Экспертиза объектов мчс

Оглавление:

Экспертиза объектов мчс

Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 26) государственная экспертиза* проектов и решений организуется и проводится по тем объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или влиять на обеспечение защиты населения.

В стране в настоящее время действует ряд правовых актов, нормативных и методических документов, которые регламентируют требования к выполнению мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций различного характера, защите населения и территорий при их возникновении, а также обеспечивают влияние территориальных органов управления ГОЧС на выбор места размещения и строительство объектов, реализацию в градостроительной документации и проектах мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций. К наиболее важным из этих актов в рассматриваемой области относятся: Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2001 г. № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации», «Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование и согласование документации на строительство, а также оплаты указанных услуг» (Минстрой России, 1996г.), СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства», «Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в системе МЧС России», «Методические рекомендации о порядке проведения экспертизы в области защиты населения и территорий» (приказ МЧС России от 10 июня 1996 г. № 383).

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 26) проектные решения по предупреждению чрезвычайных ситуаций подлежат государственной экспертизе в области защиты населения и территорий. Другими словами, этим законом введен новый вид специализированной государственной экспертизы. Ее цель — выявление степени соответствия объектов экспертизы установленным нормам, стандартам и правилам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также и в области проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (ИТМ ГО).

Объектами данного вида экспертизы являются:
* проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных федеральных и региональных программ;
* проекты территориальной организации производительных сил;
* градостроительная документация всех видов, обоснования инвестиций в строительство, технико-экономические обоснования и проекты нового строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, зданий и сооружений независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности;
* декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов;
* проекты нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.

Субъекты данного вида экспертизы — это экспертные органы МЧС России. В настоящее время в системе МЧС России созданы и действуют: в центре — Экспертный совет при Межведомственной комиссии (МВК) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Государственная экспертиза проектов МЧС России; на территориях — комиссии, образованные из специалистов региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации. Среди этих экспертных органов установлено разделение полномочий.

Экспертный совет при МВК по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций должен рассматривать программные документы федерального уровня, проекты нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.

Государственная экспертиза проектов МЧС России (Положение утверждено приказом МЧС России от 10 июля 2001 г. №309) должна рассматривать градостроительную документацию по планированию развития территорий субъектов Российской Федерации, генеральные планы городов, отнесенных к группам по гражданской обороне или с численностью населения 250 тыс. чел. и более, декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, проекты строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, проекты строительства объектов МЧС России.

В соответствии с «Положением о разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению градостроительной, предпроектной и проектной документации между МЧС России и Госстроем России» (№ МЧС России 1-4-29/1 от 22.6.01, № Госстроя России АШ-3440/24 от 26.6.01) рассмотрению в Государственной экспертизе проектов МЧС России подлежат проекты строительства следующих объектов:
— строящихся полностью или частично за счет средств федерального бюджета, государственных кредитов и кредитов, получаемых по государственной гарантии, а также за счет других средств, получаемых в качестве государственной поддержки;
— находящихся в государственной собственности;
— строящихся за границей при техническом содействии Российской Федерации, находящихся в совместном пользовании Российской Федерации и других государств и строящихся с привлечением иностранных инвестиций, сооружаемых при реализации соглашений о разделе продукции, включенных в федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов;
— строящихся по экспериментальным и базовым проектам, предназначенным для массового пользования;
строящихся по заказу МЧС России и включенных в федеральные целевые программы, государственным заказчиком которых является МЧС России;
— потенциально опасных и технически особо сложных, независимо от источников финансирования и формы собственности, в том числе:
* ядерно и радиационно опасных объектов (атомных электростанций, исследовательских реакторов, предприятий ядерного топливного цикла, хранилищ временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);
* объектов по уничтожению химического оружия и ракетного топлива, уничтожению и захоронению химических и других опасных отходов;
* гидротехнических сооружений 1 и 2-го классов;
* опасных производственных объектов, предусмотренных приложением № 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
* тепловых электростанций электрической мощностью 150 мегаватт и выше;
* линий электропередач и подстанций напряжением 330 киловольт и выше;
* морских портов, космодромов, аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мостов и тоннелей длиной более 500 м, метрополитенов;
* радиолокационных станций, радио- и телецентров, магистральных линий связи;
* общегородских объектов коммунального хозяйства в городах с расчетной численностью населения свыше 500 тыс. жителей;
* крупных объектов пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, оказывающих влияние на продовольственную безопасность страны или имеющих важное социальное значение;
* объектов оборонной промышленности, включая объекты по производству конверсионной продукции и продукции двойного назначения.

