Экспертиза аккумуляторов за рулем 2019

Оглавление:

Экспертиза аккумуляторов за рулем 2019

В ноябре 2018 года один самых популярных автомобильных журналов России За Рулем выпустил очередной тест аккумуляторов для автомобилей. Для теста были взяты АКБ в корпусе L3. Этот размер аккумуляторов подходит на Газели, Логаны, Ларгусы, Альмеры и т.д. популярные авто. Корпус такой батареи на 3,5 см длиннее, нежели «жигулевский» размер L2. Сам стандарт L3 подразумевает габариты 27,8 см в длину, 19 см в высоту и 17,5 см в ширину.

Методика теста в 2018 году

Журнал За Рулем в этот раз брал не одну батарею, а сразу две — видимо на тот случай, если вдруг одну купят бракованную (ну не прерывать же из-за этого испытание). Также такой подход позволит снизить погрешность измерений и сделать тест более корректным. Но и этих изменений испытателям оказалось мало, поэтому ток разряда решили увеличить.

Когда день икс пришел – коллектив ЗР дружно закупил в автомагазинах и рынках 26 АКБ – по 13 пар разных марок. Самым дешевым этой чертовой дюжины брендов оказался Лось (она же «черная Тюмень», она же «ТАЗ») – за нее сотрудники отдали порядка трех тысяч двадцати рублей. Самой же дорогой, но не менее популярной стала АКБ TAB (она же Topla, она же ранее была Moratti) – за 2 синих моноблока спекулянты запросили 12700 руб. — по 6350 рублей за каждую.

Так как эксперты ЗР покупали батареи не для себя, а для тестов, то, как они сами признались, не все батареи приобрели свежие и полностью заряженные. Какие именно батареи застали динозавров осталось тайной, видимо посчитав, что зарядив аккумулятор на зарядном устройстве, они смогут вернуть батареи состояние новой батареи и на тест это не повлияет. При этом совсем непонятно как ее хранили и судя по тому, что купили их разряженными, при продаже их не проверяли ни ЭДС, ни напряжении под нагрузкой. То есть по факту были куплено 26 котов в мешке.

Поехали: разрядки

Для тестового полигона был выбран НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России со своим технически сложным оборудованием. Так как этого оборудования там много, подопытные образцы погоняли на разном и при разной температуре, чтобы вывести токи на чистую воду.

Все знают, что основная характеристика автомобильных батарей – это их емкость, которая обязательно указывается на этикетках европейских аккумуляторов (в отличие от азиатских). Второй важной цифрой на этикетке является пусковой ток или ток холодного пуска. Если первая величина характеризует время, в течение которого можно крутить стартер или светить лампочкой, то вторая величина отвечает за скорость прокрутки стартера (особенно важно в мороз). Тестеры За Рулем решили в этот раз измерить более понятную всем резервную емкость – время, на протяжении которого автомобиль может проехать с неисправным генератором с основными потребителей. Так как каждый автомобиль потребляет свой ток для прохождения стометровки, решили взять условный ток в 25 Ампер.

1 Этап теста: резервная емкость

В результате испытаний лучший результат показал корейский Американ – 158 минут, а худший у Varta – всего 102 минуты. Результат Варты не оправдывает ожидания экспертов, ведь хоть соотношения цена/качество у черной Варты не лучшие, чтобы выдала такой слабый ток, здесь уж не верится – возможно Варта уже имела сульфатацию из-за неправильного хранения.

2 этап теста: энергия пуска

Вторым испытанием стало измерение энергии пуска заявленным током. Данное испытание теста характеризует энергию, которую способна выдавать АКБ при существенном минусе за окном — чем выше результат, тем лучше, т.е. тем быстрее сможет крутиться коленвал двигателя.

Приведенная энергия пуска заявленным током при -18 °С характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Сначала батарею разряжают заявленным током холодной прокрутки (1ХП) в течение 30 секунд, затем регистрируют напряжение (U30) на ее выводах. После 20-секундной паузы батарею разряжают током, равным 60% от заявленного 1ХП, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В (при более низком напряжении в бортсети автомобиль считается неработоспособным). Время разряда t6 записывают. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле: Е = 0,31хп* (U30-6,0)*t6.

Таким образом, по методике теста можно было выявить лидеров и аутсайдеров на равных дистанциях и при равных условиях.

3 этап теста: приведенная энергия при -18 градусах

Третьим этапом стало измерение приведенной энергии тока. Методика в чем-то схожа с измерением пуска заявленным током, но имела некоторые нюансы. Дело в том, что при проведении этого испытания внимание на цифры на этикетке не обращают и АКБ разряжают условным током в 640 А при тех же -18 градусах.

