Лицензионные требования к вузам 2019

Оглавление:

Кабмин утвердил лицензионные требования для автобусных перевозок

Поделиться в социальных сетях:

Фото: портал мэра и правительства Москвы

Дмитрий Медведев подписал указ о требованиях к соискателю лицензии на автобусные пассажирские перевозки. Документ опубликован на сайте правительства РФ.

Закон вступает в силу с 1 марта. Согласно требованиям, автобус должен быть оборудован цифровым тахографом и системой определения места нахождения ГЛОНАСС. Документ выдается как под личный транспорт, так и арендуемый сроком на пять лет.

На оформление лицензии у компаний есть 120 дней, то есть до июля. Без лицензии перевозчикам грозит штраф в размере 50 тысяч рублей – для физлиц, 100 тысяч рублей – для индивидуальных предпринимателей и 400 тысяч рублей – для юридических лиц.

В октябре прошлого года депутаты Госдумы приняли законопроект, который предполагает оснащение транспортных средств тахографами с правом доступа органов государственного контроля к их показаниям. Речь идет о транспортных средствах, которые перевозят более восьми человек.

Поделиться в социальных сетях:

Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.

СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.

Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».

Учредитель и редакция — АО «Москва Медиа». Главный редактор И.Л. Шестаков. Адрес редакции: 127137, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. 24, стр. Тел.: +7 (495) 728-73-81. Почта: m24@m24.ru.

Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Источник и правообладатель информации о курсах валют — ПАО «Московская биржа». По условиям распространения информации обращаться на ПАО «Московская биржа». Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».

Аккредитация и лицензирование вузов

Даже если сегодня с документами у выбранного вами вуза всё в порядке, ситуация может измениться. Она меняется ежегодно. Когда вуз только открывается, он проходит процедуру первичного лицензирования и получает право вести образовательную деятельность по тем или иным специальностям. Затем его ждет постлицензионный контроль (не чаще, чем один раз в 2 года). Позднее подходит срок повторного лицензирования (лицензия выдается на пять лет).

Процедура аккредитации также проходит, как правило, раз в 5 лет. Она призвана подтвердить надлежащее качество образования в этом образовательном учреждении и право выдачи дипломов государственного образца. А также по прохождении аккредитации становится понятно, что же это за учебное заведение на самом деле: университет, академия или институт. Правда, став однажды университетом, вуз не гарантирует ни себе, ни студентам, что подтвердит этот статус в дальнейшем.

Лицензию и свидетельство об аккредитации вы можете требовать непосредственно в приемной комиссии. Смотрите на дату выдачи — и подсчитывайте, до какого года действуют оба документа! В электронном виде они должны быть размещены на сайте вуза. В крайнем случае уточните информацию о вузе непосредственно в Рособрнадзоре.

У Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова подобные документы можете не проверять. У главного университета России свой особый статус, к тому же МГУ продвигает идею даже о том, чтобы выдавать собственные дипломы.

По отношению к процедуре аккредитации нет разницы, какой вуз ее проходит — государственный или нет. Качество образования в негосударственных вузах вполне способно удовлетворять аккредитационным требованиям. (Другое дело — прогнозируемое в связи с кризисом изменение платежеспособности тех, кто будет учиться на платной основе где бы то ни было.) К тому же со временем Рособрнадзор собирается разработать механизмы учета негосударственной позиции частных вузов в государственной процедуре аккредитации.

Аккредитация учебной программы

От аккредитации самого учебного заведения следует отличать аккредитацию программ и всего того, что имеет отношение к содержанию и средствам образования (учебники, проверочные тесты). Аккредитация программы — это утверждение ее Министерством науки и образования РФ. Программа получает аккредитацию не раньше, чем проходит первый выпуск студентов. У одного и того же вуза, наряду с аккредитованными образовательными программами, могут быть неаккредитованные — скажем, новые. При выборе вуза (в крайнем случае — при подаче документов) обращайте внимание на то, какие образовательные программы аккредитованы, а какие — нет. Такое может встретиться часто, тем более что большое количество образовательных программ аккредитацию не проходят. И главная причина отказа в аккредитации — неудовлетворительное качество образования. (По сравнению с программами, даже у вузов в целом дела с аккредитацией обстоят лучше. Так, несмотря на то, что на октябрьской аккредитационной комиссии 2 университета из 6 не подтвердили свой статус, всё же за последние 4 года практически не было вузов, которые аккредитацию пройти не смогли вовсе.) По неаккредитованным программам диплом государственного образца выдать не могут.

