Функция учителя и требования к педагогу
Основные требования к учителю, его функции и мастерство
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет ни любви к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель. Л.Н. Толстой.
Функции учителя. Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Можно сказать и так: учитель — человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует обратить внимание на слово «профессионально». Непрофессионально педагогической деятельностью занимаются почти все люди, но только учителя знают — что, где и как нужно делать, умеют действовать в соответствии с педагогическими законами, несут в установленном порядке ответственность за качественное исполнение своего профессионального долга.
Учитель начальной школы — особенный учитель. Он посредник между детьми и миром взрослых. Он в совершенстве знает таинства созревающей психики, умеет дать малышу знания, учит его быть человеком. Труд учителя начальной школы несравним по своей значимости ни с каким другим трудом: результатом его есть человек. Ему — самому знающему, самому ответственному, самому главному учителю — семья и общество вручают самое дорогое: судьбу своих граждан, своей страны, ее будущее. Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Каковы результаты труда педагогов сегодня — таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.
Уже в самые далекие времена обнаружилась железная закономерность: какие учителя — такое общество. В истории развития человеческой цивилизации те государства вырывались вперед, где были лучше школы и учителя. Любое умаление роли учителя почти всегда заканчивалось плачевно: государства хирели, нравы ухудшались. Скромен и незаметен учитель, но достаточно свести его с пьедестала и тем самым подорвать у людей веру в истину, личным представителем которой он выступает, как тут же поднимает голову и начинает свое разрушительное воздействие невежество, отбрасывая достижения цивилизации назад к пещерам.
С огромной страстью подчеркнул роль русского учителя в обществе М. Горький: «Если бы вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича! Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело, а у нас — это чернорабочий, плохо образованный человек, который идет учить ребят в деревню с такой же охотой, с какой пошел бы в ссылку. Он голоден, забит, запуган возможностью потерять кусок хлеба. А нужно, чтобы он был первым человеком в деревне, чтобы он мог ответить мужику на все вопросы, чтобы мужики признали в нем силу, достойную внимания и уважения, чтобы никто не смел орать на него . унижать его личность, как это делают у нас все: урядник, богатый лавочник, поп, становой, попечитель школы, старшина и тот чиновник, который носит название инспектора школ, но заботится не о лучшей постановке образования, а только о тщательном исполнении циркуляров округа .» [3, c.230]
Личностные особенности детей и подростков с отклонениями в развитии
Личность представляет собой одно из наиболее сложных психологических образований с точки зрения структуры, генезиса и функционирования. Именно поэтому данная категория в психологии выглядит так про .
Ребенок на улицах города
Педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах города: рассказывает о правилах дорожного движения; объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспор .
Методы профессионального самосовершенствования педагога
После проведения диагностики по оценке профессионально-личностные качества учителя, являющиеся примером для учеников начальной школы, нами было выявлено, что у некоторых учителей, участвующих в эксп .
Функция учителя и требования к педагогу
1. Функция учителя
Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания.
Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.
Поэтому функцией учителя является правильное построение воспитательного процесса. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков.
Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие – формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.
Условие эффективности воспитания – самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности.
Воспитывать – это значит направлять развитие субъективного мира человека, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Как указывал Л. С. Выготский, учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником.
Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в «зону ближайшего развития». На определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными «сотоварищами», а уж затем и вполне самостоятельно.
Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.
Основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя, самоутверждение и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.
2. Основные требования к учителю
Основная роль в воспитании подрастающего поколения возложена на школу, где важнейшую воспитательную функцию выполняют учителя. Для результативного осуществления воспитательного процесса учитель должен обладать определенными умениями, знаниями и навыками.
Именно на основании имеющихся у учителя умений и формируется авторитет учителя. Учитель должен уметь наладить контакт с классным коллективом. Сложность и вариативность педагогической деятельности учителя требует от него овладения широким спектром умений, которые к тому же всякий раз переструктурируются и творчески используются в зависимости от целей и возникающих педагогических задач.
Это особенно отчетливо просматривается при подготовке и проведении специально организованных воспитательных мероприятий. Воспитательная деятельность учителя требует от него постоянной профессиональной готовности к самосовершенствованию.
Для этих целей в современных условиях, когда требования к деятельности учителя как воспитателя существенно возросли, необходимы систематическая диагностика, самодиагностика, самоанализ как воспитательной деятельности учителя, так и реальных изменений в воспитанности учащихся.
