Полномочия органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере

Оглавление:

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, коммунально-бытового обслуживания населения регламентированы ЖК РФ, а также иными нормативно-правовыми актами. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит к числу местных вопросов содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.

В задачи органов государственной власти входят разработка и принятие жилищного законодательства нового поколения (на уровне РФ, субъектов РФ).

Основными направлениями жилищно-коммунальной реформы являются:

  1. совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;
  2. переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг;
  3. совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;
  4. совершенствование системы социальной защиты населения, упорядочение системы льгот.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями:

  1. организуют эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности;
  2. распределяют муниципальный жилищный фонд, ведут учетграждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, решают вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдают ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;
  3. осуществляют контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивают бесперебойное коммунальное обслуживание населения;
  4. устанавливают удобный для населения режим работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения.

В соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления в сфере торгового обслуживания населения уполномочены:

  1. рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав и свобод;
  2. анализировать договоры, заключаемые продавцами с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;
  3. обращаться в суды за защитой прав потребителей.

Полномочия органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Тема 11. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, бытового и торгового обслуживания населения.

1. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства. Содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений. Создание условий для развития жилищного строительства на своей территории. Организация. Содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации. Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом. Утилизация и переработка бытовых отходов.

2. Полномочия органов местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения. Планирование развития и обеспечение рационального размещения предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения на территории муниципального образования. Организация закупки, хранения, переработки и продажи сельскохозяйственных продуктов. Установление режима работы муниципальных предприятий данной сферы. Обеспечение защиты прав потребителей на территории муниципального образования.

Тема 12. Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной области.

1. Полномочия органов местного самоуправления в области образования. Формирование муниципальных органов управления образованием, планирование, регулирование и контроль их деятельности. Решение вопросов материально-финансовой базы образовательных учреждений. Управление муниципальными образовательными учреждениями.

2. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения муниципальных образований. Санитарно-гигиеническое просвещение населения.

3. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры. Создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании. Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности. Создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования. Создание условий для организации зрелищных мероприятий.

4. Полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты населения. Участие в реализации законодательства о выплате пенсий и пособий, социальном обслуживании престарелых и инвалидов. Организация и развитие центров социального обслуживания населения. Участие в реализации государственных программ поддержки семьи, материнства и детства.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 6 ; Нарушение авторских прав

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства

Перечень полномочий органов местного самоуправления, относящихся к области ЖКХ и нашедших прямое закрепление в действующем Законе об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г., включает:

регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;

полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

разработку и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ;

утверждение и реализацию муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; организацию проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования; организацию и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Кроме перечисленных, дополнительные полномочия органов местного самоуправления, относящиеся к сфере ЖКХ, предусмотрены в других законодательных актах федерального уровня, регулирующих области общественных отношений, смежные с данной сферой. Например, ЖК РФ (ст. 14) предусматривает, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе в области ЖКХ, относятся:

  • 1) учет муниципального жилищного фонда;
  • 2) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые;
  • 3) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
  • 4) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
  • 5) осуществление муниципального жилищного контроля и др.

Жилищный кодекс РФ закрепляет право органов местного самоуправления на решение иных вопросов, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, федеральными законами, а также законами субъектов РФ. Поэтому перечень полномочий органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере может быть значительно расширен в законодательстве ряда субъектов РФ, но на практике подобные прецеденты к настоящему времени почти отсутствуют.

С учетом принципов проводимой в стране реформы ЖКХ из общего ряда полномочий органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере следует особо выделить полномочия по установлению и взиманию платы за пользование жилыми помещениями и платы за коммунальные услуги.

