Что такое методическое пособие и требования предъявляемые к нему

Оглавление:

Методическое пособие для преподавателей «Дисциплина на уроке»

С той же силой, с какой верим мы сегодня в строгую дисциплину, отметки, принуждения мы должны поверить, что ребенка можно учить по-другому, без принуждения.

ВВЕДЕНИЕ

С поступлением школьника в колледж изменяется характер его жизни. Содержание новой для него деятельности требует организованности, самодисциплины, усидчивости. Работа, начатая в школе по формированию дисциплинированности учащихся, находит свое дальнейшее продолжение в колледже.

Процесс воспитания студентов в этом возрасте (особенно студентов 1 и 2 курсов) является наиболее сложным, так как этот возраст характеризуется интенсивными изменениями в анатомо-физиологическом, психическом и умственном развитии студента, которые влекут за собой изменения в его поведении. У студентов отмечается быстрая смена настроения, высокая подвижность, чрезмерное стремление к самостоятельности, независимости, что приводит к неустойчивости поведения.

Студент, особенно подросткового возраста, нередко не может осознанно управлять своими поступками и эмоциональным настроением, становится весьма чувствительным к

интонациям и характеру предъявляемых к нему требований. Учебный процесс обладает большими возможностями для формирования у студентов понимания сущности дисциплины, роли дисциплинированности человека в достижении поставленных перед ним целей.

Каждый преподаватель из своего опыта знает, как трудно работать в группе, которая не слушает, не слышит педагога. Дисциплина в распространенном понимании — это послушание, подчинение порядкам. Дисциплина — это подчинение. Студент обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы группа и каждый студент в отдельности работали — учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности группы и студента.

Дисциплина — это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе.

Дисциплинированная группа не та, где все сидят боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а та, которая работает на уроке. Все работают. Все заняты делом — слушают объяснения преподавателя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, проводят опыты. Все работают с известным напряжением сил и потому продуктивно. Дисциплина группы измеряется продуктивностью ее работы и больше ничем. (С. Соловейчик Воспитание школы, Москва «Первое сентября», 20002 г.)

Дисциплина студентов на уроке — это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий преподавателя. Подлинная дисциплина студентов характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОБЛЕМ НА УРОКЕ.

1. Занятость каждого студента делом. Преподаватель понимает, что «владеть ситуацией» на уроке — значит вовлечь как можно больше студентов в работу и избегать концентрации внимания только на нескольких студентах. На уроке все имеют задания. Если кто-то решает пример на доске, остальные решают его в тетрадях. Преподаватель просит каждого написать ответ на вопрос, затем один студент отвечает вслух, в то время как другие его проверяют. Если кто-то быстро выполняет задание, преподаватель держит наготове интересную дополнительную работу. В процессе занятия преподаватель должен умело распределять свое внимание, быть в курсе всего, что происходит в аудитории, уметь сосредотачиваться, следить за успехами каждого студента. Необходимо предотвращать переход мелких неполадок в серьезные конфликты (памятка № 1).

2. Контроль темпа урока. Преподаватель должен понимать, что ритм жизни его и студентов различается. Помня об этом, педагог по возможности регулирует ритм жизни данной группы и ведет урок так, чтобы группа двигалась вперед с наименьшими остановками в нужном и гибком темпе. В так называемых «сильных» группах студенты особенно энергичны и шумливы. Работая с ними, педагог избегает ненужных и бесполезных остановок, иначе студенты теряют интерес к занятию и начинают сами развлекать себя. Хотя темп жизни у молодежи выше, чем у взрослых, но со временем люди приспосабливаются друг к другу. Обращаясь ко всей группе, преподаватель останавливается, делает паузу, изменяет тон. Скоро студенты по тембру голоса знают: разговаривает ли преподаватель с отдельным студентом или обращается ко всем сразу. Педагог не затягивает время при переходе к другому заданию, урок проходит «на одном дыхании» не дающем ни на секунду отвлечься от работы.

Многие преподаватели добиваются от студентов порой лишь ложного внимания, но еще великий В.С. Станиславский отмечал, что «внимание заключается не в том, чтобы пялить глаза на объект». Студенты должны не просто смотреть на преподавателя и слушать его, а быть деятельными по отношению к изучаемому материалу, на уроке должна царить рабочая обстановка, способствующая эффективной деятельности.

3. Установка необходимых правил и процедур. Установление основных правил и процедур, — безусловно, важнейшая часть работы. Иначе преподавателю придется терять много времени, отвечая на вопросы: «Как исправить двойку?», «Кому и когда сдавать работу?», «У меня не пишет ручка», «Как дальше решать пример?» и т.д. Педагог должен понимать, что студенты в ситуации неопределенности теряются и, пытаются избавиться от чувства неадекватности ситуации, начинают самоутверждаться, что интерпретируется как нарушение дисциплины. Нежелательно тратить время на выяснение причин опоздания отдельных студентов на урок, других нарушений дисциплины, об этом можно вести разговор после звонка. Первоначально неправильно созданные установки в дальнейшем очень трудно поддаются изменению. С целью поддержания дисциплины преподаватель должен проявлять определенную требовательность, сочетающуюся с уважением к личности каждого студента. Создание и закрепление педагогом правил и норм позволит студентам помнить, что от них ожидают, без лишних указаний со стороны преподавателя. Необходимо добиваться, чтобы коллектив группы был нетерпим к нарушениям дисциплины, поскольку дисциплина на уроке — это основа для устойчивого внимания (памятка № 2).

4. Мотивирование учебы и организация группы. Преподаватель старается создать позитивное отношение к учению, повысить самоуважение студентов в их познавательной деятельности, стимулировать любознательность. Педагог постоянно должен думать о близости содержания занятия и интересов студентов, учить студентов сотрудничать, поддерживать хорошее поведение и опираться на сильные стороны каждого. Он не боится юмора, шуток, не говорит много и долго, отрабатывая четкую реакцию (на уровне рефлекса) на голос преподавателя, — если он говорит, это важная информация, надо слушать (памятка №3).

