Плата за патент сканворд 6 букв

Оглавление:

Плата за патент

Последняя бука буква «и»

Ответ на вопрос «Плата за патент «, 6 букв:
роялти

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова роялти

Оплата лицензии или авторский гонорар в виде регулярных выплат, размер которых зависит от эффекта, полученного от лицензии

Плата за право разработки природных ресурсов

Лицензионное вознаграждение в виде текущих отчислений или периодических процентных отчислений

Компенсация за использование изобретений, патентов, ноу-хау

Авторский гонорар, периодические выплаты, причитающиеся держателю авторских прав за каждую публикацию, публичное воспроизведение или другое использование его произведения

Определение слова роялти в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Ро́ялти (, от средневекового французского roialte , от латинского regalis — царский, королевский, государственный) — вид лицензионного вознаграждения, периодическая компенсация, как правило, денежная, за использование патентов , авторских прав , франшиз.

Словарь финансовых терминов Значение слова в словаре Словарь финансовых терминов
периодические (текущие) отчисления продавцу (лицензиару) за право пользования предметом лицензионного соглашения. На практике РОЯЛТИ устанавливаются в виде фиксированных ставок в % от стоимости чистых продаж лицензионной продукции, ее себестоимости, валовой.

Примеры употребления слова роялти в литературе.

Основные денежные потоки контролировал, конечно, сам Вавилов, а все эти мелкие выплаты — авансы, роялти, гонорары — были в ведении первого зама.

Я получаю от него и его предприятий почти две седьмых своего дохода, включая роялти, которые выплачивают мне компании его жены.

Потом вычитаем его из твоих роялти, и остаток ты получаешь уже по продаже.

Тад также полагает, что это была именно она, — продолжала Лиз, — поскольку в подтверждение угрозы шантажа были представлены фотостаты поступлений роялти для Джорджа Старка.

Перечисления роялти иногда переходят в чековую форму, но сами они не являются чеками, а потому имя Тада не должно было фигурировать в них.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Плата за патент сканворд 6 букв

Плата за патент

Последняя бука буква «и»

Ответ на вопрос «Плата за патент «, 6 букв:
роялти

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова роялти

Плата за право разработки природных ресурсов

Авторский гонорар в виде процента

Лицензионное вознаграждение в виде текущих отчислений или периодических процентных отчислений

Компенсация за использование ноу-хау

Плата за право разработки природных ресурсов, выплачиваемая концессионером владельцу земли или недр

Компенсация за использование изобретений, патентов, ноу-хау

Определение слова роялти в словарях

Экономический словарь терминов Значение слова в словаре Экономический словарь терминов
периодический платеж за право пользоваться лицензией на товары, изобретения, патенты, нововведения, выпуск книг, прокат фильмов; обычно исчисляется в процентах от стоимости продаж; плата за право разработки и добычи природных ресурсов.

Примеры употребления слова роялти в литературе.

Основные денежные потоки контролировал, конечно, сам Вавилов, а все эти мелкие выплаты — авансы, роялти, гонорары — были в ведении первого зама.

Я получаю от него и его предприятий почти две седьмых своего дохода, включая роялти, которые выплачивают мне компании его жены.

Потом вычитаем его из твоих роялти, и остаток ты получаешь уже по продаже.

Тад также полагает, что это была именно она, — продолжала Лиз, — поскольку в подтверждение угрозы шантажа были представлены фотостаты поступлений роялти для Джорджа Старка.

Перечисления роялти иногда переходят в чековую форму, но сами они не являются чеками, а потому имя Тада не должно было фигурировать в них.

Источник: библиотека Максима Мошкова

поручение 5 букв ответ

Ответы на сканворд №7648

Ответы на сканворд из Вконтакте номер 7648

Равнинный буйвол. Ответ из 4 букв: АНОА
Великий мыслитель. Ответ из 7 букв: СПИНОЗА
Водяной фазанчик. Ответ из 5 букв: ЯКАНА
Месяц отдыха. Ответ из 6 букв: ОТПУСК
Бывает после переедания. Ответ из 5 букв: ИКОТА
Молодой спортсмен. Ответ из 5 букв: ЮНИОР
Татарский сапог. Ответ из 4 букв: ИЧИГ
Прикрыто шторой. Ответ из 4 букв: ОКНО
Другое название валерианы. Ответ из 4 букв: МАУН
Решительное требование. Ответ из 10 букв: УЛЬТИМАТУМ
. -Толкай в сказке. Ответ из 4 букв: ТЯНИ
Дерево семейства сапотовых. Ответ из 9 букв: МАНИЛКАРА
Знайкин прибор на носу. Ответ из 4 букв: ОЧКИ
Пагуба для моли. Ответ из 8 букв: НАФТАЛИН
Авто. Ответ из 7 букв: ЛИМУЗИН
Состязание древних греков. Ответ из 4 букв: АГОН
Имя поэта Хамзаха. Ответ из 4 букв: АМИР
Ночная проститутка. Ответ из 6 букв: ПУТАНА
Часть ФИО. Ответ из 3 букв: ИМЯ
Авто из Германии. Ответ из 4 букв: АУДИ
Водоросли. Ответ из 4 букв: ХАРА
Немощный дед. Ответ из 6 букв: РАМОЛИ
Ломоть хлеба. Ответ из 6 букв: КРАЮХА
Длинный холм. Ответ из 4 букв: УВАЛ
Одна сотая часть гектара. Ответ из 5 букв: СОТКА
Придумал Вишенку. Ответ из 6 букв: РОДАРИ
Советский автомобиль. Ответ из 4 букв: ЭМКА
Персия ныне. Ответ из 4 букв: ИРАН

Картинки в сканворде (скн) 7648:
ПЕКАРИ КЛЮКВА ПАРУСА БЮВАР

поручение 5 букв ответ:

зрения 5 букв ответ

кочевников 5 букв ответ

пера 5 букв ответ

черный козел 5 букв ответ

проигрыватель 5 букв ответ

горячность пыл 5 букв ответ

каркас 5 букв ответ

углевод растений 7 букв ответ

Git for windows download

Другие статьи, обзоры программ, новости

ОТВЕТЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАДАЧАМ — Студопедия

1. Укрупнение и удлинение сроков банковского кредита и, как следствие, необходимость для банков слежения за его целевым использованием.

Для предприятий — ускорение расчетов и возможность быстрого получения кредита.

2. Банковские картели, синдикаты, тресты и концерны.

3. Высокая доля зарубежных операций по привлечению и размещению ресурсов, операции в «налоговых гаванях», международная миграция капиталов, предоставление креди-тов^ ЦБ и правительствам различных стран.

1. К целям относятся следующие функции:

• защита вкладчика от возможных потерь;

• поддержание стабильности на финансовом рынке по­средством предотвращения системных рисков.

К методам относятся следующие функции:

• выдача лицензий на банковскую деятельность;

• проверка отчетности, предоставляемой банками;

• ревизии на местах.

2. Валютные интервенции применяются в целях сниже­ния или стабилизации курса национальной валюты; в слу-‘ чаях недостаточности или неэффективности практики ва­лютных интервенций используются валютные ограничения.

1. Банк, как и предприятие, «покупает» ресурсы и «прода­ет» услуги (банковские продукты), но при этом в отличие от

предприятия не происходит смены собственности как при по-купке ресурсов, так и при продаже их клиентами.

2. Ссудный капиталист представляет в ссуду собственный капитал, банкиры оперируют в основном чужими капитала­ми. Доходом рантье является ссудный процент, банки полу­чают прибыль.

Коммерческие банки, являясь финансовыми посредни­ками в процессе деятельности, создают новые требования и обязательства, которые являются товаром на денежном рынке.

3. Банк — организация сложная по целям, задачам и фун­кциям. Именно это находит отражение в сложности и не­однозначности его структуры.

4. Банк не имеет права увеличивать размер уставного фон­да, принимать дополнительных участников, открывать фи­лиалы, принимать вклады населения, эмитировать собствен­ные долговые ценные бумаги, выдавать поручительства и гарантии, оказывать брокерские услуги и обращаться за рас­ширением лицензии.

