Что смотрит органы опеки и попечительства
Проверка от опеки
ЕСТЬ ВОТ ТАКИЕ УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРАВИЛА. ПОЧИТАЙТЕ, И НЕ РАССТРАИВАЙТЕСЬ СИЛЬНО ТАК.
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2009 г. N 423
ПРАВИЛА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ПРОВЕРКИ
УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОПЕЧНЫХ, СОБЛЮДЕНИЯ
ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОПЕЧНЫХ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ
ИХ ИМУЩЕСТВА, А ТАКЖЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕКУНАМИ
ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ ТРЕБОВАНИЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
СВОИХ ПРАВ И ИСПОЛНЕНИЮ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных (далее — подопечные), соблюдения опекунами или попечителями (далее — опекуны) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.
2. В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее — проверки).
3. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.
4. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:
а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.
5. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.
6. При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.
Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки.
7. В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.
8. По результатам проверки составляется акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее — акт проверки условий жизни подопечного).
9. В акте проверки условий жизни подопечного указываются:
а) оценка соблюдения прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества;
б) оценка соответствия содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
10. При выявлении фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения опекуном обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нарушения им прав и законных интересов подопечного в акте проверки условий жизни подопечного дополнительно указываются:
а) перечень выявленных нарушений и сроки их устранения;
б) рекомендации опекуну о принятии мер по улучшению условий жизни подопечного и исполнению опекуном возложенных на него обязанностей;
в) предложения о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости).
11. Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в течение 10 дней со дня ее проведения, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется опекуну в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.
Акт проверки условий жизни подопечного может быть оспорен опекуном в судебном порядке.
12. Акт проверки условий жизни подопечного является документом строгой отчетности и хранится в личном деле подопе
чного.
13. В случае если действия опекуна осуществляются с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) наносят вред здоровью, физическому, психологическому и нравственному развитию подопечного, а также если выявленные в результате проверки нарушения невозможно устранить без прекращения опеки или попечительства, орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня проведения проверки:
а) принимает акт об освобождении опекуна от исполнения возложенных на него обязанностей либо об отстранении его от их исполнения, который направляется опекуну;
б) осуществляет меры по временному устройству подопечного (при необходимости);
в) принимает решение об устройстве подопечного в другую семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
14. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью подопечного орган опеки и попечительства вправе немедленно забрать его у опекуна в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации. 10.11.2010 12:00:08, Angella
Что делать, если к вам пришли органы опеки: инструкция от юриста
Визит опеки редко бывает неожиданным — если только речь не идет о крайне неблагополучных семьях (алкоголики, наркоманы и так далее).
Повод для визита опеки
Поводом может стать любое сообщение о факте, угрожающем ребенку — устное или письменное, от гражданина или от организации. На сигнал надо отреагировать в течение трех дней со дня его поступления. Проверяются не только приемные семьи и им подобные. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних (утв. приказом Минобразования от 14.09.09 №334) применяется и тогда, когда родители есть, но они:
- болеют;
- отсутствуют долгое время;
- уклоняются от воспитания детей, никак не защищают их права;
- создают угрозу жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию детей. Неважно — действием или бездействием, как-то иначе пренебрегают родительскими обязанностями.
- беседы с ребенком, с родителями, другими членами семьи;
- опрос лиц (в том числе соседей, педагогов и так далее), которые имеют данные о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту;
- наблюдение;
- изучение документов;
- изучение учебных и творческих работ ребенка и так далее.
МИА «Россия Сегодня»
Как вести себя родителям
Не стоит вставать в позу и прятаться от проверяющих. Поставьте себя на место чиновника: что он должен подумать, стоя за закрытой дверью, из-за которой доносятся требования вызвать прокурора, предъявить ордер на обыск и тому подобное? Куда разумнее спокойно выяснить, чем вы обязаны такому вниманию, от кого поступило сообщение, что именно интересует проверяющих. Разумеется, необходимо запомнить (записать) должности и фамилии гостей.
