Конфликт интересов приказ мвд
Приказ МВД России от 3 мая 2017 г. № 258 “Об утверждении Порядка уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов” (не вступил в силу)
В соответствии с федеральными законами от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»*(1), от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»*(2), от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(3), Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. № 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»*(4) и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции»*(5) — приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение и обеспечить соблюдение положений настоящего приказа сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России.
3. Признать утратившими силу:
3.1. Приказ МВД России от 30 июля 2015 г. № 799 «Об утверждении Порядка уведомления работодателя работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов»*(6).
3.2. Пункт 4 Перечня изменений, вносимых в нормативные правовые акты МВД России, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2017 г. № 37*(7).
4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 10, ст. 1151; № 16, ст. 1828; № 49, ст. 6070; 2008, № 13, ст. 1186; № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3597, 3624; № 48, ст. 5719; № 51, ст. 6150, 6159; 2010, № 5, ст. 459; № 7, ст. 704; № 49, ст. 6413; № 51, ст. 6810; 2011, № 1, ст. 31; № 27, ст. 3866; № 29, ст. 4295; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7333; № 50, ст. 7337; 2012, № 48, ст. 6744; № 50, ст. 6954; № 52, ст. 7571; № 53, ст. 7620, 7652; 2013, № 14, ст. 1665; № 19, ст. 2326, 2329; № 23, ст. 2874; № 27, ст. 3441, 3462, 3477; № 43, ст. 5454; № 48, ст. 6165; № 49, ст. 6351; № 52, ст. 6961; 2014, № 14, ст. 1545; № 49, ст. 6905; № 52, ст. 7542; 2015, № 1, ст. 62, 63; № 14, ст. 2008; № 24, ст. 3374; № 29, ст. 4388; № 41, ст. 5639; 2016, № 1, ст. 15, 38; № 22, ст. 3091; № 23, ст. 3300; № 27, ст. 4157, 4209; 2017, № 1, ст. 46; № 15, ст. 2139.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6228; 2011, № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6730; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7605; 2013, № 19, ст. 2329; № 40, ст. 5031; № 52, ст. 6961; 2014, № 52, ст. 7542; 2015, № 41, ст. 5639; № 45, ст. 6204; № 48, ст. 6720; 2016, № 7, ст. 912; № 27, ст. 4169; 2017, № 1, ст. 46; № 15, ст. 2139.
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 49, ст. 7020; 2012, № 50, ст. 6954; 2013, № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2014, № 49, ст. 6928; № 52, ст. 7542; 2015, № 7, ст. 1022; № 29, ст. 4356; № 41, ст. 5639; 2016, № 27, ст. 4160; № 27, ст. 4233, 4238; 2017, № 1, ст. 46; № 15, ст. 2139.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 52, ст. 7588.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 28, ст. 3833; 2016, № 27, ст. 4494; 2017, № 8, ст. 1253.
*(6) Зарегистрирован в Минюсте России 13 августа 2015 года, регистрационный № 38522.
*(7) Зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2017 года, регистрационный № 45833.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 мая 2017 г.
Регистрационный № 46824
Приложение
к приказу МВД России
от 03.05.2017 № 258
Порядок
уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов
1. Настоящий Порядок определяет процедуру сообщения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации*(1), федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России*(2), а также работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, включенные в раздел III Перечня должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей*(3), утвержденного приказом МВД России от 16 декабря 2016 г. № 848*(4), за исключением сотрудников и гражданских служащих, замещающих должности государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов*(5).
2. Сотрудники, гражданские служащие и работники обязаны не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда им стало известно о возникновении личной заинтересованности, представить представителю нанимателя (работодателю) в ходе личного приема или через кадровое подразделение подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации*(6), в письменном виде уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (приложение № 1 к настоящему Порядку)*(7).
3. Сотрудники, гражданские служащие и работники, замещающие должности, назначение на которые осуществляется Министром внутренних дел Российской Федерации*(8) и заместителями Министра, представляют уведомления в Департамент государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации.
4. При невозможности представления уведомления в срок, указанный в пункте 2 настоящего Порядка, по причине, не зависящей от сотрудника, гражданского служащего или работника, уведомление представляется не позднее следующего дня после ее устранения.
5. Уведомление, представленное непосредственно представителю нанимателя (работодателю), передается в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений (лицу, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) кадрового подразделения органа, организации, подразделения МВД России для незамедлительной регистрации.
