Полномочия органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере
Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения
Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, коммунально-бытового обслуживания населения регламентированы ЖК РФ, а также иными нормативно-правовыми актами. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит к числу местных вопросов содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.
В задачи органов государственной власти входят разработка и принятие жилищного законодательства нового поколения (на уровне РФ, субъектов РФ).
Основными направлениями жилищно-коммунальной реформы являются:
- совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг;
- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;
- совершенствование системы социальной защиты населения, упорядочение системы льгот.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями:
- организуют эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности;
- распределяют муниципальный жилищный фонд, ведут учетграждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, решают вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдают ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;
- осуществляют контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивают бесперебойное коммунальное обслуживание населения;
- устанавливают удобный для населения режим работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения.
В соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления в сфере торгового обслуживания населения уполномочены:
- рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав и свобод;
- анализировать договоры, заключаемые продавцами с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;
- обращаться в суды за защитой прав потребителей.
Полномочия органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере
Сервис бесплатной оценки стоимости работы
- Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
- Расчет стоимости придет на почту и по СМС
Номер вашей заявки
Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.
Тема 11. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, бытового и торгового обслуживания населения.
1. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства. Содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений. Создание условий для развития жилищного строительства на своей территории. Организация. Содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации. Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом. Утилизация и переработка бытовых отходов.
2. Полномочия органов местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения. Планирование развития и обеспечение рационального размещения предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения на территории муниципального образования. Организация закупки, хранения, переработки и продажи сельскохозяйственных продуктов. Установление режима работы муниципальных предприятий данной сферы. Обеспечение защиты прав потребителей на территории муниципального образования.
Тема 12. Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной области.
1. Полномочия органов местного самоуправления в области образования. Формирование муниципальных органов управления образованием, планирование, регулирование и контроль их деятельности. Решение вопросов материально-финансовой базы образовательных учреждений. Управление муниципальными образовательными учреждениями.
2. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения муниципальных образований. Санитарно-гигиеническое просвещение населения.
3. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры. Создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании. Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности. Создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования. Создание условий для организации зрелищных мероприятий.
4. Полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты населения. Участие в реализации законодательства о выплате пенсий и пособий, социальном обслуживании престарелых и инвалидов. Организация и развитие центров социального обслуживания населения. Участие в реализации государственных программ поддержки семьи, материнства и детства.
Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 6 ; Нарушение авторских прав
Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства
Перечень полномочий органов местного самоуправления, относящихся к области ЖКХ и нашедших прямое закрепление в действующем Законе об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г., включает:
регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
разработку и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ;
утверждение и реализацию муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; организацию проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования; организацию и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Кроме перечисленных, дополнительные полномочия органов местного самоуправления, относящиеся к сфере ЖКХ, предусмотрены в других законодательных актах федерального уровня, регулирующих области общественных отношений, смежные с данной сферой. Например, ЖК РФ (ст. 14) предусматривает, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе в области ЖКХ, относятся:
- 1) учет муниципального жилищного фонда;
- 2) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые;
- 3) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
- 4) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
- 5) осуществление муниципального жилищного контроля и др.
Жилищный кодекс РФ закрепляет право органов местного самоуправления на решение иных вопросов, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, федеральными законами, а также законами субъектов РФ. Поэтому перечень полномочий органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере может быть значительно расширен в законодательстве ряда субъектов РФ, но на практике подобные прецеденты к настоящему времени почти отсутствуют.
С учетом принципов проводимой в стране реформы ЖКХ из общего ряда полномочий органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере следует особо выделить полномочия по установлению и взиманию платы за пользование жилыми помещениями и платы за коммунальные услуги.
В ч. 3 ст. 156 ЖК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления устанавливают размер платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем), а также размер платы за их содержание и ремонт для следующих категорий жильцов:
нанимателей жилых помещений по договорам социального найма; нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Кроме того, муниципальные органы устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается органами местного самоуправления с учетом качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома. При этом установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Размер платы за коммунальные услуги по общему правилу рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ. Однако органы местного самоуправления в установленном законом порядке могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе за поставки бытового газа в баллонах), отопление (в том числе за поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Размер оплаты коммунальных услуг в конкретных случаях определяется, как правило, исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, которые также утверждаются органами местного самоуправления каждого конкретного муниципального образования.
