Экспертиза объектов мчс

Оглавление:

Экспертиза объектов мчс

Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 26) государственная экспертиза* проектов и решений организуется и проводится по тем объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или влиять на обеспечение защиты населения.

В стране в настоящее время действует ряд правовых актов, нормативных и методических документов, которые регламентируют требования к выполнению мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций различного характера, защите населения и территорий при их возникновении, а также обеспечивают влияние территориальных органов управления ГОЧС на выбор места размещения и строительство объектов, реализацию в градостроительной документации и проектах мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций. К наиболее важным из этих актов в рассматриваемой области относятся: Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2001 г. № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации», «Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование и согласование документации на строительство, а также оплаты указанных услуг» (Минстрой России, 1996г.), СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства», «Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в системе МЧС России», «Методические рекомендации о порядке проведения экспертизы в области защиты населения и территорий» (приказ МЧС России от 10 июня 1996 г. № 383).

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 26) проектные решения по предупреждению чрезвычайных ситуаций подлежат государственной экспертизе в области защиты населения и территорий. Другими словами, этим законом введен новый вид специализированной государственной экспертизы. Ее цель — выявление степени соответствия объектов экспертизы установленным нормам, стандартам и правилам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также и в области проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (ИТМ ГО).

Объектами данного вида экспертизы являются:
* проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных федеральных и региональных программ;
* проекты территориальной организации производительных сил;
* градостроительная документация всех видов, обоснования инвестиций в строительство, технико-экономические обоснования и проекты нового строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, зданий и сооружений независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности;
* декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов;
* проекты нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.

Субъекты данного вида экспертизы — это экспертные органы МЧС России. В настоящее время в системе МЧС России созданы и действуют: в центре — Экспертный совет при Межведомственной комиссии (МВК) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Государственная экспертиза проектов МЧС России; на территориях — комиссии, образованные из специалистов региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации. Среди этих экспертных органов установлено разделение полномочий.

Экспертный совет при МВК по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций должен рассматривать программные документы федерального уровня, проекты нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.

Государственная экспертиза проектов МЧС России (Положение утверждено приказом МЧС России от 10 июля 2001 г. №309) должна рассматривать градостроительную документацию по планированию развития территорий субъектов Российской Федерации, генеральные планы городов, отнесенных к группам по гражданской обороне или с численностью населения 250 тыс. чел. и более, декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, проекты строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, проекты строительства объектов МЧС России.

В соответствии с «Положением о разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению градостроительной, предпроектной и проектной документации между МЧС России и Госстроем России» (№ МЧС России 1-4-29/1 от 22.6.01, № Госстроя России АШ-3440/24 от 26.6.01) рассмотрению в Государственной экспертизе проектов МЧС России подлежат проекты строительства следующих объектов:
— строящихся полностью или частично за счет средств федерального бюджета, государственных кредитов и кредитов, получаемых по государственной гарантии, а также за счет других средств, получаемых в качестве государственной поддержки;
— находящихся в государственной собственности;
— строящихся за границей при техническом содействии Российской Федерации, находящихся в совместном пользовании Российской Федерации и других государств и строящихся с привлечением иностранных инвестиций, сооружаемых при реализации соглашений о разделе продукции, включенных в федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов;
— строящихся по экспериментальным и базовым проектам, предназначенным для массового пользования;
строящихся по заказу МЧС России и включенных в федеральные целевые программы, государственным заказчиком которых является МЧС России;
— потенциально опасных и технически особо сложных, независимо от источников финансирования и формы собственности, в том числе:
* ядерно и радиационно опасных объектов (атомных электростанций, исследовательских реакторов, предприятий ядерного топливного цикла, хранилищ временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);
* объектов по уничтожению химического оружия и ракетного топлива, уничтожению и захоронению химических и других опасных отходов;
* гидротехнических сооружений 1 и 2-го классов;
* опасных производственных объектов, предусмотренных приложением № 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
* тепловых электростанций электрической мощностью 150 мегаватт и выше;
* линий электропередач и подстанций напряжением 330 киловольт и выше;
* морских портов, космодромов, аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мостов и тоннелей длиной более 500 м, метрополитенов;
* радиолокационных станций, радио- и телецентров, магистральных линий связи;
* общегородских объектов коммунального хозяйства в городах с расчетной численностью населения свыше 500 тыс. жителей;
* крупных объектов пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, оказывающих влияние на продовольственную безопасность страны или имеющих важное социальное значение;
* объектов оборонной промышленности, включая объекты по производству конверсионной продукции и продукции двойного назначения.

