Федеральный закон о противодействии коррупции анализ
Анализ законодательных мер противодействия коррупции;
Федеральный закон № 273-ФЗ помимо определения коррупции содержит несколько статей, имеющих самостоятельное значение. В частности, к ним относятся статьи и положения статей, в которых содержится комплекс мер по противодействию коррупции. К их числу законодатель относит как собственно меры по противодействию (по предупреждению и профилактике) коррупции, так и меры борьбы с коррупцией — меры по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений. Развернутый перечень мер по противодействию (по предупреждению и профилактике) коррупции также представлен в Национальном плане противодействия коррупции.
Применительно к возможностям местного самоуправления следует рассматривать и анализировать комплекс мер собственно противодействия коррупции, поскольку меры по борьбе с коррупцией в полном объеме входят в компетенцию федерального уровня власти. Более того, законодатель установил в качестве одного из основных принципов противодействия коррупции – приоритетное применение мер по предупреждению коррупции (пункт 6 статьи 3).
Весь комплекс законодательных мер и способов противодействия коррупции можно разделить на несколько групп: меры нормативного правового регулирования; организационно-управленческие и координационные меры; информационно-методические и др.
К мерам нормативного правового регулирования относятся: антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; введение антикоррупционных стандартов (установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области); унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
К организационно-управленческим мерам относятся: развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции; совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; обеспечение независимости средств массовой информации; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям.
К мерам информационно-методического характера относятся: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц.
К координационным способам противодействия коррупции можно отнести создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества.
Практический интерес для анализа системы антикоррупционных мер и способов представляют также меры пресечения и предотвращения коррупции, предложенные в выше рассмотренных международных документах и проектах федеральных законов. Их сравнение представлено в Таблице № 2.
Многие меры и способы противодействия коррупции, систематизированные в таблице № 2, получили законодательное закрепление на федеральном уровне. Однако часть из них, как представляется весьма эффективная, не получила такого закрепления. В направлении совершенствования законодательства о противодействии коррупции в число перспективных мер могут быть включены, например, такие как формирование и деятельность специальных органов по борьбе с коррупцией; формирование и применение кодексов или стандартов поведения, добросовестного и надлежащего выполнения публичных функций; введение понятий коррупционно опасного поведения, перечня типичных коррупционно-опасных ситуаций; обеспечение прозрачности в финансировании кандидатур на избираемые публичные должности и финансирования политических партий и др.
В развитие Федерального закона № 273-ФЗ в большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы и нормативные правовые акты о противодействии коррупции. Многие из антикоррупционных законов в субъектах Российской Федерации были приняты в 2007 году. В Саратовской и Пензенской областях, Республике Татарстан законы были приняты в 2006 году. Законы субъектов Российской Федерации отличаются по названию, но практически сходны по содержанию. Большинство законов имеют такое же название, как и федеральный закон – о противодействии коррупции. В некоторых субъектах Российской Федерации законы имеют более «узкое» название: «о мерах по противодействию коррупции», «о профилактике коррупции» или «о предупреждении коррупции». В Новгородской области закон носит узкоспециальное название – о реализации федеральных законов о противодействии коррупции на территории Новгородской области[19]. В Мурманской области принято два специальных закона, посвященных вопросам противодействия коррупции. В некоторых субъектах Российской Федерации нет специальных законов, а нормативное правовое регулирование системы мер противодействия коррупции осуществляется в других законах субъекта Российской Федерации[20].
В законах субъектов Российской Федерации содержались определения коррупции, отличающиеся друг от друга и от определения, позднее принятого на федеральном уровне. После принятия Федерального закона № 273-ФЗ статьи законов, содержащие определения коррупции, были признаны утратившими силу. Типичным определением коррупции являлось определение, содержавшееся в Законе Саратовской области[21]: «Коррупция – использование лицами, замещающими государственные должности области, муниципальные должности, должности государственной гражданской службы области, муниципальными служащими своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей для противоправного удовлетворения корыстной или иной личной заинтересованности посредством принятия неправомерных актов, совершения иных незаконных действий (бездействия), а равно противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами». В настоящее время более, чем в одной трети законов субъектов Российской Федерации воспроизводится определение коррупции, содержащееся в Федеральном законе № 273-ФЗ.
