Бухгалтерская отчетность казенного учреждения инструкция
Годовой отчет казенных учреждений — 2017. Памятка бухгалтеру (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
Годовой отчет казенных учреждений — 2017
Памятка бухгалтеру
См. Памятку по годовой отчетности казенных учреждений — 2018
Чем руководствоваться при составлении отчетности?
Порядок формирования отчетности установлен Инструкцией N 191н (в редакции приказа Минфина России от 02.11.2017 N 176н).
Особенности составления отчетности в 2018 году разъяснены в письмах Минфина России и Федерального казначейства:
Ранее особенности составления отчетности в 2017 году разъяснялись в письмах Минфина России и Федерального казначейства:
Как сверить показатели составленной отчетности?
Контрольные соотношения для показателей форм годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета размещены на официальном сайте Федерального казначейства в разделе «Документы» (подраздел «Учет и отчетность»).
Указанными контрольными соотношениями установлены требования к соответствию:
— показателей, отражаемых в каждой из форм комплекта бюджетной отчетности;
— показателей, содержащихся в различных формах комплекта бюджетной отчетности;
— показателей форм бюджетной отчетности учредителя показателям отчетности подведомственных бюджетных и автономных учреждений.
Подготовиться к составлению годовой отчетности Вам поможет наш материал
В какой срок представить отчетность?
Конкретные сроки представления бюджетной отчетности устанавливаются пользователем (участником бюджетного процесса, которому такая отчетность представляется) (п. 10 Инструкции N 191н).
Кому представляется отчетность?
Получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств.
Администратор доходов бюджета представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему администратору, выполняющему отдельные полномочия главного администратора доходов бюджета и (или) главному администратору доходов бюджета.
Администратор источников финансирования дефицита бюджета представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему администратору, выполняющему отдельные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета и (или) главному администратору источников финансирования дефицита бюджета.
Состав годовой бюджетной отчетности
1. Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123)
1. Заполните графу 5 «За аналогичный период прошлого финансового года».
2. Не забывайте — поступления от возвратов бюджетными и автономными учреждениями остатков субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими госзадания прошлых лет, образовавшихся в связи с не достижением ими установленных госзаданием показателей в показатели раздела 1 «Поступления» не включаются . Суммы таких поступлений отражаются у учредителя в Отчете (ф. 0503123) в строке 421 раздела «Изменение остатков средств».
3. Графа 4 по строке 980 не заполняется.
По строкам, детализирующим показатели строки 980, в графе 4 отражайте:
— код раздела, подраздела, по которому осуществляется наибольший объем расходов бюджета;
— код раздела, подраздела, по которым проведены целевые расходы прошлых лет.
Не забывайте, что показатели строки 980 необходимо детализировать в разрезе элементов видов расходов.
4. Проверьте суммы поступлений дебиторской задолженности прошлых лет — они отражаются:
— по строке 421 раздела 3 «Изменение остатков средств» в отрицательном значении (со знаком «минус»);
— по строке 980 раздела 4 «Аналитическая информация по выбытиям» в положительном значении (со знаком «плюс»).
5. Проверьте показатели по выбытиям денежных средств в результате их недостачи в кассе учреждения — они отражаются в строке 291 «за счет чрезвычайных расходов по операциям с активами» раздела 2 «Выбытия».
Ваши коллеги спрашивают:
2. Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)
1. Проверьте корректность формирования 1-17 разрядов номера счета аналитического учета, отражаемого в графе 6 Справки (ф. 0503125).
2. Не забывайте указывать наименование (графа 1) и ИНН (графа 2) контрагента по консолидируемым расчетам.
3. Обратите внимание — графа 2 по строкам «Денежные расчеты» и «Неденежные расчеты» не заполняется.
4. Сравните коды корреспондирующих счетов в Извещении (ф. 0504805) с кодами счетов в графе 9 Справки (ф. 0503125) — при приеме-передаче активов и обязательств, должны быть идентичными у передающей и принимающей стороны. Расхождения в части кодов КОСГУ по увеличению и уменьшению активов не допускаются.
5. Проверьте показатели в графах 7 и 8 по строке «Итого» — они должны соответствовать сумме показателей строк «денежные расчеты» и «неденежные расчеты».
