Пилотный проект приказ
Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении технического задания пилотного проекта по отработке подходов при апробации критериев, используемых при определении степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (подготовлен Минтрудом России 26.09.2017)
Досье на проект
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст. 6987; 2016, N 18, ст. 2625; N 24, ст. 3525; 2017, N 5, ст. 813; N 15, ст. 2206, N 31, ст. 4920) приказываю:
утвердить техническое задание пилотного проекта по отработке подходов при апробации критериев, используемых при определении степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно приложению.
Приложение
к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «___» _____________2017 г. №___
Техническое задание пилотного проекта по отработке подходов при апробации критериев, используемых при определении степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
1. Техническое задание пилотного проекта по отработке подходов при апробации критериев, используемых при определении степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее соответственно — Пилотный проект, Техническое задание), определяет цели, задачи, основные мероприятия, целевые показатели оценки реализации Пилотного проекта, а также содержание отчетов, представляемых по итогам каждого этапа реализации Пилотного проекта.
2. Период реализации Пилотного проекта: 2018 год.
3. Пилотный проект проводится в федеральных казенных учреждениях медико-социальной экспертизы Свердловской области и Ставропольского края (далее — главные бюро).
4. Реализацию Пилотного проекта осуществляют главные бюро совместно с Федеральным бюро медико-социальной экспертизы и Санкт-Петербургским институтом усовершенствования врачей экспертов (далее — Учреждения).
5. Цель Пилотного проекта: апробация критериев, используемых при определении степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — новые критерии).
6. Задачи Пилотного проекта:
а) отработка подходов при применении новых критериев, выявление рисков при их внедрении и подготовка предложений по их устранению и минимизации негативных последствий;
б) апробация технологии и процедуры проведения медико-социальной экспертизы граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — пострадавшие);
в) подготовка предложений по доработке новых критериев.
7. Ресурсное обеспечение апробации новых критериев формируется на срок реализации Пилотного проекта за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование расходов по реализации Пилотного проекта в соответствии с основным мероприятием 3.3. «Организация и проведение пилотных проектов в субъектах Российской Федерации» подпрограммы 3 «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы» приложения № 3 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297.
8. Пилотный проект проводится в три этапа.
9. В ходе первого этапа Пилотного проекта (с 1 января 2018 г. по 28 февраля 2018 г.) главные бюро осуществляют следующие мероприятия:
а) утверждают распорядительные документы по организации работы соответствующего главного бюро по проведению Пилотного проекта;
б) организуют изучение работниками подходов при применении новых критериев;
в) определяют репрезентативную выборку из числа пострадавших, проходящих освидетельствование в главных бюро, в целях определения степени утраты профессиональной трудоспособности для участия в добровольной апробации новых критериев;
г) проводят учебно-методические и тренинговые мероприятия по освоению специалистами главных бюро подходов при применении новых критериев;
д) отрабатывают взаимодействие с медицинскими организациями по направлению пострадавших на медико-социальную экспертизу с учетом проведения Пилотного проекта;
е) оформляют информационные стенды для ознакомления граждан с целями проведения Пилотного проекта;
ж) проводят разъяснительную работу среди граждан о целях и задачах апробации новых критериев;
з) организуют привлечение представителей общественных и пациентских организаций для участия в обсуждении подходов при применении новых критериев.
