Римский договор был подписан

60 лет назад был подписан Римский договор

Шесть стран Западной Европы заложили в марте 1957 года основы нынешнего Европейского Союза

В эти дни Европа широко празднует 60-летие подписания Римского договора, который стал первым камнем, заложенным в основу нынешнего Европейского Союза.
25 марта 1957 года шесть стран Западной Европы подписали в Риме международный договор о ликвидации всех преград на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала. Как видно даже из этого определения, соглашение имело сугубо экономический характер. Ни о какой совместной политике, а тем более о создании таких институтов, как Европейский Парламент или Европейский Центральный банк и речи не шло.
Однако для послевоенной Европы это был сенсационный прорыв. Три крупнейшие страны этой части континента – Франция, Германия и Италия, а также соседствующие и тесно контачащие с ними Бельгия, Нидерланды и Люксембург – договорились о снятии таможенных барьеров и по сути о создании единого рынка, в том числе, и трудового, то есть граждане этих стран смогли свободно перемещаться через не отмененные пока границы со своими паспортами без специальных виз. И хотя на реализацию этих принципов потребовалось время, все равно удивительно, что подобный договор стал возможен всего через 12 лет после окончания мировой войны, в которой две из стран подписантов воевали против остальных, оккупировав их. Однако трезвый деловой расчет возобладал над эмоциями, и главы государств и правительств стран европейской шестерки (как их стали называть) сказали, что общему рынку быть.
Только в 1992 году с подписанием Маастрихтского договора, о котором портал «По Европам» уже рассказывал, будет осуществлен следующий крупный прорыв, который ознаменует создание Европейского Союза. Однако основы единства были заложены именно в 1957-м, когда шесть стран сделали решительный шаг, удививший и даже поначалу напугавший многих.
Этот уикенд в Европе посвящен празднованию юбилея. Лидеры ЕС собрались в Риме на специальный саммит, который должен стать демонстрацией стремления сохранить и развивать Европейский Союз. Подобная демонстрация политической воли особенно актуальна на фоне брексита и нарастания националистических настроений в ряде ведущих стран, в том числе, в Германии и во Франции накануне выборов в этих странах. Напомним, что Великобритания начнет официальную процедуру выхода из ЕС 29 марта.

Монета номиналом 2 евро (Бельгия), посвященная 50-летию Римского договора. Источник https://static.raritetus.ru/

Римский договор был подписан

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Римский договор — 25 марта 1957 года

То, что свершилось 25 марта 1957 года на Капитолийском холме, еще за несколько лет до этого казалось просто немыслимым. Глава правительства ФРГ Конрад Аденауэр (Konrad Adenauer) и его коллеги из Франции, Италии и стран Бенилюкса подписали в Риме два важных договора, в том числе о создании Европейского экономического сообщества. При этом огромное значение имел тот факт, что через 12 лет после окончания Второй мировой войны бывшие противники Франция и Германии установили дружественные отношения.

Германо-французские отношения играли особую роль в процессе объединения Европы. Немецкие и французские политики активно способствовали укреплению и расширению сначала Европейского сообщества, затем различных европейских объединений, таких, как Евратом или Европейское политическое сотрудничество, и, наконец, с 1992 года Европейского Cоюза. Дружественные отношения между Францией и Германией способствовали стабилизации беспокойного центра европейского континента.

Аудио- и видеофайлы по теме

Аудио: История подготовки и заключения Римского договора (mp3)

То, что свершилось 25 марта 1957 года на Капитолийском холме, еще за несколько лет до этого казалось просто немыслимым. Глава правительства ФРГ Конрад Аденауэр (Konrad Adenauer) и его коллеги из Франции, Италии и стран Бенилюкса подписали в Риме два важных договора, в том числе о создании Европейского экономического сообщества. При этом огромное значение имел тот факт, что через 12 лет после окончания Второй мировой войны бывшие противники Франция и Германии установили дружественные отношения.

Германо-французские отношения играли особую роль в процессе объединения Европы. Немецкие и французские политики активно способствовали укреплению и расширению сначала Европейского сообщества, затем различных европейских объединений, таких, как Евратом или Европейское политическое сотрудничество, и, наконец, с 1992 года Европейского Cоюза. Дружественные отношения между Францией и Германией способствовали стабилизации беспокойного центра европейского континента.

Идея создания единого европейского экономического пространства зародилась в 1951 году, когда в Париже был подписан договор об учреждении Европейского объединения угля и стали, способствовавший скорейшему восстановлению экономики пострадавших во время Второй мировой войны стран, в том числе и Германии. Кроме того, этот договор выполнял еще одну важную функцию. Так, по убеждению министра иностранных дел Франции Робера Шумана (1886-1963), надежность внутриевропейского мира можно было обеспечить только в том случае, если бы важные для военной промышленности уголь и сталь находились под совместным контролем. Для ФРГ Парижский договор, обеспечивавший всем равные права доступа к важному сырью, был особенно выгоден еще и потому, что со вступлением его в силу британское оккупационное право переставало действовать в Рурской области, располагавшей обширными залежами угля. Одновременно отменялись и другие санкции, введенные державами-победительницами после Второй мировой войны.

