Статья 41 трудовой кодекс рб
Трудовой кодекс Республики Беларусь
Статья 41. Расторжение срочного трудового договора по требованию работника
Срочный трудовой договор подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, иных уважительных причин, препятствующих выполнению работы по трудовому договору, а также в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора.
Факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора устанавливается уполномоченным органом надзора за соблюдением законодательства о труде, профсоюзами и (или) судом.
Добавить комментарий к ст.41 ТК РБ 296-З от 26.07.1999 г.
Статья 41. Трудового кодекса РБ
Расторжение срочного трудового договора по требованию работника
Срочный трудовой договор (пункт 2 статьи 17) подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы по трудовому договору, нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора и по другим уважительным причинам.
Факт нарушения законодательства о труде, коллективного или трудового договора устанавливается специально уполномоченным государственным органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, профсоюзами и (или) судом.
При расторжении срочного трудового договора в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора наниматель выплачивает уволенному работнику выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.
Комментарий к отдельным нормам Трудового кодекса Республики Беларусь. Расторжение срочного трудового договора (контракта) по требованию работника
КОММЕНТАРИЙ К ОТДЕЛЬНЫМ НОРМАМ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
РАСТОРЖЕНИЕ СРОЧНОГО ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (КОНТРАКТА) ПО ТРЕБОВАНИЮ РАБОТНИКА
Законом установлено, что срочный трудовой договор (контракт) подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы по срочному трудовому договору (контракту), нарушения нанимателем законодательства о труде, условий коллективного или срочного трудового договора (контракта) и по другим уважительным причинам (часть первая ст.41 Трудового кодекса РБ (далее — ТК)).
Ни в одном из нормативных правовых актов, регулирующих прекращение срочного трудового договора (контракта), не приводится перечень других уважительных причин. Исходя из практики, к другим уважительным причинам можно отнести: необходимость ухода за больными членами семьи или за инвалидом I группы; беременность женщины; направление мужа (жены) на работу (службу) за границу; переезд на другое постоянное место жительства в другой населенный пункт; выход на пенсию; избрание на должность, занимаемую по выборам или конкурсу; зачисление на дневное отделение в учебные заведения и др.
Оценивая уважительность причины, наниматель должен исходить из конкретных обстоятельств, личности работника и разумности его требований о досрочном прекращении срочного трудового договора (контракта) в связи с невозможностью продолжать работу. Если работник не согласен с решением нанимателя, то он не вправе самостоятельно прекращать трудовые отношения, поскольку неявка на работу без уважительных причин является дисциплинарным проступком.
Требование работника о досрочном прекращении срочного трудового договора (контракта) допускается не во всех случаях, а лишь при наличии определенных обстоятельств, препятствующих выполнению работы.
В ТК также предусмотрено, что работник вправе требовать досрочного расторжения срочного трудового договора (контракта) при нарушении нанимателем законодательства о труде, условий коллективного или срочного трудового договора (контракта). При этом факт нарушения законодательства о труде, коллективного или трудового договора устанавливается специально уполномоченным государственным органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, профсоюзами и (или) судом (часть вторая ст.41 ТК).
Под нарушением законодательства о труде, коллективного или трудового договора (контракта) следует понимать нарушение нанимателем прямого запрета или невыполнение императивного предписания закона, а также нарушения условий трудового договора (контракта).
Систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством (ст.462 ТК).
Согласно Положению о департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и анализ практики его применения осуществляются указанным департаментом, в структуру которого входят областные и Минское городское управления, являющиеся обособленными подразделениями. В состав областных управлений входят межрайонные инспекции труда.
Департамент в соответствии с возложенными на него задачами проверяет работу государственных органов, включая органы государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, и нанимателей по вопросам соблюдения законодательства о труде, выполнению уполномоченными должностными лицами возложенных на них обязанностей по данным вопросам; рассматривает в пределах своей компетенции обращения, предложения, заявления, жалобы граждан и нанимателей; применяет в установленном законодательством порядке санкции к нанимателям, привлекает к административной ответственности должностных лиц нанимателей, допустивших нарушения законодательства о труде, а также осуществляет иные полномочия.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы (их объединения) через их правовые и технические инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов, общественных инспекторов по охране труда (ст.463 ТК).
Согласно Порядку осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 23.10.2000 № 1630, правовые и технические инспекции труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в организациях, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, а также индивидуальными предпринимателями, у которых работают члены соответствующего профсоюза.
Общественные инспекторы по охране труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в организациях, в которых они работают.
Правовые и технические инспекторы труда имеют право устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора, дающий работнику право требовать досрочного расторжения срочного трудового договора (контракта).
Таким образом, устанавливать факт нарушения законодательства о труде, коллективного или срочного трудового договора (контракта) вправе компетентные органы, должностные лица, а также суд.
В части третьей ст.41 ТК предусмотрено, что при расторжении срочного трудового договора в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, условий коллективного или трудового договора наниматель выплачивает уволенному работнику выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.
