Требования к экспертам-техникам осаго
Новые требования к экспертам-техникам ОСАГО
Минтранс опубликовал приказ, который регламентирует использование Единой методики при оценке ремонта автомобилей по ОСАГО.
Приказ Министерства транспорта РФ от 22 сентября 2016 г. № 277 «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования», вступит в силу через 60 дней после опубликования. Действовавшие ранее требования, введенные в 2006 году, будут отменены.
Эксперты-техники при оценке авто для ремонта по ОСАГО должны будут пользоваться единой методикой , которая была разработана РСА и утвержденной Банком России. В противном случае эксперт может лишиться аттестации.
На текущий момент в России аттестованы 6000 экспертов-техников.
В Приказе определены требования к профессиональному образованию и навыкам экспертов по ОСАГО. Например, эксперт должен уметь осуществлять фотосъемку и видеозапись автомобиля, фиксировать наличие повреждений машины и их вид.
Аттестация экспертов-техников проводится Межведомственной аттестационной комиссией (МАК)
Ряд экспертов-техников утверждают, что стоимость запчастей в Единой методике не всегда соответствует реальной цене на запасные части для авто в регионе. Например, приводится пример когда стоимость фары для европейской иномарки в Единой методике составляла 1000 руб, хотя её рыночная стоимость около 30 000 руб.
Приказ Министерства транспорта РФ от 22 сентября 2016 г. № 277 “Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования”
Во исполнение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. № 1065 «Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 43, ст. 5901) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования.
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 60 дней со дня его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2016 г.
Требования
к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 22 сентября 2016 г. № 277)
1. Требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования (далее — Требования) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»*(1) и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. № 1065 «Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации»*(2).
2. Требования устанавливают требования к знаниям, умениям и уровню профессионального образования экспертов-техников, а также требования к их профессиональной аттестации и основания ее аннулирования.
3. Профессиональная аттестация экспертов-техников (далее — профессиональная аттестация) проводится в целях подтверждения необходимых знаний, умений кандидата в эксперты-техники (далее — кандидат) для осуществления независимой технической экспертизы транспортных средств и последующего включения сведений об эксперте-технике в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минюста России от 6 февраля 2013 г. № 8 «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников» (зарегистрирован Минюстом России 14 февраля 2013 г., регистрационный № 27071) (далее — приказ Минюста России № 8).
4. Профессиональная аттестация осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией (далее — МАК). Состав МАК утверждается Министром транспорта Российской Федерации.
5. МАК формируется в составе представителей Минтранса России, Минюста России, МВД России, а также общественных организаций и экспертов в области независимой технической экспертизы транспортных средств.
6. Эксперт-техник должен знать:
федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, независимой технической экспертизы транспортного средства, безопасности дорожного движения, в том числе:
Положение Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (зарегистрировано Минюстом России 1 октября 2014 г., регистрационный № 34212) (далее — Правила проведения независимой технической экспертизы);
Единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденную Положением Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (зарегистрировано Минюстом России 3 октября 2014 г., регистрационный № 34245) (далее — Единая методика);
методы исследований по установлению объема и характера повреждений транспортного средства и причин их возникновения;
методы идентификации транспортных средств и проверки достоверности идентификационных параметров;
основы технической эксплуатации транспортных средств;
виды, характер и классификацию повреждений транспортных средств в дорожно-транспортных происшествиях;
основные виды, классификацию и конструкцию транспортных средств, их основных узлов, агрегатов и систем;
технологию восстановительного ремонта транспортных средств;
номенклатуру конструктивных и эксплуатационных материалов, используемых в автомобилестроении, при эксплуатации и ремонте транспортных средств;
методы измерений, конструкцию средств измерения и правила их применения при диагностировании транспортных средств;
методы проведения статистических наблюдений и обработки их результатов;
методы установления средней стоимости аналога транспортного средства по данным имеющихся информационно-справочных материалов, в целях определения его доаварийной стоимости;
методы установления годных остатков транспортных средств и определения их стоимости;
методологию применения информационных баз данных и программно-расчетных комплексов, используемых в независимой технической экспертизе.
7. Эксперт-техник должен уметь:
использовать средства измерения, применяемые при диагностировании и ремонте транспортных средств;
проводить фото- и видеосъемку транспортных средств;
фиксировать наличие, вид, характер, объем (степень) повреждений деталей (узлов, агрегатов) и систем транспортного средства, устанавливать необходимые методы, технологии их восстановления и определять трудоемкость необходимых работ;
проводить расчет восстановительных расходов с применением программно-расчетных комплексов;
оформлять документацию в соответствии с Правилами проведения независимой технической экспертизы.
8. Эксперт-техник должен соответствовать одному из следующих требований к профессиональному образованию:
иметь высшее образование по направлениям подготовки, специальностям, входящим в укрупненные группы направлений подготовки, специальностей «Техника и технология наземного транспорта»*(3) и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в области независимой технической экспертизы транспортных средств;
иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области независимой технической экспертизы транспортных средств.
9. Кандидат для прохождения профессиональной аттестации направляет в Федеральное бюджетное учреждение «Агентство автомобильного транспорта» (или его филиалы, расположенные по адресам, опубликованным на официальном сайте www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее — ФБУ «Росавтотранс»), осуществляющее организационно-техническое обеспечение работы МАК, заявление в произвольной форме о прохождении профессиональной аттестации с приложением следующих документов (копий):
регистрационную карточку кандидата в эксперты-техники, осуществляющего независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее — регистрационная карточка) (приложение к настоящим Требованиям);
копии документов об образовании и о квалификации с приложениями, подтверждающих наличие высшего образования;
копии документов о квалификации с приложениями, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам получения дополнительного профессионального образования, в соответствии с пунктом 8 настоящих Требований;
копию трудовой книжки (при наличии);
две фотографии размером 4×6 см;
опись представляемых документов.
