Программа аудита бухгалтерская отчетность

Оглавление:

План и программа аудита бухгалтерского учета и отчетности

Для качественного выполнения проверки в установленные сроки аудиторской организации необходимо составить продуманный план предстоящих работ.

Планирование аудита осуществляется с целью:

— установить объем проверяемой информации, время проведения проверки, а также величину и состав группы аудиторов, привлекаемых для проверки;

— определить перечень аудиторских процедур и методику их применения;

— определить состав информации, которую клиент должен предоставить для установления возможности применения выборочных методов контроля.

В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита» аудиторская организация должна согласовать с клиентом основные организационные вопросы, связанные с проведением проверки, до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита. Поэтому предварительное планирование осуществляется еще на стадии определения объема аудита, то есть в процессе знакомства аудиторов с финансово-хозяйственной деятельностью клиента и оценки степени влияния на нее внешних и внутренних факторов.

Аудиторы должны получить необходимую информацию на основе личных бесед с руководством и специалистами предприятия, осмотра производственных помещений и мест хранения ценностей, изучения бухгалтерской и статистической отчетности, учредительных и различных других внутренних документов, материалов проверок налоговых органов, службы внутреннего аудита и т. д. Такая информация обобщается в рабочем документе «Основная информация о клиенте» (Приложение № 2).

На этапе предварительного планирования осуществляется общее знакомство с системой внутреннего контроля. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» в процессе такого ознакомления аудиторская организация получает общее представление о специфике и масштабах деятельности предприятия, системе его бухгалтерского учета, структуре службы внутреннего аудита и ее месте в системе управления, составе решаемых внутренними аудиторами задач, их профессионализме, регулярности и качестве проводимых ими проверок, принятых мерах по обеспечению сохранности имущества, надежности бухгалтерского учета и достоверности отчетности.

Если по результатам общего ознакомления будет сделан вывод о ненадежности системы внутреннего контроля, «низком» ее уровне, то полагаться на эту систему нецелесообразно. Наоборот, если, по мнению внешних аудиторов можно доверять системе внутреннего контроля предприятия, то им предстоит выполнить в дальнейшем первичную оценку надежности этой системы и подтвердить достоверность такой оценки на этапе выполнения аудиторских процедур по однородным группам хозяйственных операций.

Затем формируется группа аудиторов и распределяются обязанности и ответственность между ними. В состав группы для проведения проверки включаются квалифицированные (старшие, ведущие) аттестованные аудиторы, назначаемые ответственными за выполнение отдельных разделов аудита, и аудиторы-ассистенты. Последние, как правило, не имеют аудиторских аттестатов и выполняют комплекс работ по сбору аудиторских доказательств, их документированию и анализу. При этом следует учитывать бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита, предполагаемые сроки работы, количественный состав группы, должностной и квалификационный уровень членов группы. Указанные сведения обобщаются в рабочем документе «Состав аудиторской группы и распределение обязанностей внутри группы» (Приложение №3).

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна получить дополнительные сведения о проверяемом предприятии, которая обобщается в рабочем документе «Дополнительная информация о клиенте». В процессе подготовки общего плана и программы аудита дается предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля на предприятии, устанавливается приемлемый уровень существенности и аудиторского риска, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной, выявляются значимые для аудита области, намечается объем и последовательность выполнения аудиторских процедур, выбираются методики контроля.

Достоверность бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях представляет такую степень точности ее показателей, при которой квалифицированный пользователь этой отчетности делает правильные выводы и принимает правильные экономические решения.

Аудиторы обязаны принимать во внимание две стороны существенности: качественную и количественную. С качественной точки зрения они должны использовать свое профессиональное суждение для определения того, существенны ли отмеченные в ходе проверки отклонения. С количественной точки зрения устанавливается, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения количественный критерий — уровень существенности.

Уровень существенности — это предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой ее квалифицированный пользователь с большой степенью вероятности делает неправильные выводы и принимает неправильные экономические решения.

Концепция существенности (материальности) используется как основа для планирования проверки при определении содержащих ошибки статей бухгалтерской отчетности, оценки материалов собственных исследований и принятия решений о содержании аудиторского заключения. В соответствии с нормативом аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» перед началом проверки аудиторская организация должна решить, какую общую сумму ошибки следует считать существенной. Такая предварительная оценка позволяет аудиторам организовать процесс сбора необходимых доказательств. При этом принимается допущение, что число аудиторских доказательств обратно пропорционально установленному уровню ошибки.

