Пособие мотористу рулевому
Основы судовой техники
Описаны устройство и эксплуатация судовых двигателей, вспомогательных механизмов, судовых систем, винто-рулевого комплекса, корпусного и электротехнического оборудования.
Рассмотрены топлива и смазочные масла, рефрижераторное оборудование и т. п. Благодаря простоте изложения материала легко и хорошо усваиваются принцип работы и эксплуатация всех основных судовых технических средств.
Предназначено для мотористов, электриков, матросов и других членов судовых экипажей массовых профессий. Особенно полезно при изучении смежных профессий.
Транспортный флот интенсивно пополняется судами, оснащенными сложными техническими средствами с высокой степенью их автоматизации. В связи с этим от обслуживающего персонала требуется высокая квалификация для обеспечения надежности работы судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов, судовых систем и судна в целом.
В целях повышения квалификации судовых экипажей и подготовки молодых специалистов издательством «Транспорт» выпускаются книги по определенным разделам судовой техники: учебники, справочники, а также литература для инженеров и техников. В настоящее время все больше внимания на флоте уделяется изучению смежных профессий для подготовки массовых кадров по специальностям: «матрос-моторист», «рулевой-моторист», «слесарь-моторист» и др. В связи с этим возникает необходимость также в публикации книг, охватывающих в одном издании всю судовую технику. Именно такой книгой является книга Д. А. Тейлора «Основы судовой техники».
Автор стремился к простоте изложения материала и в большинстве случаев старался раскрыть физическую сущность явлений, не прибегая к математическому аппарату. Особенно, это ему удалось при изложении материала по регулированию параметров работы судовых технических средств.
Автор Д. А. Тейлор, морской инженер.
При подготовке русского издания текст несколько сокращен, в основном путем исключения материала по судовым котлам на угольном отоплении и ряда второстепенных приложений.
Трудно согласиться с утверждением автора, что работа охватывает всю программу курса на получение диплома механика третьего разряда. Требования к знаниям механика третьего разряда в нашей стране предусматривают более глубокое изучение судовой техники. Поэтому ее можно рекомендовать как дополнительный материал для кадров массовых профессий на судах при освоении смежных профессий.
Предисловие
Настоящая книга является вводной в ряду книг, выпускаемых издательством «Баттерворс» по судомеханической специальности. В книге в простой форме описываются все виды механизмов, встречающихся в составе судовой энергетической установки, их принцип действия, устройство и правила обслуживания. Эти описания сопровождаются чертежами или схемами.
Во всех случаях особое внимание обращается на соблюдение правил эксплуатации и техники безопасности при обслуживании механизмов, а в необходимых случаях делается ссылка на руководящие документы и правила. Подробно описываются различные виды аварийного оборудования и имущества.
Книга отвечает существующей программе подготовки судовых механиков 3-го и 4-го классов Британского торгового флота и учебному плану первых двух лет обучения в морских учебных заведениях Великобритании. В книгу включены также дополнительные материалы для использований их при подготовке к сдаче экзамена на должность капитана судна.
Материал книги изложен в основном просто, достаточно для того, чтобы дать читателю представление о рассматриваемых вопросах, прежде чем он приступит к изучению более детальных учебных пособий по данной специальности.
Моторист-рулевой
Основными пособиями для судовождения на внутренних судоходных путях являются лоцманские и навигационные карты, лоции и лоцийные (навигационные) описания.
Лоцманская карта представляет собой серию отдельных планшетов (листов), на которых изображены в масштабе участки русла реки с подводными и надводными препятствиями и нанесенным меженным фарватером. Элементы речной долины и русла, обстановочные знаки и различные сооружения показываются на листах карты условными обозначениями. Все планшеты пронумерованы, и для нахождения нужного номера на карте имеется сборный лист.
Каждый планшет ориентирован относительно меридиана, имеет километровые отметки по фарватеру от устья реки, но прямоугольной сетки (меридианов и параллелей) с градусными делениями не имеет.