Действие некоторых законов распространяется как на государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, так и муниципальных служащих. В Псковской области такая сфера действия закона отражена непосредственно в его названии – о противодействии коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления[22].
В большинстве законов субъектов Российской Федерации содержится такой же комплекс мер, направленных на предотвращение коррупции, что и в Федеральном законе. В то же время в законодательстве и практике деятельности некоторых субъектов Российской Федерации и правовых актах и практике деятельности некоторых муниципальных образований детализируются и конкретизируются меры противодействия коррупции, установленные Федеральным законом № 273-ФЗ, вводятся новые меры[23]. К такого рода мерам можно отнести следующие:
1) мониторинг коррупционных правонарушений в целом и отдельных их видов;
2) антикоррупционные образование и пропаганда;
3) оказание государственной поддержки формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции;
4) опубликование отчетов о реализации мер антикоррупционной политики;
5) опубликование аналитических материалов о реализации мер антикоррупционной политики;
6) создание банка данных типовых коррупционно-опасных ситуаций в деятельности государственных и муниципальных служащих;
7) организация кинозаписи приема граждан государственными и муниципальными служащими;
8) организация системы открытой связи для граждан с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
9) использование полиграфа при приеме на государственную и муниципальную службу.
В законах субъектов Российской Федерации содержатся достаточно подробные характеристики указанных выше мер, на основе которых могут быть разработаны конкретные программы антикоррупционных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
К организационным мерам, которые содержатся в законе о противодействии коррупции, следует отнести возможность создания по решению Президента Российской Федерации органов по противодействию коррупции. Следует также обратить внимание и на то, что в соответствии со статьей 6 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции каждое государство-участник должно создать специальный орган (или органы) по предупреждению коррупции. По мнению некоторых зарубежных экспертов, только наличие такого органа может свидетельствовать о реальных действиях власти в борьбе с коррупцией[24].
Частью 5 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению Президента Российской Федерации могут быть созданы органы по координации деятельности по противодействию коррупции. К полномочиям таких органов отнесена подготовка проектов актов федерального уровня – указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации. Кроме того, установлено, что по вопросам противодействия коррупции могут издаваться совместные акты федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав органа, созданного Президентом Российской Федерации. Порядок издания (принятия) таких актов не определен. Не определен и хотя бы приблизительный перечень вопросов в сфере противодействия коррупции, подлежащих регулированию указанными актами.
В Федеральный закон № 273-ФЗ необходимо ввести положения, в соответствии с которыми координационные органы по противодействию коррупции могли бы создаваться в субъектах Российской Федерации, в городских округах и муниципальных районах по предложению главы муниципального района (городского округа). Естественно к полномочиям такого органа и на уровне субъекта Российской Федерации, и на местном уровне не могут быть отнесены полномочия по изданию императивных предписаний. Как представляется, главная задача такого органа — установление непосредственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, прежде всего, с должностными лицами территориальных органов федеральной исполнительной власти. В первую очередь – с представителями правоохранительных органов. К числу задач такого координирующего органа должны быть отнесены информационный обмен и анализ «коррупционной ситуации» в конкретном муниципальном образовании или субъекте Российской Федерации. Указанная координирующая структура может быть наделена полномочиями рекомендательного характера по отношению к федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
Следует отметить, что Президентом Российской Федерации образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции[25]. Одним из полномочий указанного органа является полномочие передавать полученные данные о совершении коррупционных правонарушений в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации[26] президиум Совета наделен функциями комиссии по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих некоторые государственные должности Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов.
Федеральный закон № 273-ФЗ не содержит прямых предписаний по формированию «вертикальной» структуры подобных координирующих органов на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Поэтому при формировании аналогичных координирующих органов в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах их полномочия не должны вторгаться в полномочия координирующих органов, которые в соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ образуют в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах прокуроры, подчиненные Генеральному прокурору Российской Федерации. Следует отметить, что к полномочиям прокуроров относится координация не всех федеральных исполнительных органов власти, а только правоохранительных органов. В соответствии с законом Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.
