Льготы по подоходному налогу 2019 в беларуси
Подоходный налог-2019: как поменяются вычеты и льготы
Размеры стандартных налоговых вычетов на 2019 год в соответствии с принятым Налоговым кодексом представлены здесь.
Суммы доходов, освобождаемых от подоходного налога, вы найдете в этом материале .
Внимание! Данный материал был опубликован на основании проекта Налогового кодекса на 2019 год.
В начале каждого календарного года бухгалтер по заработной плате вносит изменения в программное обеспечение для правильного расчета подоходного налога или делает «годовую шпаргалку» по размерам стандартных налоговых вычетов и предельных доходов, освобождаемых от подоходного налога. Они корректируются ежегодно с 1 января, и 2019 г. не исключение, так как на сайте Минфина Республики Беларусь размещен проект Налогового кодекса на 2019 г. (далее − проект НК на 2019 г.). В проекте НК на 2019 представлены новые размеры стандартных налоговых вычетов и предельных доходов, освобождаемых от подоходного налога. С ними мы предлагаем ознакомиться уже сегодня.
Рассмотрим новые размеры стандартных налоговых вычетов по подоходному налогу в 2019 г. и сравним их с действующими в 2018 г. (см. таблицу).
Размеры стандартных налоговых вычетов по подоходному налогу
Действующая статья Налогового кодекса (далее − НК) в 2018 г.
Что изменится в налоговой системе Беларуси в 2019 году
В Беларуси завершается работа по комплексной корректировке Налогового кодекса, главная цель которой – совершенствование администрирования налоговой системы, упрощение порядка исчисления и уплаты налогов, снижение налоговой нагрузки. Проект обновленного Налогового кодекса принят Палатой представителей во втором чтении.
Во время онлайн-конференции заместитель Министра финансов Республики Беларусь Дмитрий Кийко и заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Элла Селицкая рассказали о новых подходах к организации работы налоговых органов и ответили на вопросы посетителей сайта.
– Напомните, пожалуйста, какие новшества появятся для бизнеса и физлиц в связи с вступлением в силу новой редакции Налогового кодекса.
Кийко Дмитрий: Приблизительно в это время год назад глава государства дал поручение подготовить новую редакцию Налогового кодекса. В первую очередь необходимо было сделать его более понятным для плательщиков, принять меры по улучшению налогового администрирования, стимулированию инвестиционной деятельности, что вытекало из норм Декрета №7 «О развитии предпринимательства». Была проведена обширная, плодотворная работа над новой редакцией. Определены формат внесения этих изменений, двухуровневая система отработки и принятия решений. Была сформирована рабочая группа на уровне Министерства финансов, которая включала представителей всех заинтересованных сторон, в том числе отраслевых министерств и концернов, представителей всех бизнес-союзов, бухгалтеров, юристов-практиков, аудиторов. В этой работе активное участие принимал парламент.
Если говорить о конкретных мерах, то новой редакцией Налогового кодекса предусмотрено увеличение в 1,5 раза размера инвестиционного вычета по налогу на прибыль, снижение до 6 % ставки налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц в отношении дивидендов при условии нераспределения на потребление полученной прибыли в течение трех лет. Полное освобождение от налогообложения в случае нераспределения прибыли на эти цели в течение пяти лет.
Плательщикам предоставляется право при исчислении налога на прибыль учитывать некоторые виды затрат, которые в настоящее время не учитываются при налогообложении. Предусмотрено право включать в состав внереализационных доходов резервы по сомнительным долгам. Одновременно с этим у плательщиков налога на прибыль появляется возможность учитывать отдельные виды внереализационных расходов по факту поступления денежных средств.
В рамках снижения налоговой нагрузки предусмотрено освобождение вновь построенных объектов и земельных участков, на которых они расположены, от имущественных налогов в первый год их эксплуатации с применением понижающих коэффициентов к ставкам этих налогов в последующие четыре года. Предусмотрено исключение из списка объектов обложения налогом на недвижимость объектов сверхнормативного незавершенного строительства, отмена повышающего коэффициента к ставкам земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению. Предусмотрена отмена права местных Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам, а также земельного налога за земельные участки, занятые такими объектами.
Для субъектов, которые применяют упрощенную систему налогообложения, в частности, для индивидуальных предпринимателей, реализовано предложение по увеличению более чем в 2 раза критерия валовой выручки для применения этого особого режима налогообложения. Для ИП при применении общего порядка и упрощенной системы налогообложения с 1 января 2019 года предусматривается возможность учета доходов, выручки не только по методу оплаты, но и по методу начисления. Дополнительно в отношении ИП, осуществляющих реализацию потребителям работ и услуг, введен принцип добровольности уплаты единого налога.
Кодекс содержит ряд изменений, которые коснутся и физических лиц. Так, в отношении доходов от сдачи иным физическим лицам в аренду, внаем жилых и нежилых помещений, машино-мест предусматривается уплата подоходного налога в фиксированных суммах независимо от величины таких доходов. Расширен перечень категорий, имеющих право на получение стандартного налогового вычета по подоходному налогу. Воспользоваться данным правом теперь смогут родители, супруг, супруга, опекун или попечитель, которые осуществляют уход за инвалидами I и II группы старше 18 лет. Отменено ограничение суммы расходов на уплату страховых взносов страховым организациям Беларуси по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов для предоставления социального налогового вычета. Реализован экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков – физических лиц – позволяющий обращаться в любой налоговый орган.
Особое внимание при подготовке новой редакции кодекса уделено вопросам упрощения налогового администрирования. Изменены подходы к приостановлению операций по счетам плательщиков, имеющих задолженность по текущим платежам в бюджет. Речь идет о делении плательщиков на группы по степени риска. Дополнительно к залогу и поручительству введен новый способ обеспечения исполнения налогового обязательства – банковская гарантия. Усовершенствован порядок взыскания дебиторской задолженности, изменены подходы к начислению пеней в части их ограничения суммой, доначисленной по результатам проверок налога. С 3 до 5 лет увеличен период для зачета (возврата) излишне уплаченных налогов, сборов и пошлин.