Сначала батарею разряжают единым для всех током 640 А в течение 30 секунд и регистрируют напряжение U30 на ее полюсных выводах. После 20-секундной паузы батарею разряжают током 384 А (640 х 0,6 = 384) до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда t6 записывают. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле: Е = 192-(U30-6,0)-t6.

4 этап теста: приведенная энергия при -29 градусах

Как и в прошлом испытании, батарею разряжают токов в 640 Ампер, но теперь уже при условиях сибирского мороза в -29 градусов – вполне реальным для России морозом.

5 этап: прием заряда

Прием заряда при постоянном внешнем напряжении зарядного тока косвенно характеризует способность батареи восстанавливаться после глубокого разряда, при этом зарядный ток должен превышать величину, равную 0,2 от емкости при 20-часовом разряде.

Составляем рейтинг лучших аккумуляторов 2018

В каждом виде испытаний ЗР брали лучший и худшие результаты, присваивая им соответственно 5 баллов и 1 балл.

Остальным участникам ставили промежуточные баллы, согласно их положению между худшим и лучшим результатом. К примеру, если при замере резервной емкости лидер продержался 158 минут, а аутсайдер — 102 минуты, то участник с результатом 130 минут получал 3,00 балла. И так — для всех пяти видов испытаний.

При отказе батареи в том или ином виде испытаний она получала 0 баллов. Итоговый балл для каждой батареи — это среднее арифметическое пяти промежуточных оценок. Для каждого дуэта подсчитывалось среднее арифметическое баллов, набранных двумя батареями.

Напоминаем, что параметр «цена/качество» носит справочный характер, поскольку цена батарей сильно зависит от места приобретения и может значительно различаться в разных торговых точках. То есть эта величина была подконтрольна редакции журнала и они могли в какой-то степени влиять на нее, поэтому обращать существенного внимания на нее бессмысленно – одну и ту же батарею можно купить с разницей в 30%.

Как один Медведь за двоих отработал

Так как редакцией За рулем был приобретен бракованный Тюменский Медведь, А менять его на нормальный они не захотели, то отдуваться пришлось целому Медведю в одиночку. Вполне вероятно, что будь вторая батарея куплена нормальной, тройка лидеров бы изменилась.

И это не пустые слова – обратите внимание на промежуточные результаты тестов – Медведь во многих тестах попал в тройку лучших.

А чтобы простому автомобилисту не нарваться на АКБ с дефектом всегда при покупке аккумулятора требуйте, чтобы его проверяли нагрузочной вилкой – риск купить аккумулятор с заводским дефектом был бы ниже. Помните, от брака не застрахован ни Медведь, ни Варта, ни Мерседес. Требуйте проверку при продаже и не теряйте гарантийный талон.

Советы от журнала За Рулем

Какой аккумулятор лучше купить?

Хотите понять какая батарея лучше – обращайте внимание не только на финишные результаты, но и на промежуточные. Если Вы хотите, чтобы батарея бодро крутила в мороз – берите одну из тех, которая выдала хорошую энергию пуска. Хотите быстро заряжать батарею дома – покупайте ту, которая лучше принимает заряд. Хотите дешевую – забудьте о рейтинге, ведь откровенный неликвид в тестах не присутствовал.

Полезен ли индикатор-глазок?

Когда-то его применили в качестве забавной опции, а позднее многим фирмам пришлось «подтягиваться» до общего уровня. Формально он помогает визуально оценить уровень и плотность электролита, но лишь в одной из банок! Однако при «дурном» глазке вероятность удачного пуска мотора много ниже, чем при «добром».

Зависит ли емкость аккумулятора от величины отдаваемого тока?

Еще как. Возьмем батарею-победительницу, которая показала резервную емкость 149 минут при токе 25 А. Если перемножить одно на другое, то получится 62 Ач вместо обещанных 77 А-ч. Однако ошибки нет: 77 А ч производитель гарантирует только в режиме 20-часового разряда при токе в 1/20 от заявленной емкости — то есть при 3,85 А в данном случае. Чем больше разрядный ток, тем меньше ампер-часов.

Как выбрать батарею?

1. Габариты. Покупаемый аккумулятор обязан уместиться на штатном месте — под капотом, в багажнике или под полом. Обидно при покупке ошибиться на сантиметр.

2. Полярность. Взгляните на старую батарею: где у нее «плюс», а где «минус». Клеммы на «европейках» и «азиатках» разные и по форме, и по расположению. На большинстве автомобилей разместить батарею с неродной полярностью не удастся — не хватит длины штатных проводов.

3. Бренд. Никогда не покупайте батареи с неизвестным именем, даже по очень низкой цене. Как правило, фирмы-однодневки торгуют товаром непредсказуемого качества. Мы советуем пользоваться списком победителей наших экспертиз: испытания такого уровня больше не проводит никто.

Читайте так же:  Документы на осаго автомобиля 2019

4. Цена. Она обычно зависит от бренда. Заявленные электрические параметры — ток и емкость — определяются габаритами. Не слушайте советчиков, которые будут говорить про нежелательность «излишних» токов или ампер-часов. Перед установкой на машину батарею непременно следует зарядить. После этого можно заводиться — и в путь.

Надо ли в холодный сезон перед пуском мотора включать фары, чтобы разогреть АКБ?

Раньше это считалось полезным, но сегодня эксперты поменяли точку зрения. Батарея чуть разрядится, а разогреться при этом не сможет.

13 место Varta Black Dynamic

страна-производитель не указана

Ориентировочная цена – 4900 руб.

Заявленная энергоемкость — 70 Ач

Заявленная резервная емкость — не указана

Заявленный ток – 640 А

Измеренная (по двум образцам)/заявленная масса с электролитом — 16,78 и 16,78 кг/ не указана

Габариты — 276 х 175 х 185 мм

Контроль уровня электролита – нет

Глазок индикатор – нет

Дуэт с самым громким именем оказался последним. Заявленные параметры явно не запредельные (ток-всего-навсего 640 А), при этом батареи с более серьезными заявленными токами выдавали их заметно увереннее. Резервная емкость — одна из самых низких, причем у обеих участниц. При -29 °С обе не выполнили требуемое «упражнение». И даже сравнительно невысокая стоимость не вытянула отношение цена/ качество с самого дна.

12 место «Тюменский медведь»

Ориентировочная цена – 5300 руб.

Заявленная энергоемкость — 70 Ач

Заявленная резервная емкость — не указана

Заявленный ток – 720 А

Измеренная (по двум образцам)/заявленная масса с электролитом — 17,22 и 17,27/

Лучшие автомобильные аккумуляторы — выбор ЗР

Принципиальной разницы между батареями для «азиаток» и «европеек» нет. По сути, тот же свинец, купающийся в кислоте. «Ази­аток» выдает разве что конструктивное исполнение с выпирающими вверх клеммами. У «европеек» они как бы утопают в корпусе. И пропорции немного другие: «азиатка», при прочих равных показателях, обычно чуть короче и уже, но при этом несколько выше.

Для экспертизы мы подобрали «азиаток», объединяемых типоразмером D23. Литерой D обозначается группа батарей шириной около 170 мм и высотой 200 мм, а индекс 23 – это приблизительная длина батареи в сантиметрах. Аккумуляторы такого типа представлены у нас не столь широко, как классические «европейки», но при этом являются весьма востребованными. Их устанавливают на сверхпопулярные малолитражки Kia Rio и Hyundai Solaris, а также на другие модели Kia, Hyundai, Nissan, Honda, Mitsubishi, Suzuki и проч. Отметим, что часть батарей рассчитана на крепление не прижимной планкой через верх, а за прилив корпуса у самого дна батареи. В большинстве случаев эти приливы не препятствуют установке в автомобили, рассчитанные на крепление верхней планкой.

КАК ВЫБРАТЬ БАТАРЕЮ?

  • Габариты. Покупать нужно такую АКБ, которая заведомо поместится на штатном месте – под капотом, в багажнике или под полом. Обидно при покупке ошибиться на сантиметр.
  • Полярность. Проще всего посмотреть на старую батарею и уточнить, где у нее «плюс», а где «минус». Клеммы на «европейках» и «азиатках» могут различаться и формой, и расположением. На большинстве автомобилей разместить батарею с нештатной полярностью не удастся, так как не хватит длины проводов.
  • Бренд. Советуем пользоваться списком победителей наших экспертиз: испытания такого уровня больше не проводит никто. Не советуем брать дешевые батареи неизвестных брендов.
  • Цена. Бренд обычно определяет и цену. Заявленные электрические параметры – ток и емкость – зависят от габаритов. Не обращайте внимание на советчиков, которые говорят что-то про нежелательность «излишних» токов или ампер-часов. Они плохо учились в школе.

Выбрали? Батарею перед установкой на машину непременно следует зарядить. Тем, кто не осо­знаёт необходимости этого этапа, предлагаем изучить нашу таблицу, где в графе «Резервная емкость» приведены в скобках параметры батарей на момент продажи. Назвать их полностью заряженными никак нельзя.

Мы собрали 14 батарей. Постарались не привлекать совсем уж неизвестных игроков. Самая дорогая батарея в нашей выборке – корейская Rocket. Оглушительные 9000 рублей пришлось отдать потому, что именно такую цену заломил официальный дилер Kia. Самая дешевая – отечественная Tyumen Вattery 6СТ‑60L Asia за 3150 рублей. Само собой, в разных торговых точках цены могут сильно различаться: та же «сибирячка» стóит в заводском магазине менее 2000 рублей. Именно по этой причине мы решили не учитывать цену батарей при распределении мест – параметр «цена/качество» носит чисто справочный характер.