Следует обратить внимание на то, что в целях решения вопросов местного значения в жилищно-коммунальной сфере, развития инженерной инфраструктуры и повышения качества обеспечения населения жильем и коммунальными услугами органы местного самоуправления довольно активно реализуют свое полномочие по разработке и принятию соответствующих муниципальных программ. Реализация таких программ может обеспечиваться не только за счет средств местных бюджетов, но и за счет финансовой помощи из бюджетов других уровней, а также за счет привлеченных инвестиций в жилищно-коммунальную сферу. Так, в настоящее время правовыми актами органов местного самоуправления г. Сургута (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) утвержден ряд среднесрочных программ социально-экономического развития города, включая программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности: «Развитие коммунального комплекса в городе Сургуте» на 2014—2020 годы, «Улучшение жилищных условий населения города Сургута» на 2014— 2020 годы, «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Сургуте» на 2014—2020 годы, «Комфортное проживание» на 2014—2020 годы, «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан муниципального образования городской округ город Сургут» на 2014—2020 годы, «Обеспечение деятельности департамента городского хозяйства в сфере дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» на 2014—2020 годы, «Управление муниципальным имуществом в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городе Сургуте» на 2014—2020 годы, «Проектирование и строительство объектов инженерной инфраструктуры на территории города Сургута в 2014—2020 годах» и др. 1
Названные программы предусматривают реализацию целевых мероприятий на объектах жилищно-коммунального комплекса города, а также меры социальной поддержки отдельных категорий жителей муниципального образования. Одновременно они служат инструментом планирования расходной части городского бюджета и повышения качества и эффективности муниципального управления на основе программно-целевых подходов.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Жилищно-коммунальное хозяйство играет значимую роль в социально-экономической жизни муниципальных образований, так как напрямую затрагивает важные интересы и вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
Жилищно-коммунальный комплекс сегодня является средоточием проблем. Следует отметить низкую результативность функционирования: неэффективность системы при огромных затратах, инерционность управления, отсутствие экономических стимулов снижения издержек на производство жилищно-коммунальных услуг. Следствие этого — хроническая дотационность предприятий жи-
В настоящее время в основном сформирована нормативная правовая база, регулирующая вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере. В то же время существует ряд проблем, связанных с имеющимися значительными диспропорциями между потребностями населения в жилье и возможностями приобретения жилья, отсутствием системы долгосрочного жилищного кредитования, недостаточными объемами жилищного строительства, не удовлетворяющими платежеспособный спрос населения, низким качеством жилищных и коммунальных услуг.
На решение упомянутых проблем направлен приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», на первом этапе реализации которого выделены следующие направления:
■ повышение доступности жилья;
■ выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан;
■ увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
■ увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры.
Механизмом реализации государственной поддержки расширения спроса и предложения на рынке жилья, а также выполнения государственных обязательств перед отдельными категориями граждан является Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002— 2010 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г.
1. Жилищная сфера. Деятельность органов местного самоуправления направлена на осуществление в рамках своих полномочий социальных прав граждан и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.
Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. содержит компетенцию органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Так, органы местного самоуправления осуществляют учет и предоставление в наем помещений муниципального жилищного фонда.
Жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений (жилых домов, квартир, комнат). В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный. Последний принадлежащий на праве соб
В зависимости от целей использования муниципальный жилищный фонд подразделяется на:
■ жилищный фонд социального использования — предоставляемый гражданам по договорам социального найма;
■ специализированный жилищный фонд — предназначенный для проживания отдельных категорий граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления, муниципальным учреждением, для временного проживания в период работы, службы, учебы, для вынужденных переселенцев, беженцев и т.п.;
■ жилищный фонд коммерческого использования — предоставляемый муниципальным образованием как собственником помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, по иным договорам, предоставляемый лицам во владение и (или) в пользование (после полного вступления в силу норм Федерального закона 2003 г. он подлежит приватизации, как и муниципальные нежилые помещения, сдаваемые в аренду хозяйствующим субъектам и не предназначенные для решения вопросов местного значения).
Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими граждане признаются органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. При этом нуждающимися в предоставлении жилья считаются граждане: не являющиеся собственниками, членами семьи собственника, нанимателями по договору социального найма или членами семьи нанимателя по такому договору; обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления; проживающие в ветхих и аварийных помещениях; проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания из перечня заболеваний, установленного Правительством РФ.
