Полномочия субъектов рф в области ветеринарии
Статья 3.1. Полномочия Российской Федерации в области ветеринарии, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 декабря 2010 г. N 356-ФЗ настоящий Закон дополнен статьей 3.1, вступающей в силу с 1 января 2011 г.
Статья 3.1. Полномочия Российской Федерации в области ветеринарии, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
1. К полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся:
1) установление ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации;
2) отмена ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
2. Осуществление указанных в пункте 1 настоящей статьи полномочий Российской Федерации передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации без предоставления субвенций из федерального бюджета.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии:
1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий;
2) издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
6) вносит представление об освобождении от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в подпункт 7 пункта 3 статьи 3.1 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.
7) осуществляет контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий;
8) утверждает формы бланков предписаний, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи;
9) устанавливает формы отчетности, требования к содержанию отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;
10) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии переданных полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
Информация об изменениях:
4. Федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в подпункт 1 пункта 4 статьи 3.1 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.
1) осуществляет контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний:
об устранении выявленных нарушений;
о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
2) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и направляет в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии предложения об изъятии переданных полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ в подпункт 1 пункта 5 статьи 3.1 настоящего Закона внесены изменения
1) назначает на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ в подпункт 2 пункта 5 статьи 3.1 настоящего Закона внесены изменения
2) освобождает от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ в подпункт 3 пункта 5 статьи 3.1 настоящего Закона внесены изменения
3) утверждает структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
4) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи;
5) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии:
экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий;
сведений о выявленных случаях заразных болезней животных;
иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ статья 3.1 настоящего Закона дополнена пунктом 6
6. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области ветеринарии, предусмотренные настоящим Законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
См. комментарии к статье 3.1 настоящего Закона
Статья 3. Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области ветеринарии
Информация об изменениях:
Статья 3 изменена с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 524-ФЗ
Статья 3 . Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области ветеринарии
К полномочиям Российской Федерации относятся:
законодательство Российской Федерации в области ветеринарии;
формирование и реализация на территории Российской Федерации мероприятий в области ветеринарии;
организация и обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти в области ветеринарии;
установление и отмена на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных (далее — ограничительные мероприятия (карантин);
разработка и утверждение ветеринарных правил, утверждение порядка государственной регистрации кормовых добавок для животных;
охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;
сотрудничество с международными организациями и иностранными государствами по вопросам ветеринарии;
регистрация лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных;
обеспечение лекарственными средствами проведения противоэпизоотических мероприятий против заразных и иных болезней животных;
проведение регионализации территории Российской Федерации;
осуществление мониторинга ветеринарной безопасности территории Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, в том числе ветеринарной безопасности районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
создание федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии и обеспечение ее функционирования.
К полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся:
участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации;
организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;
защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;
регистрация специалистов в области ветеринарии, не являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, занимающихся предпринимательской деятельностью в области ветеринарии;
контроль деятельности специалистов в области ветеринарии, не являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, занимающихся предпринимательской деятельностью в области ветеринарии;
решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
См. комментарии к статье 3 настоящего Закона
Минсельхоз предлагает передать все полномочия по ветеринарному надзору на федеральный уровень
Минсельхоз опубликовал на портале публичного обсуждения проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора. Milknews приводит текст документа.
Как говорится в пояснительной записке, законопроект разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2018 г. № Пр-529 по итогам рабочей поездки в Краснодарский край 12 марта 2018 г. (часть 3 подпункта «а» пункта 1 и подпункт «б» пункта 1) и доработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2018 г. № АГ-П11-4934.
«Административная реформа, проведенная в 2004 г., привела к раздробленности ветеринарной системы», — говорится в записке. По результатам мониторинга, проведенного Россельхознадзором, в деятельности государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации выявлены следующие проблемы:
а) совмещение функций по оказанию платных ветеринарных услуг и осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора негативно сказывается на объективности результатов контрольно-надзорной деятельности в отношении поднадзорных объектов. В частности, Россельхознадзором выявляются факты сокрытия возникновения заразных болезней животных и несвоевременное исключение из оборота животноводческой продукции, опасной в ветеринарно-санитарном отношении. При этом отсутствие должного контроля за организацией и проведением противоэпизоотических мероприятий, а также за подконтрольной деятельностью хозяйствующих субъектов в целом привело к снижению уровня безопасности продукции;
б) отсутствие централизованного контроля и единого регулирования осуществления деятельности государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации, отсутствие единообразия в нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации, финансировании деятельности ветеринарных служб, а также структуре уполномоченных в области ветеринарии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации привели к разобщенности государственных ветеринарных служб субъектов Российской Федерации, результатом чего явилась невозможность применения скоординированных мер по предотвращению распространения заразных болезней животных на всей территории страны;
в) в ряде субъектов Российской Федерации уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации лишены самостоятельности и входят в состав иных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем ветеринарные службы не располагают независимостью в том объеме, который необходим для решения задач в области ветеринарии, и принятие особо важных решений, несущих экономические последствия для регионов, затягивается.