Один из вопросов, который вызвал достаточно бурную дискуссию, – отмена повышающих коэффициентов к ставке имущественных налогов, которые сегодня местные Советы депутатов имеют право реализовывать на соответствующих административно-территориальных единицах. Сегодня это право предусматривает возможность увеличить стандартные ставки налога на недвижимость и налога на землю до 2,5 раза. При обсуждении вопроса бизнес-союзы и представители реального сектора экономики выходили с предложениями о том, чтобы это право ограничить и вернуться к размеру таких повышающих коэффициентов, который применялся до определенного времени. То есть повышать ставки этих налогов не более чем в 2 раза. Принято компромиссное, в некоторой степени отлагательное решение, – с 2020 года размер этих повышающих коэффициентов будет снижен с 2,5 до 2 раз.
Кроме этого, Налоговый кодекс претерпел структурные изменения для улучшения восприятия его положений. Введена статья, посвященная терминам и определениям, которые используются во всей редакции Налогового кодекса. В особенной части кодекса все налоги выстроены по строго определенной иерархии, которая соответствует утвержденным элементам налогообложения. Уточнены принципы налогообложения, введен принцип презумпции добросовестности плательщика.
Селицкая Элла: Немало новшеств предусматривается по налоговому администрированию. Все это делается для того, чтобы нашим плательщикам было проще исчислять и платить налоги. Чтобы, когда плательщик нарушил налоговое законодательство, налоговые органы своими действиями не доводили его до процедуры банкротства, когда мы говорим о приостановлении операций. Чтобы он мог продолжать свою деятельность и мы своими действиями, – например, размером доначисленной пени, – не создавали излишние обременения для него. Мы стараемся выстроить методы налогового администрирования таким образом, чтобы это негативно не влияло на деятельность плательщика и налоги поступали в бюджет от него в добровольном порядке.
– Как в НК учтена дедолларизация? Разрешат ли нерезидентам платить некоторые налоги в валюте? (Жибич Ирина Валентиновна)
Кийко Дмитрий: Вопрос дедолларизации – один из основных. Ей уделяется много внимания. Соответствующую политику проводит Национальный банк. Мы в свой части тоже ответственно относимся к этому вопросу и видим необходимость ухода от привязки к иностранным валютам, в том числе в налоговой системе.
Вопросы дедолларизации кодексом затрагиваются не первый год. В этой редакции мы максимально подошли к решению этого вопроса в налоговой системе. Мы не видим необходимости предусматривать возможность уплаты в иностранной валюте. Все субъекты, в том числе и нерезиденты, могут реализовать свои налоговые обязательства через уплату налогов в национальной денежной единице – с учетом нынешнего развития банковских услуг, соответствующих сервисов, политики на валютном рынке, которую проводит Национальный банк по возможности свободного приобретения и продажи валюты.
Дополнительно к этому мы перевели те немногие ставки налогов, которые у нас были выражены в иностранной валюте, в белорусские рубли. Это налоги касаются узкого сегмента субъектов, они связаны с добычей сырьевых ресурсов – на добычу нефти и калийной соли.
Единственную возможность, которую мы оставили в кодексе для нерезидентов (как физических лиц, так и организаций), – уплата в иностранной валюте государственной пошлины. Это не системный, а разовый налоговый платеж, связанный с осуществлением каких-то процедур или юридически значимых действий. Например, получение каких-либо разрешений, обращение в суд. Мы с учетом обсуждения этого вопроса такую возможность сохранили. Но это будут единичные случаи. В целом налоговая система поставленную перед ней задачу дедолларизации выполняет.
Селицкая Элла: В процессе обсуждения Налогового кодекса вставал вопрос о предоставлении возможности уплаты НДС в валюте для иностранных юридических лиц, которые оказывают электронные услуги физическим лицам в электронной форме. Причем не сами нерезиденты, а эксперты, которые работали над новой редакцией НК, предложили рассмотреть такую возможность. Но в ходе дискуссии мы пришли к выводу, что сегодня резидент или нерезидент может находиться и в США, и в Великобритании, и в Гонконге, и в Австралии. В какой валюте разрешить ему платить налог? Ему все равно нужно будет свою национальную валюту пересчитывать в доллары США перед тем как перечислять в белорусский бюджет. Ему же гораздо проще сразу конвертировать, например, гонконгские доллары в белорусские рубли и зачислить их в бюджет. Здесь оптимального варианта нет. Мы проанализировали практику этого года – трудностей с перечислением налогов в бюджет в белорусских рублях не возникает. Поэтому мы сохранили действующую норму. В том числе и потому, что от самих нерезидентов предложений не следовало.
– С 1 января 2019 года в России «налог на Google» распространяется на иностранные компании, оказывающие услуги в электронном виде в секторе b2b. Должны ли белорусские компании, оказывающие услуги в электронном виде российскому бизнесу, становиться на налоговый учет в России и платить там НДС? (Елена Лазарчук)
Селицкая Элла: Этот вопрос пока находится в проработке. Дело в том, что наши взаимоотношения по косвенным налогам урегулированы Договором о ЕАЭС, в соответствующем приложении. И в нем электронные услуги не упомянуты. Мы вынесли этот вопрос на Консультативный совет, на площадку ЕАЭС, чтобы с нашими партнерами по союзу, в первую очередь с россиянами, договориться, как мы будем этот налог взимать. Хотим закрепить в ЕАЭС необходимый порядок, механизм. Сделать это нужно, поскольку это одно из перспективных направлений, один из быстроразвивающихся видов бизнеса. Пока мы в процедуре переговоров. Как только о чем-то договоримся, сразу эту информацию разместим для наших плательщиков.
