Лицензирование образовательных учреждений
Лицензирование образовательных учреждений в соответствии Федеральным Законом «Об образовании» (ст.33) является одной из форм обеспечения государственных гарантий получения качественного образования.
На протяжении последних лет в соответствии с программой «Модернизации столичного образования» («Столичное образование -3») создана система документальных положений учреждений, которые осуществляют лицензирование, аттестацию образовательных учреждений и работников образования.
Все эти процедуры осуществляются на основе нормативно-правовых документов, главным из которых является Закон РФ «Об образовании» и «Положение о лицензировании образовательных учреждений» утвержденное постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796
Право на ведение образовательной деятельности установленное законодательством РФ возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения)
На основании этих документов и других положений проводится лицензирование и аттестация образовательных учреждений и работников образования. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственными органами управления образованием на основе решения экспертной комиссии.
Лицензирование — это процедура по выявлению соответствия образовательной деятельности заявленным программам. На основании проведенной экспертизы выдается свидетельство на право ведения образовательной деятельности. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, работников образовательного учреждения, оборудования учебных помещений, особенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
После лицензирования выдается свидетельство об аккредитации на право, осуществлять итоговую аттестацию учащихся, выдавать аттестаты государственного образца и заверять документы круглой гербовой печатью.
Право образовательного учреждения на выдачу своим воспитанникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникает с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.
Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает статус образовательного учреждения, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.
Аттестация — это процесс, результатом которого является заключение об уровне и качестве образовательной деятельности в учреждении. Аттестация может выявить причины неуспешности или обозначить пути повышения профессиональной деятельности коллектива. (Например — поменять статус учреждения). Это является одним из рычагов улучшения работы каждого образовательного учреждения и развития всего образовательного пространства в целом. Аттестация образовательного учреждения проводится по его заявлению один раз в 5 лет. Цель аттестации — установить соответствие содержания. Уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.
Но как грамотно, корректно провести экспертизу? Где взять необходимых специалистов? Эта проблема насущная и задана жизнью
Таким образом, обозначается проблема проведения грамотной квалифицированной экспертизы, составления грамотного, наименее субъективного заключения, отражающего особенности образовательного процесса в конкретном учреждении.
Такие понятия как «экспертиза», «эксперт», «гуманитарность экспертизы» т.е. подходы, ценности прочно закреплены в сознании и в образовательном пространстве.
Однако, так как конкретных баллов, шкалы при оценке деятельности образовательного учреждения на соответствие заявленным стандартам и программам нет, то очень важно на современном этапе подготовить грамотных специалистов и вооружить их знанием нормативно-правовой базы, технологией проведения экспертизы, системой оценки или методологией составления заключения. Кроме этого, очень важно чтобы эксперт был психологически подготовлен для данной процедуры, избегал или умело разрешал возникающие конфликты. Поэтому на основе лекций, семинаров, практических занятий была предпринята попытка обобщить полученный материал и практически его использовать на примере составления экспертного заключения.
1. Нормативно правовая база, на которую опирается процедура лицензирования.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с основными нормативными документами:
Законом Российской Федерации «Об образовании», (в ред. Федеральных законов 1996 — 2003 годов с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного суда РФ 2000- 2002 г.г. № 176-ФЗ) ст.33
«Положением о лицензировании образовательной деятельности», утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 №796.
Типовым положением об общеобразовательных и образовательных учреждений
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. СанПин 2.4.1. 1249-03(утвержденные Главным санитарным врачом РФ 25 марта 2003 г.)
Федеральные законы определяющие нормы по охране труда.
Трудовым кодексом РФ, ст. 210 и 231.
Законом РФ «Об основах охраны труда РФ»
2. Экспертиза как способ оценки деятельности.
Цели и задачи экспертизы.
Для осуществления процедуры лицензирования создается экспертная комиссия. Экспертная комиссия создается государственными органами управления образования, наделенными полномочиями законодательством РФ по заявлению учредителя.
Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, работников образовательного учреждения, оборудования учебных помещений, особенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Содержание, организация и методики образовательного процесса предметом экспертизы не являются.
Все процедуры по лицензированию носят гуманистический характер, так как невозможно в соответствии с законом по точной шкале определить деятельность конкретного образовательного учреждения. В конце ХХ века В России, в Москве сформировалось инновационное поле в образовании.
Для оценки деятельности образовательных учреждений необходима экспертиза. Экспертиза применяется когда:
- нельзя предсказать как эти инновации на основании действующих законов скажутся в будущем. И это положение очень актуально в образовании.
- невозможно экспериментально повторить опыт в ходе процесса.
Наличие многих неопределенных факторов, которые не поддаются контролю.
Наличие многовариантных путей решения проблемы.