Документация по перечисленным объектам экспертизы рассматривается в части предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также соблюдения требований по осуществлению управления административно-хозяйственной деятельностью в чрезвычайных ситуациях и в военное время, обеспеченности узлами связи, централизованными и локальными системами оповещения, защитными сооружениями гражданской обороны, соблюдения других норм проектирования ИТМ ГО. Исключение составляет проектная документация по объектам строительства, заказанным МЧС России (комплексным и военным городкам, парковым и складским зонам, опорным базам поисково-спасательных служб, учебным центрам подготовки спасателей и др.). По ним готовится экспертное заключение в полном объеме на все разделы проекта.

Экспертные комиссии региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации (территориальные экспертные органы МЧС России) должны рассматривать документацию, относящуюся к градостроительству и строительству объектов на территории соответствующих регионов или субъектов Российской Федерации, за исключением той документации, которая подлежит экспертизе в Экспертном совете при МВК по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Государственной экспертизе проектов МЧС России.

Читайте так же:  Требования сбербанка на кредит

Следует отметить, что в субъектах Российской Федерации могут создаваться специализированные экспертные центры или организации, уполномоченные на проведение экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В своей работе экспертные органы руководствуются следующими основными принципами:
* единство политики в области государственной экспертизы как составной части процесса государственного регулирования различных видов хозяйственной деятельности в Российской Федерации;
* обязательность государственной экспертизы по всем важнейшим объектам экспертизы федерального, регионального и отраслевого уровней;
* независимость органов государственной экспертизы и экспертов при осуществлении ими экспертной деятельности в рамках установленных полномочий;
* компетентность и законность экспертизы, ответственность экспертных органов и обоснованность заключений по ее результатам;
* достоверность и полнота информации, предоставляемой на экспертизу;
* гласность, учет общественного мнения;
* гарантированность оплаты труда экспертов.

В соответствии с положениями об указанных экспертных органах МЧС России экспертиза проводится при условии ее оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экспертизе. Начало срока проведения экспертизы устанавливается после приемки экспертными органами комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме. Срок проведения определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать 1 месяца для градостроительной, предпроектной и проектной документации, а для экспертизы деклараций промышленной безопасности — 3 месяцев.

При необходимости экспертные органы МЧС России взаимодействуют в установленном порядке с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, с Главгосэкспертизой России и ее территориальными подразделениями, с органами государственной экологической экспертизы, экспертными подразделениями министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, государственными надзорными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Экспертиза в обязательном порядке должна проводиться несколькими экспертами, т.е. комиссией экспертного органа МЧС России. В установленном порядке в состав комиссии могут включаться внештатные эксперты, что предусмотрено приказом МЧС России от 28 августа 1996 г. № 568.

По завершению экспертизы готовится экспертное заключение, которое должно содержать:
* краткую характеристику объекта экспертизы с описанием основных проектных решений по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
* конкретные замечания и предложения по принятым решениям и технико-экономическим показателям с соответствующими обоснованиями;
* выводы — рекомендовать к утверждению, возвратить на доработку или отклонить представленную на экспертизу документацию.
Заключение подписывается всеми экспертами, участвовавшими в рассмотрении документации, и утверждается руководителем экспертного органа МЧС России.

В случае отрицательного заключения заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении. Замечания и выводы заключения государственной экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Государственная экспертиза является действенным средством предупреждения чрезвычайных ситуаций различного характера. В связи с этим на всех уровнях органы управления ГОЧС должны строго следить за тем, чтобы:
— заказчики согласовывали задания на проектирование и получали необходимые исходные данные для проектирования ИТМ ГО и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
— проектные организации разрабатывали разделы «ИТМ ГОЧС» в составе градостроительной документации и проектов строительства;
— все проекты и градостроительная документация направлялись территориальным органом государственной вневедомственной экспертизы на рассмотрение в соответствующий экспертный орган МЧС России;
— территориальные органы архитектурно-строительного надзора не допускали выдачу разрешений на строительство без наличия положительного экспертного заключения по вопросам гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
— лицензирующие органы не выдавали лицензии на проектирование организациям, которые недостаточно подготовлены для разработки разделов «ИТМ ГОЧС» проектов строительства и градостроительной документации.