^пр = 1000 х 10000 х 15/100= 1 500000руб.

1. Снижение учетной ставки увеличивает объем выдан­ных кредитов, но снижает доходы на единицу активов.

2. В л ияют, так как изменяется объем свободных банков­ских ресурсов, которые можно рассматривать как кредитные ресурсы. Следовательно, изменяется и их цена. При умень­шении объема кредитных ресурсов цена кредитов увеличи­вается, и наоборот. *

1. Схема расчетов платежными поручениями:

1 — покупатель представляет в банк платежное поручение в четырех экземплярах и получает назад четвертый экземпляр в качестве распис­ки банка; /

2 — банк покупателя на основании первого экземпляра платежного по­ручения списывает денежные средства с расчетного счета покупателя;

банк покупателя направляет в банк продавца два экземпляра пла­тежного поручения;

4 — банк продавца, используя второй экземпляр, зачисляет денежные средства на расчетный счет продавца;

5 — банки выдают своим клиентам выписки с расчетных счетов.

Счета бухгалтерского учета:

корреспондентские счета кредитных организаций — коррес­пондентов;

30110 — корреспондентские счета в кредитных организациях — коррес­пондентах;

40702 — счета коммерческих предприятий и организаций.

2. Схема расчета платежными требованиями:

1 — отгрузка продукции продавцом,

2 — передача платежного требования-поручения вместе с отгрузочны­ми документами в банк покупателя;

3 — помещение отгрузочных документов в картотеку № 1 (внебалансо­вый счет 90901);

4 — передача платежного требования-поручения покупателю;

5- оформление покупателем платежного требования-поручения и пе­редача его в банк;

6- списание отгрузочных документов из картотеки № 1;

7- передача покупателю отгрузочных документов;

8- списание банком покупателя суммы оплаты с расчетного счета по­купателя;

9 — направление банком покупателя в банк продавца платежного тре­бования-поручения;

10 —зачисление банком продавца суммы оплаты на расчетный счет про­давца; «»

11 — выдача банками своим клиентам выписок с расчетного счета.

Счета бухгалтерского учета:

30109 — корреспондентские счета кредитных организаций — коррес­пондентов;

30110 — корреспондентские счета в кредитных организациях — коррес­пондентах;

40702 — счета коммерческих предприятий и организаций; 90901 — расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты; 99999 — счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи.

1. Дисконт при продаже одной облигации:

2)1 = 10 000 -9800 = 200 руб. Плата за привлечение дополнительного капитала:

2) = 200 х 1000 = 200 000 руб. Ставка дисконта:

2. Сумма начисленных процентов:

50 000 х 0, 5 х 12/100 = 3000 руб.

3. Сумма начисленных процентов определится по ставке сложных процентов:

50 000 х [(1 + 12/12/100) 6 -1] = 3076 руб.

1. Погашаемая сумма:

1 000 000 х (1 + 0,75 х 0,36) = 1 270 000 руб. Сумма процентов за кредит:

0,75 х 0,36 х 1 000 000 = 270 000 руб.

2. Погашаемая сумма:

10 000 000 х (1 + 0,3) 2 = 16 900 000 руб. Сумма процентов за кредит:

(1 + 0,3) 2 х 10 000 000 = 6 900 000 руб.

3. Сумма, выплаченная владельцу векселя:

500 000 х (1 — 0,5 х 0,2) = 450 000 руб. Сумма дохода (дисконта), полученного банком. 500 000-450 000 = 50 000 руб.

1.Коэффициент ипотечной задолженности: 800 000/1000000×100 = 80%.

2. Ежегодная сумма амортизации:

А =30/100 х 500 = 150 тыс. руб.

Плата за используемые лизингополучателем кредитные ресурсы вычисляется следующим образом.

Первый год лизинга:

стоимость оборудования на начало года — 500 тыс. руб. на конец года — 350 (500 — 150) тыс. руб. Среднегодовая сто­имость кредитных ресурсов:

(500 + 350)/2 = 425 тыс. руб.,

тогда К1 = 20% х 425 = 83 тыс. руб.

Второй год лизинга:

стоимость оборудования на начало года — 350 тыс. руб. на конец года — 200 (350 — 150) тыс. руб. Среднегодовая сто­имость кредитных ресурсов:

(350 + 200)/2 = 275 тыс. руб.,

тогда К2 = 20% х 275 = 55 тыс. руб.

Годовая сумма комиссионного вознаграждения:

В = 4% х 500 = 20 тыс. руб.

Годовая плата за дополнительные услуги:

Д — 5/2 = 2,5 тыс. руб.

Первый год: годовая выручка = К + В +Д = 83 + 20 + 2,5 = 105,5 тыс. руб. НДС = 20% х 105,5 = 21,1 тыс. руб.

Второй год: годовая выручка = К + В + Д — 55 + 20 + 2,5 = 77,5 тыс. руб. НДС = 20% х 77,5 = 15,5 тыс. руб.

Сумма лизингового платежа:

за первый год лизинга:

Ш = 150 + 83 + 20 + 2,5 + 21,1 = 276,6 тыс. руб.

за второй год лизинга:

П2 = 150 + 55 + 20 + 2,5 + 15,5 = 243 тыс. руб.

3. Схема прямого финансового лизинга:

1. Схема взаимосвязи кредитных рисков с другими рис­ками банковской деятельности; а) первый вариант:

б) второй вариант:

Невозврат кредита может повлечь за собой кратковремен­ную потерю ликвидности. Далее, при достаточном объеме про­сроченных кредитов, неблагоприятных уровнях цен на ликвид­ные активы, высоких ставках межбанковского кредита, а также длинном сроке остальных активов возможна убыточная дея­тельность кредитной организации на длительном промежутке времени за счет процентов за межбанковские кредиты, опре­деляемые суммой открытых на банк лимитов (реализация про­центного риска), что влечет за собой потерю репутации, отток заемных средств, свертывание деятельности и, какгправило, по­терю ликвидности. Риск потери репутации, вызванный реали­зацией кредитного риска, возможен вследствие прямого озна­комления клиентов и партнеров банка с фактом крупного невозврата.

а) операции с государственными ценными бумагами — риск = 0.

б) краткосрочные межбанковские депозиты — риск = 1;

в) остатки средств на корреспондентских счетах:

на корреспондентском счете в РКЦ риск = 0; на других корреспондентских счетах риск —1;

г) прочие операции — риск =2. _.

Перечень поручений по итогам Петербургского международного экономического форума • Президент России

Правительству Российской Федерации:

1) при принятии решений, направленных на регулирование тарифов естественных монополий, обеспечить ограничение их роста на пятилетний период, начиная с 2014 года, темпами, не превышающими величины фактической инфляции за предыдущий год;

2) представить предложения о принципах и механизмах ограничения конечной стоимости товаров и услуг естественных монополий для потребителей в пределах задаваемых параметров;

3) совместно с представителями деловых кругов представить предложения о механизмах формирования и деятельности советов потребителей при Федеральной службе по тарифам, региональных энергетических комиссиях и субъектах естественных монополий, позволяющих в обязательном порядке учитывать мнение потребителей при принятии решений об установлении тарифов на товары и услуги естественных монополий.

Срок – 15 сентября 2013 г.;

4) утвердить методические указания по применению государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, ключевых показателей эффективности, включающих в том числе показатели капитализации компании и нормы доходности.

Срок – 30 декабря 2013 г.;

5) обеспечить принятие государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, ключевых показателей эффективности для оценки работы менеджмента, которые должны учитываться при принятии решений об оплате труда и кадровых решений.

Срок – 1 января 2015 г.;

6) представить предложения по основным параметрам, структуре, источникам финансирования и механизмам эффективной реализации инфраструктурных проектов строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань, Центральной кольцевой автомобильной дороги, модернизации Транссибирской магистрали с учётом направления на эти цели на возвратной основе средств Фонда национального благосостояния в объёме 450 миллиардов рублей и пенсионных накоплений, а также привлечения частных инвестиций.

