Договор о передачи смежных прав это
Интеллектуальная собственность в России и за рубежом
Смежные права: основные положения
Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе «Смежные права: основные положения» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.
Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.
1. Понятие смежных прав
В Гражданском кодексе нет легального определения понятия «смежные права». С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.
Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.
В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.
Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.
2. Возникновение смежных прав
Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:
- Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.
Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.
- Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.
Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.
3. Смежные права и интеллектуальная собственность
Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права. Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими. Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.
Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.
Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты. Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права. Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав .
4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.
В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:
- исполнения и постановки;
- фонограммы;
- сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
- содержание баз данных;
- публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.
Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав» .
5. Субъекты смежных прав
Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:
- исполнители и режиссеры-постановщики
- вещательные организации
- изготовители фонограмм
- публикаторы
- изготовители баз данных .
6. Виды смежных прав
Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему «Виды смежных прав«
1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.
2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:
- право авторства
- право на имя
- право на неприкосновенность исполнения
3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами .
7. Срок действия смежных прав
В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.
Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.
1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.
2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.
3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.
4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.
5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.
Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»
1. Российское авторское общество – http://rao.ru/
2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru
3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными
Интеллектуальная собственность в России и за рубежом
Договор о передаче смежных прав
Использование объектов смежных прав (исполнений, фонограмм, радио- и телепередач, баз данных, публикаций) допустимо только с разрешения правообладателя. В соответствии с Гражданским кодексом, разрешение правообладателя предполагает, что необходимо заключить с ним договор о передаче смежных прав. Такими договорами является договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав, а также лицензионный договор на использование объекта прав, смежных с авторскими. Содержание и условия этих договор очень близки договорам на авторские права, статья о которых была ранее опубликована на нашем сайте. Вместе с тем в области смежных прав есть определенная специфика, что делает полезной и эту статью. Далее расскажу Вам подробнее о каждом из видов договоров о передаче смежных прав, а также остановлюсь на вопросе, в каких случаях заключение договора не обязательно.
1. Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав
По договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав правообладатель передает исключительное право на соответствующий объект в полном объеме приобретателю.
Последствием заключения такого вида договора о передаче смежных прав является утрата первоначальным правобладателем исключительного права и, как следствие, возможности каким-либо образом использовать исполнение, фонограмму, публикацию, теле- или радиопередачу или базу данных. Прав на использование в полном объеме переходит к приобретателю.
Существенные условия договора об отчуждении исключительного права на объект смежных прав:
а. Предмет договора должен включать указание на конкретный объект смежных прав и на то, что исключительное право на него передается в полном объеме. Например, надлежащей будет следующая формулировка: «Правообладатель передает приобретателю исключительное право на исполнение песни «Темная ночь», сделанное и записанное 15 августа 2014 года, длительностью 3 минуты 12 секунд, в полном объеме». Чтобы избежать возможных разногласий, рекомендуется в качестве приложения к договору передать материальный носитель (диск) с фонограммой исполнения.
b. Цена (вознаграждение правообладателя). Договор об отчуждении исключительного смежного права предполагается возмездным, причем цена не может быть определена исходя из обычных условий подобных договоров, поэтому ее согласование обязательно. Вместе с тем не исключено согласование сторонами условия о безвозмездности передачи исключительного права.
Договор об отчуждении прав, смежных с авторскими, должен быть заключен в письменной форме под страхом недействительности. Однако, государственной регистрации такой договор не подлежит .
2. Лицензионный договор на использование объекта смежных прав
По лицензионному договору правообладатель — лицензиар — предоставляет или обязуется предоставить другой стороне — лицензиату — право использования объекта смежных прав в установленных договором пределах.
Лицензионный договор как договор о передаче смежных прав позволяет лицензиату правомерно использовать объект смежных прав. При этом правообладатель, как правило, получает вознаграждение за предоставленное разрешение, что отражает его экономический интерес в заключении договора. При составлении лицензионного договора в обязательном порядке подлежат согласованию существенные условия договора, к которым Гражданский кодекс относит:
Предмет договора: указание на объект смежных прав, разрешение на использование которого предоставляется.
Способы использования объекта смежных прав. Способы во многом определяются физической природой объекта. Так, например, ретрансляция возможна в отношении сообщений в эфир или по кабелю теле- и радиопередач, но принципиально исключена в для баз данных. Как правило, в лицензионном договоре на исполнение музыки предусматриваются такие способы использования, как воспроизведение записи исполнения, публичное исполнение, прокат экземпляров.
Цена (вознаграждение лицензиара). По общему правилу, лицензионный договор является возмездным. Впрочем, сторонами может быть согласовано и безвозмездное использование объекта смежных прав. Цена определяется по договоренности сторон, это может быть единовременный платеж, периодические платежи, платежи, рассчитанные в зависимости от объема использования и прибыли.
Лицензионный договор заключается в обязательном порядке в письменной форме. В противном случае он будет признан недействительным. Государственной регистрации лицензионный договор на объект прав, смежных с авторскими, не подлежит .
3. В каких случаях не надо заключать договор о передаче смежных прав?
