Водный налог анализ начисления

Оглавление:

Состояние, анализ и проблемы совершенствования водного налога

Главная > Дипломная работа >Финансовые науки

Глава 1. Общая характеристика налога

1.1 Основные понятия, используемые в настоящем Водном Кодексе

1.3 Объекты налогообложения

1.4 Налоговая база

1.5 Налоговый период и налоговые ставки

1.6 Налоговые льготы

1.7 Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога

1.8 Порядок и сроки представления налоговой декларации

1.9 Порядок постановки на учет плательщиков водного налога

Глава 2. Практический вариант учета расчета налога

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации

2.2 Примеры расчета водного налога

2.3 Арбитражная практика

2.4 Спорные вопросы, возникающие при исчислении водного налога

Глава 3. Анализ и пути совершенствования водного налога

3.1 Правовое регулирование платежей за водопользование

3.2 Анализ взимания водного налога и изменения в Водном Кодексе

3.3 Экономическая оценка водных объектов

3.4 Пути совершенствования водного налога

Список используемой литературы

Раньше, в советские времена, водопользование являлось бесплатным. Имелась только кратковременная плата за орошение. Но рост задолженности колхозов по плате за воду, привел к отмене и этой платы. И лишь в 1982 году промышленные предприятия начали платить за водопользование. С переходом на рыночные отношения российское законодательство утвердило в качестве важного условия платность водопользования. Эта позиция была обозначена в Водном Кодексе, принятом в 1995 году. С этого момента все водопользователи обязаны уплачивать водный налог.

Водный налог — это плата направленная на восстановление и охрану водных объектов.

Основными отличиями водного налога от ранее действовавшей платы за пользование водными объектами являются: расширение круга налогоплательщиков, к которым отнесены и физические лица. Ранее плательщиками являлись только физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Общий размер суммы платы в части пользования поверхностными водными объектами вряд ли уменьшился, так как ставка платы за забор воды из поверхностных водных объектов выросла не менее чем в два раза. Возможно, что причиной отмены платы за сброс сточных вод явились: нарушение принципа однократности налогообложения, так как вода, забранная из водного объекта, становилась повторно объектом налогообложения при сбросе после использования; технические сложности, связанные с определением объемов сброса, который в большинстве случаев определяется расчетным путем.

Целью работы является изучение актуальных вопросов, связанных с введением водного налога. Исходя из цели, ставятся следующие задачи:

рассмотреть понятие водного налога;

рассмотреть содержание водного налога;

проанализировать особенности уплаты и исчисления водного налога;

проанализировать проблемы исчисления водного налога и пути их решения;

в заключении сделать выводы.

Объект работы — отношения складывающиеся в процессе взимания водного налога. Предмет работы — законодательство о водном налоге. Методологическую основу работы составляет система философских знаний, определяющая основные требования к научным теориям, к сущности, структуре и сфере применения различных методов познания и анализа. При решении поставленных задач применялись различные научные методы исследования: диалектические законы философии; общенаучные методы — системного анализа и синтеза, сравнения, восхождения от абстрактного к конкретному, логический метод.

Глава 1. Общая характеристика налога

1.1 Основные понятия, используемые в настоящем Водном Кодексе

Акватория — водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ.

Водное хозяйство — деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод на окружающую среду.

Водные ресурсы — поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы.

Водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или — временное сосредоточение вод, в котором имеет характерные формы распространения и черты водного режима.

Водный режим — изменение во времени уровней, расхода и объема воды, в водном объекте.

Водный фонд — совокупность водных объектов в пределах территории РФ.

Водоотведение — любой сброс воды, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.

Водопользователь — физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

Водопотребление — потребление воды из систем водоснабжения.

Водоснабжение подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах. Водохозяйственная система — комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений.

Водохозяйственный участок — часть речного бассейна, имеющая характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного объекта (водопользования).

Дренажные воды — воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты.