10. На втором этапе Пилотного проекта (с 1 марта 2018 г. по 30 сентября 2018 г.) главные бюро при апробации новых критериев осуществляют следующие мероприятия:
а) организуют апробацию новых критериев;
б) продолжают учебно-методические мероприятия по освоению специалистами главных бюро новых критериев;
в) отрабатывают методику применения специального диагностического оборудования при апробации новых критериев;
г) проводят разъяснительную работу среди граждан, добровольно участвующих в апробации новых критериев;
д) формируют таблицу на каждого гражданина, участвующего в добровольной апробации новых критериев, с включением в нее подробной информации, исходя из оценки потери способности пострадавшим осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (далее — таблица сравнительного анализа результатов апробации новых критериев);
е) анализируют результаты апробации новых критериев, выявляют риски при их внедрении в работу Учреждений, готовят предложения по доработке новых критериев с учетом выявленных рисков;
ж) формируют банк данных граждан, участвующих в добровольной апробации новых критериев;
з) формируют еженедельные отчеты о ходе апробации новых критериев;
и) совместно с Федеральным бюро медико-социальной экспертизы и Санкт-Петербургским институтом усовершенствования врачей-экспертов ежемесячно анализируют результаты апробации новых критериев;
к) по итогам проведенного совместно с Федеральным бюро медико-социальной экспертизы и Санкт-Петербургским институтом усовершенствования врачей-экспертов анализа апробации новых критериев готовят предложения по внесению изменений в формы документов, использующихся в ходе и по результатам проведения медико-социальной экспертизы с целью установления степени утраты профессиональной трудоспособности;
л) заполняют нарастающим итогом таблицу сравнительного анализа результатов апробации новых критериев.
11. На третьем этапе Пилотного проекта (с 1 октября 2018 г. по 15 ноября 2018 г.):
а) главные бюро в срок до 15 октября 2018 г. представляют в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы:
отчеты, подготовленные по итогам совместного с Федеральным бюро медико-социальной экспертизы и Санкт-Петербургским институтом усовершенствования врачей-экспертов анализа результатов апробации новых критериев (в двух экземплярах, в том числе один экземпляр в твердом переплете, электронные версии отчетов на магнитных носителях), включающие:
– изменении показателей определения степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим при апробации новых критериев;
– динамике затрат времени при проведении добровольного освидетельствования с применением новых критериев;
– доработке новых критериев с учетом выявленных в ходе Пилотного проекта рисков;
– методике установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний пострадавшим;
– рекомендуемым мероприятиям по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации пострадавших;
– внесению изменений в формы документов, использующихся в ходе и по результатам проведении медико-социальной экспертизы в целях определения степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавших;
– совершенствованию порядка освидетельствования пострадавших в Учреждениях;
– осуществлению межведомственного взаимодействия Учреждений и Фонда социального страхования Российской Федерации, работодателя (страхователя);
– совершенствованию системы статистического наблюдения за деятельностью Учреждений при осуществлении медико-социальной экспертизы пострадавших.
б) Федеральное бюро медико-социальной экспертизы в срок до 15 ноября 2018 г. представляет в Минтруд России итоговый обобщенный отчет о результатах Пилотного проекта (в двух экземплярах, в том числе один экземпляр в твердом переплете, электронную версию итогового отчета на магнитном носителе), включающий обобщенный анализ проделанной работы по достижению целей и выполнению задач Пилотного проекта и выявленных рисках, показателях установления пострадавшим степени утраты профессиональной трудоспособности, а также обобщенные предложения в соответствии с предложениями, указанными в подпункте «а» пункта 11 Технического задания и доработанный по результатам Пилотного проекта проект новых критериев.
12. Для оценки реализации Пилотного проекта используются целевые показатели — доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые), с учетом применения новых критериев; доля пострадавших, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности пострадавших, имеющих такие рекомендации в программе реабилитации пострадавшего, с учетом применения новых критериев.
Обзор документа
Подготовлено техническое задание пилотного проекта, нацеленного на апробацию критериев, используемых при определении степени утраты профессиональной трудоспособности гражданами, пострадавшими в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
В числе задач — отработать подходы при применении новых критериев; апробировать технологии и процедуры медико-социальной экспертизы указанных граждан.
Проект будет проводиться в федеральных казенных учреждениях медико-социальной экспертизы Свердловской области и Ставропольского края. Данные учреждения будут выполнять проект совместно с Федеральным бюро медико-социальной экспертизы и Санкт-Петербургским институтом усовершенствования врачей экспертов.
Проект планируется реализовать в 2018 г. Предусматриваются 3 этапа. Перечисляются запланированные мероприятия на каждом из этапов.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Пилотный проект по снижению бедности стартует в России
МОСКВА, 1 декабря. /ТАСС/. Пилотный проект по снижению уровня бедности в России в два раза к 2024 году стартует в субботу и будет проходить в четыре этапа. Об этом говорится в приложении к приказу Минтруда, который имеется в распоряжении ТАСС.