Канцлер ФРГ Конрад Аденауэр подписывает Римский договор

Если Парижский договор предусматривал, в первую очередь, экономическое сотрудничество, то Римский договор — политическое. Переговоры были очень трудными и неоднократно заходили в тупик. Прорывом стала состоявшаяся в начале июня 1955 года конференция в Мессине на Сицилии: представители шести стран (Германии, Франции, Италии и Бенилюкса) решили создать внутриевропейский общий рынок, а также основать Евратом (Европейское сообщество по атомной энергии). Подготовка обоих договоров к подписанию продолжалась добрые два года.

Римский договор предусматривал постепенный отказ от таможенных пошлин, гармонизацию социального уровня, а также свободное передвижение людей, товаров, услуг и капитала на территории стран Европейского сообщества. В будущем предполагалось проводить общую торговую и экономическую политику по отношению к третьим странам. Совместные, так называемые «супранациональные» учреждения и структуры были призваны обеспечивать бесперебойное функционирование общего рынка и контроль над мирным использованием атомной энергии. Ведь в конце 50-х годов считалось, что именно атом станет главным источником энергии в будущем.

Враги становятся друзьями

Немец и француз: бывшие враги становятся друзьями

Начавшееся тогда объединение Европы, наряду с экономическими выгодами, имело еще один важный аспект: пять европейских стран сделали примирительный жест по отношению к Германии. В отличие от Версальского договора, заключенного после Первой мировой войны, Римский договор должен был способствовать преодолению последствий войны не посредством конфронтации, а посредством сотрудничества. В рамках общеевропейского развития немцам, развязавшим войну, был предоставлен шанс восстановить экономику своей страны. И Германия воспользовалась этим шансом с удивительным энтузиазмом. Результатом стало экономическое чудо, до сих пор вызывающее восхищение во всем мире. Возможным это стало только благодаря тому, что экономика Германии была тесно связана с экономикой других европейских стран.

Таким образом, заключенный 25 марта 1957 года Римский договор является своего рода свидетельством о рождении объединенной Европы, которая постепенно начала превращаться в политический союз.

Авторы: Маттиас фон Хельфельд / Анатолий Иванов
Редактор: Вячеслав Юрин

Римский договор

Римский договор — международный договор, подписанный в 1957 году ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом о ликвидации всех преград на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала.

Римский договор 1957 года стал документом, заложившим основу для Европейского экономического сообщества. Кроме того, 25 марта 1957 года теми же государствами был подписан еще один Римский договор, заложивший основу функционирования Европейского сообщества по атомной энергии.

В современном виде Римский договор состоит из 6 частей (314 статей). В первой части установлены принципы функционирования Европейского сообщества; вторая часть регулирует вопросы гражданства; третья — определяет основные направления политики сообщества (напр. Европейский парламент, Совет министров Европейского союза, Европейская комиссия, Европейская счётная палата, Европейский социально-экономический комитет, Комитет регионов, Европейский инвестиционный банк); четвертая часть регулирует вопросы ассоциации с другими странами и территориями; пятая часть определяет институты сообщества; шестая часть включает общие и заключительные положения.

Последние изменения в Римский договор были внесены Лиссабонским договором (официальное название — «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества»), который вступил в силу в 2009 году.

История документа

В 1951 году был подписан Парижский договор, создав собой Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Парижский договор был международным договором, основанным на международном законе, созданный для помощи в деле воссоздания экономики европейского континента, предотвращения войны в Европе и утверждения собой длительного мира.

Идея создания была предложена Жанном Моне, французским госслужащим старшего звена, и была оглашена Робером Шуманом, французским министром иностранных дел, в декларации от 9 мая 1950 года. Целью документа было создание общего пула франко-германского рынка производства стали и угля, поскольку эти два основных сырья были основой для всей индустрии стран (включая военный аспект производства) и источником энергии обеих стран. Согласно предложенному плану, франко-германская продукция сталелитейных и угольных комбинатов объединялась под единым руководством (англ. High Authority of the European Coal and Steel Community ), по концептуальной модели, создающей организацию, открытую для участия в ней других европейских стран. Подспудной причиной создания Европейского объединения угля и стали было укрепление франко-германских экономических отношений и недопущение возможности военных действий между этими странами в будущем.