В ч. 3 ст. 156 ЖК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления устанавливают размер платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем), а также размер платы за их содержание и ремонт для следующих категорий жильцов:

нанимателей жилых помещений по договорам социального найма; нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Кроме того, муниципальные органы устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается органами местного самоуправления с учетом качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома. При этом установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Размер платы за коммунальные услуги по общему правилу рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ. Однако органы местного самоуправления в установленном законом порядке могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе за поставки бытового газа в баллонах), отопление (в том числе за поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Размер оплаты коммунальных услуг в конкретных случаях определяется, как правило, исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, которые также утверждаются органами местного самоуправления каждого конкретного муниципального образования.

Следует обратить внимание на то, что в целях решения вопросов местного значения в жилищно-коммунальной сфере, развития инженерной инфраструктуры и повышения качества обеспечения населения жильем и коммунальными услугами органы местного самоуправления довольно активно реализуют свое полномочие по разработке и принятию соответствующих муниципальных программ. Реализация таких программ может обеспечиваться не только за счет средств местных бюджетов, но и за счет финансовой помощи из бюджетов других уровней, а также за счет привлеченных инвестиций в жилищно-коммунальную сферу. Так, в настоящее время правовыми актами органов местного самоуправления г. Сургута (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) утвержден ряд среднесрочных программ социально-экономического развития города, включая программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности: «Развитие коммунального комплекса в городе Сургуте» на 2014—2020 годы, «Улучшение жилищных условий населения города Сургута» на 2014— 2020 годы, «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Сургуте» на 2014—2020 годы, «Комфортное проживание» на 2014—2020 годы, «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан муниципального образования городской округ город Сургут» на 2014—2020 годы, «Обеспечение деятельности департамента городского хозяйства в сфере дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» на 2014—2020 годы, «Управление муниципальным имуществом в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городе Сургуте» на 2014—2020 годы, «Проектирование и строительство объектов инженерной инфраструктуры на территории города Сургута в 2014—2020 годах» и др. 1

Читайте так же:  Приказ 411 минюст

Названные программы предусматривают реализацию целевых мероприятий на объектах жилищно-коммунального комплекса города, а также меры социальной поддержки отдельных категорий жителей муниципального образования. Одновременно они служат инструментом планирования расходной части городского бюджета и повышения качества и эффективности муниципального управления на основе программно-целевых подходов.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Жилищно-коммунальное хозяйство играет значимую роль в со­циально-экономической жизни муниципальных образований, так как напрямую затрагивает важные интересы и вопросы непосредст­венного обеспечения жизнедеятельности населения.

Жилищно-коммунальный комплекс сегодня является средото­чием проблем. Следует отметить низкую результативность функцио­нирования: неэффективность системы при огромных затратах, инер­ционность управления, отсутствие экономических стимулов сниже­ния издержек на производство жилищно-коммунальных услуг. Следствие этого — хроническая дотационность предприятий жи-

В настоящее время в основном сформирована нормативная пра­вовая база, регулирующая вопросы, связанные с жилищным строи­тельством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере. В то же время существует ряд проблем, связанных с имеющимися значительными диспропор­циями между потребностями населения в жилье и возможностями приобретения жилья, отсутствием системы долгосрочного жилищ­ного кредитования, недостаточными объемами жилищного строи­тельства, не удовлетворяющими платежеспособный спрос населе­ния, низким качеством жилищных и коммунальных услуг.

На решение упомянутых проблем направлен приоритетный на­циональный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», на первом этапе реализации которого выделены следую­щие направления:

■ повышение доступности жилья;

■ выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан;

■ увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;

■ увеличение объемов жилищного строительства и модерниза­ция коммунальной инфраструктуры.

Механизмом реализации государственной поддержки расшире­ния спроса и предложения на рынке жилья, а также выполнения государственных обязательств перед отдельными категориями граж­дан является Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002— 2010 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г.

1. Жилищная сфера. Деятельность органов местного самоуправ­ления направлена на осуществление в рамках своих полномочий социальных прав граждан и создание условий, обеспечивающих дос­тойную жизнь человека.

Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. содержит компетен­цию органов местного самоуправления в области жилищных отноше­ний. Так, органы местного самоуправления осуществляют учет и пре­доставление в наем помещений муниципального жилищного фонда.

Жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений (жилых домов, квартир, комнат). В зависимости от формы собст­венности жилищный фонд подразделяется на частный, государст­венный и муниципальный. Последний принадлежащий на праве соб­

В зависимости от целей использования муниципальный жи­лищный фонд подразделяется на:

■ жилищный фонд социального использования — предоставляе­мый гражданам по договорам социального найма;

■ специализированный жилищный фонд — предназначенный для проживания отдельных категорий граждан в связи с характе­ром их трудовых отношений с органом местного самоуправ­ления, муниципальным учреждением, для временного прожи­вания в период работы, службы, учебы, для вынужденных пе­реселенцев, беженцев и т.п.;

■ жилищный фонд коммерческого использования — предостав­ляемый муниципальным образованием как собственником помещений для проживания граждан на условиях возмездно­го пользования, по иным договорам, предоставляемый лицам во владение и (или) в пользование (после полного вступления в силу норм Федерального закона 2003 г. он подлежит прива­тизации, как и муниципальные нежилые помещения, сдавае­мые в аренду хозяйствующим субъектам и не предназначен­ные для решения вопросов местного значения).

Жилые помещения муниципального жилищного фонда по дого­ворам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими граждане признаются органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта РФ, с учетом дохода, приходяще­гося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящего­ся в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. При этом нуждающимися в предоставлении жилья считаются граж­дане: не являющиеся собственниками, членами семьи собственни­ка, нанимателями по договору социального найма или членами се­мьи нанимателя по такому договору; обеспеченные общей площа­дью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нор­мы, установленной органом местного самоуправления; проживаю­щие в ветхих и аварийных помещениях; проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется боль­ной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания из перечня заболеваний, установленного Правительством РФ.

К специализированному муниципальному жилищному фонду относятся: служебные жилые помещения — предоставляемые в свя­зи с характером трудовых отношений граждан с органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, в связи с избранием на выборную муниципальную должность; помещения в общежитиях — предоставляемые на период работы, службы или обучения; поме­щения маневренного фонда — предназначенные для временного проживания в связи с капремонтом или реконструкцией жилья, за­нимаемого по договору социального найма, иных случаев лишения гражданами жилья; помещения в домах системы социального об­служивания населения; помещения фондов для временного поселе­ния вынужденных переселенцев и беженцев.

Специализированные жилые помещения предоставляются по договорам найма на основании решений органов местного само­управления. Обмен и поднаем таких помещений не допускается.

Органы местного самоуправления в соответствии с Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федера­ции» от 4 июля 1991 г. должны создавать условия для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потреб­ностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Приватизация жилья — бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помеще­ний в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для

Граждане, занимающие жилые помещения в домах государствен­ного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно про­живающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершенно­летних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собст­венность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одно­го из совместно проживающих лиц.

Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе про­давать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие законодательству.

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных го­родков, а также служебные жилые помещения, за исключением жи­лищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предпри­ятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты на­селения.

В Законе о вводе в действие Жилищного кодекса РФ установлено, что бесплатная приватизация жилья заканчивается 1 января 2007 г. Граждане, не приватизировавшие свои квартиры бесплатно, будут вынуждены либо выкупать их у государства и муниципальных образований, либо арендовать по коммерческой цене. Квартира же малоимущего гражданина перейдет в категорию социального жилья (без платы за наем). Жилые помещения, полученные по договорам социального найма после 1 марта 2005 г., не подлежат приватизации. В то же время, по оценкам специалистов, в марте 2006 г. в стране бы­ло приватизировано чуть более 60% квартир. В связи с этим Государ­ственной думой РФ принят пакет поправок к ЖК РФ о переносе сро­ка окончания бесплатной приватизации на 1 января 2010 г.