Документация по перечисленным объектам экспертизы рассматривается в части предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также соблюдения требований по осуществлению управления административно-хозяйственной деятельностью в чрезвычайных ситуациях и в военное время, обеспеченности узлами связи, централизованными и локальными системами оповещения, защитными сооружениями гражданской обороны, соблюдения других норм проектирования ИТМ ГО. Исключение составляет проектная документация по объектам строительства, заказанным МЧС России (комплексным и военным городкам, парковым и складским зонам, опорным базам поисково-спасательных служб, учебным центрам подготовки спасателей и др.). По ним готовится экспертное заключение в полном объеме на все разделы проекта.

Экспертные комиссии региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации (территориальные экспертные органы МЧС России) должны рассматривать документацию, относящуюся к градостроительству и строительству объектов на территории соответствующих регионов или субъектов Российской Федерации, за исключением той документации, которая подлежит экспертизе в Экспертном совете при МВК по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Государственной экспертизе проектов МЧС России.

Читайте так же:  Требования сбербанка на кредит

Следует отметить, что в субъектах Российской Федерации могут создаваться специализированные экспертные центры или организации, уполномоченные на проведение экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В своей работе экспертные органы руководствуются следующими основными принципами:
* единство политики в области государственной экспертизы как составной части процесса государственного регулирования различных видов хозяйственной деятельности в Российской Федерации;
* обязательность государственной экспертизы по всем важнейшим объектам экспертизы федерального, регионального и отраслевого уровней;
* независимость органов государственной экспертизы и экспертов при осуществлении ими экспертной деятельности в рамках установленных полномочий;
* компетентность и законность экспертизы, ответственность экспертных органов и обоснованность заключений по ее результатам;
* достоверность и полнота информации, предоставляемой на экспертизу;
* гласность, учет общественного мнения;
* гарантированность оплаты труда экспертов.

В соответствии с положениями об указанных экспертных органах МЧС России экспертиза проводится при условии ее оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экспертизе. Начало срока проведения экспертизы устанавливается после приемки экспертными органами комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме. Срок проведения определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать 1 месяца для градостроительной, предпроектной и проектной документации, а для экспертизы деклараций промышленной безопасности — 3 месяцев.

При необходимости экспертные органы МЧС России взаимодействуют в установленном порядке с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, с Главгосэкспертизой России и ее территориальными подразделениями, с органами государственной экологической экспертизы, экспертными подразделениями министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, государственными надзорными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Экспертиза в обязательном порядке должна проводиться несколькими экспертами, т.е. комиссией экспертного органа МЧС России. В установленном порядке в состав комиссии могут включаться внештатные эксперты, что предусмотрено приказом МЧС России от 28 августа 1996 г. № 568.

По завершению экспертизы готовится экспертное заключение, которое должно содержать:
* краткую характеристику объекта экспертизы с описанием основных проектных решений по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
* конкретные замечания и предложения по принятым решениям и технико-экономическим показателям с соответствующими обоснованиями;
* выводы — рекомендовать к утверждению, возвратить на доработку или отклонить представленную на экспертизу документацию.
Заключение подписывается всеми экспертами, участвовавшими в рассмотрении документации, и утверждается руководителем экспертного органа МЧС России.

В случае отрицательного заключения заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении. Замечания и выводы заключения государственной экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Государственная экспертиза является действенным средством предупреждения чрезвычайных ситуаций различного характера. В связи с этим на всех уровнях органы управления ГОЧС должны строго следить за тем, чтобы:
— заказчики согласовывали задания на проектирование и получали необходимые исходные данные для проектирования ИТМ ГО и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
— проектные организации разрабатывали разделы «ИТМ ГОЧС» в составе градостроительной документации и проектов строительства;
— все проекты и градостроительная документация направлялись территориальным органом государственной вневедомственной экспертизы на рассмотрение в соответствующий экспертный орган МЧС России;
— территориальные органы архитектурно-строительного надзора не допускали выдачу разрешений на строительство без наличия положительного экспертного заключения по вопросам гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
— лицензирующие органы не выдавали лицензии на проектирование организациям, которые недостаточно подготовлены для разработки разделов «ИТМ ГОЧС» проектов строительства и градостроительной документации.