Поэтому на практике различные аудиторы по-разному решают проблему определения существенности. Некоторые прибегают к точным количественным критериям оценки, другие полагаются на свой опыт и интуицию, считая, что отклонение показателя до 5% будет незначительным, а свыше этой величины — существенным. При этом во внимание принимаются различные факторы:

-абсолютная величина ошибки. Для различных условий она может быть признана или допустимой, или неприемлемой;

— относительная величина ошибки — это отношение вероятной ошибки к базовой величине, в качестве которой принимается валовая прибыль, сумма активов, сумма текущих активов и др.

-содержание статьи отчетности. Возможные ошибки по счетам ликвидных активов рассматриваются как более существенные вследствие их относительной «доступности» для нарушений;

— конкретные цели использования аудиторского заключения;

-неопределенность финансового положения предприятия предполагает возможность утраты им платежеспособности в обозримом будущем требует от аудиторской организации более строгих критериев оценки материальности;

-кумулятивный эффект. Аудиторам следует оценивать общий эффект известных и возможных ошибок.

Аудит бухгалтерской отчетности всегда связан с риском двух видов: предпринимательским и аудиторским.

Предпринимательский риск означает, что аудиторская организация может полностью или частично не получить оплату за выполненную работу независимо от ее результата из-за конфликта с клиентом, или к ней могут быть применены штрафные санкции. Он определяется рядом факторов: конкурентоспособностью аудиторской организации, финансовым состоянием клиента, характером операций клиента, компетентностью администрации и учетного персонала и др.

Аудиторский риск — риск неэффективности аудиторской проверки, то есть риск выдачи заключения о достоверности бухгалтерской отчетности при наличие в ней существенных ошибок и пропусков.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, а для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы — одновременно и средством контроля качества работы.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля — это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты средств контроля помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу — это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке. (Приложение №4)

План и программа аудиторской проверки ООО Альянс М

Главная > Курсовая работа >Бухгалтерский учет и аудит

Глава I «План и программа аудиторской проверки»

1.1 Задачи и обязательность планирования ……………………………………. 4

1.2 Принципы планирования аудита ……………………………………………. 6

1.3 Содержание предварительного планирования аудита ……………………… 7

1.4 Принципы подготовки общего плана и программы аудита ………………. 9

1.5 Подготовка и составление общего плана аудита ……………………………. 10

Глава II «План и программа аудиторской проверки по ООО «Альянс-М»

2.1 Характеристика предприятия, цели и задачи его деятельности …………….. 14

2.2 Структура бухгалтерской отчетности ………………………………………….16

2.3 План и программа аудиторской проверки ……………………………………. 25

2.4 Подготовка аудиторской проверки ……………………………………………. 26

2.6 Общий план инициативного аудита формирования издержек обращения

2.7 Программа инициативного аудита формирования издержек обращения

В соответствии с законодательством РФ подавляющее большинство экономических субъектов России подлежит ежегодной аудиторской проверке. Под аудиторской деятельностью понимается предпринимательство аудиторских фирм (самостоятельных аудиторов) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых расчетов, других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Эта деятельность включает также оказание иных аудиторских услуг: постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности; анализ финансово-хозяйственной деятельности; консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного законодательства; обучение и др.

В проектах российских стандартов аудиторской деятельности дается следующее определение аудита:

Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций по законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

Аудит, как отмечают американские специалисты, — это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта, осуществляемой независимым лицом.

Главная цель аудита – определение достоверности финансовой отчетности компании, а также контроль за соблюдением компанией определенных законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства. Различают аудит внутренний и внешний.

Аудиторская фирма или отдельный аудитор по окончании работы обязаны представить письменное заключение о состоянии учета, внутреннего контроля, а также о достоверности годового отчета. Такое заключение является основанием для утверждения или неутверждения (отказа от утверждения) проверенного годового бухгалтерского отчета. Организация сама вправе выбрать аудитора для проведения проверки.

Аудиторская организация должна и вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур; затратах времени; количестве и составе специалистов, требующихся для осуществления полноценной аудиторской проверки и подготовки заключения.