– Стал ли обновленный Налоговый кодекс проще, удобнее и понятнее для налогоплательщиков? К предыдущей структуре документа за много лет все привыкли и знали, где какие нормы содержатся. А сейчас главы и статьи переписали и поменяли их расположение. Легко ли налогоплательщикам теперь будет разобраться в требованиях законодательства? (Веревкина Елена, г. Минск)
Кийко Дмитрий: При обсуждении возможного изменения структуры Налогового кодекса мы исходили из того, чтобы систематизировать документ, сделать его понятнее. Думаю, плательщики достаточно быстро поймут те структурные изменения, которые произошли. Все налоги у нас изложены в одинаковой иерархии, то есть в соответствии с теми элементами системы налогообложения, которые перечислены в Общей части Налогового кодекса. Это плательщики, налоговая база, объект налогообложения, налоговая ставка, льготы по налогу, сроки и порядок уплаты.
Кроме того, для улучшения применения и восприятия Налогового кодекса мы ввели отдельную главу, которая посвящена используемым терминам и определениям. Эти термины и определения будут универсальными практически для всех налогов, которым посвящена последующая Особенная часть. Таким образом, мы исключили подход, который использовался в прежней редакции Налогового кодекса, когда для каждого налога давались определенные понятия. Мы практически полностью реализовали эту задумку, обобщили все эти понятия, систематизировали, согласовали их с другими отраслями права.
Думаю, что адаптация пройдет достаточно быстро, тем более что работа над Налоговым кодексом была публичной. Все те наработки и решения, которые принимались на уровне рабочих групп, озвучивались и были в открытом доступе для плательщиков и для общественности, размещались на сайтах Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов. Бизнес-сообщество тоже своевременно получало эту информацию, чтобы с членами своих ассоциаций обсуждать изменения, знакомить с ними для целей последующего практического применения.
– Я изучил проект закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (по состоянию на 17.10.2018 г.), который имеется на сайте Минфина. Не вижу упрощения в части исчисления налогов. Например, налог на добавленную стоимость. Зачем оставлять в новой редакции Налогового кодекса такие сложности в исчислении НДС, как распределение налоговых вычетов, неразбериху с налогообложением различных случаев возмещения расходов одним субъектом хозяйствования другому и т.д.? Фактически упрощения не заметил. (Максуд Тумпаров, г. Минск)
Селицкая Элла: Принципиальных новшеств по налогу на добавленную стоимость новая редакция Налогового кодекса не содержит, но мы кардинально изменили структуру этой главы. Исходили из того, что в главе должны быть обозначены все элементы налогообложения – плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые вычеты, ставки налогов, какие подтверждения должны быть, когда применяется нулевая ставка налогов, когда товары, работы, услуги оказываются на экспорт, как исчисляется окончательно налог на добавленную стоимость. Есть отдельная статья, которая говорит о том, как возвращается НДС. Действительно, элементов очень много. Сама структура налога и порядок его уплаты таковы, что написать его простым языком невозможно.
Наши граждане налог на добавленную стоимость не исчисляют, его исчисляют субъекты хозяйствования. Этим занимаются бухгалтера, которые имеют специальное образование в сфере налогообложения, бухучета, и для них эти механизмы понятны. Мы отрабатывали эту главу с бизнес-сообществом, с бухгалтерами, советовались с ними, как ее изложить, чтобы практикам было понятно.
Кийко Дмитрий: НДС – это один из таких налогов, которые непосредственно связаны с бухгалтерским учетом, на практике с ним сталкиваются профессиональные бухгалтеры. Одно из основных упрощений, касающихся этого налога, заключается в следующем: мы, насколько это возможно, постарались сблизить налоговый и бухгалтерский учет для целей его исчисления. Для этих целей в новой редакции кодекса унифицировали такие понятия, как определение момента реализации и т.п. Бухгалтер, ведя бухгалтерский учет, благодаря достигнутой автоматизации этого процесса, без труда сформирует такие элементы, как распределение налоговых вычетов и др. Нам существенно удалось продвинуться в вопросах ведения одновременно и налогового, и бухгалтерского учета.
– Какие источники в перспективе можно найти для снижения налоговой нагрузки и как могут быть скорректированы взносы в ФСЗН? (Ирина, г. Минск)
Кийко Дмитрий: Сегодня состав и структура налогов в Беларуси соответствует общепринятым стандартам. В стране проводится политика по либерализации предпринимательской деятельности, до 2020 года действует мораторий на введение новых ставок налогов. Для снижения действующих ставок мы должны задействовать внутренние резервы налоговой системы. Необходимо получить общее увеличение налоговых доходов и за счет этого сократить ставки конкретных налогов.
В первую очередь может быть организована работа по отмене неэффективных налоговых льгот, которая даст соответствующее поступление в бюджет. Расширение налоговой базы произойдет за счет увеличения количества вновь создаваемых плательщиков, роста активов, которые будут вовлекаться в экономический оборот. Этому будет способствовать также поддержание на достаточно высоком уровне темпов экономического роста. В нашей стране налоги связаны с ростом экономики, они взимаются с создаваемой добавленной стоимости. И чем больше такой стоимости создается, больше растет ВВП, тем больше получает и налоговая система. Ускоренный экономический рост тоже может дать дополнительные поступления в бюджет, за счет чего мы можем рассматривать возможность снижения конкретных ставок налогов.
Те меры, которые мы предполагаем обсудить в ближайшие годы, касаются возможности реформирования налога на прибыль, совершенствования механизма взимания налога на добавленную стоимость. У нас есть вопросы по тем ограничениям, которые сегодня действуют в налоге на добавленную стоимость в отношении налоговых вычетов. Мы предполагаем, что можем обсудить реформу определения объекта налогообложения имущественных налогов, в первую очередь налога на недвижимость. Предполагается уйти от применения остаточной стоимости, которая числится в бухгалтерском учете соответствующих объектов налогообложения, и перейти к их рыночной оценочной стоимости, так называемой кадастровой оценки. Эта мера повысила бы справедливость налогообложения. К примеру, от тех объектов, которые имели бы большую рыночную стоимость, мы бы получали больше доход. А для плательщиков, располагающих объектами, которые морально и физически устарели или нуждаются в модернизации, налогообложение бы уменьшилось.