К специализированному муниципальному жилищному фонду относятся: служебные жилые помещения — предоставляемые в связи с характером трудовых отношений граждан с органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, в связи с избранием на выборную муниципальную должность; помещения в общежитиях — предоставляемые на период работы, службы или обучения; помещения маневренного фонда — предназначенные для временного проживания в связи с капремонтом или реконструкцией жилья, занимаемого по договору социального найма, иных случаев лишения гражданами жилья; помещения в домах системы социального обслуживания населения; помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и беженцев.
Специализированные жилые помещения предоставляются по договорам найма на основании решений органов местного самоуправления. Обмен и поднаем таких помещений не допускается.
Органы местного самоуправления в соответствии с Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. должны создавать условия для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Приватизация жилья — бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для
Граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.
Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие законодательству.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В Законе о вводе в действие Жилищного кодекса РФ установлено, что бесплатная приватизация жилья заканчивается 1 января 2007 г. Граждане, не приватизировавшие свои квартиры бесплатно, будут вынуждены либо выкупать их у государства и муниципальных образований, либо арендовать по коммерческой цене. Квартира же малоимущего гражданина перейдет в категорию социального жилья (без платы за наем). Жилые помещения, полученные по договорам социального найма после 1 марта 2005 г., не подлежат приватизации. В то же время, по оценкам специалистов, в марте 2006 г. в стране было приватизировано чуть более 60% квартир. В связи с этим Государственной думой РФ принят пакет поправок к ЖК РФ о переносе срока окончания бесплатной приватизации на 1 января 2010 г.
Для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома домовладельцы вправе самостоятельно выбрать один из способов управления недвижимым имуществом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребитель
3) управление управляющей организацией, в том числе с передачей домовладельцами функций по управлению кондоминиумом уполномоченной государством или органами местного самоуправления службе заказчика на жилищно-коммунальные услуги.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в доме. Если способ управления домом не выбран до 1 января 2007 г., орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации для заключения договора управления многоквартирным домом.
Управляющая организация обязуется в течение срока договора за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги и осуществлять иную деятельность по управлению домом. Размер платы за содержание и ремонт жилых помещений и размер платы за коммунальные услуги определяются договором.
Таким образом, с принятием Жилищного кодекса РФ в жилищных отношениях появляется новый субъект — управляющая организация, которая может быть основана на любой форме собственности. И задача органов местного самоуправления — обеспечение равных условий для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Монопольное положение муниципальных предприятий жилищного хозяйства ликвидировано, в связи с чем необходимо решить вопрос по поводу организационно-правовой формы, количества и принципов функционирования таких предприятий, а также перспектив дальнейшего эффективного использования имущества, которое останется невостребованным для деятельности муниципальных предприятий жилищного хозяйства после их реорганизации или частичной ликвидации.
Процесс выбора способа управления многоквартирными домами идет значительно медленнее, чем рассчитывали разработчики ЖК РФ, и уже сейчас очевидно, что подавляющая часть домовладельцев до предписанного законом срока — 1 января 2007 г. — самостоятельно не выберет управляющую организацию. Одной из существенных причин пассивности граждан в организации ТСЖ называется нерешенность вопроса о финансировании из соответст
В жилищной сфере органы местного самоуправления также принимают решения о переводе жилых помещений в нежилые и наоборот, согласовывают переустройство (установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического ил иного оборудования) и перепланировку жилых помещений.
В установленном порядке органы местного самоуправления признают жилые помещения муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В этой связи многими муниципальными образованиями в последнее время принимаются программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. В соответствии со ст. 86 и 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам благоустроенное жилое помещение в связи со сносом прежнего жилья должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому помещению.
2. Коммунальная сфера. Полномочия органов местного самоуправления в данной сфере распространяются на область организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, утилизации и переработки бытовых отходов, а также регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса.
Организации — поставщики коммунальных услуг относятся к различным формам собственности, и лишь некоторая часть локальных предприятий в этой сфере являются муниципальными. Как правило, эти исторически сложившиеся модели управления присутствуют в виде муниципальных унитарных предприятий в сфере водоснабжения и водоотведения, местных тепловых и электрических сетей, вывоза мусора, услуг местных котельных. На их балансе находятся инженерные сети, оборудование и другое имущество, используемое для предоставления коммунальных услуг. В то же время основные предприятия — поставщики электрической, тепловой энергии, сжиженного и природного газа являются структурными подразделениями либо дочерними предприятиями организаций-монопо- листов и строят свои отношения с органами местного самоуправле
Существовавший продолжительное время принцип перекрестного субсидирования, позволявший сохранять низкие тарифы коммунальных услуг для населения и бюджетной сферы, сегодня ликвидируется, что позволяет практически повсеместно перейти к 100процентной оплате услуг населением и снизить бюджетные расходы на компенсацию тарифов поставщикам услуг. В то же время вопросы оплаты коммунальных слуг бюджетной сферы остаются весьма актуальными. Многие муниципальные учреждения имеют хроническую задолженность за потребленную электро- и теплоэнергию, подвергаются отключениям со стороны поставщиков, что дестабилизирует их работу.