Экспертиза это своего рода исследование, требующее от специалиста познаний в той области, которая исследуется. Экспертиза — это анализ и вынесение оценочных суждений, на основе которых делается экспертное заключение. Экспертиза проводится людьми и поэтому она всегда субъективна и всегда личностна по оценке и требует в каждом конкретном случае своего специалиста по экспертизе. Например, экспертиза при создании экспертного заключения при лицензировании образовательного учреждения, экспертиза оценки деятельности педагога, экспертиза актуальности и новизны работы в Высшей Аттестационной Комиссии.
В образовательном учреждении экспертиза позволяет выявить значимость инновации, ее направленность. Если инновация входит в существующую нормативную базу, то это хорошо, а если нет, то это может быть правонарушением.
Важно как будут интерпретироваться результаты экспертизы. Часто это также очень субъективно и может даже исказить суть инновации.
Обучение, воспитание, управление образованием, повышение квалификации — это все области инновации в процессе образования. Инновация должна иметь результат в группе, где она происходит и это выявляет экспертиза. Например, инновация в воспитании — формирование новых ценностей у детей. Инновация в управлении — мотивация к управлению или изменение в делегировании полномочий. Инновация в обучении — проектная работа как путь достижения конечного результата.
Смысл экспертизы образовательной деятельности — оценка возможных инноваций и получение данных об эффективности вложений в образование.
Экспертиза нужна для оценки качества работы образовательного учреждения, для получения суждений об образовательном учреждении, те есть соответствие стандартам его работы. Экспертиза нужна для разграничения и определения разных образовательных практик, для понимания инновации.
2.1. Функции экспертизы.
Прагматическая — определить оптимальное решение, предположить какие будут результаты
Исследовательская — позволяет глубоко рассмотреть модели, инновации, практические достижения, разработать критерии оценивания.
Оценочная — позволяет дать качественную или количественную оценку,
Гуманистическая — мы рассматриваем только гуманистические инновации, так как оценить работу образовательного учреждения в целом по шкале или баллам невозможно.
Социальная — выявляет значимость экспертизы для образовательного сообщества, то есть иногда мы не верим в новшества или их не видим. А экспертиза это опровергает или подтверждает.
Коррекционная — предполагает трансформацию инноваций
Мотивационная — предполагает условия включения в инновацию, то есть преодоление сопротивления коллектива.
Обучающая — предполагает приобщение к эксперименту и приобретение навыков самообучения, то есть — саморефлексия, самоанализ и приобретение значимых навыков.
Неформальная — функция экспертизы разработана Пинским А.А.
Развивающая — обеспечивает развитие членов процесса.
Консультативно-поддерживающая — поддерживает инновационную практику.
Экспертиза — это такая деятельность, которая направлена на выявление глубины уровня развития инновации в образовательной деятельности. Результатом экспертизы должно стать описание способов реализации инновационной деятельности с точки зрения сохранения уникальности и специфичности процесса а также может содержать коррекцию направлений и способов развития.
2.2. Типология экспертизы.
В литературе отмечается, что особой классификации экспертиз нет.
Однако можно выделить экспертизу, как некий научный метод.
Групповая, индивидуальная, рефлексивная или самоэкспертиза — по типу.
По форме контакта — очная и предварительная.
По форме представления материалов — письменная и устная.
По отношению к объекту — открытая (результаты сообщаются объекту) и закрытая, и полузакрытая.
По способу воздействия — прямая и косвенная.
По субъекту — внутренняя и внешняя.
По целей направленности — конструктирующая, прогнозирующая, формирующая.
2.3. Модели экспертиз применяемые в системе образования.
2.3.1 Нормативно — контролирующая экспертиза
Предполагает контроль нормы. Например, документы представленные школой сравниваются на предмет соответствия с типовыми положениями. Здесь можно выделить насколько этапов
2.3.2 Экспертные документы сравниваются с документами более высокого уровня.
2.3.3 Состояние документа с точки зрения его позитивного влияния на развитие образовательного процесса.
2.3.4 Экспертиза апробации документа. После этого документ из разряда временных переходит в разряд разрешительных, нормативных.
Квалифицирующая или интерпретирующая экспертиза. Позволяет определить насколько данная инновация лежит в социокультурном и образовательном контексте. Субъект экспертизы должен предъявить не эталон, а схемы. Цели, ценности, способы достижения и возможности достижения результатов экспертной деятельности. Квалифицирующая экспертиза определяет возможность и необходимость переноса инновации в новые условия. Например, переход образовательной деятельности на условия гимназии, лицея.
Данная экспертиза совместно с нормативно-контрольной применяется, когда инновация имеет целостное оформление. Например — развивающее обучение по системе Эльконина — Давыдова.
Дегустационная экспертиза — оценка инновационной деятельности осуществляется исходя из вкуса эксперта, его ощущений, значимости, оригинальности, необходимости метода. Этот вид экспертизы очень субъективен. И принципиально не формализуется.
Понимающая экспертиза — в этом случае идет не оценка инноваций, а предполагается дооформление инноваций, выращивание инноваций до уровня трансляции. В этом случае эксперт старается, пытается встать на позицию автора, чтобы понять замысел автора.
