История менеджмента учебное пособие


Год публикации: 2000

Библиографическая ссылка:: Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2000. — 352 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В книге рассматривается история мировой науки управления с древнейших времен до наших дней. Автор освещает проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Маккиавелли, классическую школу управления и в связи с ней — взгляды Фредерика Тейлора, Макса Вебера, Анри Файоля, а также воззрения представителей школы «человеческих отношений», в том числе теории мотиваций и (или) руководство Элтона Мейо, Фредерика Херцберга, Дугласа МакГрегора и др. Проблемы мотивации поведения предпринимателей, стратегический менеджмент, управление качеством и другие концепции современного менеджмента. Книга адресована студентам экономических и социологических специальностей, преподавателям и аспирантам, а также всем, кто интересуется проблемами управления.

ВУЗ: Дальневосточный федеральный университет Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий

Год публикации: 2001

Библиографическая ссылка:: Кузнецова Н.В. История менеджмента: Учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2001. — 199 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации».

Файлы с полным текстом:

2001 год. Это неактуально. Это утиль, менеджмент постоянно развивается. Актуальными могут быть только издания 2010-2012 года. Преподаватели в универе сразу сливаю к/р, если видят 2001 год — тем более. 2009 год уже старьем считается. Выкладывайте новые издания.

Прекрасный материал! Спасибо!

Пойдет, но нужно чтоб тексты более расширенны были, а то в оглавлении вроде много чего написано, а самой информации мало. (((

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять отзывы. Уже зарегистрированы?

Оглавление:

История менеджмента учебное пособие

Вы не можете посетить текущую страницу по причине:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет права доступа на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, перейдите на одну из следующих страниц:

Если проблемы продолжатся, пожалуйста, обратитесь к системному администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже.

История менеджмента

К 78 История менеджмента: Учебное пособие для студен­тов вузов. —М.: Академический Проект, 2000. — 352 с. — (Gaudeamus)

В книге рассматривается история мировой науки управления с древнейших времен до наших дней. Автор освещает проблемы антич­ного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Маккиавелли, классическую школу управления и в связи с ней — взгля­ды Фредерика Тейлора, Макса Вебера, Анри Файоля, а также воззрения представителей школы «человеческих отношений», в том числе теории мотиваций и (или)руководство Элтона Мейо, Фредерика Херцберга, Дугласа МакГрегора и др.

Проблемы мотивации поведения предпринимателей, стратегический менеджмент, управление качеством и другие концепции современного менеджмента.

Книга адресована студентам экономических и социологических специальностей, преподавателям и аспирантам, а также всем, кто интересу­ется проблемами управления.

© Кравченко А. И., 2000

© Академический Проект, ориги­нал-макет, оформление, 2000

Еще недавно понятия «менеджмент» и «менеджер» зву­чали непривычно. Сегодня в стране возникли сотни курсов, семинаров, школ бизнеса и менеджмента. Некоторые опира­ются на солидный зарубежный опыт и привлекают иностран­ных консультантов. Но желающих приобщиться к основам современного менеджмента гораздо больше — спрос явно пре­вышает предложение.

И тогда остается единственный путь — самообразова­ние. Но и он мало кому доступен, особенно на периферии. В стране не хватает литературы. Предлагаемая книга призва­на в какой-то мере помочь изучающим социологию менеджмен­та. Конечно, она не охватывает всех проблем. В поле зрения автора попали прежде всего исторические аспекты, а из совре­менности — те методы и концепции, которые связаны с уп­равлением персоналом. Но это — сердцевина менеджмента.

