Международный договор источник семейного права

Оглавление:

§ 3. Международные договоры как источник семейного права

Если отсутствуют нормы семейного и (или) гражданского права, которые представляется возможным применить в той или иной жизненной ситуации по аналогии, как регулирующие сходные отношения, то в таких случаях права и обязанности членов семьи определяются исходя из аналогии права, т. е. из общих начал и принципов семейного или гражданского права, закрепленных в ст. 1 СК РФ и ст. 1 ГК РФ.
Применение к семейным отношениям норм международного права. Установленный Конституцией РФ (ч. 1 ст. 15) принцип приоритетного применения правил между народного договора РФ в случае несоответствия ему законодательства РФ закреплен также и в ст. 6 СК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в правовую систему РФ введены две категории международ­но-правовых норм:
а) общепризнанные принципы и нор­мы международного права, к которым относятся принци­пы и нормы, установленные и признанные международ­ным сообществом государств, т. е. обязательные для всех его членов. Определение источников общего международ­ного права содержится в ст. 38 Статута Международного Суда ООН;
б) международные договоры РФ, включая межгосударственные, межправительственные договоры и договоры межведомственного характера независимо от наименования (договор, соглашение, конвенция), заключенные как с иностранными государствами, так и с международными организациями. Названные категории международно-правовых норм являются взаимодополняющими, поскольку международные договоры РФ должны заключаться, выполняться и пре­кращаться в соответствии с общепризнанными принципа­ми и нормами международного права. Однако это не ис­ключает возможности применения в России общепризнан­ных принципов и норм международного права при регулировании семейных отношений специфическим образом, исходя из национальных особенностей и традиций. В случае расхождения отдельных положений семейного зако­нодательства с правилами международного договора, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этим договором или нормами. Причем, согласно ст. 46 Конституции РФ, каждый вправе в соответствии с международным договором РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод граждан, если исчерпаны все имеющиеся внут­ригосударственные средства правовой защиты.
В России признано обязательным соотнесение семей­ного законодательства с положениями основных междуна­родно-правовых актов, включая Всеобщую декларации прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о ликвида­ции всех форм дискриминации в отношении женщин, Кон­венцию о правах ребенка, Венскую декларацию и Про­грамму действий Всемирной конференции по правам че­ловека, Пекинскую декларацию и Платформу действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также документы Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фон­да ООН и других международных организаций. Особо следует выделить такой международный дого­вор РФ по вопросам регулирования семейных отношений, как Конвенция стран — участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уго­ловным делам.
Осуществление семейных прав. Статья 7 СК РФ устанавливает, что граждане по своему усмотрению распоря жаются принадлежащими им правами, вытекающими тс, семейных отношений (семейными правами), в том числе правом на защиту этих прав, если иное не предусмотрено СК РФ. Таким образом, СК РФ предоставляет гражданам свободу в осуществлении и защите своих семейных прав.
Свобода граждан в семейных отношениях обеспечивается, в частности, тем, что реализация многих прав, предоставлен­ных им законом, зависит от их собственного волеизъявле­ния (например, супруг, имеющий право на получение али­ментов от другого супруга (ст. 89 СК РФ), часто это право не осуществляет). Однако возможность распоряжения граж­данами принадлежащими им семейными правами по свое­му усмотрению может быть ограничена СК РФ. Это вызвано общественными (публичными) интересами, необходимостью защитить права нетрудоспособных или несовершеннолет­них членов семьи. По этой причине многие права членов семьи одновременно выступают в качестве их семейных обязанностей (речь идет прежде всего о сфере личных правоотношений между членами семьи). Так, например, родители не только имеют право, но и обязаны воспиты­вать своих несовершеннолетних детей (ст. 63 СК РФ). Анало­гичн
о решен вопрос в отношении опекунов (попечителей), приемных родителей (ст. 150, 153 СК РФ). Поэтому осуществ­ление или неосуществление права на воспитание не мо­жет быть в силу закона поставлено на усмотрение родителей (опекунов, попечителей, приемных родителей). В ряде случаев СК РФ, наделяя членов семьи конкретными правами (право супругов заключить брачный договор; право ро­дителей заключить соглашение о порядке осуществле­ния родительских прав родителем, проживающим отдель­но от ребенка, или об уплате алиментов на ребенка — ст. 40, 66, 99 СК РФ), определяет границы их реализации. Напри­мер, заключая брачный договор и устанавливая в нем иму­щественные права и обязанности, стороны обязаны руко­водствоваться основными началами семейного законода­тельства (п. 3 ст. 42 СК РФ), а родители в соглашении об уплате алиментов на ребенка не вправе установить размер али­ментов ниже предусмотренного законом (п. 2 ст. 103 СК РФ). Права и обязанности членов семьи (супругов, родителей и детей, других родственников и иных лиц) возникают ии оснований, предусмотренных СК РФ, а в ряде случаев — гражданским законодательством, а также международными договорами Российской Федерации.