2.4. Концепция экспертизы.
2.4.1 Этапы экспертизы
Подготовительный этап — Определяет сроки, цели, задачи, показатели, виды экспертиз. На этом этапе определяются права и ответственность членов экспертной группы
Организационный этап — предполагает подбор экспертов под логику экспертизы.
Рабочий этап — проведение экспертизы с помощью анкетирования, интервьюирования, свободной беседы, проверки соответствия документов заявленному заявлению.
Аналитический этап — анализ полученных результатов и составление экспертного заключения на основе ранее осуществленных этапов.
2.4.2. Предмет экспертизы
Продуктивность деятельности — то есть типовой продукт деятельности становится более высокого качества.
Увеличение качества знание — подразумевает увеличение количества отличников
Механизм рефлексивной саморегуляции, лежащей в основе самосовершенствования, предполагается появление новых компетенций.
2.4.3 Критерии экспертизы
Критерий — признак, на основе которого осуществляется экспертиза
Общие критерии — определяют оценку значимости с точки зрения тенденций, направлений развития. Общие критерии оценивают новизну, инновационность проекта. Кроме этого общие критерии определяют масштабность инноваций, уровень значимости проекта. Возможность его распространения на локальном, местном или региональном, или федеральном уровне. Возможность изменение уровня образования на каждом из этих уровней. Общие критерии определяют систематичность проекта, проект может быть фрагментарным или системным. Общие критерии могут определять эффективность инноваций, то есть что произойдет с введением этой инновации. Например, улучшение, обогащение образовательной практики или нет. Общие критерии оценивают способность трансляции, тиражирование достижений, опыта.
Специальные — определяют содержательность, компетентность проекта с точки зрения норм и понятий. Специальные критерии определяют насколько реально поставлены проблемы и цели, то есть определяют полноту структуры проекта. К компетенции специальных критериев относится определение степени проработанности структурных элементов проекта. Специальные критерии определяют согласованность структурных элементов.
Частные критерии — определяют степень обоснованности проекта с точки зрения его воплощения и жизнеспособности. Частные критерии оценивают реалистичность образовательного проекта с точки зрения соответствия идей, целей и задач образовательного проекта реальным условиям и обеспечения ресурсами. Кроме этого частные критерии оценивают реализуемость образовательного проекта. Автор должен указать, каким образом другие субъекты будут включены в его проект. Следует отметить, что частные критерии определяют управляемость образовательного проекта. Это означает наличие форм, плана действий по реализации проекта.
3.Лицензирование образовательных учреждений. Особенности процедуры, примерный алгоритм
Следует отметить, что лицензиат — учреждение, или частное лицо, деятельность которого подвергается лицензированию, перед процедурой лицензирования подает заявление установленного образца в государственную службу по лицензирования.
Каждое образовательное учреждение должно иметь разрешение на право ведения образовательной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Такое право возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии то есть разрешения.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образования на основании решения экспертной комиссии. Экспертная комиссия создается государственным органом управления образования, наделенным полномочиями законодательством РФ по заявлению учредителя.
Предметом и содержанием лицензионной экспертизы образовательных учреждения является установления соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса. Также предметом лицензионной экспертизы является образовательный ценз педагогических работников и укомплектованность штатов в учреждении.
Содержание, организация и методики образовательного процесса предметом экспертизы не являются.
Цель лицензирования — установление соответствия заявленных программ (начальное общее, основное общее, среднее (полное) образование, дополнительное образование). направлений дополнительного образования, например — Художественно-эстетического, Культурологического, Научно-технического, Социально-педагогического, Физкультурно-спортивного, Краеведческого соответствия дошкольного образования заявленным приоритетным направлениям. Условия образовательного процесса должны соответствовать ст. №33 п. 9 Закона РФ «Об образовании»
Лицензирование — система, определяющая соответствие, что надо смотреть в соответствии с положением о лицензировании, с положением о школе, в соответствии с Законом «Об образовании», Гражданским кодексом и другими право устанавливающими документами соответствии с заявленными программами.
Лицензирование включает в себя проверку соответствия юридических документов, имущественные отношения, учебно-методическое обеспечение, проверку соответствия материально-технической базы, нормативное обучение контингента учащихся в соответствии с проектной нагрузкой, уровень образования педагогических кадров, соблюдение санитарных норм, и охраны труда.
Перед выходом в образовательное учреждение эксперт получает задание на лицензирование. Все программы прописываются в заявлении на лицензирование. Указывается тип образовательного учреждения и его вид. Например, тип учреждения «общеобразовательная школа», вид учреждения
Начальная общеобразовательная школа
Основная общеобразовательная школа
Средняя общеобразовательная школа
Эксперт должен соблюдать этические нормы поведения, быть выдержанным, не конфликтным.
Юридический аспект лицензирования —
Устав школы должен быть оформлен в соответствии с Законом РФ «Об образовании».