Использование водных объектов (водопользование) — использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ,

субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Истощение вод — постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

Негативное воздействие вод — затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

Охрана водных объектов — система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

Речной бассейн — территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки стекает в море или озеро.

Сточные воды — воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

В налоговом законодательстве могут использоваться следующие понятия:

Организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации);

Физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские, кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

Физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, т.е. физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

1.2 Налогоплательщики

Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сформулированная норма комментируемой статьи отличается от той, что была в Федеральном законе «О плате за пользование водными объектами», в соответствии с которой плательщиками платы за пользование водными объектами признавались организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств, подлежащее лицензированию.

Кроме того, в статье соблюдена норма ВК РФ, предусматривающая, что водопользователями могут быть граждане и юридические лица, которым водные объекты предоставлены в пользование (ст.26, 27 и 28 ВК РФ). Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. Для собственных нужд водопользователь-гражданин вправе свободно использовать водные объекты, если иное не установлено ВК РФ, а для осуществления предпринимательской деятельности — только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено ВК РФ. Водопользователь — юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено ВК РФ.

Отсутствие в статье прямой ссылки на то, что плательщиками водного налога признаются индивидуальные предприниматели, не значит, что их деятельность, связанная с водопользованием, не облагается водным налогом. Признание кого-либо плательщиком водного налога увязано в гл.25.2 ПК РФ с осуществлением специального и (или) особого водопользования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Признание налогоплательщиком водного налога физических лиц не изменяет перечень налогоплательщиков, как это кажется на первый взгляд. На самом деле круг плательщиков водного налога остался прежним, так как уплачивать водный налог должны лишь те граждане, которые используют воду для специальных (особых) целей и имеют на это лицензию. Граждане же получают лицензию только тогда, когда они используют воду для предпринимательской деятельности. Данный порядок установлен ст.27 ВК РФ.

Физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, требующей получения специальных лицензий на водопользование, не являются плательщиками водного налога.

В соответствии со ст.86 ВК РФ к специальному водопользованию относится использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляемое гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

Читайте так же:  Бланк заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов беларусь

Использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование.

Порядок лицензирования водопользования установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. N 383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии», принятым в развитие норм ВК РФ.

Данным Постановлением, в частности, предусмотрено, что специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водными объектами, ‘а также установлен закрытый перечень видов пользования водными объектами, при которых не требуется получение лицензии на водопользование и, соответственно, не возникает обязанность уплаты водного налога.

Перечень видов специального водопользования по поверхностным водным объектам утвержден Приказом МПР России от 23 октября 1998 г. N 232 и устанавливает перечень устройств и сооружений, использование которых при осуществлении пользования водными объектами позволяет отнести данное водопользование к специальному.

Перечень видов специального водопользования подземными водными объектами определен письмом МПР России от 19 марта 1998 г. N 11-2-19/55. В соответствии с данным письмом к специальному водопользованию относится пользование водными объектами юридическими или физическими лицами для удовлетворения социальных и лечебно-оздоровительных потребностей населения, а также нужд хозяйственной деятельности с применением различных сооружений, технических средств, устройств и технологий при определенных видах недропользования. Вместе с тем указанное письмо не устанавливает перечень технических средств, использование которых является обязательным условием признания водопользования специальным. В связи с этим при осуществлении пользования подземными водными объектами следует ориентироваться на перечень специальных приспособлений, утвержденный Приказом МПР России от 23 октября 1998 г. N 232, применяя его с учетом особенностей деятельности, связанной с пользованием подземными водными объектами.

При передаче сооружений, технических средств или устройств, которыми осуществляется специальное водопользование, в аренду налогоплательщиками являются лица, которым в соответствии с выданной лицензией предоставлено право пользования водными объектами.

Водный налог в 2018 году: таблица со ставками

Какие ставки водного налога в 2018 году? Таблица со ставками приводится в данном справочном материале. Расскажем о применении ставок, повышающих коэффициентах в 2018 году и особенностях расчета водного налога.