5. Тщательно разработанная программа обучения с ясными критериями достижения результатов. Преподаватель имеет полный план работы над предметом, программу и способы оценки знаний на каждом этапе обучения. Он стремится осведомить обо всем студентов. Педагог объясняет студентам все «правила игры», план действий на семестр, желаемый результат деятельности, сообщает о способах оценивания знаний, вариантах действий для достижения цели. Каждый студент может видеть перспективу, фиксировать свой постепенный рост и продвижение от одного этапа к другому, что дает чувство удовлетворенности, развивает самоуважение и ощущение собственной компетентности.

6. Создание условий для повышения качества знаний. Преподавателю необходимо выбрать такие методы обучения, чтобы студент мог достичь успеха, создать возможность повторного изучения материала. Для слабых студентов использовать конкретный материал, изучать каждый аспект отдельно, готовить специальные задания для отстающих. Практиковать работу в группах и парах смешенного состава, устраивать консультации (памятка № 4).

КОРРЕКЦИЯ УСТАНОВОК И ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

1. Измените свое восприятие студента или группы. Найдите что-то хорошее и в «трудных» студентах. Один из способов облегчить задачу — начать воспринимать их слабости как сильные стороны. Избегайте несправедливых и импульсивных решений, не имейте любимчиков и отщипенцев, поощряйте заслуженной похвалой и реально значимыми для студентов стимулами.

2. По возможности действуйте уверенно. С «трудными» студентами особенно важен уверенный стиль общения. Даже когда вы не чувствуете уверенности в себе, делайте вид, что держите под контролем конфликтную ситуацию. Делая это постоянно, вы можете в какой-то момент действительно почувствовать уверенность.

Вашу неуверенность может выдать агрессивность, направленность на самоутверждение, что появляется в попытках использовать личную власть, а не правила. Это может быть замечено студентами и спровоцирует ответную агрессию. Говорите громким внятным внушительным голосом, короткими фразами, понятными студентам словами. Если студенты начинают высмеивать педагога это часто их защита в ситуации, когда они банально не понимают, не слышат. Реакция вполне законная, вы мямлите, а они будут в итоге виноваты, если сделают не то, что вы требовали.

3. Помните, что все студенты имеют право на то, чтобы с ними обращались достойно и уважительно. Подростки нуждаются несколько в любви преподавателя, сколько в заботе и помощи. Педагог должен показывать студентам, что ему небезразлично то, что с ними случается. Забота — это действие, которое в отличие от чувств можно контролировать, даже если педагог переживает в это время совсем иные чувства. Преподаватель должен откликаться на просьбы о помощи, сам подходить и помогать в трудных решениях, предлагать варианты выхода из трудного положения, если он действительно хочет, чтобы «трудные» студенты почувствовали себя достойными и начали уважать себя.

4. Акцентируйте внимание на поступках и поведении, а не на личности студента. Обсуждая поступок студента, говорите только о том, что случилось, не обобщайте, не приклеивайте ярлыки: «Ты как всегда:». Контролируйте свои негативные эмоции, лишите желаемой реакции «проблемного» студента. Например, гнев — это то, чего добивается студент, жаждущий власти. Мстительному студенту нужны ваш страх или беспомощность. Готовьте почву для дальнейшего успешного взаимодействия. Думайте о деле, а не о самозащите.

5. Не добивайтесь напряжения ситуации. Не используйте позы превосходства, уничижительные жесты, оскорбительные выражения, сарказм. Не сравнивайте студентов друг с другом, не втягивайте в конфликт других ребят. Не давите, не командуйте, не настаивайте жестоко на своей правоте, не прибегайте к необоснованным изобличениям. Не обсуждайте ситуацию в состоянии возбуждения, дайте «остыть» и себе, и студенту.

6. Позволяйте студенту «сохранять свое лицо». Если студент выполняет ваше распоряжение, но при этом «тянет» несколько секунд, прежде чем согласиться, делает какой-то жест свидетельствующий о неуважении, говорит «не буду, не хочу», чтобы оставить за собой последнее слово, делайте вид, что не заметили этого. Не делайте «из мухи слона», создавая «козла отпущения», не самоутверждайтесь за счет студента.

7. Демонстрируйте неагрессивное поведение. Не позволяйте себе вспышек агрессии, таких как крик, обвинения, унижения, ругань. Показывайте выход из сложной ситуации без агрессии.

8. Умейте организовать себя и свой труд. Хорошая дисциплина студентов на уроке бывает тогда, когда педагог обладает способностью организовать целенаправленную деятельность студентов, увлечь их не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого студента в работу. Многое зависит от умения преподавателя организовать себя и свой труд, направленный на руководство познавательной деятельностью студентов. К.Д. Ушинский писал: «Если ввели: порядок и стройность в занятиях: не оставляя ни на одну минуту одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не слишком трудными, если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас, — то классная дисциплина в наших руках.»

Основными недостатками организации урока являются:

Слабая занятость всех студентов учебно-познавательной деятельностью в целом на уроке и отдельных этапах. Это проявляется в том, что деятельность студентов конкретно не определена: не поставлены задачи, не указано, чем, как и почему должны заниматься студенты. Поэтому работа идет в основном с опорой на возможности сильных студентов.

Нерациональная занятость студентов на уроке. Недостатки такой организации состоят в том, что, хотя все студенты на уроке участвуют в учебной работе, учебные задания по своей сложности не учитывают реальные возможности студентов. В результате организация учебного процесса на уроке закладывает предпосылки к низкой учебной продуктивности студентов и создает у них неудовлетворенность трудом, порождает недисциплинированность.

ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

    Правильно используйте поощрения.
  • Делайте упор на положительные начинания.
  • Убедитесь, что все студенты, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее.
  • Хвалите студентов, учитывайте их индивидуальные особенности и недостатки, используйте индивидуальные нормы оценивания.
  • Соотносите успех студента с его личными усилиями и возможностями так, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе.
  • Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается студентом.
  • Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения, хотя чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.
  • Поощряйте признание студентом своих ошибок.

