенную сеть к мощностям энергосистемы. Надлежащее исполнение обязательства энергоснабжающей организацией предполагает также предоставление абоненту возможности получать энергию непрерывно, путем поддержания напряжения и тока в сети, независимо от количества фактически полученной абонентом энергии.

Особенности энергии как объекта договора энергоснабжения предопределяют своеобразие ее приемки абонентом по количеству. Естественно, в данном случае исключается возможность приемки энергии как обычного товара, т.е. путем визуального осмотра, подсчета единиц товара и т.п. Имеется жесткая зависимость между производством энергии и ее потреблением в каждый данный момент времени, позволяющая говорить о неразрывности технологического процесса производства и потребления энергии. Поэтому количество фактически принятой энергии может определяться исключительно по показателям приборов учета. Данное обстоятельство особо отмечает А.М. Шафир, который подчеркивает, что споры между энергоснабжающей организацией и абонентом по количеству отпущенной энергии возникают обычно в виде оспаривания правильности показаний приборов учета. По его мнению, процедура определения количества поданной энергии и оспаривания правильности показаний приборов учета является, по существу, особой формой принятия энергии по количеству .

См.: Шафир А.М. Указ. соч. С. 59 — 60.

Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве (п. 2 ст. 541 ГК).

Отпускаемая энергоснабжающей организацией абоненту энергия по своему качеству должна соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (п. 1 ст. 542 ГК).

Когда речь идет о качестве электрической энергии, имеются в виду такие ее параметры, как напряжение и частота тока. Качество тепловой энергии характеризуется температурой и давлением пара, температурой горячей воды.

Величина напряжения тока определяется сторонами при заключении договора энергоснабжения. «Предоставление самим сторонам права устанавливать в договоре необходимое напряжение тока обусловлено тем, что электрооборудование у различных потребителей рассчитано на работу при определенном напряжении. Поэтому при выборе величины напряжения стороны должны исходить из технической характеристики энергохозяйства потребителя и режима его работы» .

Сейнароев Б.М. Указ. соч. С. 60.

Другой параметр качества электроэнергии — частота тока — определяется государственными стандартами и иными обязательными правилами и не относится к условиям договора, вырабатываемым по соглашению сторон.

Существенной особенностью отношений, связанных со снабжением электрической энергией, является то, что соблюдение требований, предъявляемых к качеству электроэнергии, непосредственно зависит от действий не только энергоснабжающей организации, но и самих потребителей. Нарушения потребителями правил эксплуатации своих электроприемников и режима потребления электроэнергии может привести к снижению качественных показателей электроэнергии, в том числе подаваемой из энергосистемы другим потребителям. Причем энергоснабжающие организации зачастую не располагают техническими возможностями для устранения подобных нарушений .

См.: Либкинд М.С. О качестве электрической энергии // Стандарты и качество. 1979. N 10. С. 32.

Сторона, действия которой привели к снижению показателей качества электроэнергии (кроме частоты тока), определяется по регистрирующим приборам потребителя, а при их отсутствии — по актам, составляемым представителями энергоснабжающей организации, потребителя и органа госэнергонадзора .

См.: Шафир А.М. Указ. соч. С. 64.

При отпуске тепловой энергии энергоснабжающая организация должна обеспечить соответствие температуры и давления пара или температуры горячей воды (теплоносителя) условиям заключенного договора энергоснабжения.

В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе применить к ней ответственность в порядке и размере, предусмотренных ст. 547 ГК. Что касается иных (помимо ответственности) последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, то абонент вправе реализовать предоставленное ему право на отказ от оплаты такой энергии. При этом, принимая во внимание фактическое использование абонентом указанной энергии (хоть и не соответствующей требованиям к качеству), во избежание неосновательного обогащения абонента ГК (п. 2 ст. 542) наделил энергоснабжающую организацию, подавшую некачественную энергию, правом требовать от абонента стоимость того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.

По мнению Н.И. Клейн, в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству, абонент согласно п. 2 ст. 542 ГК вправе отказаться от оплаты такой энергии либо применить последствия, предусмотренные ст. 475 ГК . Утверждение о том, что абонент располагает всеми правомочиями покупателя, предоставленными последнему на случай передачи продавцом товара с недостатками (ст. 475 ГК), вызывает серьезные сомнения. Напомним, что речь идет о таких правомочиях, как требования: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара; замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (при существенных недостатках).

См.: Гражданское право России. Часть вторая: Обязательственное право: Курс лекций. С. 139.

Применительно к договору энергоснабжения, учитывая особые свойства электрической и тепловой энергии (неразрывность процесса производства и потребления, невозможность накопления и т.п.), невозможно представить ни устранение недостатков некачественной энергии, ни ее замену энергией, соответствующей договору.

Кроме того, на наш взгляд, возможность применения к отношениям, связанным с энергоснабжением, норм о правомочиях покупателя, которому продавцом передан товар с недостатками, исключается правилом о том, что к отдельным видам договора купли — продажи (в том числе и энергоснабжению) общие положения о купле — продажи, предусмотренные § 1 гл. 30 ГК, применяются только в том случае, если иное не предусмотрено правилами ГК об этих видах договора (п. 5 ст. 454 ГК). Норма, содержащаяся в п. 2 ст. 542 ГК и наделяющая абонента правом отказаться от оплаты некачественной энергии, представляет собой специальное правило, относящееся к договору энергоснабжения, которым установлено иное правомочие абонента по сравнению с теми правомочиями, которыми обладает покупатель по договору купли — продажи, получивший от продавца товары с недостатками. Следовательно, положения, содержащиеся в ст. 475 ГК, не подлежат применению к отношениям, вытекающим из договора энергоснабжения.

Цена и порядок расчетов

Одна из основных обязанностей абонента (потребителя) по договору энергоснабжения — осуществлять оплату принятой им энергии. По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Иное может быть предусмотрено законом, другими правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК).

Оплата полученной абонентом энергии должна производиться по ценам, регулируемым государством. ГК (п. 1 ст. 424) установлено, что в предусмотренных законом случаях подлежат применению цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Как отмечалось, договор энергоснабжения является публичным договором, что предполагает установление одинаковых цен для всех потребителей. Исключение могут составить лишь случаи, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Кроме того, как мы уже говорили, энергоснабжающие организации являются субъектами естественных монополий и подпадают под действие Федерального закона «О естественных монополиях», что предполагает применение специальных методов регулирования их деятельности, обеспечивающих защиту потребителей. Данные обстоятельства делают необходимым государственное регулирование цен на электрическую и тепловую энергию.

В настоящее время решение этой задачи обеспечивается Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» . Согласно этому Закону (ст. 2) тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.

СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1316.

Большая роль в деле государственного регулирования тарифов отводится Правительству РФ, которое: устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории России; формирует сводный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации; определяет вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями за пределы территорий субъектов Российской Федерации, электрическую энергию (мощность), поставляемую коммерческими организациями на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), электрическую энергию (мощность), поставляемую с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) его субъектам, в том числе поставляемую на экспорт; утверждает нормативно — методическую основу деятельности органов государственного регулирования тарифов; обеспечивает организацию финансирования деятельности и развития Единой энергетической системы России.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами, изложенными в указанном Федеральном законе, исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством РФ, определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления) потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, энергоснабжение которых с согласия региональных энергетических комиссий осуществляется с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности).

Читайте так же:  Приказ на утверждение локальных актов в дши

Непосредственно государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию занимаются Федеральная энергетическая комиссия и региональные энергетические комиссии, которые в рамках своей компетенции устанавливают соответствующие тарифы. Формирование тарифов осуществляется Федеральной и региональными энергетическими комиссиями в соответствии с Основными положениями ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г.

Положение о Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 960 (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4182).

СЗ РФ. 1997. N 7. Ст. 855.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (ст. 13) в случае возникновения разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, потребители и поставщики электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности), региональные энергетические комиссии могут обратиться в Федеральную энергетическую комиссию для разрешения разногласий. При обращении в Федеральную энергетическую комиссию стороны уплачивают сбор, размер и порядок взимания которого определяются Правительством РФ.

Споры, связанные с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе разногласия, не разрешенные Федеральной энергетической комиссией, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Отпуск электрической и тепловой энергии энергоснабжающей организацией, находящейся в муниципальной собственности, производится по тарифам, утверждаемым органами местного самоуправления. Иллюстрацией к этому может служить следующий пример из арбитражно — судебной практики.

Муниципальное предприятие обратилось в арбитражный суд с иском к потребителю о взыскании стоимости отпущенной в соответствии с договором тепловой энергии. Факт потребления тепловой энергии был подтвержден актом сверки расчетов, подписанным представителями истца и ответчика. Арбитражный суд удовлетворил исковые требования полностью.

Ответчик в апелляционной жалобе указал, что суд необоснованно применил тарифы на тепловую энергию, установленные органами местного самоуправления. По его мнению, следовало применить тариф, установленный региональной энергетической комиссией.

Апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу — без удовлетворения по следующим основаниям. Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» к органам государственного регулирования тарифов отнесены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — региональные энергетические комиссии.

Согласно ст. 5 указанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления.

Поскольку энергоснабжающая организация находится в муниципальной собственности, арбитражный суд правомерно удовлетворил исковые требования по тарифам, утвержденным органом местного самоуправления .

См.: Вестник ВАС РФ. 1998. N 4. С. 56.

Порядок расчетов за энергию, подаваемую по договору энергоснабжения, определяется законом, иными правовыми актами или договором (п. 2 ст. 544 ГК). Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 1992 г. N 1091 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно — энергетического комплекса» установлено, что энергоснабжающие организации производят расчеты с потребителями, кроме населения и бюджетных организаций, в безакцептном порядке. Такой порядок расчетов подлежит применению и после введения в действие части второй ГК (1 марта 1996 г.), поскольку с формально — юридической точки зрения он корреспондирует правилу, содержащемуся в упомянутом п. 2 ст. 544 ГК, согласно которому порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. N 13. Ст. 1006.

Предоставление энергоснабжающим организациям права безакцептного списания средств со счета абонентов в оплату отпущенной энергии объясняется в названном Указе особенностями процесса энергоснабжения, представляющего собой «непрерывный цикл производства, транспортировки и реализаций», как отмечено в мотивировочной части данного правового акта, хотя, думается, данное обстоятельство никак не может служить основанием для установления безакцептного порядка списания денежных средств.

К слову сказать, в условиях, когда участники имущественного оборота лишены достаточного количества оборотных средств, что, в свою очередь, вызвало кризис неплатежей, Указ Президента РФ от 18 сентября 1992 г. N 1091 сослужил плохую службу для самих энергоснабжающих организаций и породил серьезные проблемы в практике арбитражных судов по разрешению споров, связанных с расчетами по договору энергоснабжения. Многие арбитражные суды при рассмотрении исков энергоснабжающих организаций к абонентам о взыскании задолженности по оплате отпущенной энергии исходили из того, что установленный законодательством порядок безакцептного списания лишает энергоснабжающие организации права обращаться с соответствующими исками к абонентам.