Основные мероприятия , проводимые в ходе аудита , включают:

Получение аудиторских доказательств;

Использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта третьими сторонами;

Обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования состоит в том, чтобы организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения, разработать общий план и программу аудита.

Читайте так же:  Картинки увольнение коллеги

Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности: «Понимание деятельности экономического субъекта» и «Планирование аудита».

Глава I «План и программа аудиторской проверки»

1.1.Задачи и обязательность планирования

Развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм предприятий и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы финансового контроля в стране. Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются прежде всего предприятия и организации негосударственного сектора экономики. Они не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. И в отличие от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника , консультанта, помощника всем специалистам, занимающимся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудиторы не только оценивают достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки , исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.

В рыночных условиях информация о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятий является предметом внимания различных пользователей.

Предприятия, кредитные учреждения, биржи вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, осуществлению инвестиций. Все участники сделок заинтересованы в том, чтобы получать и использовать достоверную информацию о своих партнерах для принятия обоснованных решений.

Собственники предприятия, кредиторы, потенциальные инвесторы зачастую не имеют возможности самостоятельно убедится в том, что все многочисленные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в объективных оценках профессионалов по этим вопросам.

Администрации важно оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом , предупреждать негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы, что обуславливает необходимость своевременного получения качественной информации о функционировании различных подразделений и филиалов предприятия.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо также государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

В ряде случаев объективная экспертиза важна для следственных органов , судов, прокуратуры для подтверждения интересующей их бухгалтерской отчетности предприятий.

Таким образом в достоверной информации о финансовом состоянии предприятия непосредственно заинтересованы: администрация и сотрудники, учредители, инвесторы, поставщики, покупатели, кредиторы, страховщики, государственные органы (налоговые, статистические и др.). Косвенно заинтересованы в надежности финансовой информации биржи, юристы, консультанты и эксперты, средства массовой информации, общественные организации (профсоюзы, политические партии, общества потребителей и др.), научные учреждения.

Интересы пользователей финансовой информации не всегда совпадают, и поэтому существует объективная потребность в независимой ее оценке аудиторами-специалистами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и официальное разрешение на право оказания таких услуг.

Аудит представляет сложный интеллектуальный вид деятельности, требующий индивидуального подхода к проверке предприятий разнообразного профиля.

Успех дела во многом обусловливается четкой последовательностью этапов аудита, определением источников получения информации, формированием бригады специалистов и другими факторами, входящими в понятие разработка плана и программы аудита. Этим вопросам посвящено Правило (Стандарт) «Планирование аудита», одобренное Комиссией при Президенте РФ от 25 декабря 1996 г., протокол №6.

Данное Правило разработано с целью установления норм, применяемых аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя (в дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются «аудиторские организации» ), при планировании аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Задачами Стандарта являются:

-описание предварительного этапа планирования аудита;

-формулирование принципов подготовки общего плана и программы;

-описание порядка подготовки и составления общего плана и программы аудита;

Требования данного Правила (Стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку

официального аудиторского заключения.

Они носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного Правило(Стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта.

1.2.Принципы планирования аудита

Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма—обязательства и до заключения договора о проведении аудита.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения, а также разработке программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Планирование аудита должно проводится в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также и со следующими частными принципами:

Принцип комплексности планирования предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Непрерывность планирования выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным в отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании на длительный период, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течении года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.

Аудит бухгалтерской отчетности

Бухгалтерский учет в организации — важная система, позволяющая собственникам и руководителям оперативно получать данные о состоянии дел на предприятии. Ни у кого не вызывает сомнения, что данные в этой системе должны быть верными и актуальными. Именно поэтому предусмотрена аудиторская проверка бухгалтерской отчетности.

Обязательный аудит

В установленных законом случаях такая проверка бухгалтерской отчетности носит обязательный характер. Обязательный аудит бухгалтерской отчетности предприятия предусмотрен, например, для открытых акционерных обществ, банков, бирж, страховых компаний, а также для компаний, объем выручки которых за предшествовавший отчетному год составил более 400 млн руб. или сумма активов по балансу по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, больше 60 млн руб. Таковы требования ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности». В остальных случаях проверка отчетности носит необязательный, но желательный характер. Главная цель аудита отчетности — подтверждение ее достоверности.