Что делать, если вы заплатили за обучение, и вам не нравится, как вас учат, — а до государственных проверок в вашей альма-матер еще далеко? Студенты-платники, которых не устраивает качество образования, теоретически могут обращаться с претензиями в территориальные органы управления образованием. Впрочем, сначала лучше перечитать свой же договор с вузом. Допустим, студента, не полностью внесшего оплату за обучение, не допустили до сессии. Но в контракте это условие может быть зафиксировано заранее. Старайтесь контролировать сами, хорошо ли вам преподают. Интересно, в каких облаках витал тот уральский заочник, который только по окончании университета обнаружил, что его плохо выучили, и подал в суд. Дело, конечно, завели, рассмотрели (это было в прошлом году) — но исковые требования оставили без удовлетворения.

Что подвергается проверке?

И вот наступает аккредитация — та самая «неожиданная» угроза вузу, в который вы, надеемся, благополучно поступите. Представитель Рособрнадзора организует проверку и приглашает примкнуть к ней специалистов, способных провести анализ качества образования по своей специальности. Перед проверкой преподаватели могут повысить требования к студентам, поскольку тех будут тестировать, чтобы вуз подтвердил свою репутацию, — это значительная часть всех инспекторских действий. Тестируют студентов выборочно, не всех. Проверочные тесты стандартизованы и называются АПИМ (аттестационно-педагогические измерительные материалы). Преподаватель на своих обычных лекциях отклонялся от стандарта? Это его вина.

Проверке подвергаются аккредитационные показатели — не только качество обучения, но и научная деятельность (кстати, эксперты из ГУ-ВШЭ утверждают, что научной работой сегодня занимаются не более 19 % из 330 000 преподавателей вузов). Во время аккредитации эксперты проверяют и лицензионные показатели — оценивают условия образовательной деятельности и подбор кадров.

Особое внимание отныне станут уделять сайтам вузов. Как оказалось, раньше там размещались в том числе и недостоверные сведения — заявляли о наличии лицензии, которая на самом деле приостановлена или отозвана, или предлагали специальности, которых нет в действующей лицензии вуза. Несмотря на то, что здесь идет речь о лицензии, требование говорить о ней правду на сайте — это не лицензионное, а аккредитационное требование. Прозрачность, доступность информации, как и ее достоверность, — всё это тоже аккредитационные требования.

На сайте должен быть представлен перечень всех специальностей и направлений подготовки студентов, указана возможность обучения по всем формам, которые только есть в вузе (по очной, вечерней или заочной), и обозначено наличие военной кафедры. Казалось бы, всё это нет нужды перечислять в аккредитационных требованиях, потому что всё это само собой разумеется. Увы, доверчивые граждане верят не только интернет-блефу, что институт — это якобы университет, но и объявлениям, которые клеил прямо на зданиях церквей недавно пойманный в Москве мошенник. Он представлялся ректором Института духовной культуры святых Кирилла и Мефодия и успел собрать со своих студентов немалые средства.

Если Рособрнадзор видит основания лишить вуз аккредитации, сначала он может сделать предупреждение, с тем чтобы вуз улучшил ситуацию.