Законопроект предусматривает изъятие всех полномочий по осуществлению государственного ветеринарного надзора на федеральный уровень с возможностью дальнейшего делегирования части таких полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в качестве переданных по соглашениям. Таким образом будут достигнуты следующие цели:
- — ликвидация дублирования надзорных полномочий;
- — единообразие действий при осуществлении государственного ветеринарного надзора;
- — возможность централизованного контроля за осуществлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора.
Подготовлены также поправки в КоАП, где ветеринарный надзор вынесен на федеральный уровень.
Россельхознадзор / Нормативные документы
федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
В данном разделе размещаются актуальные версии нормативно-правовых актов (законы, приказы, указы, решения Верховного суда РФ и др.), представляющие интерес для специалистов в области ветеринарии и фитосанитарии.
Дополнительную информацию Вы можете получить, задав вопрос в разделе «Электронная приемная».
Протокол совещания по вопросу реформирования структуры и функций государственной ветеринарной службы Российской Федерации
Текст документа в формате pdf.
Протокол совещания по вопросу реформирования структуры и функций государственной ветеринарной службы Российской Федерации
от 8 июня 2010 года № 3
заместитель Министра сельского
хозяйства Российской Федерации
О.Н. Алдошин
заместитель Руководителя
Россельхознадзора
Н.А. Власов
начальник Управления ветеринарного
надзора Россельхознадзора
С.В. Захаров
заместитель начальника Управления
ветеринарного надзора
Л.Ю. Абрамова
начальник Управления ветеринарии
Республики Башкортостан
В.С. Буранбаев
председатель Комитета ветеринарии
Республики Мари-Эл
Н.К. Камилов
начальник Управления ветеринарии
Республики Мордовия
А.И. Кандаев
главный государственный ветеринарный
Республики Татарстан
Б.В. Камолов
главный государственный ветеринарный
Республики Удмуртия
Г.Н. Бурдов
главный государственный ветеринарный
Республики Чувашия
В.К. Тихонов
начальник Управления ветеринарии
Кировской области
С.Ф. Чучалин
главный государственный ветеринарный
инспектор Нижегородской области
Е.А. Колобов
начальник Управления ветеринарии
Оренбургской области
С.П. Загумейников
и.о. заместителя начальника Управления
ветеринарии Пензенской области
М.С. Калахов
и.о. главного государственного ветеринарного
инспектора Пермского края
Д.Н. Воробьев
главный государственный ветеринарный
инспектор Самарской области
С.В. Овчинников
заместитель начальника Управления
ветеринарии Саратовской области
И.Г. Козлов
главный государственный ветеринарный
инспектор Ульяновской области
Н.И. Палевина
представитель Правительственной комиссии
по реформированию
А.Е. Флигов
I. Об организации и этапах работы по реформированию структуры и функций государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Концепция изменения закона «О ветеринарии»
(О.Н. Алдошин, Н.А.Власов, А.Е. Флигов)
Выступающими освещены причины осуществления реформы государственной ветеринарной службы Российской Федерации и основные этапы ее реформирования на 2009-2011 гг. В действующем законодательстве в области ветеринарии осуществление государственного ветеринарного надзора на федеральном уровне возложено на Россельхознадзор и его территориальные органы, на региональном уровне на уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Однако, в нормативных правовых документах в области ветеринарии отсутствует четкое разграничение полномочий по ветеринарному надзору между указанными органами исполнительной власти, в связи с этим, имеют место случаи дублирования полномочий в области ветеринарного надзора. Это явилось одной из основных причин осуществления реформы государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
В рамках проводимой реформы предусматривается передача ряда функций в области ветеринарного надзора от федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующими субвенциями из федерального бюджета для этих целей. В связи с этим, представленный на рассмотрение Законопроект, расценивается как переходный документ, направленный исключительно на перераспределение полномочий в области ветеринарии между субъектами Российской Федерации и Российской Федерацией, созданный с единой целью – запустить бюджетные процессы в середине 2010 года с целью, чтобы новая версия Закона «О ветеринарии» начала работать с 01.01.2011.