6. При наличии материалов, имеющих отношение к обстоятельствам, изложенным в уведомлении, сотрудник, государственный служащий или работник представляет их вместе с уведомлением.
7. Сведения, составляющие государственную тайну, в уведомление не включаются. В необходимых случаях такие сведения представляются с соблюдением требований законодательства Российской Федерации по обеспечению режима секретности и защиты государственной тайны.
8. Уведомления регистрируются подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (лицом, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) кадрового подразделения органа, организации, подразделения МВД России в Журнале регистрации уведомлений о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (рекомендуемый образец — приложение № 2 к настоящему Порядку).
9. При отсутствии на уведомлении отметки представителя нанимателя (работодателя) об ознакомлении уведомление в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его регистрации, передается представителю нанимателя (работодателю) для рассмотрения.
10. Копия зарегистрированного уведомления с указанием даты и регистрационного номера выдается сотруднику, гражданскому служащему или работнику под расписку в день представления уведомления или следующий за ним рабочий день либо направляется ему посредством почтовой связи.
*(1) Далее — «сотрудники».
*(2) Далее — «гражданские служащие».
*(3) Далее — «работники».
*(4) Зарегистрирован в Минюсте России 19 января 2017 года, регистрационный № 45298.
*(5) Далее — «личная заинтересованность».
*(6) Далее — «органы, организации, подразделения МВД России».
*(7) Далее — «уведомление».
*(8) Далее — «Министр».
Приложение № 1
к Порядку сообщения сотрудниками органов
внутренних дел Российской Федерации,
федеральными государственными гражданскими
служащими системы МВД России и
работниками, замещающими отдельные
должности в организациях, созданных для
выполнения задач, поставленных перед
МВД России, о возникновении личной
заинтересованности при исполнении служебных
(должностных, трудовых) обязанностей, которая
приводит или может привести к конфликту интересов
Приказ МВД России от 15 апреля 2016 г. № 194 “О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам противодействия коррупции” (не вступил в силу)
Внести изменения в нормативные правовые акты МВД России согласно прилагаемому Перечню.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 мая 2016 г.
Регистрационный № 42019
Приложение
к приказу МВД России
от 15 апреля 2016 г. № 194
Перечень
изменений, вносимых в нормативные правовые акты МВД России
1. В Порядке формирования и деятельности Комиссии территориального органа МВД России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов МВД России и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, и урегулированию конфликта интересов, утвержденном приказом МВД России от 31 июля 2015 г. № 804*:
1.1. Подпункт «б» пункта 15 дополнить абзацем следующего содержания:
«уведомление государственного служащего или работника о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;».
1.2. Пункт 18 изложить в следующей редакции:
«18. В подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностным лицом, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, перечисленными в пункте 16 настоящего Порядка, осуществляется рассмотрение обращений, указанных в абзацах втором и третьем подпункта «б» пункта 15 настоящего Порядка, по результатам которого подготавливается мотивированное заключение по существу обращений с учетом требований статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».».
1.3. Пункт 20 изложить в следующей редакции:
«20. Уведомление, указанное в подпункте «д» пункта 15 настоящего Порядка, рассматривается подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностным лицом, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, перечисленными в пункте 16 настоящего Порядка, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения о соблюдении гражданином, замещавшим должность государственной службы в территориальном органе МВД России либо должность на основании трудового договора в организации системы МВД России, требований статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».».
1.4. Дополнить пунктами 20.1 и 20.2 следующего содержания:
«20.1. Уведомление, указанное в абзаце шестом подпункта «б» пункта 15 настоящего Порядка, рассматривается подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностным лицом, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, перечисленными в пункте 16 настоящего Порядка, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения по результатам рассмотрения уведомления.
20.2. При подготовке мотивированного заключения по результатам рассмотрения обращений, указанных в абзацах втором и третьем подпункта «б» пункта 15 настоящего Порядка, или уведомлений, указанных в абзаце шестом подпункта «б» и подпункте «д» пункта 15 настоящего Порядка, должностные лица, рассматривающие указанные обращения или уведомления, имеют право проводить собеседование с государственным служащим или работником, представившими обращение или уведомление, получать от них письменные пояснения, а начальник территориального органа МВД России или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять в установленном порядке запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации. Обращение или уведомление, а также заключение и другие материалы в течение семи рабочих дней со дня поступления обращения или уведомления представляются председателю Комиссии. В случае направления запросов обращение или уведомление, а также заключение и другие материалы представляются председателю Комиссии в течение 45 дней со дня поступления обращения или уведомления. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.».