Что касается Фонда социальной защиты, то сегодня он не включен в налоговую систему. Но вопрос актуальный и прежде всего связан с необходимостью обеспечения сбалансированности фонда — его доходов и расходов. Помимо налоговой ставки может быть задействован ряд инструментов. Для этого нужно комплексное и системное рассмотрение данного вопроса, начиная с места платежа, как мы его дальше видим и позиционируем. Надо решить, будет ли налоговый платеж или они будут осуществляться в виде страховых взносов, как сейчас. Соответственно, от принятия этого решения с учетом анализа ситуации, в частности, демографической, которая влияет на доходы и расходы фонда, могут вырабатываться последующие решения по возможным изменениям в том числе и ставки. Но в принципе такая работа не исключается.
Селицкая Элла: Если мы говорим о налоговых платежах, то еще один из резервов – рассмотреть вопрос об отмене пониженных ставок. И в целом понизить общие ставки по основным налогам. Вы знаете, что есть 10%-ная ставка на продукты питания, детскую одежду. Если мы найдем резервы отменить пониженную ставку, то в целом это даст возможность снизить для всех общую ставку – это тоже одно из направлений, по которому можно будет двигаться.
– По вашим оценкам, изменится ли доля налоговых поступлений в бюджет с принятием новой редакции кодекса? (Рудак Павел)
Кийко Дмитрий: Когда глава государства давал поручение, было сказано, что такая налоговая реформа на данном этапе не должна привести к существенному сокращению налоговых доходов, то есть поступлений в бюджет. Новая редакция Налогового кодекса больше посвящена мерам налогового администрирования, то есть это в первую очередь административная налоговая реформа.
Тем не менее в кодексе реализованы системные меры по снижению налоговой нагрузки. Одновременно кодекс предусматривает индексацию действующих ставок налогов, где в ряде случаев происходит расширение налоговой базы. За счет этого мы сегодня практически выходим на баланс. Для отдельных плательщиков произойдет снижение налоговой нагрузки за счет тех мер, которые я перечислял, но в целом за счет расширения налоговой базы, индексации налоговых ставок налоговые доходы не увеличатся и не сократятся – они остаются практически в тех пределах, которые у нас были заложены в бюджет текущего года.
– Ранее анонсировалось, что единый налог для ИП предлагается рассчитывать по-новому, а плательщики единого налога с 2019 года смогут самостоятельно выбирать режим налогообложения. Эти новшества сохранены? (Илья, г. Могилев)
Кийко Дмитрий: Министерство по налогам и сборам провело достаточно серьезную аналитическую работу в той части, которая касается взимания единого налога с предпринимателей. По результатам этой работы предложены системные изменения. В целом они оцениваются как улучшение условий работы индивидуальных предпринимателей с 2019 года.
Об отличиях от действующей системы. Первое нововведение – возможность плательщиков единого налога – ИП – самостоятельно выбрать налоговый режим. Если сегодня этот единый налог для индивидуальных предпринимателей, которые занимаются определенными работами или оказывают отдельные виды услуг, является обязательным, то со следующего года они получат возможность выбрать тот налоговый режим, который их устраивает: может быть сохранен режим уплаты единого налога, может быть выбрана упрощенная система налогообложения либо плательщик может перейти на общую систему уплаты подоходного налога.
При этом в отношении ставок налогов было реализовано изменение, которое касается пересмотра механизма их установления. Сегодня в действующей редакции Налогового кодекса предусмотрены коридоры ставок единого налога, в рамках которых местные Советы депутатов непосредственно по видам деятельности устанавливают конкретные ставки на своей территории: установлены минимальная и максимальная ставки, и в этом коридоре выбирается ставка, которая будет действовать на соответствующей территории. С 2019 года эти коридоры будут упразднены, Налоговым кодексом утверждаются единые ставки единого налога, которые будут дифференцированы по территориям (город Минск; областные центры; районные центры и города районного подчинения; сельская местность). В Минске ставки выше, далее они по ниспадающей уменьшаются. Дополнительно местные Советы депутатов могут сократить предложенные ставки налогов до 2 раз (увеличивать нельзя).
Это два существенных нововведения, которые, с нашей точки зрения, значительно улучшают положение индивидуальных предпринимателей.
– Ставки акцизов на топливо в 2019 году планируется снизить. Есть ли вероятность их снижения в дальнейшие годы и возможна ли в перспективе нулевая ставка акцизов? Как на это повлияет налоговый маневр в России? (Аркадий, г. Мозырь)
Кийко Дмитрий: Это актуальный вопрос. Предложенная редакция Налогового кодекса предусматривает снижение ставок акцизов на автомобильное топливо по сравнению с действующими на 25 %. Это вынужденная мера для возможной адаптации рынка и нефтеперерабатывающих заводов к налоговому маневру. Второй его этап Россия будет реализовывать с 2019 года. Беларусь формировала проект бюджета по консервативному сценарию. То есть учитывала, что в условиях реализации второго этапа налогового маневра придется функционировать без возможной компенсации наших потерь со стороны Российской Федерации.
Сегодня процесс переговоров с российской стороной по этому вопросу не завершен. Тем не менее ставки акцизов у нас на 25% будут снижены. Независимо от того, будет ли решен вопрос с компенсацией, эта мера останется. Она позволит в условиях достаточно серьезной волатильности мировых цен на нефть снять напряжение на внутреннем рынке. Сейчас концерн «Белнефтехим» из-за стоимости нефти вынужден с определенной периодичностью повышать цены на топливо. В следующем году 25-процентное снижение позволит более гибко реагировать на изменения рынка.
Что касается последующих лет, то в принципе все будет зависеть от результатов переговоров с Россией. Если они не будут положительными, то у нас остается несколько инструментов по адаптации к функционированию в новых условиях. Прежде всего это цены внутреннего рынка и ставки акцизов. С учетом, что у нас открытый рынок с Россией, вопросу цен на внутреннем рынке уделяется достаточно большое внимание. Учитывается и социальный фактор. Не исключено, что механизм по снижению ставок акцизов будет задействован и в последующем. Не исключаю, что при самом неблагоприятном развитии ситуации мы можем подойти к тому, что ставки акцизов обнулим.