См., напр.: ст. 1—3 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. №29. Ст. 2757).

См. п. 7 Основных направлений государственной семейной политики (СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2460).

Ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г. № 16-ФЗ (с изм., вне­сенными Протоколом к Конвенции от 28 марта 1997 г., ратифицированным Федеральным законом от 8 октября 2000 г. № 124-ФЗ)
(СЗ РФ. 1994. No 15. Ст. 1684; 1995. № 17. Ст. 1472; 2000. № 41
Ст. 4036).

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО РОССИИ

Применение к семейным отношениям норм международ­ного права. Установленный Конституцией РФ (п. 4 ст. 15) прин­цип приоритетного применения правил международного дого­вора Российской Федерации в случае несоответствия ему зако­нодательства РФ закреплен также и в ст. 6 СК.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции в правовую систе­му РФ введены две категории международно-правовых норм:

а) общепризнанные принципы и нормы международного права, к которым относятся принципы и нормы, установлен­ные и признанные международным сообществом государств, то есть обязательные для всех его членов. Определение источни­ков общего международного права содержится в ст. 38 Статута Международного Суда ООН * ; б) международные договоры РФ, включая межгосударственные, межправительственные договоры и договоры межведомственного характера независимо от вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, а равно иные виды), заключенные как с иностранными государствами, так и с международными организациями ** . Названные категории меж­дународно-правовых норм являются взаимодополняющими, поскольку международные договоры РФ должны заключать­ся, выполняться и прекращаться в соответствии с общеприз­нанными принципами и нормами международного права. Одна­ко это не исключает возможности применения в РФ общепризнанных принципов и норм международного права при ре­гулировании семейных отношений специфическим образом, исходя из национальных особенностей и традиций. В случае расхождения отдельных положений семейного законодатель­ства с правилами международного договора, в котором уча­ствует Российская Федерация, или с общепризнанными нор­мами международного права применяются правила, установ­ленные этим договором или нормами. Причем согласно ст. 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с междуна­родным договором Российской Федерации обращаться в меж­государственные органы по защите прав и свобод граждан, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные сред­ства правовой защиты.

* См.: Статут Международного Суда. В сб.: Действующее международное право. Составители Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. М., 1996. Т. 1. С. 805.

** См.: Ст. 1-3 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

Вступление в силу, порядок подписания, ратификации, утверждения, принятия международных договоров РФ или при­соединения к ним регламентируются разд. II Федерального за­кона «О международных договорах». В частности, все междуна­родные договоры РФ, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина, подлежат ратифика­ции Федеральным Собранием РФ. Таким образом, решение о согласии на обязательность международного договора по ука­занным вопросам для Российской Федерации, включая семей­ные права, должно быть принято в форме федерального зако­на. Например, в 1994-1995 гг. федеральными законами ратифи­цированы договоры РФ о правовой помощи и правовых отноше­ниях по гражданским, семейным и уголовным делам с Респуб­ликой Молдова * , Азербайджанской Республикой ** , Литовской Республикой *** , Латвийской Республикой **** , Эстонской Республи­кой ***** . Естественно, указанное требование не распространяется на международные договоры, в которых РФ является стороной в качестве государства — правопреемника СССР. Международ­ные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием РФ, подлежат регистрации и официальному опубликованию для все­общего сведения. Общее наблюдение за выполнением договоров осуществляет Министерство иностранных дел России.