Структура федеральных экспертных органов России представлена на рис.2.7.1 (территориальные экспертные органы имеют аналогичную структуру).

Схема взаимодействия экспертных органов и структурных подразделений МЧС России и субъектов Российской Федерации представлена на рис.2.7.1.

Рис. 2.7.1. Схема взаимодействия в области экспертизы между структурными подразделениями центрального аппарата и территориальными органами МЧС России

Экспертиза объектов мчс

В МЧС подготовили законопроект, меняющий правила проведения проверок торговых центров и других мест массового пребывания людей, рассказал директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы министерства Ринат Еникеев, передает ТАСС.

Одно из положений законопроекта касается порядка выдачи разрешения на строительство таких объектов. В ведомстве предложили вернуть Госпожнадзору полномочия по выдаче разрешений на строительство и на ввод объектов. Также предлагается привлечь надзорные органы МЧС к участию в экспертизе проектной документации на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности, сказал Еникеев.

Если будут выявлены «грубые нарушения лицензионных требований и условий», надзорные органы должны иметь полномочия приостановить деятельность конкретного юридического лица, пояснил Еникеев.

Кроме того, в случае принятия поправок, проверяться будут не отдельные юридические лица, эксплуатирующие торговый центр или другое место массового пребывания людей, а все здание целиком, пояснил главный госинспектор по пожарному надзору. Еникеев пояснил, что «дробление крупного бизнеса на малые предприятия» приводит к уменьшению налоговых баз, что позволяет этим малым предприятиям воспользоваться надзорными каникулами и избежать проверок. Законопроект также предусматривает возможность проведения проверок без предварительного уведомления владельцев объектов.

Информация по представляемым материалам

При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, орган дознания, следователь, суд назначает экспертизу. ФГБУ СЭЦ ФПС по г. Москве является пожарно-техническим учреждением федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. В связи с этим ФГБУ СЭЦ ФПС по г. Москве проводит только пожарно-технические экспертизы.

Пожарно-техническая экспертиза производится в целях установления обстоятельств возникновения и развития пожара, а также способствующих ему условий.

Определение обстоятельств возникновения пожара является одной из ключевых задач при расследовании гражданских и уголовных дел о пожарах, поскольку эти обстоятельства могут быть определенным образом связаны с действиями людей или с проявлениями природных явлений.

Пожарная экспертиза решает задачи определения места и времени возникновения первоначального горения (очага пожара), установления механизма возникновения и развития горения, а также выявления обстоятельств, способствующих возникновению и развитию пожара. При производстве пожарно-технической экспертизы, как и некоторых других инженерно-технических экспертиз, возникает необходимость анализировать техническую документацию сгоревшего объекта, а также проводить оценку сведений об обстоятельствах возникновения, обнаружения и развития горения, проводить моделирование процессов, происходивших в процессе пожара.

Объектами пожарно-технической экспертизы являются:

— обгоревшие и обуглившиеся конструктивные элементы и части зданий;

— поврежденные транспортные средства и другие крупногабаритные предметы;

— механизмы и оборудование или их узлы и детали;

— обгоревшие и необгоревшие предметы и их остатки (включая предполагаемые технические средства поджога или предметы со следами легковоспламеняющихся и горючих жидкостей);

— предметы с локализованными следами теплового воздействия (проплавами, прогарами и проч.);

— пожарный мусор (зола, пепел, угли, части обгоревших предметов, веществ и материалов), следы копоти и прогаров на объектах, пробы материала с участков под прогарами;

— устройства для зажигания веществ и материалов;

— устройства пожарной сигнализации, средства пожаротушения;

— электронагревательные приборы вместе со шнурами;

— фрагменты электрических проводов и кабелей со следами оплавлений;

— устройства электрозащиты (плавкие предохранители, автоматические выключатели и проч.), электрокоммутирующие устройства с признаками аварийных режимов;

Читайте так же:  Трудовой кодекс об оплате праздничных дней

— материалы дела, по которому производится пожарно-техническая экспертиза.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту: