Мелкое хищение рб
Статья 10.5. Мелкое хищение
1. Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение –
влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –
влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.
Примечание. Под мелким хищением понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.
Мелкое хищение рб
текст кодекса по состоянию на октябрь 2009 года
Кодекс РБ об административных правонарушениях
Статья 9.17. Нарушение правил по охране труда
1. Нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил по охране труда нанимателем, лицом, ответственным за их соблюдение, —
влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до трехсот базовых величин.
2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, —
влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от ста до четырехсот базовых величин.
Статья 9.18. Нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений
1. Непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, —
влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.
2. Неисполнение обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража, Республиканского трудового арбитража —
влечет наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин.
3. Действия, создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке, —
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Статья 9.19. Нарушение законодательства о труде
1. Нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы —
влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо — до ста базовых величин.
2. Незаконное привлечение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к ответственности —
влечет наложение штрафа в размере от двадцати до ста базовых величин.
3. Непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, —
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до ста базовых величин.
4. Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных статьями 9.16 — 9.18 настоящего Кодекса и частями первой — третьей настоящей статьи, причинившие вред работнику, —
влекут наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.
Статья 9.20. Сокрытие страхового случая
Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний —
влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от пятидесяти до ста базовых величин.
Статья 9.21. Нарушение авторских, смежных и патентных прав
Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, а также сорта растения или топологии интегральной микросхемы —
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, на индивидуального предпринимателя — до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а на юридическое лицо — до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.
Статья 9.22. Нарушение законодательства о языках
Публичное оскорбление, порочение государственных и других национальных языков, создание препятствий и ограничений в пользовании ими, проповедь вражды на языковой почве —
влекут наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.
Статья 9.23. Нарушение порядка и условий трудоустройства граждан за границей
1. Незаключение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданином письменного договора о содействии в трудоустройстве у иностранного нанимателя за пределами Республики Беларусь, а равно заключение договора без учета предусмотренных законодательством требований к такому договору —
влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от пятидесяти до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо — от пятисот до тысячи базовых величин.
2. Введение граждан в заблуждение о характере будущей трудовой деятельности, а также нарушение установленного порядка направления их за границу для трудовой деятельности, совершенные должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по трудоустройству граждан за границей, если в этих действиях нет состава преступления, —
влекут наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, и лишением права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — от ста до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, и лишением права заниматься определенной деятельностью.
Статья 9.24. Нарушение законодательства о книге замечаний и предложений
Нарушение руководителем государственного органа, иной организации или уполномоченным лицом, ответственным за ведение книги замечаний и предложений, либо индивидуальным предпринимателем порядка ведения книги замечаний и предложений в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров (выполнения работ, оказания услуг), либо непредъявление книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина, либо нарушение установленного срока рассмотрения изложенных в указанной книге замечаний и предложений, либо неинформирование гражданина в установленный срок об отказе в удовлетворении замечания и (или) предложения —
влекут наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.
Статья 9.25. Нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров
Несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, —
влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере десяти процентов от суммы договора.
Статья 9.26. Нарушение порядка и сроков выдачи справок либо иных документов, а также сроков представления документов и (или) сведений, необходимых для выдачи справок либо иных документов
Требование руководителем государственного органа, иной организации или работником государственного органа, иной организации, ответственным за выполнение соответствующих функций, представления гражданами для выдачи им справок либо иных документов сведений и (или) документов, не предусмотренных законодательством, либо несоблюдение установленных законодательством сроков представления сведений и (или) документов, необходимых для выдачи справок либо иных документов, сроков выдачи справок либо иных документов, а равно неправомерное взимание платы за выдачу справок либо иных документов — влекут наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.
Глава 10
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
Статья 10.1. Нарушение права государственной собственности на недра
Самовольное пользование недрами либо совершение сделок, нарушающих право государственной собственности на недра, —
влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Статья 10.2. Нарушение права государственной собственности на воды
Самовольные захват водных объектов или водопользование, а также самовольная переуступка права водопользования либо совершение других сделок, нарушающих право государственной собственности на воды, —
влекут наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Статья 10.3. Нарушение права государственной собственности на леса
Самовольная переуступка права лесопользования или совершение других сделок, нарушающих право государственной собственности на леса, —
влекут наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Статья 10.4. Нарушение права государственной собственности на животный мир
Самовольные пользование или переуступка права пользования объектами животного мира либо совершение других сделок, нарушающих право государственной собственности на животный мир, —
влекут наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Статья 10.5. Мелкое хищение
1. Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение —
влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, —
влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.