В законах субъектов Российской Федерации предусматривается также создание специальных координирующих органов по противодействию коррупции, разработка механизмов взаимодействия с общественными объединениями и организациями. В некоторых субъектах Российской Федерации принимаются взаимосогласованные решения о взаимодействии федеральных структур исполнительной власти и структурных подразделений администраций. Так, в Астраханской области подписано соглашение[27], предполагающее оперативный обмен информацией и порядок представления такой информации и меры по сохранению ее конфиденциальности в предусмотренных законом случаях. Координирующие организационные структуры созданы не только в субъектах Российской Федерации, но и во многих муниципальных образованиях[28].
Сформулируем цели создания подобной координирующей муниципальной структуры. Следует сразу отметить, что такая структура, учитывая значимость задач, которые ей предстоит решать, будет действовать довольно продолжительное время. А значит, она может быть создана в форме самостоятельного органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Итак, основной целю создания совещательного органа местного самоуправления должна являться координация взаимодействия[29] органов местного самоуправления, представителей органов государственной власти, представителей федеральных правоохранительных органов, представителей судебных органов, экспертов, общественных организации и др. (территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, экспертов, осуществляющих деятельность в сфере противодействия коррупции) по вопросам противодействия коррупции.
Поскольку предполагается, что совещательный орган является структурой, территориальные границы ведения которой распространяются на всю территорию муниципального образования, в названии этой структуры эта особенность должна быть отражена. Например, Городская коллегия по координации взаимодействия между органами публичной власти, институтами гражданского общества, правоохранительными органами по вопросам противодействия коррупции (Антикоррупционная ассамблея района (города), Собрание района (города) по противодействию коррупции,Комиссия по профилактике коррупции («партийно-советское» наименование), Комиссия по предупреждению коррупции и т.д.). Как выше было отмечено, опыт создания подобных структур в муниципальных образованиях весьма разнообразен. Структуры создаются как при представительном органе, так и при администрации, при главе администрации, при главе муниципального образования и т.д.
К основным направлениям (задачам, функциям, вопросам ведения) комиссии должны быть отнесены следующие:
1. Участие в разработке предложений и рекомендаций по реализации приоритетных направлений осуществления органами местного самоуправления государственной и муниципальной антикоррупционной политики на территории муниципального образования.
2. Участие в разработке предложений и рекомендаций по формированию муниципальных программы и планов противодействия коррупции.
3. Подготовка предложений, направленных на реализацию мероприятий по предупреждению и устранению причин и условий, способствующих проявлениям коррупции.
4. Сбор и анализ информации о коррупционных проявлениях для определения приоритетных направлений, целей и задач профилактики коррупции, выработки предложений и рекомендаций по противодействию коррупции.
5 Привлечение партий, общественных организаций и средств массовой информации к сотрудничеству по вопросам противодействия коррупции в целях выработки у граждан и муниципальных служащих нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям.
6. Планирование и проведение антикоррупционной пропаганды.
7. Подготовка предложений и рекомендаций территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления по реализации их полномочий в сфере противодействия коррупции.
8. Подготовка предложений по совершенствованию взаимодействия органов местного самоуправления, партий, общественных организаций, граждан и правоохранительных органов в целях противодействия коррупции.
9. Рассмотрение и анализ информации о возникновении конфликтных и иных проблемных ситуаций, свидетельствующих о возможном наличии признаков коррупции или коррупционно опасного поведения.
10. Информирование правоохранительных органов для принятия мер по фактам коррупционно опасного поведения.
11. Организация обмена опытом в сфере противодействия коррупции.
12. Содействие гражданским инициативам, направленным на противодействие коррупции.
13. Информирование граждан о мерах противодействия коррупции в районе (городе).
14. Участие в подготовке проектов муниципальных правовых актов по вопросам противодействия коррупции.
15. Мониторинг и контроль реализации программы противодействия коррупции.