1.5. Подпункт «а» пункта 21 изложить в следующей редакции:
«а) в десятидневный срок назначает дату заседания Комиссии. При этом дата заседания Комиссии не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления указанной информации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 22 и 23 настоящего Порядка;».
1.6. В пункте 22 слова «заявления, указанного в абзаце четвертом» заменить словами «заявлений, указанных в абзацах четвертом и пятом».
1.7. Пункт 24 изложить в следующей редакции:
«24. Заседание Комиссии проводится, как правило, в присутствии государственного служащего или работника, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, или гражданина, замещавшего должность государственной службы в территориальном органе МВД России или должность на основании трудового договора в организации системы МВД России. О намерении лично присутствовать на заседании Комиссии государственный служащий, работник или гражданин указывает в обращении, заявлении или уведомлении, представляемых в соответствии с подпунктом «б» пункта 15 настоящего Порядка.».
1.8. Дополнить пунктом 24.1 следующего содержания:
«24.1. Заседания Комиссии могут проводиться в отсутствие государственного служащего, работника или гражданина в случае:
а) если в обращении, заявлении или уведомлении, предусмотренных подпунктом «б» пункта 15 настоящего Порядка, не содержится указания о намерении государственного служащего, работника или гражданина лично присутствовать на заседании Комиссии;
б) если государственный служащий, работник или гражданин, намеревающиеся лично присутствовать на заседании Комиссии и надлежащим образом извещенные о времени и месте его проведения, не явились на заседание Комиссии.».
1.9. Дополнить пунктом 31.1 следующего содержания:
«31.1. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце шестом подпункта «б» пункта 15 настоящего Порядка, Комиссия принимает одно из следующих решений:
а) признать, что при исполнении государственным служащим либо работником должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует;
б) признать, что при исполнении государственным служащим либо работником должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае Комиссия рекомендует государственному служащему, работнику и (или) начальнику территориального органа МВД России принять меры по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения;
в) признать, что государственный служащий либо работник, замещающий должность, назначение на которую осуществляется начальником территориального органа МВД России, не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае Комиссия рекомендует начальнику территориального органа МВД России применить к государственному служащему или работнику конкретную меру ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) признать, что работник, замещающий должность, назначение на которую осуществляется руководителем организации системы МВД России, не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае Комиссия рекомендует руководителю организации системы МВД России применить к работнику конкретную меру ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.».
1.10. В пункте 41 слова «трехдневный срок» заменить словами «семидневный срок».
2. В приказе МВД России от 27 июня 2015 г. № 723 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей, установленных для федеральных государственных гражданских служащих»**:
2.1. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Установить, что на работников, замещающих должности, включенные в Перечень должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом МВД России от 26 июня 2013 г. № 474.2, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции»(1).».
2.2. Сноску 1 к пункту 1 изложить в следующей редакции:
“(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 28, ст. 3833.».
* Зарегистрирован в Минюсте России 26 августа 2015 года, регистрационный № 38694.
** Зарегистрирован в Минюсте России 24 июля 2015 года, регистрационный № 38176.
Обзор документа
Скорректированы некоторые акты МВД России по вопросам противодействия коррупции. Это обусловлено изданием указа Президента РФ, которым уточнены в т. ч. общие вопросы представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, порядок работы комиссий по урегулированию конфликта интересов.
Изменениями, в частности, расширен перечень оснований для заседаний комиссий, создаваемых территориальных органов МВД России для урегулирования конфликта интересов. Заседания также проводятся при поступлении уведомления госслужащего или работника о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Скорректирован порядок рассмотрения уведомлений и работы комиссий. Срок направления копии протокола заседания комиссии увеличен с трех до семи дней.
Закрепляется, что на работников организаций МВД России, представляющих сведения о доходах и расходах, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законом о противодействии коррупции.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Конфликт интересов приказ мвд
Ключевые слова: КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ; ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ; УРЕГУЛИРОВАНИЕ; СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ; CONFLICT OF INTEREST PREVENTION; MANAGEMENT; PERSONNEL OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS.
