Подоходный налог физических лиц казахстан

Оглавление:

Законодательство Казахстана

База данных «Законодательство Казахстана» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Казахстана

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции, состоит из Налогового кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом.

Конституциясодержит общие нормы налогового законодательства, касающиеся вопросов о полномочиях органов государственной власти в налоговой сфере, а также устанавливающие обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговый кодексрегулируют правоотношения, связанные со введением, исчислением, взиманием налогов и сборов, а также отношения, возникающие в связи с этим между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченных государственных органов.

Налоговый кодекс состоит из общейи особеннойчастей.

Общая часть устанавливает принципы налогообложения, основные понятия и термины, используемые в налоговой сфере, права и обязанности участников налоговых правоотношений, регулирует различные налоговые процедуры, связанные с исполнением налоговых обязательств.
Особенная часть подробно прописывает порядок, сроки взимания налогов и иных платежей, их ставки, а также специальные налоговые режимы.

В Республике Казахстан взимается большое количество налогов и иных обязательных платежей.
В целом налоговую систему можно охарактеризовать как трехуровневую, налоги в зависимости от разновидности и источника поступления распределяются в:

  • республиканский бюджет
  • областные бюджеты, бюджеты города республиканского значения (Алматы) и столицы (Астаны)
  • районные бюджеты, бюджеты городов областного значения.

Перечень налогов, подлежащих зачислению в бюджет того или иного уровня, содержится в статьях 49-52 Бюджетного кодекса РК.

Налоги Казахстана можно сгруппировать следующим образом.

Подоходные налоги

Корпоративный подоходный налог(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – совокупный годовой доход за минусом вычетов. Общая ставка составляет двадцать процентов, имеются льготные ставки для отдельных категорий плательщиков в размере десяти и пятнадцати процентов.

Индивидуальный подоходный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – физические лица, обладающие объектами налогообложения. Объект налогообложения – годовой доход. Ставка – десять процентов.

Социальный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект для юрлица – численность работников, для индивидуального предпринимателя – его расходы в связи с выплатой своим работникам вознаграждения. Общая ставка – одиннадцать процентов, имеются льготные ставки для сельхозпроизводителей.

Налоги на собственность

Налоги на имуществодля юридических и физических лиц (поступают в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – собственники и владельцы недвижимого имущества. Налоговая база — стоимость имущества. Ставка для юрлиц и предпринимателей – полтора процента к налоговой базе, имеются льготы для некоторых категорий плательщиков. Ставка для физических лиц является прогрессивной, растет с увеличением стоимости имущества, минимальная составляет 0.05 процента от стоимости.

Земельный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и титульные владельцы земельных участков. Налоговая база – площадь участка. Ставки различны и зависят от целевого назначения участков.

Налог на транспортные средства(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и владельцы транспортных средств. Ставка в зависимости от вида транспортного средства зависит от объема двигателя, грузоподъемности, мощности, количества посадочных мест.

Налоги на товары, работы, услуги, производимые внутри страны или ввозимые в страну.

НДС(поступает в республиканский бюджет). Косвенный налог. Плательщики – юридические лица, имеющие обороты, облагаемые налогом, а также импортеры товаров. Ставка – двенадцать процентов, имеются льготы по уплате.

Акцизы(поступают в бюджеты всех уровней). Косвенные платежи. Плательщики – производители, реализаторы или импортеры подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, нефтепродукты, транспортные средства. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в твердой денежной сумме за единицу.

Налог на игорный бизнес(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица, оказывающие услуги в игорной сфере. Ставка зависит от вида игорной деятельности, является кратной к месячному расчетному показателю, устанавливаемому на каждый налоговый период законом о республиканском бюджете.

Фиксированный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юрлица и предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием некоторых разновидностей игорного оборудования, бильярдных столов и т.п. Объектом налогообложения является данное оборудование. Ставка зависит от вида оборудования, является кратной месячному расчетному показателю.

Внешнеторговые и внешнеэкономические налоги

Рентный налог на экспорт(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – экспортеры сырой нефти и нефтепродуктов. Объект налогообложения – объем реализованной продукции. База – стоимость реализованного. Ставка зависит от объема реализации, является прогрессивной.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины(поступают в республиканский бюджет). Перечень товаров, облагаемых пошлинами, и их размеры утверждаются приказами министра национальной экономики РК.