II. Замечания и предложения по проекту Федерального закона № 362702-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере ветеринарии»
(Е.А. Колобов, Д.Н. Воробьев, И.Г. Козлов, С.В. Овчинников, Б.В. Камолов, Г.Н. Бурдов, В.С. Буранбаев, С.П. Загумейников, Н.И. Палевина, М.С. Калахов)
Выступающие высказали следующие мнения и предложения.
1. В проекте закона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии выдает представление о назначении на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия. В этом случае высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации при назначении на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии лишается права выбора кандидатуры на эту должность.
2.Изложить статью 17 Законопроекта в следующей редакции:
«В случае появления угрозы возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных Правительством Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, главой администрации органа местного самоуправления на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, вводятся ограничительные мероприятия (карантин).
Соответствующие полномочия органов местного самоуправления не противоречат подпункту 23 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления В Российской Федерации», согласно которому данные органы решают вопросы, в том числе, по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. В законопроекте нет четкого определения задач и функций Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в субъектах Российской Федерации.
4. Отдельными полномочиями в области ветеринарии, которые законопроектом предусматривается передать для исполнения с федерального на региональный уровень, субъекты Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством, и без того уже были наделены. Их реализация осуществляется за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации. В связи с этим, передача указанных в законопроекте федеральных полномочий на региональный уровень представляется недостаточно определенной и целесообразной. Необходимо в данном законопроекте сместить акцент о необходимости не передачи отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти в области ветеринарии региональным ветеринарным службам, а в большей степени о разграничении полномочий, в целях исключения их дублирования.
5. Считаем нецелесообразным исключить из закона Российской Федерации «О ветеринарии» статью 12, предусматривающую наличие заключений органов государственного ветеринарного надзора при предоставлении земельного участка под строительство предприятий по производству и хранению продуктов животноводства о соответствии их действующим ветеринарным нормам и правилам. Исключение данной законодательной нормы ослабит уровень ветеринарно-санитарной безопасности производимой продукции и экологического благополучия окружающей среды в субъектах Российской Федерации.
6. Считаем необходимым сохранить в новой редакции законопроекта определенные гарантии на получение мер социальной поддержки ветеринарных специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, а также вышедших на пенсию по завершению работы в системе государственной ветеринарной службы.
7. В законопроекте отсутствуют правовые нормы, регулирующие деятельность государственных ветеринарных учреждений, ветеринарных специалистов предприятий и организаций агропромышленного комплекса, аккредитованных организаций и специалистов в области ветеринарии, обеспечивающих выполнение задач в соответствии с законодательством о ветеринарии.
8. Законопроектом предусматривается включение в перечень объектов федерального государственного ветеринарного надзора деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, которые также осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области ветеринарии на региональном уровне. В связи с этим, в целях недопущения так называемого «двойного контроля» полагаем необходимым исключить из перечня объектов федерального государственного ветеринарного надзора деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии.
9. Контроль со стороны федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии за полномочиями субъектов Российской Федерации возможен исключительно в рамках переданных Российской Федерацией полномочий на субъектовый уровень.
10. Считаем необходимым проект закона дополнить статьей, предусматривающей внесение изменений в статью 23.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с целью определения органов и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях по статьям 10.6 – 10.8 Кодекса.
Заместитель Руководителя
Россельхознадзора
Н.А. Власов
Минсельхоз предлагает изъять все полномочия по ветконтролю на федеральный уровень
Законопроект разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2018 г. № Пр-529 по итогам рабочей поездки в Краснодарский край 12 марта 2018 г. (часть 3 подпункта «а» пункта 1 и подпункт «б» пункта 1) и доработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2018 г. № АГ-П11-4934.
Законопроект предусматривает изъятие всех полномочий по осуществлению государственного ветеринарного надзора на федеральный уровень с возможностью дальнейшего делегирования части таких полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в качестве переданных по соглашениям.
Публичное обсуждение документа закончился 8 октября.
В частности в проекте предлагается: пункт 2 изложить в следующей редакции —
«2. Федеральный государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора может передавать для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации часть своих полномочий по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих исключительно на территории соответствующего субъекта Российской Федерации деятельность, предметом которой является разведение, выращивание, содержание, перемещение (в том числе перевозка и перегон) по территории субъекта Российской Федерации, оборот на территории субъекта Российской Федерации и убой животных, перемещение, хранение, утилизация биологических отходов, производство, перемещение по территории субъекта Российской Федерации, хранение и реализация на территории субъекта Российской Федерации подконтрольных товаров, в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».»;
г) в пунктах 2.1, 2.2 и 3 слова «государственного ветеринарного надзора» заменить словами «федерального государственного ветеринарного надзора»;
а) в наименовании, частях первой, пятой и шестой слова «органов государственного ветеринарного надзора» заменить словами «органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный надзор»;
б) часть четвертую признать утратившей силу.