Специфичность задач, решаемых комиссией, обуславливает необходимость использования довольно сложных способов определения ее состава и процедуры формирования комиссии. Так, состав комиссии целесообразно сформировать из числа членов комиссии с решающим голосом и членов комиссии с совещательным голосом. Членами комиссии с решающим голосом являются представители органов государственной власти и органов местного самоуправления. Членами комиссии с совещательным голосом могут быть эксперты, научные работники, представители средств массовой информации, представители политических партий и общественных организаций, почетные граждане др. Председателем комиссии является Глава муниципального образования по должности.
Решения комиссии должны приниматься на основе консенсуса. Решения комиссии носят рекомендательный характер. Однако, решения комиссии, адресованные органам местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в этих органах. Заседания комиссии должны проводиться в открытом режиме, если ни один из членов комиссии с решающим голосом не ставит вопрос о проведении закрытого заседания. Заседания комиссии по предметам ведения, указанных в пунктах 4, 5, 10-12, проводятся только в открытом режиме, если ни один из членов комиссии с решающим голосом не ставит вопрос о проведении закрытого заседания. Заседания комиссии по предметам ведения, указанных в пункте 8, проводятся в только в закрытом режиме.
Одной из основных функций такого органа должен являться контроль за исполнением муниципальной программы противодействия коррупции. Составной частью такой программы должен являться раздел о подготовке и совершенствовании правовых актов муниципального образования в сфере противодействия коррупции.
Представляется, что программа подготовки проектов нормативных правовых актов на муниципальном уровне должна включать в себя следующие блоки.
1. Комплекс нормативных правовых актов, связанных с обеспечением открытости деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
1.1. Информационная открытость.
1.2. Публичные слушания.
1.3. Участие граждан в обсуждении решения вопросов местного значения.
1.4. Проведение опросов населения.
2. Комплекс нормативных правовых актов, регламентирующих внутреннюю деятельность органов местного самоуправления (должностные регламенты, дисциплинарные меры ответственности и др.).
3. Разработка административных регламентов взаимодействия органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих с гражданами, физическими и юридическими лицами.
4. Комплекс нормативных правовых актов, связанных с реальным использованием института конфликта интересов в муниципальной практике, как одного из механизмов противодействия коррупции.
5. Комплекс нормативных правовых актов, содержащих методические разработки, направленные на формирование общественных институтов противодействия коррупции (подписание Кодекса поведения муниципальных служащих, формирование на муниципальном уровне общественных структур, противодействующих коррупции).
В разработку и обсуждение документов должно быть вовлечено максимально возможное число муниципальных служащих и жителей муниципального образования. Наиболее сложными для реализации представляются документы, направленные на формирование устойчивой «антикоррупционной» культуры в муниципальных образованиях. Важно также, чтобы в процесс обсуждения проектов «антикоррупционых» нормативных правовых актов были непосредственно вовлечены жители муниципального образования. Только тогда возникает причастность граждан и муниципальных служащих к этому процессу, а принятые документы становятся «своими». Граждане и муниципальные служащие становятся активными неформальными «проводниками» в жизнь «антикоррупционной» политики. Этот процесс представляется наиболее важным и трудным в методике разработки и реализации механизма противодействия коррупции на муниципальном уровне. Представляется, что такую же роль могли бы выполнять координирующие муниципальные структуры по противодействию коррупции.
Закон о противодействии коррупции нуждается в существенных изменениях
Страницы в журнале: 115-117
О.Н. БИБИК,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
В статье рассматриваются недостатки Федерального закона «О противодействии коррупции» и высказываются рекомендации по его совершенствованию.
Ключевые слова: понятие коррупции, противодействие коррупции, совершенствование закона о противодействии коррупции, культура и коррупция.
The law on corruption counteraction requires in essential changes
In article lacks of the Federal law «About corruption counteraction» are considered and recommendations about its perfection express.
Keywords: сoncept of corruption, corruption counteraction, perfection of the law on corruption counteraction, culture and corruption.