Для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользо­вания квартирами и общим имуществом жилого дома домовладельцы вправе самостоятельно выбрать один из способов управления недвижи­мым имуществом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жи­лищным кооперативом или иным специализированным потребитель­

3) управление управляющей организацией, в том числе с пере­дачей домовладельцами функций по управлению кондоминиумом уполномоченной государством или органами местного самоуправ­ления службе заказчика на жилищно-коммунальные услуги.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в доме. Если способ управления домом не выбран до 1 января 2007 г., орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляю­щей организации для заключения договора управления многоквар­тирным домом.

Управляющая организация обязуется в течение срока договора за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему со­держанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять ком­мунальные услуги и осуществлять иную деятельность по управлению домом. Размер платы за содержание и ремонт жилых помещений и размер платы за коммунальные услуги определяются договором.

Таким образом, с принятием Жилищного кодекса РФ в жилищ­ных отношениях появляется новый субъект — управляющая орга­низация, которая может быть основана на любой форме собствен­ности. И задача органов местного самоуправления — обеспечение равных условий для деятельности управляющих организаций неза­висимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Монопольное положение муниципальных предприятий жилищного хозяйства ликвидировано, в связи с чем необходимо решить вопрос по поводу организационно-правовой формы, количества и принци­пов функционирования таких предприятий, а также перспектив дальнейшего эффективного использования имущества, которое ос­танется невостребованным для деятельности муниципальных пред­приятий жилищного хозяйства после их реорганизации или частич­ной ликвидации.

Процесс выбора способа управления многоквартирными дома­ми идет значительно медленнее, чем рассчитывали разработчики ЖК РФ, и уже сейчас очевидно, что подавляющая часть домовла­дельцев до предписанного законом срока — 1 января 2007 г. — са­мостоятельно не выберет управляющую организацию. Одной из существенных причин пассивности граждан в организации ТСЖ называется нерешенность вопроса о финансировании из соответст­

Читайте так же:  Статья 338 ук рб

В жилищной сфере органы местного самоуправления также принимают решения о переводе жилых помещений в нежилые и наоборот, согласовывают переустройство (установку, замену или пе­ренос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического ил иного оборудования) и перепланировку жилых помещений.

В установленном порядке органы местного самоуправления при­знают жилые помещения муниципального жилищного фонда непри­годными для проживания. В этой связи многими муниципальными образованиями в последнее время принимаются программы пересе­ления граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. В соот­ветствии со ст. 86 и 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам благоус­троенное жилое помещение в связи со сносом прежнего жилья должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому помещению.

2. Коммунальная сфера. Полномочия органов местного само­управления в данной сфере распространяются на область органи­зации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения насе­ления топливом, утилизации и переработки бытовых отходов, а также регулирования тарифов и надбавок организаций коммунально­го комплекса.

Организации — поставщики коммунальных услуг относятся к различным формам собственности, и лишь некоторая часть локаль­ных предприятий в этой сфере являются муниципальными. Как правило, эти исторически сложившиеся модели управления присут­ствуют в виде муниципальных унитарных предприятий в сфере во­доснабжения и водоотведения, местных тепловых и электрических сетей, вывоза мусора, услуг местных котельных. На их балансе на­ходятся инженерные сети, оборудование и другое имущество, ис­пользуемое для предоставления коммунальных услуг. В то же время основные предприятия — поставщики электрической, тепловой энергии, сжиженного и природного газа являются структурными под­разделениями либо дочерними предприятиями организаций-монопо- листов и строят свои отношения с органами местного самоуправле­

Существовавший продолжительное время принцип перекрест­ного субсидирования, позволявший сохранять низкие тарифы ком­мунальных услуг для населения и бюджетной сферы, сегодня лик­видируется, что позволяет практически повсеместно перейти к 100­процентной оплате услуг населением и снизить бюджетные расходы на компенсацию тарифов поставщикам услуг. В то же время вопро­сы оплаты коммунальных слуг бюджетной сферы остаются весьма актуальными. Многие муниципальные учреждения имеют хрониче­скую задолженность за потребленную электро- и теплоэнергию, подвергаются отключениям со стороны поставщиков, что дестаби­лизирует их работу.