Примечание. Под мелким хищением понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.
Статья 10.6. Присвоение найденного имущества
Присвоение найденного заведомо чужого имущества или клада —
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти базовых величин.
Статья 10.7. Причинение имущественного ущерба
Причинение ущерба в незначительном размере посредством извлечения имущественных выгод в результате обмана, злоупотребления доверием или путем модификации компьютерной информации при отсутствии признаков мелкого хищения —
влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Статья 10.8. Уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений
Помощь: Ответственность за мелкое хищение, совершенное работником, уполномоченным организацией на принятие денежных средств от потребителя
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА МЕЛКОЕ ХИЩЕНИЕ, СОВЕРШЕННОЕ РАБОТНИКОМ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ПРИНЯТИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОТ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Для правильной правовой оценки вышеописанной ситуации, когда работник нанимателя присваивает денежные средства, уплаченные организации клиентом (потребителем) за предоставленные ему товары (работы, услуги), необходимо выяснить следующее:
1) являются ли указанные действия хищением, и если являются, то какая ответственность предусмотрена за такие действия?
2) какова процедура удостоверения факта присвоения денежных средств и привлечения лица, их присвоившего, к ответственности?
За совершение хищения законодательством предусмотрены дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность.
Определение понятия «хищение» дано только в Уголовном кодексе РБ (далее — УК), но оно в полной мере применимо и к случаям совершения хищений, влекущих дисциплинарную и административную ответственность.
В соответствии с частью первой примечаний к главе 24 УК хищением признается «умышленное противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом или правом на имущество с корыстной целью путем кражи, грабежа, разбоя, вымогательства, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения, растраты или использования компьютерной техники». Хищение можно совершить только одним из девяти названных способов.
Хищение имеет место лишь тогда, когда лицо обращает в свою пользу чужое имущество, т.е. имущество, собственником или владельцем на законных основаниях которого на момент завладения данное лицо не являлось (см. абзац второй п.2 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 21.12.2001 № 15 «О применении судами уголовного законодательства по делам о хищениях имущества»).
Наличные деньги, полученные официантом, кассиром-операционистом или другим лицом, уполномоченным организацией на получение от клиента денежных средств (далее — уполномоченное лицо), с момента их получения становятся собственностью организации. С этого момента они уже не принадлежат клиенту.
При этом не имеет значения, оприходованы ли они уполномоченным лицом путем внесения в кассу организации и отражения этой операции, например, с помощью кассового суммирующего аппарата. До момента документального оформления данной кассовой операции деньги вверяются уполномоченному лицу и находятся в его правомерном владении. Когда работник вместо передачи этих денежных средств организации обращает их в свою пользу, он совершает хищение путем присвоения.
Мелкое хищение: способы его совершения
За хищение путем присвоения в зависимости от размера (стоимости) похищенного и иных обстоятельств, указанных в законе, применяется тот или иной вид ответственности.
Административную ответственность влечет совершение так называемого мелкого хищения. Совпадающие между собой признаки, характеризующие это понятие, приведены в примечании к ст.10.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 (далее — КоАП), введенного в действие с 1 марта 2007 г., и в части четвертой примечаний к главе 24 УК.
Если следовать предписаниям названных норм, то под мелким хищением надлежит понимать хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения имущества физического лица, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади физического лица, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.
Для наглядности представим это определение в виде таблицы.
Если для хищения имущества юридического или физического лица используется другой способ (хищение происходит путем грабежа, разбоя, вымогательства или использования компьютерной техники), оно не признается мелким независимо от размера. Равным образом не является мелким хищение имущества физического лица в любом размере, если оно совершено при наличии любого из нижеперечисленных обстоятельств:
б) путем кражи из одежды или ручной клади физического лица, находившихся при нем;
в) с проникновением в жилище.