* СЗ РФ. 1994. 15. Ст. 1682; 1995. № 20. Ст. 1766.

** СЗ РФ. 1994. № 15. Ст. 1683; 1995. № 18. Ст. 1598.

*** СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1862; 1995. № 19. Ст. 1712.

**** СЗ РФ. 1994. 34. Ст. 3546; 1995. № 21. Ст. 1932.

***** СЗ РФ. 1994. № 15. Ст. 1688.

В РФ признано обязательным соотнесение семейного за­конодательства с положениями основных международно-правовых актов, включая Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах, Конвенцию о ликвидации всех форм дискри­минации в отношении женщин, Конвенцию о правах ребенка, Венскую декларацию и Программу действий Всемирной кон­ференции по правам человека, Пекинскую декларацию и Плат­форму действий четвертой Всемирной конференции по поло­жению женщин, а также документы Международной органи­зации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детс­кого фонда ООН и других международных организаций * .

* См. п. 7 Основных направлений государственной семейной политики.

Особо следует выделить такой международный договор РФ по вопросам регулирования семейных отношений, как Конвен­ция стран — участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (За­седание Совета глав государств СНГ. Участвовали руководите­ли Азербайджанской Республики, Республики Армения, Рес­публики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Респуб­лики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины. 22 января 1993 г., Минск, Республика Беларусь). Рати­фицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г. № 16-ФЗ * .

* СЗ РФ. 1994. № 15. Ст. 1684; 1995. № 17. Ст. 1472.

Источники семейного права

Понятие и система источников семейного права

Понятие источника семейного права

Под источником (формой) права понимается способ выражения правотворческой деятельности государства. Источники семейного права применяются для регулирования семейных отношений лишь в случае прекращения регулирования их нормами морали. Чаще всего это случается в момент прекращения семейных отношений.

С нормами морали тесно связаны цели семейного права, указанные в ст. 1 СК РФ, к числу которых относятся:

  • а) укрепление семьи;
  • б) построение отношений в семье на чувстве любви, взаимопонимании, уважении и ответственности;
  • в) недопустимость произвольного вмешательства кого бы то ни было в дела семьи;
  • г) обеспечение беспрепятственного осуществления каждым членом семьи своих прав.

Читайте так же:  Приказ минздрав 613н

Целью источников семейного права является обеспечение возможности судебной защиты своих прав всеми членами семьи.

Понятие системы источников семейного права

Под системой источников семейного права понимают совокупность их видов, расположенных в иерархическом порядке. Система источников семейного права различными авторами излагается по-разному.

Автор предлагает следующую систему источников семейного права:

  • 1) Конституция РФ 1 ;
  • 2) нормы международного нрава и международных договоров РФ, регулирующих семейные отношения;
  • 3) семейное законодательство РФ:
    • o СК РФ;
    • o федеральные законы;
    • o законы субъектов РФ;
  • 4) ГК РФ;
  • 5) нормы законов иных отраслей права РФ, регулирующие семейные отношения;
  • 6) подзаконные акты, регулирующие семейные отношения:
    • o указы Президента РФ;
    • o постановления Правительства РФ;
  • 7) нормативные правовые акты СССР по семейному праву, не отмененные законодателем;
  • 8) договоры между членами семьи:
    • o супругов о заключении брака и правовом режиме совместно нажитого имущества;
    • o всех членов семьи об уплате алиментов друг другу;
  • 9) судебная практика:
    • o постановления Пленумов Верховного Суда РФ (РСФСР, СССР);
    • o судебная практика низовых судов.

Некоторые из перечисленных источников семейного права нуждаются в пояснении:

  • 1) общепризнанные принципы и нормы международного права и правила международных договоров РФ не только включены в систему источников российского права Конституцией РФ, но и применяются приоритетно по отношению к правилам, содержащимся в российском семейном праве (ст. 6 СК РФ и ч. 4 ст. 15 Конституции РФ);
  • 2) каждый гражданин Российской Федерации вправе обращаться в международные организации по защите прав и свобод граждан, если исчерпаны средства правовой защиты внутри страны (ст. 46 Конституции РФ);
  • 3) принятие законов, регулирующих семейные отношения, входит в компетенцию не только Российской Федерации, но и ее субъектов. Однако субъекты РФ могут принимать законы лишь по вопросам, предусмотренным СК РФ (п. 2 ст. 3 СК РФ). В качестве примера можно привести п. 2 ст. 13 СК РФ, предусматривающий право субъектов РФ устанавливать своими законами возраст несовершеннолетних для получения ими разрешения для вступления в брак;
  • 4) семейные отношения, не урегулированные нормами СК РФ, могут регулироваться нормами гражданского законодательства в случаях, предусмотренных СК РФ (ст. 4). В качестве примера можно привести указание законодателя о применении норм о правилах исковой давности (п. 2 ст. 9 СК РФ). Практическое значение при регулировании семейных правоотношений имеет применение таких понятий гражданского права, как правоспособность, дееспособность, сделка, действительная сделка, недействительная сделка, ответственность, ущерб, имя, место жительства гражданина;
  • 5) Правительство РФ (согласно п. 3 ст. 3 СК РФ и ч. 1 ст. 15 Конституции РФ) вправе принимать нормативные акты, регулирующие семейные правоотношения, только в случаях, предусмотренных СК РФ, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ. Так, к компетенции Правительства РФ отнесено определение видов заработка, из которого удерживаются алименты на несовершеннолетних (ст. 82 СК РФ);
  • 6) правовые нормы бывшего СССР о регулировании семейных отношений, а также разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР, могут применяться судами в случае непротиворечия их действующему семейному законодательству РФ;
  • 7) договоры (соглашения) между членами семьи об имуществе, алиментах предусмотрены в семейном законодательстве впервые. Они являются разновидностью гражданско-правовых сделок и относятся к основаниям возникновения новых правоотношений между их участниками. Условия этих договоров определяют права и обязанности их участников. Данное обстоятельство позволяет сделать два вывода:
    • o договор между членами семьи, оформленный в соответствии с указаниями закона, является источником семейного права. Это — локальный акт. Следовательно, договор между членами семьи должен включаться в систему источников семейного права;
    • o включение договора между членами семьи в систему источников семейного права обязывает скорректировать понятие «источник семейного права»: под источником семейного права следует понимать форму выражения правотворческой деятельности государства и участников семейных правоотношений. Включение результатов правотворчества участников семейных правоотношений в систему источников семейного права является показателем демократизации общества и уважения государства к волеизъявлению каждого члена семьи;
  • 8) понятие «судебная практика» включает разъяснения Пленума Верховного Суда РФ но поводу правильного применения тех или иных норм права, обязательные для всех судов, и решения низовых судов но конкретному делу, обязательные душ участников этого дела и для всех организаций. Традиционно судебная практика не признавалась отечественным правом в качестве его источника. При этом приводились следующее доводы: указанные разъяснения являются лишь толкованием норм существующего закона, а не созданием его новых норм, а сам субъект толкования не является законодателем. Однако учитывая тот факт, что высшей суд государства изучает, анализирует и обобщает судебную практику низовых судов с учетом достижений науки, фактического политического и экономического состояния общества и на этой основе разрабатывает современный подход к решению судебных дел в будущем, отношение научной общественности к месту, отводимому судебной практикой в системе права, постепенно меняется. Так, авторы учебника «Гражданское право» под редакцией А. Г. Калпина и А. И. Масляева доказывают необходимость рассматривать судебную и арбитражную практику в качестве источника права и включают ее со ссылкой па п. 1 ст. 8 ГК РФ в систему источников гражданского права. Такой подход целесообразно распространить на источники семейного права. Стало быть, к источникам семейного права следует отнести постановления Пленума Верховного Суда РФ, например:
    • o от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов»;
    • o от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления»;
    • o от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении / удочерении детей»;
    • o от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» и др. (см. список на стр. 345-346).

Международный договор источник семейного права

Традиционно в юридической литературе под источниками права понимают то, в чем внешне выражаются правовые нормы. Исключением не является и семейное право.

Источники семейного права — форма внешнего выражение и закрепления семейно-правовых норм.

Выделяют два уровня источников семейного права: международный и внутригосударственный.