Закон от 14 мая 1993 г. N 4979-I «О ветеринарии»
Изменения и поправки
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 21.07.2007 N 191-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ, от 10.12.2010 N 356-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ)
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Ветеринария в Российской Федерации
Под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются:
реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных (по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию (далее по тексту — федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии) болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства;
подготовка специалистов в области ветеринарии, производство препаратов и технических средств ветеринарного назначения, а также организация научных исследований по проблемам ветеринарии;
контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства — владельцами животных и продуктов животноводства (далее — предприятия, учреждения, организации и граждане) ветеринарного законодательства Российской Федерации;
охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;
осуществление государственного ветеринарного надзора.
Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности (далее по тексту — федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора) во взаимодействии с ветеринарными службами других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с государственными ветеринарными службами субъектов Российской Федерации, а также аккредитованные в установленном порядке специалисты в области ветеринарии.
Статья 2. Нормативно-правовое регулирование в ветеринарии
Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Статья 3. Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области ветеринарии
К полномочиям Российской Федерации относятся:
законодательство Российской Федерации в области ветеринарии;
формирование и реализация на территории Российской Федерации мероприятий в области ветеринарии;
организация и обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти в области ветеринарии;
установление и отмена на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных (далее — ограничительные мероприятия (карантин);
разработка технических регламентов в области ветеринарии, в том числе разработка и утверждение ветеринарно-санитарных требований и норм безвредности кормов и кормовых добавок;
охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;
сотрудничество с международными организациями и иностранными государствами по вопросам ветеринарии;
регистрация лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных;
обеспечение лекарственными средствами проведения противоэпизоотических мероприятий против заразных и иных болезней животных.
К полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся:
участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации;
организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;
защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;
регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью;
контроль деятельности специалистов в области ветеринарии;
решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Статья 3.1. Полномочия Российской Федерации в области ветеринарии, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
1. К полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся:
1) установление ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации;
2) отмена ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
2. Осуществление указанных в пункте 1 настоящей статьи полномочий Российской Федерации передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации без предоставления субвенций из федерального бюджета.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии:
1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий;
2) издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
3) согласовывает структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
4) вносит представление о назначении на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия;
5) дает согласие на освобождение от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, по обращению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
6) вносит представление об освобождении от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия;
7) осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий;
8) утверждает формы бланков предписаний, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи;
9) устанавливает формы отчетности, требования к содержанию отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;
10) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии переданных полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
11) принимает решение об установлении на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в случае непринятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина).
4. Федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора:
1) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний:
об устранении выявленных нарушений;
о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
2) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и направляет в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии предложения об изъятии переданных полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
1) назначает на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, по представлению федерального органа исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии;
2) освобождает от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, с согласия федерального органа исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии или по его представлению;
3) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
4) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи;
5) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии:
экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий;
сведений о выявленных случаях заразных болезней животных;
иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Статья 4. Право на занятие ветеринарной деятельностью
Право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием.
Специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в уполномоченном в области ветеринарии органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В своей профессиональной деятельности специалисты в области ветеринарии руководствуются ветеринарным законодательством Российской Федерации и подконтрольны уполномоченному в области ветеринарии органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В случаях нарушения установленных норм и правил занятия ветеринарной деятельностью специалисты в области ветеринарии несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Раздел II. Государственная ветеринарная служба Российской Федерации, ведомственная ветеринарно-санитарная и производственная ветеринарная службы
Статья 5. Организация Государственной ветеринарной службы Российской Федерации
1. Задачами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации являются:
предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных;
обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении;
защита населения от болезней, общих для человека и животных;
охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.
2. Система государственной ветеринарной службы Российской Федерации включает в себя:
федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии;
федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и подведомственные ему организации;
федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора и подведомственные ему территориальные органы;
ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;
в субъектах Российской Федерации — уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.
3. Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации.
Абзац утратил силу с 1 января 2011 года.