Задачи аудита бухгалтерской отчетности

В процессе аудиторской проверки бухгалтерской отчетности предприятия аудитор должен решить следующие задачи:

  1. Оценка правильности состава и содержания самих форм отчетности предприятия.
  2. Оценка соответствия и взаимоувязки показателей отчетности.
  3. Оценка правильности и соответствия применяемых в организации методик бухгалтерского учета и налогообложения действующему законодательству.
  4. Оценка правильности формирования сводной отчетности.

Как правило, для выполнения указанных задач аудитору для проверки потребуются баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала, приложение к бухгалтерскому балансу, отчет о целевом использовании полученных средств, пояснительная записка. Также аудитор запросит оборотно-сальдовые ведомости, главную книгу. В итоге аудитор должен ответить на вопрос, достоверна ли бухгалтерская отчетность и соответствует ли методика ее составления требованиям законодательства.

Основные этапы аудиторской проверки отчетности

В рамках аудиторской проверки бухгалтерской отчетности специалист-аудитор проходит через следующие обязательные ее этапы.

Подготовительный или ознакомительный этап проверки. На данном этапе аудитор знакомится с компанией, получает максимально полную информацию о деятельности компании. На данном этапе аудиторской проверки аудитор изучает региональные, отраслевые особенности компании, степень автоматизации учетных процессов, финансовые обязательства компании, систему организации внутреннего контроля.

Планирование проверки — это второй этап аудиторской проверки бухгалтерской отчетности. Это существенный и по времени, и по объему выполняемых работ этап проверки. Именно на данном этапе составляется график проверки, прописываются детально участки проверки, формируется группа специалистов, участвующих в проверке, проверяемые участки согласовываются с компанией. Подробно об этом этапе указано в п. 9 стандарта № 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696. На основе плана формируется программа аудиторской проверки. В дальнейшем по мере необходимости уже в ходе самой проверки план и программа могут пересматриваться.

Третий этап — это собственно проведение самой аудиторской проверки. На данном этапе происходят сбор, оценка и анализ фактов, касающихся деятельности компании. Аудит проводится на основе федеральных и международных стандартов. В процессе аудиторской проверки отчетности используются следующие процедуры:

Программа аудиторской проверки

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Завершающим этапом процесса планирования аудиторской проверки является составление программы аудита. Программа аудиторской проверки представляет собой конкретный перечень действий аудитора с указанием проверяемых областей бухгалтерского, налогового учета, сроков и исполнителей.

Программа аудита определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для реализации составленного общего плана аудита.

Программа аудиторской проверки является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения аудиторских процедур.

В процессе подготовки аудиторской программы аудитор должен принимать во внимание оценку неотъемлемого риска и риска средств контроля (п.11 стандарта №3 «Планирование аудита»).

Важно!

Аудитором должны быть раскрыты в программе аудита «узкие» места, в которых существуют значительный риск искажения статей бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента. Для этого аудитором должны быть выбраны соответствующие аналитические процедуры, которые позволят снизить риск необнаружения суще­ственных ошибок. При необходимости аудитор может привлечь к проверке других аудиторов, обладающих специальными познаниями в данной области или экспертов.

При этом общий план аудита и, соответственно, программа аудиторской проверки могут по мере необходимости уточняться и пересматриваться в процессе проведения аудита. Планирование аудитором объема и характера работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в процессе выполнения аудиторских процедур (наличие нехарактерных отклонений показателей финансовой отчетности клиента). Причины, по которым аудитором была скорректирована программа аудита, должны быть документально зафиксированы.

Как составить программу аудиторской проверки?

При разработке программы аудиторской проверки необходимо учитывать:

деятельность аудируемой компании (общие экономические факторы и условия в отрасли, в которой осуществляет деятельность аудируемая компания, общий уровень компетентности руководства);

системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля (учетная политика и ее изменения, влияние принятых новых правил в части бухгалтерского учета на отражение в финансовой отчетности результатов деятельности аудируемой компании);

планы использования в процессе аудита тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

Программа тестов средств контроля — это перечень действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Подобные тесты необходимы для выявления существенных недостатков средств контроля аудируемой компании.