Personnel Management включает социологические и со­циально-психологические концепции, принципы и конкретные методы эффективного управления персоналом. Изложение учебного курса обычно начинается с краткой истории пред­мета исследования, классификации основных школ и направ­лений, а завершается технологией «человеческих отноше­ний». Кроме того, в содержание цикла обучения включаются такие вопросы, как структура организации, динамика взаи­моотношений между руководителем и подчиненными, мо­тивация и стимулирование труда, модели организационного поведения людей, лидерство и стиль руководства, межлично­стные отношения в малой рабочей группе, разрешение кон­фликтов, прикладные программы повышения производительности, управления по целям, обогащения труда, партисипативного менеджмента и некоторые другие темы. Литера­тура по социологии управления в США, Японии и Западной Европе, учитывая научные монографии, статьи в десятках журналов, газетах и других периодических изданиях, а так­же учебники, пособия, методики, насчитывает сотни тысяч названий. В этой области мы неизмеримо отстаем от циви­лизованных стран.

История менеджмента учебное пособие

Менеджер – наемный управленец, начальник!

Читайте так же:  Детское пособие красноуральск

Если у вас нет ни одного подчиненного – вы не менеджер, а максимум специалист!

Примета духовного обновления нашего общества – поистине всенародный интерес к истории. Идет закономерный процесс восстановления исторической памяти в экономической науке, которая, пожалуй, как никакая другая отрасль знания пострадала от подрыва исторических корней. Поэтому создание современного фактологического и методологического обеспечения экономической теории нуждается в реконструкции и элементарных факторов прошлого, и целостной научной картины экономического развития, и всего спектра экономических теорий и концепций, которые обеспечивали возможность исторического выбора путей развития нашей страны.

История экономики изучает хозяйственную жизнь человечества в его эволюции, начиная от первобытного общества и до современности. В рамках курса рассматривается народное хозяйство во всем составе отраслей производства, финансы, кредит, денежное обращение, внешнеэкономические связи, формы хозяйствования, а также экономический быт и хозяйственная культура. История экономики позволяет усвоить основные закономерности и особенности экономического развития общества, исторический опыт важнейших экономических реформ и осуществления экономической политики ведущих стран в соответствующие исторические эпохи. Это дает возможность увидеть долгосрочные тенденции экономического развития, без чего невозможно обосновать прогнозы для будущего. История экономики призвана формировать у студентов методологическую культуру, предостерегающую от абсолютизации и догматизации теоретических положений и способствующую привитию навыков «объемного видения» социально-экономических процессов, необходимую для принятия и осуществления грамотных решений на практике.

Учитывая недостаток необходимой для изучения литературы, главной идеей предлагаемого пособия его авторы избрали комплексность методического обеспечения. Это позволяет оказать помощь студентам всех форм обучения во время подготовки к лекционным и семинарским занятиям, а также при самостоятельном изучении курса.

1. Программа курса «История экономики»

Тема 1. Введение в историю экономики

Предмет истории экономики и его эволюция в работах представителей немецкой исторической школы, марксизма, институционализма, школы «Анналов», клиометрии. Современные трактовки предмета. Международный конгресс по экономической истории. Общее и особенное в экономическом развитии и истории экономики. Методы историко-экономического анализа. Функции науки. Место истории экономики в системе экономических наук. Проблемы периодизации истории экономики. Формационный и цивилизационный подходы. Экономические циклы и периодизация истории экономики. Основные признаки хозяйства. Основы типологии хозяйства. Россия и мировая экономика.

Структура курса. Общая характеристика источников и литературы.

Тема 2. Хозяйственные формы и отраслевая структура экономики древнего мира

Общая характеристика эпохи и ее хронологические рамки. Основные черты и направления развития первобытного общества и его хозяйства. Технические достижения. Фазы эволюции. Хозяйственно-технические достижения. Неолитическая революция.

Фазы эволюции и варианты развития рабовладения. Особенности хозяйства древневосточных обществ. Античное рабовладение. Внешнеэкономическая деятельность. Причины упадка и гибели рабовладельческой системы.

Особенности первобытной экономики у восточных славян. Факторы, влияющие на ход экономического развития русских земель. Формы организации хозяйства и их эволюция. Основные виды деятельности восточных славян. Особенности перехода к классовому обществу.