Лоцманская карта может служить пособием для изучения специальной лоции и для глазомерной ориентировки при плавании. Планшет участка реки, по которому движется судно, следует расположить перед собой так, чтобы направление от судна на какой-либо приметный береговой ориентир, изображенный на карте, совпадало с направлением на этот же ориентир на местности; затем можно вести сопоставление карты с окружающей местностью, т. е. делать привязку карты к местности, и наоборот,— привязывать местность к карте. Наиболее быстро привязку карты к местности можно произвести по километровым отметкам на перевальных знаках.
Навигационные карты в отличие от лоцманских имеют прямоугольную сетку с градусным делением (т. е. выполнены в меркаторской или в прямоугольной цилиндрической проекциях) и могут быть использованы не только для изучения специальной лоции, но и для решения различных навигационных задач.
Лоции представляют собой книги, в которых даны описания условий плавания, гидрометеорологические сведения, а также практические рекомендации по различным вопросам управления судами на затруднительных участках пути.
Лоцийные (навигационные) описания, или, как их иногда называют, руководства для плавания, представляют собой брошюры, дополняющие лоции, лоцманские или навигационные карты.
Лоции и лоцийные описания предназначены для изучения районов плавания.
Кроме основных пособий для судовождения, издаются справочные и информационные пособия.
К справочным относятся схемы внутренних водных путей сообщения, маршрутные описания, паспорта пути, описания огней и знаков. Они предназначаются для ознакомления и предварительных расчетов, связанных с использованием водных путей и судовождением.
К информационным относятся гидрометеорологические прогнозы, извещения для судоводителей, путевые и информационные листы, содержащие сведения о габаритах пути, навигационной обстановке и их изменениях. Они являются пособиями периодического издания и предназначаются для предупреждения судоводителей о происходящих изменениях условий плавания.
1. Общие обязанности моториста
203. Старший моторист подчиняется первому помощнику механика, а во время вахты находится в распоряжении вахтенного механика.
204. Старший моторист обязан:
знать устройство главных энергетических установок и вспомогательных механизмов; уметь их обслуживать; знать нормативные эксплуатационно — технические показатели работы энергетической установки; участвовать в обслуживании и ремонте всей судовой техники; знать и выполнять правила технической эксплуатации судовой техники; своевременно проводить техническое обслуживание механизмов, закрепленных за ним расписанием по заведованию; знать расположение и назначение трубопроводов, вентилей и клапанов судовых систем и уметь управлять ими; уметь читать и понимать значение показаний приборов своего заведования.
205. Старший моторист может привлекаться по указанию механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.
206. Старший моторист (старший машинист) руководит работой
мотористов (машинистов) при выполнении технического обслуживания и слесарно — ремонтных работ.
2. Понятие вахтенной службы
224. Вахтенная служба (вахта) на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. Члены судового экипажа, находящиеся на вахте, именуются вахтенными.
225. Вахтенная служба должна обеспечивать управление судном, его безопасность, производственную деятельность, а также контроль за посещением судна посторонними лицами.
Ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на капитана, а непосредственное руководство организацией вахтенной службы — на первого штурмана (первого помощника командира) и механика.
Ответственность за надлежащее несение вахты возлагается на лиц, несущих вахту.
226. К несению вахты допускаются лица, получившие отдых длительностью не менее 4 ч.
227. Судовые вахты разделяют на ходовые и стояночные. При стоянке на якоре экипаж несет вахты по ходовому расписанию. При стоянке на швартовах периодичность и продолжительность стояночных вахт устанавливает капитан, исходя из конкретных обстоятельств.
При стоянке судна на швартовах капитан, механик и электромеханик вахты не несут при наличии в штате судна третьего штурмана, третьих помощников механика и электромеханика, а также при соблюдении в период стоянки нормальной продолжительности рабочего времени для остальных лиц командного состава.
228. В ходовой рубке и машинном отделении должны быть инструкции по несению ходовых и стояночных вахт судоводителями и механиками, а в радиорубке, кроме того, и радиоспециалистами.