риск и существенность (ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита, установление уровней существенности для аудита;

выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера (например, при подготовке оценочных показателей));

характер, временные рамки и объем процедур (относительная важность различных разделов учета для проведения аудита, влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей, существование подразделения внутреннего аудита и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита);

координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы (привлечение других аудиторских компаний к аудиту филиалов, подразделений, дочерних компаний клиента, привлечение экспертов);

Читайте так же:  Онлайн жалоба в трудовую инспекцию москва

количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с клиентом;

обстоятельства, требующие особого внимания (например, существование аффилированных лиц);

срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг клиенту;

форму и сроки подготовки заключений и иных клиенту и условиями конкретного аудиторского задания.

Программа аудиторской проверки должна быть документально оформлена, каждая задача проверки обозначена номером или кодом.

Образец программы на проведение аудиторской проверки

Программа аудиторской проверки подразделяется по соответствующим разделам бухгалтерского учета. В программе аудита указывается наименование задачи и раскрывается последовательность ее решения. В соответствующем столбце программы приводится ссылка на номер рабочего документа, в котором раскрывается информация по данной тематике.

Фрагмент программы аудиторской проверки (по одному разделу) представлен ниже:

п/п

Наименование раздела или статьи отчетности

Код статей формы отчетности

Тематика раскрываемой информации

Процедуры получения аудиторских доказательств

Номер рабочего документа

Аудит учредительных документов компании

Статья 1310 бухгалтерского баланса

-основные положения Устава компании и сведения об учредителе;

-наличие документов, подтверждающих внесение изменений и дополнений в учредительные документы;

-наличие филиалов, представительств и других обособленных структурных подразделений;

-вывод о соответствии Устава действующему законодательству.

-свидетельство о государственной регистрации;

-протоколы собраний учредителей;

-проспекты эмиссии ценных бумаг;

-акты оценки имущества, внесенного в счет вклада в уставный капитал;

По каждому разделу программы аудиторской проверки аудитор фиксирует выводы в рабочих документах.

Важно!

На основе приведенной информации по каждому разделу аудиторской проверки аудитором составляется расчет влияния выявленных в процессе аудита отклонений на достоверность бухгалтерской отчетности клиента. Информация приводится в аудиторском отчете и является отправной точкой для формирования аудиторского заключения (объективного мнения аудитора о достоверности проверяемой бухгалтерской (финансовой) отчетности компании).

Статья актуальна на 04.07.2016

Рекомендуйте статью коллегам:

Комментарии читателей

Если аудиторская фирма каждый день по нескольку статей публикует на сайте своем, встает вопрос — чем занимаются аудиторы. 03.10.2016 22:12

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия

Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля финансовой отчетности предприятия. Расчет уровня существенности и аудиторского риска. Составление общего плана и программы ревизии бухгалтерской отчетности. Методы сбора аудиторских доказательств.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Глава 1. Сущность и значение аудита

1.1 Роль и значение аудита в хозяйственной деятельности предприятия

1.2 Регламентация аудиторской деятельности

1.3 Цели и этапы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

Глава 2. Планирование аудиторской проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности

2.1 Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутренний контроль финансовой (бухгалтерской) отчетности

2.2 Расчет уровня существенности и аудиторского риска

2.3 Общий план и программа аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

Глава 3. Методика аудиторской проверки финансовой (бухгалтерской)

3.1 Источники и методы сбора аудиторских доказательств

3.2 Проведение процедур средств контроля, процедур по существу и их документирование

3.3 Аудиторское заключение

Список использованной литературы

За последние десятилетия значительно повысились требования к организации системы учета и отчетности, появились новые формы и методы ведения учета, в том числе с применением компьютерных систем. Бухгалтерская отчетность превратилась в основной источник информации, позволяющий оценить финансовое и имущественное состояние экономических субъектов. В этих обстоятельствах аудит финансовой отчетности превратился в один из важнейших инструментов, способствующих повышению качества бухгалтерской отчетности, одним из показателей которого является ее достоверность. Ни один солидный банк не предоставит кредита клиенту, не имеющему проверенную аудиторами бухгалтерскую отчетность, ни один серьезный инвестор не будет иметь дела с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены авторитетным аудитором.

Пользователи бухгалтерской отчетности полагаются на квалифицированного аудитора, его компетентность и объективность. Заключение аудитора является гарантом достоверности тех данных, которые содержаться в отчетности.

Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности способствует повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности субъектов хозяйствования.

В связи с этим тема «Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности» в настоящие время является актуальной.