Франция, Германия, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды начали переговоры по присоединению к Договору. Документ, создавший ЕОУС, был подписан в Париже 18 апреля 1951 года и вступил в силу 24 июля 1952 года. Договор был подписан до 23 июля 2002 года, когда и был пересмотрен, как и предполагалось. Был создан общий европейский рынок — 10 февраля 1953 года была создана единая площадка торгов по углю и металлу, и 1 мая 1953 — по стали.

  • Договоры Европейского союза — Договоры Европейского союза
  • На русском языке Договор о функционировании Европейского Союза
Читайте так же:  Пакет документов для канады

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Римский договор» в других словарях:

РИМСКИЙ ДОГОВОР — (Rome, Treaty of) Договор 1958 г., заложивший основы создания Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (European Economic Community). Подписан первоначально шестью странами членами: Бельгией, Францией, (Западной) Германией, Италией,… … Экономический словарь

РИМСКИЙ ДОГОВОР — (Rome, Treaty of) Договор (подписан в 1957 г.), ознаменовавший создание Европейского Экономического Сообщества – ЕЭС, позднее ЕС, а затем Евросоюз (European Union), и образование общего рынка для некоторых видов продукции в торговле между… … Политология. Словарь.

Римский договор — договор об учреждении ЕЭС (Европейского Экономического Сообщества), подписан в Риме 25 марта 1957 года на неограниченный срок, вступил в силу с 1 января 1958 года, штаб квартира в Брюсселе … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Римский договор — TREATY OF ROME Договор, подписанный в 1957 г. в Риме шестью европейскими странами об учреждении Европейского экономического сообщества. Договор закреплял цели и принципы ЕС, а также предусматривал устранение ограничений в торговле между странами… … Словарь-справочник по экономике

Римский договор (1924) — Территория Свободного города Фиуме в 1920 1924. До и после раздела. Римский договор двусторонний международный договор о разделе свободного города Фиуме (Риека), подписанный 27 января 1924 года в г. Рим, Италия представителями… … Википедия

РИМСКИЙ ДОГОВОР 1948 — о дружбе, торговле и мореплавании между Италией и США подписан 2. II министром иностранных дел Италии графом Сфорца и американским послом Данном. Переговоры о подписании Р. д., начавшиеся ещё в конце 1946, велись в глубокой тайне. Полный текст… … Дипломатический словарь

Договор слияния — Договор о слиянии Договор о создании Единого Совета и Единой Комиссии Европейских Сообществ Тип договора Слияние судебных, законодательных и административных органов трех европейских сообществ Подписан место 8 апреля 1965 года Брюссель … Википедия

Римский морской договор (1931) — Римский морской договор 1931 года трёхсторонний договор об ограничении военно морских вооружений между Великобританией, Францией и Италией, подписанный в Риме 1 марта 1931 года. Устанавливал некоторые лимиты на развитие военно морских сил… … Википедия

Римский Статут Международного Уголовного Суда — Государства участники МУС (ратифицировавшие зелёного цвета, подписавшие, но не ратифицировавшие жёлтого) по состоянию на 1 октября 2009 года Римский Статут Международного Уголовного Суда (англ. Rome Statute of the International Criminal Court) … Википедия

Римский брак — Портрет супругов. Первая половина I века, фреска из Помпеи Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства[1]. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту[1]: для продолжения рода… … Википедия

Договор 1957 о создании Европейского Экономического сообщества

Главная > Реферат >Экономика

Договор 1957 о создании Европейского Экономического сообщества

Подписанный в Риме в марте 1957 года договор об учреждении ЕЭС стал одним из важнейших этапов европейской интеграции. Этому событию предшествовал долгий период выработки приемлемых подходов и поиска путей создания экономического союза между странами «шестерки» — Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, которые еще ранее, в 1951 году, создали европейское объединение угля и стали. Деятельность этого объединения по реструктуризации и возрождению угольной и металлургической промышленности, которые в послевоенное десятилетие, естественно, находились в глубоком кризисе, была настолько успешна, что руководители стран шестерки не могли не начать размышлять о возможности углубления этого союза и расширения спектра его деятельности. Руководителю межправительственного комитета ЕОУС Полю Спааку было поручено подготовить доклад о возможности устройства полномасштабного экономического союза между странами шестерки, который бы включал в себя единый рынок, единую налоговую и денежно-кредитную политику. Проект, представленный в Венеции в 1956 году, был одобрен министрами иностранных дел шестерки и началась кропотливая работа по разработке положений договора, который и был подписан в 1957 году.

Он содержал четкую программу мер по постепенной экономической интеграции, общие цели, принципы и средства, с помощью который предполагалось осуществлять столь грандиозный процесс.