Присутствие третьего лица всегда дисциплинирует, да и свидетели будут нелишними. В процессе осмотра надо занимать активную позицию, держаться спокойно и доброжелательно.
Куда лучше, если вы сами откроете все необходимые двери и шкафчики, все покажете, расскажете и дадите пояснения.
Скажем, в период межсезонья может возникнуть вопрос о зимних вещах детей, которые многие держат не на виду, а, например, на балконе. Значит, надо внятно пояснить, что зимние вещи есть, и указать, где — и обязательно проследить, чтобы указание было внесено в «Акт об осмотре жилого помещения».
МИА «Россия Сегодня»
На что проверяющие обращают внимание
При проверке жилого помещения смотрят на:
- общее состояние жилья. Если вкратце, то должно быть чисто;
- наличие места, где ребенок спит;
- имеется ли уголок для занятий, письменный стол и тому подобное;
- наличие продуктов питания, соответствующих возрасту ребенка, в достаточном количестве;
- наличие одежды (в том числе сезонной) и игрушек;
- состояние мест общего пользования — там должно быть не только чисто, но и безопасно (как минимум бытовая химия не должна находиться в зоне досягаемости);
- при наличии животных — их количество, состояние, чистота клеток (туалетов, аквариумов и так далее).
Результаты «ревизии» отражаются в Акте (приложение №3 к Порядку), стандартная форма которого предусматривает указание разнообразных сведений, в частности:
- о состоянии здоровья, в том числе наличии или отсутствии признаков физического и (или) психического насилия;
- о внешнем виде;
- о навыках общения, самообслуживания, адекватности поведения и так далее;
- об обеспечении безопасности (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и тому подобному);
- о составе семьи, о том, кто конкретно ухаживает за ребенком;
- о жилищно-бытовых условиях;
- о доходах семьи и их достаточности;
- об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью ребенка и так далее — всего 9 пунктов и масса подпунктов.
В Акте работники опеки записывают выводы о наличии (отсутствии) условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию, обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, а также рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.
Однако Акт должен быть доведен до сведения проверяемых — копия акта, заверенная руководителем органа опеки и попечительства (иной организации, проводившей обследование), направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение трех дней со дня утверждения. Акт обследования может быть оспорен только в судебном порядке.
В заключение позволим себе напомнить: визит опеки редко бывает неожиданным. Как правило, ему предшествует конфликт — с бывшим (бывшей), с учителями, с участковым педиатром, с другими родителями. И если с бывшими супругами порой сладить непросто, то с остальными — с педагогами и врачами — компромисс возможен. Например, лишний раз сходить на родительское собрание и вежливо пообщаться с классной руководительницей, спокойно объяснить медсестре, что имеете полное право не делать ребенку прививки, и так далее.
Когда органы опеки могут отобрать детей
Хорошо, скажете вы, а если опеку что-то не устроит, у меня отберут ребенка? Это, мягко говоря, маловероятно: полномочия опеки и попечительства в отношении родных детей крайне ограничены. Вашу кровиночку могут отобрать только при непосредственной угрозе детской жизни и (или) здоровью. Для этого должны быть веские основания — не отсутствие в хлебнице дополнительного батона или неубранные тапки, а явное самоустранение от воспитания и заботы.
Примеры из судебной практики:
- ребенок проживает в тундре у бабушки, а мама невесть где;
- ребенка приводит и забирает из школы сестра, ребенок постоянно голодный, уроки не делает, имеются следы побоев, поясняет, что бил папа;
- в результате осмотра обнаружены признаки банальной пьянки: еды нет, зато куча пустой посуды, а ребенок одевается, чтобы идти ночевать к тете (бабушке, дедушке и так далее).