Особенности водного налога

Водный имеет общефедеральный характер, поэтому налоговые ставки водного налога устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Для водного налога ставки в 2018 году определяет статья 333.12 Налогового кодекса РФ.

Традиционно на 2018 год ставки водного налога установлены в зависимости от вида использования предприятием или ИП водных ресурсов (см. соответствующую таблицу ниже).

Указанная статья изложена в таком формате, что позволяет понять на будущее, какова будет динамика отчислений в бюджет водного налога.

Например, ставки водного налога на 2018 год надо в определенных случаях умножать на коэффициент 1,75:

  • при сверхлимитном заборе воды;
  • отсутствии измерительных приборов;
  • добыче воды для продажи.

Ставки на 2018 год

Как было отмечено, размеры налоговых ставок водного налога напрямую зависят от целей использования воды. Так, например, ставка водного налога для водоснабжения населения (жилых домов):

  • с 01.01.2017 по 31.12.2017 составляла 107 рублей за 1000 куб. м водных ресурсов;
  • с 01.01.2018 по 31.12.2018 – составляет 122 рубля за 1000 куб. м.

При взятии воды в пределах нормативов из поверхностных и подземных водных объектов налоговая ставка водного налога в 2018 году составляет:

Состояние, анализ и проблемы совершенствования водного налога (стр. 1 из 15)

Глава 1. Общая характеристика налога

1.1 Основные понятия, используемые в настоящем Водном Кодексе

1.3 Объекты налогообложения

1.4 Налоговая база

1.5 Налоговый период и налоговые ставки

1.6 Налоговые льготы

1.7 Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога

1.8 Порядок и сроки представления налоговой декларации

1.9 Порядок постановки на учет плательщиков водного налога

Глава 2. Практический вариант учета расчета налога

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации

2.2 Примеры расчета водного налога

2.3 Арбитражная практика

2.4 Спорные вопросы, возникающие при исчислении водного налога

Глава 3. Анализ и пути совершенствования водного налога

3.1 Правовое регулирование платежей за водопользование

3.2 Анализ взимания водного налога и изменения в Водном Кодексе

3.3 Экономическая оценка водных объектов

3.4 Пути совершенствования водного налога

Список используемой литературы

Раньше, в советские времена, водопользование являлось бесплатным. Имелась только кратковременная плата за орошение. Но рост задолженности колхозов по плате за воду, привел к отмене и этой платы. И лишь в 1982 году промышленные предприятия начали платить за водопользование. С переходом на рыночные отношения российское законодательство утвердило в качестве важного условия платность водопользования. Эта позиция была обозначена в Водном Кодексе, принятом в 1995 году. С этого момента все водопользователи обязаны уплачивать водный налог.

Водный налог — это плата направленная на восстановление и охрану водных объектов.

Основными отличиями водного налога от ранее действовавшей платы за пользование водными объектами являются: расширение круга налогоплательщиков, к которым отнесены и физические лица. Ранее плательщиками являлись только физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Общий размер суммы платы в части пользования поверхностными водными объектами вряд ли уменьшился, так как ставка платы за забор воды из поверхностных водных объектов выросла не менее чем в два раза. Возможно, что причиной отмены платы за сброс сточных вод явились: нарушение принципа однократности налогообложения, так как вода, забранная из водного объекта, становилась повторно объектом налогообложения при сбросе после использования; технические сложности, связанные с определением объемов сброса, который в большинстве случаев определяется расчетным путем.

Целью работы является изучение актуальных вопросов, связанных с введением водного налога. Исходя из цели, ставятся следующие задачи:

рассмотреть понятие водного налога;

рассмотреть содержание водного налога;

проанализировать особенности уплаты и исчисления водного налога;

проанализировать проблемы исчисления водного налога и пути их решения;

в заключении сделать выводы.