Официальной целью создания ЕЭС было объявлено достижение «всестороннего развития экономической деятельности» в масштабах всего сообщества, «постоянного и равномерного развития, возрастающей стабильности, скорейшего повышения уровня жизни и более тесных связей между государствами, которые оно объединяет», путём создания «Общего рынка». Под «Общим рынком» мыслится такое объединение (интеграция) национальных рынков стран-участниц, в котором предусматривается: постепенное устранение всех ограничений в торговле между ними; введение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; устранение препятствий для свободного передвижения «товаров, лиц, капиталов и услуг» — создание таких условий в качестве одной из конечных целей римского договора получило название «четырех свобод»; также общий рынок по мысли авторов договора предусматривал проведение общей политики в области транспорта и хозяйства; разработка принципов согласования экономической политики стран-участниц; установление единообразных правил конкуренции, сближение законодательств стран-участниц.

В качестве руководящих органов ЕЭС были образованы Совет ЕЭС, Комиссия европейских сообществ и Европейский парламент. В состав высшего органа ЕЭС — Совета — входят по одному представителю от каждой страны-участницы (обычно министры экономики, финансов или торговли). Главный исполнительный орган — Комиссия — состояла из 9 членов, назначаемых на 4-летний срок правительствами стран, входящих в сообщество.

Реализация этих мероприятий должна была осуществляться постепенно, в течение переходного периода длительностью в 12 лет.

Договор об учреждении ЕЭС 1957 года (Римский договор). Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии

Частных показателей экономической эффективности деятельности трудового коллектива очень много (более 60). Среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т.д.

Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:

· степень выполнения заказов потребителей;

· доля объема продаж фирмы на рынке и др.

Частными показателями социальной эффективности являются:

· своевременность выполнения заказа;

· полнота выполнения заказа;

· оказание дополнительных услуг;

· послепродажный сервис и др.

Экономическую эффективность управления (Эу) в узком смысле характеризуют следующие показатели:

Обобщающий

· доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат предприятия;

· доля численности управленческих работников в общей численности работающих на предприятии;

· нагрузка управляемости (фактическая численность работающих на одного работника аппарата управления) и др.

Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются:

· доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива;

· количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения.

К частным показателям социальной эффективности относятся: степень технической оснащенности управленческого труда, текучесть работников аппарата управления, квалифицированный уровень кадров и т.п.

Правомерной является и оценка эффективности выполнения отдельных управленческих функций: планирования, организации, мотивации, контроля (работа отдельных подразделений аппарата управления). Для этого используется комплекс показателей, отражающих специфику деятельности по каждой управленческой функции. Так, например, по функции планирования оценивается степень достижения поставленных целей (плановых задач); по функции организации – оснащенность предприятия современным технологическим оборудованием, текучесть кадров; по функции мотивации – используемые методы воздействия на коллектив (поощрения, наказания, их соотношение); по функции контроля – количество нарушений трудовой, технологической дисциплины и др.

Оценка эффективности управления может осуществляться за различные календарные отрезки времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление с аналогичными данными однородных предприятий, работающих в подобных природно-географических и экономических условиях, позволяют сделать вывод об эффективности работы аппарата управления.

Изложенный подход к оценке эффективности правомерен как для характеристики результативности работы аппарата управления в целом, так и для оценки конкретных решений. В первом случае эффективность отражает результативность процесса управления, который проявляется через совокупность принятых и реализованных решений в истекшем периоде. Во втором случае изложенная методология оценки вполне приемлема для оценки отдельных управленческих решений. По данной схеме, например, может осуществляться оценка эффективности стратегических решений. По тактическим решениям оценка эффективности возможна не в столь глобальном варианте, а допуская некоторое упрощение расчета.

Заслуживает внимания и другой подход к оценке эффективности управленческих решений, ориентированный на использование объемных и удельных качественных показателей. Рассмотрим его применительно к маркетинговой деятельности торговой организации. Предварительно отметим исходные положения методологического характера.

Во-первых, результативность маркетинга проявляется через эффективность коммерческих решений, принятых по материалам проведенных мероприятий (проведенных в рамках принятого решения) под ней понимается соизмерение затрат на их организацию и проведение и полученных результатов.

Во-вторых, правомерно при оценке использовать понятие «совокупный экономический эффект», так как в достигнутых результатах содержится доля труда работников разных специальностей (товароведов, продавцов и др.). Наряду с совокупным возможно исчисление экономического эффекта, который может быть отнесен к деятельности только маркетинговой службы (например, при оценке эффективности разработанных прогнозов спроса, товарооборота).

В-третьих, хозяйственные организации, действующие на рынке, ориентированы, с одной стороны, на реализацию миссии по удовлетворению запросов потребителей, с другой – на повышение экономических показателей своей деятельности. Поэтому оценка эффективности решений включает расчет социальной и экономической эффективности.