Все купленные батареи – гарантийные. Но для аккумулятора термины «новая» и «гарантийная», увы, не синонимы. Поэтому не стоит удивляться тому, что при замерах резервной емкости батарей в состоянии поставки результаты всегда получаются настолько разными, что сразу видно, кто и сколько провалялся на складе. Но для продавца всё, что стоит на полке, – новое: он лишь ставит печать и дату продажи.

МЕТОДИКА РАССТАНОВКИ ПО МЕСТАМ

В испытаниях каждого вида мы присваивали лучшему и худшему результатам соответственно 5 баллов и 1 балл. Все остальные участники получали промежуточные баллы, пропорциональные тому положению, которое они заняли между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости лидер показал результат 128 минут, а аутсайдер – 88 минут, то участник с результатом 96 минут получал 1,80 балла. И так – для испытаний всех пяти видов. При отказе батареи в тех или иных испытаниях она получала 0 баллов. Итоговый балл – это среднее арифметическое пяти промежуточных оценок. Параметр «цена/качество» носит справочный характер, поскольку цена батарей сильно зависит от места приобретения и может значительно разниться в разных торговых точках. В распределении мест его не учитывали.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА БАТАРЕЙ

• Резервная емкость. Показывает, долго ли продержится автомобиль со всеми включенными энергопотребителями (фары, аудиосистема, стеклоочистители), если у него испортился генератор. Измеряется в минутах. Чем выше результат, тем лучше.

Лучший результат: Medalist, 128 минут. Худший результат: Rocket, 88 минут.

• Приведенная энергия пуска заявленным током. Характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.

Лучший результат: Medalist, 29,55 кДж. Худший результат: Globatt, 9,67 кДж.

• Приведенная энергия пуска единым током при –18ºС. Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от их паспортных данных. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.

Лучший результат: Medalist, 55,11 кДж. Худший результат: Globatt, 10,49 кДж.

• Приведенная энергия пуска единым током при –29ºС. Аналогично предыдущим ­испытаниям, за исключением температуры: –29ºС вместо –18ºС. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.

Лучший результат: Medalist, 12,63 кДж. Худший результат: Globatt; полный отказ, батарея «просела» ниже 6,0 В уже на 21‑й секунде разряда вместо положенных 30 с.

• Прием заряда при постоянном внешнем напряжении. Показывает ­способность батареи восстанавливаться ­ после глубо­кого разряда.

Лучше других принимает заряд Varta Blue Dynamic – 26,03 А. Меньше других зарядный ток у батареи Banner Power Bull – 20,86 А.

Примечание. Измерения проводили специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России. Результаты испытаний относятся к конкретной выборке батарей и не могут служить характеристикой всей одноименной продукции в целом.

Ориентировочная цена 4200 руб.

Заявленная емкость 65 А∙ч

Заявленная резервная емкость

Заявленный ток 540 А (ССА)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 14,06 кг/–

Габариты 232×173×222 мм

Контроль уровня электролита

Глазок заряженности в пятой банке

Возможно, в тепличных условиях батарея повела бы себя лучше, но на морозе ей стало плохо. Ток при –18ºС она выдает хуже всех. А при –29ºС бедняга просто померла: напряжение на клеммах быстро упало ниже 6 В – незачет. Страна-производитель не указана, есть только ссылка на некие «немецкие технологии».

Ориентировочная цена 9000 руб.

Заявленная емкость 60 А∙ч

Заявленная резервная емкость 92 мин.

Заявленный ток 550 А (SAE); 440 А (EN)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 15,55/15,5 кг

Габариты 231×170×222 мм

Контроль уровня электролита

Дорогущую батарею купили исключительно потому, что она продавалась у официального дилера Kia. Денег жалко до сих пор: самая низкая резервная емкость, крайне слабые результаты при –29ºС, полный провал по соотношению цены и качества.

Ориентировочная цена 4700 руб.

Заявленная емкость 70 А∙ч; 110 мин.

Заявленная резервная емкость 100 мин.

Заявленный ток 580 А (CCA)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 13,5 кг/–

Габариты 238×168×207 мм

Контроль уровня электролита

Глазок заряженности во второй банке

Масса батареи подозрительно мала – победители на несколько килограммов тяжелее! Это наводило на скептические мысли. Так и получилось: все испытания изделие выдержало, но ни на одном этапе не набрало даже трех баллов из пяти возможных. Слабый результат.

Ориентировочная цена 5900 руб.