– Сколько человек в Беларуси получили статус налогового консультанта? Смогут ли ИП оказывать бухгалтерские услуги (быть главным бухгалтером) без статуса налогового консультанта после 1 января 2019 года? Готовился проект указа об изменении условий для налоговых консультантов, предполагающий более мягкие подходы к этому вопросу. На какой он стадии? Что решили? (Елена Лазарчук, г. Минск)
Селицкая Элла: На сегодняшний день статус налогового консультанта получили более 300 человек.
Что касается ИП, то они смогут подавать налоговые декларации, если получат статус налогового консультанта.
Сейчас подготовлен проект указа, который предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели, которые работали на аутсорсинге и оказывали бухгалтерские услуги, но не получили к 1 января 2019 года статус налогового консультанта, смогут продолжить оказание этих услуг.
Проект прошел согласование и внесен в Совет Министров. Документ предварительно прорабатывался в том числе с Администрацией Президента. Полагаю, что после соответствующих процедур и криминалистической экспертизы он будет представлен главе государства.
– В ставках акцизов предусмотрено дополнение в группе подакцизных товаров «табачные изделия». Планируется введение отдельной ставки для табачных изделий, предназначенных для потребления путем нагревания. Это означает, что появятся акцизы на жидкости для электронных сигарет? (Булиненко П.В.)
Кийко Дмитрий: Подакцизная табачная продукция расширяется, но это не значит, что появятся акцизы на жидкости для электронных сигарет. Вводится новый вид подакцизной табачной продукции – табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания. Это новые виды табачной продукции, которые сегодня предлагают компании, – альтернатива даже электронным сигаретам, для которых используются табачные жидкости. Мы были извещены о том, что со следующего года такие продукты, возможно, появятся и на нашем рынке. Поэтому в целях реализации фискальной функции, увеличения поступления доходов в бюджет, поддержания конкурентных условий на рынке предусмотрели такую ставку акцизов.
В России подобные системы курения уже функционируют и по такой же аналогии облагаются. Мы позаимствовали их опыт. Что касается жидкостей для электронных сигарет, то в следующем году акцизов на них не будет. Но не исключено, что через какой-то промежуток времени мы предусмотрим и введем акцизы для этого вида продукции.
– Какие изменения в правилах трансфертного ценообразования? Какие сделки подлежат контролю? Отменено ли допустимое отклонение на 20% от рыночного диапазона цен/рентабельности? (Пашник Люцина Здиславовна, г. Лида)
Селицкая Элла: Равно как и по другим направлениям, мы предприняли ряд мер, чтобы усовершенствовать механизм и несколько снять то излишнее бремя, которое ложилось на наших плательщиков в части круга плательщиков. Во-первых, мы будем осуществлять контроль за трансфертными ценами только лишь между субъектами, которые являются взаимозависимыми лицами. Это значит, что одно предприятие, например, может управлять другим посредством владения большей частью в уставном фонде либо акциями этого предприятия.
Кроме того, мы повысили критерии по сделкам, которые также подлежат контролю. Пример: сегодня, если крупный плательщик совершает сделку на сумму Br1 млн, то такая сделка подлежит контролю. В рамках новой редакции этот критерий увеличивается до Br2 млн. Если мы говорим о другой категории плательщиков, то там критерий по сделкам с Br100 тыс. увеличивается до Br400 тыс.
Круг лиц по сделкам с недвижимым имуществом также сужается. И здесь контролю будут подлежать сделки между взаимозависимыми лицами, а также если сделка реализована белорусскому плательщику, у которого имеются льготы по налогу на прибыль, по налогу при упрощенной системе налогообложения.
Если мы говорим об изменении подходов в 20-процентном отклонении, то действительно мы отошли от этого. Мы, как и другие страны, на основе международного опыта взяли за основу такой подход, что цена сделки должна находиться в диапазоне цен между максимальной и минимальной. Сам собственник имущества, когда осуществляет реализацию товаров, работ и услуг, определяет для себя этот диапазон. Поэтому в рамках международного опыта и учитывая прошедший 6-летний период адаптации этого механизма, мы обсудили вопрос в том числе с бизнес-сообществом и договорились, что будем ориентироваться на этот диапазон. Но наши условия непосредственно в этой главе более лояльные, чем в других странах. В России диапазон более узкий: определяется максимальный и минимальный размер, и от верха и низа еще по квартили отделяется. Это делается для того, чтобы можно было отчислять налог именно с рыночной цены. Мы не хотим резких колебаний и будем это делать постепенно.
Наработаем практику с учетом имеющихся инструментов, чтобы наши субъекты хозяйствования могли научиться определять этот диапазон. И мы им в этом поможем. Для того чтобы уйти от негативных моментов, мы предусмотрели в этой главе дополнительный метод, который называется «Соглашение между плательщиком и налоговым органом по определению цены». Если плательщик чувствует, что у него не получится, то он вправе будет обратиться непосредственно в налоговый орган за заключением соглашения, и мы вместе с ним определим метод, по которому будет определена цена. Такое соглашение по сделке будет действовать в течение трех лет. На два года его можно будет еще продлить. Это значит, что в этот период времени, пока будет действовать соглашение с налоговым органом, плательщик контролироваться по этой сделке не будет. Он получает гарантию, что может спокойно исчислять налог на прибыль, не боясь того, что завтра придет налоговый орган и начнет говорить о неправильном определении цены, соответственно, неправильном определении прибыли и занижении налога на прибыль. Ставка госпошлины за его заключение предусмотрена в 500 БВ. Как правило, под этот контроль не попадают малые субъекты хозяйствования, микропредприятия. Это сделки, которые совершают средние и крупные предприятия.
– Может ли унитарное предприятие, учредителем которого является общественное объединение (Белорусское общество автомотолюбителей), с 1 января 2019 года перейти на упрощенную систему налогообложения? Количество работающих в организации и валовая выручка за 9 месяцев 2018 года соответствуют проекту Налогового кодекса (ст. 323, п 6,п.п 6,3). Спасибо. (УП «Автохран» ОО «БОАМЛ», г. Гомель)
Селицкая Элла: Да, унитарные предприятия некоммерческих организаций смогут с 1 января 2019 года применять упрощенную систему налогообложения (УСН), если они соответствуют критериям по численности и по выручке, которые установлены для применения УСН.