Устав должен быть зарегистрирован, то есть обязательно указывается дата регистрации.
Необходимо иметь свидетельство о внесении в реестр.
Должно быть свидетельство о постановке на налоговый учет, то есть должен быть ИНН.
Устав школы должен иметь правильное название образовательного учреждения, повторяемые во всех документах, сведения об учреждении образовательного учреждения, цели и задачи образовательного учреждения, должна быть отмечена организация образовательного процесса согласно ст.13 Закона «Об образовании» РФ. Кроме этого, необходимо прописать права и обязанности участников образовательного процесса, аспекты управления образовательным процессом, типы и виды образовательных программ. Следует обязательно отметить наличие свидетельства на землю. Эксперт должен знать, что Государственные образовательные учреждения имеют документы на здания, которые находятся у них в оперативном управлении, а Негосударственные образовательные учреждения должны предоставить документы на здания, находящиеся у них в хозяйственном ведении или в собственности.
При проведении экспертизы необходимо проверить наличие оформленных документов на право землепользования. Земля в государственных учреждениях и здания находятся в оперативном пользовании, а в негосударственных образовательных учреждениях могут быть в собственности или ими пользуются по договору аренды. Все эти документы необходимо проверить на наличие и правильное оформление.
Кроме этого в пакет документов должен входить договор с медицинским учреждением, если в школе есть медицинский кабинет, договор со школьно-базовой столовой. Обязательно эксперт должен посмотреть Паспорт готовности учреждения, заключения СЭС и Государственного Пожарного Надзора.
Если в школе есть классы, работающие по договору с ВУЗами, то этот договор должен быть обязательно оформлен. Если в школе открыты лицейские, гимназические, профильные классы, то это должно быть подтверждено соответствующими разрешающими документами.
Эксперт смотрит учебный план, учебные программы, используемые в учебном процессе, оборудование и оснащение кабинетов, уровень квалификации педагогов и соответствие его преподаваемому предмету. Обязательно следует отметить особенности учебного плана. Какие предметы интегрированы, на что использован школьный компонент, как занимаются учащиеся профильных и гимназических классов, с какой недельной нагрузкой и по 5-ти или 6-ти дневной учебной неделе.
Уровень квалификации должен соответствовать преподаваемому предмету, учитель должен пройти профессиональную переподготовку, если он не имеет педагогического образования. В личном деле учителя должны быть документы об образовании, о повышении квалификации, о своевременной аттестации.
Если в школе есть какие-либо курсы (например «Курсы парикмахерского искусства»), то образовательное учреждение должно представить лицензию на осуществление этой услуги, документы, подтверждающие образовательный уровень преподавателей курсов, то есть преподаватели курсов должны иметь педагогическое образование по специальности «Парикмахерское дело». Если в образовательном учреждении работают лица, имеющие иностранные дипломы, то к ним необходим нотариально заверенный перевод и признание данного диплома на территории РФ. Например, диплом выдан на территории Узбекской ССР, в период существования СССР.
Необходимо при выходе в школу знать вид образовательного учреждения, так как при лицензировании негосударственных учреждений использование учебных планов носит характер примерных.
Лицензирование начинается с изучения пакета документов.
Первое, что изучается это заявление, которое подавала школа на лицензирование. В заявлении обязательно прописывается какие программы заявляет школа на лицензирование (начальное, среднее, полное(общее) образование, дополнительное образование и др.). обязательно проверяется как используется школьный компонент для сохранения здоровья учащихся.
Обязательно надо указать год построения школы, расчетную мощность здания и фактическую нагрузку, то есть количество обучающихся.
В заявлении обязательно прописывается контингент учащихся, то есть количество детей соответствующее СаНиП, отвечающее проекту здания школы. Эксперт должен знать, что если детей обучается больше нормы, необходимо организовать вторую смену.
Эксперт в процессе обследования школы проводит изучение материально-технической базы школы. Обязательно в экспертном заключении указывается результат обследования мастерских, классных комнат, кабинетов биологии, химии, физики, информатики, домоводства, спортивного зала. В экспертном заключении обязательно необходимо указать, какие предметы минимально оснащены современным оборудованием, какие максимально, оценить % применения устаревшего оборудования. Необходимо эксперту указать, какие и в каком процентном соотношении используются ТСО и компьютеры, мультимедийное сопровождение, АРМ учителя, переносные компьютерные классы. Особое внимание следует уделить наличию и оснащенности кабинета домоводства (кабинет обслуживающего труда), его современному оснащению новым бытовым оборудованием и приборами. Мастерские также очень важный объект экспертного обследования. В последнее время наличие столярных и слесарных мастерских становится в школах редкостью, хотя они обязательно должны быть представлены для полноты экспертного заключения.