Целью курсовой работы является — провести аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1) охарактеризовано нормативное регулирование аудиторской деятельности в разрезе финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2) определены сущность и значение аудита;

3) проанализированы этапы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4) произведена оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, рассчитан уровень существенности и аудиторский риск по финансовой (бухгалтерской) отчетности на конкретном предприятии;

5) разработан общий план и программа;

6) представлено аудиторское заключение по результатам проведения аудита;

7) предложены пути более эффективной организации системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Методологической основой написания курсовой работы является Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В работе используются труды таких известных авторов, как Богатая И.Н., Подольский В.И. и материалы периодических изданий: журналы «Бухгалтерский учет».

В качестве информационной базы использовались законодательные и нормативные акты, данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Колос» за 2006 г.

Объектом изучения является общество с ограниченной ответственностью «Колос».

Отчетный период — период с 1 января по 31 декабря 2006 г. включительно.

Теоретическое значение данной курсовой работы состоит в том, что был изучен порядок проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, благодаря чему закрепились полученные знания по дисциплине.

Практической основой для написания данной курсовой работы является финансовая (бухгалтерская) отчетность ООО «Колос» за 2006 год.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

В первой главе охарактеризованы роль и значение аудита в хозяйственной деятельности, регламентация аудиторской деятельности, цели и этапы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Во второй главе дается краткая экономическая характеристика предприятие, изучается и оценивается система бухгалтерского учета и внутреннего контроля финансовой (бухгалтерской) отчетности ООО «Колос», рассчитывается уровень существенности и аудиторский риск, составляется общий план и программа аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности ООО «Колос».

В третьей главе выявляются источники и методы сбора аудиторских доказательств, проводятся процедуры средств контроля и процедуры по существу, дается аудиторское заключение ООО «Колос».

Настоящая работа посвящена исследованию теоретических, практических и организационно-методических проблем бухгалтерского учета и аудита (бухгалтерской) отчетности в ООО «Колос» и направлена на решение важных прикладных задач организации бухгалтерской отчетности, подлежащей в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» обязательной ежегодной проверки.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА

1.1 Роль и значение аудита в хозяйственной деятельности предприятия

Становление рыночных отношений в России внесло существенные изменения в деятельность хозяйствующих субъектов, которые получили широкую самостоятельность, связанную с определением направлений деятельности и выбором партнеров при полной ответственности за результаты своей деятельности.

Формирование новых коммерческих структур, приватизация государственных предприятий и преобразование их в открытые акционерные общества, предоставление предприятиям полной свободы действий приводит к тому, что предприятие развивается за счет собственных источников и сами несут коммерческие риски.[19]

Принимая решения о вложении средств в какой-либо бизнес, выдавая кредит или приобретая долговые ценные бумаги и даже заключая договоры о покупке или продаже товаров с отсрочкой платежа, субъекты хозяйствования хотят получить полное представление о финансовом состоянии и финансовой устойчивости партнера. В этом случае они применяют новые формы финансового контроля. Такой контроль может быть государственным и независимым. Последний носит название «аудит».

Аудит — это лицензируемая предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц). [5]

Целями проведения аудита является подтверждение достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. [22]

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю на основе ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности.

Аудит становиться важнейшим звеном инфраструктуры рыночной экономики.

Необходимость аудита определяется следующими обстоятельствами:

1) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями;

2) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям из-за того, что применяются оценочные значения, по-разному трактуются факты хозяйственной деятельности, составители могут быть заинтересованы отразить те, а не иные данные;

3) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена заинтересованными пользователями из-за затрудненности доступа к учетной информации, а также сложности хозяйственной операции, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов. [16]

Необходимость аудита вызывается, прежде всего, требованиями реализации концепции отчетности. Аудит в связи с этим выступает в качестве механизма контроля и тем самым способствует реализации концепции подотчетности.

Особое значение аудит имеет для получения уточненной информации, установление несоответствий в выдаваемых поощрениях. Этим аудит повышает качество принимаемых решений, эффективность рыночных операций. Способствует лучшему использованию средств, находящиеся в распоряжении предприятия.

Роль аудита заключается в снижении объема некачественной информации, используемой для управленческих целей, что способствует развитию доверительных отношений между различными субъектами в процессе финансово-хозяйственной деятельности. [25]

Таким образом, возникновение аудита в первую очередь связано с разделение интересов тех, кто непосредственно инвестирует денежные средства в деятельность компании, и тех, кто занимается ее управлением.