Но для унитарных предприятий, которые образованы коммерческим организациями, установлен запрет на применение УСН.
– Ранее озвучивалось, что новый Налоговый кодекс должен действовать без изменений в течение трех лет. Тем не менее, позже решили не обозначать это в тексте документа. Почему это было сделано?
Кийко Дмитрий: Первоначально, когда мы начали работу по подготовке обновленной редакции Налогового кодекса, мы обсуждали вопрос введения трехлетнего моратория на изменение налогового законодательства. Но во время обсуждения, в том числе при взаимодействии с бизнес-сообществом, в принципе все участники процесса пришли к пониманию необходимости сохранить нынешнюю практику в последующем. Как я уже говорил, подготовкой новой редакции Налогового кодекса занималась рабочая группа, мы пришли к пониманию, что продолжим это взаимодействие в похожем формате – мы планируем при Министерстве финансов с 2019 года создать консультативный общественный совет по налоговой политике и включить в него самых активных представителей рабочей группы, продолжить выработку возможных изменений налогового законодательства ежегодно.
То есть мы намерены ежегодно во взаимодействии с бизнес-сообществом предлагать эти изменения, но они должны получить одобрение Совета по развитию предпринимательства. Если предложения будут выработаны и заключение по ним Совета по развитию предпринимательства будет положительным, мы будем их предлагать для внесения изменений в законодательство. То есть в принципе мы остались в рамках ежегодной корректировки Налогового законодательства. Но все ориентированы на то, что эти изменения должны улучшать как положение плательщиков, так и качественные характеристики нашей налоговой системы.
Селицкая Элла: Мы сегодня отвечали на вопросы ваших читателей о сложностях, оставшихся, по их мнению, в Налоговом кодексе. Пусть предлагают, как можно упростить, что касается налога на добавленную стоимость и других вопросов. Мы готовы к сотрудничеству и обсуждению предложений.
Подоходный налог – 2019: что заложено в проекте НК
На сайте Минфина размещен проект изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь. Этим документом запланированы изменения, касающиеся порядка исчисления подоходного налога в 2019 году. Расскажем о наиболее существенных из них.
Сведения налоговых агентов
Проектом предусмотрено, что налоговые агенты будут ежеквартально – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, – представлять в налоговый орган сведения о доходах физлиц в виде электронного документа или документа в электронном виде. Перечень таких лиц и доходов определит МНС. Ожидается, что это будут данные обо всех доходах всех физлиц, которые будут представляться всеми налоговыми агентами. Возможный вариант формы сведений и инструкции по их заполнению размещены на портале МНС.
Налоговые вычеты
В отношении вычетов планируется:
1) проиндексировать размеры стандартных вычетов;
2) для целей применения стандартного вычета отнести к иждивенцам лиц, которые являются инвалидами I и II группы старше 18 лет;
3) отменить предельный размер социального вычета на страхование;
4) для целей применения имущественного вычета на строительство / приобретение жилья отнести к членам семьи плательщика детей, состоящих в браке;
5) закрепить возможность предоставления имущественного вычета в сумме расходов на газификацию при строительстве жилого дома;
6) не предоставлять имущественный вычет в сумме расходов, понесенных на строительство жилья без привлечения застройщика или подрядчика после утверждения акта приемки этого жилья в эксплуатацию;
7) установить, что социальные (на обучение и на страхование) и имущественный на строительство / приобретение жилья вычеты будут предоставляться всеми налоговыми агентами, выплачивающими доходы плательщику (а не только нанимателем по месту основной работы);
8) увеличить размер имущественного вычета, связанного с отчуждением имущества, с 10% до 20%;
9) также увеличить с 10% до 20% размер вычета по ценным бумагам.
Льготируемые доходы
В отношении доходов предлагается:
1) увеличить предельные годовые размеры доходов, освобождаемых от налогообложения;
2) не облагать налогом:
— материальную помощь, оказываемую по месту основной работы (службы, учебы):
умершего бывшего работника организации (а не только пенсионера, ранее работавшего в организации) их близким родственникам;
бывшим работникам (а не только пенсионерам, ранее работавшим в организации) в связи со смертью их близких родственников;
— материальную или иную помощь (а не только безвозмездную (спонсорскую)), выплаченную лицам, нуждающимся в получении медицинской помощи (при наличии соответствующего подтверждения);
— доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в пределах установленной НК суммы;
— оплаченную организацией стоимость обучения, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, стажировки члена органа управления этой организации, связанных с деятельностью органа управления организации;
— оплаченные (возмещенные) принимающей стороной расходы (в том числе суточные, питание, проживание, проезд) члена органа управления организации при исполнении им своих функций.
Ставки налога
Планируется, что появится возможность применения в отношении дивидендов пониженных ставок подоходного налога. В случае если по решению собственников прибыль организации не распределялась между участниками (акционерами) организации (дивиденды не выплачивались), а направлялась на развитие организации:
— в течение 3 предшествующих календарных лет, — будет применяться ставка 6%;
— в течение 5 предшествующих календарных лет, — будет применяться ставка 0%.
Ожидается, что налог с доходов от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) физлицам жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест будет уплачиваться в фиксированных суммах независимо от размера полученного дохода за год.
Налоговые декларации и уплата налога
С 1 марта на 31 марта предлагается перенести крайний срок представления в налоговый орган деклараций по подоходному налогу физлицами, обязанными представлять такие декларации о полученных в течение прошедшего календарного года доходах. А срок уплаты налога — с 15 мая на 1 июня. При этом декларацию можно будет представить в любой налоговый орган независимо от места регистрации этого физлица.