В своей работе эксперт руководствуется правилом: необходимо констатировать, что увидел, а не обсуждать, кто виноват, почему, например, в спортивном зале на стенах развился грибок, а в полу выявлено наличие трещин. Это является нарушением санитарных правил, потому что частичка отшелушенной штукатурки может попасть ребенку в глаз и быть причиной травмы. А трещина в полу может привести к травме ноги ребенка.
При обследовании кабинетов необходимо отметить оснащенность кабинетов, наличие или отсутствие старого и устаревшего оборудования. Особое внимание надо уделить наличию актов о безопасности, инструкций по охране труда. Все эти документы обновляются на 1 сентября.
В каждом кабинете и классной комнате должна быть аптечка, ее набор лекарств соответствует изучаемому предмету или характеру деятельности учащихся. В каждом классе и кабинете инструкция по охране труда должна быть в соответствии с оборудованием кабинета для охраны жизни и здоровью учащихся. Паспорт кабинета должен отражать его наполняемость и систематизацию материала. Лишних, посторонних, захламляющих вещей быть не должно.
В кабинете физики и информатики особое внимание уделяется электро — безопасности (наличие антистатического линолеума и площадей не менее 6 кв.м. на человека в кабинете информатики обязательно), а в кабинете химии очень важным является соблюдение правил хранения реактивов разных химических групп, наличие актов списания реактивов, и соблюдение правил противопожарной безопасности.
Эксперт обязательно должен обследовать специальные помещения, например, щитовая, подвал. В щитовой обязательно должны быть резиновые коврики и резиновые перчатки, никаких старых вещей или рухляди быть не должно.
При выходе в образовательное учреждение эксперт обязательно должен познакомиться с соответствие уровня образования учителей преподаваемому предмету. В экспертном заключении надо отметить сколько учителей имеют высшее педагогическое образование и сколько высшее профессиональное образование и по каким предметам. Необходимо отметить количество учителей с высшей, первой и второй квалификационной категорией. Обязательно нужно отразить повышение квалификации, то есть сколько учителей прошли курсы повышения квалификации на 1 сентября текущего года и сколько направлено на учебу в текущем учебном году. В личных делах учителей должны быть документы об образовании и переподготовке. Следует отметить, что 1 раз в 5 лет учитель должен пройти курсы повышения квалификации. Необходимо знать, что в личных делах учителей обязательно должны быть копии аттестационных листов, подтверждающие соответствующую категорию. Бывают случаи, когда учителем работает специалист без педагогического образования. В этом случае решающую роль играет стаж работы по предмету.
При заполнении блока «Охрана труда» в экспертном заключении необходимо указать о наличии документов в полном объеме или документация требует какого-либо пополнения. Обязательно отмечается наличие документов по охране труда — инструкции, журнал инструктажа, регулярность обучения на курсах по охране труда ответственных по этому вопросу (директора, заместителей, ответственного по охране труда, учителей физики, информатики, технологии, химии и др.) Реализацию на практике выполнения инструкций по охране труда отмечают проверяя регулярность инструктажа, наличие документации по охране труда, наличие документов, подтверждающих своевременность обучения. К документации можно отнести наличие инструкций при работе на месте, инструкции для не электротехнического персонала с присвоением 1 группы, противопожарную безопасность (инструкции и журнал инструктажа), правили внутреннего трудового распорядка.
В экспертном заключении необходимо отразить дату (год) последнего ремонта, причем указать какой это был ремонт капитальный или косметический. Нужно отметить проблемы и состояние крыши, подвала, спортивного зала, щитовой, туалетов, учебных аудиторий, медицинского кабинета, учительской, столовой, актового зала и других помещений. Обязательно отметить особенности состояния этих помещений.
Если есть в школе арендаторы, то необходимо проверить договора аренды и условия соблюдения ее в соответствии с санитарными и гигиеническими требованиями.
Обязательно указываются особенности учебного процесса, например начальная школа, располагается в отдельном помещении.
Система дополнительного образования обязательно отмечается в экспертном заключении. Обращается внимание на характер оказания услуг дополнительного образования, то есть платное или бесплатное. Если система дополнительного образования бесплатная, то она должна не повторять программу общего образования. На каждую программу необходим учебный план, планирование занятий, расписание. Необходимо обязательно отметить, что уровень образования педагогов дополнительного образования должен соответствовать уровень предметов дополнительного образования. Например, если в школе осуществляются занятия в стрелковом кружке, то они должны походить в специально оборудованном месте, которое не имеет окон. Место хранения оружия необходимо оборудовать сигнализацией, специальными сейфовыми шкафами для хранения оружия. Педагог дополнительного образования обязан своевременно пройти переподготовку по владению оружием и иметь документ о педагогическом образовании (Диплом военного училища)
По итогам экспертизы делается выводы
Условия осуществления образовательного процесса соответствуют (или не соответствуют) заявленным программам начального, общего и среднего (полного) образования.
Устав образовательного учреждения соответствует (или не соответствует) действующему законодательству и позволяет реализовать на практике заявленные программы.
