Требования по сертификации техники
СЕРТИФИКАЦИЯ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ
СЕРТИФИКАТ НА БЫТОВУЮ ТЕХНИКУ
До февраля 2013 года сертификация бытовой техники проводилась в системе сертификации
Сертификация и декларирование в системе ГОСТ Р подтверждали соответствие продукции требованиям установленных стандартов, для электрооборудования, бытовой техники и инструментов – требованиям по электробезопасности (ЭБ) и электромагнитной совместимости (ЭМС). Обязательная процедура подтверждения соответствия затрагивала не полный спектр характеристик продукции, а лишь минимально-необходимый для обеспечения безопасности пользователей и окружающей среды. При этом Заявитель не может выбирать стандарты, на соответствие которым будет проводитлась обязательная процедура подтверждение соответствия. Эти стандарты определялись Органом по сертификации по результатам идентификации заявленной техники или светотехники в соответствии с Единым перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единым перечнем продукции, соответствие которой подтверждается принятием декларации о соответствии, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 982 от 01.12.2009 г.
Обращаем Ваше ВНИМАНИЕ!
Технический Регламент «Электромагнитная совместимость технических средств» (далее ТР ТС ЭМС). С вступлением в силу ТР ТС НВО и ТР ТС ЭМС, подтверждение соответствия бытовой техники будет осуществляться только в рамках Регламентов Таможенного Союза. Согласно Решениям КТС 884 и 879, Регламенты вступают в силу 15 февраля 2013 года.
Это значит, что оформление сертификатов соответствия ГОСТ Р на бытовую технику с 15 февраля 2013 года будет отменено. Им на смену придут сертификаты соответствия техническим регламентам таможенного союза.
Приводим перечень низковольтного оборудования согласно вышеуказанному техническому регламенту на который необходимо оформить сертификат соответстсвия таможенного союза:
подлежащего подтверждению соответствия
в форме сертификации
в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза
«О безопасности низковольтного оборудования»
1. Электрические аппараты и приборы бытового назначения:
для приготовления и хранения пищи и механизации кухонных работ;
для обработки (стирки, глажки, сушки, чистки) белья, одежды и обуви;
для чистки и уборки помещений;
для поддержания и регулировки микроклимата в помещениях;
для ухода за волосами, ногтями и кожей;
для обогрева тела;
игровое, спортивное и тренажерное оборудование;
аудио- и видеоаппаратура, приемники теле- и радиовещания;
швейные и вязальные;
блоки питания, зарядные устройства, стабилизаторы напряжения;
для садово-огородного хозяйства;
для аквариумов и садовых водоемов;
оборудование световое и источники света;
2. Персональные электронные вычислительные машины (персональные компьютеры).
3. Низковольтное оборудование, подключаемое к персональным электронным вычислительным
4. Инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические).
5. Инструменты электромузыкальные.
6. Кабели, провода и шнуры.
7. Выключатели автоматические, устройства защитного отключения.
8. Аппараты для распределения электрической энергии.
9. Аппараты электрические для управления электротехническими установками.
Перед выпуском в обращение на рынке низковольтное оборудование должно пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза.
Подтверждение соответствия низковольтного оборудования осуществляется по схемам в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утвержденным Комиссией Таможенного союза (далее – Комиссия).
2. Низковольтное оборудование, включенное в Перечень, приведенный в приложении к настоящему техническому регламенту Таможенного союза, подлежит подтверждению соответствия в форме сертификации (схемы 1с, 3с, 4с).
Низковольтное оборудование, не включенное в указанный Перечень, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия (схемы 1д, 2д, 3д, 4д, 6д). Выбор схемы декларирования соответствия низковольтного оборудования, не включенного в Перечень, осуществляется изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом), импортером.
В случае неприменения стандартов, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего технического регламента Таможенного союза, или при их отсутствии, подтверждение соответствия низковольтного оборудования осуществляется в форме сертификации (схемы 1с, 3с, 4с) в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
3. Сертификация бытовой техники и низковольтного оборудования, выпускаемого серийно, осуществляется по схеме 1с. Низковольтное оборудование для сертификации представляет изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо).