Одним из стимулов является оценка. Оценка стимулирует:

  • Если студент уверен в ее объективности.
  • Если студент воспринимает ее как полезную для себя.
  • Знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей.
  • Уверен в том, что ему окажут в этом достижении помощь.
  • Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия — места, где это можно реализовать.
  • Наказание — это негативное подкрепление, средство подавления нежелательного поведения посредством лишения чего-то позитивного.
  • Для того чтобы наказание обладало наибольшим эффектом, придерживайтесь следующих правил:

Читайте так же:  Коллекторы сми

Будьте последовательны в применении наказания:

  • Опишите желаемую перемену в поведении, предложите модель правильного поведения.
  • Заранее сообщите о правилах и возможных последствиях их нарушения.
  • Предупредите студентов, что они получат только одно предупреждение, а затем последует наказание, настаивайте на действиях, а не на обещаниях.
  • Избегайте случайного подкрепления авторитета хулигана среди одногруппников, наказывайте наедине.
  • Сделайте наказание неизбежным и непосредственно следующим за поступком, оценивайте только действия студента, а не личные качества.

Делайте предупреждение в спокойной манере:

  • Говорите спокойно, но твердо.
  • Избегайте мстительного или саркастического тона, иначе его повторят студенты.
  • Сделайте акцент на необходимость остановить конкретное проблемное поведение, а не выражайте неприязнь в целом.

Используйте наказание применительно к конкретному нарушению:

  • Игнорируйте незначительные нарушения, которые не мешают работе группы, останавливайте неправильное поведение взглядом или движением, адресованным нарушителям.
  • Не используйте домашнее задание как наказание за разговоры на уроке.
  • Если студент ведет себя демонстративно с целью привлечения к себе внимания, удалите его на время («Выйди и подумай о своем поведении»).
  • Выбирайте подходящий для конкретного студента и случая вид наказания, иначе вы можете подкреплять негативное поведение, а не уменьшать его.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Умение предотвратить негативное поведение — один из важнейших организационных навыков педагога. Специалисты считают, что большинство проблем, связанных с поведением на уроке, возникает из-за того, что студенты не знают правил и не следуют им. Взаимопонимание между студентами и преподавателями создаются похвалами, поощрением хорошего поведения и управлением доверия в группе. Дисциплинарные меры крайне редки в обстановке уважения и доверия между преподавателем и студентами.

Ключом к минимизации дисциплинарных проблем является именно умение преподавателя управлять группой. Хорошим преподавателям удается обратить должное внимание на потребности всех студентов во время урока. К сожалению, исследования показывают, что большинство преподавателей чаще всего уделяют внимание одним и тем же студентам, игнорируя других. Естественно, такое поведение преподавателя увеличивает вероятность плохого поведения студентов.

Хороший преподаватель умеет анализировать поведение студентов и делать вывод, поможет ли установленное им правило справиться с ситуацией. Поэтому преподаватели, устанавливающие ясные, прозрачные требования к поведению студентов, более успешны в управлении группой и сталкиваются с меньшим количеством дисциплинарных проблем, чем те, кто не формулирует подобных требований. Когда же четко сформулированное требование не выполнено, преподаватель дает студенту возможность осознать проблему и приводит примеры, как студент мог избежать совершения того или иного поступка. Заранее продекларированные правила предоставляют возможность педагогу решать дисциплинарные проблемы в индивидуальном порядке, и потому поступки нескольких студентов никогда не отразятся на поведении всей группы.

Важно помнить, что требования должны быть ясные и конкретные. Постоянство, с которым преподаватель реагирует на нарушение правил, важно так же, как и установление требований к поведению. Постоянство в сочетании с должным управлением помогает преподавателю снизить до минимума показатели плохого поведения студентов на уроке.

Чуткий преподаватель способен решать большинство дисциплинарных проблем, не прибегая к помощи администрации колледжа. Он понимает, что снизив количество дисциплинарных проблем в группе, сможет значительно повысить успеваемость студентов. Ведь чем меньше времени уходит на решение подобных проблем, тем больше его остается на обучение, а чем больше времени идет на обучение, тем больше знаний получают студенты.

Сила преподавателя — в мастерстве, в умении вовлечь каждого, в умении организовать работу так, что каждому есть дело по его способностям. (Антология гуманной педагогики. С. Соловейчик, Москва Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007 г.)

ПАМЯТКА №1Предотвращение конфликта и спасение ситуации

  • Не начинать с категорических требований.
  • Предоставлять выбор.
  • Предлагать действия, в которых взрослый может оказаться желанным помощником.
  • Искать поводы для взаимного соревнования.
  • Превратить задание в игру с неожиданным концом.

ПАМЯТКА №2 Начни урок как песню

  • Начинай урок со звонком.
  • Радуйся встречи с группой.
  • Организуй погружение в свой предмет.
  • Используй доску как информационное табло.
  • Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание.
  • Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности группы.
  • Снимай трудности, предотвращай ошибки.
  • Слушай внимательно ответы, не перебивай.
  • Люби детей и себя.

ПАМЯТКА №3 Преподаватель — личность

  • Преподаватель учит внешним видом, делом, словом.
  • Требуешь от студентов — будь образцом во всем.
  • Не кричи, а учи!
  • Познай каждого студента.
  • Преподаватель учится всегда.
  • Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо.
  • Дети — зеркало нравственной жизни взрослых.

ПАМЯТКА №4 Карта достоинств преподавателя — профессионала.