Объект работы — отношения складывающиеся в процессе взимания водного налога. Предмет работы — законодательство о водном налоге. Методологическую основу работы составляет система философских знаний, определяющая основные требования к научным теориям, к сущности, структуре и сфере применения различных методов познания и анализа. При решении поставленных задач применялись различные научные методы исследования: диалектические законы философии; общенаучные методы — системного анализа и синтеза, сравнения, восхождения от абстрактного к конкретному, логический метод.

Глава 1. Общая характеристика налога

1.1 Основные понятия, используемые в настоящем Водном Кодексе

Акватория — водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ.

Водное хозяйство — деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод на окружающую среду.

Водные ресурсы — поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы.

Водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или — временное сосредоточение вод, в котором имеет характерные формы распространения и черты водного режима.

Водный режим — изменение во времени уровней, расхода и объема воды, в водном объекте.

Водный фонд — совокупность водных объектов в пределах территории РФ.

Водоотведение — любой сброс воды, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.

Водопользователь — физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

Водопотребление — потребление воды из систем водоснабжения.

Водоснабжение подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах. Водохозяйственная система — комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений.

Водохозяйственный участок — часть речного бассейна, имеющая характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного объекта (водопользования).

Дренажные воды — воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты.

Использование водных объектов (водопользование) — использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ,

субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Истощение вод — постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

Негативное воздействие вод — затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

Охрана водных объектов — система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

Речной бассейн — территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки стекает в море или озеро.

Сточные воды — воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

В налоговом законодательстве могут использоваться следующие понятия:

Организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации);

Физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские, кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

Читайте так же:  Оформить страховку и техосмотр на автомобиль

Физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, т.е. физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

1.2 Налогоплательщики

Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сформулированная норма комментируемой статьи отличается от той, что была в Федеральном законе «О плате за пользование водными объектами», в соответствии с которой плательщиками платы за пользование водными объектами признавались организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств, подлежащее лицензированию.

Кроме того, в статье соблюдена норма ВК РФ, предусматривающая, что водопользователями могут быть граждане и юридические лица, которым водные объекты предоставлены в пользование (ст.26, 27 и 28 ВК РФ). Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. Для собственных нужд водопользователь-гражданин вправе свободно использовать водные объекты, если иное не установлено ВК РФ, а для осуществления предпринимательской деятельности — только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено ВК РФ. Водопользователь — юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено ВК РФ.

Отсутствие в статье прямой ссылки на то, что плательщиками водного налога признаются индивидуальные предприниматели, не значит, что их деятельность, связанная с водопользованием, не облагается водным налогом. Признание кого-либо плательщиком водного налога увязано в гл.25.2 ПК РФ с осуществлением специального и (или) особого водопользования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Признание налогоплательщиком водного налога физических лиц не изменяет перечень налогоплательщиков, как это кажется на первый взгляд. На самом деле круг плательщиков водного налога остался прежним, так как уплачивать водный налог должны лишь те граждане, которые используют воду для специальных (особых) целей и имеют на это лицензию. Граждане же получают лицензию только тогда, когда они используют воду для предпринимательской деятельности. Данный порядок установлен ст.27 ВК РФ.

Анализ и пути совершенствования водного налога

Правовое регулирование платежей за водопользование

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования (ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). Если в своей хозяйственной деятельности предприятие пользуется водными объектами, то ему придется платить водный налог в соответствии с гл.25.2 НК РФ. Правда, касается это только тех, кто осуществляет специальное или особое водопользование. Об этом мы и поговорим.

Напомним, что водный объект — это то место, где сосредоточена вода как на поверхности суши в формах ее рельефа, так и в недрах земли. К водным объектам относятся:

поверхностные водные объекты (реки и водохранилища на них, ручьи, каналы, озера, водохранилища, болота и пруды, ледники и снежники);

внутренние морские воды;

территориальное море РФ.

Всего существует три способа использования водных объектов — особое, специальное и общее водопользование.