Международные источники семейного права

Следуя положению ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, к международным источникам семейного права можно отнести:

  • общепризнанные принципы и нормы международного права
  • международные договоры РФ.

Однако из названия и текста ст. 6 СК РФ следует, что международными источниками семейного права являются только международные договоры РФ.

В связи с этим возникает вопрос: относятся ли общепризнанные принципы и нормы международного права к источникам семейного права? На наш взгляд, да, а ст. 6 СК РФ содержит правовой пробел. Обоснование состоит в следующем. Во-первых, наряду с международными договорами РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Поскольку законом РФ не предусмотрено издание внутригосударственных актов для их применения, и Россия выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, то последние действуют непосредственно на всей ее территории. Во-вторых, согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Данная норма распространяется также на права и свободы, связанные с семейной жизнью. Следовательно, семейные права определяются, осуществляются и защищаются, в том числе и на основе международного обычного права. Поэтому общепризнанные принципы и нормы международного права являются источниками семейного права.

Общепризнанные принципы международного права — основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. В качестве примера можно назвать принцип всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех.

Общепризнанная норма международного права — правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

Международный договор РФ — международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).

Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства — продолжателя Союза ССР.

Среди многосторонних международных договоров в области семейного права, участником которых является Россия, можно назвать:

  • Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.,
  • Декларацию прав ребенка от 20 ноября 1959 г.,
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.,
  • Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.,
  • Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины от 18 декабря 1979 г.,
  • Конвенцию ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.,
  • Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.,
  • Конвенцию стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

Более широкое распространение получили двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные Россией (или СССР) с другими государствами. Такие договоры существуют с Азербайджаном, Албанией, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Ираном, Кореей, Кыргызстаном, Кубой, Латвией, Литвой, Монголией, Молдовой, Польшей, Румынией, Словакией, Финляндией, Чехией, Эстонией.

В международном праве действует принцип свободного согласия, поэтому международный договор становится обязательным для России после выражения ей согласия на это.

Учитывая специфику семейных правоотношений, содержание которых составляют права и свободы человека, и на основании п. «б» ч. 1 ст. 15 и ст. 14 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры РФ в этой области подлежат ратификации в форме федерального закона.

Таким образом, Россия выражает свое согласие на обязательность международных договоров в области семейного права путем издания соответствующего федерального закона.

Международный договор РФ подлежит добросовестному выполнению с момента вступления его в силу для России, порядок и дата которого определяются в самом договоре или согласовываются дополнительно между сторонами. При отсутствии таковых договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора.

Вступившие в силу международные договоры РФ в области семейного права подлежат официальному опубликованию в Собрании законодательства РФ и в Бюллетене международных договоров. Международные договоры СССР, обязательные для России как государства — продолжателя СССР, были опубликованы в официальных изданиях Совета Министров (Кабинета Министров) СССР.

Читайте так же:  Штраф ип за открытый счет

Международные договоры РФ можно разделить на две группы: договоры прямого действия и договоры, требующие издания внутригосударственного акта. На практике это означает, что после официального опубликования договора первой группы его положения применяются непосредственно на всей территории России. Во втором случае наряду с международным договором РФ применяется и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

Нормы международного обычного и договорного права распространяются на всю территорию России и действуют в отношении граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Исключение составляют двусторонние договоры, которые действуют в отношении граждан РФ и иностранных граждан, с государством которых у России имеется соответствующий договор.

В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 6 СК РФ правила международного договора России имеют приоритет перед внутренним законодательством. Это означает, что если договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то к семейным правоотношениям применяются правила международного договора.

Например, согласно ч. 4 ст. 25 Договора между СССР и Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 19 февраля 1975 г. правоотношения между ребенком, родившимся от лиц, не состоящих в зарегистрированном браке, и его матерью или отцом определяются законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является ребенок. В то же время по ст. 163 СК РФ права и обязанности родителей и детей (вне зависимости от состояния родителей ребенка в браке между собой) определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. Как видно, здесь имеет место частичное несоответствие норм Семейного кодекса РФ и международного договора. Поэтому при проживании в России гражданки Болгарии и ее рожденного вне брака ребенка, также являющего гражданином Болгарии, их права и обязанности будут определяться по законодательству Болгарии, а не России.