Документы должны быть представлены на бумажном, а также электронном носителях информации.
Копии представленных документов заверяются в установленном порядке.
10. В заявлении о прохождении профессиональной аттестации кандидатом указываются:
фамилия, имя и отчество (последнее при наличии);
адрес места жительства;
данные документа, удостоверяющего личность;
адрес электронной почты;
согласие кандидата на обработку персональных данных;
дата составления заявления.
Заявление подписывается кандидатом.
11. В день поступления заявления ФБУ «Росавтотранс» регистрирует заявление и проводит проверку наличия всех необходимых документов на соответствие перечню, приведенному в пункте 9 настоящих Требований.
12. По истечении трех рабочих дней со дня проверки документов в целях подтверждения необходимых знаний и умений ФБУ «Росавтотранс» направляет кандидату контрольное задание на электронную почту, указанную в заявлении, а в случае отсутствия электронной почты — на почтовый адрес письмом с уведомлением о вручении.
13. Контрольное задание должно включать условие по составлению экспертного заключения в области независимой технической экспертизы транспортных средств по одной из категорий (L, M, N), установленных приложением № 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»*(4), фото и иные материалы, содержащие информацию, необходимую для составления экспертного заключения в области независимой технической экспертизы транспортных средств, отвечающего Правилам проведения независимой технической экспертизы и Единой методике, а также контрольные вопросы.
14. Количество вариантов и содержание контрольных заданий утверждаются решением МАК.
15. Кандидат представляет выполненное контрольное задание по месту подачи заявления в срок, не превышающий двадцати одного календарного дня с даты получения им указанного контрольного задания.
16. Копии документов, указанных в пункте 9 Требований, и копию выполненного контрольного задания ФБУ «Росавтотранс» направляет для рассмотрения членам МАК в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты представления кандидатом выполненного контрольного задания.
17. МАК рассматривает документы и принимает решение о профессиональной аттестации либо о непрохождении профессиональной аттестации в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней с даты представления в ФБУ «Росавтотранс» кандидатом выполненного контрольного задания.
18. Государственные судебные эксперты, аттестованные по соответствующей экспертной специальности, включаются в государственный реестр экспертов-техников в порядке, установленном приказом Минюста России № 8. Сведения об аттестации государственных судебных экспертов, вносимые в государственный реестр, включаются в протокол очередного заседания МАК.
19. Кандидат при голосовании не присутствует.
20. МАК принимает решение о непрохождении профессиональной аттестации по следующим основаниям:
несоответствие кандидата требованиям, указанным в пункте 8 настоящих Требований;
отсутствие или ненадлежащее оформление документов, указанных в пункте 9 настоящих Требований;
невыполнение или выполнение контрольного задания, результаты которого не соответствуют Правилам проведения независимой технической экспертизы и Единой методике.
Решение о непрохождении профессиональной аттестации должно содержать указание на основание его принятия.
21. МАК принимает решение об аннулировании профессиональной аттестации эксперта-техника по следующим основаниям:
установление факта представления экспертом-техником при прохождении им профессиональной аттестации недостоверной информации;
смерть эксперта-техника, а также признание эксперта-техника недееспособным, безвестно отсутствующим, объявление умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;
неоднократное (два и более) нарушение требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области независимой технической экспертизы транспортных средств, которое привело к превышению предела статистической достоверности результатов экспертизы, установленного пунктом 3.5 Единой методики;
представление экспертом-техником заявления об аннулировании его профессиональной аттестации.
22. О решениях, принятых МАК, кандидат (эксперт-техник) информируется ФБУ «Росавтотранс» в письменной форме либо в форме электронного документа посредством направления уведомления на адрес электронной почты в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
23. Эксперт-техник, в отношении которого принято решение об аннулировании его профессиональной аттестации, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем пункта 21 настоящих Требований, вправе подать повторное заявление о прохождении профессиональной аттестации в ФБУ «Росавтотранс» не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня аннулирования профессиональной аттестации.
24. Кандидат (эксперт-техник) имеет право на обжалование решения о непрохождении профессиональной аттестации (об аннулировании профессиональной аттестации) в течение двух месяцев с даты принятия соответствующего решения. МАК рассматривает жалобу в срок, не превышавший девяносто календарных дней, с личным участием кандидата (эксперта-техника).
25. Решения о профессиональной аттестации, о непрохождении профессиональной аттестации, аннулировании профессиональной аттестации принимаются на заседании МАК и оформляются протоколом заседания МАК (далее — протокол). Протокол составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр протокола вместе с регистрационной карточкой направляется в течение пятнадцати рабочих дней с даты проведения профессиональной аттестации кандидата в Минюст России, второй экземпляр хранится в Минтрансе России, третий экземпляр хранится в секретариате МАК.
26. Копии протоколов размещаются на официальных сайтах Минтранса России: www.mintrans.ru и ФБУ «Росавтотранс»: www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720; 2003, № 26, ст. 2566; 2005, № 1, ст. 25; № 30, ст. 3114; 2006, № 48, ст. 4942; 2007, № 1, ст. 29; № 49, ст. 6067; 2008, № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 1, ст. 17; № 9, ст. 1045; № 52, ст. 6420, 6438; 2010, № 6, ст. 565; № 17, ст. 1988; 2011, № 1, ст. 4; № 7, ст. 901; № 27, ст. 3881; № 29, ст. 4291; № 49, ст. 7040; 2012, № 25, ст. 3268; № 31, ст. 4319, 4320; 2013, № 19, ст. 2331; № 30, ст. 4084; 2014, № 30, ст. 4224; № 45, ст. 6154; 2015, № 48 (ч. 1), ст. 6715.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 43, ст. 5901.