Более того, отбирание ребенка производится на основании акта органа исполнительной власти, а никак не органом опеки и попечительства и (или) участковым. Все остальное — грубое нарушение закона, которое надо обжаловать в прокуратуре, вышестоящих органах и в суде. Возьмем тот же Акт обследования жилого помещения — по своему статусу это не более чем одно из доказательств, которые могут быть приняты судом. И вы имеете полное право представлять противоположные доказательства, которые опровергают выводы, содержащиеся в нем — справки о зарплате, заключения психолога, свидетельские показания и так далее. Тем более что Акт составляется по результатам визуального обследования помещения, а вам никто не мешает подготовить необходимые документы, которые вызывают больше доверия, чем субъективные наблюдения людей, которым свойственно ошибаться.
Если непосредственной угрозы ребенку нет, то органы опеки могут разве что провести беседу и, если все бесполезно, обратиться в суд, поставив вопрос об ограничении родительских прав (в пиковом случае — лишении, но это уже «высшая мера», требующая отдельного разговора).
Закон отдает приоритет именно семейному воспитанию, признавая и охраняя право ребенка жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ). Это означает, что родители, даже попав в трудную ситуацию, вправе рассчитывать на всестороннюю поддержку со стороны государства в лице его органов. Именно для этого создаются центры социальной помощи семьям и аналогичные образования. Любое ограничение прав родителей возможно только по веским основаниям и по решению суда (в пиковой ситуации статьи 77 СК РФ — органа исполнительной власти).
Роль органов опеки и попечительства при определении судом места жительства ребенка
Рубрика: 13. Семейное право
Статья просмотрена: 15141 раз
Библиографическое описание:
Пашкова В. А. Роль органов опеки и попечительства при определении судом места жительства ребенка [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 158-161. URL https://moluch.ru/conf/law/archive/37/67/ (дата обращения: 02.03.2019).
Разрешение дел данной категории является сложной задачей для суда, так как оценка фактов и доказательств, собранных по делу сторонами, должна быть не столько объективной, сколько соответствовать интересам ребенка. Однако, при разрешении данной категории споров все же присутствует много, так называемого, судебного усмотрения, когда судья при принятии решения опирается на свой субъективный жизненный опыт и свои взгляды, что вызвано отсутствием в российском законодательстве регулирования ряда правовых вопросов, имеющих значение для разрешения споров родителей, которые, зачастую, пренебрегая интересами ребенка, используют его как весомый аргумент в решении проблем, мало имеющих отношение к детским. В этой связи баланс интересов родителей и детей призван обеспечить орган опеки и попечительства, роли которого при определении судом места жительства ребенка и посвящена данная статья.
Проблема определения интересов ребенка
В Семейном кодексе РФ неоднократно применяются такие словосочетания, как: «защита интересов», «если этого требуют интересы», «обеспечение интересов», «исходя из интересов» и так далее.
В то же время природа и содержание понятия «интереса» ребенка остаются нераскрытыми, являясь оценочной категорией. Вследствие отсутствия в законодательстве четкого определения интересов несовершеннолетних, критериев установления соответствия интересов родителей интересам детей, практика разрешения судами споров, затрагивающих интересы детей, не является единообразной, в то время, когда сам интерес ребенка характеризуется в первую очередь тем, что в большинстве случаев он не осознается самим ребенком в силу возраста и отсутствия у него необходимого жизненного опыта. Понять и учесть интересы детей, обеспечить свое поведение с учетом их характера и содержания – является наисложнейшей задачей, так как каждый ребенок, родитель, отдельно взятая семья, представители органов опеки и попечительства, судья представляют их по-разному. В этой связи, проблемным является вопрос участия родителей ребенка в качестве его законных представителей в спорах, затрагивающих не столько его права и интересы, сколько права и интересы их самих. Так как рассмотрение судом подобной категории дел ведется в первую очередь, исходя из интересов ребенка, то именно они являются объектом защиты, а не он сам.
