Арбитражный суд орган государственной власти

Оглавление:

Глава 1. Основы конституционного строя

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 7. Судебная власть

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

Читайте так же:  Фз 99 лицензия сроки

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Арбитражный суд Республики Адыгея

Председатели российских судов подведут итоги 2018 года

С 12 по 13 февраля 2019 года состоится общероссийское совещание-семинар председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, апелляционных арбитражных судов, арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам с участием председателей кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, районных (городских) судов и мировых судей.

Поздравление председателя Арбитражного суда Республики Адыгея в отставке В.Е. Пшидатка

Коллектив Арбитражного суда Республики Адыгея поздравил в торжественной обстановке председателя Арбитражного суда Республики Адыгея в отставке В.Е. Пшидатка с юбилеем.

Совещание с представителями органов государственной власти Республики Адыгея и ресурсоснабжающими организациями

13 декабря 2018 года Арбитражный суд Республики Адыгея в рамках плана работы на 2 полугодие 2018 года организовал совместное совещание с представителями органов государственной власти Республики Адыгея и ресурсоснабжающими организациями.

Историческая справка о суде

Система арбитражных судов в России функционирует в соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации, а также частью 3 статьи 4 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались (Декрет о суде № 2 // СУ РСФСР 1917-1918. №26.Ст.347). Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

С развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. В1922 году, с этой целью, в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. Создавались также ведомственные арбитражные комиссии в системе органов управления отдельными отраслями экономики.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформления хозяйственных связей на договорной основе. В марте 1931 года были приняты постановления ВЦИК и СНК СССР, по которым все государственные, хозяйственные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

В мае 1931 года в системе органов управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража – государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном – подчинения одному ведомству (министерству, комитету, и т.д.).

В течение шестидесятилетней истории государственного арбитража (с мая 1931 по октябрь 1991 года) неоднократно предпринимались попытки модернизировать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям, повысить его роль в народном хозяйстве.

В 1960 году Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 года и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

До 1974 года нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а находились при исполнительных органах власти, то есть система была неподчиненной. Госарбитраж СССР 17 января 1974 года был преобразован в союзно-республиканский орган и утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем. В 1977 году, после принятия Конституции СССР, Арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов госарбитража впервые определялись Законом «О Государственном арбитраже в СССР», который был принят 30 ноября 1979 года.

В Российской Федерации госарбитраж руководствовался Положением о Государственном арбитраже, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 года.

В 1991 году система арбитражей была отменена Постановлением Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде», принятым 4 июля 1991 года. Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности.

После принятия Конституции Российской Федерации, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом законе об арбитражных судах.

В 1995 году был принят Федеральный Конституционный Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, которые определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

Читайте так же:  Понятие пособия как вида социального обеспечения

В 2002 году был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

4.5. Арбитражный суд и иные органы государственной власти, органы местного самоуправления

Арбитражный суд выделен в особую группу субъектов конкурсного права, поскольку призван занимать нейтральную позицию, оценивая на предмет соответствия законодательству действия всех иных участников конкурсного процесса.

Нормами конкурсного права в компетенцию арбитражного суда включены:

— рассмотрение дел о банкротстве;

— вынесение определения о введении процедуры банкротства;

— принятие решения о признании лица банкротом и об открытии конкурсного производства либо решения об отказе в признании банкротом;

— вынесение определения о прекращении производства по делу о банкротстве;

— вынесение определения об утверждении мирового соглашения должника и кредиторов;

— отстранение руководителя должника от должности;

— получение сведений о проведении процедур банкротства, отчетов арбитражных управляющих3;

1 Подробнее см.: Химичев В.А. Судейское усмотрение в делах о банкротстве // Вестник ВАС РФ. — 2004. -№ 1. — С. 147-155.

2 Карелина С.А. Указ. соч. — С. 79.

3 См.: Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего: Постановление Правительства РФ от 22.05.03 № 299 // СЗ РФ. — 2003. — № 21. — Ст. 2015.

— осуществление иных, предусмотренных законодательством полномочий1.

Правительство РФ нормами конкурсного права наделено правотворческой функцией. Оно утверждает правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего и деятельности саморегулируемой организации, имеет иные полномочия (п. 1 ст. 11, п.п. 1, 3 ст. 135, ч.1 ст. 191, ст. 193 и др. Закона о банкротстве).

Регулирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью СРО АУ. В настоящее время им является Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) , которая ведет единый государственный реестр СРО АУ и реестр арбитражных управляющих; проводит проверки деятельности СРО АУ ; обращается в арбитражный суд с заявлениями об исключении СРО АУ из единого государственного реестра СРО АУ, а также о дисквалификации арбитражного управляющего4; участвует в организации подготовки арбитражных управляющих, осуществляет иные функции.

Полномочия главного управления (управления) Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) РФ регламентируются приказом Минюста России от 3 декабря 2004 г. № 1835.