1.2 Регламентация аудиторской деятельности

Для осуществления аудита требуются наличие нормативных актов и система органов, на которые возложены контрольные функции по проверке соблюдения аудиторами требований законодательства Российской Федерации. [28]

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в процессе становления. Устанавливаются права и обязанности органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определяются роль и функции государственных и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. [21]

В настоящие время аудиторскую деятельность регулируют следующие нормативные акты, которые представлены в виде четырех уровневой системой нормативного регулирования:

Первый (верхний) уровень включает законодательные акты, которые регламентируют прямо или косвенно порядок проведения аудиторской деятельности.

Основным законодательным актом, регулирующим деятельность хозяйствующих субъектов, является ГК РФ, где закреплены многие вопросы учетной работы. [1]

Кодекс об административных правонарушений в ст. 15.11 «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности» говорится, что нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов — влечет наложение административного штрафа. [3]

Наиболее важным законодательным актом является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Этот основной законодательный акт определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. [23]

Федеральный закон включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В Законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил аудиторской деятельности, аудиторского заключения. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности. [5]

Читайте так же:  Доверенность от поклажедателя

Некоторые статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью.

В нем также определена ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся Федеральные правила (стандарты). В настоящие время утвержден перечень из 31 федерального стандарта. Они определяют единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также к оценке качества аудита, порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты аудита учитывают правила составления финансовой отчетности. [13]

В данной работе будут рассмотрены следующие правила (стандарты).

Правило (стандарт) № 1 «Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Данный стандарт позволяет определиться с целью аудита как выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

Правило (стандарт) № 2 «Документирование аудита» позволяет изучить требования, предъявляемые к рабочей документации аудитора. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Правило (стандарт) № 3 «Планирование аудита» определяет, что планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.

Правило (стандарт) № 4 «Существенность в аудите» устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском. Рассматривается определение существенности и взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском.

Правило (стандарт) № 5 «Аудиторские доказательства» определяет, что аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Правило (стандарт) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» устанавливает единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Содержит основные элементы и примеры аудиторского заключения.

Правило (стандарт) № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом». Дается определение таких понятий как: аудиторский рис, риск средств контроля, система бухгалтерского учета, система внутреннего контроля. Аудитор применяет их для того, чтобы использовать в своих профессиональных суждениях.

Правило (стандарт) № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита» определяет ошибки и недобросовестные действия аудиторские процедуры при обстоятельствах, указывающих на возможные искажения отчетности.

Правило (стандарт) № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудиремого лица и представителям его собственника» устанавливает требования в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, руководству аудиремого лица и представителям собственника этого лица. [7]

Третий уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права. [21]

Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. [23]

К внутрифирменным стандартам аудиторской организации могут относиться принятые и утвержденные в установленном порядке стандарты, инструкции, методические разработки, пособие и другие документы, обязательные к применению в аудиторской организации, раскрывающие внутренние подходы к осуществлению аудиторской деятельности.

1.3 Цели и этапы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, сгруппированных в определенные формы, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия за отчетный период. [20]

Бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту в случаях, предусмотренных федеральными законами. [10]

Цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности — является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. [7] Это мнение может способствовать большему доверию к отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации о данном экономическом субъекте.

Для формирования профессионального мнения аудиторы должны решить задачи:

— проверить соответствие отчетности предприятия требованиям нормативных актов РФ, предъявляемых к ее составлению и представлению;

— проверить состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

— проанализировать увязку основных показателей отчетности между собой;

— проверить правильность оценки статей отчетности;

— подтвердить достоверность показателей отчетности;

— подтвердить полноту раскрытия в отчетности всех существенных показателей деятельности предприятия за проверяемый период.

Объектом аудиторской проверки является бухгалтерская отчетность, представляющая единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составленная на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Все отчетные формы, входящие в состав бухгалтерской отчетности, взаимосвязаны, поскольку отражают одни и те же хозяйственные операции и события в деятельности организации в разных аспектах. [27]

Этапы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности — это мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения аудирумого лица, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности. [28]

К основным этапам аудиторской проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности относятся:

Первый этап. Организация и планирование:

1. Официальное предложение клиента о проведении аудита — официальное именное письмо-предложение о проведении аудита, которое направляется аудиторской фирме организацией заинтересованной в оказании аудиторских услуг. [28]

2. Знакомство с финансово-хозяйственной деятельностью: изучение внешних, внутренних факторов, влияющих на деятельность аудируемого лица, получение предоставления о системе внутреннего контроля, оценка существенности, аудирского риск и т.д.