Специальные платежи и налоги за пользование недрами

Специальные платежи и налоги за пользование недрами и другими природными объектами (поступают в бюджеты всех уровней).
Для недропользователей: подписной бонус (фиксированный платеж за право пользования недрами на контрактной территории, ставка зависит от вида недропользования, вида полезного ископаемого, стоимости запасов); бонус коммерческого обнаружения (фиксированный платеж, вносимый по факту обнаружения месторождения на контрактной территории, ставка составляет 0.1 процента от утвержденной стоимости обнаруженных ископаемых); платеж по возмещению исторических затрат (фиксированный платеж, возмещающий затраты государства на геологическое изучение и разведку месторождений до заключение контракта на недропользование. Сумма рассчитывается уполномоченным государственным органом); налог на добычу полезных ископаемых (уплачивается отдельно по каждому виду добываемого ископаемого, ставка зависит от его вида и объемов добычи); налог на сверхприбыль (уплачивается, исходя из размера чистого дохода от добычи полезных ископаемых, шкала скользящая).

Плата за пользование земельными участками(аренда), ставки устанавливаются земельным законодательством.

Плата за пользование водными ресурсамиповерхностных источников, ставки утверждаются представительными органами областей, города республиканского значения и столицы.

Плата за эмиссии в окружающую среду, ставка зависит от вида и объема вредного выброса, кратна размеру месячного расчетного показателя.

Плата за пользование животным миром, ставки зависит от вида пользования, кратна месячному расчетному показателю.

Плата за лесные пользования, ставки по некоторым видам пользования устанавливаются региональными представительными органами, а по некоторым установлены непосредственно НК РК.

Плата за использование особо охраняемых природных территорий. Ставка за пользование такой территорией республиканского значения равняется 0.1 месячного расчетного показателя. Если территория местного значения, то ставка утверждается региональным представительным органом.

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий, получение разрешений и лицензий поступают в бюджеты всех уровней.

  • государственная пошлина
  • консульский сбор
  • регистрационные сборы
  • сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК
  • сбор с аукциона
  • лицензионный сбор
  • сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям
  • сбор за сертификацию в сфере гражданской авиации
  • сбор за использование радиочастотного спектра
  • сбор за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи
  • сбор за пользование судоходными водными путями
  • сбор за размещение наружной (визуальной) рекламы

Специальные налоговые режимы

  • для субъектов малого бизнеса (на основе патента или упрощенной налоговой декларации, предполагают упрощенный порядок уплаты социального налога, корпоративного и индивидуального подоходных налогов)
  • для крестьянских фермерских хозяйств (единый земельный налог, заменяет индивидуальный подоходный налог, плату за эмиссии в окружающую среду, земельный налог, плату за пользование земельными участками, частично налог на транспортные средства и налог на имущество)
  • для производителей сельхозпродукции (применяется как для крестьянских фермерских хозяйств, так и для сельхозпроизводителей других организационно-правовых форм, предусматривает особый порядок исчисления подоходных налогов, НДС, социального налога, а также налогов на имущества и на транспортные средства)

Несмотря на то, что законодательство Казахстана предусмотрело большое количество различных налогов и сборов, необходимо отметить, что ставки по основным платежам в бюджет (по подоходным налогам, НДС, акцизам и др.) являются низкими по сравнению не только с другими странами СНГ, но и с общемировыми.

Большое внимание на законодательном уровне уделяется поддержке сельских товаропроизводителей. Для них предусмотрено несколько специальных налоговых режимов, а также различные налоговые льготы при уплате налогов по общим правилам.

Интересной является система распределения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Налогов и иных платежей, поступающих в бюджет только одного уровня, очень мало. В основном одни и те же платежи распределяются в разноуровневые бюджеты в зависимости от источника их уплаты. Данное обстоятельство также позволяет осуществить финансирование государственных и местных нужд, не облагая плательщиков дополнительным налоговым бременем. Надо отметить, что особое внимание уделяется финансированию города республиканского значения Алматы и столицы государства Астаны.

Основной налоговый закон тщательно и подробно регламентирует все аспекты налоговых правоотношений, это является для налогоплательщиков дополнительной гарантией их прав при возникновении спорных ситуаций.

Читайте так же:  Гражданство во франции конституционное право

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство РК является современным, прогрессивным и отвечающим потребностям как государства, так и общества.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Налогообложение доходов физических лиц, полученных за границей

Налоговое законодательство Республики Казахстан устанавливает, что доходы физических лиц, в частности граждан Республики Казахстан, подлежат обложению индивидуальным подоходным налогом. Однако распространяются ли данные положения на доходы, полученные физическими лицами (гражданином Казахстана) за пределами Республики Казахстан?