*(3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г., регистрационный № 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. № 63 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 г., регистрационный № 31448), от 20 августа 2014 г. № 1033 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2014 г., регистрационный № 33947), от 13 октября 2014 г. № 1313 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2014 г., регистрационный № 34691), от 25 марта 2015 г. № 270 (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2015 г., регистрационный № 36994) и от 1 октября 2015 г. № 1080 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2015 г., регистрационный № 39355).
*(4) Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (опубликовано 15 декабря 2011 г. на официальном сайте Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).
Приложение
к Требованиям к экспертам-техникам,
осуществляющих независимую техническую
экспертизу транспортных средств, в том числе
требованиям к их профессиональной аттестации,
оснований ее аннулирования
кандидата в эксперты-техники, осуществляющего
независимую техническую экспертизу
1. Фамилия, имя, отчество (последнее при наличии)
2. Пол _________________________________________________________________
3. Дата рождения _______________________________________________________
4. Гражданство _________________________________________________________
5. Место фактического проживания _______________________________________
6. Адрес регистрации по месту жительства _______________________________
7. Адрес электронной почты (при наличии) _______________________________
8. Место работы (при наличии):
8.1. Полное наименование юридического лица на русском языке
8.2. Сокращенное наименование юридического лица на русском языке
8.3. Адрес (местонахождение) юридического лица
8.4. Должность и фамилия, имя, отчество (последнее при наличии)
9. Образовательная организация, в которой получено высшее образование:
9.1. Полное наименование образовательной организации
9.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации
9.3. Дата выдачи и номер документа об образовании и о квалификации,
подтверждающих получение высшего образования
10. Образовательная организация, в которой получено дополнительное
профессиональное образование по программе профессиональной
переподготовки в области независимой технической экспертизы транспортных
средств (при наличии):
10.1. Полное наименование образовательной организации
10.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации
10.3. Дата выдачи и номер документа о квалификации, подтверждающего
получение дополнительного профессионального образования по программе
профессиональной переподготовки в области независимой технической
экспертизы транспортных средств
11. Образовательная организация, в которой получено дополнительное
профессиональное образование по программе повышения квалификации в
области независимой технической экспертизы транспортных средств (при
11.1. Полное наименование образовательной организации
11.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации
11.3. Дата выдачи и номер документа о квалификации, подтверждающего
получение дополнительного профессионального образования по программе
повышения квалификации в области независимой технической экспертизы
Достоверность сообщенных сведений подтверждаю
Личная подпись ____________________
Дата заполнения «__» __________ 20__ г.».
Обзор документа
Утверждены требования к экспертам-техникам, проводящим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в т. ч. требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования.
В частности, определены требования к знаниям, умениям и уровню профессионального образования экспертов-техников. Так, эксперт-техник должен уметь использовать средства измерения, применяемые при диагностировании и ремонте транспортных средств; проводить фото- и видеосъемку транспортных средств; фиксировать наличие, вид, характер, объем (степень) повреждений деталей (узлов, агрегатов) и систем транспортного средства и т.д.
Профессиональная аттестация экспертов-техников проводится Межведомственной аттестационной комиссией (МАК). Ее состав утверждается Министром транспорта России.
Кандидат для прохождения аттестации направляет в ФБУ «Росавтотранс» (или его филиалы) соответствующее заявление в произвольной форме с приложением необходимых документов (копий). Определен их перечень.
ФБУ «Росавтотранс» регистрирует поступившее заявление и проверяет наличие необходимых документов. По истечении 3 рабочих дней со дня проверки кандидату направляется контрольное задание. Выполненное задание должно быть предоставлено по месту подачи заявления в срок, не превышающий 21 календарного дня с даты его получения.
МАК рассматривает документы и принимает решение о профаттестации либо о ее непрохождении. Решения оформляются протоколом. Копии последних размещаются на официальных сайтах Минтранса России и ФБУ «Росавтотранс».
Приказ вступает в силу по истечении 60 дней со дня официального опубликования.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 124/315/817/714 г. Москва Об утверждении Условий и порядка профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к экспертам-техникам
Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 ноября 2006 г.
Регистрационный N 8499
Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. N 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 17, ст. 1619) и с целью реализации положений Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720) приказываем:
Утвердить прилагаемые Условия и порядок профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к экспертам-техникам.
Министр транспорта Российской Федерации И. Левитин
Министр внутренних дел Российской Федерации Р. Нургалиев
Министр юстиции Российской Федерации В. Устинов
Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации М. Зурабов
Условия и порядок профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к экспертам-техникам
1. Настоящие Условия и порядок профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к экспертам-техникам (далее — Порядок) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»* и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. N 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств»**.
2. Профессиональная аттестация экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее — профессиональная аттестация), проводится с целью подтверждения квалификационных навыков и знаний кандидата в эксперты-техники для осуществления работ по независимой технической экспертизе транспортных средств и включения в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минюста России от 30 июля 2003 г. N 155 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра экспертов-техников» (зарегистрирован Минюстом России 7 июля 2003 г., регистрационный N 4873).
3. Профессиональная аттестация осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией (далее — МАК).
4. К профессиональной аттестации допускаются:
1) специалисты с высшим образованием, имеющие опыт работы не менее 1 года в области экспертизы транспортных средств по установлению наличия, причин и характера технических повреждений транспортного средства, а также технологии, объема и стоимости его ремонта и выполнившие не менее 5 заключений (отчетов) в указанной области;
2) иные лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную подготовку по образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников.
5. Решения об аттестации государственных судебных экспертов, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников и аттестацию в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, направляются в Минюст России для включения государственных судебных экспертов в государственный реестр экспертов-техников.