В-четвертых, точный расчет эффективности решений требует строгого учета доходов и расходов по отдельным товарным группам, что весьма затруднительно. Поэтому рекомендуется использование так называемых удельных показателей – прибыль на 1 млн. руб. товарооборота и издержки обращения на 1млн. руб. товарных запасов (либо на 1 тыс. руб. товарооборота).

Эффект коммерческих решений в наиболее общем виде и прежде всего количественно выражается в приросте объема товарооборота, ускорении товарооборачиваемости и в уменьшении объема товарных запасов.

Конечный экономический результат проявляется в увеличении доходов организации или предприятия и уменьшении расходов.

Расчет экономической эффективности решений, результатом которых явилось увеличение товарооборота, а следовательно, доходов и прибыли, производится на основании материалов оперативного учета и бухгалтерских данных организации за последний отчетный период по формуле

Эт = П ∙ Т = П ∙ (Тф — Тп),

где Эт – экономическая эффективность, тыс. руб.;

П – прибыль на 1 млн. руб. товарооборота, тыс.руб.;

Т – прирост товарооборота, млн. руб.;

Тф – товарооборот фактический (после проведенного мероприятия по изучению спроса), млн. руб.;

Тп – товарооборот по плану (или за сопоставимый период – месяц, год – до проведения мероприятия), млн. руб.

Экономическая эффективность мероприятий по изучению спроса, результатом которых явилось снижение товарных запасов, характеризуется сокращением издержек обращения на остаток товаров, что в конечном счете влияет на объем получаемой прибыли. Она рассчитывается следующим образом:

Читайте так же:  Договор о сотрудничестве существенные условия

Эз = Р1 ∙ З = З1 ∙ (З1 – З2).

Где Эз – экономическая эффективность мероприятия, тыс. руб.;

Р1 – издержки обращения на 1 млн. руб. товарных остатков, тыс. руб.;

З – размер уменьшения товарных запасов, млн. руб.;

З1 – товарные запасы до проведения мероприятий, млн. руб.;

З2 – товарные запасы после проведения мероприятий, млн. руб.

Экономическая эффективность мероприятий по изучению спроса отражается также на ускорении оборачиваемости товаров и оценивается по формуле

Эу = З2 ∙ О = Р2 ∙ (Оф — Оп),

где Эу – экономическая эффективность, тыс. руб.;

Р2 – однодневный размер издержек обращения;

О – ускорение оборачиваемости товаров (в днях);

(тыс. руб.);

Оф – оборачиваемость (в днях) фактическая (после проведения мероприятий);

Оп — оборачиваемость (в днях) (до проведения мероприятий).

Предпосылки европейской интеграции после Второй мировой войны. План Шумана. Договор об учреждении ЕОУС 1951 года (Парижский договор)

Основные этапы Европейской интеграции после второй мировой войны.

Одной из важнейших тенденций развития в послевоенные годы было стремление к экономической, политической и военной интеграции. В ней нашли свое выражение объективно существующая историческая тенденция к интернационализации хозяйственной жизни, политики, науки, культуры, стремление народов к взаимному сближению и сотрудничеству. Экономические предпосылки интеграции коренились в постоянно растущей интернационализации производства и обмена, в создани.

Одной из важнейших тенденций развития в послевоенные годы было стремление к экономической, политической и военной интеграции. В ней нашли свое выражение объективно существующая историческая тенденция к интернационализации хозяйственной жизни, политики, науки, культуры, стремление народов к взаимному сближению и сотрудничеству. Экономические предпосылки интеграции коренились в постоянно растущей интернационализации производства и обмена, в создании крупных хозяйственных комплексов, деятельность которых выходила за пределы одной страны.

Быстрее всего интеграционные процессы развивались в Западной Европе. Предприниматели ряда европейских стран, пострадавших от войны, стремились расширить связи друг с другом, объединить свои усилия, чтобы увеличить производство, сохранить старые и завоевать новые рынки.

Идейно-политической основой западноевропейской интеграции служили представления об общности исторических судеб Европы, единстве европейской и христианской цивилизации, однотипность общественно-политических режимов западноевропейских стран и в тоже время ослабить зависимость Западной Европы от США.

Первым шагом к экономической интеграции стран Западной Европы был план Шумана, предложенный французским министром иностранных дел Шуманом в 1950 г. Согласно его плану, Франция и ФРГ вместе с другими западноевропейскими странами должны были поставить производство угля и стали под контроль международного верховного органа и взаимно ликвидировать таможенные пошлины на эти товары. План приняли 6 стран: ФРГ, Бельгия, Франция, Италия, Люксимбург и Нидерланды. В 1951 г. они подписали соглашение о создании Европейского объединения угля и стали. Таможенные пошлины на уголь и сталь в торговле между членами объединения отменялись. Контроль над производством стали и угля передавался международному верховному органу, решения которого являлись обязательными. Верховный орган, заседавший в Люксембурге, определял размеры производства, капиталовложения и уровень цен на сталь и уголь во всех странах объединения. Так появилось первое межгосударственное объединение стран Западной Европы.