Структура федеральных экспертных органов России представлена на рис.2.7.1 (территориальные экспертные органы имеют аналогичную структуру).

Схема взаимодействия экспертных органов и структурных подразделений МЧС России и субъектов Российской Федерации представлена на рис.2.7.1.

Рис. 2.7.1. Схема взаимодействия в области экспертизы между структурными подразделениями центрального аппарата и территориальными органами МЧС России

Экспертиза объектов мчс

В МЧС подготовили законопроект, меняющий правила проведения проверок торговых центров и других мест массового пребывания людей, рассказал директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы министерства Ринат Еникеев, передает ТАСС.

Одно из положений законопроекта касается порядка выдачи разрешения на строительство таких объектов. В ведомстве предложили вернуть Госпожнадзору полномочия по выдаче разрешений на строительство и на ввод объектов. Также предлагается привлечь надзорные органы МЧС к участию в экспертизе проектной документации на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности, сказал Еникеев.

Если будут выявлены «грубые нарушения лицензионных требований и условий», надзорные органы должны иметь полномочия приостановить деятельность конкретного юридического лица, пояснил Еникеев.

Кроме того, в случае принятия поправок, проверяться будут не отдельные юридические лица, эксплуатирующие торговый центр или другое место массового пребывания людей, а все здание целиком, пояснил главный госинспектор по пожарному надзору. Еникеев пояснил, что «дробление крупного бизнеса на малые предприятия» приводит к уменьшению налоговых баз, что позволяет этим малым предприятиям воспользоваться надзорными каникулами и избежать проверок. Законопроект также предусматривает возможность проведения проверок без предварительного уведомления владельцев объектов.

Информация по представляемым материалам

При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, орган дознания, следователь, суд назначает экспертизу. ФГБУ СЭЦ ФПС по г. Москве является пожарно-техническим учреждением федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. В связи с этим ФГБУ СЭЦ ФПС по г. Москве проводит только пожарно-технические экспертизы.

Пожарно-техническая экспертиза производится в целях установления обстоятельств возникновения и развития пожара, а также способствующих ему условий.

Определение обстоятельств возникновения пожара является одной из ключевых задач при расследовании гражданских и уголовных дел о пожарах, поскольку эти обстоятельства могут быть определенным образом связаны с действиями людей или с проявлениями природных явлений.

Пожарная экспертиза решает задачи определения места и времени возникновения первоначального горения (очага пожара), установления механизма возникновения и развития горения, а также выявления обстоятельств, способствующих возникновению и развитию пожара. При производстве пожарно-технической экспертизы, как и некоторых других инженерно-технических экспертиз, возникает необходимость анализировать техническую документацию сгоревшего объекта, а также проводить оценку сведений об обстоятельствах возникновения, обнаружения и развития горения, проводить моделирование процессов, происходивших в процессе пожара.

Объектами пожарно-технической экспертизы являются:

— обгоревшие и обуглившиеся конструктивные элементы и части зданий;

— поврежденные транспортные средства и другие крупногабаритные предметы;

— механизмы и оборудование или их узлы и детали;

— обгоревшие и необгоревшие предметы и их остатки (включая предполагаемые технические средства поджога или предметы со следами легковоспламеняющихся и горючих жидкостей);

— предметы с локализованными следами теплового воздействия (проплавами, прогарами и проч.);

— пожарный мусор (зола, пепел, угли, части обгоревших предметов, веществ и материалов), следы копоти и прогаров на объектах, пробы материала с участков под прогарами;

— устройства для зажигания веществ и материалов;

— устройства пожарной сигнализации, средства пожаротушения;

— электронагревательные приборы вместе со шнурами;

— фрагменты электрических проводов и кабелей со следами оплавлений;

— устройства электрозащиты (плавкие предохранители, автоматические выключатели и проч.), электрокоммутирующие устройства с признаками аварийных режимов;

Читайте так же:  Трудовой кодекс об оплате праздничных дней

— материалы дела, по которому производится пожарно-техническая экспертиза.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

1/Temp/msohtml1/01/clip_image002.gif» /> Где находился очаг пожара?

1/Temp/msohtml1/01/clip_image002.gif» /> От какого источника зажигания произошел пожар?