В особое водопользование водные объекты предоставляются только ограниченному кругу лиц (ст.21 Водного кодекса РФ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Например, для обеспечения потребностей обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных и других водных биоресурсов, сохранения водных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, эстетическое и оздоровительное значение, и т.д. (п. п.7 и 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383).

Специальное водопользование — это пользование водными объектами для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей сельского хозяйства, промышленности, энергетики, лесосплава и других отраслей народного хозяйства, а также для сброса сточных вод.

Специальное водопользование осуществляют с применением различных сооружений, технических средств и устройств. При этом не имеет значения, принадлежат ли используемые сооружения и устройства водопользователю на праве собственности или нет.

К исключениям относятся случаи, когда водный объект используют для плавания на маломерных плавательных средствах или для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

Виды деятельности, связанные со специальным водопользованием, а также перечень специальных сооружений, технических средств и устройств приведены в Приказе Минприроды России от 23.03.2005 N 70.

Организации и предприниматели могут использовать водные объекты в коммерческой деятельности только после получения соответствующей лицензии (ст. ст.27 и 28 Водного кодекса РФ). Лицензированием водопользования занимается Министерство природных ресурсов РФ (МПР России).

Правила предоставления в пользование водных объектов и выдачи лицензии на водопользование установлены Постановлением N 383. В п.5 Правил перечислены те виды использования водных объектов, когда получать лицензию не нужно.

Во всех остальных случаях за безлицензионное водопользование организации и физические лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ. Штраф для организаций составляет от 50 до 100 МРОТ (в настоящее время — от 5000 до 10 000 руб.), а для предпринимателей — от 5 до 10 МРОТ (от 500 до 1000 руб.).

Если срок старой лицензии на водопользование истек, а новая находится на стадии оформления, то организация (предприниматель) могут продолжать использовать водный объект до получения новой лицензии, но только в том случае, если она включена в график выдачи лицензий, который установлен лицензирующим органом. В этом случае деятельность организации не считается безлицензионной. Основанием для такого водопользования является старая лицензия, полученная в соответствии с водным законодательством РФ.

На основании лицензии на водопользование водный объект может передаваться в краткосрочное пользование сроком до 3 лет или же в долгосрочное пользование на срок от 3 до 25 лет. Для получения права на специальное или особое использование водного объекта необходимо заключить договор на это с региональными органами исполнительной власти.

Общее водопользование осуществляют граждане в личных целях без применения сооружений, технических средств и устройств, а также без получения лицензии на водопользование. При таком использовании воды они не являются плательщиками водного налога.

Плата за пользование водными объектами

Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.

Плата за пользованием водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:

Стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

Дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;

Равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.

3) Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Водный кодекс предусматривает плату за пользование водными объектами по договору водопользования (далее — договор). Так, в соответствии со ст.12 Водного кодекса по договору одна сторона — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне — водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

Договор должен содержать (ст.13 Водного кодекса):

сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов);

срок действия договора водопользования;

размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

Статьей 20 Водного кодекса также устанавливается, что договор должен предусматривать плату за пользование водным объектом или его частью.

Конкретные виды водопользования, предоставляемые на основании договоров водопользования, указаны в ст.11 Водного кодекса.

К ним относятся:

забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Таким образом, в ст.11 указаны те виды использования водных объектов, за которые взимается плата за водопользование.

Другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (п. п.2 и 3 ст.11 Водного кодекса). Это означает, что плата за водопользование в таких случаях не взимается.

Напомним, что ст.333.8 гл.25.2 «Водный налог» НК РФ было установлено, что налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. По нормам прежнего Водного кодекса такие, виды водопользования подлежат обязательному лицензированию. Статьей 12 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 73-ФЗ) ст.333.8 НК РФ дополнена пунктом, согласно которому не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Реализация указанных норм Водного кодекса предполагает сокращение перечня платных видов водопользования по сравнению с нормами* гл.25.2 «Водный налог» НК РФ, а также с ранее действовавшим Федеральным законом от 06.05.1998 N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (утратил силу с 1 января 2005 г). Полностью перестает быть платным такой вид водопользования, как использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях (ст.333.9 «Объекты налогообложения» НК РФ). Кроме того, в настоящее время водный налог уплачивается за использование акватории в целях разведки и добычи полезных ископаемых на водных объектах; размещения и строительства различных сооружений и др.

Читайте так же:  Как заключить договор с бригадой

Водным же кодексом платное использование акватории будет осуществляться только лишь при размещении плавательных средств, так как во всех других случаях использование акватории происходит на основании разрешений, т.е. бесплатно. Это касается, в частности:

размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов;

размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций;

разведки и добычи полезных ископаемых;

проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

подъема затонувших судов.

Существенное сокращение перечня платных видов водопользования по сравнению с нормами гл.25.2 «Водный налог» НК РФ выгодно в первую очередь тем хозяйствующим субъектам, которые в настоящее время вносят водный налог за виды водопользования, не являющиеся платными по новому Водному кодексу.

Поэтому многие хозяйствующие субъекты, уплачивающие в настоящее время водный налог, будут крайне заинтересованы в том, чтобы сразу же после 1 января 2007 г. начать переоформление права на водопользование в соответствии с порядком, установленным новым Водным кодексом и Федеральным законом №73-ФЗ.

Состояние, анализ и проблемы совершенствования водного налога

Водный налог как плата, направленная на восстановление и охрану водных объектов. Отличия водного налога от ранее действовавшей платы за пользование водными объектами. Практический вариант учета расчета налога. Пути совершенствования водного налога.

Подобные документы

Основные характеристики водного налога: объекты, субъекты, налоговые ставки. Порядок и сроки уплаты налога. Доходы федерального бюджета от поступлений водного налога. Порядок установления, зачисления, взимания платы за пользование водными объектами.

реферат, добавлен 20.01.2016

Основные теоретические положения водного налога, его историческое развитие и главные элементы. Порядок исчисления водного налога на примере ОАО «Водоканал». Перспективы и пути развития налогообложения. Государственный мониторинг водных объектов.

реферат, добавлен 12.03.2012

Сущность и назначение водного налога. Элементы налога на прибыль. Поступление водного налога в бюджет. Изменения в законодательстве Российской Федерации, вступившие в силу с 1 января 2005 года. Актуальные проблемы теории и практики водного налога.

курсовая работа, добавлен 04.03.2011

Экономическое значение, сущность водного налога, его основные положения. Введение водного налога в налоговую систему РФ. Порядок исчисления и сроки уплаты водного налога. Структура декларации по водному налогу. Порядок заполнения и подачи декларации.

курсовая работа, добавлен 14.12.2008

Сущность и назначение водного налога. Элементы налога на прибыль. Виды платежей за пользование природными ресурсами и порядок их начисления. Объекты и субъекты налогообложения, налогоплательщики. Налоговые ставки, их размеры. Налоговые декларации.

контрольная работа, добавлен 04.12.2010

Экономическое содержание, история развития и нормативная база платежей за пользование водными объектами. Особенности исчисления налога на добычу подземной воды. Проблемы и пути совершенствования уплаты налога за пользование водными ресурсами в РФ.

курсовая работа, добавлен 14.01.2015

Экономическое значение и сущность водного налога, его положения и порядок исчисления. Порядок и сроки уплаты водного налога. Понятие налогового учета, его цели и задачи. Ведение налоговой отчетности. Особенности структуры декларации по водному налогу.

курсовая работа, добавлен 28.03.2013

Организационно–правовая характеристика предприятия. Экономическое содержание водного налога и экологических сборов. Динамика уплаты водного налога в организации. Элементы налогообложения экологических сборов. Порядок уплаты экологических платежей.

курсовая работа, добавлен 28.01.2015

Основа теории водного налога. Основные понятия, используемые в водном кодексе РФ. Налогоплательщики как иностранные лица, представляющие копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование.