10 января 2009 г. вступил в силу первый в отечественной истории Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон), принятие которого ознаменовало качественно новый этап в реализации уголовной политики в области борьбы с коррупционными правонарушениями. Несомненно, сама идея Закона — создание нормативной базы для противодействия коррупции, в том числе формирование понятийного аппарата, закрепление принципов, организационных основ противодействия коррупции, мер по ее профилактке, — требует поддержки и одобрения. Но все эти плюсы многократно нивелируются недо статками Закона, о которых пойдет речь в настоящей статье.
Внимание Закона в основном сосредоточено на такой фигуре, как государственный (муниципальный) служащий. Статьи 8—12 Закона, предусматривающие конкретные меры по противодействию коррупции, посвящены только указанной категории чиновников[1]. Вместе с тем следует отметить, что существуют также лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, которые не являются государственными и муниципальными служащими, следовательно, полностью исключаются из сферы действия Закона. Данное ограничение в криминологическом плане совершенно необоснованно, ведь наиболее опасными проявлениями коррупции являются преступления, совершаемые лицами, замещающими государственные и муниципальные должности (судьи, губернаторы, министры, мэры, депутаты и т. д.).
Борьба с коррупцией в России по традиции приобрела черты кампании: в погоне за показателями правоохранительные органы стали привлекать к уголовной ответственности преподавателей вузов, инспекторов ГИБДД, врачей, прочих должностных лиц, стоящих на последних ступенях современной «табели о рангах», на фоне процветающей коррупции в высших эшелонах власти. Данная «стратегия» вызывает одновременно и удивление, и отторжение подобных приоритетов, значительно снижает авторитет проводимой политики в указанной выше сфере.
Закон во многом является рамочным, содержит небольшое количество мер практической направленности. Но и эти меры представляются совершенно неэффективными, не имеют необходимого потенциала для решения поставленных задач.
Проанализируем данные меры.
1. Согласно ст. 8 Закона на служащих возложена обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанная мера уже предусмотрена в ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о госслужбе), но свою эффективность доказать не смогла. Представляется, что и после повторного закрепления в Законе она не поможет выявить нелегальные доходы служащего, изобличить его в совершении коррупционного правонарушения. Декларация о доходах и имуществе будет формально содержать указание на то денежное содержание, которое выплачивается служащему, а также на имущество, которое находится в собственности служащего и членов его семьи.
2. Предусмотрена обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9 Закона). Данное нормативное положение вводит новый для современного российского законодательства институт доносительства о совершении преступления и правонарушения. Указанный институт в целом, видимо, не нарушает принципов демократического государства, он может использоваться и в противодействии коррупции. Однако соответствующие нормы скомпрометировали себя в советский период, и в настоящее время общественное мнение вряд ли поддержит их широкое применение. Полагаем, в силу сложившейся традиции государство все еще воспринимается не как институт, подконтрольный гражданскому обществу, а как механизм принуждения и подавления. Поэтому не стоит возлагать на ст. 9 Закона больших надежд.
3. Законом регулируются отношения при возникновении конфликта интересов на государственной и муниципальной службе — ситуации, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей (статьи 10 и 11). Порядок разрешения указанного конфликта закреплен, в частности, в ст. 19 Закона о госслужбе. Отсутствие практики применения соответствующих норм свидетельствует об их неэффективности; нет примеров, когда данные нормы предотвращали бы проявления коррупции. Действующие в органах власти комиссии по урегулированию конфликта интересов работают «для галочки».
4. На гражданина, уволенного с государственной или муниципальной службы, налагаются ограничения при заключении им трудового договора (ст. 12 Закона). Например, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы гражданин имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные (служебные) обязанности, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению. Пункт 3 ст. 17 Закона о госслужбе содержит аналогичную норму об ограничениях, налагаемых на гражданина, уволенного с государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора. Ситуация аналогичная: очередное переписывание в Законе норм, уже установленных иными актами и также не применяющихся на практике.