Внутригосударственные источники семейного права

К внутренним источникам семейного права относятся Конституция РФ, семейное законодательство, Гражданский кодекс РФ, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, правовой обычай.

Конституция РФ является главным источником семейного права, т. к. она имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Среди ее норм можно выделить:

  • общеправовые — те, которые применяются в любой сфере жизни и, соответственно, отрасли права. Они находят свое отражение в нормах семейного законодательства. Например, положение ч. 1 ст. 21 Конституции РФ, согласно которому достоинство личности охраняется государством, в СК РФ нашло выражение в норме п. 2 ст. 54 СК РФ: Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
  • специальные — те, которые применяются только в семейном праве. Например, ч.ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ: Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Конституция РФ действует с 25 декабря 1993 г. на всей территории Российской Федерации и в отношении граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Необходимо отметить важную особенность: Конституция РФ не входит ни в семейное, ни в гражданское законодательство (п. 2 ст. 3 СК РФ, п. 2 ст. 3 ГК РФ). Поэтому ч. 4 ст. 15 Конституции РФ не применяется к ее нормам. Иными словами, при несоответствии положений Конституции РФ правилам международного договора РФ будут применяться первые в силу прямого действия Конституции России.

Семейное законодательство — система федеральных законов и законов субъектов РФ, регулирующих семейные отношения, составляющие предмет соответствующей отрасли права.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Именно поэтому оно состоит из федеральных законов и законов субъектов РФ. Как правильно отмечает М.В. Антокольская,

Это, с одной стороны, позволяет обеспечить единообразие семейного законодательства, а с другой – учесть местные обычаи и особенности, существующие в различных регионах.

На федеральном уровне основополагающим законом в области семейно-правового регулирования является Семейный кодекс РФ, поскольку в соответствии с ним принимаются другие федеральные законы и законы субъектов РФ. Содержащиеся в них нормы не должны противоречить Семейному кодексу РФ (п. 2 ст. 3 СК РФ).

Действие Семейного кодекса РФ во времени определено в ст. ст. 168, 169.

Семейный кодекс РФ введен в действие с 1 марта 1996 г. Следовательно, его нормы применяются к семейным отношениям, возникшим после этой даты. Если семейное отношение носило длящийся характер, т. е. возникло до 1 марта 1996 г., то нормы Семейного кодекса РФ применяются только к правам и обязанностям, возникшим после 1 марта 1996 г.

Исключения составили следующие положения Семейного кодекса РФ:

  • ст. 125, устанавливающая судебный порядок усыновления детей, введена в действие с 27 сентября 1996 г. До этой даты усыновление производилось в административном порядке: на основании постановления главы районной, городской или районной в городе администрации при усыновлении гражданами РФ детей, являющихся гражданами РФ, и на основании постановления органа исполнительной власти субъекта РФ при усыновлении иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ, но с обязательным соблюдением с 1 марта 1996 г. норм гл. 19 и ст. 165 СК РФ;
  • ст. 25, устанавливающая момент прекращения брака при его расторжении в суде, применяется к бракам, расторгнутым в суде после 1 мая 1996 г. Брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 г., считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния;
  • ст. ст. 34-37, содержащие положения о совместной собственности супругов и положения о собственности каждого из супругов, имеют обратную силу. Они применяются к имуществу, нажитому супругами (одним из них) до 1 марта 1996 г.;
  • ст. 1, содержащая положение о признании правовой силы только за браком, государственная регистрация заключения которого осуществлена в органах записи актов гражданского, не применяется к бракам граждан Российской Федерации, совершенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния.

Семейный кодекс РФ действует на всей территории Российской Федерации в отношении граждан России, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ. Что касается двух последних категорий лиц, то федеральным законом или международным договором могут быть установлены исключения.

В качестве примеров иных федеральных законов, принимаемых в соответствии с Семейным кодексом РФ, можно назвать федеральные законы от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»7 и от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения в двух случаях:

  • если Семейный кодекс РФ относит решение данного вопроса к ведению субъекта РФ. Такими вопросами являются порядок и условия вступления в брак лиц, не достигших возраста 16 лет (п. 2 ст. 13), возможность присоединения фамилии супруга к своей фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32), присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58), организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства на детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121), дополнительные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123), размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье (п. 1 ст. 152);
  • если Семейным кодексом РФ непосредственно не урегулирован данный вопрос.