30 ноября глава Минтруда РФ Максим Топилин сообщил, что в 2019 году в ряде регионов пройдет эксперимент по снижению уровня бедности в РФ. Пилотные проекты будут проведены в следующих субъектах Российской Федерации: Кабардино- Балкарская Республика, Республика Татарстан, Приморский край, Ивановская область, Липецкая область, Нижегородская область, Новгородская область, Томская область. Согласно исследованию Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ, около 30% россиян живут в условиях жесткой экономии и могут позволить себе только необходимые продукты. По словам главы Минтруда, за чертой бедности в РФ живут 20 млн человек.
«Период реализации пилотных проектов — с 1 декабря 2018 года по 30 ноября 2019 года. Пилотные проекты проводятся в четыре этапа», — говорится в приложении к приказу.
На первом этапе, который стартует с 1 декабря 2018 года и продлится по 20 марта 2019 года, будет проведена оценка реального уровня и структуры бедности на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований, выявлены основные факторы и причины бедности граждан и семей (так, будет проанализирован их уровень доходов, состояние здоровья, уровень образования, занятость, безработица, участие в программах социальной поддержки), определена доля малоимущих граждан, получающих и не получающих различные меры соцподдержки, изучены возможности перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан.
Второй этап будет проходить с 21 марта по 20 июня 2019 года. В рамках него будет проведен анализ влияния уровня экономического развития регионов, а также мероприятий в рамках нацпроектов, направленных на повышение доходов населения, подготовлены предложения по сокращению бедности за счет реализации мер в сфере занятости, здравоохранения и образования, а также по созданию системы мониторинга самозанятого населения. Также планируется создать региональные реестры граждан с доходами ниже прожиточного минимума и систему мониторинга уровня жизни населения.
Третий этап пройдет с 21 июня по 20 сентября 2019 года, в этот период будут подготовлены предложения, направленные на сокращение бедности за счет развития системы социальной помощи и ее предоставления исходя из принципов адресности, по модернизации системы пособий на детей, а также развитию мер поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных. В ходе последнего, четвертого этапа, с 21 сентября по 30 ноября 2019 года будут подготовлены проекты региональных планов мероприятий, направленных на увеличение доходов граждан и снижение бедности, включая оценку финансового обеспечения и ожидаемого эффекта от внедрения планируемых мероприятий.
Опубликован приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.11.2017 N 579 «Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения» и приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.11.2017 № 578 «Об утверждении форм документов, применяемых для выплаты в 2012-2019 годах страхового обеспечения и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных выплат и расходов территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации»
О реализации на территории Российской Федерации пилотного проекта по выплатам пособий органами Фонда социального страхования Российской Федерации (пилотный проект «Прямые выплаты»)
С 2011 года на территории Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) реализует пилотный проект, направленный на осуществление страховых выплат по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда (пилотный проект «Прямые выплаты»).
Целью пилотного проекта «Прямые выплаты» является улучшение положения застрахованных граждан и страхователей при осуществлении мероприятий, связанных с назначением и получением пособий в рамках обязательного социального страхования.
Пособия в рамках механизма прямых выплат рассчитываются и выплачиваются застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда в жестко установленные законодательством сроки.
Особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты
в 2012 — 2019 годах территориальными органами Фонда застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников определены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 (далее — Постановление № 294).
В настоящее время в пилотном проекте участвует 39 субъектов Российской Федерации. С 1 января 2019 года в пилотном проекте будет участвовать 50 субъектов Российской Федерации.
С 1 июля 2011 года в пилотном проекте участвуют Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область, 1 июля 2012 в пилотный проект вошли Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край, с 1 января 2015 – Республика Крым, г. Севастополь, 1 июля 2015 – Республика Татарстан, Белгородская, Ростовская и Самарская области.
С 1 июля 2016 года к составу участников плотного проекта присоединились еще 6 субъектов Российской Федерации – Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области.