Материально — техническая база позволяет (не позволяет) реализовать образовательные программы
Оборудование и оснащенность — новое, но в 50% случаев морально устаревшее. Требует значительного пополнения и замены. Оборудование кабинета домоводства (обслуживающего труда) находится в неудовлетворительном состоянии.
Педагогическими кадрами образовательный процесс обеспечен с В.П.О. на 98%, штатных учителей 86%, повышение квалификации за 2008-09 г. прошли 48 % уровень образования подтвержден соответствующими документами.
Документация по охране труда представлена в полном объеме (требует пополнения, не представлена)
После выводов указываются нарушения и замечания:
Например, малый процент учителей высшей категории 7%
Экспертное заключение подписывается председателем комиссии и членами комиссии.
4. Требования к личности эксперта.
4.1. Психологические закономерности общения.
Любой эксперт, выходя в образовательное учреждение, получает задание в соответствии с заявленными позициями. Эти позиции невольно являются установочными. В процессе процедуры лицензирования эксперт общается, «читает», расшифровывает полученные внешние данные. С.Л. Рубинштейн писал: «в повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении. В процессе общения вырабатывается определенный психологический план».
Эксперт должен спокойно, не анализируя причин увиденного, отобразить в экспертном заключении все особенности образовательного учреждения.
Не всегда установка, полученная в результате заявления на лицензирование, является верной. Эксперт должен отрешиться от своей школы и четко «сфотографировать» то, что есть в данном образовательном учреждении.
Бывает, что установка, мнение у эксперта, полученное не со стороны, а обусловленное состоянием в данный момент, жизненными ассоциациями, сложившимися антипатиями или симпатиями, влияет на выводы или заключения. Этого следует избегать. Нравится или нет, это не определяет итог решения. Верно или нет в соответствии с Законом или Положением — вот что должно заботить эксперта.
Жизненный багаж человека складывается из направленности личности (цели, установки, потребности, ценности, идеалы), из задатков, способностей, знаний каждого человека, из темперамента, характера, стиля взаимоотношений с окружающими. Эти особенности общения могут так или иначе влиять на процесс общения. Многие замечали, как свободно и уверенно чувствует себя человек, когда разговор заходит о сфере деятельности, которой он успешно владеет. Однако о незнакомом предмете суждения будут неуверенными, не четкими. Поэтому эксперт должен быть хорошо образован по различным вопросам, касающимся процедуры лицензирования и составления экспертного заключения.
4.2. Особенности психического склада человека.
Есть характеристики человеческой личности, генетически, то есть от рождения, заложенные в ней. Эти индивидуальные особенности определяют способность человека к общению, быстроту реакции в коммуникативной деятельности, тип нервной деятельности, острот переживаний, эмоциональное восприятие успеха и неудач в общении и других видов деятельности.
Проявляются они в темпераменте, общем стиле поведения.
Темперамент — от латинского слова temperamentum, что означает надлежащее соответствие частей, соразмерность — характеристика человека со стороны его динамических особенностей: интенсивности. Быстроты, темпа, ритма психических процессов и состояний. Различают четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный. Образно можно охарактеризовать так: «Бег могучего потока»
Холерик — сильный, неуравновешенный, стремительный. «Поток мощно и стремительно низвергает свои воды с утеса».
Флегматик — сильный, уравновешенный, инертный. «Спокойное, гладкое течение многоводной реки»
Меланхолик — слабый, при слабости, как возбуждения, так и торможения, преобладают тормозные процессы. «Слабый ручеек на равнине, который может превратиться в болотце».
Чистый темперамент встречается довольно редко. Чаще в человеке встречаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-нибудь одного. Ни в коем случае нельзя смешивать свойства темперамента с чертами характера. Честным, добрым, тактичным, ответственным, смелым или, наоборот, лживым, грубым, злым, трусливым может быть человек с любым темпераментом. Правда, проявляются эти положительные или отрицательные черты по-разному у людей с тем или другим темпераментом.
Важно учитывать, что на базе определенного темперамента одни черты личности вырабатываются легче, а другие труднее. Зная свой темперамент, темперамент коллег или оппонентов, можно осознанно, опираясь на его положительные проявления и преодолевая его отрицательные, развить свои коммуникативные способности или созидательную деятельность. Поэтому, если от эксперта требуется сосредоточенно, скрупулезно определить состояние материальной базы, соответствие учебной деятельности заявленным программой в соответствии с принятым законодательством, то эту работу лучше поручать флегматику. Так как деятельность эксперта предполагает быструю возможность фиксирования увиденного состояния дел, то в экспертную групп лучше включать специалистов разных темпераментов.
4.3. Секреты продуктивного общения.