Основными ресурсоснабжающими организациями в системе ЖКХ являются организации, поставляющие ресурсы потребителям через присоединенные сети, а также организации, оказывающие услуги по водоотведению: централизованные региональные энергосистемы, входящие в состав РАО «ЕЭС России», местные предприятия — владельцы электросетей и котельных, организации, входящие в состав РАО «Газпром», организации водоснабжения и водоотведения, в большинстве своем муниципальные предприятия, в отдельных городах — акционерные общества с участием местной администрации. Предприятия, обеспечивающие поставку ресурсов по распределительным сетям, относятся к числу естественных локальных монополистов.
Между ресурсоснабжающими организациями и потребителями существуют договорные отношения, регулируемые на основе Гражданского кодекса РФ.
Органы местного самоуправления в коммунальной сфере руководствуются постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» от 23 мая 2006 г. № 306, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, а также постановлением Госстроя РФ «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» от 27 сентября 2003 г. № 170.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления комму
Системы предоставления услуг должны быть в постоянной готовности к обслуживанию потребителей, за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ (устанавливаются исполнителем по согласованию с органами местного самоуправления, в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, правилами технической эксплуатации, положениями о проведении текущих и капитальных ремонтов и другими нормативными документами); на межотопительный период для систем отопления (устанавливаются исполнителем, исходя из климатических условий); в связи со стихийными бедствиями, а также чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителя и ресурсоснабжающих предприятий.
Исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем. Исполнителем в зависимости от способа управления домом может быть управляющая организация, ТСЖ, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив. Если многоквартирным домом управляют собственники помещений, исполнителем считается производящая или приобретающая коммунальные ресурсы организация.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги.
Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать установленным нормативам:
■ по теплоснабжению — температуре воздуха в жилых помещениях при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений согласно действующим нормам и правилам;
■ по электроснабжению — параметрам электрической энергии по действующему стандарту;
■ по холодному водоснабжению — гигиеническим требованиям по свойствам и составу подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;
■ по горячему водоснабжению — гигиеническим требованиям по составу, свойствам и температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;
■ по канализации — отведению сточных вод.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам впервые вводят порядок оплаты коммунальных услуг на основании показателей индивидуальных приборов учета («счетчиков») ресурсов. Особое внимание Правила уделяют качеству предоставляемых коммунальных услуг. Факт ненадлежащего качества услуг фиксируется представителем исполнителя, а в случае если исполнитель и потребитель не пришли к согласию относительно качества оказанных услуг, спор решает экспертиза с участием представителей государственной жилищной инспекции и общественного объединения потребителей. Если ненадлежащее качество услуг будет доказано, потребитель не оплачивает эти услуги, а также может требовать от исполнителя выплаты штрафов и пеней, убытков, а также морального вреда.
Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг определяются порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию. Указанные нормативы применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Отношения в сфере газоснабжения населения и организаций регулируются Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 г. В нем в ряду основных принципов государственной политики в области газоснабжения, реализуемой в значительной мере и органами местного самоуправления, указывается, в частности, на повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Федерации.
Отношения в области пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения (канализации) регулируются Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167 (в ред. постановлений Правительства РФ от 8 августа 2003 г. № 475 и 13 февраля 2006 г. № 83).
Централизованные системы коммунального водоснабжения предназначены для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, производства пищевой продукции, пожаротушения, а также для иного целевого использования при имеющейся технической возможности указанных систем.