Для самодиагностики и выявления резервных возможностей качества воспитательной работы существует специальная методика. В соответствии с этой методикой учитель может повысить эффективность воспитательной работы, найти эффективные управляющие функции, найти новые формы работы с учащимися.
Также к необходимым умениям, которыми должен обладать учитель для результативной воспитательной работы относятся: работа с «трудными», педагогически запущенными детьми; умение организовать классный коллектив, сформировать его как единый организм; умение стимулировать самодеятельность, самоуправление учащихся; понимать и глубоко знать психологию детей и подростков; уметь установить должный контакт и взаимодействие с родителями, другими учителями; умение разрешить конфликты в детском коллективе и другие.
Учителю особенно важно постоянно совершенствовать культуру педагогического общения, опираясь на принцип «Не навреди!» и соответствовать следующим правилам: не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости; не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки; не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины; не допускать проявление у учащихся чувств агрессивности и вражды; не убивать у учащихся веру в свои силы и способности; не допускать даже малейшей неточности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися; не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию.
Также одним из основных требований к учителю является его умение осуществлять целостный педагогический процесс во взаимодействии с другими учителями и родителями. К тому же учитель должен своим действенным примером указывать школьникам на нормы поведения.
3. Дисциплина в школе
Воспитательный процесс в школе ставит основной своей задачей создание гармонически развитой личности. Одним из положительных результатов успешно проведенного педагогического процесса является дисциплина в классе и школе. Этот результат, в свою очередь, позволяет результативно провести процесс дальнейшего образования и воспитания.
Именно поэтому проблема организации дисциплины в школе, а также проведение специальных мероприятий по обеспечению дисциплины являются основной задачей учителя и коллектива школы в целом.
Дисциплиной считается соблюдение всеми учащимися школы определенных норм поведения, перечень которых приведен в уставе школы. Чаще всего с проблемой недисциплинированности в классе сталкиваются молодые неопытные учителя. Это может быть вызвано тем, что учитель еще не успел заработать авторитет.
При этом учителя могут портить свои уроки неуместными интонациями, бестактностью, своими странностями, вообще всем тем, что выводит класс из делового равновесия. Однако учитель иногда не учитывает, что испортиться может даже самый хороший порядок по объективным причинам – если дети утомились. При этом нужно просто дать детям отдохнуть, изменить характер работы. Или, например, дети отвлечены какими-то событиями, например общешкольными мероприятиями.
Это делает учащихся излишне эмоциональными. Существует также нарушение дисциплины отдельными учащимися. Это явление не такое массовое, как вышеописанные, но способны разрушить рабочую обстановку в классе, т. е. пострадает в результате весь класс.
Причин нарушения порядка на уроке отдельными учащимися может быть очень много. Если попытаться классифицировать их, то получатся две большие группы.
Причины, связанные с общим настроением класса. Отдельные учащиеся острее, чем все другие, воспринимают это настроение и соответственно активнее, иногда болезненнее реагируют.
Причина нарушения связана уже с непосредственной инициативой отдельных учащихся, класс в нормальном состоянии.
В свою очередь в этой группе можно выделить такого рода нарушения дисциплины: нарушения, обусловленные воздействием извне (борьба с этими явлениями потребует серьезной воспитательной работы с родными учащихся):
1) нарушения, связанные с качеством урока (он идет нудно, неинтересно, хочется развлечься);
2) нарушения, связанные с внутренней жизнью класса (с ними нетрудно справиться, если знать, какие именно события взбудоражили учеников);
3) нарушения, проистекающие от ненормальных личных взаимоотношений учителя и ученика (единственный способ борьбы – изменение взаимоотношений). Причиной нарушения порядка может быть болезненное состояние учащегося (это вызывает раздражительность, грубость, вялость, апатию, потерю внимания).
Все правила поддержания дисциплины на уроке должны бить по конкретным причинам, вызывающим нарушение порядка. Следовательно, для успешного поддержания дисциплины в школе необходимо знать все причины, способные вызвать ее нарушение.
4. Активная жизненная позиция
Основной целью всего образования в целом является создание целостной, органически развитой личности. С точки зрения воспитания это возможно, если в ученике воспитывается активная жизненная позиция, творчески саморазвивающаяся личность.