6. Не «сворачивайте» номер счета аналитического учета в графе 9 до номера синтетического счета. Например, не может быть указан счет 101 00 «Основные средства» без детализации в разрезе аналитических счетов учета основных средств, предусмотренных п. 5 Инструкции N 162н.
Ваши коллеги спрашивают:
3. Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127)
1. Не забывайте — показатели графы 4 «Утвержденные бюджетные назначения» раздела «Доходы бюджета» Отчета (ф. 0503127) заполняются только главными администраторами доходов бюджета.
2. Проверьте перечень администрируемых доходов — в графе 3 раздела «Доходы бюджета» указываются коды КДБ по доходам, полномочия по администрированию которых закреплены за учреждением в установленном законодательством порядке.
Кроме того, не указывайте в графе 3 раздела «Доходы бюджета» коды КДБ, по которым отсутствуют числовые показатели.
3. Обратите внимание — 9 графа «Неисполненные назначения» по строке 010 «Доходы бюджета — всего» не заполняется.
4. Обратите внимание — показатели в графах 10 и 11 раздела «Расходы бюджета» отражаются только при наличии доведенных ЛБО (БА).
Ваши коллеги спрашивают:
4. Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128)
1. Не забывайте — сумма принятых бюджетных обязательств по заработной плате (КВР 111, 121, 131, 141) должна соответствовать доведенным ЛБО.
2. Проверьте — в графе 4 «Утверждено бюджетных ассигнований» заполняется по КВР группы 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению». В указанных строках графа 6 «Принимаемые обязательства» не заполняется (исключение — КВР 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения»).
3. Обратите внимание — показатели графы 6 «Принимаемые обязательства» не должны превышать остаток «свободных» для принятия бюджетных обязательств ЛБО (разность показателей графы 5 и графы 7). Причины превышения придется подробно разъяснить в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160).
4. Сверьте показатели графы 11 раздела 1 с показателями, отраженными в Сведениях по кредиторской задолженности (ф. 0503169), — отклонения допускаются на сумму кредиторской задолженности, отраженной на счетах аналитического учета счета 1 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджет», содержащих в 15-17 разрядах номера счета код статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов.
5. Обратите внимание — по общему правилу отрицательные показатели в ф. 0503128 не допускаются. Исключение из данного правила — графы 11 и 12 по КВР 119, 129, 139, 149. Сопоставьте отрицательные показатели с суммой дебиторской задолженности по счету 303 02 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в Сведениях (ф. 0503169) и разъясните причины наличия отрицательных показателей в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160).
6. Не забудьте сверить показатели в графе 7 по строке 911 «Отложенные обязательства» с данными счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов».
7. Проверьте показатели графы 6 «Принимаемые обязательства» — они должны соответствовать сумме кредитовых оборотов по счету 502 07.
Ваши коллеги спрашивают:
5. Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110)
1. Обратите внимание — кредитовые показатели счета 1 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет», сформированных на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются в отрицательном значении (со знаком «минус»).
2. Проверьте номера счетов аналитического учета счета 1 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» на допустимость применения кодов КОСГУ (24 — 26 разряды) в увязке с элементом вида расходов (15-17 разряды) согласно Приложению 5 к Указаниям N 65н.
3. Не забудьте выверить показатели Справки (ф. 0503110) со Справками по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), сформированным по счетам бюджетного учета:
— 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»;
— 1 401 10 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
— 1 401 20 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».
6. Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)
1. Проанализируйте показатель строки 090 «Доходы от операций с активами». Если он не равен сумме детализирующих его показателей в строках 091, 092 и 093, то расхождение должно соответствовать сумме показателей счета 1 401 10 174 «Выпадающие доходы».
2. Не забывайте — показатели в графе 5 «Средства во временном распоряжении» допускаются только в строках 290, 380, 390, 410, 411, 412,480, 481, 482, 510, 540, 541, 542.
3. Проверьте — показатель в строке 303 «Резервы предстоящих расходов» должен соответствовать разнице показателей граф 3 и 6 строки 626 Баланса (ф. 0503130).
4. Сверьте показатели строки 310 «операции с нефинансовыми активами» Отчета (ф. 0503121) с показателями строки 150 Баланса (ф. 0503130): разность показателей граф 6 и 3 Баланса (ф. 0503130) должна соответствовать сумме показателя строки 310 Отчета (ф. 0503121).