Что понимается под доходом?

Под походами, полученными за пределами Республики Казахстан, понимаются все виды доходов физического лица, полученные в результате осуществления какой-либо деятельности, за определенный период времени.

Каким налогом облагаются доходы физического лица?

В соответствии с пунктом 1 статьи 153 и пунктом 1 статьи 155 Налогового кодекса Республики Казахстан установлены общие положения, согласно которым, физические лица обязаны уплачивать индивидуальный подоходный налог при наличии у них следующих видов доходов:

  • доходов, облагаемых у источника выплаты (доходы работника, доходы физического лица от налогового агента, пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов, доходы в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, стипендии, доходы по договорам накопительного страхования);
  • доходов, не облагаемых у источника выплаты (имущественный доход, доход индивидуального предпринимателя, доход частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов, прочие доходы).

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 184 Налогового кодекса, доходы физических лиц, полученные из источников за пределами Республики Казахстан относятся к прочим доходам и подлежат, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан, обложению индивидуальным подоходным налогом, поскольку согласно пункту 1 статьи 188 Налогового кодекса, резиденты Республики Казахстан уплачивают в Республике Казахстан, в соответствии с положениями Налогового кодекса, налоги с доходов, как из источников в Республике Казахстан, так и за ее пределами.

Какова ставка индивидуального подоходного налога?

Статья 158 Налогового кодекса устанавливает, что:

  • доходы в виде дивидендов, получаемые налогоплательщиком из источников в Республике Казахстан и за ее пределами, облагаются по ставке 5%;
  • все другие доходы налогоплательщика (в том числе подразумеваются и доходы полученные из источников за пределами РК) облагаются налогом по ставке 10%.

Таким образом, если доход физического лица выражается в получении им дивидендов от иностранной компании, располагающейся за пределами Республики Казахстан, то такой доход облагается по 5% ставке, все же остальные доходы физического лица облагаются по 10% ставке.

В каких случаях, не уплачиваются налоги с доходов, полученных за пределами Республики Казахстан?

Согласно статье 225 Налогового кодекса, в случае осуществления резидентом РК деятельности в иностранном государстве, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, то при выполнении условий соответствующего международного договора, резидент вправе применить в указанном государстве положения этого международного договора.

В качестве примера можно привести Конвенцию подписанную Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты, ратифицированное Республикой Казахстан (далее Конвенция).

Так статья 10 Конвенции, регулирует порядок оплаты налогов с дивидендов, выплачиваемых компанией иностранного государства резиденту Республики Казахстан, и устанавливает, что налоги с таких дивидендов могут облагаться в Казахстане.

При этом пункт 2 названной статьи наделяет иностранное государство, резидентом которого является компания выплачивающая дивиденды, правом по своему законодательству облагать налогом полученные лицом дивиденды. Сумма такого налога не должна превышать 10% от общей суммы дивидендов.

Таким образом, предполагается, что если резидентом Республики Казахстан были оплачены налоги от дохода в иностранном государстве, с которым у Республики Казахстана заключено соглашение об устранении двойного налогообложения, то уплата таких налогов подлежит зачету в счет уплаты подоходного налога в Республике Казахстан.

Основанием к зачету такого налога служит справка о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная и заверенная органом налоговой службы иностранного государства.

Подоходный налог физических лиц казахстан

В этой записи я бы хотел затронуть тему налогообложения в Казахстане, и в частности налогообложения дохода.

Как вы знаете, налог на доход является одним из главных налогов не только в нашей стране, но и вообще во всем мире. В каждой стране, за исключением некоторых оффшорных зон, существует этот налог. В различной зависимости, размер этого налога бывает разным.

В Казахстане налог на доход физических лиц облагается по равномерной ставке 10 процентов (плюс обязательный пенсионный платеж в размере 10 процентов), на юридические лица 20 процентов. При том, что в нашем государстве превалирует государственная медицина, образование, наука и т.д. То есть идет существенная нагрузка на бюджет нашей страны.