Срок – 1 октября 2013 г.;

7) принять меры по формированию нормативно-правовой базы, позволяющей реализовывать окупаемые инфраструктурные проекты на принципах государственно-частного партнёрства с привлечением на возвратной основе средств Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений.

Читайте так же:  Заявление о прекращении дела в связи с истечением срока давности

Срок – 1 ноября 2013 г. Ответственный: Медведев Д.А. Медведев Дмитрий Анатольевич Председатель Правительства Российской Федерации

Смотрите также

21 июня 2013 года

Поручение 5 букв ответ

Как называется американский луноход из 5 букв? тэги: 5. Правильный ответ — Ровер, который впервые был отправлен на Луну в 1971 году на миссии. 5 букв. ЗАВЕТ. Ленинское наставление. НАКАЗ · Наставление, поручение. РАЦЕЯ. Длинное назидательное. Строгое наставление, ответ. ПОУЧЕНИЕ. 5 букв фамилии автора. Система выведет список. В случае установки связки на контрольное поручение в поле «В ответ на поручение» в окне. Ответы на кроссворд дня из «Одноклассников» номер 9898. НАКАЗ — Пожелание, больше похожее на поручение 23. ВОКЗАЛ — «. для двоих» ( фильм с. Поле № 5 «Вид платежа» заполняется, только если делается «электронный ». В поле № 6 «Сумма прописью» с начала строки с заглавной буквы. Первый вход в систему можно осуществить как через веб-версию интернет- банка R-Connect, так и через мобильное приложение R-Mobile. Для входа в. 5. Поручение (на получение товарно-материальных ценностей;. проекта; ответ на предложение про составление договора в 10-ти дневный срок после. тире и с большой буквы пишут содержание доклада в виде прямой речи. 5. Что общего и различного в словах перебранка и самобранка? Ответ. Объясните, какую букву нужно писать в этих словах, по вашему мнению. в 1705 г. инспектор Московской ратуши Курбатов получил следующее поручение. 20 ноя 2006. Порядок заполнения реквизитов платёжного поручения в. «Вид платежа» ( поле 5), 1, Вид платежа. указывается — с начала строки с заглавной буквы в рублях, при этом слово. Последние ответы на вопросы. Как называется американский луноход из 5 букв? тэги: 5. Правильный ответ — Ровер, который впервые был отправлен на Луну в 1971 году на миссии.

поручение 5 букв ответ

Комментарии 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Н**** 5 букв — поиск слов по маске и определению, ответы на сканворды

злая волшебница, натворившая немало бед

имя жены Ельцина

имя первой леди России

персонаж Пушкина, злая волшебница из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»

злая пушкинская волшебница

Киевна Горыныч из института НИИЧАВО

какая колдунья мешала Руслану искать Людмилу?

персонаж оперы русского композитора М. Глинки «Руслан и Людмила»

персонаж поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»

героиня, «Руслан и Людмила»

преемница Раисы на посту первой леди

«руслан и Людмила» (колдунья)

имя жены Бориса Ельцина

имя избранницы Ельцина

«руслан и Людмила» (перс.)

Киевна Горыныч (литер.)

соратница Черномора и Бориса Ельцина

преемница Раисы Максимовны

«о, витязь, то была. » («Руслан и Людмила»)

преемница Раисы на посту первой леди России

имя Ельциной и колдунья Пушкина

супруга Бориса Ельцина

какое женское имя придумал А. С. Пушкин

героиня поэмы Пушкина

как зовут Бабу-Ягу из сказки «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких

имя ведьмы из поэмы А. С. Пушкина

жена Бориса Ельцина

имя супруги Ельцина

имя супруги Бориса Ельцина

колдунья в сказке Пушкина

«о, витязь, то была. » (Пушкин)

Юридический 5 букв ответ

13 апр 2012. 5 марта Минюст издал приказ №368/5, которым утвердил Правила. В частности были установлены запреты и ограничения на названия юридических лиц. Запретные буквы. Однозначного ответа нет.

юридический 5 букв ответ — 5 букв. Этот юридический термин произошёл от латинского выражения. за деятельностью других юридических лиц в целях формирования единого.

Ответ на задание состоит из одного числа, буквы или слова. Иногда. 5. Вставьте пропущенное слово. БАГОР (РОСА) ТЕСАК ГАРАЖ (. ) ТАБАК. 6.

8 июл 2015. Юридическим основанием для работы полиции в Украине должен стать З акон. закон о полиции, Hubs обратился в Администрацию Президента. Ответа пока нет. Принято 5 из 6 законов безвизового пакета.

5 октября 2011 Эксперты назвали самые надежные банки в Украине. 27 января 2010. 26 января 2010 Львов объявил юридический дефолт. 26 марта.

5 английских букв. Учитель на экзамене по тгп поставила двоешнику и алкоголику 5, а умному 4. праву входит в десятку лучших по миру (ни один другой юридический вуз нашей страны, кроме одесской юрки. Ни разу не платила,все можно списывать и ответы на семинарах- это просто считывание с.

Страница вуза Национальный юридический университет имени. 5 английских букв. Когда пришли поинтересоваться как же так- ответа нет. Как бы.

8 Регистрация на сайте (www.516.com.ua) Потребителя — юридического лица. 3.4 В ответ Потребитель получает SMS-сообщение на украинском языке. или букву «Y» из регистра английского алфавита (SMS-сообщение 5).

Имя София состоит из 5 букв — Душа, фамилия Шарыкина состоит из 8 букв — Связной. обоснованный ответ на интересующий Вас вопрос. Куценко Антон Сергеевич –директор юридической компании «Куценко и партнеры»,

22 апр 2013. Как видим, никаких требований к размеру букв при заполнении реквизитов. 368/5 «Об утверждении Требований к написанию наименования юридического лица или его обособленного подразделения»(2). Ответ один: законопослушные налогоплательщики уважают Закон и четко.

У меня есть несколько вопросов, на которые я не смог найти ответы. буквы. цифры, изображающие элементы, цвета и комбинации цветов, а также какая-либо. рубрике — Патент, на странице www.patent.net.ua/intellectus/ forum/5/560417/ua.html. Как можно юридически подкрепить данное соглашение?

юридический 5 букв ответ

Поручение 5 букв ответ

5.1. Общие требования к заданиям тестов и классификация их форм

По наиболее часто встречающейся в отечественной и зарубежной литературе классификации предтестовых заданий выделяют [1, 28, 34, 40]:

• задания с выбором, в которых студенты выбирают правильный ответ из данного набора ответов;

• задания с конструируемым ответом, требующие от студента самостоятельного получения ответов;

• задания на установление соответствия, выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств;

• задания на установление правильной последовательности, в которых от студента требуется указать порядок элементов, действий или процессов, перечисленных в условии.

Предложенные четыре формы тестовых заданий являются основными и наиболее распространенными, но абсолютизировать их нет никаких оснований. Часто специфика содержания контролируемого предмета требует использования новых форм, более адекватных целям разработки тестов. Обычно такие инновации строятся на основе сочетания отдельных элементов перечисленных основных форм.

Вне зависимости от формы задания в тесте должны подчиняться общим требованиям:

• каждое задание имеет свой порядковый номер, который может изменяться после статистической оценки трудности задания и выбора стратегии предъявления заданий теста;

• каждое задание имеет эталон правильного ответа (эталон оценивания для заданий со свободно конструируемым ответом);

• все элементы в задании располагаются на четко определенных местах, фиксированных в рамках выбранной формы;

• для заданий разрабатывается стандартная инструкция по выполнению, которая не меняется в рамках каждой формы и предваряет формулировку заданий в тесте;

• для каждого задания разрабатывается правило выставления дихотомической или политомической оценки, общее для всех заданий одной формы и сопровождающееся инструкцией по проверке со стандартизованными процедурами подсчета сырых (первичных) баллов по тесту.