На это дается время. Например, Воронежскому госуниверситету отвели полгода на то, чтобы привести в порядок график обучения юристов и экономистов. Справедливо? Да. Однако не всё можно улучшить за полгода. Скажем, финансирование вузов — вне зависимости от мирового кризиса — остается неизменным. И если бы критике подверглось устаревшее лабораторное оборудование, то новое так просто не купишь. А приобрести всю необходимую актуальную научную литературу, возможно, относительно легко только в Москве. Имеет ли вуз право жаловаться на тяжелое материальное положение? Это помогает выяснить камеральная проверка — когда проверяется, как вуз расходует бюджетные средства. В ходе аккредитации такой вид контроля также возможен.

Неисполнение требований ведет к приостановлению лицензии или аккредитации вуза. А если в процессе проверки вуз «остался в живых», но не подтвердил статус университета, он переходит в статус академии или института. Так произошло с Барнаульской педагогической ныне уже академией и с Петербургским архитектурно-строительным теперь просто институтом (когда-то знаменитым ЛИСИ).

Студент вуза, потерявшего аккредитацию, уже не может получить диплом государственного образца (а просто диплом этого вуза — получить вправе). Когда есть желание пройти непременно государственную итоговую аттестацию, это можно сделать в другом, аккредитованном вузе. А если итоговая аттестация еще нескоро, и вы хотите перевестись в аккредитованный вуз, чтобы учиться, то на новом месте вам придется сдать зачеты и экзамены по предметам, составляющим академическую разницу в учебном плане.

Читайте так же:  Бизнес статистика учебное пособие

Некогда аккредитованный, вуз предоставлял отсрочку от службы в армии? Не продлив аккредитацию, он теряет право давать и отсрочку от армии.

Если вы поступите в филиал, а он не продлит аккредитацию, вы сможете пройти госаттестацию в головном вузе. Другой вопрос, поступать ли в филиал: эти подразделения вузов оказались сейчас в группе риска. Раньше просторные корпуса, замечательная библиотека и роскошный профессорско-преподавательский состав головного вуза в другом городе автоматически позволяли аттестовать по этим критериям и его филиал. Теперь все эти условия должны быть соблюдены в самом филиале, иначе тот просто ликвидируют. Так, последнее предупреждение получил филиал Московского института экономики, менеджмента и права в Воронеже, а многие филиалы вузов так и вовсе уже закрыты.

Через год после лишения статуса университета вуз может снова попытать счастья. Но он вправе и оставаться институтом, если его руководство сочтет факт разжалования справедливым. А когда проверка ставит под угрозу само существование вуза, то дожидаться ее вовсе необязательно. Так, представительства ВЗФЭИ в Калаче и Россоши, вопреки правилам проводившие образовательную деятельность (учить студентов разрешено только головным вузам и филиалам), свернули свою работу сами.

Разработка процедуры аккредитации вузов продолжается. Сие означает, что среди аккредитационных требований скорее всего возникнут новые. А для вас это значит, что при выборе вуза вам придется быть еще внимательнее.

Лицензионные требования к вузам 2019

Получаете ли вы премии?

Да, обычно в размере 13-й зарплаты

Нет, но нам стабильно выплачивают стимулирующие

Премии-то выдают, но это и не премии, а способ доведения зарплаты до средней по региону

Какие премии? Нам бы саму зарплату выплатили…

Всего проголосовало: 158

Когда слова не расходятся с делом

номер 09, от 27 февраля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

8 Марта. В этот день чествуют женщину. Ее неповторимость, искренность, красоту, профессиональную чуткость… Да, без разговоров о роли женщин в развитии экономики, политики и общества не обойтись. Этот праздник и появился в свое время как доказательство того, что женщины способны трудиться во всех сферах деятельности наравне с мужчинами. Они доказали. И показали, как ценна и прекрасна женственность, как она к месту в любом деле. И особенно в педагогике… О вас, наши дорогие и прекрасные учительницы, классные руководительницы, директрисы, большинство материалов этого номера!

Под рубрикой «А вы читали?» мы публикуем рецензию на новый сборник Дмитрия Липскерова «Туристический сбор в рай». В сборнике три десятка рассказов: от коротеньких миниатюр на две-три страницы до обстоятельных жизненных историй. Все персонажи – простые люди, которых легко встретить на улице или в метро. И кто знает, может быть, вы обнаружите среди них себя.

