Педагогические требования к современному уроку


Требования к современному уроку

Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. С проблемой его анализа и оценки знаком каждый директор школы, каждый заведующий учебной частью. Они постоянно задают себе вопросы: «Что влияет на «современность» урока? Мастерство педагога? Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения? Вообще, каким он должен быть?» Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том «как надо», стоит ответить на вопросы: «Какой он, современный урок в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?»

— Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Современный урок есть протекание сорокапятиминутного момента жизни как продолжение её, домашней, уличной, как часть истории личностной судьбы ребёнка. Урок проживает не только ребёнок, но и учитель, как человек современной культуры, поэтому существуют и культурологические нормы его деятельности на уроке. Он не обслуживающий персонал, не слуга детей. Ему тоже должны быть созданы высокие условия работы. Этика взаимодействия, принятая на уроке в группе высокой культуры, предписывает педагогу в школе приучать детей не произносить резких категорических суждений, не подчёркивать интеллектуального превосходства кого-либо, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего. А самому быть лаконичным и четким в высказываниях, не допускать фамильярности по отношению к кому-либо, отмечать индивидуально ценностное в работе каждого, выражать благодарность в адрес всех присутствующих.

  • Обосновать использование модели
  • Рассмотреть теоретическую основу урока
  • Рассмотреть психологию и педагогику по данной проблеме
  • Проанализировать современный урок
  • Раскрыть понятие качественного образования
  • Описать модель урока
  • Рассмотреть методики обучений

Требования к современному уроку

Дидактические требования к современному уроку:

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:

  1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
  2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
  3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
  1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
    • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
    • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
    • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска; выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
    • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
    • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
  2. Особенности самоорганизации учителя:
    • подготовленность к уроку и главное — осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
    • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
    • педагогический такт (случаи проявления);
    • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

  1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
    • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
    • использование установок в форме убеждения, внушения;
    • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
    • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
  2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
    • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);
    • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
    • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
    • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
    • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
  3. Закрепление результатов работы:
    • формирование навыков путем упражнений;
    • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
  1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
  2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

  1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
  2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
  3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

  1. температурный режим;
  2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  3. освещение;
  4. предупреждение утомления и переутомления;
  5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
  6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
  8. соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

  1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
  2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
  3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
  4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
  6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

Достоинства и недостатки современного урока

Урок как явление так велик и значим, что все сказанное о нем страдает неполнотой.

Мы не пытаемся представить энциклопедию урока, а пригласить к размышлению о нем; надеемся, что это даст импульс к поиску путей повышения качества урока. Урок всегда сопровождался критикой, выяснением его слабых сторон. Но он всемогущ и удивительно упрям. Критика только укрепляет его. «Легким испугом» стали для него наши буйные новации.

Может в уроке больше достоинств, чем недостатков?

Предлагаем вам вместе с нами поразмышлять над достоинствами урока:

  • В качестве первого хочется отметить высокую экономичность урока . На 25-30 учеников требуется всего один учитель. Чтобы образование состоялось. Урок имеет четкие временные границы. Для его проведения требуется минимальное пространство и минимальное материально-техническое обеспечение. Учитывая, что образование по-прежнему финансируется по остаточному принципу, экономичность, дешевизна школьного урока очень много значат.
  • Другое достоинство – гибкость, пластичность урока . Урок пережил многие педагогические парадигмы и концепции. На нем можно использовать самые разные образовательные технологии. Урок располагает мощным арсеналом методических возможностей: наличие видов, типов, масса методов и тому подобное.
  • К достоинствам урока относим и его способность интегрировать другие формы организации обучения. Он легко вмещает в себя лекцию, семинар, консультацию, беседу. На этой основе и выросли различные виды уроков.
  • Логическая завершенность урока – еще одно достоинство. На уроке можно организовать и первичное восприятие материала, и процесс его применения, и контроль усвоения. Педагогический процесс полностью совершается в любой педагогической форме организации воспитания и обучения, а вот познавательный – только на уроке. Урок обладает способностью охватить весь познавательный цикл.
  • Урок – система управления познавательным процессом с обратной связью. Построенный в диалоговом режиме, он позволяет не просто обмениваться информацией, но и получать данные друг о друге: о состоянии знаний и умений, об отношениях и оценках.
  • Урок обладает системообразующей способностью по отношению ко всему учебно-воспитательному процессу школы. Он задает и определяет содержание и методику проведения всех других форм организации обучения. Все они носят вспомогательный характер и как бы располагаются вокруг урока.
  • Воспитательная способность урока неоспорима. Каким бы ни был урок, он воспитывает своих участников не только содержанием учебного материала и методами воздействия учителя и учащихся друг на друга, но прежде всего взаимодействием их духовных и нравственных миров.
  • И, наконец, урок – стимул и средство роста ученика и учителя. На конкретном уроке они работают на пределе возможностей: ученику надо стараться получить лучшую отметку, а учителю – провести урок если уже не мастерски, то, по крайней мере, не провалить его. И та и другая стороны работают в экстремальной ситуации.