С 1 июля 2017 года в пилотном проекте по выплате пособий в рамках обязательного социального страхования непосредственно территориальным органом Фонда участвуют: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Алтайский край, Приморский край, Амурская область, Вологодская область, Омская область, Орловская область, Магаданская область, Томская область, Еврейская автономная область.
С 1 июля 2018 года механизм прямых выплат реализован еще в 6 субъектах Российской Федерации: Кабардино-Балкарской республике, Республика Карелия, Северная Осетия – Алания, Тыва, Костромской и Курской областях.
С 1 января 2019 года в пилотном проекте приняли участие еще 11 субъектов Российской Федерации — Республика Ингушетия, Республика Марий Эл, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Камчатский край, Владимирская, Псковская и Смоленская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа.
С 1 июля 2019 года в пилотный проект войдут: Забайкальский край, Архангельская, Воронежская, Ивановская, Мурманская, Пензенская, Рязанская, Сахалинская и Тульская области.
С 1 января 2020 года механизм прямых выплат будет реализован еще в 9 субъектах Российской Федерации: Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Кировская, Кемеровская, Оренбургская, Саратовская и Тверская области, Ямало-Ненецкий автономный округ.
С 1 июля 2020 года в пилотном проекте примут участие: Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Иркутская, Ленинградская, Тюменская и Ярославская области.
Форма заявления утверждается приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.11.2017 № 578 (зарег. в Минюсте России от 15 декабря 2017 г. № 49265) «Об утверждении форм документов, применяемых для выплаты в 20112-2019 годах страхового обеспечения и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных выплат и расходов территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации».
После получения от застрахованного лица (его уполномоченным представителем) заявления и необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия страхователь не позднее 5 календарных дней со дня их представления направляет в территориальный орган Фонда сведения для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (в виде электронного реестра).
Форма электронного реестра сведений утверждена приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.11.2017 № 579 (зарег. в Минюсте России от 17 января 2018 г. № 49665) «Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения».
Страхователю, представившему в территориальный орган Фонда документы или сведения не в полном объеме, территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет извещение о представлении недостающих сведений по форме, утверждаемой Фондом.
Недостающие документы или сведения представляются страхователем в территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня получения извещения.
Выплата пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в порядке и сроки, которые указаны выше. Последующая выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие.
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в вышеназванные сроки в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее — реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом.
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации с указанной численностью физических лиц вправе представлять в территориальный орган Фонда сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в порядке, установленном Постановлением — т.е. в электронной форме. Таким образом, страхователи с численностью 25 человек и меньше вправе предоставлять в территориальный орган Фонда сведения на бумажных носителях.
В случае прекращения страхователем деятельности, в том числе при невозможности установления его фактического местонахождения, на день обращения застрахованного лица в целях получения пособия застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) вправе самостоятельно представить в территориальный орган Фонда по месту регистрации его работодателя в качестве страхователя заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Пилотный проект по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов
Приказ Минтруда России № 398н от 29 июля 2016 г. «Об утверждении Порядка и условий проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в реализации пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также регламента работы и состава конкурсной комиссии»
Приказ Минтруда России № 436н от 18 августа 2016 г. «Об утверждении технического задания пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов»
Приказ Минтруда России № 491 от 5 сентября 2016 г. «О рабочей группе по контролю за реализацией пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов»
Протокол рассмотрения на соответствие требованиям, установленным приказом Минтруда России от 29.07.2016 г. № 398н «Об утверждении порядка и условий проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в реализации пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также регламента работы и состава конкурсной комиссии», конкурсной документации, представленной субъектами Российской Федерации, для участия в реализации пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов
Протокол оценки конкурсной документации, представленной субъектами Российской Федерации, для участия в реализации пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, предусмотренной приложением № 2 к Порядку и условиям проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в реализации пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, утвержденными приказом Минтруда России от 29 июля 2016 г. № 398н «Об утверждении порядка и условий проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в реализации пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также регламента работы и состава конкурсной комиссии»
Пилотный проект ФСС в 2018 году
Как известно, в случае болезни работника больничное пособие выплачивается ему частично за счет средств работодателя (за первые три дня болезни), а частично – за счет средств ФСС (пп. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ ). А некоторые пособия выплачиваются полностью за счет средств Фонда (например, пособие по временной нетрудоспособности, выплачиваемое в связи с уходом за заболевшим членом семьи). Причем, по общему правилу, всю сумму пособия работник получает от работодателя. Но в регионах, участвующих в пилотном проекте ФСС, все иначе.