Постепенно страны объединения расширяли экономические связи друг с другом и взаимно снижали таможенные пошлины. В мае 1957 г. в Риме они заключили договор о создании Европейского экономического сообщества или «Общего рынка». Члены ЕЭС обязались проводить общую экономическую и социальную политику, ввести единые цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, постепенно ликвидировать таможенные барьеры в торговле друг с другом и установить одинаковые таможенные тарифы в торговле с остальными странами.

В марте 1958 г. произошло первое собрание Ассамблеи, которая в последствии стала называться парламентской Ассамблеей. Она состояла из 142 депутатов, присланных из национальных парламентов стран-участниц. В это же время Англия создает в противовес ЕЭС ЕАСТ, куда входят все остальные страны. В 1973 г. борьба ЕЭС и ЕАСТ заканчивается победой ЕЭС. В этом году в состав группировки вошли Ирландия, Дания, а также и Англия, после многолетних бесплодных попыток, так как де Голь все время тормозил ее вступление в ЕЭС, считая ее проводником американских идей. В 1981 г. в состав ЕЭС входит официально Греция, а в 1986 — Испания и Португалия.
В 1990 г. создается Европейский Банк Реконструкции и развития и подписывается также шингеновское соглашение по свободному перемещению по странам ЕЭС граждан. 11 декабря 1991 г. в голландском городе Маастрихт подписывается документ о валютно-экономическом и политическом союзах этих стран. Тем самым открылась новая фаза углубления экономической и политической интеграции в Западной Европе.

Валютно-экономический договор предусматривает переход стран ЕС с 1 января 1999 г. к единой денежной единице — ЕВРО. Это станет важным дополнительным фактором экономической стабилизации ЕС.

Другой договор касается проблем углубления политического союза западноевропейских государств. Он предусматривает выработку общего внешнеполитического курса и политики в области обороны. Основные направления политики будут определяться Европейским советом. Новым положением в этом договоре является принцип «квалифицированного большинства», требующий согласия не менее 8 из 12 стран сообщества. Эта новая формула означает, что западноевропейские страны, входящие в ЕС, соглашаются на частичный отказ от суверенитета в сфере внешней и военной политики. В политическом договоре о союзе предусматриваются также меры по расширению наднациональных полномочий ЕС в области социальной политики, охраны окружающей среды, промышленности, культуры, здравохранения.

На встрече в Маастрихте подчеркивалось, что ЕС является открытой для других европейских стран, но для вступления в него предполагаются определенные условия: признание Парижской хартии, Хельсинских соглашений и других международных актов, касающихся разоружения, нераспространения ядерного оружия, нерушимости границ, соблюдения свобод и прав человека.

А в феврале 1992 г. А в феврале 1992 г. подписывается договор об учреждении ЕвропейскогоСоюза. В 1995 г. в состав ЕС входят еще Швеция, Финляндия и Норвегия. Недавно ЕС одобрило скорое вступление Польши, Венгрии, Словении и Эстонии. В ЕС хотят вступить практически все страны Европы, даже Турция и Марокко. Существует также и частичное членство в ЕС. Речь идет о развивающихся странах, на товары которых существуют низкие таможенные пошлины в странах ЕС. Это прежде всего страны Южной Африки и Карибского Бассейна.

Руководящими органами ЕС являются Совет, Комиссия, Ассамблея и Суд. В состав высшего органа ЕС — Совета- входят по одному представителю от каждой страны-участницы, обычно министр экономики, финансов или торговли. Главный исполнительный орган — Комиссия — состоит из 9 членов, назначаемых на 4-летний срок правительствами стран, входящих в сообщество. В рамках сообщества функционирует также ряд кредитных учреждений, в задачи которых входит финансирование отдельных мероприятий, связанных с проведением общей экономической и социальной политики — Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд развития. Существуют различные экологические соглашения. ЕС выступает полноправным участником многих встреч. Его представители есть даже в других организациях и интеграционных группировках, как, например, в АСЕАН.

Основы бюджета составляют расходы и доходы по отрасли сельского хозяйства, а также расходы на структурные фонды, различные региональные политики, экологические программы, управленческие расходы и расходы, направленные на помощь развивающимся странам. Большое значение предается и всевозможным научным и образовательным программам. Здесь главное место занимает сотрудничество университетов и обмен студентами. Поддержка перспективных и проблемных отраслей промышленности. Отдельный раздел политики — поддержка малых и средних предприятий, которая сводится к предоставлению налоговых льгот, формам кредита и становлению кредита в коммерческих банках, упрощенному порядку регистрации. Главная причина поддержки этого вида бизнеса заключается в том, что именно здесь создано большинство рабочих мест. Еще часть расходов ЕС приходится на научно-технический потенциал, создание информационных баз, стимулирование космических исследований, проекты совершенствования телекоммуникаций, ядерной энергетики.