Читайте так же:  Белорусская страховка цена

Предлагаем вам поразмышлять над недостатками урока. Помня при этом, что достоинств у урока больше. Иначе – зачем его улучшать.

Педагогические требования к современному уроку

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ В ШКОЛЕ
I. Дидактические требовании к современному уроку:
— четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и вос¬питательными задачами. Определение места в общей сис¬теме уроков;
— определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с уче¬том уровня подготовки и подготовленности учащихся;
— прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
— выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
— реализация на уроке всех дидактических принципов;
— создание условий успешного учения учащихся.
II. Психологические требования к уроку.
Психологическая цепь урока:
— проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
— учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
— предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия.
Стиль урока:
1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
— соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
— определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
— планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
— выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
— учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
— соотношение побуждения учащихся к деятельности (ком¬ментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
2. Особенности самоорганизации учителя:
— подготовленность к уроку и главное — осознание психо¬логической цели и внутренняя готовность к ее осуществ¬лению;
— рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собран¬ность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему про¬исходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
— педагогический такт (случаи проявления конфликтных ситуаций);
— психологический климат па уроке (поддержание атмосфе¬ры толерантности, эмпатии, радостного, искреннего общения, деловой контакт и д.р.)
Организация познавательной деятельности учащихся:
1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
— планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
— использование установок в форме убеждения, внушения;
— планирование условий устойчивого внимания и сосредо¬точенности учащихся;
— использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивиду¬альный опрос, упражнения по повторению);
2. Организация деятельности мышления и воображения уча¬щихся в процессе формирования новых знаний и умений:
— определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представ¬лений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);
— опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
— планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (си¬стема вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, исполь¬зование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе
самостоятельных работ, усложне¬ние заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
— руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
— использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).
3. Закрепление результатов работы:
— формирование навыков путем упражнений;
— обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического пе¬реноса.
Организованность учащихся:
— отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уро¬вень умственного развития;
— возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивиду¬альной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
— планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
— проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
— дифференцированный подход к «сильным» и «слабым» ученикам.
III. Гигиенические требования к уроку:
— температурный режим;
— физико-химические свойства воздуха (необходимость про¬ветривания);
— освещение;
— предупреждение утомления и переутомления;
— чередование видов деятельности;
— соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
— соответствие классной мебели росту школьника.
IV. Требования к технике проведения урока:
— урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать, потребность в знаниях;
— темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
— необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт;
— доминировать должна атмосфера доброжелательности и ак¬тивного творческого труда;
— оптимально сочетать различные методы и при¬емы обучения;
— обеспечить соблюдение единого орфографического режи¬ма школы;
— учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ
1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
2. Определение образовательных, воспитательных, развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, учебников по социологии (экономики) и дополнительной литературы по данным предметам.
3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчле¬нение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
5. Разработка структуры урока, определение его типа и наи¬более целесообразных методов и приемов обучения на нем.
6. Нахождение связей данного материала с другими предме¬тами и использование этих связей при изучении нового матери¬ала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, прежде всего при овладении новыми знания¬ми и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
8. Подбор дидактических средств урока (учебных кинофильмов и других видео программ, графиков, плакатов, карточек, схем, вспомогательной лите¬ратуры и др.).
9. Проверка оборудования и технических средств обучения.
10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и вы¬полнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
11. Предусмотреть объем и формы самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.
12. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обоб¬щения и систематизации знаний.
13.Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с уче¬том уровней их сформированности, планирование проверки умений учащихся.
14.Определение содержания, объема и форм домашнего за¬дания, продумывание методики самостоятельной работы дома учащимся.
15. Продумывание форм подведения итогов урока.
16.Планирование внеклассной работы по данной теме.
17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
— организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
— проверка домашнего задания;
— проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
— постановка цели занятия перед учащимися;
— организация восприятия и осмысления новой информа¬ции, т.е. усвоение исходных знаний;
— первичная проверка понимания темы занятия (урока);
— организация усвоения способов деятельности путем вос¬произведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу;
— творческое применение и добывание знаний, освоение спо¬собов деятельности путем решения проблемных задач, постро¬енных па основе ранее усвоенных знаний и умений;
— обобщение поучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
— контроль за результатами учебной деятельности, осуще¬ствляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
— домашнее задание к следующему уроку;
— подведение итогов урока.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА

Структура урока — это совокупность различных вариантов взаи¬модействий между элементами урока, возникающая в процессе обу¬чения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Примерная структура урока изучения нового материала:
— первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
— указание на то, что учащиеся должны запомнить;
— мотивация запоминания и длительного сохранения в па¬мяти;
— сообщение либо актуализация техники запоминания (ра¬бота с опорными для памяти материалами, смысловая группи¬ровка и т.п.);
— первичное закрепление под руководством учителя посред¬ством прямого повторения, частичных выводов;
— контроль результатов первичного запоминания;
— регулярное систематизирующее повторение через корот¬кие, а затем более длительные промежутки времени в сочета¬нии с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
— внутреннее повторение и постоянное применение получен¬ных знаний и навыков для приобретения новых;
— частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Примерная структура урока закрепления и развития знаний, уме¬ний, навыков:
— сообщение учащимся цели предстоящей работы;
— воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
— выполнение учащимися различных задании, задач, упраж¬нений;
— проверка выполненных работ;
— обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
— задание на дом (если это необходимо).
Примерная структура урока формирования умений и навыков:
— постановка цели урока;
— повторение сформированных умений и навыков, являю¬щихся опорой;
— проведение проверочных упражнений;
— ознакомление с новыми умениями, показ образца форми¬рования;
— упражнения на их освоение;
— упражнения на их закрепление;
— тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инст¬рукции;
— упражнения па перенос в аналогичную ситуацию; « упражнения творческого характера;
— итог урока;
— задание на дом.
Примерная структура урока повторения:
— организация начала урока;
— постановка дидактических, воспитательных, развивающих задач;
— проверка домашнего задания, направленного на повторе¬ние основных понятий, умозаключений, основополагающих зна¬ний, умений, способов деятельности (практической и мысли¬тельной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторе¬нии, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
— подведение итогов повторения, проверка результатов учеб¬ной работы на уроке;
— задание на дом.
Примерная структура урока проверки знаний:
— организация начала урока (необходимо создать спо¬койную, деловую обстановку в которой дети не должны бояться прове¬рочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изуче¬нию материала);
— постановка задач урока (преподаватель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать; просит, чтобы дети вспомнили соответствующие основные понятия и пользова¬лись ими в работе; напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы);
— изложение’ содержания контрольной или проверочной работы (тестирование, ответы на контрольные вопросы, семина
ры, учебные деловые или ролевые игры и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
— подведение итогов урока. (преподаватель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующее занятие или урок);
— определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Примерная структура урока применения знаний, умений и навыков:
— организация качала урока (психологический настрой уча¬щихся);
— сообщение темы урока и его задач;
— изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
— формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных общественных или социально-экономических ситуациях;
— упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
— творческое применение знаний и умений;
— упражнение по отработке навыков;
— домашнее задание;
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Примерная структура повторно-обобщающего урока:
— организационный момент;
— вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
— выполнение учащимися индивидуально и коллективно раз¬личного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания на ос¬нове обобщения фактов, явлений;
— проверка выполнения работ, корректировка (при необхо¬димости);
— формулирование выводов по изученному материалу;
— оценка результатов урока;
— подведение итогов;
— задание на дом (не обязательно).
Примерная структура комбинироет две или несколько дидактических целей):
— организация начала урока;
— проверка домашнего задания, постановка цели урока;
— подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умствен¬ных умений;
— изучение нового материала, в том числе и объяснение;
— закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
— обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
— подведение итогов и результатов урока;
— задание на дом;
— подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Читайте так же:  Увольнение руководителя в связи с истечением срока трудового договора

Структура уроков по социологии (экономики) может строиться по тематическим разделам учебной программы:
Вариант 1
1. Рассказ обзорного типа по всей теме раздела.
2. Занятие (урок) вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений.
3. Занятие (урок) — семинар (практическая работа).
4. Занятие (урок) обобщающего типа с карточками-заданиями, ориен¬тирующими на выделение и усвоение основных понятий и главных элементов учеб¬ного материала.
5. Заключительный опрос по теоретическому материалу.