Личность, обладающая активной жизненной позицией, станет полноценной составляющей будущего общества. Поэтому воспитание такой личности является одним из аспектов государственного стандарта образования.
Этим и вызван большой интерес, проявляемый воспитателями всех уровней к развитию активной, саморазвивающейся личности.
Воспитание, ориентированное на педагогическое стимулирование всех видов «самости» (самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования, самореализации), а значит и творческого саморазвития, имеет глубокие корни и традиции.
Рассматривая саморазвитие как процесс самосозидания, следует отметить, что как специфический вид творчества субъект-субъектной ориентации он имеет ряд характерных признаков:
1) наличие внутренних противоречий (чаще всего рассогласование между потребностями, знаниями, умениями или способностями личности) в саморазвитии;
2) осознание потребности, личной и общественной значимости, самооценки саморазвития;
3) наличие субъективных и объективных предпосылок, условий для саморазвития, индивидуальная неповторимость, оригинальность процесса и результата саморазвития;
4) приобретение новых знаний, новых умений и творческих способностей, создающих готовность личности для решения новых, более сложных задач и проблем.
С педагогической точки зрения важно акцентировать внимание на то, что «механизм» саморазвития запускается не ради саморазвития, а для того, чтобы вывести личность на новый, более высокий уровень готовности в решении жизненно важных для нее задач и проблем. В воспитании, особенно в обучении саморазвитию и активной жизненной позиции, следует иметь в виду, что саморазвитие и самореализация – это процессы, требующие достаточно сильной мотивационной поддержки.
Для педагогического стимулирования развития активной личности большое, а порой решающее значении имеет исходная мотивация учащегося (их желания, интересы, ценности, установки), т. е. степень их ориентации на саморазвитие.
Среди мотивов этого вида деятельности можно выделить:
желание пользоваться признанием и уважением в группе;
желание быть сильным и здоровым, интеллектуально более развитым, желание достичь успехов и занять достойное место в обществе;
желание сделать карьеру, иметь престижную работу и другие. На эти мотивы и следует опираться в процессе педагогического стимулирования саморазвития учащихся.
Однако саморазвитие в достаточной степени связано с тем, каким образом создает учитель для ученика реальную свободу для проявления его индивидуальности и активности. Проблема соотношения свободы и необходимости в образовании и воспитании не нова. Ее поднимали на всех этапах развития педагогической науки.
Шпаргалка по педагогике (для педагогов) — 21. Функции педагога
Педагог (учитель, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.
Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений.
Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся.
Главная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.
1. Педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.
Целеполагание. Цель представляет собой ключевой результат педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату.
Диагностическая функция. Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и иного воспитания и т. д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Педагог должен в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций.
Прогностическая функция. Она выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и исходя из этого определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества.
Проективная (проектировочная) функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.
Функция планирования. Диагноз, прогноз, проект являются основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.
2. На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.
Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.
Информационная функция. Педагог – главный источник информации для обучаемых.
Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем происходить намеченные изменения.
Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства.
3. На завершающем этапе педагогического процесса учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела.
Кроме своих непосредственных профессиональных функций, педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.
Функция учителя и требования к педагогу
«Аккумулятор» социального опыта, хранитель и носитель многообразных человеческих ценностей. Передает их молодому поколению
Преемственное звено в цепи поколений; связующее звено между прошлым и будущим
Социальные функции педагога
Лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением. Может и способен компетентно высказывать свои суждения по всем проблемам
педагогической теории и практики
Формирует духовный мир молодежи в соответствии с ценностями общества
Специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных взаимоотношений и поведение людей. Выбирает тот материал, который будет полезен для использования в учебно-воспитательном процессе
Профессиональные функции педагога, особенности его профессии
Главная > Реферат >Педагогика
Профессиональные функции — это те, которые имеют непосредственное отношение к учебно-воспитательной деятельности педагога. Их так же много, как и видов деятельности.
Они касаются отношений с детьми (воспитанниками) и их родителями, с коллегами (учителями) и с администрацией школы, отделов образования, с представителями общественности и с разными другими, помимо школы, воспитательными учреждениями. Если вести дальнейшее изложение вопроса по такому пути, то трудно будет “объять необъятное” и прийти к каким-либо определенным выводам. Поэтому мы сведем виды педагогической деятельности в пять групп, исходя из их ведущего содержания, раскрывающего основное направление этой деятельности.