Тема 3. Экономическое развитие в эпоху средневековья

Пути и этапы развития средневековой экономики. Возникновение феодальной собственности и ее эволюция. Абсолютное и условное землевладение.

Особенности восточной и западной моделей феодализма. Изменение структуры экономики и форм хозяйствования. Поместье, вотчина, крестьянское хозяйство, ремесленная мастерская, гильдия, цех. Межгородская и международная торговля. Роль средиземноморской торговли в экономическом развитии средневековой Европы. Ганзейский союз. Особенности финансовой системы. Денежное обращение и денежная торговля. Средневековые банкиры и их операции. Начало вексельного обращения.

Экономический быт и хозяйственная культура средневековья.

Тема 4. Хозяйственный строй русских земель в IX–XVII вв.

Организация феодального хозяйства в Киевской Руси. Пути образования и функции древнерусских городов. Особенности организации ремесленного производства. Развитие внутренней и внешней торговли. Возникновение денежной системы. Истоки русского предпринимательства.

Формы хозяйствования и структура экономики в период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига. Формы землевладения и эволюция отношений зависимости. Феодальная рента и ее виды. Торговля и денежное обращение.

Социально-экономические основы объединения русских земель. Формирование приказной системы управления. Патриархально-семейный корпоративизм как важнейшая черта русского домохозяйства. Усиление закрепощения. Становление и эволюция национальных форм организации производства. Развитие торговли.

Экономика Русского централизованного государства во второй половине XV–XVII вв. Образование всероссийского рынка. Начало хозяйственного освоения Сибири. Проблема распространения экономических циклов в российской экономике. Мобилизационный тип развития и его признаки. Экономические преобразования Алексея Михайловича.

Тема 5. Особенности экономического развития европейских стран в эпоху первоначального накопления капитала и мануфактурного производства

Великие географические открытия и торговая революция XVI в. «Революция цен» и ее последствия для Западной Европы. Первоначальное накопление капитала: источники, методы и результаты. Особенности развития в Голландии, Англии, Франции и Германии.

Возникновение мануфактурного производства. Изменение экономической структуры ведущих стран. Развитие мировой торговли. Эволюция форм торговой политики. Роль буржуазных революций в хозяйственном развитии Голландии и Англии.

Особенности начального этапа первоначального накопления капитала в России. Проблема российской модернизации. Реформы Петра 1 и их последствия для социально-экономического развития страны.

Читайте так же:  Договор поставки оборудования форма

Экономическая политика Екатерины II. Усиление монополизма и крепостного характера экономики. Состояние финансовой базы России. Проблемы государственного бюджета.

Экономика России в конце XVIII-первой трети XIX вв. Складывание разрешительной системы предпринимательской деятельности. Роль раскольников в экономической жизни России. Сепаратное акционерное законодательство и развитие акционерных обществ. Становление биржевой системы. Опыт хозяйственных реформ.

Тема 6. История промышленного переворота и индустриализации конца XVIII–XIX вв.

Содержание промышленного переворота Его источники, направления, последствия. Особенности в европейских странах, США и Японии. Сдвиги в структуре экономики и занятости населения. Развитие финансовой системы. Страны-лидеры и их экономическая роль в мире.

Хозяйственное развитие России в 1830–1860 гг. Предпосылки и условия промышленного переворота. Основные проблемы и противоречия индустриального развития в крепостнических условиях. Методы стимулирования сырьевого и сельскохозяйственного экспорта. Причины отставания России. Структурный кризис 1850–1860 гг. Экономические реформы 1860–1870 гг. и их влияние на экономическое развитие страны.

История менеджмента: становление, развитие, перспективы Учебное пособие

Рецензент: Платов О. К., доктор экономических наук, профессор

Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова

Разумов И. В., Кудрявцева Т. Ю. История менеджмента: становление, развитие, перспективы: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2008. – 136 с.