II. Документы, представляемые кандидатом в эксперты-техники, для прохождения профессиональной аттестации
6. Для прохождения профессиональной аттестации кандидат в эксперты-техники представляет следующие документы:
заявление о прохождении профессиональной аттестации по образцу (приложение к настоящему Порядку);
регистрационную карточку эксперта-техника, которая должна быть заполнена печатным текстом либо разборчивым почерком и подписана собственноручно (форма регистрационной карточки дана в приложении N 2 к приказу Минюста России от 30 июня 2003 г. N 155);
копии документов об образовании, в том числе о профессиональной переподготовке и повышении квалификации эксперта-техника;
копию трудовой книжки;
документы, подтверждающие государственную регистрацию индивидуального предпринимателя или организации, являющейся основным местом работы кандидата в эксперты-техники;
две фотографии размером 4×6 см;
справку, подтверждающую стаж работы не менее 1 года, и копии не менее 5 заключений (отчетов) (для специалистов, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящего Порядка) (при проверке сведений могут быть затребованы оригиналы указанных отчетов);
копии иных документов, подтверждающих наличие специальных знаний;
опись представленных документов в 2 экз.
Все копии представляемых документов должны быть заверены в установленном порядке.
III. Требования к экспертам-техникам по уровню профессиональной подготовки
7. Эксперт-техник должен обладать специальными знаниями, в том числе:
федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, экспертизе и экспертной деятельности на транспорте;
методов исследований по установлению наличия, причин и характера технических повреждений транспортного средства, а также технологии, объема и стоимости его ремонта, основанных на использовании электронных информационно-аналитических систем, профессиональных баз данных, программно-технических комплексов, а также иных методических и информационно-справочных документов;
видов транспортных средств, их классификации и конструкции;
методов идентификации транспортных средств;
видов, характера и классификации повреждений транспортных средств в дорожно-транспортных происшествиях;
правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
8. Эксперты-техники, аттестованные по специальности в области экспертизы транспортных средств по установлению наличия, причин и характера технических повреждений транспортного средства, а также технологии, объема и стоимости его ремонта, один раз в пять лет проходят повышение квалификации.
IV. Порядок профессиональной аттестации
9. Документы, представленные кандидатом в эксперты-техники (далее — кандидат) в соответствии с требованиями, указанными в разделе II настоящего Порядка, и проверенные МАК, являются основанием для рассмотрения вопроса о профессиональной аттестации и присвоении квалификации «эксперт-техник».
10. Для проработки документов, представленных кандидатом на профессиональную аттестацию, МАК вправе привлекать уполномоченные организации федеральных органов исполнительной власти, представители которых входят в состав МАК.
11. Документы, представленные кандидатом на профессиональную аттестацию в МАК, рассматриваются в срок не более 1 месяца с момента поступления документов.
12. Датой поступления документов считается дата их регистрации в МАК.
13. В случае представления документов в неполном объеме или оформленных ненадлежащим образом они возвращаются кандидату в течение 15 рабочих дней со дня поступления в МАК.
14. В процессе заседания МАК изучает представленные на ее рассмотрение материалы и в случае необходимости приглашает кандидата на собеседование по вопросам конкретной экспертной специальности, теоретических основ технической экспертизы, норм законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих экспертную деятельность, после чего оценивает уровень его специальных знаний.
15. Кандидат, в отношении которого решается вопрос о профессиональной аттестации, при голосовании не присутствует.
16. При принятии решения об отказе в профессиональной аттестации МАК доводит до кандидата мотивированный отказ в письменной форме.
17. Кандидаты имеют право на обжалование результатов профессиональной аттестации.
18. О решениях МАК кандидат должен быть уведомлен в письменной форме не позднее 15 дней после проведения профессиональной аттестации.
19. Решение о профессиональной аттестации кандидата оформляется протоколом. Протокол составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр протокола вместе с регистрационной карточкой направляется в Минюст России для дальнейшего включения в государственный реестр экспертов-техников, второй экземпляр остается в МАК и приобщается к делу кандидата, третий экземпляр направляется кандидату.
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720, 2002, N 52 (ч. 1), ст. 5132, 2003, N 26, ст.2566, 2005, N 1 (ч. 1), ст. 25, 2005, N 30(ч. 1), ст. 3114, 2002, N52 (ч. 1), ст. 5132.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 17, ст. 1619.
Статья 12.1. Независимая техническая экспертиза транспортного средства
1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.
2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.
3. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России и содержит, в частности:
а) порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом;
б) порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), в том числе номенклатуру комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), на которые при расчете размера расходов на восстановительный ремонт устанавливается нулевое значение износа;
в) порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства;
г) справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств;
д) порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов). Данные указанных справочников должны обновляться не реже одного раза в течение шести месяцев, в том числе на основании сведений об оплате страховщиками проведенного восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств станциям технического обслуживания в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4. Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника.
Требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, порядок ведения государственного реестра экспертов-техников устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
5. Эксперты-техники несут ответственность за недостоверность результатов проведенной ими независимой технической экспертизы транспортных средств. Убытки, причиненные экспертом-техником вследствие представления недостоверных результатов независимой технической экспертизы, подлежат возмещению экспертом-техником в полном объеме.