Ответственность за совершение мелкого хищения
Мелкое хищение влечет административную ответственность по ст.10.5 КоАП в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административного ареста на срок до 15 суток.
В случаях и при наличии обстоятельств, указанных в КоАП, лицо, совершившее мелкое хищение, может быть освобождено от административной ответственности в порядке, предусмотренном главой 8 КоАП.
Уполномоченный работник, совершивший мелкое хищение повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же правонарушение, подлежит более строгой ответственности. На него может быть наложено административное взыскание в виде штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин, или он может быть подвергнут административному аресту на срок до 15 суток.
Мелкое хищение, совершенное до 1 марта 2007 г., влечет ответственность по ст.10.5 КоАП. Если лицо подвергалось административному взысканию за мелкое хищение до 1 марта 2007 г. по ст.51 КоАП от 06.12.1984, то повторное совершение им мелкого хищения в течение указанного годичного срока, как до, так и после 1 марта 2007 г., также влечет ответственность по ст.10.5 КоАП.
Фиксация факта совершения работником мелкого хищения
Процедура фиксации факта совершения работником мелкого хищения и привлечения его к административной ответственности отчасти предусмотрена в Процессуально-исполнительном кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП), отчасти следует из его норм и норм Трудового кодекса РБ (далее — ТК) и сводится к следующему.
В рассматриваемой ситуации поводом к началу административного процесса в связи с совершением работником мелкого хищения будет служить сообщение должностного лица организации, в которой совершено хищение (см. п.2 части первой ст.9.1 ПИКоАП).
Это сообщение может быть письменным или устным (например, по телефону). Оно подлежит направлению в соответствующий территориальный орган внутренних дел (милицию), должностные лица которого уполномочены на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.10.5 КоАП.
Устное сообщение должно быть впоследствии продублировано в письменном виде и подписано руководителем организации. К нему могут прилагаться документы и иные материалы, подтверждающие достоверность сообщения об административном правонарушении (см. ст.9.3 ПИКоАП).
Каким образом могут быть получены указанные материалы?
Можно рекомендовать следующий порядок действий. Так, в частности, от лица, совершившего мелкое хищение, необходимо получить письменные объяснения, которые должны быть подписаны им.
Это лицо вправе давать такие объяснения или отказаться от их дачи. При отказе от дачи объяснений или при отказе от подписи (если объяснения были предоставлены) данные обстоятельства отражаются в документе, именуемом «Объяснение», и заверяются подписью должностного лица организации, которому было поручено получить объяснения.
Изъятие у лица денежных средств, которые он присвоил, должно быть отражено в соответствующем акте (он может называться актом или протоколом). В нем следует отразить обстоятельства, при которых деньги были возвращены организации, а также указать не только сумму возвращенных денежных средств, но и количество и номинал банкнот.
По возможности следует, не дожидаясь прибытия работника милиции, установить клиента, расплатившегося с уполномоченным работником, записать его фамилию, имя и отчество, адрес местожительства, получить от него объяснения по поводу оплаты им услуги уполномоченному лицу, в т.ч. и относительно суммы переданных денежных средств (количества и номинала банкнот).
Надлежит принять меры по обеспечению сохранности документов, подтверждающих факт присвоения денежных средств (например, копии или оригинала счета, выписанного официантом клиенту, контрольной ленты кассового суммирующего аппарата, отражающей поступление денежных средств в период, когда было совершено мелкое хищение).
Эти и иные действия, направленные на получение доказательств совершения хищения, производятся должностными лицами организации в полном объеме, если вызванный работник милиции не появляется продолжительное время, либо осуществляются прибывшим работником милиции с соблюдением требований ПИКоАП.
Материалы, представленные организацией и дополнительно полученные должностными лицами органов внутренних дел, послужат основой для составления протокола об административном правонарушении. Составленный уполномоченным лицом органа внутренних дел протокол вместе с приложенными к нему материалами направляется в суд, который рассматривает дело о мелком хищении, и в случае доказанности вины лица в его совершении применяет к виновному одну из указанных выше мер административного взыскания (штраф или административный арест) либо при наличии законных оснований освобождает его от административной ответственности.
Привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности за мелкое хищение
Привлечение лица к административной ответственности за мелкое хищение не освобождает его от дисциплинарной ответственности.
За совершение хищения, в т.ч. и мелкого, п.1 части первой ст.198 ТК предусмотрено применение такой меры дисциплинарного взыскания, как увольнение. В этой ситуации хищение рассматривается как дисциплинарный проступок, совершенный работником по месту работы и выраженный в завладении имуществом нанимателя. Указанная норма корреспондирует со ст.47 ТК, согласно которой трудовой договор может быть прекращен в случае «совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя».
Основанием для применения указанной меры дисциплинарного взыскания может служить только постановление о наложении административного взыскания, которым работник признан виновным в хищении (см. п.8 ст.42 ТК). Вынесение такого постановления в силу части первой ст.3.2 ПИКоАП относится к компетенции судьи районного (городского) суда.
Согласно ст.199 ТК в случае выявления нанимателем факта совершения работником хищения наниматель обязан затребовать у работника письменное объяснение. Такое объяснение может одновременно использоваться и в деле об административном правонарушении, и в досье о дисциплинарном проступке работника.
Отказ работника от дачи объяснения не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей. Приказ (распоряжение), постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляются работнику под роспись в пятидневный срок. Еще раз подчеркнем, что такие приказ (распоряжение), постановление могут быть подписаны руководителем организации только при наличии постановления судьи о привлечении работника к административной ответственности по ст.10.5 КоАП.
Работник, не ознакомленный с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Отказ работника от ознакомления с приказом (распоряжением), постановлением оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.
Если уполномоченное лицо, присвоив деньги организации, полученные им от клиента (потребителя), не возвращает их организации, то совершенное им мелкое хищение является основанием для применения к нему материальной ответственности в соответствии с предписаниями главы 37 ТК.
Отличие хищения от причинения имущественного ущерба
Следует отметить, что имеются особенности в оценке действий работника, не уполномоченного на принятие денежных средств клиентов. Так, если работник организации, не имея полномочий на принятие от клиентов денежных средств, получает от них наличные деньги и присваивает их, то такие действия не являются хищением.
Например, работник кухни по просьбе отлучившегося официанта подменяет его, обслуживает посетителей и получает от них плату, а переданные ему деньги не сдает в кассу, а обращает в свою пользу. Такие обманные действия неуполномоченного лица являются причинением имущественного ущерба организации, в которой он работает.
Названные действия влекут уголовную ответственность по ст.216 УК лишь при условии, что в результате их совершения организация недополучит денежные средства в значительном размере (на сумму, в 40 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день их совершения). Недополученные организацией денежные средства клиента и есть тот ущерб, который причиняется организации путем обмана. При незначительном размере ущерба можно поставить вопрос лишь о дисциплинарной ответственности неуполномоченного лица в соответствии с положениями главе 14 ТК.
Алексей Лукашов, кандидат юридических наук, доцент, главный советник,
Администрация Президента Республики Беларусь
Материал подготовлен редакцией журнала «Юрист»
58. Мелкое хищение: понятие, виды.
Мелкое хищение – противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом с корыстной целью. В КоАП отсутствует определение хищения.
Виды мелкого хищения:
По характеру деяния:
Покушение на хищение
По видусобственника имущества, на которое осущ.посягательство:
Хищение имущества юр.лица
Хищение имущества физ.лица
Одним из важнейших признаков хищения имущества юр.лица является размер похищенного имущества. Он не может превышать 10-кратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния. Если размер превышает названную величину, то деяние считается преступлением и виновное лицо наказывается в соответствии с УК.
Имущество явл.предметом хищения. Имущество –совокупность вещей(ст.282-284ГК), вещь – предмет материального мира. Не может быть предметом хищения электро и тепловая энергия, т.к. у них отсутствует физический признак, присущий для вещи.
Непосредственный объект правонарушения – установленные общественные отношения, позволяющие иметь собственность.
Объективная сторона – деяние в форме действия:
Злоупотребление служебными полномочиями
Каждая названная форма явл. самостоятельным видом мелкого хищения.