ФСС: пилотный проект (прямые выплаты)
В регионах – участниках пилотного проекта свою часть пособия в случае болезни работника работодатель выплачивает сам, а остальную часть — непосредственно ФСС. Если же речь идет о пособиях, которые полностью оплачиваются за счет средств Соцстраха, то его в полном объеме работник получает от Фонда.
Чтобы получить пособие из ФСС, работник должен представить работодателю заполненное заявление (Приложение № 1 к Приказу ФСС от 24.11.2017 N 578) с приложением определенного комплекта документов (п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 (далее — Положение)). Состав пакета документов, прилагаемых к заявлению, зависит от того, какое конкретно пособие должно быть выплачено работнику. Перечни необходимых документов можно найти в Федеральных законах от 29.12.2006 N 255-ФЗ и от 19.05.1995 N 81-ФЗ .
Работодатель не позднее 5 календарных дней со дня получения заявления и документов от работника должен передать их в свое отделение ФСС вместе с описью (п. 3 Положения, Приложение № 2 к Приказу ФСС от 24.11.2017 N 578). Важно иметь в виду, что работодатели, у которых среднесписочная численность физлиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, вместо комплекта документов (заявление, документы, опись) представляют электронный реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты конкретного пособия (п. 4 Положения). Отметим, что реестры предусмотрены для пяти видов пособий (Приказ ФСС от 15.06.2012 N 223):
- по временной нетрудоспособности;
- по беременности и родам;
- женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
- при рождении ребенка;
- по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
Кстати, работодатели, у которых среднесписочная численность физлиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, вправе вместо документов подать в ФСС электронный реестр.
По общему правилу у отделения ФСС есть 10 календарных дней на принятие решение и выплату пособия после получения от работодателя документов/реестра (п. 8, 9 Положения). Деньги перечисляются Фондом на банковский счет работника, указанный в заявлении/реестре, или же работник сможет получить свое пособие почтовым переводом.
Подробнее о порядке назначения и выплаты пособий в регионах – участниках пилотного проекта, вы можете прочитать в вышеназванном Положении.
Пилотный проект ФСС: какие регионы участвуют
До 01.01.2017 участниками проекта по прямым выплатам являлись 33 региона (п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294):
- Карачаево-Черкесская Республика;
- Нижегородская область;
- Астраханская область;
- Курганская область;
- Новгородская область;
- Новосибирская область;
- Тамбовская область;
- Хабаровский край;
- Республика Крым;
- г. Севастополь;
- Республика Татарстан;
- Белгородская область;
- Ростовская область;
- Самарская область;
- Республика Мордовия;
- Брянская область;
- Калининградская область;
- Калужская область;
- Липецкая область;
- Ульяновская область;
- Республика Адыгея;
- Республика Алтай;
- Республика Бурятия;
- Республика Калмыкия;
- Алтайский край;
- Приморский край;
- Амурская область;
- Вологодская область;
- Магаданская область;
- Омская область;
- Орловская область;
- Томская область;
- Еврейская автономная область.
С 1 июля к пилотному проекту присоединились еще 6 регионов (Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 № 619):
- Кабардино-Балкарская Республика;
- Республика Карелия;
- Республика Северная Осетия-Алания;
- Республика Тыва;
- Костромская область;
- Курская область.
И это несмотря на то, что состав участников проекта больше расширять не планировали.
Пилотный проект ФСС в 2018 году: изменения
Помимо увеличения числа участников проекта, было принято решение о том, что действовать он будет до 2020 года включительно (ранее планировалось завершить проект 31.12.2019).
Приказ Минтруда России № 748 от 29 ноября 2018 г.
В целях выработки эффективных мер, направленных на рост реальных доходов населения и снижение доли граждан с доходами ниже прожиточного минимума, приказываю:
Утвердить Порядок реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза, согласно приложению.