Писатель, путешественник и автор «Учительской газеты» Владимир Супруненко снова собирается в дорогу. В марте-апреле этого года его маршрут пройдет вдоль Нила, а в июне-июле он отправится в… Гилею. Где это? Присоединяйтесь и узнаете! Все подробности – в анонсе экспедиции.

Наши приложения

Аккредитация и лицензирование

Новые требования к процедурам от А до Я

— Чем вызвано принятие новых правил аккредитации и лицензирования?
— В марте этого года постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены Положения «О лицензировании образовательной деятельности» (от 16 марта 2011 г. № 174), «О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» (от 21 марта 2011 г. № 184).
Данные Положения приняты в соответствии с нормами Федерального закона от 8 ноября 2010 года № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией представления государственных услуг в сфере образования».
В свою очередь нормы Федерального закона
№ 293-ФЗ были разработаны в соответствии с требованиями распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 № 297-р «О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования».
В целом появление всех законодательных актов по этим процедурам продиктовано возрастанием требований общества к качеству подготовки выпускников высших учебных заведений, а также необходимостью создания более простых и прозрачных технологий лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений.

— Чем отличаются новые требования от существовавших ранее?
— Новизна Положений состоит в основном в том, что в них четко определены и существенно уменьшены сроки проведения процедур; строго регламентированы перечни документов, представляемых образовательным учреждением для проведения таких процедур; установлены конкретные основания для отказа в приеме документов на процедуры лицензирования и государственной аккредитации; установлены перечни подзаконных актов, регламентирующих сами процедуры (если взять государственную аккредитацию — в общей сложности будет подготовлено и утверждено более полутора десятков приказов Минобрнауки России и Рособрнадзора).

— Как принятие новых правил отразится на системе образования? Повысятся ли качество обучения и конкурентоспособность вузов?
— Рособрнадзор надеется на то, что работа в соответствии с новыми Положениями будет способствовать повышению открытости и прозрачности процедур лицензирования и государственной аккредитации, повышению ответственности самих образовательных учреждений за их последствия; созданию предпосылок для того, чтобы учредители вузов, не имеющих соответствующих условий качественной реализации образовательных программ, прекращали их деятельность.

— С принятием новых требований не будет ли обвального сокращения количества вузов?
— Решения об открытии или ликвидации образовательного учреждения принимает учредитель. Рособрнадзор несет ответственность за то, чтобы образовательными учреждениями в полном объеме выполнялось законодательство об образовании, чтобы качество образования соответствовало требованиям, которые предъявляют к выпускникам общество и государство.

— Требования к государственным и негосударственным вузам равны или чем-то разнятся?
— Они всегда были одинаковы для всех образовательных учреждений независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.

— Позволяют ли новые правила функционирование удаленных точек доступа (дистанционные технологии)?
— Позволяют. Вместе с тем считаем целесообразным утвердить нормативно-правовой акт (на уровне приказа Минобрнауки), регулирующий вопросы, касающиеся осуществления образовательного процесса с применением дистанционных технологий в полном или частичном объеме.

— Как учитывается библиотечный ресурс? Можно ли учитывать электронную библиотеку, портал вуза при прохождении аккредитации?
— Будет учитываться так, как это установлено федеральными государственными образовательными стандартами. Вместе с тем считаем целесообразным отметить, что наличие электронно-библиотечной системы и обеспечение доступа к ней является лицензионным нормативом.
Что касается, как сформулировано в вопросе, «учитывать электронную библиотеку, портал вуза при прохождении аккредитации», можно ответить следующим образом: начата разработка механизма оценки электронных ресурсов образовательного учреждения при экспертизе соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