3. Разработка и согласование общего плана и программы аудита, где описывается предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки.

4. Составление письма о проведении аудита — документ, регламентирующий обязательства и отвественность экономического субъекта — клиента и аудитора на этапе заключения соглашения о проведение аудиторской проверки.

5. Подписание договора на проведение аудита. В тексте договора необходимо раскрыть следующие основные аспекты и существенные условия, такие, как: предмет договора на оказание аудиторских услуг; условия оказания аудиторских услуг; права и обязанности аудиторской организации и экономического субъекта; стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг; ответственность сторон и порядок разрешения споров.

Второй этап. Сбор аудиторских доказательств:

1. Тестирование средств контроля означают проверки, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

2. Проведение процедур проверки по существу проводиться с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанные процедуры проводятся в следующих формах: детальные тесты и аналитические процедуры.

Третий этап. Завершение аудита:

1. Обобщение, систематизация аудиторских доказательств заключается в четкой группировки и классификации полученных сведений.

2. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудирумого лица и представителям его собственника.

3. Составление аудиторского заключения — мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности и никто не может практиковать его как-либо иначе. [28]

ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

2.1 Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутренний контроль финансовой (бухгалтерской) отчетности

Общество с ограниченной ответственностью «Колос» создано решением учредителей 16 февраля 1994 г.

Учредительным документом является устав и учредительный договор. (Приложение 1)

ООО «Колос» является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и другие счета в кредитных учреждениях. [1]

Целью создания являлось и является производство муки и извлечение прибыли в интересах участников общества, а также удовлетворение потребностей участников в указанной продукции, укрепление своего финансового положения, улучшение условий труда и быта своих работников, рациональной оплаты их труда, укрепление производственной базы.

Форма собственности предприятия ООО «Колоса» частная.

Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по следующим направлениям: производственная деятельность (мельница) и торговая деятельность (оптово-розничная торговля).

Предприятие имеет мельницу, где осуществляется переработка зерна, в результате чего производится мука высшего и первого сорта, а также два магазина: «Хлебушко — 1» и «Хлебушко — 2».

Основными поставщиками зерна являются местные сельскохозяйственные товаропроизводители.

Товары собственного производства продаются через розничную и оптовую торговлю.

Полученная в процессе переработки мука поставляется в основном Арзамассскому хлебозаводу и Вадскому хлебозаводу.

Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность на основании устава Общества.

Средняя численность работников списочного состава в ООО «Колос» в 2006 г. составила 55 человек.

Имущество предприятия составляет основные и оборотные средства, финансовые ресурсы, находящиеся на его балансе.

Уставный капитал Общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов. [6] Уставный капитал составляет 5000 руб. Уставный капитал составляется из номинальной стоимости долей Учредителей, внесенных в денежной форме. В ООО «Колос» семь Учредителя.

Предприятие уплачивает налоги и другие обязательные платежи в бюджет размерах и порядках установленном законодательством. [2]

Руководство текущей деятельностью осуществляет генеральный директор. Организационная структура ООО «Колос» представлена в приложении 2.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества осуществляет Ревизионная комиссия в составе трех человек.

Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ООО «Колос» вправе привлекать профессионального аудитора.

Финансовый год предприятия устанавливает с 1 января по 31 декабря.

На предприятии весь бухгалтерский учет осуществляют 4 бухгалтера и 1 гл. бухгалтер. В ООО «Колос» сложилась линейная организация структуры бухгалтерии, т.е. все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Структура бухгалтерии имеет следующий вид (рис.1).

В ООО «Колос» применяется журнально-ордерная форма учета.

Основой организации первичного учета в организациях является утвержденный главным бухгалтером график документооборота.

Предприятие ведет бухгалтерский и статистический учет.

Рис. 1 Структура бухгалтерии ООО «Колос»

Основные экономические показатели деятельности ООО «Колос» представлены в таблице 1. Данные для этой таблицы взяты из формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и статистической отчетности.

Таблица 1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Колос» за 2005-2006 гг.