В сущности, в этом и заключается одна из трудностей, с которой сталкивается суд при разрешении споров о месте жительства ребенка в случае раздельного проживания его родителей: законные представители ребенка, наравне с этой ролью, выступают также противоположными друг другу сторонами спора, с позицией одной из которых интересы самого ребенка могут не совпадать. В подобной ситуации трудно говорить о реализации представительской функции родителями: зачастую они защищают в процессе свой интерес, а интерес ребенка, произвольно ими интерпретируемый, используется лишь как средство отстаивания своего интереса, главным объектом которого и является сам ребенок, в качестве места жительства которого, каждый из родителей желает видеть свое место жительства. С формальной точки зрения их интерес заключается в реализации своих родительских прав и обязанностей в соответствии с интересами ребенка. А фактически, нередко, отстаивая свой интерес, родители совершенно не думают о том, что будет лучше для их ребенка.
Проблема содержания заключений органа опеки и попечительства
В связи с вышеизложенным, часть 1 ст. 78 Семейного кодекса РФ закрепляет характерную особенность рассмотрения дел по спорам о месте жительства детей — обязанность участия органа опеки и попечительства. Его формы участия в процессе различны: от обращения с заявлением в суд о защите прав и интересов детей, представления акт обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание до принятия непосредственного участия в судебном разбирательстве. Таким образом, именно участие органа опеки и попечительства призвано обеспечить учет интересов и прав ребенка в случае злоупотребления ими со стороны родителей или в случае несовпадения интересов ребенка с интересами его родителей. Так, например, если орган опеки и попечительства установит, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, он обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п. 2 ст. 64 Семейного кодекса РФ).
Однако вопрос выявления интересов ребенка органами опеки и попечительства в законодательстве не урегулирован. Для принятия решения по делу суду необходимо заключение органа опеки и попечительства, которое призвано отразить интересы ребенка, будучи, однако, основанным лишь на результатах обследования условий жизни родителей. Считается, что при таком обследовании должны быть выяснены не только жилищн o -бытовые условия родителей, их материальное положение, но и их личные качества, их отношение к ребенку и его личная привязанность к каждому из них. В своем заключении орган опеки и попечительства должен указать, как должен быть разрешен спор, по его мнению. Поэтому оно служит важным доказательством по делу, а его отсутствие является нарушением закона и основанием для отмены вынесенного решения.
Однако, по мнению автора, даже наличие такого заключения не решает проблемы правильного установления обстоятельств, имеющих психологическое, а не фактическое содержание, и потому требующих проведения специального психологического исследования. Это связано с тем, что по своему содержанию заключение органа опеки и попечительства представляет собой всего лишь мнение наделенного определенными полномочиями органа о способе разрешения судебного спора на основании фактических результатов обследования материальных условий жизни родителей и условий воспитания ребенка. Поэтому оно не способно заменить заключение эксперта, так как обследование условий жизни и воспитания не включает в себя проведения специального исследования (т.е. экспертизы), потому что задачами органа опеки и попечительства является не добыча новых доказательств, а обоснованное изложение своего мнения по поводу конкретного спора, которое суд может как принять, так и мотивированно не учесть. Поэтому споры об определении места жительства ребенка, бесспорно, нуждаются в обязательном использовании специальных психологических знаний – в проведении экспертизы как в отношении ребенка и его родителей, так и в отношении обстановки в семье.
Проблема выявления мнения ребенка
При определении места жительства ребенка суд в соответствии со ст. 57 Семейного кодекса РФ учитывает его мнение при достижении им возраста 10 лет. Тем не менее, не достижение ребенком указанного возраста, не лишает его права выражать свое мнение, которое может быть принято во внимание судом с учетом возраста, психического и психологического развития ребенка.