— Каков перечень документов для подачи заявления для государственной аккредитации отдельной образовательной программы? Сроки предоставления документов? Ограничения по срокам подачи документов? Форма заявления? Надо ли рабочие учебные планы представлять в Информационно-аналитический центр анализа (г. Шахты)? Срок и порядок представления модуля отдельной образовательной программы?
— Перечень документов при подаче заявления для переоформления свидетельства о государственной аккредитации на неаккредитованные образовательные программы или укрупненные группы направлений подготовки и специальностей содержится в подпункте «а» пункта 29 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 184.
В письмах Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.03.2011 № 02-77 и от 19 апреля 2011 г. № 02-92, размещенных на официальном сайте Рособрнадзора, также указан перечень документов, прилагаемых к заявлению для государственной аккредитации таких образовательных программ, а также порядок представления документов в Рособрнадзор.

— После переоформления свидетельства о государственной аккредитации с указанием укрупненных групп направлений подготовки и специальностей будут ли являться аккредитованными программы бакалавриата, лицензированные в вузе?
— Согласно требованиям пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» свидетельство о государственной аккредитации, выданное до 1 января 2011 г. образовательному учреждению и научной организации, реализующим аккредитованные основные профессиональные образовательные программы, переоформляется по заявлению образовательного учреждения и научной организации на срок действия имеющегося свидетельства о государственной аккредитации с указанием в приложении к свидетельству о государственной аккредитации укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, соответствующих аккредитованным основным профессиональным образовательным программам (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени).
Таким образом, при наличии у образовательного учреждения аккредитованных направлений подготовки бакалавров, относящихся к конкретной аккредитованной укрупненной группе направлений подготовки и специальностей, другие направления подготовки бакалавров, по которым осуществляется подготовка в соответствии с лицензией, относящиеся к этой же укрупненной группе направлений подготовки и специальностей, являются аккредитованными.

— Каким образом будет происходить процесс оценки качества подготовки специалистов (бакалавров, магистров)? Тестирование было построено на идее соответствия дидактических единиц в государственных образовательных стандартах второго поколения. В стандартах третьего поколения этого нет.
— Согласно требованиям пункта 10 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений или научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 184, при проведении экспертизы соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям осуществляется анализ уровня освоения федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований, в том числе путем тестирования указанных обучающихся и выпускников организации с использованием заданий стандартизированной формы (аккредитационных педагогических измерительных материалов).

— С сентября 2011 года вузы переходят на новые ФГОС ВПО. Какие программы заявлять на аккредитацию, если вуз будет еще 4 года осуществлять выпуск по ГОС второго поколения?
— В соответствии с требованиями п. 3 ст. 33.2. Закона Российской Федерации «Об образовании» государственная аккредитация образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении, научной организации или их филиалах, проводится при наличии обучающихся, завершающих обучение по этой образовательной программе в текущем учебном году.

Читайте так же:  Транспортный налог в 2019г в московской области

— Роль и правовой статус общественной аккредитации при аккредитации вуза?
Согласно требованиям пункта 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации образовательного учреждения или научной организации рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации. В настоящее время механизм учета их результатов разрабатывается Рособрнадзором.
— Если вузу отказано в аккредитации согласно старому Положению, повторно заявление подается через год. Новое положение не содержит этого ограничения. Вопрос: когда (через какой срок) после решения об отказе может быть подано заявление на аккредитацию повторно?
В соответствии с требованиями п. 36 ст. 33.2. Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение или научная организация вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа в государственной аккредитации, лишении государственной аккредитации.

— Когда будут выложены на сайте Рособрнадзора новые формы документов для аккредитации?
— После утверждения форм документов соответствующими приказами Минобрнауки России.
Появится ли форма и требования к содержанию отчета о самообследовании? Где ее взять?
Проект формы отчета о самообследовании подготовлен. После утверждения соответствующим приказом Минобрнауки России будет размещен на официальном сайте Рособрнадзора.
До утверждения формы отчета о самообследовании рекомендуется руководствоваться требованиями письма Рособрнадзора от 19 апреля 2011 г. № 02-92.