В учебном пособии в краткой и доступной форме рассматривается эволюция понятия «менеджмент» в контексте управленческих революций. Раскрываются особенности формирования менеджмента как науки, нашедшие отражение в развитии школ научного управления и в практике становления национальных моделей менеджмента. Анализируются проблемы менеджмента на современном этапе и перспективы его развития в будущем.

Учебное пособие предназначено для использования в учебном процессе при изучении курса «История менеджмента». Для студентов и преподавателей экономических специальностей.

© И. В. Разумов, 2008

© Т. Ю. Кудрявцева, 2008

© Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, оформление, 2008

ГЛАВА I. Эволюция управленческой мысли периода

§ 1.1. Управленческие традиции Древнего Востока ………………………….9

§ 1.2. Экономико-правовые основы управленческих идей и практики Древней Греции и Рима……………………………………………………………..13

§ 1.3. Управленческие воззрения средневековья. Роль Н. Макиавелли в формировании знаний об управлении…………………………………………….15

Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………..19

ГЛАВА II. Становление и развитие науки управления……………. 21

§ 2.1. Накопление знаний об управлении в период промышленного производства…………………………………………………………………………..21

§ 2.2. «Принципы научного управления» Ф. Тейлора и развитие теории менеджмента……………………………………………………………………………..29

§ 2.3. Принципы эффективности управления Г. Эмерсона и М. Кука……..35

Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………. 38

ГЛАВА III. Классическая (административная) школа управления.40

§ 3.1. Административная теория А. Файоля…………………………………..40

§ 3.2. Теория бюрократии М. Вебера и социология менеджмента………. 45

§ 3.3. Концепции управления У. Ньюмана, Дж. Муни и А. К. Рейли. Систематизация положений классической школы……………………………….49

Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………. 54

ГЛАВА IV. Человеческий фактор в теории управления………………..56

§ 4.1. Школа человеческих отношений и Хоторнские эксперименты

Э. Мэйо в развитии теории менеджмента……………………………………..56

§ 4.2. Философия управления М. П. Фоллет…………………………………….60

§ 4.3. Влияние школы поведенческих наук на теорию управления…………65

Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………. 74

ГЛАВА V. Количественная школа управления…………………………. 76

§ 5.1. Количественные методы и «исследование операций»

§ 5.2. Ситуационный подход и его вклад в развитие

§ 5.3. Формирование системного подхода к управлению……………………. 83

Вопросы для обсуждения на семинаре………………………………………….. 87

ГЛАВА VI. Национальные особенности и модели менеджмента………89

§ 6.1. Становление и развитие американской и западноевропейской моделей менеджмента………………………………………………………………89

§ 6.2. Формирование Японской модели управления………………………. 103

§ 6.3. Становление рыночной модели управления

в России: национальные особенности и традиции…………………………108

§ 6.4. Проблемы и перспективы развития менеджмента на

Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………129

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 133

Изучение менеджмента, также как и изучение цивилизаций и культуры, представляет собой исследование эволюции взглядов на природу управления.

Предметом «Истории менеджмента» является общественно-исторический процесс возникновения, развития и изменения системы знаний, взглядов, представлений и суждений об управлении.

Английское слово «management»в переводе означает «управление». В классическом представлении слово «управление» шире понятия «менеджмент». Однако вотечественной литературе «менеджмент»и «управление» определяются как слова-синонимы. Вместе с тем следует отметить, что семантика слова «менеджмент» очень сложна и истинный объем и содержание данного понятия можно увидеть, только проследив эволюцию взглядов на управление.

Так в период древних цивилизаций не существовало аналога понятию «менеджмент». В основе взглядов на управление лежали сложившиеся обычаи и традиции, которые получили закрепление в законодательных актах и древних письменных источниках.

В эпоху средневековья происходит оформление взглядов на управление, обусловленное развитием цеховой организации ремесленного производства.