Процесс тестовых измерений предельно стандартизируется, если:

• ни одному студенту не дается никаких преимуществ перед другими;

• заранее разработанная система подсчета баллов применяется ко всем ответам студентов без исключения;

• в тест включены задания одной формы либо разных форм с регламентированными весовыми коэффициентами, значения которых получены статистическим путем;

• тестирование различных групп испытуемых проводится в одинаковое время в сходных условиях;

• группа тестируемых выровнена по мотивации;

• все испытуемые выполняют одни и те же задания.

Последнее условие не исключает возможности списывания, подсказки и других нарушений, поэтому обычно стараются создать несколько параллельных по содержанию и трудности вариантов одного теста. В целом выбор формы заданий и число вариантов теста зависят от содержания контролируемого курса, целей контроля, требуемого уровня надежности теста. В частности, при аттестации стараются включить больше заданий с выбором ответа, поскольку они в силу высокой технологичности и благодаря автоматизированным процедурам проверки позволяют увеличить охваченный в тесте объем содержания, длину теста, надежность и содержательную валидность результатов педагогических измерений.

5.2. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов

В заданиях с выбором (или закрытые задания – название, используемое в некоторой отечественной литературе методического характера) можно выделить основную часть, содержащую постановку проблемы, и готовые ответы, сформулированные преподавателем. Среди ответов правильным чаще всего бывает только один, хотя не исключаются и другие варианты с выбором нескольких правильных, в том числе и в разной степени, ответов.

Неправильные, но правдоподобные ответы называются дистракторами. Если в задании два ответа, один из которых дистрактор, то вероятность случайного выбора правильного ответа путем угадывания равна 50%. Число дистракторов выбирают таким, чтобы задание не стало слишком громоздким и трудно читаемым, но вместе с тем стараются не допустить слишком большой вероятности угадывания правильного ответа. Поэтому чаще всего в заданиях бывает 4 или 5 дистракторов, хотя в отдельных случаях, когда есть такая необходимость, их число может достигать 6–7.

Задания с двумя ответами обычно используют для экспресс-диагностики, например в автоматизированных контрольно-обучающих программах для входа в обучающий модуль, при адаптивном тестировании или для самоконтроля, когда испытуемому необходимо оперативно выявить пробелы в собственных знаниях. Использование заданий с двумя и тремя ответами в итоговом контроле приводит к росту ошибки измерения из-за угадывания, поэтому их никогда не включают в аттестационные тесты, куда для большей надежности помещают все задания с одинаковым числом ответов.

Если дистракторы сформулированы некорректно, без малейшей привлекательности даже для самых слабых испытуемых группы, то они перестают выполнять свою функцию, и на деле получается задание не с запланированным, а с меньшим числом ответов. В самом плохом случае, когда все дистракторы в задании не работают, большинство студентов выполнит задание верно, выбрав единственный правдоподобный правильный ответ. В идеале каждый дистрактор должен в равной мере привлекать всех испытуемых, выбирающих неправильный ответ. Мера привлекательности дистракторов оценивается после первой апробации теста на репрезентативной выборке испытуемых с помощью подсчета долей студентов, выбравших каждый из дистракторов в качестве правильного ответа. Конечно, точное равенство долей является определенной идеализацией, практически недостижимой при эмпирической проверке, но тем не менее, создавая задания, к этому равенству нужно стремиться.

Углубленный анализ частоты выбора каждого дистрактора студентами с различным уровнем подготовленности позволяет сделать вывод о валидности неправильных ответов. Если дистрактор чаще привлекает слабых студентов, выполнивших верно незначительное число заданий в тесте, то он считается валидным. В противном случае, когда дистрактор кажется привлекательным в основном сильным студентам, его валидность невысока, и задание подлежит переработке. В целом можно сказать, что тестовое задание считается «хорошо работающим», если знающие студенты выполняют его правильно, а незнающие выбирают любой из дистракторов с равной вероятностью.

Если тестирование проводится с помощью бланков, то задания с выбором одного правильного ответа сопровождаются инструкцией: «ОБВЕДИТЕ НОМЕР (БУКВУ) ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА».

Задания с несколькими правильными ответами обычно используют в текущем контроле для проверки классификационных и фактуальных знаний, хотя встречаются случаи, когда специфика содержания дисциплины вынуждает включать их в итоговые тесты. Они сопровождаются специальной инструкцией, подчеркивающей необходимость выбора всех правильных ответов и имеющей вид: «ОБВЕДИТЕ НОМЕРА ВСЕХ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ».

Когда дистракторов слишком мало, а правильных ответов намного больше, то их легко угадать. В качестве выхода из подобной ситуации можно включить в число ответов только один неправильный, а студентов попросить выбрать один ошибочный ответ, если это не противоречит дидактическим целям контроля и допускается содержанием предмета. В этом случае инструкция имеет вид: «ОБВЕДИТЕ НОМЕР НЕПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА».

Иногда по замыслу автора при разработке задания закладываются несколько правильных ответов, среди которых есть более правильный и менее предпочтительный. В этом случае задание сопровождается инструкцией: «ОБВЕДИТЕ НОМЕР НАИБОЛЕЕ ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА».

При компьютерной выдаче заданий инструкция может иметь вид: «ДЛЯ ОТВЕТА НАЖМИТЕ КЛАВИШУ С НОМЕРОМ (БУКВОЙ) ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА».

Обычно если все задания сформулированы в одной форме, то инструкция приводится в начале теста. В противном случае, когда в тест включены задания разных форм, инструкция меняется при каждом изменении формы. Легко представить, насколько осложнит выполнение теста чередование инструкций на выбор правильного и неправильного ответов. Невнимательные студенты, не умеющие концентрировать внимание на изменяющейся инструкции, неизбежно запутаются и выполнят часть заданий неправильно даже в том случае, когда они наверняка знают верный ответ. Поэтому в тесте рекомендуется менять инструкцию как можно реже – ровно столько раз, сколько требует стратегия предъявления заданий теста.

Задания с выбором имеют ряд преимуществ, связанных с быстротой их выполнения, простотой подсчета итоговых баллов по тесту, возможностью автоматизации процедур проверки ответов студентов и вытекающей отсюда минимизацией субъективного фактора при оценивании результатов выполнения теста. С их помощью можно более полно охватить содержание проверяемой учебной дисциплины и, следовательно, повысить содержательную валидность теста. Несомненным достоинством формы заданий с выбором является ее универсальность, она годится практически для любого предмета.

К числу недостатков заданий с выбором следует отнести эффект угадывания, характерный для слабо подготовленных испытуемых при ответах на наиболее трудные задания теста. Хотя возможность угадывания действительно существует, тестологи с ним научились бороться, используя различные методы. Иногда вводят специальные инструкции, ориентирующие испытуемых на пропуск незнакомого задания вместо ответа путем догадки. В других случаях добавляют специальные весовые коэффициенты, близкие к нулю, в подсчете баллов слабых студентов, полученных по наиболее трудным заданиям теста. Иногда применяют специальную формулу для коррекции индивидуальных баллов с поправкой на догадку. Последний метод и поясняющая его формула приводятся в конце этой главы.

Определенные трудности возникают при использовании заданий с выбором для проверки умений продуктивного уровня, связанных с применением знаний в незнакомой ситуации, творческими аспектами подготовки и случаями, когда требуется преобразование условий поставленной перед студентами задачи. Тогда задания с выбором готовых ответов использовать чаще всего невозможно. В случае массового аттестационного тестирования, когда необходимо привлечь эффективные компьютеризованные технологии для подсчета баллов испытуемых и получить высокую объективность результатов педагогического измерения, достоинства заданий с выбором явно перевешивают недостатки. Поэтому такая форма нередко доминирует при разработке итоговых аттестационных тестов.