По данному вопросу специально вырабатывалась позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, которая была доведена до всех арбитражных судов в Обзоре практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения (информационное письмо от 17 февраля 1998 г. N 30) . Суть этой позиции заключается в том, что наличие у энергоснабжающей организации права на безакцептное списание с потребителей задолженности за отпущенную им энергию не лишает ее возможности защищать свои права в судебном порядке.

См.: Вестник ВАС РФ. 1998. N 4. С. 56 — 59.

Так, энергоснабжающая организация обратилась в арбитражный суд с иском к потребителю о взыскании с него в соответствии со ст. 395 ГК задолженности за отпущенную теплоэнергию и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Свое обращение в арбитражный суд истец мотивировал тем, что банк, которому было направлено платежное требование о списании в безакцептном порядке с потребителя задолженности за отпущенную энергию, возвратил его без исполнения со ссылкой на ст. 854 ГК (отсутствие распоряжения клиента на списание денежных средств).

Арбитражный суд в удовлетворении исковых требований отказал, сославшись на то, что истец в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно — энергетического комплекса» вправе произвести взыскание задолженности за отпущенную тепловую энергию в безакцептном порядке.

Отказ банка от исполнения платежного требования энергоснабжающей организации, выставленного в соответствии с названным Указом, является основанием для обращения в арбитражный суд с иском об обязании банка произвести списание с потребителя соответствующей суммы и о взыскании с банка убытков, вызванных указанными действиями.

Кассационная инстанция отменила решение суда первой инстанции, исковые требования удовлетворила, указав в постановлении на то, что при невозможности списания с потребителя стоимости отпущенной ему энергии по вине третьего лица энергоснабжающая организация вправе взыскать ее в судебном порядке.

К сказанному добавим, что установленный Указом Президента РФ безакцептный порядок расчетов не может служить препятствием для согласования сторонами условий об ином порядке расчетов при заключении договора энергоснабжения. При этом сторона вправе использовать любую форму расчетов, предусмотренную законами, установленными в соответствии с ними банковскими правилами либо применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ст. 862 ГК).

Содержание и эксплуатация сетей, приборов и оборудования

Абонент по договору энергоснабжения обязан соблюдать предусмотренный договором режим потребления электрической и тепловой энергии, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК).

Соответствующие условия договора энергоснабжения относятся к категории существенных и должны быть в обязательном порядке включены в договор, иначе он будет признан незаключенным.

Реализация указанных условий договора энергоснабжения, заключенного с абонентом — организацией, предполагает исполнение абонентом следующих основных обязанностей:

обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования;

соблюдать установленный режим потребления энергии;

немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией (п. 1 ст. 543 ГК).

Соответственно энергоснабжающая организация имеет корреспондирующее названным обязанностям абонента право требовать от последнего неуклонного исполнения условий договора энергоснабжения, определяющих обязанности абонента по эксплуатации энергосетей, приборов и оборудования. В этих целях энергоснабжающие организации, а также органы госэнергонадзора вправе осуществлять контроль за обеспечением надлежащего технического состояния сетей, энергоустановок, приборов и оборудования и их безопасной эксплуатации. Такой контроль должен осуществляться в порядке, определяемом законом и иными правовыми актами . Требования к техническому состоянию и безопасности энергетических сетей, приборов и оборудования определяются Правилами эксплуатации электроустановок потребителей.

См., напр.: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 1993 г. N 447 «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 20. Ст. 1764).

В соответствии с Правилами пользования электрической и тепловой энергией потребитель несет ответственность за техническое состояние, технику безопасности и эксплуатацию находящихся в его ведении электроустановок, систем теплопотребления и газового хозяйства. Охват договорными отношениями сторон сферы использования энергии потребителем на принадлежащих ему технических установках в юридической литературе объясняется тем, что от их надлежащей эксплуатации непосредственно зависит возможность и качество выполнения снабжающей организацией своих обязательств .

См., напр.: Шафир А.М. Указ. соч. С. 75.

Правила пользования электрической и тепловой энергией, утвержденные Приказом Минэнерго СССР от 06.12.1981 N 310 «Об утверждении Правил пользования электрической и тепловой энергией» признаны не действующими с 1 января 2000 г. на территории Российской Федерации Приказом Минтопэнерго от 10.01.2000 N 2 «О признании недействующими Правил пользования электрической и тепловой энергией».

Выполнение потребителями электрической и тепловой энергии своих обязательств, вытекающих из договора энергоснабжения, по надлежащему содержанию и эксплуатации технических устройств на практике означает, что потребители должны поддерживать в исправном техническом состоянии электро- и теплопотребляющее оборудование, электросети и теплопроводы, контрольно — измерительные приборы, изоляцию трубопроводов, а также электро- и теплоиспользующее оборудование; своевременно производить планово — предупредительный ремонт и испытания принадлежащих им электро- и теплоустановок в объемах и сроки, предусмотренные действующими нормами и правилами и согласованные с энергоснабжающей организацией; выполнять в установленные сроки предписания энергоснабжающей организации и инспекторов госэнергонадзора об устранении недостатков в устройстве, эксплуатации и обслуживании электроустановок, систем теплопотребления, и т.п.