Таким образом, Закон, по сути, не создает жизнеспособного инструментария противодействия коррупции. Характер замечаний к Закону указывает на необходимость его существенной переработки. Стоит отметить, что указанных недостатков можно было избежать, если бы Закон на стадии его разработки и принятия широко и критически обсуждался среди специалистов и в научных кругах. Искреннее удивление вызывает тот факт, что отмеченные недостатки, будучи очевидными, крайне редко анализируются практиками и учеными, слабость Закона предпочитают не замечать. Одной из немногих работ, в которых содержится конструктивная критика Закона, стала статья проф. А.В. Наумова «Новое антикоррупционное законодательство: много упущено»[2]. Хотя научное сопровождение законопроектных работ в уголовном праве приобрело образ недостижимого идеала, тем не менее, следуя принципу «юридическая наука начинается там, где она говорит законодателю “нет”» (сформулирован М.Д. Шаргородским), полагаем, надо сказать «нет» действующей редакции Закона и призвать ответственных лиц к скорейшему устранению недостатков, допущенных при разработке нормативных основ противодействия коррупции.
Критика конструктивна, если одновременно формулируются альтернативные способы решения проблемы. Предлагаем рассмотреть вопрос о внесении в Закон следующих изменений.
1. Распространить положения Закона на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности.
2. Ввести контроль над расходами лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, прежде всего над приобретением дорогостоящих предметов, объектов недвижимости. Складывается парадоксальная ситуация: чиновники, занимающие высшие должности, получают весьма скромную зарплату, но при этом умудряются тратить баснословные суммы. Предлагается предусмотреть обязанность указанных лиц декларировать покупку недвижимости, автомобилей, иных предметов, например, стоимостью от 50 000 руб. При этом в декларации должны содержаться сведения об источниках доходов, на которые были приобретены соответствующие вещи.
3. В систему мер по противодействию коррупции включить проведение проверки лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальные должности. Данная проверка может заключаться в предложениях чиновникам незаконных выгод (например, взятки). Указанная мера отвергается абсолютным большинством специалистов в том случае, если лицо впоследствии привлекается к уголовной ответственности, поскольку рассматривается как бесчестный поступок, провокация совершения преступления. Хотя мы не разделяем данную точку зрения, можно предложить другой подход: с не прошедшим проверку должностным лицом служебный контракт расторгается. При этом результаты проверки не будут использоваться в целях привлечения указанных лиц к уголовной ответственности. Необходимо задуматься о том, какова цена вопроса: может ли общество допустить к распределению благ людей (например, в статусе федерального министра), способных поддаться искушению.
4. Изменить правила назначения наказаний в отношении тяжких и особо тяжких преступлений. Следует отметить, что нередко лица, обвиняемые в совершении коррупционных преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких, осуждаются условно, что не противоречит уголовному законодательству. Данный феномен противодействия «беловоротничковой» преступности уже давно известен криминологии. В целях совершенствования нормативных основ борьбы с коррупцией предлагается внести изменения в ст. 73 УК РФ и исключить возможность назначения наказания условно лицам, осужденным за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
5. Уточнить понятие коррупции. Закон определяет коррупцию через обязательный признак — получение выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера (ст. 1). Между тем коррупция может заключаться в приобретении выгоды неимущественного характера (например, карьеризм, протекционизм). Пленум Верховного суда РФ обоснованно обратил внимание на данный аспект должностной преступности в п. 16 постановления от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». Основным признаком коррупции является использование властных ресурсов в личных целях. Поэтому предлагается дополнить определение коррупции случаями получения от коррупционного правонарушения выгод неимущественного характера.
6. Наконец, требуется серьезный комплекс мер по изменению общественного мнения о проявлениях коррупции. В отечественной культуре прочно закрепился стереотип отношения к взяточничеству, мздоимству как к неизбежному злу. Множество примеров тому встречается, в частности, в русских пословицах и поговорках, которые представляют собой глубинный срез ментальности этноса, основу народной культуры, а самое главное — многовековой житейский опыт. Они в совершенно откровенной и нелицеприятной форме свидетельствуют и об уровне правосознания людей, и о степени криминализации общества. У В.И. Даля в разделе «Суд — лихоимство» встречаем такую пословицу: «Пред Бога с правдой, а пред судью с деньгами». И там же: «Судья — что плотник: что захочет, то и вырубит», «Не бойся суда, бойся судьи», «Закон — дышло: куда хочешь, туда и воротишь», «Неправдою суд стоит», «В суд пойдешь — правды не найдешь», «Не ходи к воеводе с одним носом, ходи с приносом». В разделе «Закон» читаем: «Законы святы, да законники (или: судьи) супостаты», «Где закон, там и обида», «Если бы не закон, не было бы и преступника»[3]. Расхожей остается поговорка «Не подмажешь — не поедешь». Думается, что подобные культурные традиции существенно осложняют борьбу с преступностью. Но противодействие им должно осуществляться не силами правоохранительных органов, а на основе внутренних механизмов оздоровления культуры.