Остановимся на краткой характеристике в разных видах педагогической деятельности профессиональных функций педагога.
1. Воспитательная функция. Она основная, постоянная по времени, непрерывная как процесс и самая широкая по охвату людей. Она никогда не прекращается, относится ко всем возрастным группам людей и происходит решительно повсюду. “Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом”. Именно благодаря воспитанию и происходит целенаправленное формирование и развитие личности разносторонне и гармонично развитой. Поэтому эту профессиональную функцию педагога мы вправе считать основной и всеохватывающей.
2. Обучающая функция. Обучение как раздел учебного процесса относится к сфере деятельности профессионального педагога. Систематическим обучением может заниматься только достаточно подготовленный профессионал. И в то же время обучение представляет собой главное средство воспитания. Обучая, учитель развивает у учащегося главным образом интеллектуальные и познавательные способности, а также формирует у него нравственное и правовое сознание, эстетические чувства, экологическую культуру, трудолюбие, духовный мир. Следовательно, обучающую функцию педагога мы отнесем к числу важнейших профессиональных.
3. Коммуникативная функция. Педагогическая деятельность немыслима без общения. Педагог именно благодаря общению, в процессе общения воздействует на воспитанников, координирует свои действия с коллегами, родителями учащихся, ведет всю учебно-воспитательную работу. Значит, и коммуникативная функция есть профессионально-педагогическая. Она настолько важна, что в последнее время исследованием проблем педагогического общения и педагогики общения занимаются многие ученые педагоги (И. И. Рыданова, Л. И. Рувинский, А. В. Мудрик, В. А. Кан-Калик и др.), психологи (С. В. Кондратьева, К. В. Вербова, А. А. Леонтьев, Я. Л. Коломинский и др.).
4. Организаторская функция. Профессиональный педагог имеет дело с разными группами воспитанников, со своими коллегами, родителями учащихся, с общественностью. Ему приходится согласовывать действия разного характера и каждому участнику найти его место, чтобы наилучшим образом проявились его способности. Педагог решает, какое учебно-воспитательное занятие или дело следует организовать, когда (день и час) и где (школа, класс, музей, лес и т.п.) его провести, кто и в какой роли в нем будет участвовать, какое оборудование (оформление) понадобится. Хорошая организация воспитательного дела обеспечивает и высокий результат. Вот почему мы организаторскую функцию считаем профессионально-педагогической.
5. Коррекционная функция связана с тем, что педагог постоянно отслеживает, диагностирует ход учебно-воспитательного процесса, оценивает промежуточные результаты. Ее же результат не всегда и не сразу бывает таким, каким был мысленно (идеально) задуман, какой ожидался. Педагогу по ходу работы приходится вносить коррективы (исправления) в свои действия и действия воспитанников. Если на основе диагностики не корректировать учебно-воспитательный процесс, то его результат окажется непредсказуемым. Этим и объясняется, что коррекционная функция также является профессиональной для педагога.
В педагогике и психологии есть и другие суждения о профессиональных функциях (и соответствующих педагогических способностях) учителей. Так, хорошо известны и получили широкое признание исследования психолога Н.В. Кузьминой, проведенные еще в 60-е годы. По ее мнению, основные профессиональные функции учителя следующие: конструктивная, организаторская, коммуникативная и гностическая (первоначально она не значилась). С ее точкой зрения наш подход совпадает в коммуникативной и организаторской функциях.
Совсем другую классификацию профессиональных функций учителя предлагает психолог А. И. Щербаков. Это две большие группы: а) общетрудовая, куда входят те функции, которые исследованы Н.В. Кузьминой, гностические заменены исследовательскими и б) собственно педагогическая. Смысл такой классификации состоит в том, что первая группа функций действительно может быть отнесена не только к педагогической профессии, но и ко многим другим.
Представляют интерес подход и суждения ученых Ю.Н. Кулюткина (педагог) и Г.С. Сухобской (психолог) о функциональных ролях учителя. В своей работе на разных этапах учебно-воспитательного процесса учитель выступает в роли практического исполнителя собственных планов, затем — в роли методиста и исследователя. Ученые справедливо отмечают, что один и тот же учитель в зависимости от этапа учебно-воспитательной работы выступает то в одной, то в другой, то в третьей функции.
Таковы некоторые подходы разных педагогов и психологов к рассмотрению профессиональных функций педагога.
Остается сказать, что профессиональные функции педагога только условно могут быть рассмотрены раздельно, а на самом деле они взаимосвязаны. Так, мы уже говорили, что обучающая функция является частным случаем воспитательной, коммуникативная обслуживает все другие, организаторская соотносится со всеми предыдущими и коррекционная является условием успеха всей учебно-воспитательной деятельности и, значит, связана с соответствующими функциями.
У каждой профессии есть особенности, у педагогической — тоже. Рассмотрим их.
1. Деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее. Педагог всегда заглядывает вперед: к чему, к какой жизни готовить своих воспитанников. Следовательно, педагогу необходимо профессионально владеть опытом прошлого, особенно хорошо ориентироваться в современной жизни и предвидеть контуры будущего, предвосхищать события, которые могут быть в предстоящей жизни.
2. Из рассмотренной особенности профессиональной деятельности педагога вытекает и следующая: концентрическое расположение содержания и организации учебно-воспитательной работы. Это значит, что формирование заданных, даже одних и тех же, черт личности происходит многие годы, все более расширяясь, пополняясь новыми характеристиками, а в чем-то и изменяясь, т.е. происходит углубление и уточнение представления о том же понятии. Так, физическую, нравственную, экологическую культуру, культуру общения и т.п. педагоги начинают формировать уже у дошкольников. Эти же вопросы, но уже на новом витке, в более полном и широком понимании возвращаются к детям в младших классах, в подростковом и юношеском возрасте.
3. Объект педагогической деятельности (воспитанник) — постоянно развивающийся и меняющийся динамичный индивид (или группа). Он имеет свои потребности, цели, мотивы деятельности, интересы и ценностные ориентации, которые регулируют его поведение. И, следовательно, педагогу приходится “приспосабливать” свою работу к особенностям этого объекта, чтобы он стал союзником, активным соучастником учебно-воспитательного процесса. В идеале вместо субъектно-объектного отношения складывается субъектно-субъектное взаимодействие между воспитателем и воспитанником.
4. Педагогическая деятельность имеет коллективный характер. В школе, в других учебно-воспитательных учреждениях, работает не педагог-одиночка, а один из членов педагогического коллектива. Это особенно проявляется в том классе, где работает 8-10 преподавателей-предметников и, кроме учителей, есть еще воспитатели. Любой из них достигнет хороших результатов только тогда, когда будет выработана общая цель на перспективу.
На эту особенность педагогической профессии обратил внимание А.С. Макаренко. Он полагал, что в коллективе педагогов каждый учитель, воспитатель, будучи неповторимой личностью, чем-то своим обогащает коллектив, и в свою очередь обогащается сам. Коллектив силен и хорош тот, в котором есть разные учителя: молодые и пожилые, начинающие работать и опытные, мужчины и женщины, любители разных видов искусства. Именно в коллективе учитель получит помощь в случае затруднений, возникающих в работе. В этом состоит смысл коллективного характера работы педагога, составляющего одну из особенностей его профессии.
5. Целенаправленная и организованная профессиональная деятельность педагога проходит в природной и социальной среде. Она в свою очередь представляет собой мощный, хотя часто неорганизованный, случайный и потому неуправляемый фактор, воздействующий на развитие и формирование личности. На молодого человека, кроме педагога, оказывают влияние и средства массовой информации (СМИ). В этой ситуации, когда на развитие личности одновременно воздействует много факторов, педагогу приходится вести “конкурентную борьбу” с негативными явлениями и искать союзников в благоприятной среде.
6. Из названных особенностей вытекает следующая: творческий характер педагогической деятельности. Диагностируя и оценивая динамичную учебно-воспитательную ситуацию, педагог постоянно корректирует намеченные операции, приемы и действия, ищет новые, оптимальные пути достижения цели. Педагог в живой работе не может ограничиться лишь накопленным опытом профессиональной деятельности. Он постоянно ищет новое, пополняет и обогащает запас приемов и методов работы.
7. Результаты профессиональной деятельности педагога отдалены во времени, иногда значительно. Для сравнения возьмем овощевода, полевода. Каков урожай — они узнают осенью, т.е. через 4-5 месяцев. Пекарь подводит итоги своей работы через час-другой и т.д. Не то — педагог. О том, каким стал, повзрослев, его бывший ученик, например, шестилетний первоклассник, будет известно лишь спустя 12-15 лет. Оправдал ли надежды талантливый ученик, учитель узнает только много лет спустя.