— Кто регламентирует профили подготовки в рамках аккредитованного направления или специалитета?
— В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения профили подготовки выпускников устанавливаются примерными учебными планами с учетом потребностей работодателей.

— Надо ли согласовывать с Рособрнадзором состав итоговой аттестационной комиссии?
— Согласно требованиям п. 9 приказа Минобразования России от 25 марта 2003 г. № 1155 председатель государственной аттестационной комиссии утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится образовательное учреждение.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 30.01.2007 № 33 утверждает кандидатуры председателей государственных аттестационных комиссий для имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальных высших учебных заведений.
Согласование составов итоговых аттестационных комиссий по неаккредитованным образовательным программам в полномочиям Рособрнадзора не отнесено.

— До 2011 года лицензия выдавалась на срок
5-6 лет учреждениям, обеспеченным нежилыми помещениями для осуществления образовательной деятельности. На какой срок заключать договоры аренды или безвозмездного пользования при бессрочной лицензии?
— На основании п.5 ст.33.1 Федерального закона № 293-ФЗ лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно. Рособрнадзор не ограничивает сроки заключения договоров аренды и безвозмездного пользования недвижимым имуществом для организации образовательного процесса. Однако, если в рамках контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган выявит нарушение в части используемых в образовательном процессе объектов недвижимости, которое явилось результатом прекращения законного права владения и пользования объектом недвижимости, лицензирующий орган выдает предписание, неисполнение которого является основанием для приостановления действия лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Грубые нарушения лицензионных требований и что за них будет

Вот и случилось то, что мы ждали уже давно. Правительство РФ в постановлении от 13.09.2018 № 1090 утвердило перечень грубых нарушений лицензионных требований. Когда они вступают в силу и что будет с теми управляющими организациями, кто их нарушит, расскажем сегодня.

Грубые нарушения лицензионных требований

Правительство РФ в постановлении от 13.09.2018 № 1090 установило перечень грубых нарушений лицензионных требований. Подробнее о том, что это такое, рассказала Елена Шерешовец, директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета по энергетике Государственной думы РФ, практикующий юрист.

Перечень грубых нарушений лицензионных требований

Изменения внесены в постановление Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» ‒ добавлены пункты 4(1) и 4(2). В первом перечислены грубые нарушения лицензионных требований. Во втором ‒ наказание за их совершение.

Грубых нарушений восемь, большинство из них вступают в силу с 23 сентября. Первое ‒ несоблюдение требований, установленных частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ (нарушение минимального перечня работ и услуг), повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан. Несоблюдение таких требований должно быть подтверждено вступившим в законную силу решением суда.

Второе ‒ непроведение управляющей организацией гидравлических испытаний узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения в доме.

Третье грубое нарушение лицензионных требований ‒ незаключение в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления договоров о выполнении работ:

  • для надлежащего содержания систем ВДГО в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410;
  • по эксплуатации, обслуживанию и ремонту лифтов, подъёмных платформ для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743. Исключение ‒ выполнение работ по эксплуатации, обслуживанию и ремонту перечисленного оборудования управляющими организациями самостоятельно.

Следующее грубое нарушение лицензионных требований ‒ неисполнение обязанностей по договору управления, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ ‒ незаключение в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления договоров с РСО в целях приобретения коммунальных ресурсов для содержания общего имущества в МКД.

Пятое грубое нарушение ‒ наличие у лицензиата признанной им или подтверждённой судом задолженности перед РСО в размере равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств. Имеется в виду любой долг перед ресурсниками. Оплата указанной задолженности не отменяет нарушение.

Что можно сделать? Рекомендуем не подписывать акты с задолженностью, то есть не признавать задолженность. Если же дело дошло до суда ‒ до вынесения решения гасить задолженность текущими платежами. Обязательно необходимо делать это до вынесения судебного решения, потому как факт последующей оплаты, после признания долга судом, уже не отменяет нарушения.