Задания с выбором ответа должны удовлетворять ряду требований, выполнение которых позволяет повысить качество теста:

• в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;

• основная часть задания формулируется предельно кратко, желательно не более одного предложения из 7–8 слов;

• синтаксическая конструкция задания предельно упрощается без ущерба для корректности содержания и однозначного его понимания учащимися;

Читайте так же:  Типовой договор в снт

• в основную часть задания включают большую часть условия задания, а для ответа оставляют не более 2–3 наиболее важных ключевых слов для сформулированной в условии проблемы;

• все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной длины либо правильный ответ может быть короче других, но не во всех заданиях теста;

• из текста задания исключаются все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки;

• частота выбора номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова либо номер места для правильного ответа выбирается случайным образом;

• все дистракторы к каждому заданию должны быть равновероятно привлекательными для испытуемых, не знающих правильного ответа.

При разработке заданий необходимо обеспечить их относительную независимость, исключающую цепочную логику выполнения, когда ответ из одного задания служит условием для другого задания теста. Тесты учебных достижений не могут содержать задания-ловушки, присутствующие в психологических тестах.

Проще всего подбирать дистракторы в заданиях с двумя ответами посредством отрицания того, что является верным. Однако не рекомендуется вместо дистракторов использовать слова «да – нет», поскольку в противном случае довольно трудно сформулировать утверждения, на которые можно дать недвусмысленный ответ.

ЕСЛИ ВЫЧИТАЕМОЕ УВЕЛИЧИЛИ НА 12 ЕДИНИЦ, А РАЗНОСТЬ ТАКЖЕ УВЕЛИЧИЛАСЬ НА 15 ЕДИНИЦ, ТО УМЕНЬШАЕМОЕ

Задания с тремя ответами, также как и с двумя ответами, обычно используют в экспресс-диагностике. Иногда три ответа появляются вследствие удаления неработающих дистракторов. В целом их можно считать неудачными, поскольку они недостаточно кратки, и вместе с тем в них высока вероятность угадывания правильного ответа.

ВЫСОКИЕ ТЕМПЫ УРБАНИЗАЦИИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ СВЯЗАНЫ С

A. Быстрым экономическим ростом

Б. Усилением роли крупных городов

B. Массовой миграцией населения из деревень в города

В большинстве тестов встречаются задания с 4–5 ответами, из которых один верный. При умелой разработке они достаточно краткие, и в них невысока вероятность угадывания правильного ответа (0,25 при четырех ответах и 0,20 при пяти).

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ДЕНЬГИ ЯВЛЯЮТСЯ СПЕЦИФИЧЕСКИМ ТОВАРОМ, СООТВЕТСТВУЕТ ТЕОРИИ ДЕНЕГ

КАКАЯ СТРУКТУРА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ РЕШЕТЧАТУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ, ПОСТРОЕННУЮ НА ПРИНЦИПЕ ДВОЙНОГО ПОДЧИНЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ?

ФУНКЦИЮ МЕРЫ СТОИМОСТИ ВЫПОЛНЯЮТ:

A. Металлические деньги

Б. Идеальные деньги

B. Реальные деньги

Г. Мысленно представляемые деньги

Д. Кредитные деньги

Иногда задание с выбором имеет двойную структуру, предлагая набор высказываний или положений, которые оцениваются путем сопоставления с предлагаемыми ответами. Например, в задании 6 высказывания, характеризующие понятие «Управление», должны сопоставляться с различными вариантами их истинности.

КАКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДАЮТ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПОНЯТИЯ «УПРАВЛЕНИЕ»?

1. Процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности.

2. Совокупность методов, принципов, средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности деятельности.

A. Только первое

Б. Только второе

B. Ни первое, ни второе

Несмотря на кажущуюся привлекательность, в содержательном плане задание 6 неудачно сформулировано, поскольку может привести к неоднозначной трактовке ответов студентов. Выбор двух ответов А и Б равносилен выбору ответа Г, хотя ответы к заданию всегда должны обладать свойством относительной независимости и, образно говоря, отрицать друг друга.

Другой пример модификации формы задания с выбором ответов приводится в задании 7, где выбранный ответ предлагается мысленно подставить на место прочерка в основной части.

МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО КООРДИНАЦИЯ _________ РЕСУРСОВ С ЦЕЛЬЮ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

Даже в условиях хорошо организованного процесса тестирования один вариант теста невозможно применять из-за списывания, подсказок и других подобных нежелательных эффектов. Поэтому всегда приходится разрабатывать 5–8 параллельных вариантов теста, для которых можно использовать фасетные задания. Под фасетом понимается форма, обеспечивающая представление нескольких вариантов одного и того же элемента содержания теста. Каждый испытуемый получает из фасета только один вариант задания. При этом все испытуемые группы выполняют однотипные задания, но с разными элементами фасета и, соответственно, с разными ответами. Таким образом, решаются одновременно две задачи: устраняется возможность списывания и обеспечивается параллельность вариантов тестов. Например, в задании 8 содержатся два задания теста, получаемые для каждого из городов, приведенных в фигурных скобках.

К ДВОРЦОВЫМ КОМПЛЕКСАМ ОКРЕСТНОСТЕЙ

1) Павловск, Ораниенбаум

2) Архангельское, Царицыно

3) Петергоф, Гатчина

4) Царское Село, Стрельня

В задании 9 автор предлагает выбрать тот элемент, который не имеет отношения к предмету экономической теории, что не вполне оправданно дидактическими целями контроля, но в данном случае допускается содержанием предмета.

ПОЛОЖЕНИЯ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДМЕТУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

A. Экономическое благо

Б. Неограниченность ресурсов

B. Максимизация удовлетворения потребностей Г. Эффективное использование ресурсов

Д. Правовые отношения

Такие задания, а также задания с несколькими правильными ответами, как в задании 10, обычно стараются не включать в аттестационные тесты, результаты которых используются для принятия административно-управленческих решений в образовании.

УКАЖИТЕ ТРИ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРА СРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИЮ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

Появление частично правильных ответов студентов, возникающих при выборе не всех запланированных верных ответов в каждом таком задании теста, приводит к снижению объективности и сопоставимости тестовых баллов. Если избежать нескольких правильных ответов невозможно, то для повышения стандартизации оценочных процедур вводят определенное решающее правило. Например, если испытуемый выбирает все правильные ответы, то он получает 1 балл, во всех других случаях – 0 баллов.

При подсчете результатов выполнения заданий с выбором одного правильного ответа обычно предпочитают дихотомическую оценку. За правильное выполнение задания испытуемый получает 1 балл, а за неправильный ответ или пропуск – 0. Суммирование всех единиц позволяет вычислить индивидуальный (первичный или сырой) балл испытуемого, который в случае дихотомической оценки просто равен количеству правильно выполненных заданий в тесте. Если правильный ответ не единственный, то чаще всего используется политомическая оценка, которую устанавливают пропорционально числу правильно выбранных ответов.

Если тест состоит из заданий с выбором, то индивидуальные баллы испытуемых будут существенно искажены эффектом случайного угадывания ответов. Поэтому сырые баллы стараются скорректировать, вводя поправки на догадку. Формула коррекции баллов, полученных в результате выполнения заданий с ответами, из которых только один верный, имеет вид

где i – номер любого испытуемого группы; X’i скорректированный балл i -го испытуемого; Xi тестовый балл до коррекции; Wi – число невыполненных (неправильно выполненных, пропущенных и недостигнутых) заданий теста, а X + Wi= n. где n — число заданий в тесте.

При выполнении заданий с двумя ответами k – 1 = 1, поэтому для каждого испытуемого вычисляется разность между числом правильно выполненных и невыполненных им заданий теста. С увеличением количества дистракторов к заданию число вычитаемых баллов уменьшается, что вполне естественно, так как чем больше дистракторов, тем труднее угадать правильный ответ.

Сама по себе формула коррекции обладает определенными недостатками, снижающими точность тестовых измерений. Это связано с тем, что в основу ее построения положен ряд искусственных предположений, нередко не согласующихся с реальной процедурой выполнения теста. В частности, далеко не в полной мере выполняется предположение о том, что все неправильные ответы являются следствием случайного угадывания. Столь же условно другое предположение об одинаковой вероятности выбора каждого ответа задания теста.