В этой особенности заключена и своя благоприятная сторона: учитель живет в благодарной памяти, отзывчивых душах своих бывших учеников. Картофелевод не может сказать, что его жизнь продолжается в клубнях. Здесь уместно обратиться к идее, которой, пожалуй, не одна тысяча лет и о которой в своих работах напоминают психологи А.В. и В.А. Петровские: у людей есть потребность запечатлеть себя в других. Чаще всего учитель и не ставит перед собой специальную задачу запечатлеть себя в своих учениках. Но это происходит само собой, независимо от сознания учителя. И неудивительно, что молодожены приглашают любимого учителя на свадебное торжество; молодая мать спешит поделиться с любимым учителем своей радостью по случаю рождения первенца. Студент-первокурсник, обучающийся вдали от родного дома, на первых же каникулах торопится к своему бывшему классному руководителю, учителю, чтобы рассказать об успехах в университете. Подобные невыдуманные примеры можно многократно продолжать. Во всех случаях, как и вообще в профессиональной деятельности педагога, феномен, отмеченный А. В. и В. А. Петровскими, проявляется непреднамеренно и непредвзято: учитель естественно продолжается в своих учениках.
8. Учитель не имеет права на ошибку — в его руках — судьба человека.
Образно говоря, работа учителя сразу, без репетиций выполняется набело, без черновиков (например, в отличие от театральных постановок), потому что воспитанники — это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Конечно, было бы идеально, если бы в никакой деятельности ошибок не было. К сожалению, так не бывает. Но во многих случаях ошибку без серьезных последствий можно исправить, устранить брак. Другое дело— педагогическая деятельность: нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то <к музыке ли, рисованию и т.п.) Не проявившийся талант— это вина учителя. Недопустимо подозревать ребенка в каких-либо плохих делах, не имея на то достаточных оснований: он станет скрытным, обидчивым, недоверчивым ко всем и в первую очередь — к учителю.
Ошибка учителя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, несложьвшейся жизнью, разочарованием во всем. Тогда ошибка будет на совести педагога.
9. Особенностью профессии педагога является также гуманизм: вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, желание помочь другим в разных сложных жизненных ситуациях.
10. Учитель-профессионал не только учит других, но и сам постоянно учится, совершенствуя мастерство. Если он не будет пополнять свои знания, то наступит время, когда нечего будет отдавать другим. Не-прерывное образование, таким образом, является характерной особенностью педагогической профессии.
Таковы, на наш взгляд, существенные особенности педагогической профессии.
Внимательный и придирчивый читатель не без основания заметит, что те особенности педагогической профессии, о которых только что говорилось, присущи и представителям некоторых других профессий. Так, гуманизм свойственен и педагогу, и врачу; многофакторность деятельности — агроному; отдаленность результатов деятельности во времени — лесоводу. Не случайно профессию педагога сравнивают со многими другими, например, профессией архитектора, садовода, артиста, инженера, капитана дальнего плавания и т.п., подчеркивая отдельные черты и некоторые особенности, в чем-то их сближающие. Но это лишь подтверждает мысль о разностороннем и, меж тем, — специфическом, самобытном характере педагогической деятельности. И все эти сравнения есть не что иное, как художественный образ многогранной профессии педагога, учителя.
Функции учителя и основные требования к нему
Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Учитель – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.
Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся. В основе профессиональной педагогической деятельности лежит: равная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Первая функция педагога, возникающая уже на стадии замысла проекта, – целеполагание. Цель – ключевой фактор педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату.
Сущность управленческого процесса и заключается в том, чтобы координировать действия по линии совпадения цель – результат, сводя к минимуму
Оно выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных. Получив диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, профессиональный педагог приступает к составлению проекта учебно-воспитательной деятельности. Проективная (проектировочная) функция учителя заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.
Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.
Диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование – педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.
На следующем этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.
Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели. Сотрудничество, о котором уже шла речь, – нормальное решение организационной задачи в современных условиях.
Сущность информационной функции ясна, как говорят математики, из определения. Учитель – главный источник информации для обучаемых. Он знает все обо всем, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве.
Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем будут происходить намеченные изменения. На завершающем этапеаналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела: какова эффективность, почему она ниже намеченной, где и почему возникли и т. д. Многообразие функций, выполняемых учителем, привносит в его труд компоненты многих специальностей – от актера, режиссера и менеджера до аналитика, исследователя и селекционера. Кроме своих непосредственных профессиональных функций педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные. любого педагогического проекта учитель выполняет
Требования к учителю – это императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности. Прежде всего, следует иметь в виду, что практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина ее – искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей.
Педагогические способности – качество личности, интегрирование выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними. Часто педагогические способности сужаются до умения выполнять конкретные действия – красиво говорить, петь, рисовать, организовывать детей и т. п.
Выделены главные группы способностей:
1) Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному.
2) Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей и т. п.
3) Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
4) Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
5) Суггестивные способности заключаются в эмоционально- волевом влиянии на обучаемых.
6) Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
7) Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.
Важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д. Самые важные качества, которые должны быть присущи педагогу человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм и многие другие.
Обязательное для учителя качество – гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности.
Учитель – это всегда активная, творческая личность. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах, обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога как особого рода умении строить свои отношения с воспитанниками. Педагогический такт – это соблюдение чувства меры в общении с учащимися.
Такт – это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. К последним обычно причисляются приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, связанные с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция и другие качества. Научная увлеченность – обязательное учительское качество. Научный интерес помогает учителю формировать уважение к своему предмету, не терять научной культуры, видеть и учить видеть учащихся связь своей науки с общими процессами человеческого развития. Личность современного учителя, воспитателя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры.
Выдающиеся педагоги прошлого про учителя
Ян Амос Коменский: Говоря об учителе, он говорил, что учитель не должен быть ходячей энциклопедией, а должен помочь ученику ориентироваться в литературе, систематизировать её, выделять главные моменты.
Учитель должен стоять выше всех предрассудков, для него ученик это главное, перед чем он преклоняется.
Идеал – образ совершенства, олицетворение наибольших и возможно абсолютных жизненных ценностей. Я.Коменский говорил, что человеческое находится в человеке.
4 добродетельности учителя выделял Я.Коменский:
Я.Коменский считал, что идеальный учитель должен быть:
Адольф Дистерверг: (1790-1866) был одним из замечательных педагогов-демократов первой половины XIXв., «учителем немецких учителей». Говоря об учителе, он говорил, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учитель её добывать». По его мнению «многознание уму не научает». Можно забросать ребенка обилием информации, но главная задача учителя научить ребенка мыслить, анализировать, уметь выделять главное, обобщать, «слово» для учителя означает многое.
Адольф Дистерверг считал, что идеальный учитель должен быть: гуманистом; интеллектуально образованным и просвещённым; человеком с высочайшим уровнем речевой культуры; самоотверженное служение истине, добру, красоте.
Константин Дмитриевич Ушинский: (1824-1870) по его мнению XIXв. – это век демократия, «учитель – это человек, который несет свет и просвещение». Процессы обучения и воспитания должны базироваться на народных корнях. Учитель сохраняет основные идеи народности, национальности, он должен знать не только свой предмет, но и логику, психологию, философию, т.е. то, что позволит ему сделать свой труд эффективнее.
Ушинский считал, что идеальный учитель должен быть: близость к интересам народа; умение воспитывать ученика своим предметом; глубокие знания в области психологии; знание духовной стороны человека; учитель должен знать цель своей деятельности и призвания; постоянное самосовершенствование и самообразование.
В.Сухомлинский: Возглавлял среднею школу и всю свою профессиональную жизнь провел в школе – Кожужская средняя школа, Кировоградской области. По его мнению, школа в сельской местности – это своеобразный очаг культуры, куда ходят не только дети за знаниями, но и взрослые. Взаимодействие школы – общества – семьи. Учитель должен знать семью каждого ребенка. Учитель должен вести себя по подобию священника.
В.Сухомлинский считал, что идеальный учитель должен быть: 1) духовно богатым; 2) щедрым; 3) порядочным; 4) трудолюбивым; 5) должен любить и уважать ребенка; 6) учитель обязан быть эрудитом; 7) учитель – скромный человек; 8) человечным; 9) учитель должен опережать своё время. Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего обучения.
Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности. Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой” следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”.Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени.