Для профессиональной подготовки и проведения урока:

  • Старается знать многое о новых достижениях в науке, которую преподает, в психологии и педагогике, а также в методике преподавания предмета.
  • Серьезно и обстоятельно готовится к урокам.
  • Очень точно и корректно формулирует учебные цели и задачи урока.
  • Владеет умением превращать организационный момент на уроке в организационно-психологический момент, задающий добрую, человечную, деятельную тональность всему уроку.
  • Умеет увлечь студентов на уроке, мотивируя их работу, настойчиво и без раздражения работает с каждым студентом, стараясь добиться настоящего эффекта.
  • Умеет переключать виды деятельности на уроке и снимать усталость за счет специальных способов разрядки.
  • Знает и использует методику дифференциального обучения.
  • Создает творческую атмосферу на уроке; разработал и использует щадящую разумную систему неразрушающего контроля за знаниями и развитием студентов.
  • Владеет умением задавать проблемные вопросы, активизирующие мыслительную деятельность.
  • Постоянно работает с понятийной базой предмета.
  • Умеет обеспечивать активизацию познавательной деятельности в процессе работы над новым материалом.
  • Знает кого и как поощрять, в какой форме оценивать знания, умения и навыки.
  • Умеет организовать групповую творческую деятельность студентов.
  • Всегда внимательно и уважительно слушает и слышит студентов на уроке и справедливо выставляет отметки.
  • Подбирает и выдает разно-уровневые, интересные оригинальные творческие домашние задания.

ПАМЯТКА №5 Что должен уметь компетентный педагог?

  • Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.
  • Ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются студентам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха.
  • Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих студентов.
  • Проявлять уважение к студентам, к их суждениям и вопросам.

Педагог должен понимать, что:

  • Нужно быть готовым к постоянным переменам.
  • Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.
  • Главная задача — обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих студентов, поэтому родители — самые верные союзники преподавателя.
  • Любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать студентам.

ПАМЯТКА №6 Педагог должен остерегаться:

  • По привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний.
  • Передавать студентам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам.
  • Придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем.
  • Следовать мелочным правилам и инструкциям.

Литература

  1. Абасов З.А. Завуч / З.А. Абасов // Проектирование и совершенствование контрольно-оценочного компонента учебной деятельности школьников. — 2004. — №8. — С. 21-45.
  2. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился / К.В. Бардин. — М.: Просвещение, 1998. — 252 с.
  3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. / А.А. Гин. — М.: Вита-Пресс. — 1999. — 88 с.
  4. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении. — М.: Просвещение, 1990. — 62 с.
  5. Касицина Н.В. Как разбудить собственную активность ученика: педагогика поддержки: тактика защиты / Н.В. Касицина. — М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
  6. Литвак, М.Е. Командовать или подчиняться? / М.Е. Литвак. — 16-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1992. — 64 с.
  7. Литвак М.Е. Психологическое айкидо / М.Е. Литвак. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического института, 1992. — 64 с.
  8. Маслоу А. Личность и мотивации / А. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  9. Петрушин, В.И. Завуч / В.И. Петрушин // Психология крика. — 2002. — №2. — С. 109-119.
  10. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов / И.П. Подласый. — М.: Владос,1999. — 576 с.
  11. Русаков А.С. С.Л. Соловейчик Антология гуманной педагогики / А.С. Русаков. — М.: ИД Шалвы Амонашвили, 2007. — 224 с.
  12. Скороходова Н.Ю. Завуч / Н.Ю. Скороходова // Успешность педагогического труда. — 2004. — №7. — С. 50-74.
  13. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. / С.Л. Соловейчик. — 2-е изд. — М.: Первое сентября, 2000. — 496 с.: ил.
  14. Соловейчик С.Л. Статьи для своей газеты / С.Л. Соловейчик. — М.: Первое сентября, 2002. — 184 с.

Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.

Что такое методическая разработка и требования,

Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

· Разработку конкретного урока ;

· Разработку серии уроков ;

· Разработку темы программы :

· Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

· Разработку общей методики преподавания предметов;

· Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

· Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
  2. Определить цель методической разработки.
  3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
  4. Составить план и определить структуру методической разработки.
  5. Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки

4. Основная часть.

6. Список использованных источников.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Методическая разработка темы программы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

  • Характеристика темы ;
  • Планирование изучение темы ;
  • Рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются :

· Образовательные цели и задачи темы;

· Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

· Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

· Место и роль темы в курсе;

· Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

· Дается дидактический анализ содержания материала;

· Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

· Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо:

1. Продумать методику преподавания темы.

2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.

3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки урока теоретического обучения.

В основной части можно выделить следующие разделы:

  1. Методическое обоснование темы.
  2. Методические рекомендации по проведению урока.
  3. План урока ( с технологической картой).
  4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
  5. Список литературы (источников) для учащихся.
  6. Список литературы для педагогов.

Рекомендуемый план урока :

1. Тема программы.

5. Цель методическая.

6. Цели образования(обучения, воспитания, развития).

7. Материально-техническое обеспечение урока.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи.

Рекомендуемая технологическая карта урока :

Учебная книга (учебник) создана для организации учебного процесса и содержит систематизированную информацию по определенному предмету.

Учебник – основное книжное средство обучения

Целенаправленное обучение люди пытались организовать с древних времен. В шумерской цивилизации для обучения использовались специальные дощечки, выполненные из глины.

Первым учебником в современном понимании принято считать древнеегипетскую книгу Кемит (т.е. «итог или законченное»). Она служила учебником для письма и представляла собой сборник терминов и выражений, необходимых для составления писем.

Учебники существовали в античном мире, затем в Европе в средние века. В качестве учебников часто использовали тексты священных книг, но лишь величайший чешский гуманист, педагог, писатель и философ Ян Амос Каменский предложил использовать книги, содержащие учебные тексты, в качестве средства для образования.

С тех пор учебная книга – ведущее средство, призванное организовать учебный процесс, содержащее систематизированное изложение знаний по определенному курсу, способствующее воспитанию и развитию детей.

Современные технологии позволяют создавать новые формы учебников – интерактивные:

  • бесплатные интернет-ресурсы (вики-учебники), где можно самостоятельно влиять на содержание учебника;
  • аудиоучебник – записанные профессиональными исполнителями произведения познавательного характера;
  • электронный вариант печатного учебника, который можно установить на планшет школьника, содержащий аудио и видеоресурсы для обучения.

Принципы составления учебника

Учебник – важнейшее средство применяемое для обучения школьников:

  • отвечает дидактическим требованиям;
  • соответствует образовательным и воспитательным целям;
  • учитывает единство формы и содержания;
  • выступает в роли модели процесса обучения.