В отличие от Семейного кодекса РФ законы субъектов РФ действует только на территории соответствующего субъекта РФ, но также в отношении граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства.

В качестве примера такого закона можно привести Закон Московской области от 29 мая 1996 г. «О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет»9, Закон Владимирской области от 2 апреля 1997 г. «Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних во Владимирской области», Закон Курской области от 10 июня 1997 г. № 11-ЗКО «Об оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приемной семье».

Исходя из ч. 1 ст. 15 Конституции РФ семейное законодательство не должно противоречить ей. В противном случае подлежит применению Конституция РФ в качестве акта прямого действия. Например, Конституция РФ подлежит непосредственному применению:

  • когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
  • когда федеральный закон, действовавший на территории России до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
  • когда федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
  • когда закон, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случаях, когда статья Конституции РФ является отсылочной, должен применяться закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

При наличии противоречия между законом субъекта РФ и федеральным законом, принятыми по вопросам, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, подлежит применению федеральный закон.

Нормативные правовые акты Президента РФ — указы Президента РФ, содержащие нормы семейного права.

Из п. 3 ст. 3 СК РФ следует, что по любому вопросу регулирования семейных отношений могут быть приняты указы Президента РФ в пределах его компетенции. Поскольку Президент РФ определяет основные направления внутренней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ), то его указами, как правило, определяются подходы к решению концептуальных вопросов и мероприятия общегосударственного уровня в данной области. Так, указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 утверждены «Основные направления государственной семейной политики».

В силу ч. 2 ст. 90 Конституции РФ указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России.

Согласно ч. 3 ст. 90 Конституции РФ указы Президента РФ не должны противоречить ей и федеральным законам: Семейному кодексу РФ и принятым в соответствии с ним другим федеральным законам.

Неурегулированным остается вопрос: что подлежит применению при несоответствии указа Президента РФ закону субъекта РФ? Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа, в том числе нормативные указы Президента РФ, не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции РФ обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Иными словами, если решение вопроса находится в ведении субъекта РФ и имеется соответствующий закон то при несоответствии указа Президента РФ этому закону, подлежит применению закон субъекта РФ. Если же решение вопроса находится в ведении Российской Федерации, то закон субъекта РФ не будет применяться, а указ Президента РФ подлежит проверке на его соответствие федеральному закону, регулирующему данные правоотношения.

Читайте так же:  Нотариус на чернышевского харьков

Нормативные правовые акты Правительства РФ — принятые на основании и во исполнение Семейного кодекса РФ, иных федеральных законов и указов Президента РФ постановления Правительства РФ, содержащие нормы семейного права.

Компетенция Правительства РФ строго ограничена кругом вопросов, непосредственно указанных в Семейном кодексе РФ, иных федеральных законов и указов Президента РФ. Нормативные правовые акты Правительства РФ в области семейно-правового регулирования включают:

  • постановление от 18 июля 1996 г. № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» — на основании и во исполнение ст. 82 СК РФ;
  • постановление от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» — на основании и во исполнение п. 3 ст. 122 СК РФ;
  • постановление от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской федерации детей, являющихся гражданами российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» — на основании и во исполнение п. 2 ст. 125 и п. 3 ст. 165 СК РФ;
  • постановление от 28 марта 2000 г. № 268 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» — на основании и во исполнение п. 2 ст. 126 1 СК РФ;
  • постановление от 1 мая 1996 г. № 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» — на основании и во исполнение п. 1 ст. 127 СК РФ;
  • постановление от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье» — на основании и во исполнение п. 2 ст. 151 и п. 1 ст. 155 СК РФ;
  • постановление от 4 сентября 1995 г. № 883 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» — на основании и во исполнение Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • постановление от 29 августа 1996 г. № 1032 «Об утверждении национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.» — на основании и во исполнение указа Президента РФ от 18 июня 1996 г. № 93222.

В силу ч. 2 ст. 115 Конституции РФ постановления Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории России.