Налоговый кодекс: что изменится с 2019 года
В Налоговом кодексе Беларуси с 2019 года предлагается множество новшеств. Если их примут, платить налоги будем по-новому: администрирование усовершенствуют, законодательные нормы станут проще и понятнее, налоговая нагрузка уменьшится. О самых важных изменениях, которые предлагается внести в Налоговый кодекс, в интервью БЕЛТА рассказала заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая.
— Проект новой редакции Налогового кодекса недавно вынесли на общественное обсуждение. По сути, работа межведомственной группы близится к финишу? Какие главные новшества нас ждут?
— Межведомственная рабочая группа провела совместную работу не только с заинтересованными госорганами, но и практически со всеми крупнейшими бизнес-союзами, представителями крупных предприятий, юристами, аудиторами. В итоге выработано очень много новых подходов по совершенствованию порядка исчисления налогов, их взыскания, упрощению налогового администрирования. Один из главных акцентов — доступность изложения норм Налогового кодекса, чтобы они были понятны для всех плательщиков: крупного бизнеса, микроорганизаций или физических лиц.
Подробнее о наиболее значимых новшествах в проекте Налогового кодекса. Если мы говорим о порядке взыскания налогов, то хотелось бы отметить, что проект предусматривает новый порядок приостановления операций по счетам плательщиков. Если сегодня у субъекта образуется задолженность по платежам в бюджет, то со следующего дня налоговый орган должен приостановить его операции по счетам. В законопроект заложен совершенно новый механизм — он основан на риск-ориентированном подходе, который, по сути, схож с нашими подходами в контрольной работе. Это значит, что если плательщик добросовестный, однако в силу каких-то причин у него образовалась текущая задолженность, но до этого он в течение полугода исполнял свои обязательства добросовестно, то налоговый орган даст ему дополнительно 10 рабочих дней для устранения налогового нарушения. Если он устраняет, то операции по его счетам приостанавливаться не будут. Другая ситуация — если плательщик допускал задолженность, но постоянно погашал ее до первого числа месяца, следующего за месяцем образования задолженности, налоговый орган даст ему 5 рабочих дней для устранения нарушений. Если он это делает, операции не будут приостанавливаться. Но если плательщик недобросовестный и постоянно допускает нарушения налогового законодательства, является систематическим должником по платежам в бюджет, то к нему будет применяться механизм, который есть сегодня, операции будут приостановлены. Новый подход даст возможность плательщикам устранять самостоятельно все свои ошибки без остановки производственной деятельности предприятия.
Новый подход заложен в законопроекте и по начислению пеней. Сегодня во время проверки зачастую бывает ситуация, когда сумма доначисленного налога не обременительна для плательщика, но поскольку проверка проводится за много лет, то пеня может быть гораздо больше суммы доначисленного налога. Законопроект предусматривает ограничение размера пени по результатам проверки — она не должна быть больше, чем сумма доначисленного налога. Это новшество снимет излишнее финансовое бремя с предприятий.
Еще одно новшество — пересматриваются подходы к проведению зачета возврата налогов. С учетом того, что в декрете №7 установлен общий период проведения проверок по налоговым вопросам в 5 лет, мы сегодня отходим от действующих норм, согласно которым возврат налогов осуществляется, если прошло не более 3 лет с момента его уплаты. С 1 января 2019 года предлагается этот срок увеличить до 5 лет. Тогда у нас подходы выравниваются — проверка не более чем за 5 лет, а если переплатил налог в бюджет, то и налог будет возвращаться за 5 лет.
Новые подходы в порядке обжалования решений налоговых органов по результатам проверок либо действий или бездействия их должностных лиц. Сегодня, чтобы обжаловать результаты проверки, нужно обратиться сначала в городскую либо областную инспекцию и только потом — в министерство. Со следующего года предоставляется плательщику право выбора. Какому органу он больше доверяет, туда он и имеет право изначально направить свою жалобу. Если такие жалобы изначально будут поступать в Министерство по налогам и сборам, мы их будем рассматривать. Такая либерализация — еще один шаг к тому, чтобы добиться качества проведения проверок на более высоком уровне.
В Особенной части Налогового кодекса отмечу новые подходы. Например, по налогу на прибыль это сближение бухгалтерского и налогового учета посредством устранения временных различий в признании отдельных видов доходов и расходов.
Кроме того, для плательщиков предусматривается право на увеличение инвестиционного налогового вычета. Если это здание, сооружение, то сегодня он предоставляется в размере 10%, а со следующего года будет 15%, если это иные основные средства, транспортные средства, то вместо 20% с 2019 года будет 30%.
Следует также отметить, что значительные корректировки произойдут для индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого налога. Со следующего года они вправе будут выбирать режим налогообложения. Что это значит: сегодня если вид деятельности подпадает под уплату единого налога, то плательщик обязан уплачивать только этот налог. Со следующего года предлагается новый подход — можно будет самому выбрать оптимальный налоговый режим. Это может быть общая система налогообложения (подоходный налог), упрощенная система налогообложения либо единый налог.
Конечно, ИП будут выбирать оптимальную для себя систему — не только в плане величины налогового обязательства, но и в плане удобства, простоты использования.
Важно сказать и о новом подходе его определения. Сегодня порядок исчисления его следующий: Налоговый кодекс устанавливает базовые максимальную и минимальную ставки в зависимости от того, где ИП занимается деятельностью. Местные Советы депутатов определяют его конкретный размер с учетом особенностей местности. Но на практике бывают ситуации, что, например, в областном центре ставка может быть выше либо на уровне Минска. Но надо понимать, что в регионах не такая бойкая торговля идет, не такая активная деятельность. Минск — столица, доходность здесь выше, поэтому и ставки в Минске должны быть изначально более высокие. С 2019 года, чтобы эти перекосы устранить, предлагается установить отдельную ставку для каждого региона (для Минска, областных центров, других населенных пунктов), а местным Советам депутатов предоставить право уменьшать их, но не более чем в 2 раза.
Если говорить о физлицах, то также следует упомянуть, что для них вводится новый принцип обслуживания. С 2019 года физлица смогут обращаться для подачи налоговой декларации по подоходному налогу, за админпроцедурами в любую налоговую на территории Беларуси (сегодня нужно идти в инспекцию, где состоишь на учете). И налоговый орган сам будет взаимодействовать с другой инспекцией, например, чтобы вернуть физлицам денежные средства.