Сертификация партии бытовой техники и низковольтного оборудования осуществляется по схеме 3с, единичного изделия – по схеме 4с. Партию низковольтного оборудования (единичное изделие), изготовленного на единой таможенной территории Таможенного союза, представляет изготовитель, партию низковольтного оборудования (единичное изделие), ввозимую на единую таможенную территорию Таможенного союза, представляет импортер или изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо).
Сертификация электрооборудования, аудио-, видео-, бытовой и оргтехники
Оценка соответствия электрооборудования необходима для того, чтобы подтвердить, что все заданные требования безопасности продукции соблюдены. В данной статье представлена информация о подтверждении безопасности таких категорий электрооборудования, как радиоприемные устройства, видеозаписывающие и воспроизводящие, электросварочное оборудование и другие электроприборы, применяемые в быту.
Для выпуска в обращение электрооборудования, необходимо оформить обязательный сертификат или декларацию о соответствии, в зависимости от выпускаемой продукции.
С 15 февраля 2013 года на территории нашей страны, а также в пределах всей таможенной территории, оценка соответствия электрооборудования проводится на соответствие техническим регламентам Таможенного союза. При этом в отношении бытовых технических устройств действуют сразу несколько регламентов, а именно:
В процессе обязательной сертификации или декларирования соответствия проверяется соответствие продукции требованиям безопасности обоих техрегламентов ТС.
Сертификация электрооборудования в рамках требований технических регламентов
При проведении сертификации электрооборудования согласно требованиям технических регламентов Таможенного союза на низковольтное оборудование и электромагнитную совместимость, применимы следующие схемы: 1с – в случае серийного выпуска продукции, 3с – партии электрооборудования, 4с – при единичном выпуске изделия.
Процедура сертификации соответствия электрооборудования осуществляется в следующей последовательности:
- Поданная производителем заявка на проведение сертификации, рассматривается органом по сертификации, в который обратился заказчик.
- В случае принятия заявки, орган по сертификации обозначает схему, по которой будет проводиться данная процедура.
- Идентификация образцов объектов сертификации – установление тождественности характеристик выпускаемых товаров признакам электрооборудования, а также требованиям сопроводительных документов к такой продукции. Указанную процедуру проводит выбранный орган по сертификации.
- Отбор типовых образцов и проведение испытаний в аккредитованной лаборатории. Также проводится анализ производства или сертификация системы качества, если это предусмотрено схемой сертификации.
- Анализ полученных результатов и принятие решения о возможности или невозможности выдачи обязательного сертификата соответствия для продукции электрооборудования. При положительных результатах анализа всех перечисленных документов, заявитель получает обязательный сертификат соответствия, данные которого, заносятся в Государственный реестр. Сроки проведения процедур оценки соответствия не должны превышать трех месяцев.
- Если выбранной схемой предполагается инспекционный контроль, то его проведение осуществляется после выдачи сертификата для подтверждения того, что продукция продолжает соответствовать установленным требованиям безопасности.
При обнаружении нарушений, действие выданного сертификата может быть отменено, либо приостановлено до выполнения корректирующих мероприятий.
Оформление сертификата в случае, когда продавец и производитель выпускаемой продукции – разные люди, происходит на основании прохождения всех указанных этапов, а также предоставление документов, подтверждающих происхождение продукции.
Как проходит сертификация компьютерной техники можно узнать здесь. Также предлагается ознакомиться с осуществлением оценки соответствия телевизоров.
Декларирование соответствия электрооборудования
Особенность процедуры декларирования заключается в том, что все обязательства по безопасности выпускаемой продукции производитель берет на себя. В соответствии с российскими требованиями, заполненную производителем декларацию о соответствии на конкретную группу электрооборудования, аккредитованный орган по сертификации регистрирует в установленном порядке. После чего все данные заносятся в Государственный реестр.
По отношению к требованиям безопасности технических регламентов Таможенного союза на электротехническое оборудование, не включенное в перечень приложения к такому техрегламенту, требуется оформление подтверждения безопасности в форме декларирования соответствия с использованием схем 1д, 3д, 6д – при серийном выпуске продукции; 2д, 4д – при выпуске партии товаров.
Сертификация компьютеров
Сертификация компьютеров — это обязательная процедура, которая проводится на соответствие требованиям Технических регламентов Таможенного Союза «О безопасности низковольтного оборудования» ТР ТС 004/2011, а также ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств». Из этого следует, что производителям и импортерам компьютеров (системных блоков) в обязательном порядке необходимо оформить сертификат соответствия Таможенного Союза.