229. Очередная вахтенная смена предупреждается о заступлении на вахту не позднее чем за 30 мин.
Вахтенная смена должна прибыть к месту несения вахты заблаговременно и до заступления на вахту ознакомиться с условиями плавания и режимом работы технических средств.
Лица командного состава являются на вахту не позднее чем за 10 мин., а лица рядового состава — не позднее чем за 5 мин. до начала вахты.
231. Сменившаяся вахта используется в случае необходимости для временного усиления вахты или подмены отдельных вахтенных.
232. О результатах приема и сдачи вахты члены палубной команды докладывают вахтенному начальнику, а машинной — вахтенному механику; последний затем докладывает об этом вахтенному начальнику.
Без разрешения или приказания вышестоящего по вахте начальника вахтенный не имеет права оставлять вахту или передавать кому-либо исполнение своих обязанностей.
235. При возникновении каких-либо сомнений по ходу несения вахты или при необходимости помощи лицо, несущее вахту, обязано немедленно доложить об этом старшему по вахте.
236. Вахтенные во время тревоги занимают свои места, предусмотренные расписанием по тревогам, только после передачи своего поста лицам, заступающим на вахту согласно расписанию по тревогам.
237. Вахтенные должны быть в установленной для данного рода службы одежде (форме), кроме того, при стоянке на швартовах, а на пассажирских судах и на ходу вахтенный начальник, вахтенный матрос и вахтенный проводник обязаны иметь на левом рукаве нарукавную повязку с тремя полосами; общая ширина полос 9 см, ширина каждой полосы 3 см. Цвет полос: для повязки вахтенного начальника — синий, белый, синий; для повязки вахтенного матроса и проводника — красный, белый, красный.
Справочник молодого моториста-рулевого речного флота
В справочнике приводятся технические характеристики и правила эксплуатации речных судов, судовых устройств, двигателей внутреннего сгорания, рекомендации по устранению их неисправностей. Даются сведения о лоции внутренних водных путей, судовождении, организации службы на судах, судовых работах, устройстве и теории судна.
Справочник предназначен для учащихся и инженерно-педагогических работников учебных заведений профтехобразовавия. Он может быть использован также мотористами-лебедчиками земснарядов, мотористами-матросами речных судов и другими специалистами плавающего состава.
Содержание
Глава I. Внутренние водные пути. Сведения из лоции
Классификация внутренних водных путей
Габариты внутренних водных путей
Ветровое волнение на озерах и крупных водохранилищах
Перекаты
Судоходная обстановка
Ориентировка в пути следования
Глава II. Сведения о судах
Классификация речных судов
Навигационные качества судов
Судовые устройства
Глава III. Правила плавания
Правила плавания по внутренним судоходным путям РСФСР
Сигнализация, стоянка судов
Международные правила предупреждения столкновений судов в море
Глава IV. Организация службы
Обязанности моториста-рулевого
Работа рулевого при управлении судном
Глава V. Общие сведения о двигателях внутреннего сгорания
Принцип действия и классификация двигателей
Параметры двигателей
Глава VI. Конструкция двигателей внутреннего сгорания
Остов
Подвижные детали
Детали механизма распределения
Топливная система
Регуляторы
Системы смазки
Системы охлаждения
Системы управления
Реверс-редуктор и редукторы
ТурбонагнетателиСистемы дистанционного автоматического управления двигателями
Устройства контроля и сигнализации
Глава VII. Эксплуатация двигателей
Обслуживание
Неисправности, способы их устранения
Теплотехнический контроль силами судовой команды
Технические уходы и планово-предупредительный ремонт
Глава VIII. Топливо и смазочные материалы
Основные физико-химические свойства топлива для двигателей
Масла и смазки, их основные физико-химические свойства
Учебное пособие для мотористов-рулевых
В книге излагаются основы устройства маломерных судов, конструкция и эксплуатация стационарного судового двигателя М-53Ф-У и нескольких наиболее распространенных типов подвесных лодочных моторов, приводятся общие сведения по судовождению.