Промышленная революция привела к переосмыслению воззрений на управление, которое стало рассматриваться в контексте технологического обеспечения предприятий, внедрения на них машин и концентрации людских ресурсов в рамках промышленного производства.

Читайте так же:  Как взять ипотеку под материнский капитал матери одиночки

В XXв. осуществляется систематизация накопленных знаний об управлении, и появляется первое определение содержанияпонятия «менеджмент» — «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц» 1 . Кроме того, в 1910 г. в обиход вводится понятие «научное управление».

На современном этапе понятие «менеджмент» трактуется как:

умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей 2 ;

управленческая деятельность, включенная в качествесоставляющей в деятельность организации в целом 3 ;

способ, манера обращения с людьми, особого рода умения и административные навыки, орган управления 4 ;

совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности 5 ;

Эволюция содержания понятия «менеджмент» связана с качественными изменениями функций и принципов управления, что нашло свое отражение в управленческих революциях.На сегодняшний день можно выделить пять управленческих революций.

Первая управленческая революция, хронологически охватываяпериод Древнего мира, связана с необходимостью централизации хозяйственной деятельности древних государств, обусловленной крупномасштабными строительными и мелиорационными работами. Именно на этот период приходится зарождение первых представлений об управлении, которые с позиций современности правомочно рассматривать как оформление такой управленческой функции какорганизация. Первая управленческая революция характеризуется возникновением формальной системы организации и регулирования отношений людей.

Вторая управленческая революция приходится на периодсредневековья. Эволюции взглядов на управление в рассматриваемый период способствовало развитие цехового производства, которое оказало существенное влияние на становление и развитие такой функции управления какконтроль. Реализация данной функции в эпоху средневековья нашла свое отражение во взглядах на регулирование производственной деятельности, посредством координации и контроля цеховой структуры производства (контроль за объемом выпускаемой продукции, координация деятельности подмастерьев и др.)

Третья управленческая революциясовпала с промышленной (XVIII – XIX вв.), последняя была обусловлена развитием фабричного производства и его механизации. Фабричная система производства породила новые проблемы, связанные с соблюдением работниками жестких производственных требований, определяемых стремлением предпринимателей максимизировать уровень производительности, с тем, чтобы оправдать свои капитальные вложения. В связи с этим возникла необходимость в жестком учете всех стадий промышленного производства, от сырьевых запасов до технического оснащения и уровня профессиональной подготовки рабочих.

Четвертая управленческая революция, хронологические рамки которой, по нашему мнению приходятся на конецXIX– 80-е гг.XXв. была вызвана слиянием финансового и промышленного капитала, повлекшего за собой образование и развитие крупнейших корпораций. Усложнение хозяйственной практики потребовало систематизации накопленных знаний об управлении и обусловило зарождение принципиально новой функции менеджмента –планирования,нашедшей свое отражение в поиске выгодных вложений капитала. Кроме того, именно на этот период приходится возникновение теории администрирования, которая центральным звеном своих исследований сделала роль управляющих в корпорации.

Пятая управленческая революция, которая ведет отсчет с конца XXв. связана, прежде всего, с развитием информационных систем, которые посредством применения новейших экономико-математических методов в управлении обусловили зарождение такой функции менеджмента какпрогнозирование.

Рассматривая развитие теории и практики менеджмента, следует отметить, что не существует никаких универсальных приемов или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. Однако на протяжении веков выработались подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Каждый из изложенных далее подходов внес заметный вклад в понимание целей, задач и принципов современного менеджмента.

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления: подход с позиций выделения различных школ в управлении (школа научного управления, классическая школа, поведенческая школа, количественная школа управления);процессный подход; системный подход;ситуационный подход.

Таким образом, эволюция понятия «менеджмент» непосредственно связана с особенностями формирования управления как науки, развитием школ научного управления и практикой становления национальных моделей менеджмента.