7. Баланс (ф. 0503130) и Справка к Балансу (ф. 0503130)
1. Не забывайте «развернуть» сальдо по счетам 205 00, 208 00, 209 00 и 303 00 при наличии одновременно и кредиторской и дебиторской задолженности. Даже в случае дебетового сальдо в целом по синтетическому счету, но при наличии кредиторской задолженности по расчетам с отдельными контрагентами суммы дебиторской задолженности отражаются по соответствующим строкам в Активе, а кредиторской — по соответствующим строкам в Пассиве Баланса (ф. 0503130).
2. Убедитесь, что по графам 4 и 7 «Средства во временном распоряжении показатели» заполнены только в допустимых строках — 170, 171 и 530, 531. показатели в иных строках Баланса (ф. 0503130) допускаются по согласованию с финорганом. при этом специалисты финансового ведомства считают допустимым показатели по строкам 570 и 590.
3. Проверьте Справку к Балансу (ф. 0503130) на наличие отрицательных показателей — по общему правилу показатель со знаком «минус» не допускаются. Исключения:
— строка 171 — в случае превышения сумм возвратов доходов над их поступлениями. Учитывая, что основанием для отражения показателя по строке 171 являются аналитические данные по забалансовым счетам 17, открытым к счетам 1 201 00 000, а исходя из требований ст. 220.1 БК РФ операции по исполнению бюджета в части доходов учитываются на лицевых счетах администратора доходов бюджета, отрицательные показатели в строке 171 могут быть отражены в исключительных случаях. При этом информацию о причинах наличия таких показателей необходимо раскрыть в Текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160);
— строка 181 — в случае превышения сумм восстановленных в кассу выплат над суммой отраженных в качестве увеличения по забалансовому счету 18 выплат из кассы.
8. Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184)
Не забывайте сверять данные бюджетного учета по счету 1 210 04 000 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам» с данными Справки о перечисленных поступлениях в бюджет (форма по КФД 0531467), полученной от ТОФК.
9. Пояснительная записка к балансу (ф. 0503160)
9.1 Текстовая часть Пояснительной записки (ф. 0503160)
1. Не забудьте раскрыть информацию о задолженности по исполнительным документам и правовом основании ее возникновения.
2. Поясните причины образования дебиторской и кредиторской задолженности, включая просроченную.
3. Укажите причины отклонений, указанных в графах 8 и 9 раздела 2 Сведений (ф. 0503164) в случае, если причинам не присвоен соответствующий код.
4. При наличии остатков денежных средств на счетах, открытых получателям бюджетных средств в кредитных организациях, не забудьте раскрыть информацию о причинах образования таких остатков.
5. Не забудьте указать перечень форм, не представляемых в комплекте отчетности в виду отсутствия в них числовых значений показателей.
9.2 Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169)
1. Проверьте корректность формирования 1-17 разрядов номера счета аналитического учета, отражаемого в графе 1, с учетом редакции Указаний N 65н, действующей в 2017 году по состоянию на отчетную дату.
2. Не допускайте отрицательных остатков по аналитическим счетам учета счетов 206 00 «Расчеты по выданным авансам», 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» и 304 00 «Прочие расчеты с кредиторами».
3. Обратите внимание — в графе 2 показатели по счету 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат», в 1-17 разрядах номера счета аналитического учета которого указаны кодов КРБ, не допускаются.
4. Показатели граф 2, 9 и 12 Сведений (ф. 0503169) не должны превышать показатели граф, их детализирующих — 3 и 4, 10 и 11, 13 и 14 соответственно.
9.3 Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178)
1. При наличии счетов, открытых в кредитной организации, не забудьте в разделе 1 раскрыть информацию о них даже при условии нулевых остатков денежных средств на начало и на конец отчетного периода.
2. Проверьте номер лицевого (банковского) счета — отражение несуществующих номеров счетов в ф. 0503178 не допускается.
3. Не забудьте отразить информацию об остатках по счету 3 201 11 000, применяемому для учета операций учреждений со средствами во временном распоряжении.