Европе́йское объедине́ние угля́ и ста́ли (сокр. ЕОУС) — международная организация, объединявшая каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленности Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга и заложившая основу дальнейшей экономической интеграции в Европе.[1]

Идея создания ЕОУС впервые была предложена 9 мая 1950 года Робером Шуманом, министром иностранных дел Франции, в качестве меры пресечения дальнейших войн между Германией и Францией. Он заявил, что этот шаг «станет гарантией того, что какая-либо война между Францией и Германией не только немыслима, но и невозможна по материальным соображениям».[2] Для достижения цели Парижским договором была учреждена первая европейская наднациональная организация, в которую вошли не только Франция и ФРГ, но также Италия и страны Бенилюкса: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. В рамках договора между странами создавался общий рынок угля и стали. ЕОУС управлялся Высшим руководящим органом, контролируемый Советом министров, Ассамблеей и независимым Судом.

Объединение прекратило существование 23 июня 2002 года в связи с истечением срока действия договора.

Договор об учреждении ЕЭС 1957 года (Римский договор). Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии

Римский договор — международный договор, подписанный в 1957 году ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом о ликвидации всех преград на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала.

Римский договор 1957 года стал документом, заложившим основу для Европейского экономического сообщества. Кроме того, 25 марта 1957 года теми же государствами был подписан еще один Римский договор, заложивший основу функционирования Европейского сообщества по атомной энергии.

В современном виде Римский договор состоит из 6 частей (314 статей). В первой части установлены принципы функционирования Европейского сообщества; вторая часть регулирует вопросы гражданства; третья — определяет основные направления политики сообщества (напр. Европейский парламент, Совет министров Европейского союза, Европейская комиссия, Европейская счётная палата, Европейский социально-экономический комитет, Комитет регионов, Европейский инвестиционный банк); четвертая часть регулирует вопросы ассоциации с другими странами и территориями; пятая часть определяет институты сообщества; шестая часть включает общие и заключительные положения.

Последние изменения в Римский договор были внесены Лиссабонским договором (официальное название — «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества»), который вступил в силу в 2009 году.

Европейское сообщество по атомной энергии (сокр. Евратом[1]) — международная организация членов Европейского союза.

Европейское сообщество по атомной энергии было создано в связи с подписанием Римских соглашений в 1957 году.

Успехи ЕОУС и провал планов создания Европейского оборонного сообщества закрепили приоритеты западноевропейской интеграции: от отдельных отраслей к комплексу финансово-экономической сферы, от экономики к политике. На конференции в Мессине в 1955 году министры иностранных дел шести стран-членов ЕОУС выдвинули новую инициативу, «создания единой Европы», они выразили стремление распространить принципы ЕОУС на другие отрасли экономики.

Читайте так же:  Налог на имущество на оборудование 2019

В 1956 г. комитет под председательством министра иностранных дел Бельгии П.-А. Спаака представил доклад, который стал основой для последующих переговоров представителей «шестёрки».

Эти переговоры завершились подписанием 25 марта 1957 года Римских договоров, учреждавших Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое в публицистике стали называть «общий рынок».

Договоры о ЕЭС и Евратоме вступили в силу с 1 января 1958 года.

Первоначально его членами были Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и ФРГ. По мере расширения Европейского экономического сообщества, а затем и Европейского союза все новые государства-члены присоединялись также и к Евратому. В настоящий момент в Евратоме состоят все 28 государств-членов Евросоюза.

Евратом призван был содействовать:

развитию мирного использования ядерной энергетики государствами-членами,

формированию общей энергетической политики,

координации принятия решений,

снижению цен на энергоносители,

повышению стабильности энергетики,

обеспечения контроля за атомной энергетикой.

В соответствии с договором, неофициально называемым Договор слияния, подписанным в Брюсселе 8 апреля 1965 года и вступившим в силу 1 июля 1967 года, Комиссия ЕЭС и Совет ЕЭС заменяли Комиссию и Совет Евратома, а также Высший руководящий орган и Совет министров Европейского объединения угля и стали. Институты трех европейских сообществ (ЕОУС, ЕЭС и Евратома) слились воедино: одна Комиссия, один Совет министров и Европейский парламент. Этот договор рассматривается некоторыми как реальное начало существования современного Европейского союза.