6. Судебная экспертиза транспортного средства, назначаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страхового возмещения потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования, проводится в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утверждаемой Банком России, и с учетом положений настоящей статьи.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 12.1 Закона об ОСАГО
1. Для решения вопроса о наличии оснований для осуществления страховых выплат и определения их размера особое значение имеет независимая техническая экспертиза, которая проводится в целях:
1) установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, в том числе наличия его непосредственной связи с событием ДТП, что предполагает:
а) анализ сведений, зафиксированных в документах о ДТП: справке установленной формы о ДТП, извещении о страховом случае, протоколах, объяснениях участников ДТП и т.д., их сравнение с повреждениями, зафиксированными при осмотре транспортного средства;
б) сопоставление повреждений транспортного средства потерпевшего с повреждениями транспортных средств иных участников ДТП, а также с иными объектами (при их наличии), с которыми оно контактировало после взаимодействия с транспортным средством страхователя в ДТП. О связи повреждений с событием ДТП могут свидетельствовать:
— повреждения, образующиеся при взаимном внедрении двух или более транспортных средств в начальный момент взаимодействия (контактные деформации, изменение первоначальной формы отдельных деталей транспортных средств, прежде всего вмятины, образующиеся в местах приложения усилий и, как правило, направленные внутрь детали (элемента);
— разрывы, разрезы, пробои, царапины, характеризующиеся сквозным разрушением поверхности и концентрацией следообразующей силы на незначительной площади;
— отпечатки, т.е. поверхностные отображения на следовоспринимающем участке поверхности одного транспортного средства выступающих деталей другого транспортного средства (отслоения или наслоения вещества, в том числе взаимные);
— вторичные деформации, характеризующиеся отсутствием признаков непосредственного контактирования деталей и частей транспортных средств и представляющие собой результат воздействия момента сил, возникающего при контактных деформациях по законам механики и сопротивления материалов. Так, повреждение лонжерона (лонжеронов) легкового автомобиля может привести к перекосу всего кузова.
Проверка взаимосвязанности повреждений на транспортном средстве потерпевшего и на транспортном средстве страхователя проводится с использованием методов транспортной трасологии, основывающейся на анализе характера деформаций и направления действий сил, вызвавших повреждения частей, узлов, агрегатов и деталей транспортного средства, а также следов, имеющихся на транспортном средстве, проезжей части и объектах (предметах), с которыми транспортное средство взаимодействовало при ДТП. При невозможности натурного сопоставления строится графическая модель столкновения транспортных средств с использованием данных о транспортных средствах и их повреждениях из документов о ДТП, имеющихся фотографий или чертежей транспортных средств либо их аналогов, в том числе с применением компьютерных графических программ. При исследовании причинно-следственных связей между фактом ДТП и техническим повреждением транспортного средства могут проводиться и другие виды экспертиз (металловедческая, экспертиза лакокрасочных покрытий, пожаротехническая, взрывотехническая и т.д.), а также комплексные экспертизы;
2) установления повреждений транспортного средства, то есть нарушений исправности или ухудшения внешнего вида транспортного средства вследствие влияния на него внешних воздействий, превышающих предельно допустимые уровни, установленные в нормативно-технической документации. При этом выявляются их количество, характер и причины возникновения. Особую проблему составляют скрытые дефекты, которые не могут быть выявлены при осмотре транспортного средства и требуют дополнительной проверки деталей, узлов или агрегатов, в том числе с использованием средств технического диагностирования. В силу этого в судебной практике сформировалась устойчивая позиция, согласно которой при проведении экспертизы эксперт не вправе использовать сведения о повреждениях и скрытых дефектах, зафиксированные в акте осмотра, без экспертизы объекта исследования (см. Постановление ФАС Центрального округа от 16 апреля 2010 г. по делу N А48-1176/2009);
3) определения причин возникновения повреждений, являющегося предметом транспортно-трасологической экспертизы, в рамках которой устанавливаются обстоятельства, связанные с идентификацией транспортного средства, участвовавшего в ДТП, на основе специальных знаний в области трасологии и судебной автотехнической экспертизы. На разрешение эксперта могут быть поставлены вопросы, связанные с механизмом ДТП и образованием следов на месте происшествия и транспортном средстве;
4) определения технологии восстановительного ремонта, то есть совокупности взаимосвязанных методов, способов, приемов восстановления исправности или работоспособности транспортного средства, пострадавшего в ДТП, или его составных частей. Ремонт поврежденного транспортного средства производится согласно технологии, разработанной заводом-изготовителем в виде технологических карт для каждого вида ремонтных работ с указанием названия работы, перечня технологических операций, общей трудоемкости, исполнителя, очередности проведения работ, места выполнения работ, используемого инструмента. Отсутствие технологической карты, которая предусматривала бы необходимость осуществления тех или иных работ, дает основания для оспаривания правомерности их оплаты (см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 декабря 2009 г. N 17АП-11426/2009-ГК по делу N А50-15118/2009).
Основными параметрами ремонта являются количество и наименование видов ремонта, трудоемкость каждого вида ремонта, удельная трудоемкость ремонтов на единицу пробега. Ремонт транспортных средств включает следующие основные виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, разборочно-сборочные, шиноремонтные, медницкие, жестяницкие, сварочные, кузнечно-рессорные, слесарно-механические, электромонтажные, столярные, арматурные, обойные, малярные. Различают текущий ремонт (замена или восстановление сменных деталей), средний (частичная разборка устройства и его восстановление), капитальный (полная разборка устройства с заменой всех изношенных частей);
5) определения стоимости ремонта, под которой понимается стоимость устранения повреждений транспортного средства, включающая в стоимость ремонтных работ (работ по восстановлению, в том числе окраске, контролю, диагностике и регулировке, сопутствующих работ), стоимость используемых в процессе восстановления транспортного средства деталей (узлов, агрегатов) и материалов взамен поврежденных. При этом определение расходов на восстановительный ремонт предполагает соблюдение следующих правил:
— привязка размера расходов к дате ДТП;
— учет условий и границ региональных товарных рынков (экономических регионов) материалов и запасных частей, соответствующих месту ДТП;
— учет износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте;
— недопустимость включения в стоимость восстановительного ремонта дополнительных расходов, вызванных улучшением и модернизацией транспортного средства, и расходов, вызванных временным или вспомогательным ремонтом либо восстановлением.