Изложение материала в учебнике организовано по принципу:

  • систематичность (т.е. тематическое деление и последовательное изложение учебной дисциплины);
  • доступность (т.е соответствие возрастному развитию обучаемых, когда они могут самостоятельно изучить материал);
  • наглядность (т.е. наличие наглядных пособий в виде иллюстраций, таблиц, слайдов);
  • практичность (т.е. развитие способности школьников к творческому мышлению, практических навыков применения изученного материала).

При составлении учебников учитываются возрастные и социальные особенности потенциальных обучаемых.

Простота, понятность, правильность составления текстов учебника влияет на восприятие учебного материала и качество успеваемости школьников.

Бумажные учебники в обязательном порядке создаются для всех видов образовательных учреждений и самообразования. Они должны соответствовать образовательным и воспитательным целям для групп любого возраста и социального положения.

Функции учебника

Учебные тексты в доступной форме раскрывают обучающимся содержание основ научных знаний. Они являются главным источником познавательной информации, поэтому обязаны отвечать образовательным стандартам.

Учебник – книжное средство обучения, созданное специально для достижения наибольшей эффективности процесса обучения. Учебники имеют свою специфику, выраженную в их функциях:

  • информационной (в учебнике собрана познавательная информация, обязательная для изучения);
  • трансформационной (учебник выступает средством реализации учебных программ);
  • систематизирующей (учебные тексты обеспечивают системную подачу информации);
  • мотивационной (в учебнике предлагаются дополнительные иллюстративные материалы, формирующие у школьников приемы научной систематизации полученных знаний);
  • ориентационной (учебные задачи, размещенные в учебнике, ориентируют школьников на самостоятельную познавательную деятельность и закрепление изученного);
  • познавательной (сведения, содержащиеся в учебнике, развивают у школьников навыки самообразования);
  • интегрирующей (расширяет образовательное пространство учащихся, объединяя фрагментарные знания, полученные из других источников, в единое целое);
  • координирующей (учебная книга – ядро, вокруг которого группируются все прочие обучающие средства);
  • воспитывающей (учебник формирует условия для саморазвития детей, воспитывая их отношение к окружающему миру, своей личности и образованию).

Структура учебников

Учебники для школ занимают особенное место среди всех прочих видов учебной литературы. По содержанию и структуре они должны соответствовать утвержденной типовой программе по каждому учебному предмету. Все школы Российской Федерации должны вести обучение используя рекомендованные Минобрнауки и внесенные в Федеральный перечень учебники.

Разработчик концепции нынешних учебников Дмитрий Зуев определял их структуру следующим образом:

  • текстовый и вспомогательный компоненты;
  • методический и ориентировочный аппараты.

Основные тексты передают главное содержание учебного курса.

Дополнительные и пояснительные тексты представлены фрагментами текстов, схемами, сносками, пояснениями.

Общая структура современных учебников выглядит следующим образом:

  • введение (объясняет что, зачем и как учить);
  • разделы учебника;
  • заключение;
  • учебные и проектные задания, тесты;
  • словарь основных понятий, встречающихся в текстах учебника;
  • справочник;
  • дополнительные источники информации;
  • иллюстрационный материал.

Главные требования к составлению учебников

Общество ставит конкретные задачи к составлению учебников для образовательных учреждений, поэтому в основе их создания, лежат стандарты и типовые программы.

Учебник новой генерации обладает особенностями, которые используются при составлении учебной литературы для школ:

  • принцип модульного построения;
  • задействование сюжета;
  • разнообразный иллюстративный материал;
  • учтены современные экранные тенденции;
  • взаимосвязь между предметами;
  • соответствие возрасту;
  • профильность.

Согласно требованиям новых стандартов, задача современного образования состоит в формировании умений успешного самообразования и адаптации в социуме при быстрой смене информации. Соответственно, к учебнику следует относиться как к ориентиру в получении знаний.

Современный учебник должен отвечать предъявляемым к его составлению требованиям:

  • соответствовать учебным предметным программам;
  • реализовывать главные дидактические принципы обучения школьников: систематичность, доступность, наглядность;
  • учитывать психологические и возрастные черты обучающихся;
  • содержать научно достоверную и современную информацию, создающую у школьников понятие об окружающем их мире;
  • создавать эмоциональное отношение к происходящим в жизни явлениям с помощью соответствующих учебных материалов.

Издание учебников

Новые стандарты в образовании требуют новых решений в организации образования. Издатели и авторы учебной литературы обязаны учитывать изменения и следить за соответствием учебников новым программам и учебным планам. Именно поэтому учебные книги регулярно обновляются.

Учебники самый массовый вид издаваемых книг в общем объеме, но и самый трудный. Сложность состоит в соответствии выпущенного в издательстве учебника определенным требованиям:

  • доступности и понятности для обучающихся;
  • лаконичности изложения основ наук;
  • соответствие современному развитию науки;
  • гармоничное сочетание содержания и формы.

Переиздание и выпуск новой учебной литературы контролирует Министерство образования и науки РФ, которое отбирает организации, осуществляющие это для школ и прочих учебных заведений.

Обычно учебные издания выделяют в самостоятельный комплекс по двум основным параметрам:

  • целевое назначение;
  • характер информации.

Учебные издания, как правило, содержат структурированные, удобно изложенные с учетом возраста, научные и практические обучающие материалы научного или прикладного характера, предлагаемые для обучения.

Допечатная подготовка учебников

Учебник – центральное звено в обеспечении процесса обучения. Модернизация образования невозможно без совершенствования старых учебных изданий и подготовки новых учебников.

Подготовка учебника к печати – сложный процесс, отражающий главные положения:

  • книга – элемент учебного процесса, поэтому следует учитывать степень его педагогического воздействия на обучающегося;
  • издание обязано отражать отдельную область знания, и содержание его должно быть тщательно отобрано и обработано для выполнения конкретных задач.