1/Temp/msohtml1/01/clip_image002.gif» /> Что послужило причиной возникновения данного пожара?

1/Temp/msohtml1/01/clip_image006.gif» /> Каковы пути распространения огня из очага пожара?

1/Temp/msohtml1/01/clip_image002.gif» /> Какие требования правил пожарной безопасности были нарушены и находится ли это нарушение(я) в прямой причинно-следственной связи с возникновением данного пожара?

1/Temp/msohtml1/01/clip_image006.gif» /> Имеются ли признаки, характеризующие горение при пожаре в присутствии горючих жидкостей?

1/Temp/msohtml1/01/clip_image006.gif» /> Возможно ли возникновение горения данных веществ, материалов, изделий при конкретных условиях?

1/Temp/msohtml1/01/clip_image002.gif» /> Возможно ли самовозгорание (тепловое, химическое, микробиологическое) данных веществ и материалов при данных условиях?

1/Temp/msohtml1/01/clip_image006.gif» />Возможно ли возникновение горения данных веществ, материалов, изделий при конкретных условиях?

и другие вопросы.

Основные документы и объекты, необходимые для проведения пожарно-технической экспертизы:

1/Temp/msohtml1/01/clip_image008.gif» />протоколы осмотров места пожара, подробно иллюстрированные фототаблицами, чертежами, схемами;

1/Temp/msohtml1/01/clip_image008.gif» />сведения о дате пожара, месте и времени его обнаружения, погодных условиях;

1/Temp/msohtml1/01/clip_image008.gif» />характеристики сгоревшего объекта, данные о материалах и огнестойкости конструкций;

1/Temp/msohtml1/01/clip_image008.gif» />сведения о событиях, предшествовавших пожару и находившихся в причинно-следственной связи с его возникновением;

1/Temp/msohtml1/01/clip_image008.gif» />сведения о нахождении на объекте пожара людей и условий их пребывания;

1/Temp/msohtml1/01/clip_image008.gif» />признаки, по которым был обнаружен пожар, и условия его обнаружения, особенности развития и тушения пожара, его общая продолжительность, последствия;

1/Temp/msohtml1/01/clip_image008.gif» />сведения о находившейся на объекте горючей загрузке, ее локализация и способы размещения;

1/Temp/msohtml1/01/clip_image008.gif» />подробные электросхемы электроснабжения объекта;

1/Temp/msohtml1/01/clip_image004.gif» /> характеристики систем отопления, пожаротушения, устройств электрозащиты;

1/Temp/msohtml1/01/clip_image004.gif» /> предметы, материалы имеющие отношение к данному пожару.

ФГБУ СЭЦ ФПС по г.Москве располагает аттестованными ЦЭКК МЧС России специалистами, на право самостоятельного производства судебных экспертиз в качестве государственного судебного эксперта, по следующим специализациям:

«Обнаружение и классификация инициаторов горения при исследо­вании объектов СПТЭ»

«Анализ нарушений нормативных требований в обла­сти пожарной безопасности, прогнозирование и экспертное исследование их последствий»

«Реконструкция процесса возникновения и развития пожара»;

«Металлографические и морфологические исследования металлических объектов СПТЭ»,

«Рентгенофазовый анализ при исследовании объектов СПТЭ».

Пожарно-технические экспертизы в ФГБУ СЭЦ ФПС по г. Москве производятся по территориальному принципу и в порядке очередности их поступления.

Срок производства пожарно-технической экспертизы составляет 20 суток и исчисляется :

либо с момента принятием экспертом к производству данной экспертизы (о чем производится уведомление лица назначившего экспертизу);

либо с момента поступления денежных средств по оплате экспертизы на счет ФГБУ СЭЦ ФПС по г. Москве;

либо с момента получения от суда письменного сообщения об отказе стороны произвести предварительную оплату экспертизы

Порядок назначения и производства пожарно-технических экспертиз определяется законодательными и нормативно правовыми актами Российской федерации

Постановление (определение) о назначении судебной экспертизы, и экспертизы по делам об административных правонарушениях, прилагаемые к нему материалы, принимаются руководителем ФГБУ СЭЦ ФПС по г.Москве или иным специально назначенным сотрудником ФГБУ СЭЦ ФПС по г.Москве и рассматриваются руководителем ФГБУ СЭЦ ФПС по г.Москве или лицом, его замещающим, в день поступления.