В процессе создания заданий отдельные требования к форме неосознанно нарушаются. Как правило, это бывает связано с тем, что все внимание разработчика поглощено содержанием, а не формой. Нарушение отдельных требований порождает ряд характерных недостатков, возникающих даже у опытных авторов в процессе работы над заданиями теста. К числу наиболее распространенных недостатков предтестовых заданий можно отнести:

• отсутствие логической корректности в формулировках заданий теста, приводящее к незапланированным правильным ответам;

• нарушение правильных пропорций в форме задания, когда ответы намного длиннее основной части задания;

• нарушение требования краткости, вызванное включением лишних слов или представлением в тестовой форме того содержания, которое не годится для проверки с помощью теста;

• выбор ответов по разным основаниям;

• просчеты разработчиков заданий, способствующие угадыванию правильных ответов без выполнения заданий теста.

Например, неудачным можно считать задание 11, в котором приведена короткая основная часть и длинные ответы в силу того, что разработчик явно напрасно переставил их местами. Если само определение кругооборота капитала, данное на втором месте под буквой «Б», поместить в начало задания, то ответы могут состоять только из одного или нескольких слов.

КРУГООБОРОТ КАПИТАЛА – ЭТО

A. Непрерывное и последовательное движение денежного капитала

Б. Последовательное превращение капитала из одной функциональной формы в другую

B. Возвращение авансированной стоимости

Г. Функционирование товарного капитала

Неудачно подобраны ответы в задании 12, если рассматривать их безотносительно к содержательным просчетам автора. Если первые три ответа сравнивают между собой объем выпуска продукции монополиста и конкуренцию, то четвертый нацелен на установление причинной связи между объектами.

ОБЪЕМ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ МОНОПОЛИСТА ПО СРАВНЕНИЮ С СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ БУДЕТ

Г. Зависит от конъюнктуры рынка

Отсутствует содержательная и логическая корректность в задании 13, где из восьми приведенных параметров в ответах используются только пять.

КАКИЕ ДВА ПАРАМЕТРА НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ОТЛИЧИЙ КУЛЬТУР СТРАН ДРУГ ОТ ДРУГА?

1. Взаимоотношение человека и окружающей среды

2. Оценка времени

3. Природа людей

4. Манера общения

5. Оценка степени активности

6. Свобода доступа информации

7. Взаимоотношение людей

8. Отношение к обладанию пространством

A. Четвертый и шестой

Б. Третий и шестой

B. Третий и пятый

Г. Четвертый и седьмой

Неудачным можно считать подбор дистракторов в задании 14, где вербальная ассоциация будет способствовать избыточной частоте выбора третьего, неправильного ответа.

КАКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВКЛАДЫВАЕТСЯ В ПОНИМАНИЕ «ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЫ»?

A. Чутко реагирует на изменение внешней среды и изменяется в соответствии с ними

Б. Воспринимает из внешней среды все новые тенденции и обязательно применяет их в своей деятельности

B. Открыта для любых нововведений, необходимых собственнику

Г. Чутко реагирует на поведение конкурентов и воспринимает наиболее эффективные принципы решения управленческих задач

Задание 15, хотя и выглядит довольно громоздко, выгодно отличается от большинства приведенных выше примеров, поскольку содержит постановку проблемы, а не нацелено, как чаще всего бывает, на проверку фактологического или понятийного материала.

КАК БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СЛЕДУЮЩЕЙ ЗАДАЧЕ:

Фирма производит два напитка: «Тоник» и «Тархун». Объем производства ограничен количеством вспомогательных добавок и производственной мощностью. Производство 1 л «Тоника» занимает 0,02 часа работы оборудования, производство 1 л «Тархуна» занимает 0,04 часа. Расход вспомогательных добавок 0,01 кг/л у «Тоника» и 0,04 кг/л у «Тархуна». Ежедневный ресурс времени работы оборудования 24 часа. Ресурс вспомогательных добавок 16 кг в сутки. Прибыль от реализации 1 л «Тоника» 0,1 р/л, а у «Тархуна» – 0,3 р/л.

Сколько продукции «Тоник» и «Тархун» нужно производить ежедневно с целью максимизации ежедневной прибыли?

5.3. Задания с конструируемым ответом

В заданиях с конструируемым ответом (встречаются также названия: задания на дополнение, открытые задания) готовые ответы не даются, их должен придумать или получить сам студент. Задания с конструируемым ответом бывают двух видов, один из которых предполагает получение испытуемым строго регламентированных по содержанию и форме представления правильных ответов. Второй – задания со свободно конструируемыми ответами, в которых испытуемые составляют развернутые ответы, произвольные по содержанию и форме представления и включающие полное решение задачи с пояснениями, микросочинения (эссе) и т.д.

Задания с конструируемыми ответами кажутся студентам более трудными, так как в них исключается догадка. Действительно, легче выбрать правильный ответ из предложенных, основываясь иногда не столько на знаниях, сколько на интуиции, чем самому его сформулировать или найти в процессе решения поставленных проблем. Но именно это свойство исключительно привлекательно для педагогов, особенно для тех, кто привык в своей работе опираться на традиционные средства контроля и не доверяет тестам.

В заданиях первого вида обычно ответ бывает достаточно кратким: в виде слова, числа, формулы, символа и т.д. Для разработки заданий с конструируемым регламентированным ответом необходимо мысленно сформулировать вопрос, затем записать четкий и краткий ответ, в котором на месте ключевого слова, символа или числа ставится прочерк. В силу однозначности правильного ответа проверка результатов выполнения заданий с конструируемым регламентированным ответом носит довольно объективный характер, ее осуществляют в компьютерной форме с последующей перепроверкой всех неправильных ответов студентов экспертным путем. Ответы на задания приводятся на месте прочерка или заносятся студентами в специальный бланк.

Например: Впишите правильный ответ.

Определение конечных показателей, которые должны быть достигнуты, и соответствующих средств, необходимых для получения определенных конечных результатов, включает в себя функции ___________________ .

Форма влияния, предполагающая маскировку настоящих намерений и целей – _______________.

При выполнении заданий с конструируемым регламентированным ответом нередко появляются частично правильные и правильные в разной степени ответы. Дописывая ответ на месте прочерка, испытуемый может предложить синонимы пропущенного запланированного разработчиком слова или изменить порядок следования элементов в пропущенной формуле, что значительно затрудняет автоматизированную проверку и оценку результатов тестируемых. По этим причинам в процессе проверки нередко приходится разрабатывать дополнительные соглашения об оценках для частично правильных ответов.

Задания с конструируемыми регламентированными ответами должны удовлетворять ряду требований:

• каждое задание необходимо нацелить только на одно дополняемое слово, символ и т.д. место для которого рекомендуется обозначить прочерком или точками;

• прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала;

• все прочерки в заданиях для одного теста рекомендуется делать равной длины;

• место для ответа лучше отводить в конце задания или как можно ближе к концу;

• после прочерка, если это возможно, указываются единицы измерения;

• текст задания должен обладать предельно простой синтаксической конструкцией и содержать минимальное количество информации, необходимое для правильного выполнения задания.

Задания второго вида со свободно конструируемым ответом не имеют никаких ограничений по содержанию и форме представления ответов. За отпущенное время тестируемый может писать что угодно и как угодно на специальных бланках для ответов. Несомненно, такие условия выполнения во многом близки к традиционным письменным работам, и потому задания со свободно конструируемым ответом воспринимаются положительно абсолютным большинством педагогов. Они интересны и разнообразны в содержательном плане.

Разработка заданий второго типа неоправданно может показаться легкой. На самом деле трудно не сформулировать задание, а предложить эталон оптимального ответа вместе со стандартизованными правилами оценки результатов его выполнения. Например, формулировка задания по истории с развернутым ответом достаточно кратка.

НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ РЕШАЛИСЬ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ В XVII В. (УКАЖИТЕ НЕ МЕНЕЕ ДВУХ ЗАДАЧ). ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ВОЙН, ПОХОДОВ И ЭКСПЕДИЦИЙ XVII В. ПРЕДПРИНИМАВШИХСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ЗАДАЧ (НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ ПРИМЕРОВ).

Читайте так же:  Когда принят федеральный закон о детях войны

Но для того чтобы задание попало в тест, его автору необходимо стандартизовать процедуру проверки, а это объемная работа, вызывающая подчас много нареканий из-за неоднозначности результатов ее выполнения.

В естественных науках предложить эталон выполнения вместе с оценочными критериями гораздо легче. Например, к заданию 4 можно предложить следующие критерии для оценки результатов выполнения

ПРИ КАКИХ ЗНАЧЕНИЯХ X СООТВЕТСТВЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ФУНКЦИЙ f (x ) = log2x и g (x ) = log2 (3 – x ) БУДУТ ОТЛИЧАТЬСЯ МЕНЬШЕ, ЧЕМ НА 1?

Проверка заданий с развернутыми ответами проводится экспертами в соответствии со стандартизованными инструкциями, содержащими эталон оптимального ответа с описывающими его характеристиками и признаками качества, как в приведенном примере. К эталону должны прилагаться оценочные категории для выставления политомической оценки, нуждающиеся в апробации и статистическом обосновании качества, поскольку среди них могут быть как не работающие, так и снижающие дифференцирующий эффект теста.

Задания с развернутыми ответами требуют значительных затрат преподавательского труда при проверке, когда экспертам приходится анализировать множество правильных в разной степени ответов и сравнивать их с эталоном, не принимая во внимание полноту, внешнее оформление ответов, орфографические ошибки и все то, что не входит в критерии для выставления политомической оценки. Иногда проверку стараются стандартизовать путем разработки компьютерных экспертных программ [30].

Вне автоматизированных систем проверка результатов выполнения заданий с развернутыми ответами довольно субъективна, а согласование оценок нескольких экспертов затруднено, поэтому обычно такие задания занимают не более 10–15% от общей длины аттестационного теста.

Основные рекомендации по разработке заданий со свободно конструируемым ответом:

• задания со свободно конструируемым ответом в основном предназначены для оценки когнитивных умений. Их следует разрабатывать только в тех случаях, когда нельзя использовать более простые формы;

• длина и сложность ответа может варьироваться в широких пределах (вплоть до нескольких страниц текста ответа, обоснования приведенного решения проблемы и т.д.). В инструкции желательно ввести ограничения на максимальную длину ответа для каждого задания;

• формулировка задания должна включать постановку проблемы, эталон выполнения и оценочные критерии. Постановочная часть должна быть настолько четкой, чтобы минимизировать возможные отклонения в правильных ответах студентов от планируемого разработчиком эталона выполнения;

• выбор временных рамок для выполнения каждого задания должен позволять студенту сформулировать достаточно развернутый ответ и успеть его записать.

Надежность оценок результатов выполнения заданий со свободно конструируемыми ответами можно повысить, если:

• грамотно составлять задание, руководствуясь приведенными выше рекомендациями;

• использовать при проверке только разработанную стандартизованную схему оценивания не более чем с тремя оценочными категориями (0, 1, 2);

• обучить экспертов по проверке заданий пользовать стандартизованными критериями оценивания;

• привлекать не менее двух экспертов для проверки каждого задания и приглашать третьего эксперта в случае расхождений оценок первых двух более чем на один балл;

• использовать принципы анонимности проверяемых работ и независимости экспертных суждений;

• не смотреть на оценку, данную предыдущему заданию, при оценивании последующего.

Задания типа эссе можно оценивать в соответствии со следующим:

• простыми схемами оценивания, когда критерии строятся с ориентацией на содержание ответов студентов;

• усложненными схемами оценивания, учитывающими при экспертизе содержание ответов, характеристики качества представления текста, его полноту и стиль или любые другие факторы, кажущиеся важными разработчику задания;

• рейтинговым методом, предполагающим накопительную оценку, которая получается путем сложения отдельных оценок в соответствии с общим впечатлением экспертов от полного ответа на задание.

При любой схеме оценивания задания со свободно конструируемыми ответами нуждаются в политомической оценке, что иногда неоправданно завышает их общий вес в балле по тесту. Для того чтобы избежать такого завышения и для уменьшения влияния субъективного компонента, число критериев оценивания обычно стараются сделать достаточно малым, ограничиваясь политомическими оценками, например, от 0 до 3 или от 0 до 2.

Для заданий с кратким регламентированным ответом, сформулированных в виде незаконченных утверждений и предъявляемых без специальных бланков для ответа, обычно используют инструкцию, состоящую из одного слова: «ДОПОЛНИТЕ». В тех случаях, когда для ответов к заданиям с кратким регламентированным ответом необходимо давать ответы в специальных бланках, а не рядом с заданиями, инструкция может иметь вид: «ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ЗАПИШИТЕ В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ СПРАВА ОТ СООТВЕТСТВУЮЩИХ НОМЕРОВ ЗАДАНИЙ. КАЖДУЮ БУКВУ ПИШИТЕ В ОТДЕЛЬНОЙ КЛЕТОЧКЕ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИВЕДЕННЫМИ ОБРАЗЦАМИ НА БЛАНКЕ ОТВЕТОВ».

Инструкция для заданий со свободно конструируемым ответом обычно имеет произвольную форму. Главное сказать столько, чтобы в максимальной степени облегчить и стандартизовать работу экспертов при проверке результатов тестирования для снижения влияния субъективных факторов и повышения надежности педагогических измерений. В самом общем виде для предметов гуманитарного цикла инструкция может иметь вид: «ДЛЯ ОТВЕТОВ НА ЗАДАНИЯ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОТДЕЛЬНЫЙ БЛАНК ОТВЕТОВ. ЗАПИШИТЕ СНАЧАЛА НОМЕР ЗАДАНИЯ, А ЗАТЕМ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ НА НЕГО. ОТВЕТЫ ЗАПИСЫВАЙТЕ РАЗБОРЧИВО».

5.4. Задания на установление соответствия

Задания на соответствие имеют специфический вид, где под инструкцией располагаются элементы двух множеств, соответствие между которыми предлагается установить испытуемому. Слева обычно приводятся элементы задающего множества, содержащие постановку проблемы, справа – элементы, подлежащие выбору.

Соответствие между элементами двух столбцов может быть взаимно однозначным, когда каждому элементу справа соответствует только один элемент слева. Если число элементов в двух столбцах одинаковое, то для последнего элемента задающего множества выбор не произойдет. Встречаются случаи, определяемые спецификой содержания предмета, когда для нескольких элементов левого столбца выбираются одни и те же элементы справа, поэтому их может оказаться меньше, чем слева. И наконец, оптимальным является задание, в котором правое множество содержит больше элементов, каждый из которых выбирается только один раз. Например, удачное задание 1, а не удачное 2, поскольку число элементов для выбора справа равно числу элементов в левом столбце.

К КАЖДОМУ ИЗ ТРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ (1, 2, 3) ПОДБИРАЕТСЯ ОДИН СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ИЗ ПРАВОЙ ЧАСТИ С БУКВАМИ (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К).

Определите соответствие ролей менеджера трем блокам согласно модели Г. Минцберга

Ответы можно представить в виде таблицы, в таком случае отпадает необходимость в подробной инструкции, подобной той, которая приведена для задания 1.

Лишние элементы правого столбца, не подлежащие выбору при правильных ответах, называются дистракторами. Как и в заданиях с выбором ответов, наибольшие трудности при разработке связаны с подбором правдоподобных избыточных элементов в правом множестве. Мера правдоподобности каждого дистрактора устанавливается эмпирически.