Кража – тайное незаконное безвозмездное с корыстной целью завладение имуществом, нах.во владении или собственности юр.лица.
Мошенничество – завладение имуществом юр.лица путем обмана, умышленного сокрытия, или искажения истины, или злоупотребления доверием.
Мелкое хищение имущества физ.лица.
Хищение имущества физ.лица считается мелким, если размер похищенного не превышает 2-кратного размера базовой величины, установленной на день совершения деяния, за искл. хищения ордена,медали,нагрудного знака либо хищения,совершенного группой лиц.
К имуществу физ лиц относится имущество:Граждан РБ, Иностранных граждан, Лиц без гражданства. нах на терр.РБ, Лиц без гражданства, Частных унитарных предприятий
Способы осущ.деяния мелкое хищение физ лица может быть совершено путем кражи и мошенничества.
Покушение на мелкое хищение –умышленное действие физ.лица, непосредственно направленное на совершение кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица причинам (ст.2.3КоАП).
Субъект – физ.лицо, достигшее 14 лет.
Субъективная сторона – умышленная форма вины
Ответственность – штраф от 10 до 30 баз.величин или адм.арест.
Мелкое хищение приводит к крупному штрафу
Самым распространенным административным правонарушением против собственности является мелкое хищение (ст. 10.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Мелкое хищение является хоть и не самым опасным, но самым распространенным видом правонарушений против собственности. По сути, мелкое хищение и кража — это две формы одного противоправного деяния. И если за первое законом предусмотрена административная, то за второе — уже уголовная ответственность.
Мелкое хищение, как и кража, — это противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом с корыстной целью. Одним из важнейших различий мелкого хищения и кражи является размер или стоимость похищенного. Если речь идет об имуществе юридического лица, то о мелком хищении мы можем говорить в том случае, когда сумма или стоимость похищенного не превышает 10-кратного размера базовой величины, установленной на день со¬вершения деяния (за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР). Хищение имущества физического лица считается мелким, если сумма или стоимость похищенного не превышает 2-кратного размера базовой величины, установленной на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при потерпевшем, либо с проникновением в жилище. Если стоимость похищенного превышает названные выше величины, то деяние считается преступлением и виновное лицо наказывается в соответствии с Уголовным кодексом.
За мелкое хищение, совершенное в первый раз, статьей 10.5 КоАП Республики Беларусь предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин независимо от стоимости похищенного. Если правонарушение совершено повторно в течение года после наложения административного взыскания за подобное хищение, минимальный штраф составит уже 30 базовых величин, опять же, независимо от стоимости похищенного, к примеру, даже если это жевательная резинка.
Чаще всего такие правонарушения совершаются в магазинах, сельскохозяйственных организациях и предприятиях пище¬вой и перерабатывающей промышленности. Из магазинов «покупателями» похищаются вино-водочная продукция, конфеты, колбасные изделия и мелкие бытовые товары. На предприятиях перерабатывающей промышленности правонарушения совершают, как правило, работники, у которых «пользуется спросом» собственная продукция. На сельхозпредприятиях «популярна» выращенная продукция и корма.
В Дрогичинском районе наиболее привлекательными для злоумышленников, промышляющих мелкими хищениями, являются магазины районного потребительского общества. Мелкие хищения нередко совершаются с территории предприятий агропромышленного комплекса.
Наиболее действенной мерой профилактики совершения хищений является оборудование торговых объектов, мест хранения товарно-материальных ценностей и мест массового пребывания граждан средствами экстренного вызова наряда милиции и системами видеонаблюдения.
Записи, сделанные камерами, бывают очень полезны сотрудникам милиции и, как правило, позволяют изобличать правонарушителей.
В предупреждении мелких хищений заинтересованы, в первую очередь, работники магазинов и предприятий. Ведь, в конечном счете, именно им придется возмещать стоимость похищенного, если виновный не будет найден. Однако любой честный человек не имеет права равнодушно отвернуться, заметив, что совершается хищение.
Профилактика правонарушений — общая задача для всех неравнодушных людей.
Денис АРСЕНОВИЧ,
начальник Дрогичинского отделения Департамента охраны МВД
До какой суммы хищение считается мелким?