Прилагаемые к постановлению (определению) о назначении судебной экспертизы и экспертизы по делам об административных правонарушениях объекты принимаются в упакованном и опечатанном виде. Исключение составляют объекты исследования, имеющие большие габаритные размеры, упаковка которых затруднена. При этом неупакованные объекты принимаются только непосредственно от лица, назначившего экспертизу.

Упаковка должна содержать соответствующие пояснительные надписи, включая сведения о лице, проводившем упаковку, его подпись и дату. Упаковка должна исключать возможность доступа к содержимому без ее повреждения.

Материалы дела (оригинал) принимаются в прошитом виде, с пронумерованными листами. В сопроводительном письме указывается количество томов (листов).

В исключительных случаях, материалы дел могут приниматься в ксерокопиях.

Требования к ксерокопированным документам — заверены по правилам делопроизводства, четкость прочтения, полное соответствие оригиналу. Не удовлетворяющие требованиям к ксерокопированным документам материалы дел, не принимаются .

При поступлении материалов на судебную экспертизу и экспертизу по делам об административных правонарушениях с нарочным, на постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы и экспертизы по делам об административных правонарушениях, а также на их копии указывается дата и время получения материалов, наличие (отсутствие) упаковки представленных объектов, факт соответствия количества представленных упаковок (объектов) и имеющихся на упаковке реквизитов, сведений, указанных в постановлении (определении). Данные записи скрепляются подписью, принимающего лица, на копии постановления (определения) и лица, представившего материалы, на постановлении (определении), которое остается в ФГБУ СЭЦ ФПС по г.Москве.

В случаях, когда требуется исследовать значительный объем материалов, применить продолжительные по времени методики исследования, а также при наличии значительного количества ранее назначенных и находящихся в производстве судебных экспертиз, руководителем судебно-экспертного учреждения устанавливается иной срок производства судебных экспертиз.

В случаях недостаточности представленных эксперту материалов для решения поставленных вопросов, а также отсутствия разрешения на применение при производстве судебной экспертизы и экспертизы по делам об административных правонарушениях разрушающих методов (при наличии такой необходимости) об этом немедленно докладывается руководителю судебно-экспертного учреждения и направляется соответствующий письменный запрос органу или лицу, назначившим судебную экспертизу. При этом производство судебной экспертизы приостанавливается до получения соответствующих материалов, но не более чем на двадцать суток.

При неполучении в указанный срок ответа, либо получении отрицательного ответа эксперт проводит судебную экспертизу по имеющимся материалам, с применением неразрушающих методов, или возвращает материалы с указанием причин невозможности дать заключение.

По мимо проведения судебных пожарно-технических экспертиз и экспертиз по делам об административных правонарушениях, сотрудники ФГБУ СЭЦ ФПС по г.Москве, на этапе проверки, в процессе рассмотрения сообщения о преступлении предусмотренного ст. 144 УПК РФ, привлекаются для исследования пожаров в качестве специалиста, права и обязанности которого предусмотрены ст.ст. 58 и 80 УПК РФ.

Рекомендуется, перед назначением экспертизы, обращаться за консультацией в ФГБУ СЭЦ ФПС по г. Москве по тел. (499) 782-94-06 (канцелярия) или по тел. (499) 782-98-93 (отдел по исследованию пожаров и судебных экспертиз).

Чем отличается эксперт от специалиста.

Основным носителем специальных знаний, согласно действующим УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, Федеральному закону № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» является эксперт, использующий свои специальные знания при производстве судебной экспертизы – важнейшей процессуальной формы использования специальных знаний в судопроизводстве.

Сущность судебной экспертизы состоит в анализе по заданию следователя, дознавателя, суда, должностного лица или органа, рассматривающих дело об административном правонарушении, сведущим лицом – экспертом предоставляемых в его распоряжение материальных объектов (вещественных доказательств), а также различных документов с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела.

По результатам исследования эксперт составляет заключение, которое является одним из предусмотренных законом доказательств. Форма экспертного заключения предусмотрена ст. 80 УПК РФ, ст. 86 ГПК РФ, ст. 86 АПК РФ, ч. 5 ст. 26.4 КоАП РФ, ст. 25 Федерального закона № 73-ФЗ.

Читайте так же:  Правонарушение сканворд