Заявленная емкость 60 А∙ч

Заявленная резервная емкость

Заявленный ток 510 А (EN)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 15,7 кг/–

Габариты 230×171×224 мм

Контроль уровня электролита

Австрийскому бренду в наших испытаниях обычно не везет. Провалов нет, но и до звезд далековато. В этот раз отметим разве что неплохую резервную емкость (более 100 минут) и… И всё, наверное. При –29ºС батарея еле-еле сдюжила, заряд она принимает хуже других, а цена далеко не привлекательная.

Ориентировочная цена 7200 руб.

Заявленная емкость 66 А∙ч

Заявленная резервная емкость

Заявленный ток 575 А (EN)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 15,2 кг/–

Габариты 231×172×223 мм

Читайте так же:  Возврат 13 за обучение на права

Газоотвод через пробки

Контроль уровня электролита через пробки

За что платить такие деньги? Дороже в нашей выборке только Rocket. Ни в одном испытании аккумулятор не набрал даже трех баллов. А если при расстановке мест учитывать цену, то получается третье место с конца.

Ориентировочная цена 4500 руб.

Заявленная емкость 62 А∙ч

Заявленная резервная емкость 550 А (EN)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 15,04 кг/–

Габариты 230×173×223 мм

Газоотвод через пробки

Контроль уровня электролита через пробки

Глазок заряженности во второй банке

Российская батарея неплохо выдала обещанный ток при –18ºС: шестой результат в нашей выборке. Именно это и позволило занять девятое место. Все остальные ее результаты ниже 2 баллов.

Ориентировочная цена 4800 руб.

Заявленная емкость 70 А∙ч

Заявленная резервная емкость

Заявленный ток 600 А (ССА)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 16,03/16,6 кг

Габариты 232×175×225 мм

Контроль уровня электролита

Глазок заряженности во второй банке

«Кореянка» показала шестой результат по резервной емкости и по заявленному току при –18ºС. Общий уровень средний.

Ориентировочная цена 4350 руб.

Заявленная емкость 60 А∙ч

Заявленная резервная емкость

Заявленный ток 540 А (EN)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 14,04 кг/–

Габариты 230×171×220 мм

Контроль уровня электролита

Батарея Bosch выступила без блеска. Отметим разве что шестой результат при –29ºС. Заряд батарея принимает без аппетита, что говорит о неважной способности восстанавливаться после глубокого разряда. От производителя со столь громким ­именем ожидаешь большего.

Ориентировочная цена 4725 руб.

Заявленная емкость 65 А∙ч

Заявленная резервная емкость

Заявленный ток 590 А

Измеренная/заявленная масса с электролитом 17,11/17,3 кг

Габариты 231×175×223 мм

Газоотвод через пробки

Контроль уровня электролита через пробки

Глазок заряженности в четвертой банке

«Сибирячка» заслужила участие в «цветочной церемонии» – шестой результат. Особо отметим высокую резервную емкость – второй показатель среди всех участниц.

Ориентировочная цена 6900 руб.

Заявленная емкость 65 А∙ч

Заявленная резервная емкость 126 мин.

Заявленный ток 600 А (ССА)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 16,04 кг/–

Габариты 232×172×221 мм

Контроль уровня электролита

Глазок заряженности в третьей банке

Батарея стала четвертой в испытании на резервную емкость и при замерах энергии разряда при температуре –29ºС. По резервной емкости – пятый результат. В общем, очень хорошо.

Ориентировочная цена 4200 руб.

Заявленная емкость 60 А∙ч

Заявленная резервная емкость

Заявленный ток 540 А (EN)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 14,04 кг/–

Габариты 232×171×220 мм

Контроль уровня электролита

Аккумулятор выиграл соревнования по приему тока заряда, в остальных номинациях выступил ожидаемо. В целом батарея подтвердила соответствие громкому имени.

Ориентировочная цена 4500 руб.

Заявленная резервная емкость 120 мин.

Заявленный ток 650 А

Измеренная/заявленная масса с электролитом 15,66 кг/–

Габариты 230×171×223 мм

Контроль уровня электролита

Глазок заряженности в третьей банке

Второй результат при –29ºС вызывает уважение. Отметим также хорошую резервную емкость. Рекомендуем.

Ориентировочная цена 3150 руб.

Заявленная емкость 60 А∙ч

Заявленная резервная емкость

Заявленный ток 520 А (EN)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 16,05/16,1 кг

Габариты 230×171×216 мм

Газоотвод через пробки

Контроль уровня электролита через пробки

Аккумулятор вновь подтвердил статус лучшей российской батареи. По соотношению цены и качества изделие даже оказалось лучшим. Отметим второй результат в выдаче тока холодной прокрутки при –18ºС, а также третий результат при –29ºС и по резервной емкости. Рекомендуем!