Шестое грубое нарушение лицензионных требований ‒ отказ от передачи в установленных законодательством случаях технической документации на дом и иных связанных с управлением домом документов, ключей от помещений общего имущества, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, других технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации дома и управления им новой управляющей компании, ТСЖ, ЖК или ЖСК. Или, при непосредственном управлении, одному из собственников. Если данные собственника указаны в решении ОСС о выборе способа управления домом, документация отдаётся ему, если не указаны ‒ любому собственнику.

Грубым нарушением будет считаться также уклонение от передачи, нарушение порядка и сроков передачи технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, технических средств и оборудования. Так что отнеситесь к ведению и хранению технической документации на дом со всем возможным вниманием.

Вы грубо нарушите лицензионные требования, если не прекратите деятельность по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта РФ. Исключение ‒ продолжение такой деятельности в соответствии с положениями ч. 3 ст. 200 ЖК РФ, то есть пока в доме не будет выбрана новая УО, ТСЖ или ЖК, или собственники не заключат договоры с РСО и договоры на содержание и ремонт общего имущества.

Ещё одним грубым нарушением будет нарушение требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных п. 13 Правил № 416. Речь идёт о незамедлительной ликвидации засоров во внутридомовой инженерной системе водоотведения и мусоропроводах, об устранении аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения.

Утешительная новость ‒ этот пункт вступает в силу с 1 марта 2019 года, поскольку и новые требования к аварийно-диспетчерским службам, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 27.03.2018 № 331, вступают в силу с 1 марта 2019 года.

Что будет, если грубо нарушить лицензионные требования

В КоАП РФ планируется внести соответствующие изменения. Статья 14.1.3 КоАП РФ будет дополнена частью 3, которая подразумевает новые штрафы за грубые нарушения лицензионных требований в размере от 300 000 до 350 000 рублей. Сейчас к административной ответственности могут привлечь по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Упрощается процесс лишения лицензии. При повторном совершении управляющей организацией грубых нарушений лицензионных требований, которые предусмотрены подпунктами «в», «е», «ж» пункта 4(1) ПП РФ от 28.10.2014 № 1110:

  • незаключение договора по газу и лифтам,
  • отказ от передачи технической и иной документации,
  • непрекращение управления домом после исключения из реестра,

в течение 12 месяцев после первого нарушения все дома управляющей организации исключается из реестра и она лишается лицензии.

При повторном грубом нарушении лицензионных требований, предусмотренных другими перечисленными пунктами, в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований из реестра лицензий исключат сведения о многоквартирном доме или домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены.

О чём ещё постановление № 1090

Помимо установленных перечня грубых лицензионных требований и ответственности за повторное их нарушение, постановление № 1090 в целом интересно для управляющих организаций. Оно уточняет перечень лицензионных требований по управлению МКД.

Так, теперь к лицензионным требованиям также относятся:

  • ведение реестра собственников,
  • соблюдение обязанности приступить к исполнению договора управления с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта в связи с заключением договора управления,
  • соблюдение ч. 6 ст. 198 ЖК РФ. Она о том, что исключение информации о МКД из реестра лицензий является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом. При этом с даты исключения сведений из реестра лицензиат не имеет права управлять МКД. Исключение ‒ случаи, предусмотренные ч. 3 ст. 200 ЖК РФ.

Постановление устанавливает условия, при которых лицензирующий орган принимает решение о продлении срока действия лицензии. Результаты проверки должны показать, что лицензиат не нарушил сроки подачи заявления о продлении срока действия лицензии, он соответствует лицензионным требованиям и не имеет грубых нарушений лицензионных требований.

Читайте так же:  Правильно оформить трудовую книжку при приеме на работу

В документе уточняется перечень технической документации на дом и других документов, которые связаны с управлением МКД. Уточняется список технических средств и оборудования, которые ответственные лица обязаны принимать, хранить и передавать.

Так, в состав связанных с управлением домом документом нужно будет включать реестр собственников помещений в МКД (его ведение предусматривает ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ) и составленный с учётом требований законодательства о защите персональных данных список лиц, которые по решению ОСС используют общее имущество дома на основании договоров.