1 См. об этом: Наумов А.В. Новое антикоррупционное законодательство: много упущено // Уголовное право. 2009. № 2. С. 101.
2 Уголовное право. 2009. № 2. С. 101.
3 Даль В.И. Пословицы русского народа. Т. 1. — Спб., 1879. С. 184, 189, 191, 290.
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Генеральный прокурор
Заместители Генерального прокурора
О Генпрокуратуре России
Международное сотрудничество
Взаимодействие со СМИ
Правовое просвещение
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:
Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
Текст федерального закона
Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
Текст федерального закона
Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Текст федерального закона
Федеральный закон Российской Федерации от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»
Текст федерального закона
Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
Текст федерального закона
Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»
Текст федерального закона
Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.2013 № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»
Текст федерального закона
Выдержки из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.28 и ст. 19.29 КоАП РФ
Текст
Федеральный закон Российской Федерации от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»
Текст федерального закона
Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»
Текст федерального закона
УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы»
Текст указа
Указ Президента РФ от 06.06.2013 № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации»
Текст указа
Указ Президента РФ от 21.02.2014 № 104 «О члене Межгосударственного совета по противодействию коррупции»
Текст указа
Указ Президента РФ от 22.12.2015 № 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
Текст указа
Указ Президента РФ от 10.10.2015 № 506 «Об утверждении Положения о порядке принятия лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, отдельные должности федеральной государственной службы, почётных и специальных званий, наград и иных знаков отличия иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций»
Текст указа
Указ Президента РФ от 08.03.2015 № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции»
Текст указа
Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»
Текст указа
Указ Президента РФ от 28.07.2012 № 1060 «Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава президиума этого Совета»
Текст указа
Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции»
Текст указа
Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы»
Текст указа
Указ Президента РФ от 25.02.2011 № 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан»)
Текст указа
Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»
Текст указа
Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»
Текст указа
Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»
Текст указа
Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»
Текст указа
Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (вместе с «Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»)
Текст указа
Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации»
Текст указа
Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (вместе с «Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»)
Текст указа
Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (вместе с «Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»)
Текст указа
Указ Президента РФ от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» (вместе с «Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации»)
Текст указа
Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»
Текст указа
Указ Президента РФ от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции»
Текст указа
Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
Текст указа
Указ Президента РФ от 18.12.2008 № 1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи»
Текст указа
Указ Президента РФ от 18.12.2008 № 1800 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества»
Текст указа
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
Текст постановления
Постановление Правительства РФ от 21.08.2012 № 841 «О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349-1 Трудового кодекса Российской Федерации»
Текст постановления
Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 № 613 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению»
Текст постановления
Постановление Правительства РФ от 13.03.2013 № 207 «Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности»
Текст постановления
Постановление Правительства РФ от 13.03.2013 № 208 «Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей»
Текст постановления
Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции»
Текст постановления
Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации»
Текст постановления
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»
Текст постановления
ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОГЛАШЕНИЯ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 23.10.2017 № 729 «О внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 04.05.2016 № 263 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.09.2016 № 612 «Об утверждении Положения о порядке принятия федеральными государственными служащими органов и организаций прокуратуры Российской Федерации наград и почетных званий федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30.08.2016 № 531 » О передаче в доверительное управление прокурорскими работниками, федеральными государственными гражданскими служащими, иными работниками органов и организаций прокуратуры Российской Федерации принадлежащих им ценных бумаг (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций)»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 08.04.2016 № 209 «О порядке сообщения федеральными государственными служащими органов и организаций прокуратуры российской федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 25.03.2016 № 173 «Об утверждении положения о порядке принятия федеральными государственными служащими, иными работниками органов и организаций прокуратуры российской федерации почетных и специальных званий, наград иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений, в том числе религиозных, и других организаций»