И вот, глядя на всё это, задаюсь вопросом: а почему в нашей стране существует такая низкая налоговая ставка? И при этом равномерная. По сути ведь мы являемся социально-ориентированным и унитарным государством. Экономика нашей страны сильно зависит от решения власти, парламента. Частный сектор у нас развит, но сильно зависим. И практически не имеет влияния на решения власти. Образование, медицина, как я уже писал, формируется за счет госбюджета. Соответственно в целом, власть, парламент формирует всю государствообразующую экономику нашей страны. В этой связи, было бы правильно, чтобы налог на доход обеспечивал бюджет страны. Прогрессивная ставка подоходного налога была бы самым приемлемым для текущей нашей экономики

Налоги в Казахстане: за что платят граждане РК?

Редакция informburo.kz внимательно прочла Налоговый кодекс РК и выделила все налоги и государственные пошлины, которые обязаны платить рядовые граждане.

№1. Индивидуальный подоходный налог

Этот вид пошлины в размере 10% налагается на следующие доходы физического лица:

  • заработная плата;
  • пенсионные выплаты из Единого накопительного пенсионного фонда;
  • доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей;
  • стипендии;
  • доход по договорам накопительного страхования;
  • имущественный доход (к примеру, прирост стоимости при перепродаже квартиры в течение одного года с момента покупки и продажи).

№2. Налог на транспорт

№3. Земельный налог

Земельный налог обязаны платить физические лица, имеющие объекты обложения:

  • на праве собственности;
  • на праве постоянного землепользования;
  • на праве первичного безвозмездного временного землепользования.

От этого налога освобождаются участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до достижения ими восемнадцатилетнего возраста по следующим объектам:

  • земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нём;
  • придомовым земельным участкам;
  • земельным участкам, предоставленным для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки;
  • земельным участкам, занятым под гаражи.

Многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награждённые подвеской «Алтын алқа», а также отдельно проживающие пенсионеры освобождаются от налога по:

  • земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нём;
  • придомовым земельным участкам.

№4. Налог на имущество

Этот налог распространяется на всё недвижимое имущество: жилища, здания, дачные постройки, гаражи и иные строения, сооружения, помещения.

От налога на имущество освобождаются участники ВОВ и приравненные к ним лица, труженики тыла, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, удостоенные званий «Халық қаһарманы», «Қазақстанның Еңбек Epi», награждённые орденом Славы трёх степеней и орденом «Отан», многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награждённые подвеской «Алтын алқа», отдельно проживающие пенсионеры, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на период до достижения ими восемнадцатилетнего возраста.

Пошлина зависит от стоимости имущества. Чем дороже стоимость, тем выше налог. Стоимость квартир определяет БТИ и уже согласно этой стоимости по ст. 408 применяется налоговая ставка.

№5. Сбор с аукционов

№6. Плата за пользование земельными участками

Если вы решили взять у государства в аренду участок земли, то вам придётся оплатить налог за временное землепользование (речь не идёт о крестьянских и фермерских хозяйствах).

№7. Плата за пользование водными ресурсами

№8. Плата за пользование животным миром

Любители охоты должны получить специальное разрешение и заплатить за пользование животным миром.

№9. Плата за использование лесного фонда

Этот вид пошлины взимается за следующие виды работ на участках государственного лесного фонда:

  • заготовка древесины;
  • заготовка живицы и древесных соков;
  • заготовка второстепенных древесных ресурсов (коры, ветвей, пней, корней, листьев, почек деревьев и кустарников);
  • побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, мараловодство, звероводство, размещение ульев и пасек, огородничество, бахчеводство и выращивание иных сельскохозяйственных культур, заготовка и сбор лекарственных растений и технического сырья, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других пищевых продуктов, мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша).

№10. Государственная пошлина на оформление документов

Это обязательный платёж, который взимают за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными государственными органами или должностными лицами.