4. Финансовое и материально-техническое обеспечение полномочий в области ветеринарии, определенных статьей 3 настоящего Закона, различных уровней государственной власти осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Статья 6. Социальная поддержка специалистов государственной ветеринарной службы Российской Федерации
Специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации могут устанавливаться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 7. Ветеринарные службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны и внутренних дел
Федеральным органом исполнительной власти в области обороны, федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел создаются ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы, организационная структура и порядок финансирования которых определяются указанными федеральными органами исполнительной власти.
Ветеринарные службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны и внутренних дел осуществляют свою деятельность под методическим руководством федеральных органов исполнительной власти в области ветеринарии.
Раздел III. Государственный ветеринарный и ведомственный ветеринарно-санитарный надзор
Статья 8. Государственный ветеринарный надзор
Государственный ветеринарный надзор — это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Государственный ветеринарный надзор направлен на:
выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных;
организацию противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятий по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и надзор за их выполнением;
разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства;
надзор за проведением организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм и правил;
надзор за производством и применением в ветеринарии биологических, химических и других лекарственных средств для животных, осуществление специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф;
применение мер, направленных на пресечение нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 3 статьи 5 настоящего Закона, а также другими лицами в порядке, определяемом положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Статья 9. Права Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, главных государственных ветеринарных инспекторов субъектов Российской Федерации, их заместителей и других лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного надзора
Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации и их заместители, главные государственные ветеринарные инспектора зональных управлений государственного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте, главные государственные ветеринарные инспектора городов, районов, их заместители, являющиеся начальниками (директорами) районных, городских станций по борьбе с болезнями животных, начальниками (директорами) районных, городских ветеринарных лабораторий, государственные ветеринарные инспектора территорий, обслуживаемых возглавляемыми ими ветеринарными лечебницами, ветеринарными пунктами, и другие лица, уполномоченные на осуществление государственного ветеринарного надзора, имеют право:
беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ветеринарии, посещать и обследовать организации в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил;
предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;
устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства;
вносить предложения в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации:
о создании в установленном законодательством Российской Федерации порядке чрезвычайных противоэпизоотических комиссий;
о введении на отдельных территориях Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных болезней животных;
абзац утратил силу.
принимать решения о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям;
абзац утратил силу.
привлекать в установленном порядке к ответственности должностных лиц организаций и граждан за нарушение законодательства Российской Федерации о ветеринарии в соответствии с настоящим Законом.
Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации имеет право участвовать в подготовке и подписании международных договоров с участием Российской Федерации по вопросам ветеринарии.
Ввоз на территорию Российской Федерации (вывоз с территории), а также транзит через территорию Российской Федерации продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных осуществляется при наличии письменного разрешения Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации.
Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации и их заместители имеют право вносить в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представления об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Статья 10. Утратила силу.
Статья 11. Утратила силу.
Раздел IV. Общие требования по предупреждению и ликвидации болезней животных и обеспечению безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства
Статья 12. Планировка и строительство предприятий по производству и хранению продуктов животноводства
При планировке и строительстве животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных и производства продуктов животноводства, для предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней животных.
Предоставление земельного участка под строительство предприятий по производству и хранению продуктов животноводства допускается только при наличии заключений органов государственного ветеринарного надзора о соответствии размещения таких предприятий действующим ветеринарным нормам и правилам.
Статья 13. Содержание, кормление и водопой животных, их перевозка или перегон
Помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья.
Предприятия, учреждения, организации и граждане — владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам.
Ветеринарно-санитарные требования и нормы по безвредности кормов и кормовых добавок утверждаются в установленном порядке и пересматриваются в соответствии с требованиями международных организаций, участником которых является Российская Федерация.
Корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, допускаются к производству и применению только при наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Требования, предъявляемые к ним, должны быть не ниже соответствующих требований международных стандартов.
Корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, не соответствующие установленным ветеринарно-санитарным требованиям и нормам, снимаются с производства или изымаются из реализации по решению главного государственного ветеринарного инспектора или его заместителя.
Перевозка или перегон животных должны осуществляться по согласованным с органами государственного ветеринарного надзора маршрутам и с соблюдением требований по предупреждению возникновения и распространения болезней животных.
Статья 14. Охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств
К ввозу в Российскую Федерацию допускаются здоровые животные, а также продукты животноводства, полученные от здоровых животных из благополучных по заразным болезням животных иностранных государств, с соблюдением требований ветеринарного законодательства Российской Федерации и условий, предусмотренных международными договорами с участием Российской Федерации.