Институциональным признаком должности государственной службы, который определяет правовое, политическое, социальное, культурное и моральное пространство должностного поведения государственного служащего, является то, что вся его служба подчинена конституционным основам правового государства, в отличие, например, от предпринимательской деятельности, где интерес субъекта заключается в получении экономической выгоды и все действия работников должны отвечать этому принципу. Проявления же личностных интересов государственного служащего в обязательном порядке необходимо согласовывать с государственными интересами, соблюдение которых отнесено к компетенции должности государственной службы, замещаемой конкретным должностным лицом.
Поиск сочетания частных и публичных интересов на государственной службе, не приносящего вреда эффективности управленческой деятельности, является одной из актуальных проблем современной юридической теории и практики, от решения которой зависит успех проводимых в стране административных реформ и развитие страны в целом как правового, демократического, социального государства, что не раз подчеркивалось Президентом РФ В.В. Путиным. Так, в Послании Федеральному Собранию в 2015 г. указано: «Коррупция – препятствие для развития России». И далее: «Ситуация, в которой есть признаки личной заинтересованности, конфликта интересов, мгновенно попадет в зону повышенного внимания контролирующих и правоохранительных органов. И, конечно, гражданского общества».
Понятие «конфликт интересов на государственной службе» появилось в российском праве относительно недавно, однако оно в имеет существенное значение сфере государственной службы вообще и в органах внутренних дел в частности, так как связано практически со всеми этапами прохождения службы в органах внутренних дел, определяя ряд обязанностей и особенности ответственности сотрудников, вплоть до временного отстранения от выполнения служебных обязанностей и увольнения в связи с утратой доверия; порядок и условия проведения конкурса на замещение должностей, допустимость совмещения обязанностей, работы сотрудников по совместительству [4].
Развитие антикоррупционной составляющей политики нашего государства привело к закреплению в Федеральном законе «О противодействии коррупции» единого для всех нормативных правовых и подзаконных актов определения. Однако это определение все же вызывает ряд вопросов и нареканий со стороны исследователей и, вероятнее всего, ещё ни один раз будет корректироваться в соответствии с объективными реалиями.
Конфликт интересов является одной из основных причин коррупционных правонарушений. Это свойственно не только России; так, в Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. закреплено: «Каждое Государство-участник стремится, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, создавать, поддерживать и укреплять такие системы, какие способствуют прозрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов».
Полностью устранить все причины конфликта интересов на государственной службе невозможно, поэтому в конфликтной ситуации можно только осуществить процедуру его эффективного урегулирования. В этих целях необходимо заблаговременно выявлять обстоятельства его возникновения, способствующие этому условия, динамику развития, а также управлять его разрешением.
В ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» выделяются два субъекта предотвращения и урегулирования конфликта интересов: государственный (муниципальный) служащий и представитель нанимателя. Применительно к государственным и муниципальным служащим законодатель в связи с этим закрепляет две основные обязанности:
– принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
– уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Согласно федеральным законам «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от выполнения служебных обязанностей в установленном порядке и (или) его отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Здесь необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перевод сотрудника органов внутренних дел возможен только при наличии согласия сотрудника, выраженного в письменной форме.
Порядок временного отстранения от должности сотрудника органов внутренних дел определяется приказом МВД России от 25.06.2012 № 630 (ред. от 02.07.2014) «Об утверждении Порядка временного отстранения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей». Согласно данному порядку решение о временном отстранении от должности сотрудника в случае возникновения конфликта интересов до его урегулирования принимается министром внутренних дел России в отношении сотрудников, замещающих должности высшего начальствующего состава, а также сотрудников, назначаемых им на должность; «заместителями министра внутренних дел Российской Федерации, руководителями (начальниками) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, структурных подразделений территориальных органов МВД России в отношении сотрудников, назначаемых указанными руководителями (начальниками) на должность.
Данное решение оформляется приказом, издаваемым в течение суток с момента принятия уполномоченным на то руководителем решения о временном отстранении.
«На период временного отстранения сотрудника должны быть приняты меры, исключающие несанкционированный доступ сотрудника к табельному оружию и специальным средствам, к служебным документам и материалам» (п. 13 Порядка), однако сотрудник по решению руководителя «может быть привлечен к выполнению обязанностей по иной должности в органах внутренних дел или к выполнению отдельных служебных поручений, если это не помешает … урегулированию конфликта интересов» [6].