9.4 Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503296)
1. Обратите внимание — информация об исполнительном документе в ф. 0503296 отражается только после передачи его в финансовый орган по месту открытия лицевого счета получателя бюджетных средств.
2. Не забудьте детализировать показатели графы 8 Сведений в Справочной таблице.
3. Проверьте — показатели со знаком «минус» допускаются только в графе 7.
4. Сопоставьте показатели ф. 0503296 с Отчетом (ф. 0503127) на выполнение требований:
— расходы по КВР 831 в Отчете (ф. 0503127) не должны превышать показатель строки 010 ф. 0503296;
— расходы по КВР 832 в Отчете (ф. 0503127) не должны превышать показатель строки 020 ф. 0503296.
Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2019 году
Прежде чем охарактеризовать бухгалтерский учет в казенных учреждениях в 2019 году, рассмотрим понятие данного типа госучреждений. Это отдельный тип государственных и муниципальных организаций, созданный для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемый за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Правовое регулирование
Правила организации и ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях в 2019 году регламентированы:
- законом № 402-ФЗ в части ключевых вопросов организации БУ;
- инструкциями № 157н и № 162н в части единого плана счетов и правил его применения;
- инструкцией № 132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
- инструкцией № 191н в части состава и порядка формирования отчетности в КУ;
- порядком № 209н в части формирования КОСГУ;
- федеральными стандартами БУ, регламентирующими отраслевые методы учета;
- методическими рекомендациями, письмами и пояснениями Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.
Также в основную систему нормативного регулирования БУ можно отнести региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.
Новое в бюджетном учете в 2019 году для казенных учреждений
В 2019 году были скорректированы практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Чиновники опубликовали новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций — Приказ №132н. Общая структура КБК сохранена, однако изменения есть, и их довольно много.
Также нововведения коснулись и действующего порядка формирования КОСГУ. С января 2019 применяется Приказ № 209н. Новыми положениями добавлены новые бухгалтерские коды, названия некоторых старых изменены, а некоторые вовсе исключены.
Обратите внимание, что изменения коснулись и Единого плана счетов — инструкция № 162н. Например, чиновники закрепили на законодательном уровне, какими бухгалтерскими операциями следует отражать движение ОС при передаче активов в аренду, доверительное управление или безвозмездное пользование.
Помимо скорректированных инструкций, чиновники утвердили еще пять новых федеральных стандартов к действующим пяти, которые детализировали порядок ведения бухучета в госучреждениях бюджетного сектора. Планируется ввести еще 20 стандартов, однако нововведения будут поэтапными и завершатся до 2020 года.
Напомним, что первые пять ФСБУ 2018 года определили, что учет основных средств в казенных учреждениях в 2019 году будет осуществляться по-новому. Изменены счета учета, добавлены новые методы начисления амортизации, также увеличены стоимостные пределы для исчисления амортизации. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».
ФСБУ 2019 года скорректировали совершенно новые направления бухучета. Так, чиновники:
- утвердили новые требования к учетной политике,
- утвердили отчет о движении денежных средств,
- утвердили порядок определения событий после отчетной даты,
- охарактеризовали объект учета — доходы,
- обозначили влияние изменения курсов иностранных валют.
Учитывая данные изменения, КУ пришлось скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения БУ, то есть обновить учетную политику. Утвердить данные изменения нужно было еще в декабре 2018 года. Проверить учетную политику на 2019 год для казенных учреждений, новшества — все ли изменения учтены в главном документе, можно в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».
Санкционирование расходов в бюджетном учете
Отличительной особенностью учета в казенных учреждениях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Такие операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Так, для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч. 0 502 00 000 «Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства. Перечень такой документации, которую будет применять организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.
Проводки по санкционированию расходов казенного учреждения в 2019 году следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.
Отчетность казенного учреждения в 2019 году
Как отмечено выше, состав и порядок составления отчетности для таких организаций установлен Приказом Минфина № 191н. С особенностями составления бюджетных отчетных форм и актуальными бланками можно ознакомиться в статье «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций».
Большинство вопросов бухгалтеров связаны с составлением пояснительной записки к годовому отчету казенного учреждения.
Отчетная форма состоит из пяти разделов:
- Организационная структура субъекта бюджетной отчетности (БО).
- Результаты деятельности субъекта БО.
- Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом БО.