Названные обязанности потребителей в значительной степени носят технический характер и определяются нормативными актами и иными обязательными правилами. Поэтому в юридической литературе указанные правила нередко именуются техническими нормами, которым придан общеобязательный характер .

См., напр.: Корнеев С.М. Указ. соч. С. 51.

Соблюдение потребителями электрической и тепловой энергии обязательств по надлежащему содержанию и эксплуатации технических устройств и обеспечению их безопасности представляет собой не только обязанность по договору энергоснабжения перед энергоснабжающей организацией, но и публично — правовую обязанность. На данное обстоятельство ранее обращалось внимание в юридической литературе. Например, Б.М. Сейнароев подчеркивает, что соблюдение технических норм, за нарушение которых потребитель несет ответственность по договору перед энергоснабжающей организацией, в то же время «является обязанностью всех потребителей электроэнергии, независимо от их ведомственной принадлежности, перед государством» .

См.: Сейнароев Б.М. Указ. соч. С. 80.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии по общему правилу возлагается на энергоснабжающую организацию (п. 2 ст. 543 ГК).

В большинстве энергоснабжающих систем стоимость электроэнергии зависит от трех факторов: ее количества, установленной мощности электроприемников и коэффициента мощности. Уменьшение cos ф приводит к значительному увеличению потерь энергии, т. е. к понижению.

ЦЕНА ЭЛЕКТРИЧЕСТВА. Стоимость электроэнергии и влияние на нее . В большинстве энергоснабжающих систем стоимость электроэнергии зависит от трех факторов: ее количества, установленной мощности электроприемников и.

Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.97 № 121, п.2; Порядок утверждения и применения тарифов на электрическую и.

Количество подлежащей отпуску электроэнергии корректируется также путем определения в договоре мощности, которую потребитель может включать в часы
Качество электрической энергии определяется главным образом двумя показателями — напряжением и частотой тока.

Договор энергоснабжения в системе гражданско-правовых договоров

(Гончарова Е. В.) («Право и политика», 2009, N 3)

ДОГОВОР ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ

Гончарова Елизавета Викторовна — аспирантка Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, кафедра правового обеспечения рыночной экономики.

Аннотация: в статье исследуется правовая природа договора энергоснабжения и его место в системе гражданско-правовых договоров. В рамках нового законодательства, регулирующего отношения участников рынка, договор снабжения электрической энергией сохранил свое значение. Однако правовая структура отношений по снабжению электроэнергией качественно изменилась.

Ключевые слова: юриспруденция, договор, энергоснабжение, система, электроэнергия, купля-продажа, оптовый, розничный, рынок, реформирование.

Датой начала реформирования электроэнергетического комплекса России принято считать момент утверждения Единой государственной концепции реформирования электроэнергетики . Правовые основы экономических отношений, возникающих на рынке электрической энергии, определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон «Об электроэнергетике»). Нормативное регулирование отрасли дополняют подзаконные акты, принимаемые Правительством РФ. Большая часть положений о деятельности участников содержится в Правилах оптового рынка и Правилах розничных рынков (далее — Правила РРЭМ). Создание правовой базы целевой структуры электроэнергетики завершится после утверждения норм, регулирующих оборот мощности. ——————————— Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 N 526 (в ред. от 01.02.2005) «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 16.07.2001. N 29. Ст. 3032. Собрание законодательства Российской Федерации. 31.03.2003. N 13. Ст. 1177. Постановление Правительства РФ от 24.10.2003 N 643 (в ред. от 29.12.2007) «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода» // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.11.2003. N 44. Ст. 4312. Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (в ред. от 29.12.2007) «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» // Собрание законодательства Российской Федерации. 11.09.2006. N 37. Ст. 3876.

Читайте так же:  Договор на покупку билетов

Законодательство оформило качественно новую структуру договоров рынка электрической энергии. Система договоров сложилась под влиянием объективных экономических явлений. Основными принципами реформирования отрасли являются : ——————————— Абз. 10 гл. I Постановления Правительства РФ от 11.07.2001 N 526.

— разделение видов деятельности, осуществляемых субъектами электроэнергетики, на естественно-монопольные (передача, распределение и диспетчеризация) и потенциально конкурентные (генерация и сбыт) сферы; — демонополизация и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг (ремонт, наладка, проектирование и т. д.); — обеспечение всем производителям и потребителям электроэнергии равного доступа к инфраструктуре рынка; — обеспечение финансовой прозрачности рынков электроэнергии и деятельности организаций регулируемых секторов электроэнергетики; — создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организаций отрасли; — создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству (генерации) и передаче электроэнергии, привлечение в отрасль крупных частных инвестиций. Главенствующей задачей является создание полноценного конкурентного оптового рынка электрической энергии (мощности) и формирование эффективных розничных рынков. Темпы перехода к либерализованному рынку электрической энергии утверждены Федеральным законом от 26.03.2003 N 36-ФЗ (в ред. от 04.11.2007) (далее — Закон переходного периода). Предполагается, что с 1 января 2011 года купля-продажа энергии в полном объеме будет осуществляться по свободным ценам. Реструктуризация осуществляется с учетом зарубежного опыта реформирования энергокомплекса . ——————————— Федеральный закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ (в ред. от 04.11.2007) «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.03.2003. N 13. Ст. 1178; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 4. Более подробно см., например: Hogan, William W. Market-based Transmission Investments and Competitive Electricity Markets. Electricity Choices: Deregulation and the Future of Electric Power / Ed. Andrew N. Kleit. Independent Institute and Rowman & Littlefield Publishers, 2007. 288 p. P. 198 — 232.