Одна из потребностей человеческого общения — это быть оцененным, понятым, признанным. Это как никогда в современных условиях является одной из задач лицензирования и аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров. Отсюда очень важно давать собеседнику высказаться, почувствовать свою значимость, проявить внимание к собеседнику. Очень важно правильно построить беседу, дать возможность показать себя с лучшей стороны, но при этом выявить, отметить тактично недочеты. И эти упущения, и недочеты необходимо отразить в экспертном заключении. Необходимо достичь правильного отображения в экспертном заключении увиденного исходя из сути дела, а не из субъективных позиций эксперта. Необходимо настойчиво идти в цели экспертизы, в тоже время, соблюдая гибкость и гуманность. Необходимо стремиться достичь того что намечено, оставаясь в рамках приличий. При этом следует учитывать три основные категории: восприятие, эмоции, ощущение. Различные ситуации в отношениях между людьми попадают в одну из этих трех категорий коммуникативной культуры.
Восприятие — выявление образа мыслей противоположной стороны. Отсюда правило — поставь себя на место другого, не делайте вывода исходя из собственных суждений. Действуй по правилу — обсудить различия. Пусть другая сторона проявит себя, спросите совета, учитывайте имидж участника общения. Это требование уважительного отношения к собеседнику разного уровня.
Эмоции — прежде всего надо осознать свои чувства и чувства, настроение партнеров. Позвольте другой стороне, если накаляются страсти, «выпустить пар», не реагируйте, ведь главное для вас достичь объективного результата экспертизы.
Общение — будьте вежливы, деликатны, сдержанны. При проведении экспертизы необходимо указать на недостатки, но не обсуждать, почему такое положение дел произошло. Нельзя говорить: «Вы не правы!», «Вы не выполнили данную работу!». Необходимо просто отметить в заключении увиденное. Решение принимает комиссия, а не эксперт.
4.4. Конфликт, его природа и методы разрешения
Конфликт, как известно, — это столкновение мнений, позиций, социальных и политических ориентаций. По своей сути конфликты бывают разными по уровню проявлений и по своему влиянию, позитивному или негативному, на характер взаимоотношений.
4.4.1 Природа конфликта
История человечества изобилует международными, межгосударственными конфликтами, приносящими горе, разрушения, лишения тем, кто оказывается вовлеченными в них. В этих противоречиях нет разумности и человечности. Поэтому в последнее время особое внимание уделяется утверждению культуры мира, формированию установок толерантности в сознании человека и предупреждение экстремизма в отношении между народами.
Другой уровень конфликтов — противоречия между политическими партиями, думскими фракциями, группировками, социальными сообществами. Свидетелями таких конфликтов мы становимся постоянно, получая информацию из средств массовой коммуникации. Источниками таких конфликтов бывают экономические, мировоззренческие, идеологические и даже личностные противоречия, но так или иначе они носят характер политических конфликтов. Политические конфликты — одна из форм социальных конфликтов, которые могут носить различный характер. Особую боль и тревогу вызывают конфликты, вызванные межнациональными, межэтническими, межконфессиональными противоречиями. Военные столкновения последних лет неизбежны по человеческим жертвам, но и тем, что на долгие годы оставляют след озлобленности и нетерпимости в сознании, незаживающие раны в душах людей. Одно из пагубных последствий этих конфликтов — международный терроризм, омрачивший начало третьего тысячелетия. События последних лет в нашей стране и за рубежом убедили, что противостоять разгулу жестокости и бесчеловечности можно только путем объединения.
Третий уровень — межличностные конфликты. Они тоже могут носить социальный характер. Такой конфликт между поколениями раскрыл И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Аналогичный конфликт мы наблюдаем и сегодня, причем в современных условиях он приобретает особую остроту из-за того, что диапазон расхождений в интересах, ценностях, предпочтениях между старшими и младшими поколениями проявляется особенно резко.
Проявление национализма, экстремизма, утверждение превосходства одной религии над другой — все это неприятие иного — иной культуры, иной религии, иного этноса, иных традиций, установок, мнений.
Другая категория конфликтов тоже носит межличностный характер и в своей основе имеет различия во мнениях, позициях, установках, ценностях, ориентациях, но их проявление не связано с неприятием другого. Они могут возникать из-за непонимания, неприязненного отношения друг к другу, обиды, некорректного отношения друг к другу, бестактности, спонтанно возникающих. Непредвиденных ситуаций в процессе общения или из-за различного отношения к определенным событиям, явлениям, предложениям.
Подобных столкновений между старым и новым, между устоявшимся, привычным и инновационным мы встречаем в педагогическом пространстве довольно часто. В общении эксперта с лицензиатом не должно быть авторитарных позиций, преобладающих в условиях тоталитарного режима. Эксперт должен стоять на позициях педагога — гуманиста, проводя открытую гуманистическую экспертизу. Дискуссия по поводу преимущества преподавания по линейной или концентрической схеме, тоже является конфликтом между старым и новым. Эта дискуссия отвечает понятию «В споре рождается истина».