курсовая работа, добавлен 16.02.2010

Определение налога на добычу полезных ископаемых, на доходы физических лиц, размера государственной пошлины, суммы водного налога, земельного налога за налоговый период, суммы налога на строение. Вмененный доход торгующей организации за квартал.

контрольная работа, добавлен 01.07.2012

Пример расчета водного налога (порядок исчисления, сроки)

Сроки исчисления и уплаты водного налога

Отчет по водному налогу является ежеквартальным, и рассчитывают налог тоже поквартально, принимая в расчет данные, сформировавшиеся за последние 3 месяца. Исчисление суммы осуществляется непосредственно в налоговой декларации, которую представляют в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В такие же сроки производят и уплату налога.

Если объект налогообложения отсутствует, то обязанность подавать декларацию в этом случае не наступает (письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03-02-08/36474).

О том, какой еще отчет формируется в связи с водопользованием, читайте в материале «Порядок и образец заполнения формы 2-ТП водхоз (нюансы)» .

Куда уплачивают и как рассчитать водный налог

Водный налог — платеж федерального уровня. Оплату его производят по месту нахождения объекта водопользования.

Расчет водного налога осуществляют применительно к четырем видам водопользования:

  • забору воды;
  • использованию акватории (исключая лесосплав);
  • использованию гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплаву.

Они имеют разные базы расчета и разные налоговые ставки.

Базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.

Базовые ставки водного налога по видам водопользования указаны в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. С 2015 года к ним применяют повышающий коэффициент, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период 2015–2025 годов.

Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:

  • при сверхлимитном заборе воды — 5-кратный коэффициент;
  • отсутствии средств измерения объемов забранной воды — коэффициент 1,1;
  • заборе подземных вод для их дальнейшей продажи — 10-кратный коэффициент.

При одновременном применении нескольких коэффициентов их следует перемножить. Полученную таким образом ставку округляют до целых значений.

Для забора воды в целях водоснабжения населения существует льготная ставка (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Повышенный коэффициент к ней до 2026 года не применяют.

Порядок исчисления водного налога для всех видов водопользования достаточно прост: налоговую базу умножают на ставку, скорректированную на повышающий коэффициент, значения которого указаны в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. Если есть необходимость во введении дополнительных повышающих коэффициентов, то ставку рассчитывают с их учетом.

О ставках, действительных для 2019 года, читайте в статье «Каковы ставки водного налога на 2019 год?» .

Пример расчета водного налога по забору воды

Предположим, что организация имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины, расположенной в бассейне реки Печора и оборудованной средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования составляет 320 000 куб. м. Организация за 1-й квартал 2019 года осуществила забор 360 000 куб. м воды. Рассчитаем сумму водного налога за 1-й квартал 2019 года.

В течение квартала организация допустила забор сверхлимитного объема воды. Его величина составляет:

360 000 – 320 000 = 40 000 куб. м.

Из-за наличия сверхлимитного объема налог будет складываться из двух составляющих:

1. По объему в пределах лимита налог составит:

320 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,01 = 192 960 руб.,

320 000 куб. м — объем воды в рамках лимита водопользования;

300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;

2,01 — коэффициент, применяемый к ставке для 2019 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

2. По объему сверх лимита налог составит:

40 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,01 × 5 = 120 600 руб.,

40 000 куб. м — объем воды сверх лимитированного значения;

300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;

2,01 — коэффициент, применяемый к ставке для 2019 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ;

5 — коэффициент, применяемый к ставке для сверхлимитного объема в соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ.

Таким образом, за 1-й квартал 2019 года организации в срок до 22.04.2019 придется уплатить в бюджет сумму водного налога, равную:

168 000 + 105 000 = 313 560 руб.

Водный налог необходимо рассчитывать и отчитываться по нему при наличии объекта обложения этим налогом. Считают его поквартально, беря в расчет данные последнего квартала, путем умножения базы на ставку. Выбор ставки и базы налогообложения обусловливается конкретным видом водопользования и принадлежностью к определенному объекту. К ставке применяются законодательно установленные повышающие коэффициенты.