  • с подаваемых в суд заявлений;
  • за совершение нотариальных действий;
  • за регистрацию актов гражданского состояния, а также за выдачу гражданам справок и повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния;
  • за оформление документов на выезд из Республики Казахстан на постоянное место жительства;
  • за оформление приглашений на въезд иностранцев и лиц без гражданства в Республику Казахстан;
  • за оформление документов о приобретении гражданства Республики Казахстан, восстановлении гражданства Республики Казахстан и прекращении гражданства Республики Казахстан;
  • за регистрацию места жительства;
  • за выдачу (переоформление) удостоверения охотника (дубликата удостоверения охотника);
  • за выдачу разрешений на ввоз и вывоз редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных и осетровых рыб, а также их частей и дериватов;
  • за выдачу документов, удостоверяющих личность;
  • за выдачу разрешений на приобретение, хранение или хранение и ношение, перевозку гражданского, служебного оружия и патронов к нему;
  • за выдачу заключений на ввоз на территорию Республики Казахстан и вывоз с территории Республики Казахстан гражданского, служебного оружия и патронов к нему;
  • за выдачу направления на комиссионную продажу гражданского, служебного оружия и патронов к нему;
  • за регистрацию и перерегистрацию каждой единицы гражданского, служебного оружия физических и юридических лиц (за исключением холодного охотничьего, сигнального оружия, механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно);
  • за проставление уполномоченными Правительством Республики Казахстан государственными органами апостиля на официальных документах, совершённых в Республике Казахстан;
  • за выдачу водительских удостоверений, удостоверений тракториста-машиниста, свидетельств о государственной регистрации механических транспортных средств, государственных регистрационных номерных знаков;
  • за совершение уполномоченным государственным органом в области интеллектуальной собственности юридически значимых действий;
  • за выдачу удостоверения допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов и его дубликата;
  • за выдачу удостоверения личности моряка, мореходной книжки Республики Казахстан и профессионального диплома;
  • за выдачу разрешения на приобретение гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением.

Читайте так же:  Требования к котировочным заявкам

№11. Консульский сбор

Это платёж, который взимают дипломатические представительства и консульские учреждения РК , а также МИД РК за совершение консульских действий и выдачу документов, имеющих юридическое значение:

  • оформление паспорта гражданина РК, за исключением оформления дипломатического и служебного паспортов Республики Казахстан;
  • выдача свидетельства на возвращение в Республику Казахстан;
  • оформление ходатайств граждан РК по вопросам пребывания за границей;
  • оформление документов по вопросам гражданства Республики Казахстан;
  • регистрация актов гражданского состояния;
  • истребование документов;
  • легализация документов, а также приём и препровождение документов для апостилирования;
  • совершение нотариальных действий;
  • хранение завещания, пакета с документами (кроме завещания), денег, ценных бумаг и других ценностей (за исключением наследственных) в консульском учреждении;
  • направление документов дипломатической почтой в адрес юридических лиц;
  • составление или заверение любой декларации или другого документа, предусмотренных законодательством РК или международными договорами, участником которых является Республика Казахстан, в отношении судов Республики Казахстан;
  • выдача иных документов (справок), имеющих юридическое значение.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РК. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В РК

Прежде чем переходить к освещению вопроса характеристики индивидуального подоходного налога в РК, необходимо отметить некоторые основные аспекты, касающиеся такого явления как «налог».

Налог — это законодательно установленный государством в одностороннем порядке обязательный денежный платеж в бюджет, производимый в определенных размерах, носящий безвозвратный и безвозмездный характер. Данное легальное определение налога закреплено в Налоговом Кодексе РК. Из указанного определения представляется возможным обозначить свойства, признаки налоговой системы РК в целом и самого налога в частности. К их числу относятся следующие:

  • Закрепление налогов происходит исключительно в законодательных актах.
  • Установление налогов носит односторонний порядок, т.е. без учета мнения субъектов налога.
  • Налог является обязательным платежом.
  • Налог является исключительно денежным платежом.
  • Пунктом поступления налогов является бюджет.
  • В законодательных актах, устанавливающих налоги, обязательно должны содержаться указание на налоговую базу, налоговую ставку, налоговый период, порядок исчисления налога. Т.е. для претворения налога в жизнь необходимо обязательное закрепление условий и способов, позволяющих установить его точную сумму налога.
  • Налоги носят безвозмездный и безвозвратный характер.

Плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие объекты налогообложения, определяемые Налоговым Кодексом РК. В данной статье будет рассмотрены такие объекты налогообложения, как доходы не облагаемые у источника выплаты, за исключением доходов индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов и профессиональных медиаторов. Также данная статья ориентирована только на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в связи с чем, вопросы, касающиеся налогообложения индивидуальных предпринимателей ниже рассматриваться не будут. Необходимо отметить также и то, что исчисление, удержание и перечисление индивидуального подоходного налога с доходов физических лиц-нерезидентов, а также представление налоговой отчетности производятся в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса.

К доходам, не облагаемым у источника выплаты, относятся следующие виды доходов:

1) имущественный доход;

2) прочие доходы.