Цели и задачи реформирования потребовали обновления системы договоров энергоотрасли. Участникам рынка было предоставлено право заключать договоры, ранее не известные гражданскому законодательству России. Роль и место существовавших правовых институтов изменилась. Все соглашения участников рынка можно классифицировать на договоры, заключаемые в естественно-монопольной сфере электроэнергетики, и договоры, оформляемые в потенциально конкурентной области энергорынка. В прежней структуре отношений договор энергоснабжения выступал в качестве основного соглашения, на основании которого осуществлялась реализация электроэнергии. Регулированию энергоснабжения посвящен отдельный § 6 главы 30 ГК РФ. Обстоятельное теоретическое исследование юридической природы договора энергоснабжения и его места в общей системе договоров было проведено С. М. Корнеевым , Б. М. Сейнароевым , А. М. Шафир , Е. В. Блинковой , другими авторами. Многие научные выводы остаются актуальными и в свете нового законодательства об электроэнергетике. ——————————— Корнеев С. М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. М.: Госюриздат, 1956. 107 с. Сейнароев Б. М. Правовое регулирование снабжения электроэнергией социалистических предприятий и организаций. М.: Статут, 1977. 147 с. Шафир А. М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы). М.: Юридическая литература, 1990. 144 с. Блинкова Е. В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть: теоретико-методологические и практические проблемы единства и дифференциации. М.: ИД «Юрист». 432 с.

В научной литературе договор энергоснабжения квалифицировался как самостоятельная разновидность договора купли-продажи. В ГК РФ критериями обособления отношений по снабжению энергией в отдельную группу выступают предмет договора и особенности его исполнения . Объектом отношений сторон выступает энергия, как товар, обладающий особыми свойствами. Профессор Б. М. Сейнароев к специфическим характеристикам электроэнергии относит следующие . Ее невозможно зрительно обнаружить как вещь и накопить на складе в значительном объеме для промышленного потребления. По отношению к энергии как к вещи ограничено применение принципа владения и распоряжения. Моменты производства и потребления электроэнергии совпадают, это единый во времени процесс. ——————————— Более подробно см., например: Витрянский В. В. Договор энергоснабжения и структура договорных связей по реализации и приобретению электроэнергии // Хозяйство и право. 2005. N 3. С. 36; Блинкова Е. В. Указ. соч. Сейнароев Б. М. Договор энергоснабжения // Вестник ВАС РФ. 2000. N 6. С. 128.

Новый этап научного исследования начался после вступления в силу Закона «Об электроэнергетике». Анализ юридической специфики отношений энергоснабжения проводился в условиях динамики нормативного материала и отсутствия достаточного объема правоприменительной практики. Большинство авторов отмечали, что система договоров находится в стадии становления, что позволяло выявить только ее отдельные свойства. Роль договора энергоснабжения по-прежнему остается значительной. Согласимся с мнением А. Д. Жанэ о том, что доводы о замене изучаемого соглашения иными договорными формами являются необоснованными . Преобладающее количество сделок заключается в целях снабжения электрической энергией граждан. Промышленные потребители также вправе задействовать рассматриваемую правовую конструкцию. Это в полной мере согласуется с общим принципом свободы договора в сфере потенциально конкурентных видов деятельности, позволяющим участникам, среди прочего, заключить смешанный договор. ——————————— Жанэ А. Д. Договор энергоснабжения в условиях реформирования электроэнергетики // Законодательство и экономика. 2005. N 8. С. 52.

Сторонами договора снабжения электрической энергией являются продавец (поставщик) и покупатель. На стороне продавца электрической энергии могут выступать (ст. 37 Закона «Об электроэнергетике», п. 3 Правил РРЭМ): — гарантирующий поставщик; — энергосбытовые организации; — энергоснабжающие организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии; — коммунальные организации; — производители (поставщики) электрической энергии, продажа которой не осуществляется на оптовом рынке. Покупателями по договору являются потребитель (физическое или юридическое лицо, приобретающее электрическую энергию для удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд), производитель электрической энергии, приобретающий электроэнергию на розничном рынке для собственных нужд, а также сетевая организация, приобретающая электрическую энергию для собственных нужд и компенсации потерь электроэнергии в принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях. Легальное определение договора содержится в пункте 6 Правил РРЭМ только для случая, когда на стороне продавца электрической энергии действует гарантирующий поставщик. В соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Типовая форма договора энергоснабжения, заключаемого между гарантирующим поставщиком и гражданином-потребителем, является приложением к Правилам РРЭМ. Договор снабжения электрической энергией является консенсуальным, взаимным и возмездным. Определение правовой природы договора предполагает рассмотрение его квалифицирующих признаков. Предмет договора снабжения электроэнергией включает в себя действия по купле-продаже (поставке) электрической энергии, действия по оказанию услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, связанных с процессом энергообеспечения. Предмет договора можно охарактеризовать как комплексный или смешанный. Основное содержание прав и обязанностей сторон составляют действия, направленные на реализацию электрической энергии. Данное распределение объема обязательств обусловлено запретом на совмещение деятельности в естественно-монопольной и потенциально конкурентной сферах электроэнергетики (абз. 14 ст. 6 Закона переходного периода). Обязанность по транспортировке электрической энергии на поставщика по общему правилу не возлагается. Оказание потребителю услуг по передаче электрической энергии осуществляется двумя способами: — гарантирующий поставщик самостоятельно оказывает услуги по передаче энергии по сетям; — поставщик привлекает для исполнения данных обязанностей третьих лиц. В исключение из общего правила, гарантирующему поставщику предоставлено право совмещать естественно-монопольную деятельность по передаче электроэнергии с генерацией и продажей (потенциально-конкурентные виды) . Энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг в интересах обслуживаемых ими потребителей. ——————————— Исключения действуют и для некоторых других категорий участников. К ним относятся, в частности, хозяйствующие субъекты, функционирующие в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, хозяйствующие субъекты, производящие электрическую энергию с использованием принадлежащих им на законном основании энергообъектах, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, и некоторые другие.