Основными ресурсоснабжающими организациями в системе ЖКХ являются организации, поставляющие ресурсы потребителям через присоединенные сети, а также организации, оказывающие услуги по водоотведению: централизованные региональные энерго­системы, входящие в состав РАО «ЕЭС России», местные предпри­ятия — владельцы электросетей и котельных, организации, входя­щие в состав РАО «Газпром», организации водоснабжения и водо­отведения, в большинстве своем муниципальные предприятия, в отдельных городах — акционерные общества с участием местной администрации. Предприятия, обеспечивающие поставку ресурсов по распределительным сетям, относятся к числу естественных ло­кальных монополистов.

Между ресурсоснабжающими организациями и потребителями существуют договорные отношения, регулируемые на основе Граж­данского кодекса РФ.

Органы местного самоуправления в коммунальной сфере руко­водствуются постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления ком­мунальных услуг» от 23 мая 2006 г. № 306, Правилами предоставле­ния коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлени­ем Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, а также постановле­нием Госстроя РФ «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» от 27 сентября 2003 г. № 170.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регули­руют отношения между исполнителями и потребителями комму­нальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответствен­ность, а также порядок контроля качества предоставления комму­

Системы предоставления услуг должны быть в постоянной го­товности к обслуживанию потребителей, за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ (устанавливаются исполнителем по согласованию с органами мест­ного самоуправления, в соответствии с действующими строитель­ными нормами и правилами, правилами технической эксплуатации, положениями о проведении текущих и капитальных ремонтов и другими нормативными документами); на межотопительный период для систем отопления (устанавливаются исполнителем, исходя из климатических условий); в связи со стихийными бедствиями, а также чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителя и ресурсоснабжающих предприятий.

Исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответ­ствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а так­же информации об услугах, предоставляемых исполнителем. Ис­полнителем в зависимости от способа управления домом может быть управляющая организация, ТСЖ, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив. Если мно­гоквартирным домом управляют собственники помещений, испол­нителем считается производящая или приобретающая коммуналь­ные ресурсы организация.

Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг оп­ределяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в доме внутридомо­вых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги.

Потребительские свойства и режим предоставления услуг долж­ны соответствовать установленным нормативам:

■ по теплоснабжению — температуре воздуха в жилых помеще­ниях при условии выполнения мероприятий по утеплению по­мещений согласно действующим нормам и правилам;

■ по электроснабжению — параметрам электрической энергии по действующему стандарту;

■ по холодному водоснабжению — гигиеническим требованиям по свойствам и составу подаваемой воды, а также расчетному рас­ходу воды в точке разбора;

■ по горячему водоснабжению — гигиеническим требованиям по составу, свойствам и температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;

■ по канализации — отведению сточных вод.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам впервые вводят порядок оплаты коммунальных услуг на основании показате­лей индивидуальных приборов учета («счетчиков») ресурсов. Особое внимание Правила уделяют качеству предоставляемых коммунальных услуг. Факт ненадлежащего качества услуг фиксируется представите­лем исполнителя, а в случае если исполнитель и потребитель не пришли к согласию относительно качества оказанных услуг, спор решает экспертиза с участием представителей государственной жи­лищной инспекции и общественного объединения потребителей. Ес­ли ненадлежащее качество услуг будет доказано, потребитель не оп­лачивает эти услуги, а также может требовать от исполнителя выпла­ты штрафов и пеней, убытков, а также морального вреда.

Правилами установления и определения нормативов потребле­ния коммунальных услуг определяются порядок установления нор­мативов потребления коммунальных услуг и требования к их фор­мированию. Указанные нормативы применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

Отношения в сфере газоснабжения населения и организаций регулируются Федеральным законом «О газоснабжении в Россий­ской Федерации» от 31 марта 1999 г. В нем в ряду основных прин­ципов государственной политики в области газоснабжения, реали­зуемой в значительной мере и органами местного самоуправления, указывается, в частности, на повышение уровня газификации жи­лищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных органи­заций, расположенных на территориях субъектов Федерации.