При подготовке учебника следует принять во внимание:

  • наличие методической составляющей;
  • взаимосвязь теории и практики;
  • последовательность в получении обучающих сведений их применении.

Учебная литература бывает общего характера и профильного.

При подготовке содержания редактор руководствуется четкими критериями.

Оно должно быть:

  • научным;
  • целостным;
  • полным;
  • доступным;
  • системно изложенным.

Рукописи учебников предоставляются на рассмотрение и обсуждение Научно-методическому совету при Минобрнауки России, в состав которого входят ученые, специалисты, педагоги. От рекомендации совета зависит утверждение (или отказ в утверждении) учебника.

Технологический процесс допечатной подготовки (prepress) состоит из нескольких операций:

  • изготовление электронного макета;
  • проверка ошибок в оригинал-макете;
  • коррекция иллюстраций;
  • цветокоррекция;
  • профилактика рисков;
  • создание файла;
  • утверждение макета.

Формирование федерального перечня учебников

«Федеральный перечень учебников» – специальный список прошедших экспертизу учебных книг, которым присвоен гриф «Рекомендован» или «Допущен». Пользоваться в учебных заведениях можно лишь учебниками с таким грифом. Их вносят в Федеральный перечень книг допущенных для организации процесса обучения. Список обновляется ежегодно и утверждается соответствующим приказом министерства, в котором определены:

  • структура ФП;
  • основание и порядок для внесения его в список;
  • форма оформления экспертизы;
  • причины исключения учебника из перечня.

Учебник может быть внесен в Федеральный перечень лишь в случае получения пяти положительных заключений экспертов:

  • научного;
  • педагогического;
  • общественного;
  • этнокультурного;
  • регионального.

Инициатива о назначении экспертизы исходит от правообладателя.

В проведении экспертизы принимают участие три эксперта.

Учебник – главный помощник учащихся в расширении кругозора, способ получить знания по конкретному предмету, написанный специалистами соответственно образовательному стандарту, правилам и требованиям педагогической науки.

Главные задачи любого учебника:

  • мотивировать, т.е. вызвать интерес обучающихся к изложенному в учебнике;
  • информировать, т.е. ознакомить читателей с новыми сведениями по предмету.

Без этих важных для получения образования книг весь процесс обучения сводится к нулю.

Существуют два основных типа учебников:

  • стандартный (содержащий лишь строго образовательный материал);
  • расширенный (содержащий тестовые задания для проверки изученного материала).

Современные технологии активно внедряются в процесс обучения, меняя методику и форму преподавания учебных предметов. В связи с этим, кроме печатных учебных книг, появились электронные приложения к уже изданным учебникам и электронные учебники.

В соответствии с законом РФ об образовании, с 2015 года в российских школах преподавание школьных предметов следует осуществлять по учебникам, которые снабжены электронной версией. Содержание бумажной и электронной версий соответствуют друг другу. Кроме того, непечатная версия дополнена интерактивными элементами.

Появление различных видов учебников связано с тем методом обучения, который доминирует в конкретный исторический период.

Различают следующие виды учебников:

  • аудио-визуальные;
  • сознательно-практические;
  • коммуникативные;
  • интенсивные;
  • компьютерные.

Перевод учебника

Согласно закону об образовании и конституции РФ, право на обучение имеют все граждане страны. Для этого они бесплатно обеспечиваются школьной учебной литературой. Вне зависимости от расположений школ, как в столице, так и в отдаленном поселке, абсолютно все обучающиеся в них ученики получают равные права и обучение и обеспечение образовательного процесса набором учебников и пособий.

Следуя главному принципу просвещения в России, обучение школьников учебным предметам проводится в соответствии с едиными программами.

Согласно праву на обучение и обеспечение едиными учебниками, школьники получают учебники, переведенные на языки народов России. Существует уже порядка 60 подобных переводов учебных книг.

Единообразие не касается издания учебников для младших школьников. При создании книг для начальной школы обязательно учитываются национальные традиции и особенности разных народов, проживающих на территории России.

Есть различия и в учебниках русского языка, используемых в национальных школах. Именно поэтому в школах России используются почти три тысячи наименований учебников.

Для малых народностей России (чукчи, ненцы, манси, ханты) создаются учебники для начальной школы небольшими тиражами (до тысячи экземпляров).

Для облегчения усвоения материалов обучающего характера, учебники переводятся на национальные языки. Спецификой учебных изданий обусловлены четкие требования к переводчикам обучающих материалов с русского языка на национальный. Для выполнения подобной работы профессиональная подготовка высокого уровня.

  • особенности национальной терминологии и лексики;
  • обеспечение единообразия ключевых понятий;
  • сохранение стиля и точности передачи мыслей авторов обучающей книги;
  • исполнение требований издательских организаций.

При подготовке перевода учебника недопустимо:

  • добавлять любые детали, сведения, факты, которых нет в оригинальном тексте;
  • производить любые изменения сложности текстов.
  • произвольное изменение правил оформления обучающих материалов и внешнего оформления книг.

В толковом словаре русского языка (ред. проф. Д.Н.Ушаков) «решебником» называется книга, в которой содержатся задачи и упражнения с ответами и ключами для помощи обучающимся по всем школьным предметам.

Решебники создавались с целью облегчить проверку сложных заданий по любым учебным дисциплинам и обеспечить самостоятельную подготовку школьников для поступления в высшие учебные заведения. Кроме того, решебники служат хорошими помощниками родителям, когда они не в состоянии самостоятельно помочь ребенку при выполнении домашнего задания из-за сложности школьной программы.

Чем хороши подобные учебные пособия?

Во-первых, в решебнике, кроме готовых ответов и ключей, содержатся обстоятельные объяснения по выполнению упражнений, тестовых заданий и решению задач.

Во-вторых, решебник послужит хорошим подспорьем при подготовке к поступлению в учебные заведения после окончания школы.

В-третьих, с помощью решебника можно научиться решать типовые задачи и выполнять упражнения, т.к. в нем обычно представлен подробный план решения вместе с необходимыми разъяснениями, касающимися теории, и приводятся примеры конкретных решений задач и примеров.