— Как будут меняться ставки налогов?
— Чтобы выполнить поручение главы государства по декрету №7 по внедрению механизмов реинвестирования прибыли, в Налоговом кодексе предусматриваются некоторые изменения по налогу на прибыль. Если предприятие не распределяет прибыль, а оставляет ее у себя для развития производства и делает это на протяжении трех лет, то ставка налога на дивиденды будет взиматься в размере не 12% (как сейчас), а 6%. Если прибыль не распределяется на протяжении 5 лет — тогда ставка налога на прибыль будет установлена в размере 0%. Это новый механизм.
С целью привлечения новых инвестиций в нашу страну по имущественным налогам предусмотрены новые стимулы — применение пониженных коэффициентов.
Для инвесторов, которые строят гостиницы, открывают новые производства, такие стимулирующие механизмы помогают в успешной реализации проекта.
Кроме того, по налогу на недвижимость и по земельному налогу предусматривается уход от повышенных ставок налогов, когда они взимаются за нецелевое использование, несвоевременный возврат земельного участка, за самовольный захват земли, за неэффективно используемое или неиспользуемое здание или сооружение. Сегодня за это в НК установлена 10-кратная ставка налогов. Предлагается уйти от этого, потому что есть другие механизмы воздействия на субъектов, которые своевременно не выполняют свои обязательства либо ненадлежащим образом используют свое имущество.
Предлагается отказаться и от двукратной ставки налога на недвижимость, если вводится сверхнормативный объект строительства. Анализ показал, что практически все объекты вводятся с нарушением установленного срока. Это значит, законодательство в строительной сфере требует совершенствования, и налоговые механизмы к определению сроков ввода объектов в эксплуатацию не стимулируют к вводу объектов в сроки, предусмотренные проектной документацией. Следовательно, есть основания говорить об установлении новых подходов.
Повышения налогов не предусматривается, это однозначно. Индексация ставок налогов в белорусских рублях — традиционная процедура осовременивания налогов с учетом инфляционных процессов. Не будет исключением и этот год. Декрет №7, который установил мораторий на повышение ставок налогов, не распространяется на индексацию. Предусматривается, что в 2019 году ставки будут проиндексированы на прогнозный показатель инфляции — 5,3%.
— Пересмотрены ли в законопроекте налоговые льготы?
— Мы не делали акцент в этом году на отмену льгот. Но в общей части кодекса в статье, которая регулирует порядок предоставления налоговых льгот, учитывая, что у нас их введено достаточно большое количество, предусмотрели классификацию льгот. Разбили их на три категории. Это социальные льготы (чтобы удешевить стоимость, например, социально значимых товаров), системные льготы (предназначенные для функционирования отдельных сфер, отраслей и секторов экономики), стимулирующие льготы (предоставляются для стимулирования отдельных отраслей, отдельных категорий плательщиков). Для стимулирующих льгот предлагается установить оценку их эффективности. Каждые три года их пересматривать. Если будет признано, что льгота эффективна, то она продлевается на более длительный период времени. Если льгота не дала никакого эффекта для предприятия, отрасли или экономики в целом, то будет предложено отменить или видоизменить ее.
Оценка эффективности льгот предусматривается в Общей части Налогового кодекса, но порядок этой оценки будет определяться правительством. Когда этот порядок будет определен, механизм начнет работать.
— Возможна ли отмена каких-то сборов?
— Предлагается отменить сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования, учитывая, что поступление от этого сбора незначительные. В 2018 году они составляют около Br9 млн. Думаю, что после отмены этого сбора негативных последствий не будет, а скорее, наоборот, с учетом того, что мы транзитное государство, можем рассчитывать на приток денежных средств в страну в больших объемах.
Поэтому мы не видим здесь негативных воздействий на сокращение доходов в бюджет.
— Предусмотрена ли корректировка подходов в акцизной политике?
— Что касается акцизной политики, то никаких глобальных новшеств мы не предусматриваем. Поскольку акцизы устанавливаются в белорусских рублях, каждый год они индексируются. На следующий год не предусматривается индексация крепких алкогольных напитков, а также пива, вин крепленых. Акцизы на этот вид продукции будут сохранены на уровне 2018 года. Увеличивать нет экономической целесообразности.
Предусматривается индексация ставок акциза на табачные изделия на 15% — выше, чем индексация ставок на прогнозный показатель инфляции. Это связано с международными обязательствами Беларуси в рамках Евразийского экономического союза.
Вы знаете о реализации налогового маневра в России. Чтобы наши нефтеперерабатывающие заводы не пострадали от роста цен на нефть в таких условиях, в проекте предусмотрено снижение на 25% ставок акцизов на автомобильное топливо.
— Какие подходы по дедолларизации нашли отражение в проекте документа?
— С 2019 года исчисление земельного налога будет производиться без влияния изменений курса иностранных валют. Сегодня налог на землю (для общественно-деловой и производственной зон) рассчитывается, исходя из кадастровой оценки в долларах. С 2019 года мы от этого уходим — кадастровая стоимость всех земель будет определена в белорусских рублях.
Кроме того, в отношении налога на добычу полезных ископаемых с 2019 года ставки тоже не будут устанавливаться в долларах, а будут исключительно в белорусских рублях.
Таким образом, мы практически по всему Налоговому кодексу отказываемся от уплаты налогов в валюте. Исключения — госпошлина для лиц, которые должны уплатить ее из-за рубежа.
— Какой эффект МНС ожидает от принятия нового Налогового кодекса? Как снизится налоговая нагрузка?
— В первую очередь мы делаем акцент на совершенствование налогового администрирования, т. е. упрощение порядка исчисления и взимания налогов.
Второе — простота, понятность, легкость восприятия норм Налогового кодекса.
Третье — незначительное, но все же снижение налоговой нагрузки на предприятия по сравнению с нынешним годом. Излишнее административное и налоговое бремя с плательщиков уберут.