Обязательным признаком договора энергоснабжения является заключение потребителем соглашения для удовлетворения собственных производственных и (или) бытовых нужд. Обратим внимание на то, что нормативное определение договора, содержащееся в Правилах РРЭМ, не включает данный признак в качестве обязательного. Необходимость условия выявляется по результатам сравнительного анализа законодательства. Статьей 3 Закона «Об электроэнергетике» предусмотрено, что потребителями электрической энергии признаются лица, приобретающие ее для собственных бытовых и (или) производственных нужд. Материалами судебной практики подтверждается вывод о том, что целью приобретения энергии по договору энергоснабжения является ее собственное потребление. Так, например, в Постановлении ФАС МО от 25 ноября 2004 года по делу N КГ-А40/10965-04 арбитражный суд признал необоснованным применение к отношениям сторон статей 426 и 445 ГК РФ и удовлетворение иска о понуждении к заключению договора энергоснабжения. Поскольку истец не представил доказательств того, что он является потребителем электрической энергии, приобретающим энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. ——————————— СПС «КонсультантПлюс».

Таким образом, цель приобретения энергии для последующей перепродажи третьим лицам исключает возможность отнесения соглашения к виду договора энергоснабжения. Необходимость соответствия договорных отношений сторон указанному выше признаку обусловливает невозможность применения конструкции договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и энергосбытовой организацией. Закон «Об электроэнергетике» (например, абз. 5 п. 2 ст. 37) упоминает только договор купли-продажи в качестве возможного варианта правового оформления. Критерий присоединения либо отсутствия присоединения сети к энергоустановке потребителя не рассматривается в качестве признака, отграничивающего изучаемый договор от смежных форм. Законом «Об электроэнергетике» обязанность поставщика по подаче электроэнергии через присоединенную сеть не отнесена к числу обязательных условий договора энергоснабжения. Соглашение может быть оформлено с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям поставщика электрической энергии, и с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства (п. 6 Правил РРЭМ). Конструкция договора, предусмотренная § 6 главы 30 ГК РФ, напротив, включает как обязательное непосредственное присоединение энергоустановки к сети энергоснабжающей организации. В юридической литературе критерий наличия присоединения ранее признавался одним из квалифицирующих признаков договора энергоснабжения . ——————————— Более подробно см., например: Блинкова Е. В. Указ. соч. С. 124 и далее.

Субъектный состав договора также не рассматривается в качестве квалифицирующего признака. В сфере розничных рынков сторонам предоставлена наибольшая степень свободы договорных отношений. При условии соответствия другим критериям конструкция энергоснабжения может быть применена всеми участниками розничных рынков. Правовую природу договора снабжения электрической энергией можно определить как самостоятельную разновидность договора купли-продажи. По мнению ученого С. А. Свиркова, «договор снабжения электроэнергией как обладающий определенной спецификой договор энергоснабжения является самостоятельной разновидностью договора купли-продажи, особенности которого регулируются ГК и другими актами законодательства» . ——————————— Свирков С. А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М.: Статут, 2006. С. 39.

Другую точку зрения обосновывает А. Д. Жанэ. Автор указывает на то, что Законом «Об электроэнергетике» договоры купли-продажи, поставки и энергоснабжения позиционируются в качестве самостоятельных инструментов регулирования оборота электрической энергии на розничных рынках. Однако, как подчеркивает ученый, «…такое разграничение представляется не соответствующим заложенной в ГК РФ концепции регулирования договорных отношений по купле-продаже» . В соответствии с пунктом 5 статьи 454 ГК РФ договоры поставки и энергоснабжения отнесены к отдельным видам договора купли-продажи. Это означает, что «всякий договор поставки или энергоснабжения является разновидностью купли-продажи, а это, в свою очередь, не позволяет рассматривать договоры поставки (энергоснабжения) и купли-продажи в качестве самостоятельных договорных видов» . Данный вывод не учитывает пункт 4 статьи 539 ГК РФ, устанавливающий субсидиарное применение норм Кодекса к отношениям по снабжению электрической энергией. Законодательные поправки были внесены Федеральным законом от 26.03.2003 N 37-ФЗ одновременно с принятием Закона «Об электроэнергетике». Возможность изложения § 6 главы 30 ГК РФ в новой редакции не исключена, что соответствующим образом повлияет на научные взгляды. ——————————— Жанэ А. Д. Комментарий к Федеральному закону «Об электроэнергетике» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2005. С. 53. Там же. С. 53. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.03.2003. N 13. Ст. 1179.