Обязательной сертификации подлежат стационарные компьютеры и ноутбуки.
Сразу хотелось бы отметить, что по действующими правилами технического регулирования в Таможенном Союзе, получить сертификат соответствия может только компания, которая зарегистрирована в РФ или в одной из стран ТС. Это может быть ИП либо компания с любой организационно-правовой формой.
Сертификация компьютеров в России заключается в проведении следующих обязательных процедур:
• Подача заявки и документов;
• Проведение испытаний;
• Оформление сертификата соответствия.
Процедура обязательной сертификации компьютеров в РФ
1. Предоставление документации
Для получения сертификата соответствия на компьютеры отечественного производства, необходимо разработать ТУ (технические условия). Если Ваша компания еще не разработала технические условия, то можно заказать разработку в нашем центре. Срок разработки составит не более десяти рабочих дней. Для сертификации импортных компьютеров предоставление данного документа не нужно, понадобится только паспорт на изделие.
Перечень документов для получения сертификата соответствия на компьютеры
- Заявка
- Карточка реквизитов
- Копии свидетельств ИНН и ОГРН
- Технические условия или паспорт изделия
2. Сертификационные испытания компьютеров
Обязательная сертификация компьютеров и другой офисной техники осуществляется на основании проведенных испытаний предоставленных образцов. Для этого необходимо предоставить образец одной из выпускаемых моделей в сертификационный центр. Далее этот образец передается в аккредитованный испытательный центр, где по результатам проведенных исследований будет оформлен протокол испытаний. Этот протокол, собственно говоря, и является основание для выдачи сертификата.
3. Оформление сертификата соответствия на компьютеры
После проведенных испытаний проводится итоговая процедура – оформление сертификата соответствия. Данный документ может быть выдан на срок от года до пяти лет. Но имейте в виду, что при оформлении на срок более года, предусмотрен ежегодный инспекционный контроль. Также возможна схема сертификации компьютеров на определенную партию. В таком случае сертификат будет действовать только на то количество единиц оборудования, которое было заявлено в сертификате.
Информация о выданных сертификатах соответствия заносится в единый электронный реестр Росаккредитации. Следовательно, информацию о них может проверить любой желающий.
Несколько популярных вопросов, касающихся сертификации компьютеров
Сколько моделей компьютеров можно отразить в одном сертификате?
В сертификате можно отразить любое количество моделей без ограничений. Но в таком случае может понадобится оформление нескольких протоколов испытаний, если есть кардинальные конструктивные различия между заявленными моделями.
Можно ли указать в сертификате не только компьютеры, но и дополнительное оборудование?
Нет, в сертификате ничего иного быть не может, так как каждое изделие должно оцениваться отдельно и требования к различным единицам оборудования предъявляются разные. Например, компьютерная клавиатура – это отдельная позиция, на которую должен оформляться отельный документ.
Сколько времени занимает сертификация компьютеров?
Если у Вашей организации уже есть технические условия, то весь процесс займет не более семи рабочих дней. Если же ТУ нужно разработать, то к указанному сроку добавляется десять дней на разработку.
Обязательная сертификация: объекты и особенности процедуры
Обязательная сертификация товаров проводится для того, чтобы подтвердить, что продукция отвечает всем предусмотренным требованиям и безопасна для покупателя. Эта процедура гарантирует качество товаров как для изготовителей, так и для потребителей.
Гарантия безопасности или очередной барьер для бизнеса?
По определению законодательства обязательная сертификация – это процедура, в ходе которой объект сертификации подвергается проверке на соответствие требованиям действующих технических регламентов. Объектами обязательной сертификации могут являться как товары, так и технологии их изготовления, проектирования, а также другие производственные и эксплуатационные процессы. Сама процедура сертификации предполагает определенную совокупность действий, официально принимаемую в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям.
Обязательная сертификация была введена в России в 1992 году. За эти 12 лет все ее недостатки и проблемы стали очевидны. В настоящее время прослеживается тенденция к упрощению процессов обязательного подтверждения соответствия, что, в конечном итоге, позволит ускорить развитие отечественной экономики и упростить ее интеграцию в общемировой рынок. Среди основных трендов в этой области – сокращение доли продукции, подлежащей обязательной сертификации, и увеличение перечня товаров, нуждающихся в декларировании. Декларация о соответствии регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.
Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии или обязательным сертификатом соответствия, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. № 982 «Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Данный документ регулярно актуализируется.
Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации
Обязательной сертификации подлежат те товары, использование которых сопряжено с максимальным риском для жизни и здоровья людей. Несмотря на тенденцию постоянного сокращения перечня такой продукции, на сегодня в него, согласно постановлению Правительства РФ № 982, входят: газ, нефтяные масла, автомобильные шины, газотурбинные установки, горно-шахтное, химическое и нефтегазоперерабатывающее оборудование, рельсы и подвижной состав, электрооборудование, автомобили, автобусы, лифты, бытовые электроприборы, а также детские товары, медикаменты и медицинское оборудование, средства гигиены, спецодежда и табачная продукция, средства пожаротушения и многое другое (более подробный список продукции, подлежащей обязательной сертификации, несложно найти в открытом доступе, например, здесь: http://docs.cntd.ru.
А вот для одежды и обуви, мебели, пищевых продуктов и сырья для них, алкогольных напитков, косметики, парфюмерии и бытовой химии теперь достаточно декларации соответствия товаров нормативным документам. Это изменение позволяет производителям сэкономить и упрощает бизнес-процессы.
Кто проводит сертификацию?
Обязательная сертификация продукции осуществляется организациями, имеющими аттестат аккредитации на выполнение данного вида работ – их выдает Россаккредитация. Эти организации должны быть внесены в Реестр аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий . В аккредитованных органах по сертификации помимо получения сертификата можно зарегистрировать декларацию о соответствии, а также оформить ряд других документов, необходимых для производства, продажи и таможенного оформления продукции на территории России и Таможенного союза.
Для прохождения сертификации требуется письменная заявка производителя, а также пакет учредительных документов и технические данные о сертифицируемой продукции.
Особенности процедуры
Порядок сертификации практически одинаков для всех видов товаров. Все начинается с обращения в центр сертификации, подачи заявки и предоставления документации. Для продукции российского производства потребуются:
- Заявка, подписанная руководителем и заверенная печатью фирмы-заявителя;
- Документы о регистрации и постановке на учет в налоговом органе фирмы-производителя;
- Устав предприятия;
- Документация на выпускаемую продукцию (ТУ или ГОСТ);
- Паспорт или инструкция по эксплуатации;
- Договор аренды производственных площадей или документ, подтверждающий право собственности.
При сертификации товаров иностранного производства нужно также предоставить доверенность от лица производителя фирме-заявителю на право совершения действий по сертификации своей продукции (если заявителем является не сам изготовитель, а фирма, представляющая его интересы) и инструкция по эксплуатации (при необходимости), переведенная на русский язык.
Иногда, в зависимости от вида сертифицируемого товара, может потребоваться дополнительная документация:
- сертификаты системы менеджмента качества;
- сертификат пожарной безопасности;
- свидетельство о госрегистрации продукции;
- копии выданных ранее сертификатов.
После этого эксперты центра рассматривают заявку и подбирают подходящую схему сертификации. Выбор зависит от размера партии товара и страны производства. Существует несколько схем, и все их этапы детально прописаны в ст. 25 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» либо в соответствующем разделе профильного технического регламента. После выбора схемы рассчитывается стоимость работ и заключается договор о проведении оценки между заявителем и центром сертификации. Образцы продукции, предоставленные заявителем, передаются органом по сертификации в лабораторию.
Третий шаг – проведение полного комплекса оценочных работ по подтверждению соответствия продукции: от идентификации и проверки предоставленных документов до испытаний образцов в аккредитованной лаборатории и, в некоторых случаях – анализ состояния производства.
По итогам этих оценочных работ принимается решение о выдаче сертификата. Вместе с ним заказчик получает и акт выполненных работ.
Стоимость и сроки проведения
Если заявитель вместе с пакетом документов представил также протоколы испытаний, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории, то сертификация продукции не займет много времени – обычно на оформление сертификата уходит не более 7 дней. Цена также будет невелика – около 5 тысяч рублей. Однако необходимость проведения испытаний может заметно увеличить не только срок, но и стоимость выдачи сертификата.