- Анализ показателей финансовой отчетности субъекта БО.
- Прочие вопросы деятельности субъекта БО.
Каждый из разделов отчета содержит в себе специальные табличные формы и текстовую информацию — пояснения к показателям годовой отчетности.
Отчетность казенных учреждений
Особенности составления и сдачи отчетов, сроки представления документов в 2019 году, важные для бюджетных и казенных организаций изменения, которые вступили в силу с 1 января 2019 года, — все это в обзоре PPT.ru.
Казенные учреждения должны сдавать промежуточную месячную и квартальную отчетность, а также отчетность по итогам года. Отчетным периодом для организаций, созданных путем изменения типа государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения, считается время с даты изменения типа (с даты включения созданного казенного учреждения в реестр получателей бюджетных средств) по 31 декабря года их создания.
Сроки представления отчетности казенных учреждений по итогам 2017 года и за первые три квартала 2019 года руководство Федерального казначейства обнародовало с помощью Приказа от 12.10.2017 № 24н. Но это сведения для главных администраторов средств федерального бюджета, которые в свою очередь утверждают конкретные сроки направления отчетов для подведомственных казенных учреждений.
Важно помнить общее правило: отчитываться по итогам годауч необходимо не позже, чем за 15 дней до срока отчетности учредителя. Обратите внимание, что в составе годовой отчетности есть и квартальная, и месячная. Их сдают обычно раньше.
Направлять учредителю необходимо все формы, даже если показатели отсутствуют. При составлении и сдаче годовой отчетности за 2017 год следует учесть поправки, внесенные:
Также помните, что главный бухгалтер обязан подписать формы только в той части, финансовые показатели в которой основаны на сведениях бухучета.
Общие положения при составлении бюджетной отчетности
Бухгалтерам госучреждений (в том числе казенных) при составлении отчетности необходимо соблюдать две основополагающие инструкции:
- о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н и поправками к ней;
- о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных организациий, введенную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н и поправками к ней.
Бюджетная отчетность, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну, представляется в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи. Сам документ должен содержать полную информацию об исполнении федерального бюджета казенным и другим бюджетным учреждением, о состоянии финансовых и нефинансовых активов, обязательств, а также об операциях, их изменяющих.
Бухгалтерам рекомендуется до сдачи бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности проверить сведения на предмет их соответствия контрольным соотношениям к показателям бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета главного администратора средств федерального бюджета и сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, согласованным с Минфином России и размещенным на официальном сайте Федерального казначейства в разделе «Методический кабинет», подразделе «Учет и отчетность», а также требованиям к форматам и способам передачи в электронном виде бюджетной и сводной бухгалтерской отчетности, размещенным в разделе «Методический кабинет», подразделе «Информационные технологии».
В рамках обеспечения внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета также следует сверяться с контрольными соотношениями. Актуальные показатели всегда публикуются на сайте Федерального казначейства.
Что надо сдавать и на что обратить внимание
В общий состав отчетности входит:
1. Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130). Он должен быть сформирован согласно пунктам 12–21 Инструкции № 191н. При этом необходимо соблюдать следующие требования:
- По счету 1 201 00 000 «Денежные средства учреждения» (1 201 11 000, 1 201 13 000, 1 202 21 000, 1 201 23 000, 1 201 27 000) допускается отражение входящих остатков средств по лицевым счетам госучреждений от приносящей доход деятельности.
- Остатки по счетам 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» в части расчетов по договорам/контрактам допускаются, если их исполнение предусматривается в очередном финансовом году.
- Причины наличия остатков по данным счетам, их увеличение по сравнению с данными прошлого отчетного периода следует пояснить в разделе 4 «Анализ показателей финансовой отчетности субъекта бюджетной отчетности» текстовой части Пояснительной записки (форма 0503160).
- Не допускается наличие показателей со знаком «минус» по счетам расчетов 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 0 304 02 000 «Расчеты с депонентами», 0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц», 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».
- Остатки по счетам 0 204 21 000 «Облигации», 0 204 22 000 «Векселя» в Балансе (форма 0503130) могут быть отражены только по главе 092 «Министерство финансов Российской Федерации», так как учет ценных бумаг (облигации, векселя), являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, должен быть передан администратору, уполномоченному на проведение операций с ценными бумагами.