В соответствии с постановлением Правительства РБ от 02.08.1999 № 1180 «Об утверждении Примерной формы контракта нанимателя с работником» в случае досрочного расторжения контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя установлена минимальная компенсация в размере 3 среднемесячных заработных плат. При этом указанная минимальная компенсация не выплачивается работникам, достигшим пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет) и имеющим право на полную пенсию, а также работникам, не достигшим указанного возраста, но получающим пенсии (кроме трудовых пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальных пенсий).
Римма Филипчик, судья Конституционного Суда Республики Беларусь,
заслуженный юрист Республики Беларусь
От редакции: С 27 ноября 2006 г. постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.12.2001 № 22 «О департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» на основании постановления Министерства труда и социальной защиты от 31.10.2006 № 138 утратило силу.
Статья 41. Расторжение срочного трудового договора по требованию работника
Срочный трудовой договор подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, иных уважительных причин, препятствующих выполнению работы по трудовому договору, а также в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора.
Факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора устанавливается уполномоченным органом надзора за соблюдением законодательства о труде, профсоюзами и (или) судом.
Увольнение по ст. 41 ТК РБ (срочно)
Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.
есть два мнения:
1. датой, указанной в заявлении работника (ст.41 ТК РБ)
2. по соглашению сторон, по истечению срока контракта или по собственному желанию (при трудовом договоре на неопр.срок, согласованной датой или с отработкой месяца со дня подачи заявления)
Я придерживаюсь 2 пункта: работник продолжает работать, оформив пенсию. Своим правом уволиться по достижении пенсионного возраста он не воспользовался, следовательно при последующей работе трудовые отношения с ним — как с обычным работником.
Если его здоровье не позволяет ему продолжать работу — пусть оформляет справку и увольняется по ст.42
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Рассмотрение судами споров, связанных с контрактной формой найма работников (по материалам обзора судебной практики)
«В п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. № 1180 «Об утверждении примерной формы контракта нанимателя с работником» (с последующими изменениями и дополнениями) установлена минимальная компенсация в размере трех среднемесячных заработных плат за ухудшение правового положения работника в случае досрочного расторжения контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя.
Выплата выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 41 ТК) за нарушение нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора контрактной формой найма не предусмотрена и распространяется на случаи расторжения других срочных трудовых договоров».
Т.е. можете рассчитывать только на компенсацию в размере трех среднемесячных заработных плат.
Статья 41 трудовой кодекс рб
Электронный журнал
«Я специалист по кадрам»
приветствует Вас!
Редактор рекомендует:
Кадровые новости за 26 февраля:
Свежие статьи по теме:
- Данный список формируется автоматически.
- Можно редакировать заголовок.
- Сохраняйте структуру данного HTML блока.
Популярные статьи на портале в феврале 2019г.:
Расторжение трудового договора в свете последних изменений Трудового кодекса РБ.
Казалось бы, многие вопросы, связанные с порядком увольнения работников, давно разрешены, разъяснены и достаточно подробно регламентированы. Однако на практике периодически возникают спорные ситуации во взаимоотношениях между работниками и нанимателями, разрешить которые прямым и безусловным применением той или иной нормы права не представляется возможным.
В ходе «Прямой линии», прошедшей 3 июня 2014 г. в редакции журнала «Я – специалист по кадрам», такие ситуации разъяснила заместитель начальника управления – начальник отдела надзора за соблюдением законодательства о труде Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты РБ Логвина Людмила Викторовна.
На что необходимо обратить внимание при увольнении работников по их требованию при наличии у них уважительных причин в соответствии со ст. 41 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)?
Согласно новой редакции ст. 41 ТК срочный трудовой договор подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, иных уважительных причин, препятствующих выполнению работы по трудовому договору, а также в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора.
Факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора устанавливает уполномоченный орган надзора за соблюдением законодательства о труде, профсоюзы и (или) суд.
Таким образом, исходя из новой редакции указанной статьи, законодательством более точно определена позиция в части уважительных причин, дающих основание работнику требовать досрочное прекращение срочных трудовых договоров: болезнь или инвалидность, а также иные уважительные причины, которые могут возникнуть у работника на любом этапе жизни, однако они должны препятствовать выполнению работы по трудовому договору. Этот момент весьма существенный при решении вопроса об увольнении работника по данному основанию, и, конечно, нанимателю необходимо всесторонне оценить уважительность той или иной приведенной работником причины, в т.ч. запросить у работника документы, подтверждающие наличие причины, указанной в заявлении работника, а затем оценить ее с позиции возможности продолжения работы с учетом возникшего у работника обстоятельства.
Кроме того, поскольку требование об увольнении по ст. 41 ТК исходит от работника, то, следовательно, решение об увольнении наниматель должен принять до указанной в заявлении работника даты.
Подспорьем для принятия решения и оценки уважительных причин для нанимателя служит постановление Пленума Верховного Суда РБ от 26.06.2008 № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников» (далее – постановление).
К таким причинам могут относиться, например, состояние здоровья, выход на пенсию, изменение места жительства, необходимость ухода за больными членами семьи. Доказательства об уважительности причин досрочного расторжения контракта предоставляет истец (п. 19 постановления).