Отношения в области пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения (канализации) регулируются Пра­вилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167 (в ред. постановлений Правительства РФ от 8 августа 2003 г. № 475 и 13 февраля 2006 г. № 83).

Централизованные системы коммунального водоснабжения предназначены для хозяйственно-питьевого водоснабжения населе­ния, производства пищевой продукции, пожаротушения, а также для иного целевого использования при имеющейся технической воз­можности указанных систем.

Центральные системы коммунального водоотведения (канализа­ции) предназначены для сбора сточных вод бытового использования

В составе полномочий органов местного самоуправления в об­ласти коммунального хозяйства отдельное место занимает деятель­ность по организации сбора, вывоза и утилизации (уничтожению) твердых бытовых отходов (ТБО) — отходов, образующихся в жилых и общественных зданиях, смета с автомобильных дорог, опавших листьев, крупногабаритных отходов. Сложившаяся в Российской Фе­дерации система обезвреживания ТБО основана на захоронении подавляющего большинства отходов (около 98%) на полигонах и неорганизованных свалках. Почти все полигоны не соответствуют санитарным и экологическим нормам: не имеют гидроизолирующе­го основания, выделяют газообразные продукты распада (аммиак, метан и т.п.). Основными целями в сфере управления ТБО являют­ся: внедрение комплексной механизации санитарной очистки посе­лений, максимально возможная утилизация и вторичное использо­вание отходов, развитие рынка вторичного сырья и его продукции, экологически безопасная переработка и складирование оставшейся части ТБО. Следует отметить наметившуюся в последнее время тен­денцию к демонополизации рынка сбора и утилизации ТБО, выра­женную в увеличивающейся доле частных организаций, оказываю­щих эти коммунальные услуги.

Правовые основы обращения с отходами производства и по­требления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйствен­ный оборот в качестве дополнительных источников сырья опреде­ляет Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. К полномочиям органов местного самоуправле­ния в области обращения с отходами относятся, в частности:

■ проектирование и строительство объектов размещения, ис­пользования и обезвреживания отходов;

■ разработка и реализация местных целевых программ в облас­ти обращения с отходами;

■ обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;

■ обеспечение населения информацией в области обращения с отходами.

Такая схема регулирования тарифов органами местного само­управления была придумана для активизации привлечения частных инвестиций в коммунальное хозяйство. Ведь инвесторам для заклю­чения долгосрочных соглашений с органами местного самоуправле­ния необходима стабильность тарифной политики и независимость муниципальных образований в своих тарифных решениях. Однако в конце 2005 г. опережающий рост цен (тарифов) на товары и услуги в жилищно-коммунальной сфере был назван в числе основных причин высокого уровня инфляции. Так, по данным Министерства регио­нального развития РФ, за девять месяцев 2005 г. рост тарифов в ЖКХ составил 31,7%. В результате составления 26 декабря 2005 г. изменений в названный Федеральный закон реализация указанных полномочий органами местного самоуправления перенесена на 1 ян­варя 2009 г.

До этого времени в соответствии с утверждаемыми Правитель­ством РФ основами ценообразования и правилами регулирования тарифов и надбавок к тарифам организаций коммунального ком­плекса установление предельных индексов относится к сфере регу­лирования федерального органа исполнительной власти в области тарифов — Федеральной службы по тарифам (ФСТ).

Читайте так же:  Как платить налог на авто меньше

Предельные индексы — это устанавливаемые в среднем по субъ­ектам РФ и (или) муниципальным образованиям на очередной фи­нансовый год индексы максимально и минимально возможного изменения тарифов с учетом надбавок, действующих на конец те­кущего финансового года. Это делается с учетом утвержденных пред­ставительными органами местного самоуправления инвестицион­ных программ организаций коммунального комплекса, а также ре­

Органы местного самоуправления устанавливают тарифы на то­вары и услуги организаций коммунального комплекса в соответст­вии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ (Региональной энергетической комиссией) для соответ­ствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры. Указанные ограниче­ния распространяются на тарифы водоснабжения, канализации и вывоза мусора, тарифы на тепло от локальных котельных.

Наконец, предельным уровнем ограничен и размер платы за жилое помещение (включающей в соответствии со ст. 154 ЖК РФ плату за содержание и ремонт жилого помещения) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, помещений государственного и муниципального жилищного фонда и собствен­ников жилых помещений, которые до 1 января 2007 г. не выберут частную управляющую компанию и сохранят в качестве управляю­щей компании муниципальные организации коммунальной сферы.

В настоящий момент основные принципы и методы установле­ния цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги, а также правила регулирования и применения этих цен и тарифов определены Ос­новами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяй­ства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 фев­раля 2004 г. № 89.

Тарифы на электроэнергию и тепло от ТЭЦ регулируются в со­ответствии с Федеральным законом «О государственном регулиро­вании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ. Согласно ему, право устанавливать та­рифы на тепловую и электрическую энергию, в рамках установлен­ных федеральным органом исполнительной власти в области регу­лирования тарифов предельных уровней тарифов, принадлежит ор­ганам исполнительной власти субъектов РФ в области государст­венного регулирования тарифов. Органы местного самоуправления

Вышеперечисленные изменения тарифной политики государст­ва потенциально снижают привлекательность вложений частного капитала в коммунальный комплекс, могут заморозить программы реабилитации и модернизации действующих коммунальных систем. Ввиду неудовлетворительного состояния отрасли ЖКХ в целом вы­нужденная работа коммунальных инвесторов в условиях регулируе­мых и сдерживаемых тарифов может негативно сказаться на коли­честве и качестве услуг предприятий ЖКХ.

Кроме платы за коммунальные услуги наниматели жилых по­мещений государственного и муниципального жилого фонда платят за пользование жилым помещением (плату за наем) и за содержа­ние и ремонт жилого помещения, т.е. за услуги и работы по управ­лению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Для собственников жилых помещений плата за содержание и ремонт жилого помеще­ния включает также и работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме пропорционально занимаемой площади. Размер платы за наем и платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей и собственников жилых по­мещений, которые не приняли решения о способе управления мно­гоквартирным домом, устанавливаются органами местного само­управления (правительствами Москвы и Санкт-Петербурга — в этих городах). Для иных собственников помещений в многоквартирных домах размер платы за содержание и ремонт определяется на общем собрании собственников с учетом предложений управляющей ком­пании, а для членов ТСЖ и жилищных кооперативов — в составе обязательных платежей и (или) взносов членов, определяемых орга­нами управления ТСЖ и кооперативов в соответствии с их уставами.

Переход к бездотационному функционированию объектов жи­лищно-коммунального хозяйства и полной оплате населением ком­мунальных услуг потребовал совершенствования механизмов соци­альной защиты малоимущих слоев населения. Органы местного са­моуправления принимают решение об освобождении от платы за наем по договорам социального найма граждан, признанных мало­имущими в порядке, установленном ЖК РФ.

Также в соответствии с законодательством органы местного са­моуправления или управомоченные ими учреждения предоставляют

ЖК РФ ввел новое правило, согласно которому для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного ми­нимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в со­ответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода к прожиточному минимуму. Таким образом, семьи, среднедушевой доход которых ниже прожиточного миниму­ма, получили еще одну гарантию социальной поддержки со сторо­ны государства.

Изменение алгоритма предоставления и расчета жилищной суб­сидии с 1 октября 2004 г., индивидуализация процедуры предостав­ления субсидии исходя из дохода семьи привели к значительному снижению количества семей, имеющих право на субсидию. Так, по информации о ходе реализации постановления Правительства РФ от 30 августа 2004 г. № 444 в городе Омске за девять месяцев 2004 г. право на субсидию получили 68 745 семей, а за девять месяцев 2005 г. — 45 364 семьи.

С 1 января 2006 г. большинство муниципальных образований перешло к предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг путем перечисления сумм субсидий на персо­нифицированные социальные счета. Учет граждан, имеющих право на жилищные субсидии, и принятие решений о персональном пре­доставлении субсидии, как правило, осуществляется органами ме­стного самоуправления, ответственными за социальную защиту на­селения, либо специально создаваемыми центрами субсидий.

В целях обеспечения условий для увеличения предложения жи­лья соответственно увеличивающемуся платежеспособному спросу населения, а также повышения качества предоставляемых комму­нальных услуг приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» предусмотрена реализа­ция мероприятий, направленных на увеличение объемов жилищного строительства и модернизацию коммунальной инфраструктуры, с уча­стием местного самоуправления:

■ обеспечение земельных участков коммунальной инфраструк­турой, в том числе путем предоставления государственных га­рантий и субсидирования процентных ставок по кредитам на реализацию проектов по подготовке земельных участков ком­мунальной инфраструктурой на условиях долевого финанси­рования с региональными и местными бюджетами; предос­тавление средств федерального бюджета на условиях долевого финансирования с региональными и местными бюджетами и частными инвесторами;

■ создание револьверного фонда, оказывающего поддержку му­ниципалитетам и коммунальным предприятиям в осуществ­лении заимствований.

■ На цели улучшения условий проживания и обеспечения жильем наиболее нуждающейся части населения направлены мероприятия, предусмотренные подпрограммами «Переселе­ние граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» и «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 гг. В частности, организационные мероприятия по реализации названных подпрограмм на муниципальном уровне преду­сматривают:

■ организацию деятельности комиссий по признанию жилых домов (помещений) непригодными для проживания, формиро­вание реестров аварийных и ветхих строений (домов); жилищ­ный фонд социального использования — предоставляемый гражданам по договорам социального найма;

■ признание молодых семей нуждающимися в улучшении жи­лищных условий, формирование списков молодых семей для участия в подпрограмме;

■ определение ежегодно объема средств, выделяемых из местно­го бюджета на реализацию мероприятий подпрограмм на ус­ловиях совместного финансирования из средств вышестоящих бюджетов и внебюджетных источников.

Основным направлением массового улучшения жилищных ус­ловий гражданами было принято внедрение ипотечного жилищного кредитования. Правовую базу для развития этих отношений создал Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 ию­ля 1998 г. № 102-ФЗ. В рамках программ развития системы ипотеч­ного жилищного кредитования органы местного самоуправления оказывают воздействие на поддержание платежеспособного спроса населения на жилье посредством выделения бюджетных средств, предназначенных для целевой адресной поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме безвозмездных субсидий, предоставляемых для выплаты первоначального взноса. Также орга­ны местного самоуправления могут выделять бюджетные средства в целях предоставления гарантий (поручительств) по ценным бумагам, выпускаемым агентствами по ипотечному жилищному кредитованию для привлечения средств частных инвесторов. Такие агентства не­редко учреждаются по решению органов местного самоуправления.

Одной из достаточно распространенных форм привлечения средств граждан и юридических лиц в жилищное строительство стал выпуск муниципальных жилищных облигаций, или жилищных сертифи­катов. С их помощью населению дается возможность постепенно накапливать средства на приобретение квартиры путем покупки об­лигаций, каждая из которых дает право на получение определенного количества квадратных метров жилья.

За последнее время внимание государства к проблемам ЖКХ усилилось. В 2001 г. Правительством РФ была принята подпро­грамма «Реформирование и модернизация жилищно-коммуналь­ного комплекса Российской Федерации на период 2002—2010 гг.» в составе Федеральной целевой программы «Жилище». Подпрограм­мой предусмотрено разработка в каждом муниципальном образова­нии собственной, экономически и социально обоснованной про­граммы реформирования жилищно-коммунальной сферы, учиты­вающей местную специфику. В результате ее реализации будет осу­