В законодательстве, однако, не определен порядок выявления мнения ребенка. Ребенок может быть опрошен в суде в присутствии преподавателя, воспитателя или представителя органа опеки и попечительства в обстановке исключающей воздействие на ребенка заинтересованных лиц с учетом того, не повлияет ли вызов в суд отрицательно на его психику. Такая практика исходит из применения по аналогии ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ, что, по мнению автора, является не совсем правильным, так как изначально содержание этой статьи направлено на регламентацию допроса несовершеннолетних свидетелей, к которым ребенок в спорах, затрагивающих его интересы, не относится. Более того, исключение воздействия на ребенка заинтересованных лиц (в данной категории дел — его родителей) во время выявления его мнения в судебном заседании не уменьшает значения достаточно длительного влияния с их стороны на него до разрешения спора судом, в связи с чем опрос ребенка в суде в принципе не может считаться свободным от воздействия на него и на формирование у него определенного мнения со стороны заинтересованных лиц. Конфликтная ситуация с самого своего начала определенным образом влияет на состояние и психическое развитие ребенка. Поэтому опрос ребенка должен проводиться исключительно человеком, обладающим специальными знаниями и навыками, то есть не просто представителем органа опеки и попечительства, а психологом. Кроме того, выявляя желание ребенка, важно знать особенности его психофизического развития и конкретного состояния (в момент развития конфликтной ситуации и в момент опроса). Не принимая указанные факторы во внимание, вряд ли в принципе возможно установить действительное мнение ребенка и мотивацию его слов и поступков. Названные обстоятельства по своей природе являются психологическими; выявить и учесть их профессионально способен только специалист в области детской психологии. Кроме того, при обследовании условий жизни родителей, необходимым является также и проведение психологического анализа семейной ситуации для правильного установления судом не только особенностей поведения родителей, но и специфики воздействия такого поведения на детей, их психическое состояние и развитие. Очевидно, что подобные обстоятельства не могут быть определены органом опеки и попечительства в своем заключении, точно так же как не могут быть выявлены в ходе беседы педагога, представителя органа опеки и попечительства или судьи с ребенком. С правовой точки зрения, подобное императивное участие психолога или представителя органа опеки и попечительства, обладающего специальными знаниями и навыками, может выступать в качестве дополнительной гарантии прав и интересов ребенка.
Правильное определение интересов ребенка имеет решающее значение, и для разрешения конкретного спора, и для обеспечения единообразного применения судами норм семейного законодательства. Только с учетом и на основании всего вышеизложенного, высказанное в заключении мнение представителя органа опеки и попечительства о том, определение с каким родителем места жительства ребенка будет соответствовать в большей степени учету его интересов, выступает реальной гарантией по обеспечению и защите интересов ребенка.
Проблема определения места жительства ребенка и порядка общения с ним его родителей до разрешения судом спора между ними
Еще одной проблемой, не решенной в российском законодательстве, является вопрос о том, с кем из родителей будет проживать ребенок и каков будет порядок осуществления родительских прав другим родителем до вынесения судом окончательного решения об определении места жительства ребенка по месту жительства с одним из родителей.
Статья 24 Семейного кодекса РФ, говорит, что если при расторжении брака, супруги не предъявляют суду соглашения о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети и о порядке общения с ними, о порядке выплаты средств на их содержание, а также, в случае, если такое соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан самостоятельно определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода и с кого из родителей, в каких размерах взыскиваются алименты на их содержание. Однако, порядок общения отдельно проживающего родителя с ребенком, суд не определяет в этом же решении, так как этот вопрос является предметом другого искового заявления, право подачи которого, однако принадлежит обоим родителям, независимо от того, с кем из них проживает ребенок.
В этой связи, нередко, до разрешения судом спора родителей о месте жительства ребенка, один из родителей, с которым на момент спора проживает ребенок, или который смог забрать его к себе до разрешения спора судом, умышленно ограничивает общение второго родителя с ним, препятствует их встречам, скрывая место нахождения ребенка. В соответствии с российским законодательством, подобное поведение, которое можно фактически квалифицировать, как похищение ребенка его родителем, не признается таковым, если ребенка увез один из родителей, не лишенный родительских прав или не ограниченных в них, без применения насилия и участия посторонних лиц. Соответственно, уголовное дело по данному факту не возбуждается. Поэтому, абсолютно безнаказанным остается подобное поведение родителя, пресечь которое не вправе ни органы опеки и попечительства, ни органы внутренних дел, а потому, единственно возможным вопросом разрешения подобной ситуации для второго родителя является обращение в суд с иском об определении места жительства ребенка или об определении порядка общения с ребенком отдельно проживающего родителя, если спор о месте жительства ребенка отсутствует.