Допуск сотрудника органов внутренних дел к обязанностям после урегулирования конфликта интересов также оформляется приказом.
Что касается понятия «отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов», то следует признать, что понятие «выгода» в указанных законах не раскрывается. В юридической литературе предлагается под «выгодой» понимать «получение государственным служащим льгот или преференций, связанных с использованием своего служебного положения, а также любых других преимуществ, вытекающих из их неслужебной деятельности» [3, с. 5]. Однако представляется совершенно справедливой точка зрения О.Н. Костюк о том, что если выгода уже получена, вернуть её или отказаться от нее не всегда возможно. Кроме того, такой отказ возможен только в случае, если выгода носит одномоментный характер, иначе утверждать о разрешении конфликта интересов нельзя.
В соответствии с законом «О противодействии коррупции» предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода государственного служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, хотя подчеркнем, что Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» такого положения не содержит.
Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» несколько конкретизирует это положение, указывая: «Сотрудник органов внутренних дел, осуществляющий в соответствии со своими служебными обязанностями процессуальные полномочия, должен взять самоотвод (отвод) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации», то есть ведет речь только о сотрудниках, наделенных процессуальной компетенцией.
Подчеркнем, что самоотвод в данной ситуации является обязанностью государственного служащего. Так, «П. было возбуждено исполнительное производство на основании судебного приказа о взыскании транспортного налога и пени за просрочку платежа с В., являющегося её отцом. П. не применяла мер принудительного исполнения, направленных на фактическое исполнение содержащихся в исполнительном документе требований, что позволило должнику произвести отчуждение принадлежащего ему транспортного средства и повлекло невозможность исполнения этого и иных исполнительных документов в отношении В. Таким образом, П. допустила возникновение конфликта интересов, её личная заинтересованность повлияла на надлежащее исполнение ею должностных обязанностей. … Суд отклонил, как необоснованный, довод П., полагавшей, что, уведомив непосредственного начальника о близком родстве с В. и заявив самоотвод в устной форме, она исполнила указанные обязанности … суд указал, что П. должна была проинформировать непосредственного начальника о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и заявить самоотвод в письменной форме до начала совершения исполнительных действий в отношении В., и пришел к правильному выводу о законности увольнения истца по основанию, предусмотренному пунктом 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»» [7].
Вместе с тем полагаем, что самоотвод государственным служащим или сотрудником органов внутренних дел может быть заявлен в случае его участия в каких-либо комиссиях, прежде всего тех, которые занимаются распределением материальных и финансовых ресурсов, принятием кадровых решений, предоставлением государственных гарантий и др.
В случае, если государственный служащий (сотрудник органов внутренних дел) владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.
Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских или муниципальных служащих и урегулирования конфликтов интересов образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских, муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов. Порядок работы таких комиссий определяется для федеральных государственных служащих Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (ред. от 22.12.2015) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (вместе с Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов)». Данную деятельность в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы иных видов, осуществляют соответствующие аттестационные комиссии. В соответствии с ведомственными нормативными актами в МВД России действуют комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и работников и урегулированию конфликта интересов.
Безусловно, очень важная роль в разрешении конфликта интересов на государственной службе, и в органах внутренних дел в частности, принадлежит непосредственному начальнику, который в рамках своих служебных обязанностей должен осуществлять контроль и анализ служебного поведения подчиненных, принимать меры по профилактике – что крайне важно и предупреждению и урегулированию – если уж таковой возник – конфликтов интересов, а также устранению последствий конфликта интересов, в том числе по восстановлению общественного доверия к органу государственной власти; разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции ведомственные нормативные акты, конкретизирующие установленные законодательством требования к служебному поведению, гарантии их соблюдения; информировать граждан и организации о требованиях к служебному поведению государственных служащих и об обязанности по их соблюдению и др. [3]
Итак, ситуаций конфликта интересов в сфере государственной службы много, однако в любом случае возникновение такового требует определенных действий, причем в абсолютном большинстве ситуаций именно самого лица – субъекта конфликта интересов. Предусмотренные законом варианты урегулирования или предотвращения конфликта интересов носят конкретный характер и представляют собой типичные варианты поведения государственного служащего, оказавшегося в конфликтной ситуации [1].