Вариант 2 (Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы)
1. Уроки теоретического разбора материала учителем.
2.Уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам.
3. Уроки-семинары.
4. Уроки-практикумы.
5. Уроки контроля и оценки.
Вариант 3 (Система уроков, предлагаемая Р. Г. Хазанкиным)
1. Урок-лекция по всей теме.
2. Уроки решения ключевых задач.
3. Урок-консультация.
4. Урок-зачет.

В любом случае технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от задан¬ных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). В разработках по технологическому конструированию учебного процесса этот подход обычно схематизируется следующим образом: Обобщенные цели и содержание обучения — Конкретные учебные цели – Обучение — Оценка.
В такой общей последовательности можно проследить особен¬ность, присущую именно технологическому подходу: направленность на достижение заранее поставленной цели и на этой основе коррекция учебного процесса, оперативная обратная связь.

Опорные характеристики различных типов педагогических процессов

Типы педагогических процессов Ключевой элемент образовательного результата Мотивы деятельности ученика Познавательная деятельность
Характерные методы (формы обучения)
Формально-репродуктивный Знание
Получить одобрение
Запоминание
Рассказ, диктовка (урок)
Сущностно-репродуктивный Умение
Желание разобраться в сути вопроса
Обдумывание (применение)
Объяснение, решение задач (урок)
Продуктивный
Творческое мышление Познавательная потребность Самостоятельный поиск Творческие задания (кружки)
Индивидуально-ориентированный Индивидуальность
Жизненные потребности Деятельность
Игры (проекты)

Формулировки задач различного уровня образовательного результата

Уровень освоения опыта
Задачи

Обучающая
Развивающая
Воспитательная

Формально-репродуктивный
Знакомство с информацией о. (знания), понимание устройства. ; освоение приёмов, формирование навыков
Формирование мылительных действий формального мышления: распознавание образов, понимание, запоминание, контроль действий
Воспитание исполни¬тельности, послушно¬сти, аккуратности

Сущностно-репродуктивный
Постижение сути, понимание принципов, внутренних связей; формирование умений решения задач определённого типа
Развитие мыслительных умений: выявление смысла, понима¬ние сути, установление взаимосвязи, абстрагирование, планирование и др.
Воспитание мотивов, привычки к действию на основе понимания целесообразности , критичности

Творческий Формирование опыта переноса освоенных способов деятельности в новую ситуацию
Освоение процедур диалектического ана¬лиза, мысленного эксперимента, навыков самообразования, процедур творческого мышления
Воспитание самореализации как мотива деятельности, тяги к нестандартности

Статья «Требования к современному уроку, предъявляемые ФГОС нового поколения»

Требования к современному уроку, предъявляемые ФГОС нового поколения

«Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю масс учеников, который сам силен в науке,

ею обладает и ее любит»

Менделеев Дмитрий Иванович

Уурок учителя истории

МКОУ Нововоронежской СОШ №1 –

Урок – основная форма проведения учебных занятий в школе его обсуждают в учительских кабинетах, на педсоветах, о нем написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии, проводятся конференции. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Научными словами, урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного вре­мени руководит коллективной познавательной и иной деятель­ностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особен­ностей каждого из них, используя виды, средства и методы ра­боты, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредст­венно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А.А. Бударному).

Ян Амос Каменский

Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как и во времена Яна Амоса Каменского, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. В процессе их общения у последнего формируются компетенции, направленные на объективную оценку реальности.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он всегда старше, за ним знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

урок учителя истории

МКОУ Нововоронежской СОШ №1 –

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный — это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом актуальный, а еще действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека.

А каким же видят современный урок ученики? Для понимания этой проблемы, учащимся был задан вопрос, как ты понимаешь, что такое современный урок? На данный вопрос были опрошены учащиеся разного возрастного состава. Вот некоторые из их высказываний.

Читайте так же:  Требования к соискателю ученой степени кандидата наук

«Современный урок — это времяпровождение, из которого учитель вытаскивает все самое интересное и важное для ученика, пытаясь неосознанно заставить ученика самому добывать знания, интересоваться большим, чем дано на уроки и расширять свой кругозор» (Гришанова Алена, 10 класс).

«Современный урок — это нетрудный урок, на котором учитель и ученик общаются свободно» (Евсегнеева Арина, 6 класс).

«Современный урок — это урок, во время которого необходимые знание по определённой дисциплине передаются ученику с использованием всевозможных образовательных технологий и с учётом состояния общества» (Шурыгин Иван, 8 класс).

«Современный урок — это урок, проходящий при помощи каких-то новых технологий, который связан с современными разработками, интересный и увлекательный» (Хлевнюк Алена, 9 класс).