Ответственный подход к обеспечению безопасности продукции
Законна лишь сертификация, проведенная аккредитованными и внесенными в официальный реестр органами, однако некоторые бизнесмены предпочитают обращаться в компании, работающие по «серым» схемам, где за небольшую плату и за несколько часов можно получить любой сертификат. Это прямое нарушение закона, так как подобные организации не имеют необходимых полномочий для сертификации товаров. Государство постоянно борется с такими компаниями, ужесточая требования к сертификационным центрам. В частности, в июле 2014 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», направленный на ужесточение требований к органам по сертификации. Процветание подобных фирм невыгодно и самим производителям – ведь фальшивые «знаки качества» подрывают доверие и к настоящим, обладающим весомым конкурентным преимуществом и гарантирующим качество и безопасность продукции. Поэтому в интересах предпринимателей ответственно выбирать орган по сертификации.
Сертификация на технические регламенты
Сертификация и декларирование [согласно Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании»] являются формами осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Производитель, сертифицировав свою продукцию на Технические регламенты, таким образом, доказывает, что его продукция, на которую выдан сертификат, отвечает определённым требованиям безопасности и соответственно, имеет конкурентное преимущество.
Процедуры подтверждения соответствия (сертификация или декларирование) устанавливаются только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу.
Обязательная сертификация осуществляется Органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом и уточняются Органом по сертификации после получения необходимых документов от заявителя.
Стоимость работ по подтверждению соответствия, выполняемых органом по сертификации зависит от типа и количества моделей, заявляемых на сертификацию. Пришлите нам заявку по этой или другой форме и мы в кратчайшие сроки свяжемся с Вами. При необходимости сможем оказать помощь в идентификации продукции.
Перечень документов, используемых при выполнении работ по подтверждению соответствия и определяющих требования к данным работам, как правило, излагается в текстах самих технических регламентов Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», ТР ТС 016/2011 «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе», ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», с которыми более подробно можно ознакомится и скачать на сайте Евразийской экономической комиссии (Таможенного Союза).
Наличие сертификата соответствия требованиям Технических регламентов позволяет заявителю не получать Разрешение на применение, но не освобождает от необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности.
С 15 февраля 2013 года на территории Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана вступили в силу ряд Технических регламентов.
Более подробно с их содержанием можно ознакомиться на сайте Евразийской экономической комиссии (Таможенного Союза).
При этом аналогичные российские регламенты были отменены.
Процедура подтверждения соответствия (сертификации и декларирования) некоторых видов продукции получила ряд особенностей. Порядок проведения сертификации при оценке соответствия приведен ниже на схеме (скачать блок-схему).
Например, согласно Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» вводится обязательное подтверждение соответствия всех грузоподъемных кранов, кранов-манипуляторов, кранов-трубоукладчиков и т.д. в виде сертификации, а приспособлений для грузоподъемных операций, талей электрических канатных и цепных и т.д. в виде декларирования.
Регламент содержит обязательные для применения и исполнения существенные требования безопасности, установленные с учетом оценки риска, а приведенные в нем стандарты содержат конкретные технические решения для реализации этих требований для конкретных видов машин и оборудования, учитывая, что положения стандартов установлены для добровольного и многократного применения. Поэтому наряду с положениями Технического регламента следует учитывать требования как действующих стандартов (например: ГОСТ 13556-91, ГОСТ 22827-85, ГОСТ 27584-88 и др.), так и требования новейших стандартов по безопасности машин. Тем более, что построение последних позволяет проще находить решения для снижения рисков различных видов опасностей.
Особенностью Регламента является требование подготовки обоснования безопасности, которое разрабатывается при проектировании машин и (или) оборудования, и сопровождает продукцию на всех стадиях ее жизненного цикла. Обоснование безопасности определяет принципы и конструктивные особенности, соблюдение которых обеспечивает необходимый уровень безопасности, а также необходимость проведения оценки риска после капитального ремонта машины и (или) оборудования, значение которого должно быть не выше допустимого. В России правила построения, изложения, оформления обоснования безопасности определяются ГОСТ Р 54122-2010.