В решении ряда вопросов неизбежно могут возникать конфликты. Они могут носить как позитивный, так и негативный характер. С точки зрения эксперта важно понять источники конфликта, специфику противоречий, пути разрешения конфликта. С учетом профессиональной культуры эксперта.
Часто источником конфликта становится несогласие с позицией эксперта. Агрессивная реакция на замечание. Проявление неуважения с обеих сторон. Отказ подчиниться общепринятому порядку. В 80% случаев конфликты возникают помимо желания сторон, не из-за конфликтности отдельных индивидуумов. Самая распространенная причина в этих случаях — неадекватное восприятие высказывания, привычка перебивать, не дослушав.
Специалисты по конфликтам отмечают, что скорость говорения в 4 раза медленнее скорости мышления. Если человек сосредоточен не на том, что слышит, он спешит домыслить информация подчас неадекватно. Замечено, что мужчины перебивают в 2 раза чаще женщин и могут внимательно слушать только 15-20 минут.
Другая причина — обида. Мы обижаемся на тех, кто для нас значим. Это происходит из-за разности ожидаемого и реального.
Возникает межличностный конфликт из-за неприязни, стремления унизить, укорить — этого не должно быть в работе эксперта. Эксперт также не имеет право критиковать, высказывать свое мнение в любой форме.
Любой конфликт надо разрешить, чтобы не возникло нарушения равновесия во взаимоотношениях, снижение психологического комфорта.
4.4.2 Методы разрешения конфликта.
Как научиться сохранять хладнокровие и спокойствие в неожиданно возникшей конфликтной ситуации? Народная мудрость учит самообладанию и благоразумию. Помните пословицу: «Утро вечера мудренее, «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Иными словами не спешите с выводами, скоропалительными решениями.
Другой прием, способность переключаться и переключать внимание собеседника в ситуации, грозящей конфликтом. У эксперта не должно быть ситуаций связанных с несдержанностью, с бестактностью или грубостью. Эксперт не имеет права укорять, унижать. Можно воспользоваться принципом эмоционального возмещения, выразить эмоциональное сочувствие. Можно использовать принцип авторитетного третьего, сославшись на знание правил и законов. Часто используют принцип принудительного слушания, то есть следующий высказывается строго после первого. В этом случае выясняется, что конфликтующие стороны часто не слышат друг друга. Еще один способ избежать конфликта, это воспользоваться принципом обмена позиций. В этом случае оппоненты встают на позиции противоположной стороны. Часто такая рокировка позволяет избежать конфликта.
Следует учитывать, что при любой экспертизе, проверке необходимо проявлять особый такт и уважение, так как люди находятся в напряжении и конечно нервничают. Необходимо обеим сторонам овладеть приемами стрессоустойчивости. Жизнь преподносит не мало сюрпризов и непредсказуемых ситуаций. Недопустимо грубое, хамское отношение, обидная или какая-то критика. Необходимо сохранять чувство собственного достоинства. Оно проявляется в выдержке, умении сохранять невозмутимость, ни в коем случае не уподобляться тому, кто проявил грубость, бестактность. Важно помнить, что некорректное к Вам отношение могло быть заранее спланировано, чтобы в последующем изменить ход событий, скрыть недостатки. Нельзя быть вспыльчивым, нетерпеливым, в чувстве собственного достоинства проявляется, в тактичности, терпимости Ваша сила. Никогда не надо опускаться до выяснения отношений. Известна восточная мудрость: «Если не можем изменить обстоятельства, надо изменить отношение к ним».
Одно из условий выработки самообладания и стрессоустойчивости — правильное отношение к критике. Толковый словарь определяет критику как обсуждение, разбор чего-либо с целью оценить, достоинство, обнаружить, выявить недостатки. Критика должна быть конструктивной. Она конструктивна если несет в себе позитивное начало, если цель ее — не унизить, а помочь и не обязательно это отрицательное суждение о чем-либо.
Примером могут быть различные критические статьи, помогающие разобраться в многообразии форм прозы, способов передачи настроений героев и т.д.
В деловом общении критика должна помогать, а не выбивать из колеи. Тогда ее можно считать конструктивной, но при осуществлении любой экспертизы эксперт не имеет право на критические высказывания. Иначе, чтобы критика была конструктивной необходимо предложить варианты преодоления возникшей ситуации, то есть взять на себя другие функции. Недопустимо применять какие-либо критические высказывания, как демонстрация своей компетентности, принципиальности и активности.
При любом экспертном обследовании нельзя умалять достоинства партнера, необходимо быть конкретным, не допускать бездоказательных высказываний. Необходимо быть доброжелательным, проявлять уважение к личности оппонента, нельзя давать какие-либо рекомендации, делать замечания.
Анализируя все сказанное, можно всего осознать, что эксперт должен услышать, увидеть, принять истинное положение дел, отразить это состояние в экспертном заключении. При этом нельзя допускать высказываний, критических замечаний или учитывать оправдания. Главное правило «Основная цель экспертизы — установление соответствия, а решение принимает комиссия».