В то же время, судья, на момент рассмотрения спора, не может обязать родителя, скрывающего ребенка, давать общаться с ним другому родителю. И даже вынесение судьей определения об обеспечении иска в форме запрета другой стороне совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, то есть запрещать родителю чинить препятствия в общении другого родителя с ребенком, не может служить надлежащей гарантией, в первую очередь прав ребенка, которые нарушаются в соответствии со статьями 54 и 55 Семейного кодекса РФ.
Скрывая ребенка от его второго родителя и умышленно препятствуя их общению друг с другом, родитель вряд ли руководствуется интересами ребенка и вряд ли отдает себе отчет в том, как подобные действия могут отразиться на его психике и будущем. Ставить ребенка перед необходимостью выбора одного из родителей – эгоистично и неправильно, так как сделать такой выбор практически невозможно.
В этой связи разрешение судом спора о месте жительства ребенка может длиться месяцами, нарушая все установленные процессуальным законодательством сроки. Это связано и с невозможностью выявления мнения и интересов ребенка, его привязанности к родителю, с которым он не имел возможности общаться в течение длительного времени, так и с невозможностью исполнения решения суда в части передачи ребенка родителю, с которым суд определил его место жительства.
Поэтому необходимым является, по мнению автора, внесение изменений в Российское законодательство в части привлечения вплоть до уголовной ответственности родителя, препятствующего ребенку в общении с его вторым родителем, в том числе фактически похищающего его. Подобное ужесточение наказания не может положительно не сказаться на существующей практике разрешения споров о месте жительства ребенка.
Способствовать мирному урегулированию подобных споров может также отобрание органами опеки и попечительства детей у родителей на период существования конфликтной ситуации между ними. В этом случае, понимая, что чем дольше родители не могут договориться, тем дольше они не будут иметь возможности увидеться со своим ребенком, они, в отсутствии рычага влияния друг на друга по средствам интересов ребенка, скорей всего, разрешат свой спор в кротчайшие сроки. Введение такого института, бесспорно, гарантирует обеспечение прав и интересов ребенка и их защиту от злоупотребления и нарушения со стороны родителей, предоставив ему равный доступ к общению с обоими из родителей и максимально ограничив его от влияния конфликтной ситуации между ними, не ставя его перед выбором одного из родителей.
орган опеки, СК РФ, попечительство, ребенок, родитель.
интерес ребенка, родитель, место жительства ребенка, ребенок, попечительство, орган опеки, Семейный кодекс РФ, интерес детей, интерес, спор. Определение места жительства детей как вид обеспечительных.
орган опеки, место жительства ребенка, попечительство.
интерес ребенка, родитель, место жительства ребенка, ребенок, попечительство, орган опеки, Семейный кодекс РФ, интерес детей, интерес, спор.
Определение места жительства ребенка при раздельном.
интерес ребенка, родитель, место жительства ребенка, ребенок, попечительство, орган опеки, Семейный кодекс РФ, интерес детей.
Зарубежный опыт лишения родительских прав | Статья в журнале.
интерес ребенка, родитель, место жительства ребенка, ребенок, попечительство, орган опеки, Семейный кодекс РФ, интерес детей, интерес, спор. Определение места жительства ребенка при раздельном. В соответствии с п. 3 ст.
Право ребенка на имя и проблемы его реализации
В соответствии со ст. 59 СК РФ по совместной просьбе родителей до достижения ребенком 14-летнего возраста орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка, может разрешить изменить ему имя.
Определение места жительства детей как вид обеспечительных.
Верховный Суд Российской Федерации, к спорам, связанным с воспитанием детей относит: споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п.
орган опеки, СК РФ, попечительство, ребенок, родитель.
орган опеки, место жительства ребенка, попечительство, судебное разбирательство, суд, СК РФ, воспитание детей, дело, ребенок, раздельное проживание родителей.
орган опеки, СК РФ, попечительство, ребенок, родитель.