Еще одна особенность заключается в определении заявителя, в качестве которого при подтверждении соответствия теперь может выступать только зарегистрированное в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя:
- либо являющееся изготовителем (для серии или для партии);
- либо являющееся продавцом (для партии);
- либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним.
Срок действия сертификата соответствия устанавливается для выпускаемых машин и (или) оборудования серийного производства – не более 5 лет, для выпущенной партии срок не устанавливается. Периодически, если это предусмотрено схемой сертификации, орган по сертификации обязан проводить инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.
При сертификации газоиспользующего оборудования требования, предъявляемые техническим регламентом ТР ТС 016/2011 «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе», в чем то аналогичны, однако имеют некоторые отличия.
Приказом Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) Орган по сертификации ООО «ТЕСТ-ИНЖИНИРИНГ» аккредитован в дополнительной области для подтверждения соответствия продукции требованиям Технических регламентов Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» и ТР ТС 016/2011 «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе». Орган по сертификации ООО «ТЕСТ-ИНЖИНИРИНГ» внесен в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного Союза.
Система сертификации авиационной техники гражданского назначения в Российской Федерации
4.4. Система сертификации авиационной техники
гражданского назначения в Российской Федерации
Правовые основы сертификации авиационной техники устанавливаются законодательством государства. В Российской Федерации основными законами, регулирующими деятельность в области сертификации, являются Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» и Воздушный кодекс РФ (ВК РФ). В частности, ВК РФ содержит определение воздушного законодательства РФ, в соответствии с которым к воздушному законодательству относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, федеральные правила использования воздушного пространства, федеральные авиационные правила, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ.
В авиатранспортной системе гражданской авиации (АТС ГА), существует три основные составляющие (рис. 4.3.):
1. Авиационная техника — воздушные суда, на которых выполняются перевозки и их компоненты, непосредственно влияющие на безопасность полетов и на окружающую среду;
2. Объекты гражданской авиации — аэродромы и их оборудование, авиационные трассы и другие объекты, обеспечивающие выполнение перевозок;
3. Организации, деятельность которых обеспечивает выполнение перевозок: авиакомпании, предприятия, обеспечивающие воздушное движение, заправку воздушных судов топливом, обработку багажа, техническое и бытовое обслуживание воздушных судов и другие субъекты авиатранспортной деятельности.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, сертификация первой и второй составляющих — авиационной техники и объектов гражданской авиации, возложена на Межгосударственный авиационный комитет. Сертификация авиатранспортной деятельности и поддержание летной годности авиационной техники возложены на Федеральную службу по надзору за безопасностью на транспорте (рис. 4.4). Такое разделение связано с особенностями авиационной политики в СНГ.
Материально-техническая и научно-промышленная базы индустрии создания авиационной техники и объектов гражданской авиации были созданы еще в СССР. Распад СССР и создание независимых государств на территории бывшего СССР не прервало установившихся связей между создателями авиационной техники, чему способствовало решение о создании МАК и делегировании ему полномочий по координации деятельности в области создания АТ и ОГА и явилось основой продолжения взаимодействия разработчиков, изготовителей АТ, научных и снабжающих организаций. Поэтому Правительство РФ делегировало МАК полномочия по координации деятельности в области создания АТ и поддержания ее летной годности, в том числе, и по сертификации АТ.
В последнее время существенно возросли требования к обеспечению авиационной безопасности на воздушном транспорте. Наряду с обеспечением безопасности полетов, т. е. предотвращением отказов авиационной техники, ошибок экипажей или наземных служб УВД и избежанием опасных воздействий на окружающую среду, начиная с середины 70-х годов, в гражданской авиации возникла новая проблема — предотвращение актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, определяемая термином «авиационная безопасность».
Результатом международного сотрудничества в области авиационной безопасности стало принятое в 1974 г. Приложение 17 к Конвенции ИКАО «Безопасность, защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства». Требования международных стандартов и рекомендуемой практики нашло отражение в статье 84 Воздушного кодекса РФ. В 1994 г. было принято Постановление Правительства РФ «О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства».
Указами Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 000 и от 01.01.01 г. № 000, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 проведение сертификации типа авиационной техники, ее производства и первоначальное одобрение летной годности экземпляров авиационной техники, с выдачей сертификатов, свидетельств и эквивалентных им документов, поручено Межгосударственному авиационному комитету (МАК), в котором эти функции выполняются одним из его структурных подразделений — Авиарегистром МАК.
Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000 утверждено «Положение о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил». Положением установлено, что соответствующие специально уполномоченные органы являются ответственными за разработку авиационных правил определенной тематики. При этом МАКу поручены, в том числе, разработка и совершенствование авиационных правил по нормированию летной годности гражданской авиационной техники и процедурам сертификации воздушных судов и их компонентов, правил сертификации производства авиационной техники, а также правил по нормированию воздействия авиации на окружающую среду. Положение предусматривает обязательное согласование проектов авиационных правил с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Авиационные правила, принятые МАК и утвержденные Советом по авиации и использованию воздушного пространства, образованным межправительственным Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, вводятся в действие соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Так, например, Авиационные правила, относящиеся к области сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации, вводятся в действие Федеральным агентством по воздушному транспорту (ФАВТ РФ).
В Российской Федерации действует система сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации (ССАТ и ОГА). Основной концепцией этой системы является обеспечение безопасности полетов и защита окружающей среды от воздействия авиационной техники. Она является государственной системой и ее функционирование носит обязательный характер.
Основными целями ССАТ и ОГА являются:
— обеспечение безопасности полетов и безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охраны окружающей среды;
— оценка и подтверждение соответствия объектов сертификации установленным требованиям;
— содействие повышению качества и конкурентоспособности воздушных судов и их компонентов, оборудования аэродромов, средств, комплексов, подсистем, наземных радиотехнических систем управления воздушным движением;
— разработка правил и процедур сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации, гармонизированных с правилами и процедурами сертификации аналогичных технических средств и объектов передовых зарубежных стран;
— защита интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности авиационных предприятий и организаций и других юридических и физических лиц, занимающихся авиационной деятельностью.
Требования к объектам сертификации и процедуры проведения сертификации содержатся в Авиационных правилах (АП), принимаемых в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В системе сертификации АТ и ОГА РФ подлежат обязательной сертификации:
А. Авиационная техника:
1. Воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и их компоненты, являющимися объектами авиационной техники;
2. Производство и ремонт воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и их компонентов;
3. Организации, разрабатывающие авиационную технику.
Б. Объекты гражданской авиации:
1. Аэродромы международные;
2. Аэродромы категорированные;
3. Оборудование аэродромов и воздушных трасс:
— наземное оборудование спутниковых систем;
— оборудование контроля состояния ВПП;
— аэродромные пожарные автомобили.
4. Производство оборудования аэродромов и воздушных трасс;
5. Организации, разрабатывающие объекты гражданской авиации.
Перечень авиационной техники и объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в СС АТ и ОГА может уточняться и дополняться в соответствии с правилами Системы.
Требования к авиационной технике и объектам гражданской авиации, подлежащим сертификации, изложены в Авиационных правилах.
Таким образом, применительно к авиационной технике объектами сертификации являются:
— воздушные суда (самолеты, вертолеты и др.);
— маршевые двигатели воздушных судов;
— вспомогательные двигатели воздушных судов;
— компоненты авиационной техники II класса и комплектующие изделия (КИ);
— разработчики авиационной техники;
— производители авиационной техники;
— ремонтные предприятия авиационной техники.
При сертификации в РФ авиационной техники зарубежного производства необходимым, но не достаточным условием для допуска изделия к эксплуатации в России является наличие сертификата государства, изготавливающего данную АТ. МАК выдает свой сертификат, удостоверяющий соответствие отечественным нормам, основываясь на результатах собственных дополнительных сертификационных проверок, с учетом сертификационных материалов, принятых авиационными властями государства разработчика для выдачи своего сертификата.
При наличии двустороннего соглашения процедуры сертификации могут быть существенно упрощены, т. е. объект сертификации проверяется только на соответствие дополнительным техническим условиям, вытекающим из различия отечественных и зарубежных норм.
Система сертификации авиационной техники, используемая в Российской Федерации, распространяется на Разработчика АТ, тип АТ, производство АТ и экземпляр АТ (рис. 4.5). В соответствии с этой схемой каждому объекту и субъекту сертификации предъявляются определенные требования и при их удовлетворении выдаются соответствующие документы (табл. 4.1).
Объекты сертификации АТ, требования соответствия и выдаваемые документы