Текст приказа
Положение об управлении по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, утвержденное Генеральным прокурором Российской федерации 08.07.2016
Текст положения
Перечень преступлений коррупционной направленности, утвержденный указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 01.02.2016 № 65/11/1
Текст
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 04.12.2015 № 669 » О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед прокуратурой Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29.10.2015 № 603 «Об утверждении перечня должностей в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные служащие и иные работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22.10.2015 № 588 » Об организации работы по проведению проверок достоверности и полноты сведений, представляемых при замещении должностей федеральной государственной службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, назначение на которые осуществляется Президентом Российской Федерации и Генеральным прокурором Российской Федерации, и при продлении срока полномочий прокурора»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 03.08.2015 № 407 «Об утверждении типового положения об отделе по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры субъекта Российской Федерации»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29.05.2015 № 268 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы в системе прокуратуры Российской Федерации, при замещении которых федеральным государственным служащим запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории российской федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14.04.2015 № 179 » О реализации прокурорами полномочий, предусмотренных федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», и об организации прокурорского надзора за исполнением данного федерального закона»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 18.09.2015 № 489 «Об утверждении порядка уведомления работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед прокуратурой Российской Федерации, о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принятия мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.05.2015 № 206 «О мерах по повышению эффективности работы, направленной на формирование и воспитание кадрового состава органов прокуратуры, и соблюдению антикоррупционного законодательства в органах прокуратуры Российской Федерации»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.12.2014 № 725 «Об утверждении Положения о порядке представления в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и перечня должностных лиц органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по решению которых осуществляются проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения требований к служебному поведению и контроль за расходами»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 11.11.2014 № 611 «О комиссиях органов и организаций прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 06.05.2009 № 142 «О порядке уведомления прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 № 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 25.03.2011 № 79 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2009 № 282 «Об организации работы по реализации рекомендаций Группы государств против коррупции»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.09.2007 № 149 «Об объявлении Соглашения о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 23.06.2011 № 180 «Об организации исполнения Указа Президента Российской Федерации «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.05.2011 № 153 «Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией о порядке обеспечения доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации»)
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 03.04.2014 № 175 «Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы организационно-распорядительных документов и проектов организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, содержащих нормы права»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 24.04.2014 № 230 «Об утверждении положения о сообщении федеральными государственными служащими и иными работниками органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации о получении подарка в связи с их служебной деятельностью, порядке сдачи и оценки подарка, реализации (выкупе) и зачисления средств, вырученных от его реализации»
Текст приказа
Соглашение о взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и правительства Москвы в области противодействия коррупции от 21.07.2016 №СД-20-16
Текст приказа
Соглашение об обмене информацией между Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации в области противодействия коррупции от 21.03.2016 № СД-1-16
Текст приказа
Соглашение о взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной службы по финансовому мониторингу от 11.12.2015 № СД-18-15/01-01-14/28415
Текст приказа
Соглашение о взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в области противодействия коррупции от 01.08.2015
Текст приказа
- Руководство
- Структура
- О Генпрокуратуре России
- Документы
- Международное сотрудничество
- Взаимодействие со СМИ
- Правовое просвещение
- Контакты
- Личная страница Генерального прокурора РФ
- Защита прав ветеранов
- Виртуальный музей
- Интернет-приемная
- Единый реестр проверок
- Противодействие коррупции
- Правовая статистика
- Карта сайта
- Научно-методические материалы
- Вакансии
- Совет ветеранов ГП РФ
- Экспертный совет по цифровой трансформации органов прокуратуры
- Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации: - +7 495 987-56-56
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
© 2003-2019 Генеральная прокуратура Российской Федерации Все права защищены
Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:
© 2003-2019
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Все права защищены