Одним из наиболее распространенных противоправных деяний против собственности является мелкое хищение.
Данный вид злодеяния существует еще с древних времен, когда желание завладеть тем, что «плохо лежит» и «чужое всегда лучше своего», и присущ в той или иной степени каждому человеку.
А сейчас, когда расслоение общества на бедных и богатых стало гораздо ярче выраженным, в значительной степени увеличились проявления клептомании.
Российское законодательство стоит на защите любого имущества от посягательств, независимо от формы собственности и его стоимости.
В связи с постоянными изменениями норм административного и уголовного права и процессами декриминализации преступлений, большинство граждан волнует вопрос об ответственности за мелкое хищение и до какой суммы в 2019 году хищение будет считаться таковым.
Состав мелкого хищения и особенности квалификации
КоАП РФ за мелкое хищение устанавливает административную ответственность (ст. 7.27).
В редакции 2019 года этот деликт представляет собой хищение, которое совершается следующими формами:
- кража;
- мошенничество;
- присвоение или растрата.
С объективной стороны данные преступные деяния не должны содержать в себе признаки аналогичных правонарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
Раскрывая понятия деликта, хищение – это противоправное изъятие чужого имущества в свою пользу или третьих лиц. При этом виновное лицо должно преследовать корыстные цели, совершая хищение.
По данному признаку разграничиваются проявления клептомании, целью которого является почувствовать сам процесс завладения чужой вещью, а не дальнейшее ее использование.
Под кражей понимается тайное завладение чужим имуществом. Мошенничество – к чужому имуществу добавляется завладение правами на него, совершенное обманным способом или путем злоупотребления доверием.
Присвоение или растрата – специальный состав, характеризующийся тем, что виновное лицо завладевает теми вещами, которые были ему переданы на хранение в силу выполнения определенных обязанностей.
Для квалификации административного деликта необходимо наличие следующих обязательных признаков, которые отграничивают злодеяния от уголовно наказуемой кражи:
- похищение должно быть первым и стоимость имущества не должна превышать суммы в одну тысячу рублей (ранее у виновного отсутствовала судимость);
- тайное похищение имущества, которое совершается злоумышленником в жилище или другом помещении, находясь в них на законных основаниях, выполняя определенную работу или оказывая услугу; и стоимость похищенного также не должна превышать указанной суммы.
Одним из критериев разграничения деликта от преступления является установленный в примечании нормы 7.27 размер вреда, причиненный владельцу похищенного имущества.
В настоящее время данная сумма ущерба не должна быть выше 1000 рублей. Если сумма ущерба превышает указанный размер, то противоправное деяние должно быть квалифицировано как кража по норме УК.
Однако в соответствии с судебной практикой, если имущественный ущерб был причинен в пределах до 2500 рублей, и если отсутствуют другие отягчающие обстоятельства похищения, которые предусмотрены статьей о краже, должна учитываться субъективная сторона совершения преступного деяния.
Если же в совершенном противоправном деянии присутствуют отягчающие обстоятельства кражи, то квалификация по КоАП исключается, независимо от размера причиненного ущерба (даже если он менее 1000 рублей).
К данным отягчающим обстоятельствам относятся:
- похищение, совершенное группой лиц;
- похищение с проникновением в жилое помещение, хранилище или другое помещение;
- похищение из предметов одежды или сумки, которые находились при потерпевшем;
- если кража была совершена организованной группой.
Аналогичное правило квалификации действует и в отношении растраты или присвоения, а также мошенничества.
Если в действиях виновного присутствуют отягчающие признаки, то мелкое хищение будет исключаться во всех случаях, независимо от размера имущественного ущерба.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ стоимость объекта посягательства определяется стоимостью приобретения владельцем на момент совершения злодеяния.
В учет принимаются розничные, рыночные или комиссионные цены. Если цену установить невозможно, то назначается экспертиза.
Мелкое хищение также следует разграничивать от других видов преступлений против собственности, совершаемых открытым способом (грабеж, разбой).
Таким образом, разграничение разновидностей преступлений против собственности происходит по объективной стороне и по размеру имущественного ущерба.
Субъективная сторона мелкого хищения – прямой умысел, субъект – граждане, достигшие 16-летнего возраста.