Ориентировочная цена 4500 руб.

Заявленная емкость 70 А∙ч

Заявленная резервная емкость 120 мин.

Заявленный ток 650 А (BCI)

Измеренная/заявленная масса с электролитом 15,7 кг/–

Габариты 230×172×222 мм

Контроль уровня электролита

Глазок заряженности в третьей банке

Корейская батарея вспомнила былое и вновь выиграла соревнования с большим перевесом, победив в четырех номинациях из пяти. По внезачетному соотношению цены и качества она уступила только отечественной Tyumen Вattery 6СТ-60L Asia. Рекомендуем!

Тест 20 бюджетных аккумуляторов: половина провалилась!

Со старым аккумулятором – это не жизнь.

Кризис ударил по всему, и аккумуляторный рынок не исключение. Покупатели смотрят прежде всего на цену. Даже владельцы престижных машин не спешат разоряться на дорогие аккумуляторы типа AGM и EFB, которым еще несколько лет назад все предсказывали безоговорочное господство.

Даже как-то неловко рассуждать про амперы, кулоны и градусы, если массовый потребитель выбирает что подешевле. С другой стороны, у бюджетной продукции зачастую хромает качество, и экономия может вылиться в копеечку… В этот раз мы решили сделать упор на недорогие аккумуляторы.

Поначалу поиск самых недорогих батарей популярнейшей размерности 242×175×190 мм дал скромный результат – всего пять изделий ценой от 2610 рублей за подольскую АКБ до 3002 рублей за тюменскую. Маловато для полноценной экспертизы. Подняли ценовую планку до 3500 рублей – добавилось еще шесть аккумуляторов. А как же без громких зарубежных имен – Varta, Bosch, Mutlu? Кроме того, за бортом остались и близкие к ним по цене отечественные батареи – например, АкТех. Попутно выяснилось, что некоторые восточные бренды установили на свою продукцию совсем не «кризисные» цены: самым дорогим аккумулятором оказался вовсе не Bosch, а корейский Solite аж за 5000 рублей!

В итоге мы набрали два десятка АКБ. Посмотрим, как цена связана с ампер-часами и кулонами.

Закупку проводили в розничной торговой сети в апреле – мае 2016 года. Результаты исследований относятся только к данной выборке и не могут служить основанием для оценки всей продукции того или иного бренда.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА БАТАРЕЙ

Резервная емкость. Показывает, долго ли продержится автомобиль со всеми включенными энергопотребителями (фары, стеклоочистители, система вентиляции), если у него испортился генератор. Измеряется в минутах. Чем выше результат, тем лучше.

Приведенная энергия пуска заявленным током. Характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Измеряется в кило­джоулях. Чем выше результат, тем лучше.

Приведенная энергия пуска единым током при –18 и –29 ºС. Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от их паспортных данных. Говоря попросту, чем выше энергия, тем, при прочих равных условиях, в запасе больше попыток уверенного пуска мотора. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.

Прием заряда при постоянном внешнем напряжении. Показывает способность батареи восстанавливаться после глубокого разряда. На практике батарея, которая лучше других принимает заряд, будет быстрее заряжаться и при поездках. Все батареи выдержали испытание.

Примечание. Технические измерения проводили специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобо­роны России. Результаты испытаний относятся к конкретной выборке батарей и не могут служить характеристикой всей одноименной продукции в целом.

Общее впечатление от результатов испытаний тягостное. Основных поводов для расстройства три. Во‑первых, продавцы по-прежнему подсовывают залежалый товар, пусть с гарантиями, улыбками и печатями. Во‑вторых, неприятно, что на русском морозе из двадцати новеньких батарей одиннадцать провалились. В‑третьих, из двух десятков батарей за победу по-настоящему дрались только две – Tyumen Battery Premium и Varta Blue Dynamic. Их отрыв от соперников оказался серьезным. Причем, что любопытно, преимущество очевидное как с учетом цены, так и без него.

Пробегитесь по первым столбцам таблицы, где отражена резервная емкость новеньких батарей. В скобках мы даем реальный «объем» электричества, за который платит покупатель. По аналогии с заправкой: просишь залить полный бак, а заправщик плеснул только на донышко. Но есть и разница: «ошибка» АЗС ни к чему страшному не приведет, а вот разряженная батарея, как говорят профи, «прокисает». Зачастую это необратимо: она теряет емкость и утрачивает работоспособность. Мы-то были к этому готовы, поэтому перед началом испытаний, как обычно, зарядили все АКБ под завязку. И вам надо так поступать, прежде чем ставить аккумулятор на машину. Наши замеры это подтверждают.