При этом была нормативно определена допустимая погрешность в результатах расчетов размера расходов на восстановительный ремонт, выполненных различными специалистами, которая считается находящейся в пределах статистической достоверности за счет использования различных технологических решений и погрешностей расчета, если не превышает 10%. Впрочем, указанный предел погрешности не может применяться при проведении расчета размера расходов с использованием замены деталей на бывшие в употреблении.
2. Независимая техническая экспертиза проводится в соответствии с Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства». В общем случае организация работ по проведению такой экспертизы предусматривает выполнение следующих действий:
— подача заказчиком заявления исполнителю услуг по экспертизе (эксперту-технику или экспертной организации) о проведении независимой технической экспертизы;
— заключение договора о проведении независимой технической экспертизы между исполнителем и заказчиком услуги;
— проведение независимой технической экспертизы;
— составление экспертного заключения.
Объектами независимой технической экспертизы являются: транспортное средство потерпевшего или остатки транспортного средства; иные представленные для экспертизы транспортные средства, причастные к ДТП; а также иные объекты, причастные к ДТП, в котором транспортному средству потерпевшего был причинен вред и исследование которых необходимо для установления обстоятельств и причин повреждений транспортного средства.
Экспертиза проводится на основании регистрационных документов на транспортное средство, документов о ДТП, переданных потерпевшим страховщику (либо их копий), справки о ДТП (при ее наличии), направления на экспертизу в случае наличия договора на экспертное обслуживание, заключенного между экспертной организацией (экспертом-техником) и страховщиком, а также иных документов, оформленных по факту и обстоятельствам ДТП. При этом потерпевший может заказать экспертизу самостоятельно, если страховщик не организовал ее в установленный срок, непосредственно заключив договор с экспертом.
Различают следующие виды экспертиз:
1) первичная, которая проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего);
2) повторная, которая проводится иным, не проводившим первичную экспертизу экспертом-техником (экспертной организацией) в случае несогласия страховщика (потерпевшего) с выводами первичной экспертизы. При этом расходы на ее проведение оплачиваются за счет инициатора ее проведения, если соглашением между страховщиком и потерпевшим не установлено иное. Кроме того, если у инициатора экспертизы нет возражений по содержанию уже имеющегося акта осмотра поврежденного транспортного средства, то экспертиза может быть проведена без его осмотра на основании имеющегося акта с обязательным указанием на это в экспертном заключении;
3) дополнительная, которая проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего) для исследования дополнительных вопросов или обстоятельств, которые не были рассмотрены в первичной или повторной экспертизе.
Первичное установление наличия и характера повреждений, в отношении которых определяются расходы на восстановительный ремонт, производится во время осмотра транспортного средства, результаты которого фиксируются актом осмотра. Дополнительными источниками информации к акту осмотра являются фотоматериалы (видеосъемка).
При осмотре проводится визуальная идентификация одного или нескольких транспортных средств и конструктивных элементов, устанавливаются марка (модель, модификация) и индивидуальные признаки, оценивается внешнее состояние, устанавливаются следы перекраски или ремонтной подкраски, имеющиеся повреждения, проводится проверка технического состояния и функциональных характеристик транспортного средства, его агрегатов, узлов и систем.
При первичном осмотре повреждения транспортного средства фиксируются по результатам внешнего осмотра органолептическим методом, без проведения демонтажных работ. При необходимости применяются инструментальные методы с использованием технических средств измерения и контроля или диагностического оборудования в соответствии с технической документацией и инструкциями по эксплуатации и применению указанных технических средств и оборудования, а также проведение демонтажных работ. В исключительных случаях, когда осмотр транспортного средства невозможен (например, если транспортное средство находится в отдаленном или труднодоступном месте, утилизировано, реализовано), установление повреждений может быть проведено без его осмотра — на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фото- или видеоматериалов) при наличии письменного согласия потерпевшего и страховщика. В указанном случае в материалах по определению расходов на восстановительный ремонт в обязательном порядке должно быть указано, что транспортное средство не осматривалось (с указанием причин), а определение повреждений проводилось по представленным материалам (документам), с указанием их перечня и источника получения.
Вид повреждения в соответствии с типовыми определениями и характеристиками повреждений транспортного средства, место его расположения, характер и объем фиксируются по каждому повреждению, что служит обязательной предпосылкой принятия решения о возможности ремонта отдельных частей, узлов, агрегатов и деталей транспортного средства или необходимости их замены.
При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) вправе: запрашивать у страховщика (потерпевшего) информацию, необходимую для проведения экспертизы; получать от них разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления экспертизы; привлекать к участию в проведении экспертизы других экспертов-техников (экспертные организации) и специалистов. Наряду с этим они обязаны: сообщать страховщику и потерпевшему о невозможности своего участия в проведении экспертизы при возникновении обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы (наличие личной заинтересованности вследствие близкого родства с потерпевшим, зависимости от страховщика); обеспечивать сохранность документов и объектов исследования, получаемых от страховщика (потерпевшего) и третьих лиц в ходе проведения экспертизы; не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе экспертизы, и результаты экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством.
Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме. Выводы эксперта излагаются в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой они были поставлены. На каждый из них должен быть дан ответ по существу в формулировках, не допускающих неоднозначного толкования, либо должны быть указаны причины невозможности дать ответ. Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику (экспертной организации) не были поставлены вопросы, но которые были установлены в процессе исследования, излагаются в конце заключения.
Экспертное заключение подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу. Экспертное заключение, подготовленное экспертной организацией, помимо этого, утверждается руководителем этой организации и удостоверяется ее печатью. Экспертное заключение прошивается (с указанием количества сшитых листов) и передается инициатору экспертизы под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении. Копии экспертных заключений и другая документация, связанная с проведением экспертизы, подлежат хранению экспертом-техником (экспертной организацией) в течение трех лет.