К имущественному доходу физического лица, подлежащему налогообложению, относится:

1.Доход от прироста стоимости при реализации физическим лицом имущества, указанного в статье 180-1 Налогового Кодекса;

2. Доход от прироста стоимости при передаче физическим лицом имущества (кроме денег) в качестве вклада в уставный капитал, указанного в статье 180-2 Налогового Кодекса;

3.Доход, полученный физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, от сдачи в аренду имущества лицам, не являющимся налоговыми агентами;

1. Доход от прироста стоимости при реализации имущества физическим лицом возникает при реализации следующего имущества, находящегося на территории Республики Казахстан:

  • жилищ, дачных строений, гаражей, объектов личного подсобного хозяйства, находящихся на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности;
  • земельных участков и (или) земельных долей, целевым назначением которых с даты возникновения права собственности до даты реализации являются индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, под гараж, на которых расположены объекты, указанные в подпункте 1) настоящего пункта, находящиеся на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности;
  • земельных участков и (или) земельных долей, целевым назначением которых с даты возникновения права собственности до даты реализации являются индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, садоводства, под гараж, на которых не расположены объекты, указанные в подпункте 1) настоящего пункта, в случае, если период между датами составления правоустанавливающих документов на приобретение и на отчуждение земельного участка и (или) земельной доли составляет менее года;
  • земельных участков и (или) земельных долей с целевым назначением, не указанным в подпунктах 2) и 3) настоящего пункта;
  • инвестиционного золота;
  • недвижимого имущества, за исключением указанного в подпунктах 1) – 4) настоящего пункта;
  • механических транспортных средств и прицепов, подлежащих государственной регистрации, находящихся на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности;
  • ценных бумаг, доли участия, а также производных финансовых инструментов (за исключением производных финансовых инструментов, исполнение которых происходит путем приобретения или реализации базового актива).

Как вытекает из самого названия «Доход от прироста стоимости при реализации имущества физическим лицом» объектом налогообложения является непосредственно доход от прироста стоимости. Под приростом понимается увеличение чего-либо в численности, количестве, величине. Рассматривая прирост исключительно под призмой налогового законодательства РК, необходимо определить его следующим образом: прирост стоимости при реализации имущества физическим лицом – это положительная разница, определяемая в денежном выражении, между суммой произведенных затрат, для приобретения имущества и суммой, вырученной непосредственно при реализации этого имущества. Нормы ст. 180-1 Налогового Кодекса РК, устанавливают определенные способы расчета прироста стоимости, а точнее устанавливают способы определения исходных данных, необходимых для определения непосредственно самой суммы налога.

При отсутствии стоимости приобретения, приростом стоимости является положительная разница между стоимостью реализации имущества и рыночной стоимостью на момент возникновения права собственности. Рыночной стоимостью является стоимость, определенная в отчете об оценке, проведенной по договору между оценщиком и налогоплательщиком. В случае отсутствия рыночной стоимости реализованного имущества, на момент возникновения права собственности приростом стоимости является положительная разница между стоимостью реализации имущества и его оценочной стоимостью.

Возникают некоторые вопросы при толковании п. 8 ст. 180-1 Налогового Кодекса РК, в соответствии с которым: доходом от прироста стоимости при реализации имущества, ценных бумаг, доли участия, а также производных финансовых инструментов (за исключением производных финансовых инструментов, исполнение которых происходит путем приобретения или реализации базового актива), является:

1) положительная разница между ценой (стоимостью) реализации и ценой (стоимостью) его приобретения – в случае наличия цены (стоимости) приобретения. При этом при реализации ценных бумаг, приобретенных физическим лицом по опциону, стоимость приобретения определяется в размере цены исполнения опциона и премии опциона;

2) цена (стоимость) реализации имущества – в случае отсутствия цены (стоимости) приобретения имущества.

Таким образом, получается, что при продаже доли от участия в уставном капитале, за исключением долей, находящихся, на день реализации, на праве собственности налогоплательщика более трех лет (кроме недропользователей), юридического лица, созданного самим налогоплательщиком на свои денежные средства, размер оплаты индивидуального подоходного налога явно не сочетается с потребностями рыночной экономики.

Так гос-н А, единолично создавая товарищество с ограниченной ответственностью, установил его уставный капитал в 1 000 000 тенге. Затем, в тот же год, гос-н А принял решение продать 100 % доли от участия в уставном капитале товарищества за 1 000 000 тенге. После отчуждения доли и получения денежных средств, гос- н А обязан оплатить ИПН в размере 10 % от 1 000 000 тенге. Хотя, напомним, что данный доход, законодатель определяет как «Доход от прироста стоимости при реализации имущества физическим лицом». Как следует же из примера никакого дохода от прироста стоимости у гос-на А не было, более того, гос-н А с этой сделки не приобрел никакого дохода.