- Показатели по счету 1 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях», сформированные главными распорядителями средств федерального бюджета на начало года и отраженные в бюджетной отчетности (в Балансе (форма 0503130) и Пояснительной записке (форма 0503160), должны быть идентичны показателям по счетам 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем», отраженным в сводном Балансе государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730) бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных организаций, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета.
2. Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).
3. Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110). При составлении справки следует обратить внимание на соблюдение соответствия показателей по кодам Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), отраженным в Справке и в Отчете о финансовых результатах деятельности (форма 0503121).
4. Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184).
5. Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127). Показатели отчета должны быть сформированы согласно п. п. 52–59 Инструкции № 191н.
6. Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128). Документ формируется главными администраторами средств федерального бюджета на основании соответствующих отчетов, представленных подведомственными получателями бюджетных средств. Он составляется и представляется по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, а также на иную отчетную дату, установленную финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в рамках осуществления им внутреннего финансового контроля в сфере своей деятельности.
7. Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121).
8. Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123).
9. Пояснительная записка (ф. 0503160). При этом показатели Сведений о движении нефинансовых активов (форма 0503168) формируются по бюджетной деятельности и должны соответствовать идентичным показателям Баланса (форма 0503130) и Отчета о финансовых результатах деятельности (форма 0503121) главного администратора средств федерального бюджета. Данные представляются раздельно:
- по показателям движения нефинансовых активов, за исключением движения нефинансовых активов имущества казны (заполняются показатели раздела 1 и соответствующие показатели движения объектов на забалансовых счетах, отраженные в разделе 3);
- по показателям движения нефинансовых активов имущества казны (органами, осуществляющими полномочия собственников имущества казны заполняются показатели раздела 2 и соответствующие показатели движения объектов на забалансовых счетах, отраженные в разделе 3).
Кроме того, при формировании Сведений о финансовых вложениях (форма 0503171) в графе 1 «Номер (код) счета бюджетного учета» указываются номера счетов бюджетного учета, содержащие в соответствующих разрядах код группы, подгруппы, статьи классификации источников финансирования дефицита бюджетов, код раздела, подраздела классификации расходов бюджетов. В сведениях подлежат отражению, в том числе, показатели счета 1 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях» (далее — счет 1 204 33 000), сформированного органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного, автономного учреждения, без указания наименований и кодов учреждений.
Если учредителем является Правительство Российской Федерации, отражение в бюджетном учете и отчетности показателей счета 1 204 33 000 осуществляется органом, уполномоченным на предоставление учреждению субсидий на выполнение государственного задания, в рамках ведения им как главным распорядителем (получателем) бюджетных средств бюджетного учета и отчетности. В первых семнадцати разрядах номеров счетов 1 204 31 000, 1 204 32 000, 1 204 33 000 отражается значение «XXX ZZZZ 000 00 00 000», где XXX — код главного администратора средств федерального бюджета, осуществляющего от имени Российской Федерации функции и полномочия учредителя (собственника имущества), ZZZZ — код раздела, подраздела расходов по бюджетной классификации Российской Федерации, исходя из отраслевой (функциональной) принадлежности организации.
Сведения об изменении остатков валюты баланса (форма 0503173) представляются раздельно по видам деятельности (бюджетная деятельность, приносящая доход деятельность, деятельность со средствами, поступающими во временное распоряжение).
Показатели о суммах ущерба и хищений, отраженные в Сведениях по ущербу имуществу, хищениях денежных средств и материальных ценностей (форма 0503176), подлежат раскрытию в разделе 4 «Анализ показателей финансовой отчетности субъекта бюджетной отчетности» текстовой части Пояснительной записки (форма 0503160) (в том числе, причины возникновения задолженности, меры, принимаемые по ликвидации возникших недостач и хищений).
Особое внимание необходимо уделить полному и качественному описанию в таблице 7 «Сведения о результатах внешних контрольных мероприятий» Пояснительной записки, где указываются сводные данные по главному администратору средств федерального бюджета без разбивки по мероприятиям, проведенным в подведомственной сети получателей средств федерального бюджета.
Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230).