Читайте так же:  Штраф налоговой казахстан

Объем прав и обязанностей сторон позволяет отграничить договор энергоснабжения от других договоров энергорынка. Законом «Об электроэнергетике» договор купли-продажи и договор снабжения электроэнергией регулируются как два самостоятельных вида договора. В предмет договора купли-продажи не включаются обязательства поставщика по транспортировке электрической энергии до покупателя. В этом состоит основное отличие от отношений по энергоснабжению, включающих в себя не только продажу электрической энергии, но и оказание различных услуг, сопутствующих процессу энергоснабжения. В отношениях купли-продажи покупателю предоставлено право самостоятельно урегулировать отношения по оперативно-диспетчерскому управлению и по оказанию услуг по передаче энергии по сетям, заключив необходимые договоры. По справедливому замечанию О. А. Городова, конструкция договора снабжения электрической энергией, предусмотренная Правилами РРЭМ, тяготеет к договору купли-продажи (поставки) электроэнергии . Преобладающая часть норм о договоре купли-продажи применима к отношениям снабжения электроэнергией. ——————————— Городов О. А. Договоры в сфере электроэнергетики: Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 219.

Изучаемое соглашение не является разновидностью договора энергоснабжения, предусмотренного ГК РФ (§ 6 главы 30 ГК РФ). Отграничение договорных форм проводится по ряду признаков. Главенствующим из них является то, что подача электроэнергии через присоединенную сеть не является обязательным условием договора снабжения электроэнергией. Кроме того, на поставщика может не возлагаться обязанность транспортировки электрической энергии. Схема договора энергоснабжения, предусмотренная Кодексом, совпадает с договором снабжения электрической энергией единожды. Это случай, когда на стороне продавца действует гарантирующий поставщик, а на стороне покупателя — потребитель-гражданин, приобретающий энергию в целях удовлетворения собственных бытовых нужд. В. В. Витрянский, подводя итоги изменения правового регулирования, отмечает, что далеко не все договоры, заключаемые участниками энергорынка, могут быть признаны договорами энергоснабжения или его разновидностями. «Таковыми являются лишь договоры, заключаемые энергоснабжающими организациями с потребителями (абонентами) либо последними с субабонентами» . Справедливой критике подвергается позиция А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого о том, что договор снабжения электрической энергией, равно как и договоры снабжения газом, договоры снабжения тепловой энергией, водой, нефтью и нефтепродуктами и другими ресурсами, являются разновидностями договора энергоснабжения . ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Договоры о передаче имущества» (Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (издание 4-е, стереотипное). —————————————————————— Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о передаче имущества (Книга 2). М.: Издательство «Статут», 2005. С. 66. Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 1998. С. 85.

Существенным условием договора снабжения электрической энергией является его предмет. Количество и качество поставляемой энергии определяется в порядке, аналогичном для отношений купли-продажи. Объем потребления электрической энергии согласовывается сторонами в договоре (п. 66 Правил РРЭМ). Планируемое к потреблению количество заявляется покупателем (за исключением граждан-потребителей) гарантирующему поставщику в установленные сроки. Граждане-потребители и организации, приобретающие электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг, потребляют энергию в необходимом им количестве (п. 73 Правил РРЭМ). Качество электроэнергии должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям. Цена не является существенным условием договора энергоснабжения. Порядок формирования стоимости энергии устанавливается статьей 40 Закона «Об электроэнергетике», разделом VII Правил РРЭМ, постановлениями Правительства РФ . Федеральной службе по тарифам России предоставлено право утверждения подзаконных актов по вопросам определения цены энергии, реализуемой на розничных рынках. По регулируемым ценам поставляется часть электрической энергии, приравненная к объему энергии, приобретенному поставщиком по регулируемым договорам на оптовом рынке. Прежний порядок тарифообразования сохраняется до 1 января 2011 года. После этой даты на розничных рынках государственному регулированию будет подлежать сбытовая надбавка гарантирующего поставщика. ——————————— См., например: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 (в ред. от 29 декабря 2007 г.) «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (вместе с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации) // Собрание законодательства Российской Федерации. 01.03.2004. N 9. Ст. 791; 03.01.2005. N 1 (часть II). Ст. 130.

В договоре энергоснабжения определяются также (п. 66 Правил РРЭМ): — порядок компенсации стоимости отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления; — дата и время начала исполнения обязательств по договору каждой из сторон; — срок исполнения покупателем обязательства по оплате электрической энергии (срок платежа). В условиях договора указывается зона деятельности гарантирующего поставщика и точки (группы точек) поставки, в которых осуществляется исполнение договора. Место исполнения обязанности по поставке влияет на определение иных условий обязательства (например, цены реализуемой энергии). В тексте договора энергоснабжения обязательно устанавливается одна из трех категорий надежности энергоснабжения . ——————————— Это условие в равной мере важно для отношений купли-продажи электрической энергии. В связи с этим в тексте договора купли-продажи рекомендовано указывать категорию надежности энергоснабжения.

Основными обязанностями покупателя являются оплата и обеспечение учета потребленной энергии. Срок платежа согласовывается сторонами в договоре с учетом положений Правил РРЭМ. В случае неисполнения покупателем обязательства по учету электрической энергии и поддержанию приборов учета в надлежащем состоянии объем потребления может быть определен расчетным способом (п. 122, 136 Правил РРЭМ). Порядок заключения договора различается в зависимости от статуса поставщика и покупателя. Порядок оформления договора с гарантирующим поставщиком нормативно урегулирован пунктами 62 — 63 Правил РРЭМ. Заключение договора с гражданином-потребителем может не оформляться письменно, а подтверждаться документом об оплате потребленной электроэнергии. Договор снабжения электрической энергией, заключаемый с гарантирующим поставщиком, отнесен к числу публичных (п. 5 ст. 38 Закона «Об электроэнергетике»). Практическим последствием квалификации договора как публичного является предоставление заинтересованному лицу дополнительных механизмов защиты. Право предъявления требования о понуждении к заключению договора принадлежит участнику «всякий раз, когда речь идет об обязанности заключить договор» . Сторона, обращавшаяся с предложением о заключении публичного договора, имеет право обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора в случае, если другая сторона необоснованно уклоняется от оформления соглашения (п. 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК РФ). ——————————— Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения (Книга 1). М.: Издательство «Статут», 2001. С. 108.