Центральные органы федеральной исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации и граждане закупают за рубежом и ввозят в Российскую Федерацию животных, продукты животноводства и корма с разрешения главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации.
Ввоз на территорию Российской Федерации животных, продуктов животноводства и кормов осуществляется в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Перечень таких пунктов пропуска определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Для осуществления мероприятий по предупреждению заноса заразных болезней животных из иностранных государств в специально оборудованных и предназначенных для перемещения животных, продуктов животноводства и кормов пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области ветеринарного надзора и федеральным органом исполнительной власти в области обороны организуются пограничные ветеринарные контрольные пункты.
Статья 15. Заготовка, переработка, хранение, перевозка и реализация продуктов животноводства
Продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
Статья 16. Производство, внедрение и применение вакцин, других средств защиты животных от болезней
Вакцины, другие средства защиты животных от болезней допускаются к производству, внедрению и применению на основании заключения Всероссийского государственного научно-исследовательского института контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов о соответствии нормативно-технической документации на эти средства действующим ветеринарным правилам.
Производство вакцин, других средств защиты животных от болезней организуется с учетом указанного требования и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях возникновения очагов заразных болезней животных
В случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации решением федерального органа исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии могут быть установлены ограничительные мероприятия (карантин) на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
В случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации. Копия представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, одновременно с направлением данного представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) направляется в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора.
В случае появления угрозы возникновения и распространения заразных, за исключением особо опасных, болезней животных решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) может быть также принято руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия.
В случае установления ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации на основании решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, копия указанного решения в течение дня, следующего за днем его принятия, направляется в федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора.
В случае непринятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации ограничительные мероприятия (карантин) могут быть установлены решением федерального органа исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии. В случае принятия решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина) указанное решение действует до его отмены федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
В решении об установлении ограничительных мероприятий (карантина) должен быть указан перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок, а также срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия (карантин).
Для оперативного руководства деятельностью юридических и физических лиц по предупреждению распространения и ликвидации очагов заразных болезней животных и координации указанной деятельности органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают в установленном порядке специальные комиссии.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обеспечивает осуществление предусмотренных ветеринарным законодательством Российской Федерации специальных мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней животных в случае установления ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
Перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Статья 18. Обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан — владельцев животных и производителей продуктов животноводства
Ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства — производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Статья 19. Изъятие животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных
При ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 настоящего Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
В случаях, если очаги особо опасных болезней животных имеют федеральное или межрегиональное значение и мероприятия по ликвидации таких очагов, в том числе изъятие животных и (или) продуктов животноводства, проводятся на основании решения Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, субсидии на проведение указанных мероприятий выделяются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых проводятся указанные мероприятия, в размере пятидесяти процентов стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства.
Перечень особо опасных болезней животных определяется федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации.
Оценка стоимости изымаемого имущества может быть оспорена собственником имущества в суде.
Раздел V. Защита населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений
Статья 20. Утратила силу.
Статья 21. Ветеринарно-санитарная экспертиза
Мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Ветеринарно-санитарной экспертизе подлежат также корма и кормовые добавки растительного происхождения и продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемая на продовольственных рынках или используемая на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации.
Организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, условия использования продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок растительного происхождения определяются техническими регламентами в области ветеринарии, ветеринарно-санитарными требованиями и нормами безопасности кормов и кормовых добавок, издаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные регламенты и требования устанавливают ветеринарно-санитарные нормы, которым должны соответствовать продукция животного происхождения, корма и кормовые добавки растительного происхождения, а также продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, производимая организациями и гражданами, реализуемая ими или торговыми организациями на рынках.
Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
Порядок переработки и использования кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения определяется действующими ветеринарно-санитарными правилами.
Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организуют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации в пределах своей компетенции.
Статья 22. Взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора и федерального органа исполнительной власти по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора и федеральный орган исполнительной власти по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляют в пределах своей компетенции взаимодействие по вопросам защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений.
Раздел VI. Ответственность за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации
Статья 23. Ответственность за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской Федерации.
Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от обязанности возместить ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Утратила силу.
Раздел VII. Международные договоры
Статья 25. Международные договоры
Если международным договором с участием Российской Федерации по вопросам животноводства, ветеринарии, импорта и экспорта животных и продуктов животноводства установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.
Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин
Прим. ред.: документ опубликован в «Ведомостях СНД и ВС РФ», 17.06.1993, N 24, ст. 857