«Современный урок – это урок, на котором используются презентации, происходит работа с интерактивной доской или интересные факты по данной теме, которые малоизвестны ученикам» (Барсукова Кристина, 11 класс).

Как видим, ученики желают учиться в режиме успешности, вне зависимости от своих способностей, как и записано в законе об образовании. Они хотят, чтобы учеба не только приносила пользу, но и проходила комфортно и интересно, была доступна с использованием новых современных технологий.

Современный урок, как того требует закон об образовании, в первую очередь, должен удовлетворять требованиям, утвержденным в ФГОС.

Требования ФГОС к методике преподавания:

1. Компетентностный подход – комплексный характер (универсальные учебные действия), неразрывность знаний, умений, навыков, понимания, ценностного восприятия, отношения и применения на практике.

2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание направленности своей деятельности (целеполагание, рефлексия, оценка).

3. Метапредметность, межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании — интеграционный подход.

4. Связь обучающей и воспитательной направленности образования.

5. Акцент на активную деятельность и результативность (личностные, предметные и метапредметные результаты обучения).

6. Расширение информационного поля и поиск информации в разных источниках (в том числе структурирование и анализ).

7. Дискуссионный и открытый характер преподавания (переход от однозначных оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции).

8. Связь с повседневной жизнью (анализ ситуации).

9. Проектная деятельность и практическая направленность образования.

10. Повышение мотивации к образованию (проблемный подход, интерес).

Требования к результатам обучения:

Личностные — саморазвитие и самоопределение, мотивация к познавательной деятельности, система социальных отношений и ценностно-смысловых установок (личностные и гражданские позиции), способность ставить цели и строить жизненные планы, осознание российской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметные — межпредметные понятия и УУД, их использование в практике (учебной, познавательной и социальной), самостоятельность планирования учебной деятельности, учебное сотрудничество, построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные — умения в предметной области, получение знания, преобразование и применение информации в разных ситуациях, формирование представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

При этом закон об образовании предоставляет учителю свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.

У каждого педагога есть возможность заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий. Сейчас появилась необходимость представлять результаты своей работы при прохождении аттестации. Одним из главных профессиональных умений является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности. Это умение имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия – до глубокого стратегического анализа всей своей деятельности и профессионально — значимых качеств. Всем нам хорошо известно, что урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательными стандартами.

Любой творчески работающий педагог понимает, что невозможно подготовить хороший урок без его анализа.

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства самим учителем позволяет ему постоянно выявлять свои профессиональные затруднения, своевременно находить решения.

Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками.

Так в чем же все-таки новизна современного урока в условиях внедрения стандарта второго поколения?

Чаще реализуется индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Требования, предъявляемые к современному уроку:

1. Учитель, как и былые времена годы, должен спланировать проведение урока и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.

2. Урок долен носить гуманистический подход.

3. Красной нитью через урок должен проходить системно -деятельностный подход.

4. Урок должен быть нацелен на формирование у учащихся универсальных учебных действий, быть проблемным и развивающим (учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками).

5. Учитель должен организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать учебную деятельность учащихся.

6. Учитель должен побуждать учеников сами делать выводы по ходу урока.

7. Учащиеся на уроке должны проявлять максимум творчества и сотворчества.

8. На уроке должны осуществляться принципы время и здоровьесбережения.

9. В центре внимания на уроке должны быть ученики (урок для детей, а дети для урока).

10.Урок должен способствовать формированию коммуникативных компетенций.

11. Учитель должен создать условия для самореализации каждого ученика, свободного развития его способностей.

12. Учитель должен оптимально подбирать интерактивные педагогические технологии.

13. Должна быть рефлексия учебного занятия.

Структура современного урока должна быть динамичной с использованием набора разнообразных операции, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока. Именно самоанализ позволит ее выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять и во внимание при дальнейшем проектировании образовательного процесса.
Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретают особое значение потому, что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по- настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

Таким образом, успешность современного урока зависит от самого учителя, его профессионализма, правильности используемых методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ, формы подачи учебного материала, умения создавать ситуацию успешности, доброжелательности атмосферы на уроке. Современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего и заинтересованного ученика.

учитель истории и обществознания

Список используемой литературы и источников:

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» // Российская газета. – 2012. – 21 июня. — №5812. – ( http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html ).

1. Настольная книга учителя истории. 5 – 11 классы. / Авт.-сост. М.Н. Чернова. – М.: Эксмо, 2006. – 624 с.

2. Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 112 с.