Дополнительно решебники содержат задачи и упражнения с готовыми ответами для самостоятельного освоения учебного материала.

Однако педагоги предупреждают, что для нерадивых учащихся существует соблазн использовать решебник в качестве «подсказки» и быстрого варианта выполнения домашних заданий без изучения теоретического материала и необходимых правил. Именно поэтому учителя не советуют родителям покупать решебники по всем школьным предметам, чтобы не осложнять собственному ребенку дальнейшее обучение.

Идеальный помощник в виде решебника пригодится лишь тем обучающимся, кто хочет повысить свой уровень знаний и получить качественное образование.

Где «купить» бесплатный учебник

Обеспечение школьников учебниками и учебными пособиями находится под постоянным контролем государства и общественных организаций. Серьезность вопроса доказывает наличие отдельной статьи № 35 в Федеральном законе об образовании № 273, в которой детально разъясняется, что бесплатное обеспечение средствами, необходимыми для обучения и воспитания обучающихся, предоставляется за счет бюджетных средств (федерального и местного) во временное пользование для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Список учебников и методических пособий, необходимых для обучения школьников, внесен в Федеральный перечень средств обучения.

Дополнительные обучающие пособия (рабочие тетради в печатном варианте, например) для более качественного усвоения конкретных предметов администрация образовательного заведения может включить в список необходимой учебной литературы. Подобный список должен быть утвержден отдельным приказом директора. Учитывая большое количество учебников и пособий, существующих в настоящее время, учитель может рекомендовать некоторые учебные пособия в качестве дополнительного средства для углубленного изучения отдельных предметов, но на их приобретение средства из федерального бюджета не выделяются.

Закупка учебников для школы проводится в соответствии с ГК РФ и нормативными документами, регламентирующими систему закупок для обеспечения потребностей образовательных учреждений.

С 2017 года ведущие издательства, осуществляющие выпуск учебников для школ, предлагают руководителям учебных заведений проводить закупки с помощью заключения прямых договоров с издательствами на поставку обучающей и методической литературы. Объясняется это предложение тем, что организации, издающие учебники, обладают авторскими правами на учебники и являются единственными поставщиками. Преимущества подобного предложения очевидны:

  • гарантия получения качественной продукции прямо от издателя до начала учебного года;
  • возможность купить учебники по самой низкой цене;
  • получение оформленного пакета документов, соответствующего федеральным законам.

Другой способ закупки учебных книг и пособий – заключение договора с интернет-магазинами учебников.

Подобные магазины предоставляют широкий выбор обучающей литературы, рабочих тетрадей, пособий, справочников и разнообразных дополнительных средств обучения.

Выбор поставщика производится на основе сравнительного анализа данных о возможностях издательств и интернет-магазинов и стоимости учебников.

Стоимость учебника

Российский издательский рынок активно развивается и количество издательских предприятий увеличивается. Издательства отличаются между собой по многим признакам:

Существуют признанные лидеры среди тех, кто издает художественную и учебно-педагогическую литературу. Приобрести у этих издательств учебные книги и методические пособия можно по заявке общеобразовательных учреждений.

Учебные издания должны быть официально утверждены Министерством образования РФ. К использованию в процессе обучения допускаются лишь те учебники, которые снабжены специальным грифом Министерства образования..

Наличие грифа подтверждает, что конкретная учебная книга соответствует ФГОСу (т.е. государственному стандарту образования), примерной программе и прочим утвержденным Минобрнауки нормативным требованиям.

Образовательная литература и обучающие пособия востребованы, поэтому динамика цен этого сегмента книжного рынка интересует всегда потребителей.

Рост отпускной цены на учебную книгопродукцию изменяется в соответствии ростом затрат издательства, поэтому руководство издательских компаний внимательно следит за ростом инфляции, колебаниями цен на сырье и услуги полиграфии.

Цена учебников и учебно-методических пособий формируется на основе нескольких факторов:

  • расходы, связанные с изучением и подбором учебного материала;
  • затраты на оплату труда научных консультантов;
  • маркетинговые услуги;
  • приобретение сырья;
  • полиграфические услуги.

Различие цен на учебную литературу на рынке связано с наличием посредников между издательством и учебным заведением. Завышение цены посредниками может существенно повлиять на стоимость издания. Именно поэтому издатели учебной литературы предлагают школам и ВУЗам способ противостояния этой политике – сотрудничество с издателем напрямую.

Для тех регионов, где подобные инициативы находят единомышленников, издательства предлагают:

  • гарантированную закупку учебников по самым низким ценам;
  • соблюдение сроков поставок литературы к началу учебного года;
  • оформление комплексного пакета документов на приобретенную литературу соответственно Федеральным законам;
  • максимально комфортный уровень обслуживания.

Современная учебная литература

Уровень требований к современной системе образования в РФ постоянно возрастает. Это связано с ускорением темпов развития страны и настоятельной необходимостью воспитывать людей, способных развивать и создавать гражданское общество. Кроме того, следует учитывать и мировые тенденции общественного развития.

Поэтому изменения должны произойти непосредственно в подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Образование, в данном случае, представляет собой сферу инвестиций в будущее России, чтобы поддержать международный статус страны с высоким уровнем культурного и научного потенциала.

Создание современной учебно-методической литературы – необходимое условие для модернизации образовательной сферы.

В нынешней России образование вариативное, т.е. предоставляющее возможность выбора и образовательного заведения, и программы образования, и педагога.

Рынок издания учебных книг расширился и представлен почти 160 издательствами и доля учебного книгоиздания занимает сейчас более 40% общего книжного рынка в Российском государстве.

Учебник для начальной школы

Учебники для младшей школы отличаются от прочих. Именно от них зависит, что будет переживать маленький человек на самом первом этапе обучения. От его первых познаний зависит последующий путь в страну знаний. Именно во время учебы в начальных классах формируется навык и желание научиться, навыки общения с одноклассниками. Именно поэтому качество базовых знаний имеет решающее значение для ребенка и последующий переход к средней ступени обучения.