Федеральное агентство по управлению федеральным иму-ществом6 осуществляет полномочия государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Феде

1 Так, в рамках дел о банкротстве арбитражными судами в 2005 г. рассмотрено 99 220 разногласий, заявлений, жалоб. Из общего количества рассмотренных заявлений 72 405, или 73,0%, составили заявления об установлении размера требований кредиторов. См.: Справка о рассмотрении арбитражными судами Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве) в 2002-2005 гг. — [Электронный ресурс] — М.: Интернет-портал «Высший Арбитражный Суд Российской Федерации», 2006. — Режим доступа: http://arbitr.ru/news/totals/index.htm, свободный. — Загл. с экрана.

2 См. Вопросы Федеральной регистрационной службы: Указ Президента РФ от 13.10.04 № 1315 (в ред. от 2.05.06) // СЗ РФ. — 2004. — № 42. — Ст. 4110.

3 Об утверждении положения о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом: Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 365 // СЗ РФ. — 2003. — № 26. — Ст. 2662.

4 По информации Управления по контролю за деятельностью СРО АУ Федеральной регистрационной службы, за первое полугодие 2005 г. в указанную службу, включая ее территориальные органы, поступило свыше 3000 жалоб на действия арбитражных управляющих (Воробьев А. Интервью заместителя начальника Управления по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Федеральной регистрационной службы О.В. Черныша [Электронный ресурс] — М.: Интернет-портал «Федеральная регистрационная служба», 2005. — Режим доступа: http://www.rosregistr.ru /index.php?menu=1525000000&id=617, свободный.

5 См.: Об утверждении Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации: Приказ Министерства юстиции РФ от 3.12.04 № 183 (в ред. от 15.06.07) // БНА РФ. — 2004. — № 50.

6 См.: О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом: Постановление Правительства РФ от 27.11.04 № 691 // РГ. — 2004. — 3 декабря.

ральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также полномочия собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.

Органы исполнительной власти и организации, наделенные в соответствии с законодательством РФ правом взыскания задолженности по обязательным платежам (например, таможенные органы) вправе участвовать в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по этим платежам.

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности и его территориальные органы предоставляют в арбитражные суды информацию об организациях, имеющих лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну; о форме допуска к государственной тайне руководителя должника или об отсутствии такового (п. 7 ст. 29, п. 1 ст. 45 Закона о банкротстве).

Правовое положение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления как субъектов конкурсного права регулируется законодательством о банкротстве. Кроме того, согласно п.6 ст. 29 Закона о банкротстве, их компетенция определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции. Так, при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий уведомляет об указанном имуществе органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника. Не позднее чем через 30 дней с даты получения соответствующего уведомления органы местного самоуправления принимают указанное имущество на баланс и несут все расходы на его содержание (пп.1, 2 ст. 148 Закона о банкротстве).

При банкротстве отдельных категорий должников могут принимать участие и иные субъекты, которые будут рассмотрены в соответствующих разделах настоящей книги. Например, при рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве,

признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью (п.1 ст. 183 Закона о банкротстве), которым в настоящее время является Федеральная служба страхового надзора.

1. Дайте понятие и классификацию субъектов конкурсного права.

2. Каково содержание понятия «должник» в конкурсном праве?

3. Какие лица не могут быть признаны должником, а, следовательно, признаны банкротом?

4. Дайте понятие и классификацию кредиторов как субъектов конкурсного права. Каковы основные отличительные черты их правового положения?

5. Каковы понятие, правовая природа, исключительная компетенция собрания кредиторов? Какие лица вправе принимать участие в собраниях кредиторов? Каков порядок организации и проведения собрания кредиторов?

6. Вправе ли акционер, которому не выплачиваются дивиденды в течение 6 месяцев, обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании АО банкротом?

7. Каковы полномочия представителя собрания кредиторов и представителя комитета кредиторов?

8. Вправе ли комитет кредиторов принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления?

9. Каковы понятие арбитражного управляющего, его права и обязанности? Каковы требования к его кандидатуре, порядок и основания отстранения от исполнения обязанностей?

10. Перечислите виды арбитражных управляющих.

11. Что такое саморегулируемая организация арбитражных управляющих, каковы цели ее деятельности, права и обязанности?

12. Какое лицо вправе быть реестродержателем и какова цель его участия в процедурах банкротства? Что такое реестр требований кредиторов и каков порядок его ведения?

13. Что конкурсное право включает в компетенцию арбитражного суда?

14. Перечислите органы государственной власти, являющиеся субъектами конкурсного права. Как нормы конкурсного права определяют их компетенцию?

Судебные органы Российской Федерации

Судом называется орган государственной власти, реализующий функцию правосудия в виде рассмотрения всех категорий дел, предусмотренных законом конкретного государства.

Читайте так же:  Моральный вред и его компенсация при производственной травме

После того как в 1996 году в России был принят конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», сформировалась единая система судебных органов.