При разработке заданий на соответствие следует руководствоваться следующими правилами:

• задание формулируется так, чтобы все содержание можно было выразить в виде двух множеств с соответствующими названиями;

• элементы задающего столбца располагаются слева, а элементы для выбора – справа;

• желательно, чтобы каждый столбец имел определенное название, обобщающее все элементы столбца;

• необходимо, чтобы правый столбец содержал хотя бы несколько дистракторов. Еще лучше, если число элементов правого множества будет примерно в два раза больше числа элементов левого столбца;

• необходимо, чтобы все дистракторы в одном задании были равновероятно правдоподобны;

• элементы столбцов должны быть выбраны по одному основанию для включения только гомогенного материала в каждое задание теста.

В аттестационном тесте задания на соответствие малоэффективны в силу их громоздкости, не позволяющей охватить большой объем содержания.

К заданиям на соответствие прилагается стандартная инструкция, состоящая из двух слов: «УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ». Иногда инструкцию делают развернутой, особенно в тех случаях, когда есть отдельный бланк ответов. Например, инструкция может иметь вид: «БУКВЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗАДАННЫМ ЭЛЕМЕНТАМ, ЗАПИШИТЕ СНАЧАЛА В ТАБЛИЦУ, ПРИВЕДЕННУЮ В ТЕКСТЕ ЗАДАНИЯ, А ЗАТЕМ ПЕРЕНЕСИТЕ ИХ В БЛАНК».

Результаты выполнения заданий на соответствие оцениваются либо дихотомической, либо политомической оценкой. При дихотомическом оценивании 1 балл выставляется за все правильно установленные соответствия в задании теста. Если хотя бы одно соответствие неверно, то за частично правильно выполненное задание на соответствие испытуемый получает 0 баллов. Другой способ заключается в выставлении по одному баллу за каждое правильное соответствие, тогда при проверке заданий на соответствие используется политомическая оценка, и общее количество баллов за задание равно числу правильно установленных соответствий.

5.5. Задания на установление правильной последовательности

Тестовые задания четвертой формы предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов и т.п. В таких заданиях в произвольном порядке приводятся элементы, связанные с определенной задачей, а испытуемый должен установить правильный порядок предложенных элементов и указать его заданным способом в специально отведенном для этого месте.

Стандартная инструкция к заданиям четвертой формы имеет вид: «УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ». Иногда инструкцию включают в текст задания.

РАСПОЛОЖИТЕ ИМЕНА РУССКИХ ПОЛКОВОДЦЕВ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЗАПИШИТЕ БУКВЫ, КОТОРЫМИ ОБОЗНАЧЕНЫ ИМЕНА, В ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ В ПРИВЕДЕННУЮ В ТЕКСТЕ ЗАДАНИЯ ТАБЛИЦУ, А ЗАТЕМ ПЕРЕНЕСИТЕ ИХ В БЛАНК.

A) Дмитрий Пожарский

Б) Алексей Ермолов

B) Михаил Скобелев

Г) Алексей Орлов

УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ МЕХАНИЗМА ВЫДОХА, РАССТАВИВ НОМЕРА В ОТВЕДЕННЫХ МЕСТАХ:

– торможение центра дыхательных мышц в спинном мозге

– возбуждение центра выдоха в продолговатом мозге

– расслабление диафрагмы и вспомогательных мышц

– уменьшение грудной полости

Во многих случаях задания на установление правильной последовательности крайне нетехнологичны либо не применимы в силу специфики содержания предмета. Они громоздки и нередко допускают неоднозначную последовательность ответов, поэтому не рекомендуются к использованию в аттестационных тестах.

5.6. Сравнительная характеристика форм тестовых заданий

В процессе разработки теста у автора всегда возникает вопрос: остановиться ли на какой-нибудь одной форме заданий либо принять решение о совмещении различных форм в одном тесте? А если остановиться на одной, то какой отдать предпочтение? Выбор автора во многом определяется спецификой содержания учебной дисциплины, целями создания и применения теста. Немало здесь зависит от технологии проверки, сбора и обработки эмпирических данных, от технического и материального обеспечения процесса применения теста. Легко организовать компьютеризованный сбор и анализ результатов выполнения теста в том случае, когда все задания с выбором ответов.

Результаты выполнения заданий с конструируемыми ответами требуют ручной обработки. Как правило, для оценки результатов их выполнения приходится привлекать экспертов, а это требует дополнительных материальных затрат и времени на проверку.

Преимущества и недостатки различных форм заданий

1. Задания с двумя ответами

Преимущества. благодаря краткости позволяют охватить большой объем материала, легко разрабатываются (только один дистрактор), быстро с высокой объективностью обрабатываются результаты выполнения.

Недостатки. стимулируют механическое запоминание, поощряют угадывание, требуют увеличения количества заданий и, соответственно, времени тестирования для компенсации эффекта угадывания.

2. Задания с выбором из четырех-пяти ответов

Преимущества. годятся для самых различных учебных предметов, в силу краткости формулировок в тесте можно охватить большой объем содержания, обеспечивают возможность автоматизированной проверки и высокую объективность оценок студентов, позволяют провести развернутый статистический анализ своих характеристик, скорректировать их и значительно повысить надежность педагогических измерений.

Недостатки. требуют значительной работы авторов при выборе дистракторов и коррекции баллов студентов, не годятся для проверки продуктивного уровня деятельности и когнитивных умений.

3. Задания с конструируемыми регламентированными ответами

Преимущества. просты в разработке, исключено угадывание, частично годятся для автоматизированной проверки.

Недостатки. проверяют в основном знание фактологического материала или понятийного аппарата, обычно (в гуманитарных предметах) слишком легкие, иногда приводят к неоднозначным правильным и частично правильным ответам.

4. Задания со свободно конструируемыми ответами

Преимущества. позволяют оценивать сложные учебные достижения, в том числе коммуникативные умения, творческий уровень деятельности, легко формулируются как традиционные задания, исключают угадывание.

Недостатки. требуют длительной дорогостоящей процедуры проверки, значительного времени выполнения, не позволяют охватить значительный объем содержания предмета, снижают надежность педагогических измерений.

5. Задания на соответствие

Преимущества. просты в разработке, идеально подходят для оценивания ассоциативных знаний и проведения текущего контроля, уменьшают эффект угадывания.

Недостатки. чаще всего используются при проверке репродуктивного уровня деятельности и алгоритмических умений, громоздки по форме представления.

Сравнительная характеристика технологических свойств различных тестовых форм представлена в табл. 5.1.

Таблица 5.1Сравнительные технологические характеристики форм


Выбор формы предтестовых заданий определяется спецификой контролируемого содержания и целями создания теста. Каждая форма заданий имеет свои достоинства и недостатки, свою сферу применения.

Разработка предтестовых заданий проводится сообразно стандартизованным требованиям, содержание которых зависит от специфики тестовой формы. Задания с выбором ответов наиболее удобны при итоговом контроле в силу ряда технологических преимуществ, повышающих эффективность процессов применения итогового теста и оценки результатов студентов. Задания на дополнение предпочтительны при обучающем контроле.

Современные тенденции в разработке итоговых тестов связаны с отходом от моноформности и широким использованием заданий на дополнение, поскольку многообразие проверяемых знаний и умений требует введения различных форм в тесте.

Практические задания и вопросы для обсуждения

1. Обведите номер правильного ответа.

Тестовые задания с двумя ответами эффективнее использовать в контроле:

2. Обведите номер правильного ответа.

Открытая форма заданий рекомендуется для контроля:

3. Обведите номер правильного ответа.

Вероятность угадывания номера места правильного ответа в задании с пятью дистракторами будет:

4. Найдите два существенных недостатка в задании, переформулируйте задание для устранения недостатков.

Для какого класса животных характерны признаки: хладнокровные, обитающие в воде и на суше, размножаются в воде?

2. Класс пресмыкающихся

3. Класс земноводных

4. Класс млекопитающих

5. Предложите метод улучшения формулировки заданий.

Что из нижеперечисленного было ликвидировано реформами 60-х годов XIX века в России?