Государственная программа обучения проводится с помощью учебников, внесенных в специальный список, утверждаемый Минобрнауки РФ. Авторские группы ученых и педагогов-специалистов, занимающиеся подготовкой учебников для начальной школы, основываются на программных требованиях и методических советах специалистов.

Учебник для 1 класса

Статья 28 ФЗ (федеральный закон) «Об образовании» разъясняет, что образовательная организация вправе самостоятельно определять список учебников для обеспечения педагогического процесса.

Таким образом, педагоги начальных классов получили право самостоятельно решать, какой набор учебных средств приемлем для младших школьников, чтобы создать детям удобное вхождение в новую среду, привить им любовь к знаниям с самого начала пребывания в школе.

Выбранная учителем программа будет использована в течение всех четырех лет обучения школьников младших классов. В одной и той же школе обучающиеся начальной школы вправе учиться по разным учебным книгам и программам.

Учебник основного общего образования

Социальная политика Российского государства обеспечивает детям получение основного общего образования бесплатно.

Реализовать свои конституционные права на обучение граждане России могут в организации, предоставляющей образовательные услуги.

Основное общее образование составляет вторую ступень и служит для обеспечения возможностей воспитания и обучения ребенка, развития его индивидуальности. Кроме того, вторая ступень нужна для полноценного образования. Она длится с 5 по 9 класс школы.

Педагогический процесс необходимо обеспечить образовательными программами и учебниками. Минобрнауки России рекомендует применять во время обучения те учебники, которые утверждены министерством.

Основанием для утверждения служат результаты экспертизы, проводящейся на предмет исследования содержания учебников.

Современные печатные учебники снабжены электронными версиями.

Учебник для 5 класса

Школьный учебник – это литературное издание, применяемое в качестве обучающего в школе. Он крайне необходим для обучающихся при подготовке к решению тестовых заданий, для закрепления полученных знаний.

Все учебно-методические книги соответствуют ФГОС, включены в официальный перечень учебников и способствуют развитию креативных умений школьников, прививают навыки самоконтроля, развивают интерес обучающихся к учебным предметам.

Учебники по среднему общему образованию

Уровень среднего общего образования не является профессиональным.

Согласно новым стандартам обучения право на реализацию получили разнообразные школьные программы, поэтому педагоги и родители могут их выбирать соответственно своим предпочтениям.

Кроме того, обучающемся в старших классах предоставлена возможность сформировать индивидуальный учебный план, включающий общие и дополнительные дисциплины.

Учебники для среднего образования также проходят обязательную экспертную процедуру и вносятся в рекомендованный список учебной литературы.

Соответственно госстандарту, учебник нацелен на усиление мотивации школьника к получению знаний об окружающем мире. Новые учебные книги демонстрируют ученикам, что школьные уроки – это подготовка к поиску полезной информации и развитие навыков ее применения в жизни.

Учебник по английскому

Современный учебник по английскому языку представляет собой целый учебно-методический набор и включает:

  • аудиоприложение;
  • рабочую тетрадь;
  • книгу для учителя;
  • электронное приложение;
  • обучающую компьютерную программу.

Главные преимущества учебника английского языка:

  • использование передового опыта российской школы и зарубежных коллег;
  • инновационный подход;
  • четкие требования результату обучения.

Учебник по математике

Учебник по математике – важная составляющая любого процесса обучения на всех уровнях, т.к. математика – центр, вокруг которого вращаются все школьные предметы. От знания математики зависят многие другие оценки по учебным дисциплинам.

Учебник математики включает множество разделов, соответствующих основным темам курса математики за конкретный класс. Например, учебник содержит теоретический раздел, который обучающиеся осваивают перед выполнением практических упражнений. Далее – следуют задачи для закрепления изученного. Кроме того, даются ответы с объяснениями решений.

Учебник русского языка

Все школьные учебники по русскому языку для школ России получили положительное экспертное заключение и входят в официальный список учебной литературы, соответствующей ФГОСам. Также, как и другие учебники по школьным дисциплинам, в них представлена не только теоретическая часть, но практические упражнения, тесты и творческие задания.

Подбор учебного материала дает возможность освежить знания по основным правилам русского языка, помогающие усвоить базовую информацию.

Учебник по географии

География признана одной из самых увлекательных наук. Учебник географии позволяет исследовать материки и океаны, узнать о жизни людей в других странах не выходя из класса.

Школьный комплекс для изучения географии состоит из:

  • учебника;
  • рабочей тетради;
  • комплекта контурных карт;
  • тетради-тренажёра;
  • тестовых заданий.

Учебник по биологии

Биология – важная учебная дисциплина. Ее изучение предполагает освоение типовой учебной программы, соответствующей ФГОС.

В процессе изучения курса школьники получат знания об основных этапах развития жизни и происхождении человека, узнают о генетике и основах экологии, биосфере и генной инженерии.

Для облегчения усвоения текстов, учебник по биологии снабжен иллюстрациями, фотографиями, схемами.

Проверочные вопросы позволят школьникам понять, успешно ли они усвоили знания.

Учебник по физике

Учебное издание по физике для средней школы составлено соответственно требованиям федеральных стандартов и способствует подготовке к итоговым контрольным заданиям.

Содержание учебника включает обучающие сведения базовой программы по физике.

Он представляет уровень обучающего материала, который необходим для освоения базовых знаний по физике.

Учебник по информатике

Учебная литература (учебники, пособия, рабочие тетради) для изучения школьного курса информатики содержат материалы, соответствующие учебной программе согласно образовательным стандартам. Задача – формирование представлений обучаемых о базовых понятиях курса на основе собственного опыта, полученных по другим дисциплинам знаний, а также развитие начальных навыков работы на ПК.

Учебник по обществознанию

Обществознание – дисциплина, которая знакомит школьников с ключевыми социально-гуманитарными знаниями. Ученики знакомятся с процессами становления демократического общества, узнают о различных социальных системах и получают знания, которые станут ориентиром их деятельности в современном мире, помогут адаптироваться в сложных условиях реальной жизни.