Она в нашей стране представлена органами двух уровней:

1) федеральные суды — условно говоря, органы общероссийского масштаба. К ним относят Конституционный суд Российской Федерации, Дисциплинарное судебное присутствие, Суд по интеллектуальным правам. Кроме того, федеральными являются суды общей юрисдикции и арбитражи;

2) суды субъектов РФ — конституционные и мировые суды, подчиняющиеся федеральным.

В судебной системе Российской Федерации органы сгруппированы в соответствии со своей инстанцией:

1) первой инстанции — низший уровень представлен городскими и районными судами, военными судами гарнизонов и арбитражными судами субъектов РФ;

2) второй инстанции — суды субъектов РФ, в том числе федеральные арбитражные и арбитражные апелляционные суды;

3) суды высшей инстанции — Конституционный , Высший арбитражный и Верховный .

Конституционный суд в нашей стране в первый раз был выбран Съездом народных депутатов в 1991 году и состоял из 13 членов, один из которых был председателем. А с 1995 года по решению президента Ельцина в его состав входит 19 судей, при этом у председателя появились два заместителя. Конституционный суд исследует нормативные правовые акты на предмет соответствия Конституции. По указу президента с 2008 он переехал из Москвы в Санкт-Петербург и занял здание Сената.

Верховый суд РФ в свою очередь отвечает за дела судов общей юрисдикции, а также за военные трибуналы. Также он исследует и суммирует судебную практику, разбирает данные статистики и поясняет различные вопросы судебной практики.

Высший Арбитражный суд разрешает экономические споры граждан, принимает апелляции в арбитраж в последней инстанции и является первостепенным органом арбитражной системы.

Соответственно описанной схеме в подчинении каждого из органов высшей инстанции находятся суды низших инстанций. Рассмотрим структуру подчинения на примере арбитражной системы.

На следующем после Высшего Арбитражного суда уровне располагаются 10 федеральных арбитражей округов. Они являются кассационной инстанцией, то есть занимаются ревизией обоснованности и легитимности постановлений нижестоящего арбитража, обладающих законной силой и ещё не принятых.

Далее идут арбитражные апелляционные суды — органы апелляционной инстанции. В Российской Федерации действуют по 2 таких органа на каждый из 10 судебных округов. В такие ведомства подаётся апелляция в арбитраж, то есть заявление с целью оспаривания не вступивших в силу решений .

На низшем уровне находятся арбитражи субъектов Российской Федерации. Например, в Санкт-Петербурге – это Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кстати этот орган судебной системы Российской Федерации является одним из наиболее крупных подразделений не только в своём округе, но и в целом по стране.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного Округа осуществляет контроль решений, принимаемых в арбитражах субъектов округа. Также в компетенции Федерального арбитражного суда Северо-Западного Округа — проверка и координация производства судебных актов в своём федеральном округе.

В арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области осуществляется рассмотрение дел в первой инстанции, а кроме того вторичное рассмотрение актов в случае появления новых обстоятельств.

О полномочиях прокурора по обращению в арбитражный суд

В прокуратуру области периодически поступают обращения индивидуальных предпринимателей и руководителей юридических лиц с просьбой обратиться в арбитражный суд с иском (заявлением) или принять участи в рассмотрении арбитражным судом того или иного дела, обжаловать решение. Однако в соответствии с законом подобное право у прокуратуры ограничено.

В соответствии со статьёй 52 АПК РФ прокурор области или его заместитель вправе направить в арбитражный суд заявления об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Также прокурор области или его заместитель вправе направить иски о признании недействительными сделок, а также исков о применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Частью 5 статьи 52 АПК РФ закреплено право прокурора вступать в дела указанных выше категорий на любой стадии арбитражного процесса в целях обеспечения законности.

Кроме поименованных в части 1 статьи 52 АПК РФ полномочий, прокурор вправе предъявлять в арбитражный суд заявления о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по статьям 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 — 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, 14.50, 14.43 — 14.49, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Также прокурор обладает правом на обжалование не вступивших в законную силу постановлений несудебных органов о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности (ст. 207 АПК РФ).

Статья 198 АПК РФ предоставляет прокуратуре возможность обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия.
Разъяснения, закреплённые в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» указывают на наличие права прокурора на обращение в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица вследствие неоднократного или грубого нарушения этим юридическим лицом исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, а также с требованием о сносе самовольной постройки в целях защиты публичных интересов (ст. 1253, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Расширить перечисленные полномочия прокурор не вправе ни по своей инициативе, ни по инициативе суда.

Следует отметить, правом на апелляционное обжалование обладает лицо, участвующее в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт (ст. 257 АПК РФ). Таким образом, если прокурор в деле не участвовал, принести на состоявшееся решение суда апелляционную жалобу он не вправе. Аналогичные положения, относительно лиц правомочных принести на решение суда кассационную жалобу, содержатся и в статье 273 АПК РФ.