Пункт 61 Правил РРЭМ к основаниям правомерного отказа гарантирующим поставщиком в заключении договора относит следующие: — отсутствие технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям; — нахождение точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика. В отличие от гарантирующего поставщика энергосбытовые (энергоснабжающие) организации свободны в заключении договоров (п. 8 Правил РРЭМ). В этом состоит один из аспектов принципа свободы отношений сторон в сфере розничных рынков. Согласование срока действия договора энергоснабжения относится к усмотрению сторон. Пункт 75 Правил РРЭМ устанавливает возможность автоматической пролонгации срока действия соглашения. Покупатель, приобретающий электрическую энергию по договору с гарантирующим поставщиком, имеет право перейти на обслуживание к энергосбытовой организации или иному гарантирующему поставщику. Лицо, реализующее данное право, несет риск выбора недобросовестного поставщика электрической энергии и отвечает перед третьими лицами за убытки, возникшие у них в связи с таким выбором (п. 83 Правил РРЭМ). В свою очередь, энергосбытовая организация, на обслуживание которой переходит потребитель, обязана урегулировать отношения с соответствующим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией). Датой начала поставки электрической энергии в этом случае является дата вступления в силу договора энергоснабжения (договора купли-продажи электрической энергии). Порядок принятия покупателей электрической энергии на обслуживание гарантирующим поставщиком в случаях смены гарантирующего поставщика или энергоснабжающей организации регламентируется главой VI Правил РРЭМ. Гарантирующий поставщик вправе приостановить исполнение обязательств по договору в случае неоплаты покупателем приобретенной им электроэнергии за два и более расчетных периода. Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления регулируется Правилами РРЭМ (раздел XIII) и жилищным законодательством. В отношении отдельных категорий покупателей не допускается ограничение режима потребления ниже уровня аварийной брони. Ответственность сторон по договору купли-продажи электрической энергии регламентируется главой 25 ГК РФ с особенностями, предусмотренными разделом VIII Правил РРЭМ. Качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, осуществляющих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями, сетевыми организациями, системным оператором и иными субъектами оперативно-диспетчерского управления, а также производителями (поставщиками) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничном рынках электрической энергии (п. 112 Правил РРЭМ). Если договор энергоснабжения предусматривает обязательства гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) урегулировать отношения, связанные с передачей электроэнергии и оперативно-диспетчерским управлением, то поставщик несет ответственность перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих обязательств по договору, в том числе за действия (бездействие) третьих лиц, на которых было возложено их исполнение. В заключение отметим, что договор снабжения электрической энергией сохранил свое значение в новой структуре отношений энергорынка. Однако его место в системе гражданско-правовых договоров изменилось. Правовую природу соглашения можно определить как самостоятельную разновидность договора купли-продажи. Договор энергоснабжения, предусмотренный законодательством об электроэнергетике, не является разновидностью договора, регулируемого § 6 главы 30 ГК РФ. Правила Кодекса могут применяться к отношениям сторон, возникающим по поводу реализации электрической энергии, в субсидиарном порядке. В потенциально конкурентной сфере электроэнергетики соглашения, заключаемые с гарантирующим поставщиком, являются единственными публичными видами договора. В отношениях энергоснабжения применяются механизмы государственного регулирования, свойственные монопольному сектору энергорынка. Прежде всего это тарифообразование величины сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.

1. Hogan, William W. Market-based Transmission Investments and Competitive Electricity Markets. Electricity Choices: Deregulation and the Future of Electric Power / Ed. Andrew N. Kleit. Independent Institute a nd Rowman & Littlefield Publishers, 2007. 288 p. P. 198 — 232. 2. Блинкова Е. В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть: теоретико-методологические и практические проблемы единства и дифференциации. М.: ИД «Юрист». 432 с. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Договоры о передаче имущества» (Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (издание 4-е, стереотипное). —————————————————————— 3. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о передаче имущества (Книга 2). М.: Издательство «Статут», 2005. 796 с. 4. Витрянский В. В. Договор энергоснабжения и структура договорных связей по реализации и приобретению электроэнергии // Хозяйство и право. 2005. N 3. С. 34 — 49. 5. Городов О. А. Договоры в сфере электроэнергетики: Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007. 256 с. 6. Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 1998. 784 с. 7. Жанэ А. Д. Комментарий к Федеральному закону «Об электроэнергетике» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2005. 192 с. 8. Жанэ А. Д. Договор энергоснабжения в условиях реформирования электроэнергетики // Законодательство и экономика. 2005. N 8. С. 52 — 55. 9. Корнеев С. М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. М.: Госюриздат, 1956. 107 с. 10. Свирков С. А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М.: Статут, 2006. 253 с. 11. Сейнароев Б. М. Договор энергоснабжения // Вестник ВАС РФ. 2000. N 6. С. 128 — 141. 12. Шафир А. М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы). М.: Юридическая литература, 1990. 144 с.