Теперь о «переплатах» за бренд. Чуда не произошло: все малоизвестные батареи дружно скопились в нижней части таблицы. Самое обидное, что цены на многие из них вовсе не копеечные. За такой импорт явно нет смысла переплачивать. А первую половину таблицы заполнили знакомые имена – на них мы и советуем ориентироваться.

Первым делом определяемся с размерами аккумулятора. Он должен гарантированно уместиться на своем рабочем месте – в моторном отсеке или багажнике. Одновременно определяем полярность. Тут поможет старая батарея: смотрим – плюс справа или слева? Часто длина проводов не позволяет подключать батарею «не той» полярности.

При выборе марки АКБ мы настоятельно рекомендуем руководствоваться списком наших победителей последних лет. Не ведитесь на низкую цену – филантропов на рынке не бывает. Бренд определяет стоимость. Как правило, при одних и тех же габаритах серьезные фирмы предлагают аккумуляторы разной энергоемкости (к примеру, разные заявленные амперы и ампер-часы). Лучше брать по максимуму, пусть это и немного дороже.

Не стоит приобретать изделия, у которых на этикетках или в паспорте указаны единицы типа «А/ч». Это говорит о технической неграмотности их составителей и вызывает сомнения в качестве.

Купленную батарею в обязательном порядке нужно зарядить. После заряда и выдержки (хранение отключенной от зарядного устройства батареи) в течение 10–15 часов напряжение должно составлять 12,5–12,7 В. ­Если измерять сразу после заряда, то показатели могут значительно превышать реальное напряжение разомкнутой цепи.

Чтобы определить лидеров и аутсайдеров, мы ввели балльную систему оценки. В каждом виде испытаний брали лучший и худший результаты и присваивали им соответственно пять баллов (максимум) и один балл (минимум). Каждый из остальных участников получал промежуточный балл, пропорциональный своему положению между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости лидер показал результат 112 минут, а аутсайдер – 78, то участнику с результатом 87 минут достается 2,06 балла. При отказе батареи в том или ином виде испытаний она получает 0 баллов.

Читайте так же:  Договор хранения в ломбардах

Суммарный балл по итогам замеров – это среднее арифметическое пяти промежуточных оценок. Затем мы делили его на цену аккумулятора, после чего вновь приводили к пятибалльной шкале. Таким образом, итоговая оценка – это, по сути, соотношение цены и качества.

Вне конкуренции в наших испытаниях оказались батареи Tyumen Battery Premium и Varta Blue Dynamic. С учетом гораздо более привлекательной цены на вершину поднялась «сибирячка». Если бы мы не принимали во внимание цены, первой стала бы Varta. Впрочем, у «иностранки» есть еще одно парадоксальное преимущество перед российской батареей: ее легче найти в продаже. Звучит нелогично, но это так, причем не только в Москве.

Вывод? Нельзя приобретать аккумулятор, глядя только на ценник. Экономия может выйти боком. Лучше потратьте немного времени на то, чтобы ознакомиться с результатами нашей экспертизы. Удачной покупки и стабильного напряжения в бортсети!

Как выбрать качественную АКБ. Большая экспертиза «За рулем»

Переоценить важность качественной и надежной аккумуляторной батареи, особенно в зимний период, сложно. Эксперты «За рулем» отобрали 13 АКБ «европейского» размера, которые устанавливаются на популярные бюджетные иномарки и рекомендуются для машин с объемом двигателя до 2,5 литров.

Батареи подверглись нескольким тестам, которые были проведены на базе НИИЦ АТ 3 Минобороны России. Результаты шокировали и наших экспертов, и специалистов Центра: успешно прошли все испытания лишь шесть АКБ из тринадцати.

Все подробности экспертизы АКБ читайте в ноябрьском номере «За рулем» и на нашем сайте.

Как долго аккумуляторы могут храниться без подзарядки? Экспертиза ЗР

Неожиданное продолжение получила наша прошлогодняя экспертиза аккумуляторов (ЗР, 2015, № 10). Специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России, проводившие тогда исследования, предложили ради взаимного интереса оставить у них всю дюжину батарей еще на четыре месяца. Зачем? Чтобы провести испытания, за которые мы еще ни разу не брались. Идея в том, чтобы оценить сохранность заряда батарей европейского типоразмера (242×175×190 мм) после многомесячного хранения в неотапливаемом помещении. Само собой, мы тут же согласились – интересно же! Военным спецам тоже интересно, поскольку подобных исследований они не проводили с эпохи древних батарей, залитых черной мастикой. Кстати, тогда результаты были плачевные. Несмотря на тщательный уход за аккумуляторами, включающий регулярное протирание их поверхности раствором соды, уже через месяц хранения заряд пропадал. Виноваты материалы, из которых изготовлены решетки пластин. В сплавах было повышенное содержание сурьмы (5–7%), которая ускоряла процесс электролиза воды, из-за чего быстро менялся состав электролита (вода выкипала). Кстати, поэтому те батареи производили сухозаряженными, а после заливки электролита и подзаряда напряжение разомкнутой цепи падало на глазах. После трех месяцев хранения напряжение снижалось гораздо ниже «ватерлинии» и батареи вновь требовали подпитки электричеством.