Формы участия органа опеки и попечительства в судебном. орган опеки, СК РФ, попечительство, ребенок, родитель, воспитание детей, место жительства, категория дел, воспитание ребенка, спор.
Уклонение родителей от исполнения решения суда об.
Семейный Кодекс РФ указывает на то, что исполнение судебного решения относится к профессиональной обязанности именно судебного пристава-исполнителя, а не представителя органов опеки и попечительства.
Вам кажется, что соседи мучают детей. Что делать?
Вы знаете, что у соседей есть ребенок. И часто вы слышите за стеной плач, крики – вам кажется, что ребенку плохо в семье. Что же делать вам, если вы – неравнодушный сосед?
Можно пожаловаться в соцсетях. Так сделала петербурженка Мария Д. На своей личной странице она описала жуткую историю, как соседи ее свекрови мучают своих детей на протяжении уже полутора лет.
По свидетельству соседей, за стенкой постоянно плачет, кричит и бьется в истерике маленький мальчик примерно трех лет. Соседи уверены, что мальчик постоянно находится в одном месте комнаты, из которой его никогда не выпускают. Взрослые этой семьи – мама и две ее мужей, бывший и нынешний, – часто ругаются между собой и даже дерутся. К ним время от времени приходят взрослые люди по ночам, а вот докторов никто из соседей не видел.
Соседям кажется, что мальчик серьезно болен, но им никто не занимается. Более того, они считают, что родители привязывают его вместе с кроваткой к батарее. Живет в квартире и девочка постарше, но дети очень редко выходят на прогулку, если выходят вообще.
Родственники Марии Д. вызывали полицию, обращались в опеку (правда, не того района, который был нужен, и до конца дело не довели), но результата нет. Какой же нужен результат? Помочь детям, которые явно, по мнению соседей, мучаются.
В опеке того района, где живет семья, из-за которой плачут и не могут спать ночами соседи, нам пояснили, что о ней знают, периодически навещают. Более того, детей в квартире четверо – действительно, от двух мужей, бывшего и нынешнего. Но мужчины работают, никто не ведет загульный образ жизни.
«Да, мама там не очень здоровый человек с тяжелым прошлым, выглядит изможденно, – рассказали нам. – В квартире очень скученно – много взрослых и детей, но семья ждет расселения. Вероятно, у них и какие-то скандалы бывают. Но дети ухожены, веселы, накормлены. Да, у них бедно, но всегда чисто. Мы считаем, что это не та семья, откуда нужно изымать детей».
В опеке нам пообещали, что навестят семью, о которой беспокоятся соседи, в ближайшие несколько дней, выяснят, почему соседи семьи не могут спокойно спать.
Эта история заставила нас задаться вопросом: а каковы должны быть действия постороннего человека, переживающего за чужих детей, чтобы они были результативны? Мы попросили сотрудников органов опеки и попечительства ответить на самые типичные вопросы, связанные с этим.
Всегда ли сразу нужно обращаться в органы опеки?
Если прямой угрозы жизни ребенка вы не наблюдаете – никто не держит его за ноги вниз головой в распахнутом окне (в подобном случае лучше сразу звонить в полицию), или вы сомневаетесь, есть ли эта угроза, то лучше всего сначала постараться выяснить самостоятельно, что происходит у соседей и надо ли бить тревогу.
Если же после выяснения вы все еще не уверены в безопасности ребенка, и вы считаете, что его родители исполняют свои обязанности ненадлежащим образом (не кормят ребенка, бьют его, кричат на него, не выводят гулять, не убирают в квартире и т.д.), то можно написать заявление в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка.
Заявление можно не только отправить бумажным письмом или принести его в опеку, но можно даже отправить по электронной почте – сейчас все адреса и телефоны можно легко найти в интернете.
Когда опека идет проверять семью?
Кадр из фильма «Кошмар за стеной» (2011). Фото с сайта vokrug.tv
Опека обязана проверять все заявления, в которых содержится информация о том, что ребенок остался без попечения родителей или находится в условиях, представляющих угрозу его жизни и здоровью. Причем проверка проводится в трехдневный срок (по ст. 122 Семейного кодекса РФ).