3. Для всех страховщиков и их представителей, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют восстановительные расходы и выплачивают страховое возмещение по ОСАГО, экспертов-техников, экспертных организаций при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, судебных экспертов при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с российским законодательством, обязательным является применение Единой методики в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора ОСАГО, которая нашла свое закрепление в Положении Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».
Единая методика определения расходов на восстановительный ремонт включает:
а) порядок расчета размера:
— расходов на материалы, на которые осуществляется воздействие в процессе восстановительного ремонта (основные материалы, например, шпатлевки, краски, лаки, герметики, технологические жидкости), которые в соответствии с технологией ремонта изменяют физическое или химическое состояние основных материалов и применение которых предусмотрено технологией производителя основного материала (расходные и вспомогательные материалы, например, отвердители, растворители, разбавители). К ним также относятся утраченные вследствие повреждения транспортного средства и необходимые в процессе ремонта хладагенты, тормозные и охлаждающие жидкости (если такие материалы не утрачены, то их расход учитывается только по нормативам на доливку). Расчет размера расходов на материалы для окраски производится с применением систем (например, AZT, DAT-Eurolack, MAPOMAT), содержащихся в программных автоматизированных комплексах, применяемых для расчета. При этом следует учитывать не только стоимость материала конкретного вида, определяемую с использованием электронных баз данных стоимостной информации (справочников), а при их отсутствии — методом статистического наблюдения, проводимого среди хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих в пределах экономического региона, соответствующего месту ДТП, но и удельную норму его расхода и количество ремонтных единиц;
— расходов на запасные части, которые определяются путем применения электронных баз данных стоимостной информации (справочников) в отношении комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), а при их отсутствии — методом статистического наблюдения среди хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих в пределах границ товарного рынка, соответствующего месту ДТП. В исключительных случаях (например, если по условиям поставки новых комплектующих изделий срок поставки выше предельного установленного срока ремонта (45 дней), отсутствует гарантированная поставка) при наличии рынка бывших в употреблении запасных частей целесообразным является использование при восстановительном ремонте таких комплектующих изделий, с письменного согласия потерпевшего и страховщика при расчете стоимости запасных частей используется их рыночная стоимость, которая не может превышать стоимости новых комплектующих изделий с учетом их износа. Однако износ комплектующих изделий, подлежащих замене, в данном случае не учитывается.
Количество и перечень деталей (узлов и агрегатов), подлежащих замене, определяется по результатам осмотра с учетом норм, правил и процедур ремонта транспортных средств, установленных производителем транспортного средства, сертифицированных ремонтных технологий и экономической целесообразности. Если такие нормы, процедуры и правила производителем транспортного средства не установлены, используются нормы, процедуры и правила, установленные для ближайшего аналога;
— расходов на оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом, которые рассчитываются как произведение трудоемкости работ (соответствующего вида работ) на среднюю стоимость одного нормо-часа работ по ремонту транспортного средства, включая необходимые арматурные, слесарные, рихтовочные, сварочные, окрасочные, вспомогательные и другие виды работ, требуемые для проведения восстановительного ремонта, с учетом исключения пересекающихся операций. При этом используются нормативы, установленные предприятием-производителем транспортного средства, а в случае их отсутствия — организациями, занимающимися нормированием технологий ремонта транспортных средств. При отсутствии такой документации в отношении транспортных средств иностранных производителей используются укрупненные показатели трудозатрат на выполнение работ по кузовному ремонту и устранению перекосов проемов и кузова легковых автомобилей иностранных производителей, установленные Банком России. В целом величина затрат на проведение восстановительного ремонта не должна превышать стоимости транспортного средства до ДТП или аналогичного ему транспортного средства;
б) порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), который предполагает уменьшение стоимости ремонта на величину размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). При этом допускается:
— начисление дополнительного индивидуального износа на комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые находятся в заведомо худшем состоянии, чем общее состояние транспортного средства в целом и его основных частей, вследствие влияния факторов, не учтенных при расчете износа (например, проведение ремонта с нарушением технологии, неустранение значительных повреждений лакокрасочного покрытия);
— использование нулевого значения износа для комплектующих изделий, при неисправности которых в соответствии с российским законодательством о безопасности дорожного движения запрещается движение транспортного средства, а также для раскрывающихся элементов подушек безопасности и удерживающих устройств (ремней безопасности) транспортного средства. Перечень таких изделий (деталей, узлов, агрегатов) определен утвержденной Банком России номенклатурой;
в) порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства, который предполагает установление критериев пригодности остатков транспортного средства, а также определение методики оценки их стоимости.
Годными остатками транспортного средства признаются исправные, имеющие остаточную стоимость и годные к дальнейшей эксплуатации комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) поврежденного транспортного средства, которые можно демонтировать с поврежденного транспортного средства в случае его полной гибели (либо высвобождение которых планируется в процессе ремонта) и реализовать. Для этого они должны отвечать следующим критериям:
— возможность демонтажа и реализации;
— отсутствие повреждений, нарушающих их целостность и товарный вид, работоспособность узлов или агрегатов;
— отсутствие изменений конструкции, формы, целостности и геометрии, не предусмотренных производителем транспортного средства (например, дополнительных отверстий и вырезов для крепления несерийного оборудования);
— отсутствие следов предыдущих ремонтных воздействий (например, следов правки, рихтовки, шпатлевания).
Стоимость годных остатков транспортного средства, представляющая собой стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, ремонт, хранение и продажу, определяется по данным специализированных торгов, осуществляющих открытую публичную реализацию поврежденных транспортных средств (определяется стоимость годных остатков в сборе). В отсутствие специализированных торгов допускается использование и обработка данных универсальных площадок (сайтов в сети Интернет) по продаже подержанных транспортных средств либо определение стоимости годных остатков проводится расчетным методом.