Вместе с тем полагаю важным отметить, что согласно ч. 8 ст. 71 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов устанавливается Президентом Российской Федерации». Однако на сегодняшний день такого акта пока не принято.
Н.А. Ахметова предлагает перечень указанных в законе мер дополнить рядом конкретных мероприятий [1]:
— информирование государственных служащих об их правовом статусе, о возможных случаях конфликта интересов, а также ознакомление их с обязанностями по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
— проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование атмосферы реальности наступления ответственности за невыполнение обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
— подготовка методических материалов, включающих краткие обзоры основных запретов, ограничений и обязанностей, налагаемых в целях противодействия коррупции, а также тематических сборников нормативно-правовых актов в сфере противодействия коррупции;
— участие государственных служащих в научно-практических мероприятиях по антикоррупционной тематике (обучающие семинары, курсы повышения квалификации);
— совершенствование связи подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и кадровых служб государственных органов и ряд других.
Необходимо иметь в виду, что непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по его предотвращению или урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего со службы (ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции», ст. 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Согласно Федеральному закону «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 82.1) в случае непринятия сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, он подлежит увольнению в связи с утратой доверия. Так, В. был уволен со службы по пункту 1 части 1 статьи 82.1 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по результатам проверки, проведенной группой по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения управления МВД России по субъекту Российской Федерации, а также рекомендации аттестационной комиссии. Было установлено составление В. с использованием своих должностных полномочий по просьбе находившихся с ним в дружеских отношениях А. и Б., подложных документов о дорожно-транспортных происшествиях с целью получения последними страхового возмещения. На основании этих документов страховые компании произвели выплату А. и Б. соответствующих сумм страхового возмещения. Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что В., не уведомив непосредственного руководителя (начальника) о поступившем ему предложении по фальсификации документов о двух дорожно-транспортных происшествий, допустил возникновение конфликта интересов, выразившегося в создании ситуации, при которой его личная заинтересованность повлияла на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им служебных обязанностей, и признал законным увольнение В. со службы по указанному основанию [7].
Ю.Ю. Годунова пишет: «Декларативная сущность законодательной базы ставит регулирование вопроса о конфликте интересов и злоупотребление должностными полномочиями в затруднительное положение» [2]. Мы же, в свою очередь, полагаем, что конфликта интересов нельзя избежать простым запретом.
Основными объективными причинами возникновения и развития конфликта интересов исследователи называют неэффективное распределение компетенции, неэффективность межведомственного взаимодействия органов государственной власти, недостаточное использование современных технологий государственного управления (информационных, телекоммуникационных), отвечающих задачам реализации масштабных общегосударственных программ и проектов, несоответствие государственного служащего требованиям к замещаемой должности – то есть, иными словами, неэффективный подбор кадров, а также несовершенство законодательства Российской Федерации (наличие пробелов, коллизий и противоречий, коррупционных факторов в положениях нормативных правовых актов) и отсутствие современных механизмов стимулирования государственных служащих и компенсации соблюдения ими ограничений и запретов, связанных с государственной службой.
На наш взгляд, очень важно выделение субъективных причин конфликта, среди которых: неадекватный уровень притязаний и предпочтений государственных служащих, неудовлетворенные потребности государственных служащих (социальным статусом, денежным содержанием и т.д.), недостаточная социально-психологическая компетентность и развитость морально-психологических качеств государственных служащих.
С учетом выделяемых исследователями причин конфликта интересов очевидным становится такой постулат: в разрешении конфликта интересов как на государственной службе в целом, так и в органах внутренних дел, а ещё больше в недопущении конфликта интересов, крайне важны этические нормы и принципы организации государственной службы, морально-психологических качеств служащих, которые рассматриваются в качестве социального регулятора [5, с. 72].
Крайне важно то, что называется морально-нравственным воспитанием, те этические нормы и принципы, которые определяют человека как Человека, а также этические нормы и принципы организации государственной службы. Хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что наибольшего успеха в борьбе с коррупцией и разрешении конфликта интересов на государственной службе можно достичь только при наличии комплекса четко выработанного, правового регулирования и этических норм, составляющих неотъемлемую часть жизнедеятельность общества в целом и каждого его члена.
В заключение ещё раз акцентируем, что конфликт интересов в системе государственной службы – явление сложное, требующее дальнейшей проработки как на правотворческом, так и на правоприменительном уровне.