3.Развитие Европейских Сообществ в 50 — 80-е годы (основные этапы)

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждёно Римским договором 1957года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременных структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 28 государств (расширения союза государств).

В январе 1960 Великобритания и ряд других стран, не вошедших в ЕЭС, сформировали альтернативную организацию — Европейскую ассоциацию свободной торговли. Великобритания, однако, вскоре поняла, что ЕЭС — гораздо более эффективное объединение, и приняла решение о вступлении в ЕЭС. Её примеру последовали Ирландия и Дания, чья экономика существенно зависела от торговли с Великобританией. Аналогичное решение приняла и Норвегия.

Первая попытка в 1961—1963, однако, закончилась неудачей в связи с тем, что французский президент де Голль наложил вето на решение о вступлении новых членов в ЕЭС. Аналогичным был результат и переговоров о вступлении в 1966—1967.

В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейские сообщества.

Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того, как генерала Шарля де Голля в 1969 сменил Жорж Помпиду. После нескольких лет переговоров и адаптации законодательства Великобритания вступила в ЕС 1 января 1973. В 1972 прошли референдумы о вступлении в ЕС в Ирландии, Дании и Норвегии. Население Ирландии (83.1 %) и Дании (63.3 %) поддержали присоединение к ЕС, но в Норвегии это предложение не получило большинства (46.5 %). Однако, в Дании народ проголосовал на референдуме о вхождении лишь после обещаний правительства не переходить на единую валюту Евро, поэтому в Дании до сих пор в обращении датские кроны. Предложение о вступлении в 1973 году поступило и Израилю. Однако из-за войны «Судного дня» переговоры были прерваны. А в 1975 году вместо членства в ЕЭС, Израиль подписал договор об ассоциативном сотрудничестве (членстве).

Греция подала заявку на вступление в ЕС в июне 1975 и стала членом сообщества 1 января 1981.

В 1979 были проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.

В 1985 Гренландия получила внутреннее самоуправление и после референдума вышла из ЕС.

Португалия и Испания подали заявки в 1977 и стали членами ЕС с 1 января 1986 года. В феврале 1986 в Люксембурге был подписан Единый европейский акт, реформировавший Европейское сообщество и поставивший цель создать к 1 января 1993 года единый рынок стран-членов ЕС.

Третий этап Европейской интеграции[править | править вики-текст]

В 1992 все государства, входящие в Европейское сообщество, подписали Договор о создании Европейского союза — Маастрихтский договор. Маастрихтский договор учредил три опоры ЕС (pillars):

1. Экономический и валютный союз (ЭВС),

2. Общую внешнюю политику и политику безопасности(ОВПБ),

3. Общую политику в области внутренних дел и юстиции.

В 1994 в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь голосует против.

Австрия, Финляндия (с Аландскими островами) и Швеция становятся членами ЕС с 1 января 1995.

Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн.

В 1997г. членами Европейского сообщества был подписан Амстердамский договор (вступил в силу в 1999г.). Основные изменения по Амстердамскому договору касались:

· общей внешней политики и политики безопасности ОВПБ

· создания «пространства свободы, безопасности и правопорядка»

· координации в области правосудия, борьбы с терроризмом и организованной преступностью.

Четвертый этап Европейской интеграции[править | править вики-текст]

9 октября 2002 Европейская комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по паритету покупательной способности — примерно 840 млрд. долларов США, примерно равный ВВП Испании.

Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настоялаГреция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.

По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС положительное окончательное решение было объявлено 13 декабря 2002.Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003.

16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении ([1]). В 2003 в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами.

1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза. Вступление Кипра в ЕС произошло после референдума, проводившегося одновременно в обеих частях острова, и в то время как население непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра в большинстве своём проголосовало за реинтеграцию острова в единое государство, процесс объединения был заблокирован именно греческой стороной, в итоге вступившей в ЕС в одиночку.

Новейшая история Европейской интеграции[править | править вики-текст]

После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т.д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.

Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решенийконсенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живёт по целому ряду основополагающих договоров.

1 января 2007 года состоялось очередное расширение Евросоюза — вхождение в него Болгарии и Румынии. Евросоюз прежде предупреждал эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит ещё немало сделать в области борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам ЕС.

17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии.

21 февраля 2005 года Европейский союз подписал план действий с Украиной. Вероятно, это стало результатом того, что к власти на Украине пришли силы,внешнеполитическая стратегия которых направлена на вступление в Евросоюз. В то же время, по мнению руководства ЕС, о полноправном членстве Украины в Евросоюзе пока говорить не стоит, так как новой власти необходимо сделать очень много, чтобы доказать, что на Украине существует полноценная демократия, отвечающая мировым стандартам, и провести политические, экономические и социальные реформы.

1 июля 2013 года 28-ым государством-членом ЕС стала Хорватия.