Сотрудники опеки свидетельствуют, что часто факты, изложенные в заявлениях от граждан, не подтверждаются, являются недостоверными. Соседи ссорятся или не могут найти общий язык, и в этом случае заявление в опеку – способ каким-то образом осложнить оппоненту жизнь.
Проверяют ли органы опеки анонимные обращения?
Проверяют, однако лучше, чтобы заявление было подписано. Так представителям опеки проще мотивировать свой визит в семью.
Никакой ответственности, если его сведения не подтвердятся, заявитель нести не будет. Однако семья, в которую пришли с проверкой, может подать на заявителя в суд за клевету.
Всегда ли забирают ребенка, если информация в заявлении подтвердится?
Нет, отнюдь. Ребенка изымают из семьи только в том случае, если есть явная угроза его жизни и здоровью, то есть что-то, видимое невооруженным глазом: явное жестокое обращение (ребенок сидит на цепи или живет с собаками, например), синяки и раны на теле ребенка, антисанитария, отсутствие еды, пьяные родители.
По словам сотрудников опеки, с кризисной семьей начинается долгая работа – детей никогда не забирают сразу, если есть уверенность в том, что родители смогут исправить ситуацию – бросят пить, найдут работу, приведут в порядок квартиру, обратятся за помощью в органы социальной защиты.
Семья в социально опасном положении (таковой ее признает комиссия по делам несовершеннолетних) не должна оставаться одна. Ее обязательно будут курировать или специалисты опеки, или сотрудники социально-реабилитационного центра и т.д.
Что делать, если о по-настоящему кризисной семье оповещены органы опеки, но вам по-прежнему кажется, что ситуация не меняется?
Алена Синкевич, координатор проекта «Близкие люди» БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», полагает, что в таком случае именно сами соседи могут стать для такой семьи опорой.
– Важно обращаться к профессионалам, когда здравого смысла не хватает, когда ситуация кажется дикой. Но часто решиться на это трудно, потому что грань между стукачеством и активной гражданской позицией – очень тонкая. Всегда есть страх: а что, если после моего заявления в полицию или в опеку все эти инстанции в жизни семьи наломают дров?
Страшно стать стукачом, но без гражданской позиции нельзя построить гражданское общество. Гражданская позиция проявляется в том, что нам не наплевать, когда бьют ребенка за стеной. Но часто это не является критерием неблагополучности. Конечно, можно пожаловаться сразу в опеку и ждать, пока детей заберут из семьи. Но какой вариант можно предложить им, кроме сиротского учреждения?
И я бы начала с соседской помощи семье, которая, как вам кажется, в помощи нуждается.
Соседи, которые переживают за детей, именно те люди, которые могут предложить погулять с детьми, позаниматься с ними, присмотреть за ними и т.д. Именно соседи, кроме сотрудников полиции и опеки, – те люди, которых кризисная семья сможет впустить.
Чтобы семья впустила соседей, нужно сперва предложить что-то соблазнительное. В критических ситуациях не работает принцип «дать удочку, а не рыбу». Ресурс у семьи низкий и надо начинать с «рыбы»: дать поесть, поспать, обогреть, предложить другие базовые вещи. А дальше уже думать про «удочку».
Так соседи смогут узнать реальное положение вещей и построить маршруты поддержки с помощью профессионалов (сотрудников органов опеки, сотрудников специальных НКО).
Важно не корить людей, не рассказывать, насколько они неправы, а предложить пойти с детьми погулять или принести продуктов. У всех кризисных семей есть море критиков и очень мало помощников.
Это называется «поддержка общины». Община может быть географическая (соседи), социальная (дворники микрорайона), религиозная (прихожане храма).
Важно, чтобы община захотела помочь и оказать поддержку. Надо, чтобы кто-то вменяемый сумел правильно обратиться за помощью. Важно, чтобы собирали не деньги – они не помогут, а просили помочь семье услугами.