У аккумуляторов следующего поколения саморазряд снизили, уменьшив содержание сурьмы в пластинах до 1,5–2% и применив легирующие добавки. В современных батареях вместо сурьмы используют кальций; такие источники не только дольше удерживают заряд, но и не требуют обслуживания (доливать в них воду нет необходимости).

На свободу с чистой совестью

Испытания проходили в течение 120 суток – с осени 2015 года до зимы 2016‑го. Четыре месяца к изначально заряженным батареям никто не прикасался. Ни подзаряда, ни долива, ни протирки! Температура окружающей среды при этом колебалась в пределах 40 с лишним градусов: от –21 до +22 ºС. После истечения «срока заключения» батареи без подзарядки поместили в морозильную камеру и продержали еще сутки при –18 ºС. А после отправили сдавать норматив – разряд единым током 315 А с контролем напряжения на клеммах через 30 секунд разряда. Результаты – ниже.

От аккумуляторов требовалось крутануть условный стартер после четырех месяцев забвения. Сделать это сумели все – стало быть, результаты хорошие. Ни одна батарея не просела ниже 8 В – их предкам такое и не снилось. Однако одни участники прошли испытания с огромным запасом, другие – на пределе возможностей. Чемпионка – снова батарея Tyumen Battery Premium; кроме нее только Exide Premium, Varta Blue Dynamic и Тopla сохранили напряжение на клеммах выше 9 В. Любопытно, что Varta Blue Dynamic, откровенно неважно выступившая в основных соревнованиях, после четырехмесячного заключения одумалась и показала третий результат.

Немножко огорчили отечественные изделия. Выиграв в суммарном зачете прошлогодние испытания, здесь они немножко скатились вниз, уступив середину табели о рангах «иностранкам». Правда, разница в числах невелика – всего пара процентов.

Величина разрядного тока выбрана согласно ГОСТ Р 53165-2008, п. 9.5.2, и составляет 60% от единого разрядного тока 525 А в основной серии испытаний.

SilverStar Plus (Россия)

Заявленная емкость 65 А·ч

Заявленный ток 610 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,03 В

Место по результатам испытаний 12

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 11

Titan Eurosilver (Россия)

Заявленная емкость 61 А·ч

Заявленный ток 620 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,75 В

Место по результатам испытаний 9

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 6

Заявленная емкость 60 А·ч

Заявленный ток 525 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,21 В

Место по результатам испытаний 11

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 12

Заявленная емкость 60 А·ч

Заявленный ток 600 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,98 В

Место по результатам испытаний 6

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 5

Заявленная емкость 62 А·ч

Заявленный ток 540 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,53 В

Место по результатам испытаний 10

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 10

Varta Blue Dynamic

Заявленная емкость 60 А·ч

Заявленный ток 540 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,10 В

Место по результатам испытаний 3

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 9

Заявленная емкость 63 А·ч

Заявленный ток 610 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,92 В

Место по результатам испытаний 8

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 7

Тюменский Медведь (Россия)

Заявленная емкость 62 А·ч

Заявленный ток 560 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,96 В

Место по результатам испытаний 7

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 4

Mutlu Silver Evolution

Заявленная емкость 63 А·ч

Заявленный ток 550 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,00 В

Место по результатам испытаний 5

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 8

Заявленная емкость 66 А·ч

Заявленный ток 620 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,02 В

Место по результатам испытаний 4

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 2

Заявленная емкость 64 А·ч

Заявленный ток 640 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,17 В

Место по результатам испытаний 2

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 3

Tyumen Battery Premium (Россия)

Заявленная емкость 64 А·ч

Заявленный ток 590 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,20 В

Место по результатам испытаний 1

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 1

Испытания показали, что современные аккумуляторы терпеливо относятся к недостатку внимания. Но всякому терпению приходит конец, поэтому в очередной раз повторяем: перед установкой на автомобиль батарею нужно зарядить. Даже совсем новую, только что купленную. Уверяю вас, ни один продавец этим не озадачивается. Поэтому под видом свежего аккумулятора может скрываться уже уставший. И через неделю-другую эксплуатации он помрет, даже если вначале и крутил стартер. В условиях хронического недозаряда дело кончится сульфатацией пластин со всеми вытекающими отсюда неприятностями.

Как всегда, при выборе батареи рекомендуем пользоваться нашей статистикой – в зарулевских экспертизах случайных победителей не бывает. Счастливого пути!