Рассмотрим схожий пример, но с другим видом имущества.

Так, гос-н Б построил индивидуальный жилой дом, расходы по постройке равняются 10 000 000 тенге. Затем, не дожидаюсь года, с момента постройки, гос-н Б принял решение реализовать строение по цене 10 000 000 тенге (по его рыночной стоимости). После продажи индивидуального жилого дома и получения денежных средств, гос-н Б не должен платить индивидуальный подоходный налог, так, как стоимость продаже равняется рыночной стоимости строения.

Как следует из вышеуказанных примеров, налоговым кодексом необоснованно установлен порядок определения исходных при реализации доли от участия в уставном капитале товариществ.

Читайте так же:  Тахограф лицензия фсб

2. Доход от прироста стоимости при передаче физическим лицом имущества (кроме денег) в качестве вклада в уставный капитал возникает при передаче имущества, указанного в ст. 180-2 НК РК, находящегося на территории Республики Казахстан.

Доходом от прироста стоимости физического лица, при передаче в качестве вклада в уставный капитал имущества, является положительная разница между стоимостью имущества, определенной исходя из стоимости вклада, указанной в учредительных документах юридического лица, и стоимостью его приобретения.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 23 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»: вклады учредителей (участников) в уставный капитал в натуральной форме или в виде имущественных прав оцениваются в денежной форме по соглашению всех учредителей или по решению общего собрания участников товарищества. Если стоимость такого вклада превышает сумму, эквивалентную двадцати тысячам размеров месячного расчетного показателя, ее оценка должна быть подтверждена независимым экспертом (на 2105 года = 39 640 000 тенге или 214 270 Долларов США).

Рассмотрим на примере.

Гос-н В приобрел в 2012 г. недвижимость (квартира в новостройке) за 100 000 000 тенге. Затем в 2012 году гос-н В вносит вклад в уставный капитал товарищества, который выражается в указанной недвижимости. Как следует из п. 4 ст. 23 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», в этой ситуации необходимо провести оценку независимым оценщиком. Стоимость недвижимости была определена в размере 150 000 000 тенге. Таким образом, гос-н В должен оплатить индивидуальный подоходный налог 10 % от 50 000 000 тенге.

Однако, стороны могли оценить данную недвижимость самостоятельно в размере до 39 640 000 тенге, и никакого индивидуального подоходного налога гос-н В не должен оплачивать. Более того, что уставный капитал товарищества (за исключением определенных случаев) не проверяется. В этом отношении НК и Закон РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» немного не сочетаются друг с другом, тем самым создают почву для неправомерного уклонения от налогов.

К прочим доходам налогоплательщика, подлежащим налогообложению, относятся:

1) доходы, полученные из источников за пределами Республики Казахстан;

2) доходы граждан Республики Казахстан по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, консульскими учреждениями иностранного государства, аккредитованными в Республике Казахстан, не являющимися налоговыми агентами;

3) доходы домашних работников, полученные по трудовым договорам, заключенным в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, за исключением доходов, предусмотренных подпунктом 3-1) настоящего пункта;

3-1) доходы трудовых иммигрантов, являющихся домашними работниками-резидентами Республики Казахстан, полученные (подлежащие получению) по трудовым договорам, заключенным в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан на основании разрешения трудовому иммигранту;

4) доходы от уступки права требования доли в жилом здании по договору о долевом участии в жилищном строительстве;

5) доходы граждан Республики Казахст ан по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с международными и государственными организациями, зарубежными и казахстанскими неправительственными общественными организациями и фондами, освобожденными от обязательства по исчислению, удержанию и перечислению индивидуального подоходного налога у источника выплаты в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;

6) доходы медиаторов, полученные в соответствии с Законом Республики Казахстан «О медиации», от лиц, не являющихся налоговыми агентами;

7) доходы от личного подсобного хозяйства, учтенного в книге похозяйственного учета в соответствии с законодательством Республики Казахстан, подлежащие налогообложению, по которым не было произведено удержание индивидуального подоходного налога у источника выплаты в связи с представлением налоговому агенту недостоверных сведений лицом, занимающимся личным подсобным хозяйством.