Ответственность за мелкое хищение
Ст. 7.27 предусматривает следующие альтернативные формы наказания за мелкое хищение:
- наложение штрафных санкций, размер которых определен: от 1000 рублей до пятикратного размера суммы похищенного;
- арест до 15 суток.
В ранее действовавшем КоАП размер штрафа был трехкратным, ответственность ужесточилась, так что воровать стало теперь накладно.
Ответственность и наказание за мелкое хищение в магазине наступает лишь тогда, когда виновное лицо покинуло пределы торгового объекта, и у него появилась возможность по распоряжению похищенной вещью.
Если же злоумышленник был задержан на кассе, то его действия квалифицируются как покушение на мелкое хищение.
В случаях мелкого хищения в магазинах не всегда администрация прибегает к помощи представителей правоохранительных органов. Часто злоумышленников отпускают без применения санкций за похищенные шоколадки и жевательные резинки.
Срок давности по данному деликту составляет 2 месяца, т.е. постановление по данному правонарушению не может быть вынесено по истечению указанного срока. По делам, рассматриваемым судьей, этот срок составляет 3 месяца.
Если производство по мелкому хищению осуществляется способом административного расследования, то дела переходят на рассмотрение судей районных судебных органов.
Если же административного расследования не требуется, то дела подлежат рассмотрению мировыми судьями.
Данный вид преступлений характеризуется высокими показателями латентности из-за того, что завладение чужим имуществом происходит практически незаметно и можно совершать его неоднократно.
К тому же за данное злодеяние предусмотрена административная ответственность, которая предполагает менее строгое наказание виновного лица.
Изменения в законодательстве: Государственная дума намерена отменить применение уголовной ответственности за мелкое хищение до 5 тысяч рублей
Сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний делались неоднократные заявления о том, что в местах ограничения свободы находится большое количество людей, которые отбывают административное наказание «за гроши».
От них же и поступило предложение внести изменения в КоАП и УК РФ. И только недавно их услышали.
Сейчас многих интересует, с какой суммы хищения наступает уголовная ответственность. В настоящее время разработан и внесен в Госдуму законопроект об изменении мер ответственности за незначительные корыстные деликты.
Данным законопроектом предлагается увеличение стоимости причиненного мелким хищением имущественного ущерба, т.е. привлекать к административной ответственности лиц за похищение имущества не от 1000 рублей, а только за 5000 рублей.
Помимо декриминализации деяния законопроект содержит предложение об установлении дополнительного наказания – обязательные работы до 50 часов в совокупности.
Инициативная группа полагает, что данный вид наказания больше соответствует уровню общественной опасности мелкого хищения, а также результативности принудительного воздействия и профилактики совершения правонарушений.
Кроме этого, в УК может появиться новая норма, предусматривающая ответственность за мелкое похищение, совершенное повторно.
Под понятие «неоднократность» будут подпадать мелкие хищения, которые были совершены лицом в течение 1 года, и стоимость имущества превышает 1000 рублей, ранее привлекаемые к административной ответственности за данный деликт.
За данное злодеяние предусматривается ввести в качестве мер наказаний:
- штрафные санкции, размер которых будет доходить до 80 тысяч рублей или размера заработка или другого дохода до 6 месяцев;
- выполнение обязательных работ до 360 часов;
- исправительные работы до 1 года;
- ограничение свободы до 2 лет;
- выполнение принудительных работ до 2 лет;
- административный арест до 4 месяцев;
- лишение свободы до 2 лет.
Данным законопроектом не затрагиваются квалифицированные составы похищения чужого имущества, такие как совершенные группой лиц, карманные или квартирные. За данные противоправные деяния по-прежнему будут привлекать к уголовной ответственности.
Документ предусматривает увеличение нижнего предела значительного размера имущественного ущерба, причиненного собственнику – с 2500 до 10000 рублей.
Данный критерий применяется как отягчающий ответственность многих преступных деяний против собственности.
Пояснительная записка к законопроекту содержит объяснение введению новых правил: принятие адекватных мер ответственности за совершение деликтов из корыстных целей, имеющих незначительный характер, должно соответствовать уровню общественной опасности и нарушаемых интересов граждан.