Центральные системы коммунального водоотведения (канализации) предназначены для сбора сточных вод бытового использования
В составе полномочий органов местного самоуправления в области коммунального хозяйства отдельное место занимает деятельность по организации сбора, вывоза и утилизации (уничтожению) твердых бытовых отходов (ТБО) — отходов, образующихся в жилых и общественных зданиях, смета с автомобильных дорог, опавших листьев, крупногабаритных отходов. Сложившаяся в Российской Федерации система обезвреживания ТБО основана на захоронении подавляющего большинства отходов (около 98%) на полигонах и неорганизованных свалках. Почти все полигоны не соответствуют санитарным и экологическим нормам: не имеют гидроизолирующего основания, выделяют газообразные продукты распада (аммиак, метан и т.п.). Основными целями в сфере управления ТБО являются: внедрение комплексной механизации санитарной очистки поселений, максимально возможная утилизация и вторичное использование отходов, развитие рынка вторичного сырья и его продукции, экологически безопасная переработка и складирование оставшейся части ТБО. Следует отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к демонополизации рынка сбора и утилизации ТБО, выраженную в увеличивающейся доле частных организаций, оказывающих эти коммунальные услуги.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. К полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относятся, в частности:
■ проектирование и строительство объектов размещения, использования и обезвреживания отходов;
■ разработка и реализация местных целевых программ в области обращения с отходами;
■ обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;
■ обеспечение населения информацией в области обращения с отходами.
Такая схема регулирования тарифов органами местного самоуправления была придумана для активизации привлечения частных инвестиций в коммунальное хозяйство. Ведь инвесторам для заключения долгосрочных соглашений с органами местного самоуправления необходима стабильность тарифной политики и независимость муниципальных образований в своих тарифных решениях. Однако в конце 2005 г. опережающий рост цен (тарифов) на товары и услуги в жилищно-коммунальной сфере был назван в числе основных причин высокого уровня инфляции. Так, по данным Министерства регионального развития РФ, за девять месяцев 2005 г. рост тарифов в ЖКХ составил 31,7%. В результате составления 26 декабря 2005 г. изменений в названный Федеральный закон реализация указанных полномочий органами местного самоуправления перенесена на 1 января 2009 г.
До этого времени в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ основами ценообразования и правилами регулирования тарифов и надбавок к тарифам организаций коммунального комплекса установление предельных индексов относится к сфере регулирования федерального органа исполнительной власти в области тарифов — Федеральной службы по тарифам (ФСТ).
Предельные индексы — это устанавливаемые в среднем по субъектам РФ и (или) муниципальным образованиям на очередной финансовый год индексы максимально и минимально возможного изменения тарифов с учетом надбавок, действующих на конец текущего финансового года. Это делается с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также ре
Органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ (Региональной энергетической комиссией) для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры. Указанные ограничения распространяются на тарифы водоснабжения, канализации и вывоза мусора, тарифы на тепло от локальных котельных.
Наконец, предельным уровнем ограничен и размер платы за жилое помещение (включающей в соответствии со ст. 154 ЖК РФ плату за содержание и ремонт жилого помещения) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, помещений государственного и муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые до 1 января 2007 г. не выберут частную управляющую компанию и сохранят в качестве управляющей компании муниципальные организации коммунальной сферы.
В настоящий момент основные принципы и методы установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги, а также правила регулирования и применения этих цен и тарифов определены Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2004 г. № 89.
Тарифы на электроэнергию и тепло от ТЭЦ регулируются в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ. Согласно ему, право устанавливать тарифы на тепловую и электрическую энергию, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных уровней тарифов, принадлежит органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. Органы местного самоуправления
Вышеперечисленные изменения тарифной политики государства потенциально снижают привлекательность вложений частного капитала в коммунальный комплекс, могут заморозить программы реабилитации и модернизации действующих коммунальных систем. Ввиду неудовлетворительного состояния отрасли ЖКХ в целом вынужденная работа коммунальных инвесторов в условиях регулируемых и сдерживаемых тарифов может негативно сказаться на количестве и качестве услуг предприятий ЖКХ.
Кроме платы за коммунальные услуги наниматели жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда платят за пользование жилым помещением (плату за наем) и за содержание и ремонт жилого помещения, т.е. за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Для собственников жилых помещений плата за содержание и ремонт жилого помещения включает также и работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме пропорционально занимаемой площади. Размер платы за наем и платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей и собственников жилых помещений, которые не приняли решения о способе управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (правительствами Москвы и Санкт-Петербурга — в этих городах). Для иных собственников помещений в многоквартирных домах размер платы за содержание и ремонт определяется на общем собрании собственников с учетом предложений управляющей компании, а для членов ТСЖ и жилищных кооперативов — в составе обязательных платежей и (или) взносов членов, определяемых органами управления ТСЖ и кооперативов в соответствии с их уставами.