Если физическое лицо получило один из вышеуказанных доходов (за исключением случая если совокупный годовой доход равен или менее суммы в размере 256 368 тенге (12*мзп соответствующего года)), то оно становится обязанным уплатить индивидуальный подоходный налог и сдать декларацию в орган государственных доходов по месту регистрации (жительства). Срок определяется не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом. Т.е. если доход возник в 2014 г., налог необходимо оплатить не позднее 31 марта 2015 года.

Необходимо также обратить внимание, что неуплата налога и несдача декларации являются по своей сути правонарушениями, за совершение которых предусмотрена административная и уголовная ответственности.

Для общей информации будет небезынтересным рассмотреть следующее Судебное дело.

Верховный Суд РК, рассмотрел в открытом Судебном заседании гражданское дело по заявлению гос-на Д к ГУ «Налоговое управление по Бостандыкскому району города Алматы» о признании незаконным и отмене уведомления, поступившее по ходатайству ГУ «Налоговое управление по Бостандыкскому району города Алматы» об оспаривании постановления апелляционной судебной коллегии Алматинского городского Суда и постановления кассационной судебной коллегии Алматинского городского Суда

Как следует из материалов дела, Налоговым управлением на основании предписания от 28 сентября 2011 года № ____ проведена тематическая налоговая проверка по вопросу исполнения гос-ном Д налогового обязательства по индивидуальному подоходному налогу, за период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года. Акт проверки налоговым органом составлен 30 ноября 2011 года.

По результатам проверки выявлен факт реализации 21 июня 2007 года гос-ом Д имущества, расположенного в городе Алматы, улица _____ дом _, квартира __ (квартира), находившегося на праве собственности менее года. Квартира продана за 151 290 000 тенге, при оценочной стоимости — 46 383 106 тенге, прирост стоимости при реализации квартиры составил 104 906 894 тенге. Однако, в установленные законом сроки гос-н Д не предоставил декларацию по индивидуальному подоходному налогу и, соответственно, не оплатил налог.

В этой связи Налоговым управлением 30 ноября 2011 года вынесено уведомление № ___ о начислении индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источника выплаты, в сумме 10 490 689 тенге и пени в сумме 7 797 600 тенге.

Гос-н Д обратился в районный Суд с заявлением о незаконности данного уведомления. Однако, районный Суд в удовлетворении заявления правомерно, обоснованно и законно отказал. Затем, гос-н Д обратился в следующие судебные инстанции, которые необоснованно удовлетворили его заявление об оспаривании уведомление № ___. Однако Надзорная судебная коллегия по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан постановление апелляционной судебной коллегии Алматинского городского Суда и постановление кассационной судебной коллегии Алматинского городского Суда от по данному делу отменить, оставить в силе решение районного суда города Алматы.

Рассматривая данное материалы указанного судебного дела, и судебную практику по данным вопросам в целом, необходимо отметить правило: Ignorantia non est argumentum. То есть решение Алматинского городского Суда и постановление кассационной судебной коллегии Алматинского городского Суда от по данному делу отменить, оставить в силе решение районного суда города Алматы.

В окончании настоящей статьи необходимо отметить то, что здесь была рассмотрена только лишь малая часть налогообложения физических лиц в РК, только некоторые аспекты индивидуального подоходного налога, а именно доходы не облагаемые у источника выплаты. В настоящей статье не были рассмотрены вопросы налогообложения физических лиц-нерезидентов, а также индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов и профессиональных медиаторов. Основной проблемой ИПН в РК является то, что, к сожалению, не все физические лица знают о необходимости оплаты индивидуального подоходного налога с доходов не облагаемых у источника выплаты. Большинство населения уверено в том, что ИПН оплачивается (удерживается налоговыми агентами, т.е. работодателями) только лишь за доходы облагаемые у источника выплаты, а на все иные доходы требования налогового кодекса не распространяются. В виду этого, в правовой действительности очень распространены судебные дела по налоговым спорам о взыскании недоимки по уплате ИПН, а также начисленной пени, в большинстве которых данные требования являются законными и обоснованными и как следствие удовлетворяются. Более того, необходимо отметить и то, что за уклонение от уплаты налогов установлена административная и уголовная ответственности. Таким образом, необходимо помнить и не забывать о том, что: Незнание Закона, не освобождает от ответственности…

Юридическое обслуживание.

Подготовлено юристом «ZAN» Юридической Компании

Баженовым Максимом.