Нормативные правовые акты Правительства РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам: Семейному кодексу РФ и принятым в соответствии с ним другим федеральным законам, а также указам Президента РФ.

Вопрос о несоответствии постановления Правительства РФ закону субъекта РФ решается аналогичным образом, как и в случае с указом Президента РФ. Если решение вопроса находится в ведении субъекта РФ и имеется соответствующий закон, регулирующий семейные отношения по данному вопросу, то при несоответствии постановления Правительства РФ этому закону, подлежит применению закон субъекта РФ. Если же решение вопроса отнесено к компетенции Правительства РФ, то закон субъекта РФ не будет применяться, а само постановление подлежит проверке на его соответствие федеральному закону или указу Президента РФ, регулирующим данное правоотношение.

Необходимо обратить внимание на то, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Порядок официального опубликования определен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 « О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

В настоящее время в доктрине отсутствует единый подход по следующему вопросу: являются ли источниками семейного права гражданское законодательство, правовой обычай, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ?

Что касается гражданского законодательства как источника семейного права, то необходимо выделять две ситуации.

В ряде статей Семейного кодекса РФ содержатся непосредственные ссылки на Гражданский кодекс РФ: на его конкретные нормы (например, в ст. 9, п. 2 ст. 46, п. 1 ст. 100, п. 1 ст. 148 СК РФ) или в целом на положения ГК РФ (например, в п. 2 ст. 43, п. 1 ст. 44, п. 1 ст. 101СК РФ). Для того чтобы не дублировать правовую норму в Семейном кодексе РФ используются отсылочный и бланкетный способы их изложения. Однако сама норма остается семейно-правовой, поскольку ей определяются права и обязанности субъектов семейных правоотношений. Поэтому можно говорить о том, что Гражданский кодекс РФ является источником семейного права.

Вторая ситуация связана с закрепленным в ст. 4 СК РФ правилом о применении к семейным отношениям гражданского законодательства. Совместное толкование ст. ст. 4 и 5 СК РФ позволяет сделать вывод о том, что применение к семейным отношениям гражданского законодательства является частным случаем аналогии закона. В виду того, что по своему существу наиболее близкими к семейным отношениям являются гражданские отношения, то при отсутствии правового регулирования первых семейным законодательством к ним применяются нормы гражданского законодательства.

В связи с этим недопустимо говорить о том, что все гражданское законодательство, как оно определено в п. 2 ст. 3 ГК РФ, является источником семейного права.

В теории права под правовым обычаем понимают сложившееся в результате многократного повторения и широко применяемое правило поведение, не предусмотренное законодательством, но санкционированное государством в качестве общеобязательного, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

В общих положениях Семейного кодекса РФ о правовом обычае как источнике праве ничего не сказано, однако в п. 2 ст. 58 СК РФ он упоминается: Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

Из этой нормы видно, что Россия санкционировала национальный обычай о порядке присвоения ребенку отчества, следовательно, он получил статус правового.

Используя индукцию, можно сделать вывод, что правовой обычай является источником семейного права.

Что касается нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти как источника семейного права, то более правильной представляется позиция тех исследователей, которые не рассматривают их в качестве таковых, и считают необходимым ограничить их применение либо переутвердить на уровне постановлений Правительства РФ. Во-первых, они не названы в ст. 3 СК РФ в качестве актов, содержащих нормы семейного права, а, во-вторых, они не упоминаются в качестве источника семейного права в других статьях Семейного кодекса РФ.

Например, на основании и во исполнение п. 5 ст. 150 СК РФ вместо постановления Правительства РФ действует приказ Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. № 199 «Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством».

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ можно рассматривать в качестве источников семейного права, поскольку это согласуется с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, а также имеет конкретное подтверждение в п. 2 ст. 126 СК РФ: Учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов РФ.

Такие акты должны приниматься на основании и во исполнение законов субъектов РФ и в рамках компетенции соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ.

Судебные решения по семейным делам, постановления Пленума Верховного Суда РФ, содержащие разъяснения по вопросам применения семейного законодательства, не относятся к источникам семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм. Среди них можно выделить:

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»;
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления»;
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»;
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».