Переход к бездотационному функционированию объектов жилищно-коммунального хозяйства и полной оплате населением коммунальных услуг потребовал совершенствования механизмов социальной защиты малоимущих слоев населения. Органы местного самоуправления принимают решение об освобождении от платы за наем по договорам социального найма граждан, признанных малоимущими в порядке, установленном ЖК РФ.
Также в соответствии с законодательством органы местного самоуправления или управомоченные ими учреждения предоставляют
ЖК РФ ввел новое правило, согласно которому для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода к прожиточному минимуму. Таким образом, семьи, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, получили еще одну гарантию социальной поддержки со стороны государства.
Изменение алгоритма предоставления и расчета жилищной субсидии с 1 октября 2004 г., индивидуализация процедуры предоставления субсидии исходя из дохода семьи привели к значительному снижению количества семей, имеющих право на субсидию. Так, по информации о ходе реализации постановления Правительства РФ от 30 августа 2004 г. № 444 в городе Омске за девять месяцев 2004 г. право на субсидию получили 68 745 семей, а за девять месяцев 2005 г. — 45 364 семьи.
С 1 января 2006 г. большинство муниципальных образований перешло к предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг путем перечисления сумм субсидий на персонифицированные социальные счета. Учет граждан, имеющих право на жилищные субсидии, и принятие решений о персональном предоставлении субсидии, как правило, осуществляется органами местного самоуправления, ответственными за социальную защиту населения, либо специально создаваемыми центрами субсидий.
В целях обеспечения условий для увеличения предложения жилья соответственно увеличивающемуся платежеспособному спросу населения, а также повышения качества предоставляемых коммунальных услуг приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» предусмотрена реализация мероприятий, направленных на увеличение объемов жилищного строительства и модернизацию коммунальной инфраструктуры, с участием местного самоуправления:
■ обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, в том числе путем предоставления государственных гарантий и субсидирования процентных ставок по кредитам на реализацию проектов по подготовке земельных участков коммунальной инфраструктурой на условиях долевого финансирования с региональными и местными бюджетами; предоставление средств федерального бюджета на условиях долевого финансирования с региональными и местными бюджетами и частными инвесторами;
■ создание револьверного фонда, оказывающего поддержку муниципалитетам и коммунальным предприятиям в осуществлении заимствований.
■ На цели улучшения условий проживания и обеспечения жильем наиболее нуждающейся части населения направлены мероприятия, предусмотренные подпрограммами «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» и «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 гг. В частности, организационные мероприятия по реализации названных подпрограмм на муниципальном уровне предусматривают:
■ организацию деятельности комиссий по признанию жилых домов (помещений) непригодными для проживания, формирование реестров аварийных и ветхих строений (домов); жилищный фонд социального использования — предоставляемый гражданам по договорам социального найма;
■ признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий, формирование списков молодых семей для участия в подпрограмме;
■ определение ежегодно объема средств, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий подпрограмм на условиях совместного финансирования из средств вышестоящих бюджетов и внебюджетных источников.
Основным направлением массового улучшения жилищных условий гражданами было принято внедрение ипотечного жилищного кредитования. Правовую базу для развития этих отношений создал Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ. В рамках программ развития системы ипотечного жилищного кредитования органы местного самоуправления оказывают воздействие на поддержание платежеспособного спроса населения на жилье посредством выделения бюджетных средств, предназначенных для целевой адресной поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме безвозмездных субсидий, предоставляемых для выплаты первоначального взноса. Также органы местного самоуправления могут выделять бюджетные средства в целях предоставления гарантий (поручительств) по ценным бумагам, выпускаемым агентствами по ипотечному жилищному кредитованию для привлечения средств частных инвесторов. Такие агентства нередко учреждаются по решению органов местного самоуправления.
Одной из достаточно распространенных форм привлечения средств граждан и юридических лиц в жилищное строительство стал выпуск муниципальных жилищных облигаций, или жилищных сертификатов. С их помощью населению дается возможность постепенно накапливать средства на приобретение квартиры путем покупки облигаций, каждая из которых дает право на получение определенного количества квадратных метров жилья.
За последнее время внимание государства к проблемам ЖКХ усилилось. В 2001 г. Правительством РФ была принята подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации на период 2002—2010 гг.» в составе Федеральной целевой программы «Жилище». Подпрограммой предусмотрено разработка в каждом муниципальном образовании собственной, экономически и социально обоснованной программы реформирования жилищно-коммунальной сферы, учитывающей местную специфику. В результате ее реализации будет осу