Дополнительно к сводным формам бюджетной отчетности предоставляют:
- отчетность по нефинансовым кредитам международных финансовых организаций и связанным кредитам правительств иностранных государств, банков и фирм (Отчет, форма 0503127; Справка, форма 0503125 по счету 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»; Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств, форма 0503178);
- отчетность по кассовым операциям, исполненным через счета, открытые в кредитных организациях казенным учреждениям в части доходов, получаемых от разрешенных видов деятельности в качестве дополнительного источника финансового обеспечения выполнения функций, и по связанным с ними расходам сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год для учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации (отчет, форма 0503127; Сведения, форма 0503178);
- отчет (форма 0503127) по Резервному фонду Президента Российской Федерации и Резервному фонду Правительства Российской Федерации по каждому решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
- сведения о принятых обязательствах по объектам капитального строительства, включенным в федеральную адресную инвестиционную программу (форма 0503128 ФАИП) в составе Пояснительной записки (форма 0503160). При этом Сведения формируются главными администраторами средств федерального бюджета с использованием Единой информационно-аналитической системы сбора и свода отчетности Министерства финансов Российской Федерации с разбивкой по объектам капитального строительства в соответствии с Рекомендациями по заполнению и представлению главными распорядителями средств федерального бюджета;
- учреждения, участвующие в программах обязательного медицинского страхования и осуществляющие раздельный учет по операциям со средствами ОМС, формируют и представляют главному распорядителю средств федерального бюджета, а также по запросам иным заинтересованным органам, отдельный Отчет (форма 0503127) в части поступлений в доход федерального бюджета средств обязательного медицинского страхования и расходов, осуществленных казенными учреждениями в рамках деятельности со средствами обязательного медицинского страхования. Указанный отчет в Казначейство не представляется;
- отдельно представляется Отчет об исполнении бюджета Союзного государства — Отчет (форма 0503127), сформированный в соответствии с установленными требованиями. При этом в сводный Отчет (форма 0503127) данные по исполнению бюджета Союзного государства не включаются.
Особенности составления и сдачи бухгалтерской отчетности бюджетных муниципальных учреждений
Последние поправки в инструкцию № 33н сократили сроки сдачи электронной отчетности для муниципальных учреждений. В действующей редакции документа сказано, что надо сдавать:
- годовую отчетность — не позднее 10 рабочих дней, предшествующих сроку представления учредителем годовой бюджетной отчетности соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета (учредителя) в Федеральное казначейство;
- квартальную отчетность — не позднее 5 рабочих дней, предшествующих сроку представления учредителем квартальной бюджетной отчетности соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета в Федеральное казначейство.
1. В состав сводной бухгалтерской отчетности, представляемой в МОУ ФК, включаются следующие формы:
- Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
- Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
- Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
- Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
- Отчет об обязательствах (ф. 0503738);
- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503721);
- Отчет о движении денежных средств (ф. 0503723);
- Пояснительная записка к Балансу (ф. 0503760);
- Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).
2. Баланс (форма 0503730) формируется и представляется в соответствии с положениями пунктов 13–20, 22 Приказа № 33н с учетом некоторых особенностей. Так, по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» допустимым является наличие остатков в части имущества, приобретенного за счет средств по обязательному медицинскому страхованию до изменения типа учреждения и закрепленного за учреждениями. Кроме того, в Балансе (форма 0503730) наличие показателей по счету 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» со знаком «минус» не допускается (за исключением предоставления субсидий на возмещение ранее произведенных затрат).
3. В рамках формирования и представления бухгалтерской отчетности показатели по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» отражаются в Балансе (форма 0503730) на основании данных бухгалтерского учета о балансовой стоимости недвижимого, особо ценного движимого имущества, которым учреждение не имеет права самостоятельно распоряжаться, и, соответственно, показатели по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» не подлежат сверке с перечнем особо ценного движимого имущества, формируемым в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 538.
Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в Казначейство не представляется.
4.Сводный отчет (форма 0503737) формируется и представляется в Федеральное Казначейство раздельно по видам финансового обеспечения (коды 2, 4, 5, 7) в соответствии с требованиями Приказа № 33н с учетом положений письма Минфина России от 26.06.2012 № 02-06-07/2335.