Описаны характерные особенности водных путей и обслуживания механической части судов. .
Книга предназначена в качестве учебного пособия для курсов подготовки мотористов — рулевых спасательных станций и может служить пособием для судоводителей — любителей маломерных судов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава I. Устройство судна
§ 1. Общие сведения
§ 2. Описание конструкций некоторых судов
Глава II. Устройство и эксплуатация катерных двигателей
§ 1. Общие сведения и принцип действия
§ 2. Стационарные катерные двигатели
§ 3. Обслуживание двигателя
§ 4. Подвесные лодочные моторы
§ 5. Эксплуатация подвесного лодочного мотора
§ 6. Неисправности мотора и способы их устранения
Глава III. Содержание судна в исправности
§ 1. Корпус
§ 2. Рулевое устройство
§ 3. Якорное и швартовное устройство
§ 4. Валопровод и движитель
§ 5. Общесудовые системы
§ 6. Некоторые меры предосторожности по предупреждению аварий
Глава IV. Судовождение
§ 1. Общие понятия
§ 2. Географические координаты
§ 3. Определение направлений
§ 4. Меры длины и скорости
§ 5. Понятие о морской и лоцманской картах
§ 6. Работа на морской карте
§ 7. Некоторые способы определения места судна в море
§ 8. Устройство магнитного компаса
§ 9. Понятие о системах навигационного оборудования на море
Глава V. Речная лоция
§ 1. Общие сведения о реках
§ 2. Виды течений
§ 3. Образования в русле
§ 4. Формы образования русла
§ 5. Строение и очертания берегов
§ 6. Понятие о навигационном периоде реки
§ 7. Краткие сведения о перекатах
§ 8. Судоходная обстановка на внутренних водных путях
Глава VI. Правила, регулирующие безопасность плавания
§ 1. Правила плавания по внутренним водным путям
Глава VII. Выполнение спасательных работ
§ 1. Управление катером
§ 2. Оказание помощи пострадавшему на воде
Пособие мотористу рулевому
ISBN: 978-5-94976-671-2
ТрансЛит, 2012
272 страницы
цветные иллюстрации
мягкая обложка
3-е издание, исправленное и дополненное
Учебник составлен согласно требованиям Программ подготовки матросов Морского флота и речных судов смешанного (река — море (классов «М-СП», «М-ПР», «О-ПР»)) плавания Российской Федерации, Кодекса внутреннего водного транспорта (2002г.), Российского Речного регистра (1995г.), Регистра морского флота, «Международной Конвенции МК ПДМНВ-78/STCW-78 «Подготовка и дипломирование моряков и несение вахты».
В нем также отражены международные требования по предотвращению загрязнения окружающей среды как для морских судов, так и судов СП «МАРПОЛ — 73/78».
В книге представлены общие сведения о морских и речных судах, их устройстве, даны понятия о непотопляемости, остойчивости, грузоподъемности судна и их элементах. Приведены сведения по судовым устройствам, оборудованию судов современными спасательными средствами.
Подробно изложены основы судовой организации, системы судовых расписаний, организации борьбы за живучесть судов различного назначения.
Включены сведения по морской практики: такелажные работы, судовым работам — повседневным, авральным, аварийным, уход за корпусом судна, внутренним помещениям, малярным работам.
Оборудование судов средствами судовождения. Основные сведения по навигации, лоции и гидрометеорологии (включая анализ синоптической информации и разработку прогнозов погоды по местным признакам).
Морские карты и карты внутренних водных путей. Ведение навигационной прокладки, определение места судна, учет дрейфа и течения.
Пособие предназначено для оказания помощи в получении начального морского и речного образования молодыми людьми, не имеющими базовой подготовки (учебных заведений морского и внутреннего водного транспорта) и изучающих специальность матроса, рулевого, моториста самостоятельно в ходе работы на судне; также может использоваться как учебное пособие студентами вышеуказанных учебных заведений.