Расчет стоимости годных остатков расчетными методами не производится, если:
— транспортное средство может быть оценено или реализовано на специализированных торгах (аукционах) либо оценено путем обработки данных универсальных площадок продажи подержанных транспортных средств в срок, не превышающий 15 дней;
— транспортное средство не подлежит разборке на запасные части по техническому состоянию;
г) справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств;
д) порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ, который утверждается в целях формирования электронных баз данных, необходимых для определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов). При этом определяются источники получения первичной информации, методика их сбора и обработки, включая правила осуществления выборки. В частности, для установления цен в отношении запасных частей установлено требование проведения исследования предложения не менее 15 магазинов в городах Москве и Санкт-Петербурге, не менее 10 магазинов в городах с численностью населения не менее одного миллиона человек и не менее 8 магазинов в остальных административных центрах субъектов Российской Федерации.
Справочники формируются и утверждаются Российским союзом автостраховщиков с учетом границ экономических регионов и подлежат обновлению не реже чем раз в два квартала. Доступ к ним страховщиков и экспертов-техников (экспертных организаций) осуществляется через программные автоматизированные комплексы, применяемые для расчета расходов на восстановительный ремонт. Кроме того, Российский союз автостраховщиков обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации из справочников по индивидуальным запросам через сеть Интернет.
4. Учитывая, что проведение технической экспертизы транспортных средств требует специальных познаний, Законом устанавливается, что она проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника. Требования к ним, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования устанавливаются Минтрансом России, а порядок ведения государственного реестра экспертов-техников определяется Минюстом России (см. Постановление Правительства РФ от 17 октября 2014 г. N 1065 «Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации»).
В соответствии с Условиями и порядком профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к экспертам-техникам, утвержденными совместным Приказом Минтранса РФ, Минюста РФ, МВД РФ, Минздравсоцразвития РФ от 17 октября 2006 г. N 124/315/817/714, эксперт-техник должен обладать специальными знаниями, в том числе:
— федеральных законов и нормативных правовых актов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, экспертизе и экспертной деятельности на транспорте;
— методов исследований по установлению наличия, причин и характера технических повреждений транспортного средства, а также технологии, объема и стоимости его ремонта, основанных на использовании электронных информационно-аналитических систем, профессиональных баз данных, программно-технических комплексов, а также иных методических и информационно-справочных документов;
— видов транспортных средств, их классификации и конструкции;
— методов идентификации транспортных средств;
— видов, характера и классификации повреждений транспортных средств в ДТП;
— правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Профессиональная аттестация осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией. К ней допускаются специалисты с высшим образованием, имеющие опыт работы не менее 1 года в области экспертизы транспортных средств по установлению наличия, причин и характера технических повреждений транспортного средства, а также технологии, объема и стоимости его ремонта и выполнившие не менее 5 заключений (отчетов) в указанной области, а также иные лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную подготовку по образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников. Эксперт-техник обязан один раз в пять лет проходить повышение квалификации.
Данные об экспертах-техниках, прошедших профессиональную аттестацию для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, отражаются в Государственном реестре экспертов-техников, ведение которого включает получение документа, являющегося основанием для внесения в Реестр (исключения из него) сведений об эксперте-технике, внесение сведений об экспертах-техниках в Реестр (внесение изменений в него), уведомление эксперта-техника о включении в Реестр, исключение сведений из Реестра, а также внесение изменений в Реестр (см. Порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, утв. Приказом Минюста России от 6 февраля 2013 г. N 8).
5. Законодатель, решая вопрос об ответственности эксперта, разграничил ответственность:
1) за недостоверность результатов проведенной независимой технической экспертизы, которая в случае установления факта дачи заведомо ложного заключения влечет:
— административную ответственность, если заключение имело место при производстве по делу об административном правонарушении (ст. 17.9 КоАП РФ);
— уголовную ответственность, если заключение имело место в суде либо при производстве предварительного расследования (ст. 307 УК РФ);
2) за убытки, причиненные вследствие представления недостоверных результатов независимой технической экспертизы, наличие которых дает основание привлекать эксперта к гражданской ответственности и требовать от него полного возмещения как прямого ущерба, так и упущенной выгоды. Следует отметить, что Закон говорит только об ответственности эксперта-техника, не упоминая экспертную организацию, что вряд ли обоснованно, учитывая, что экспертное заключение утверждает ее руководитель.
Данную коллизию можно разрешить исходя из общих положений об обязательствах. Учитывая, что экспертиза проводится на основании договора, заключаемого в том числе с экспертными организациями, предоставление недостоверных результатов независимой технической экспертизы следует рассматривать как ненадлежащее исполнение обязательства, которое в соответствии со ст. 393 ГК РФ влечет для должника возникновение обязанности возместить кредитору причиненные этим убытки. На первый взгляд, рассмотрение данной ситуации возможно и с позиций ст. 1068 ГК РФ об ответственности юридического лица за вред, причиненный его работником. Однако данное законодателем определение работника как лица, выполняющего работу на основании трудового договора (контракта), гражданско-правового договора, который действовал или должен был действовать по заданию соответствующего юридического лица и под его контролем за безопасным ведением работ, делает данное положение трудно применимым к рассматриваемой ситуации, поскольку речь идет не о причинении физических повреждений, а о предоставлении недостоверных результатов.
6. Законом устанавливается принцип единообразного подхода к оценке размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, о чем свидетельствует указание на необходимость применения утвержденной Банком России методики и при проведении судебной экспертизы транспортного средства, назначаемой в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора ОСАГО.