5. Сводные Справки (форма 0503725) составляются и представляются в МОУ ФК только по счету 0 304 00 000 «Расчеты с прочими кредиторами» раздельно по видам финансового обеспечения (коды 2, 4, 5, 7) в части бухгалтерских операций государственных (муниципальных) учреждений по изменению их типа в течение финансового года. При этом графа 2 сводной Справки по счету 0 304 00 000 «Расчеты с прочими кредиторами» не заполняется.
6. В Отчете (форма 0503721) финансовый результат, отраженный в графах 4 (5) по строке 300 Отчета (форма 0503721), должен соответствовать отраженному в Балансе (форма 0503730) финансовому результату (сумма разниц показателей граф 7 и 3 (8 и 4) по строкам 623, 624, 625 соответственно), уменьшенному на сумму сформированного за отчетный период сальдо по соответствующим счетам аналитического учета счета 030400000 «Расчеты с прочими кредиторами», отраженному в Справке (форма 0503710).
7. Пояснительная записка (ф. 0503760) составляется в составе следующих отчетных форм:
Раздел 1 «Организационная структура учреждения», включающий:
- сведения об основных направлениях деятельности;
- сведения о количестве обособленных подразделений (ф. 0503761);
- иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую организационную структуру за отчетный период, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел, в том числе:
- о наличии наблюдательного совета (органа управления учреждением) и изменений на протяжении отчетного периода его состава и полномочий;
- об изменении состава полномочий учреждения, в том числе по утверждению Планов, смет, калькуляций, цен и т.д.;
Раздел 2 «Результаты деятельности учреждения», включающий:
- сведения о результатах деятельности по исполнению государственного (муниципального) задания (ф. 0503762);
- информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую результаты деятельности за отчетный период, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел, в том числе:
- о мерах по повышению квалификации и переподготовке специалистов;
- о ресурсах (численность работников, стоимость имущества, расходы, объемы закупок и т.д.);
- иную информацию о результатах деятельности;
- о техническом состоянии, эффективности использования, обеспеченности учреждения (его структурных подразделений, подведомственных учреждению обособленных подразделений), основными фондами (соответствия величины, состава и технического уровня фондов, реальной потребности в них), основных мероприятиях по улучшению состояния и сохранности основных средств; характеристика комплектности;
Раздел 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности», включающий:
- сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766);
- сведения об использовании целевых иностранных кредитов (ф. 0503767);
- иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую результаты исполнения учреждением утвержденных плана (сметы), не отраженную в таблицах (сведениях), включаемых в раздел, в том числе информацию о принятых учреждением обязательств (денежных обязательств), исполнение которых предусмотрено в соответствующих годах, следующих за отчетным годом.
Раздел 4 «Анализ показателей отчетности учреждения», включающий:
- сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503769);
- сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
- сведения о суммах заимствований (ф. 0503772);
- сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
- сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775);
- сведения об остатках денежных средств (ф. 0503779);
- иную информацию, оказавшую существенное влияние на результаты деятельности учреждения за отчетный период и характеризующую показатели бухгалтерской отчетности, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел;
- сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790);
- сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295);
Раздел 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения», включающий:
- сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета;
- сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
- сведения о проведении инвентаризаций;
- сведения о результатах внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;
- иную информацию, оказавшую существенное влияние на результаты деятельности учреждения за отчетный период и характеризующую показатели бухгалтерской отчетности, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел, в том числе перечень форм отчетности не включенных в состав бухгалтерской отчетности учреждения в виду отсутствия числовых значений показателей.
Также обратите внимание, что при формировании квартальной бухгалтерской отчетности Пояснительная записка к Балансу будет формироваться с учетом требований конкретного учредителя.
Все необходимые формы, а также примеры их заполнения при подготовке годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности размещены на официальном сайте Федерального казначейства в разделе «Методический кабинет», подразделе «Учет и отчетность» (www.roskazna.ru).
Новшества для казенных учреждений в 2019 году
Еще один важный документ — приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н, которым утвержден федеральный стандарт «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». Из него, например, следует, что в этом году придется составлять словесные описания к формам бухгалтерской отчетности, в том числе, к данным из бухгалтерского баланса, а также сведениям из отчетов о финансовых результатах деятельности и о движении денежных средств, показателям исполнения бюджета.
Оба приказа применяются, начиная с отчетности 2019 года.