Свободное использование объектов смежных прав, т.е. без разрешения правообладателя и без выплаты вознаграждени, допускается в следующих случаях:
- воспроизведение в личных целях;
- цитирование и использование отрывков в научных, учебных и культурных целях и при освещении текущих событий;
- публичное исполнение во время официальных и религиозных церемоний;
- воспроизведение в целях правоприменения;
Отдельно следует отмететь следующее правило. Допускается воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения, если запись была произведена с согласия исполнителя, а использование осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения. При этом, однако, надо помнить, что на запись исполнения возникает исключительное право изготовителя фонограммы. Если эта запись была опубликована в коммерческих целях, то ее можно использовать без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения. Более подробно об этом рекомендуем прочитать на сайте Всероссийской организации интеллектуальной собственности.
4. Заявление о бесплатном использовании смежных прав
С 1 января 2015 года правообладатели исполнений, фонограмм, сообщений передач, баз данных, а также публикаторы вправе подать заявление о свободном использовании объекта смежных прав. Заявление не является договора, так как не требует каких-либо действий от третьих лиц. Это, кстати, главное отличие такого заявления от открытой лицензии, которая является договором, поскольку требует волеизъявления двух сторон. Заявлению о бесплатном использовании смежных прав и реестру бесплатных объектов смежных прав я посвятил отдельную статью, которую можно найти по ссылке чуть выше.
Интеллектуальная собственность в России и за рубежом
Смежные права: основные положения
Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе «Смежные права: основные положения» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.
Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.
1. Понятие смежных прав
В Гражданском кодексе нет легального определения понятия «смежные права». С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.
Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.
В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.
Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.
2. Возникновение смежных прав
Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:
- Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.
Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.
- Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.
Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.
3. Смежные права и интеллектуальная собственность
Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права. Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими. Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.
Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.
Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты. Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права. Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав .
4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.
В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:
- исполнения и постановки;
- фонограммы;
- сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
- содержание баз данных;
- публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.
Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав» .
5. Субъекты смежных прав
Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:
- исполнители и режиссеры-постановщики
- вещательные организации
- изготовители фонограмм
- публикаторы
- изготовители баз данных .
6. Виды смежных прав
Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему «Виды смежных прав«
1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.
2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:
- право авторства
- право на имя
- право на неприкосновенность исполнения
3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами .
7. Срок действия смежных прав
В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.
Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.
1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.
2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.
3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.
4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.
5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.
Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»
1. Российское авторское общество – http://rao.ru/
2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru
3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными
Интеллектуальная собственность в России и за рубежом
Смежные права: основные положения
Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе «Смежные права: основные положения» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.
Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.
1. Понятие смежных прав
В Гражданском кодексе нет легального определения понятия «смежные права». С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.
Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.
В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.
Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.
2. Возникновение смежных прав
Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:
- Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.
Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.
- Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.
Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.
3. Смежные права и интеллектуальная собственность
Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права. Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими. Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.
Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.
Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты. Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права. Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав .
4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.
В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:
- исполнения и постановки;
- фонограммы;
- сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
- содержание баз данных;
- публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.
Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав» .
5. Субъекты смежных прав
Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:
- исполнители и режиссеры-постановщики
- вещательные организации
- изготовители фонограмм
- публикаторы
- изготовители баз данных .
6. Виды смежных прав
Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему «Виды смежных прав«
1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.
2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:
- право авторства
- право на имя
- право на неприкосновенность исполнения
3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами .
7. Срок действия смежных прав
В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.
Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.
1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.
2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.
3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.
4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.
5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.
Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»
1. Российское авторское общество – http://rao.ru/
2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru
3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными
Договоры о передаче смежных прав.
Любые студенческие работы — ДОРОГО!
100 р бонус за первый заказ
Существенным условием договоров о передаче смежных прав является условие о предмете: о характере передаваемых прав, способах использования смежных прав и объект, в отношении которого передаются права.
Также существенными можно назвать условия о сроке, территории действия передаваемых прав, и вознаграждении за их использование. Среди иных условий, которые имеют важное значение именно для договоров об использовании объектов смежных прав (особенно в отношении производителей фонограмм), является условие о том, что передаваемые (предоставляемые) по договору права (в частности, права на запись) не должны нарушать прав третьих лиц, т.е. прав авторов, исполнителей и иных правообладателей.
Договоры о передаче прав на исполнения. Предметом договоров данной группы могут быть права, перечисленные в п. 2 ст. 37 ЗоАП, в частности право передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, записывать ранее не записанные исполнение или постановку и др. Договоры на использование этих прав заключаются исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей – руководителем такого коллектива.
Договоры о передаче прав на фонограмму. Предметом данного вида договоров являются права, перечисленные в п. 2 ст. 38 ЗоАП, в частности, право воспроизводить фонограмму, распространять экземпляры фонограммы, продавать, сдавать их в прокат и т.д. В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 38 ЗоАП право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит производителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры и при передаче данного права, оно должно быть прямо указано в договоре.
Договоры о передаче прав на передачи эфирного и кабельного вещания. Организации эфирного и кабельного вещания могут передавать по договорам свои права, перечисленные в п. 2 ст. 40, п. 2 ст. 41 ЗоАП. В их числе право одновременно передавать в эфир (сообщать для всеобщего сведения по кабелю) свою передачу другой организации, записывать передачу, воспроизводить запись передачи и др.
Размер вознаграждения законодательством не регулируется и определяется договором. В случае отсутствия размера вознаграждения в договоре применяется положение п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым применяется вознаграждение, которое при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за передачу аналогичных условий.
Законодательство не предусматривает особых требование к форме договоров о передаче смежных прав, в связи с чем к ним должны применяться общие положения Гражданского кодекса РФ о форме сделок.