Постановление расширяет полномочия и компетенцию главного государственного жилищного инспектора. Уточнён предмет проверок в рамках государственного жилищного надзора. К нему отнесено, в том числе, соблюдение требований к:

  • обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которыми не принято решение о выборе способа управления МКД, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения;
  • соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;
  • порядку размещения информации в ГИС ЖКХ в соответствии с законодательством РФ и требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Как не получить штраф за грубое нарушение лицензионных требований при организации аварийно-диспетчерского обслуживания жителей

В нашем новом сервисе (программе) «АДС на 100%» мы учли все требования вышеупомянутого закона, а также требования ПП РФ № 354, Постановления Госстроя № 170 и ГОСТа 56037-2014.

Помимо соблюдения ПП РФ № 416 и ПП РФ № 1090, сервис позволяет перейти с бумажных носителей и Excel-файлов на современный электронный формат, упростить работу с обращениями жителей и третьих лиц, интегрирован с IP-телефонией и ГИС ЖКХ, ведёт запись телефонных разговоров и контролирует работу сотрудников на выезде (сантехники, электрики, мастера). В качестве бонуса управляющие компании получают два мобильных приложения: одно для общения и информирования жителей, второе для управления бригадами на выезде.

В сервис «АДС на 100%» мы включили все возможности традиционных систем для ПК и дополнили их современными инструментами. Это позволяет сервису совершенствовать работу управляющей организации любого размера. Вы сможете отказаться от устаревших программ и бумажных журналов, сэкономить на автоматизации, увеличить эффективность обслуживания жителей, и привлечь больше клиентов.

Таким образом, использование сервиса «АДС на 100%» гарантирует УО, что они будут полностью соответствовать всем лицензионным требованиям законодательства, в следствии чего их позиция на рынке укрепиться.

А самое приятное в сервисе «АДС на 100%» — это его цена, она составляет всего 1900 рублей + 40 рублей за МКД в месяц.

Лицензионными требованиями, предъявляемые к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, и подлежащие лицензионному контролю являются:

а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;

б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;

в) наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона № 273-ФЗ;

г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ;

д) наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;

е) наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Федерального закона № 273-ФЗ;

ж) наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»;

з) наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ;

и) наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона № 273-ФЗ;

к) наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии со статьей 50 Федерального закона № 273-ФЗ.

л) наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 273-ФЗ — для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

м) наличие документа, подтверждающего допуск организации, осуществляющей образовательную деятельность, к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с частью 4 статьи 81 Федерального закона № 273-ФЗ, а также в соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» — для профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, предусматривающих в период их освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, и (или) использование в учебных целях секретных образцов вооружения, военной и специальной техники, их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ;

н) наличие условий для практической подготовки обучающихся, обеспечивающейся путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, в соответствии с частью 4 статьи 82 Федерального закона № 273-ФЗ — для образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования;

о) наличие договора, заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанных и утвержденных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 273-ФЗ — для образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ;

п) соответствие требованиям статьи 152 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» — для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций;

р) наличие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также ее заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям — для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств в соответствии с частью 1 статьи 16, частью 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».

К грубым нарушениям лицензионных требований относятся:

К грубым нарушениям лицензионных требований относятся: нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ; нарушения лицензионных требований, указанных в пунктах «а» и «б» пункта 9 Положения, в том числе: отсутствие согласованных с ГИБДДД МВД России по Республике Коми учебных программ по подготовке водителей автотранспортных средств и отсутствие положительного заключения ГИБДДД МВД России по Республике Коми о соответствии учебно-материальной базы для подготовки водителей автомобиля.

Последствия несоблюдения лицензиатами лицензионных требований

1. Приостановление действия лицензии в случаях:

— привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении

грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном Российской Федерации;

— назначения лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном Российской Федерации;

2. Прекращение действия лицензии, при наличии решения суда об аннулировании лицензии.

3. Аннулирование лицензии (по решению суда).