Что представляет собой ребенок и с какими способностями и качествами он рождается. Говоря о развития в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований. Человек рождается не со знанием, а со способностями к знанию которые необходимо развивать в соответствием с принципом природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.
Основные формы организации обучения в школе и вузеФормы организации обучения – внешнее выражение совместной деятельности учителя и учеников, происходящей в определённом порядке и режиме.
Речевой этикетМы видим, что речевой этикет это часть функции языка. Предназначение языка – быть средством коммуникации, средством формирования и сообщения мыслей, а также средством накопления и хранения мыслей и знаний. Речевой.
Готов ли ваш ребенок к школе?Проверить, готов ваш ребенок к школе или нет, несложно. Он должен уверенно держать в руках ручку. Присмотритесь, как он пишет или рисует – линии должны быть четкими, не прерывистыми. Проверьте.
Одаренные детиСовременное образование проявляет большой интерес к проблематике одаренности детей. С одной стороны, это объясняется логикой развития педагогики и психологии, так как накоплен достаточный для изучения такого сложного явления потенциал, а.
Подготовка ребенка к школе1 сентября неумолимо приближается, и вскоре придется вам, уважаемые родители, позаботиться о новенькой форме, портфеле, канцелярских принадлежностях и кроссовках для чада. Но в этих хлопотах не забудьте позаботиться о главном.
Как помочь ребёнку, которого бросили родителиОтказ от ребёнка означает выбор родителя не принимать никакого участия в его жизни. Это включает в себя: • неспособность поддерживать ребенка в финансовом отношении, • неспособность общаться с ребенком и.
Выбор методов обученияВопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляют важнейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагогика.
Взаимодействие семьи, педагогического коллектива на личностьСемья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.
Закономерности и движущие силы развития и воспитания личностиЧеловек становится личностью в процессе развития, в социальной системе, путем продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения обществ опыта и мерой отдачи обществу посильного вклада.
Деятельность и общение как источники развития личностиИгровая деятельность является ведущей в школьном и младшем школьном возрасте. Полезно использовать познавательные, ролевые и деловые игры в средних и старших классах. Особое значение – игры с компанией.
Факторы развития личностиРазвитие личности – процесс накопления количественных и качественных изменений в организме человека, социальный, анатомо-физиологический, психологический план Факторы: Биологический – наследственность (неуправляемый).
Дидактика как наука, предмет и задачи дидактикиОбразование – результат обучения. Обучение основной путь образования. Отрасль научного знания, которая исследует и изучает проблемы образования и обучения – дидактика.
Украинская педагогика второй половины XIX – начала XX вековРазвитие образования на Украине в конце XIX – нач. XX в. было контрастным явлением: в то время как немногочисленная прослойка общества пользовалась благами высшего образования, значительная часть населения оставалась неграмотной.
Понятие педагогического общение, его особенности, функции, видыПедагогическое общение – взаимодействие 2-х или более людей, заключающееся в обмене познавательной и эмоционально-оценочной информацией. Структура общения: субъект, объект (к кот. адрес, информация), цель общения, значимая и понятная и субъекту.
Педагогическая культура учителя, её компонентыПод культурой понимается – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Педагогическая культура – совокупность высокого.
Современные подходы к оцениванию знаний, умений и навыковМинистерство образования и науки Украины, Академия педагогических наук Украины. Приказ от 10.09.2000 г. «О внедрении 12-ти балльной системы оценивания учебных достижений учащихся в системе общего среднего образования». Динамика перемен, которые.
Развитие форм обучения в истории педагогикиПонятие «форма организации учебной работы» берет начало от лат. forma, что означает «наружный вид». Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебной работы, которая связана с количеством.
Классификация методов воспитания и обученияПрием воспитания – часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Если прием достаточно эффективен и входит в систему приемов, которые широко используются в массовом педагогическом опыте, то он может приобрести.
Закономерности и принципы воспитанияВоспитание – это целенаправленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность, научного мировоззрения, нравственных идеалов, правил и норм отношений, привычек поведения, соответствующих требованиям общества.
Традиции воспитания и обучения личности в народной педагогикеОсновными проблемами воспитания и обучения укр.. деятели и демократы-просветители 2-ой половины XIX – нач. XX ст. считали следующие: Создание системы общедоступных государственных школ.
Сейчас вы читаете: Функции учителя и основные требования к нему