Земельный налог за 2012 г

Оглавление:

За 2011, 2012, 2013 годы налогоплательщик (физическое лицо, не является индивидуальным предпринимателем, Московская область) налоговых уведомлений об уплате земельного налога не получал. Впервые налогоплательщик получил в 2015 году налоговое уведомление по земельному налогу за 2014 год. Налог был уплачен в сроки, указанные в уведомлении (что подтверждается платежными документами, сумма налога была уплачена через Сбербанк). После получения уведомления по земельному налогу за 2014 год и истечения сроков его уплаты налогоплательщик также получил требования об уплате земельного налога и пеней по состоянию на 01.12.2015 за 2011, 2012, 2013, 2014 годы. Включение в требование суммы земельного налога за 2014 год, которую налогоплательщик уплатил в установленные сроки, налоговый орган обосновывает тем, что по его данным сумма земельного налога за 2014 год не поступила в бюджет. В качестве доказательств получения налогоплательщиком налоговых уведомлений за 2011, 2012, 2013 годы налоговый орган приводит реестры заказных почтовых отправлений. Сумма задолженности по земельной налогу за каждый год составляет 821 рубль. Законно ли требование ИФНС по Московской области об оплате земельного налога по состоянию на 01.12.2015, если сумма складывается из расчета 2011, 2012, 2013, 2014 годов + пени за каждый день просрочки? Работают ли при этом условия п. 4 ст. 397 НК РФ (уведомление по оплате налога было получено только в 2015 году)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Требование об уплате земельного налога за 2011, 2012, 2013 годы и соответствующих пеней в рассматриваемой ситуации направлено налогоплательщику за пределами установленных НК РФ сроков на направление требования. Однако в условиях рассматриваемой ситуации это обстоятельство не влечет за собой прекращение у налогоплательщика обязанности по уплате земельного налога за 2011, 2012, 2013 годы, а также само по себе не препятствует налоговому органу обратиться за взысканием задолженности в суд (с учетом изложенных ниже особенностей).

Если в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания, перечисленные в п. 4 ст. 45 НК РФ, то обязанность физического лица по уплате земельного налога за 2014 год считается исполненной, а у налогового органа отсутствовали основания для направления требования по уплате земельного налога за 2014 год и соответствующих пеней.

Обоснование вывода:

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 НК РФ).

Налогоплательщики — физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).

В соответствии с абзацем вторым п. 4 ст. 397 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода (налоговый периодом по земельному налогу на основании п. 1 ст. 393 НК РФ признается календарный год), предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом п. 4 ст. 397 НК РФ, уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором п. 4 ст. 397 НК РФ (абзац третий п. 4 ст. 397 НК РФ).

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй п. 2 ст. 52 НК РФ).

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

При этом п. 4 ст. 52 НК РФ допускает возможность направления налогового уведомления по почте заказным письмом. В таком случае, согласно указанной норме, налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Презумпция получения налогового уведомления его адресатом на шестой день с даты направления не может рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщиков, а факт получения налогового уведомления по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу (смотрите, например, определения Конституционного Суда РФ от 27.10.2015 N 2430-О, от 24.03.2015 N 735-О, от 08.04.2010 N 468-О-О, апелляционные определения Московского городского суда от 20.06.2016 N 33а-15795/16, от 08.06.2016 N 33а-15682/16, от 28.04.2016 N 33а-15156/16, СК по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23.03.2016 по делу N 33а-5906/2016, п. 6 письма ФНС России от 24.12.2015 N СА-4-7/22683@).

Суды принимают в качестве доказательств направления налогового уведомления представленный налоговым органом реестр заказной корреспонденции с печатью почтовой службы о принятии данной почтовой корреспонденции (смотрите, например, постановление Президиума Липецкого областного суда от 30.04.2015, смотрите также апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 26.05.2015 по делу N 33а-441/2015, определение Московского городского суда от 24.03.2015 N 4г-2198/15).

Поскольку в рассматриваемой ситуации у налогового органа имеются доказательства о направлении налогоплательщику налоговых уведомлений за 2011, 2012, 2013 годы, то следует считать, что налоговые уведомления были получены налогоплательщиком по истечении шести дней с даты направления соответствующих заказных писем (независимо от того обстоятельства, что фактически налогоплательщик не получал уведомления), что означает возникновение у него обязанности по уплате земельного налога за соответствующие периоды (смотрите также апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 30.03.2015 по делу N 33-4481/2015).

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 6 ст. 58 НК РФ).

Пеней признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий п. 1 ст. 45 НК РФ).

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1 ст. 69 НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст. 70 НК РФ. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 70 НК РФ.

Согласно разъяснениям, представленным в письме Минфина России от 14.01.2013 N 03-02-07/1-5, НК РФ не установлен общий срок давности выявления недоимки. В письме Минфина России от 17.03.2011 N 03-02-08/27 также указано, что НК РФ не установлен общий срок давности взыскания недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам.

При этом законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст. 196 ГК РФ общего срока исковой давности в три года в отношении выявления налоговым органом недоимки (п. 3 ст. 2 ГК РФ, письмо Минфина России от 11.02.2010 N 03-02-07/1-57).

Нормы НК РФ устанавливают срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 113 НК РФ), а также срок для зачета или возврата излишне уплаченных налога (п. 7 ст. 78 НК РФ), но не срок давности для уплаты налогов.

Положения НК РФ также не раскрывают того, что следует понимать под днем выявления недоимки, начиная с которого исчисляется срок для направления налогоплательщику требования об уплате налога.

По данному вопросу в п. 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 указано, что в срок, предусмотренный п. 1 ст. 70 НК РФ, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков — следующий день после ее представления.

Читайте так же:  Налог усн доходы ип без работников 2019

В отношении земельного налога, подлежащего уплате за 2011, 2012, 2013 годы, после дней выявления недоимок (дней, следующих за днями наступления срока уплаты налога за соответствующие периоды) по состоянию 01.12.2015 прошло более трех месяцев, поэтому, если руководствоваться подходом, представленным в п. 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, то в отношении требования об уплате земельного налога за 2011, 2012, 2013 годы и соответствующих пеней истекли сроки направления такого требования.

Однако согласно п. 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 несоблюдение налоговым органом сроков, предусмотренных ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. Правоприменительная практика исходит из того, что установленный положениями п. 1 ст. 70 НК РФ срок на выставление требования не является пресекательным (смотрите, например, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 30.10.2015 N Ф09-8163/15 по делу N А60-10774/2015, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.12.2014 N Ф03-5719/14 по делу N А04-1949/2014). Пропуск налоговым органом сроков направления требования об уплате налога не является достаточным основанием для признания требования недействительным (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.11.2011 N 8330/11).

Соответственно, нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного п. 1 ст. 70 НК РФ, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика (письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12690@). Вместе с тем необходимо иметь в виду, что положения п. 1 ст. 70 НК РФ не приводят к произвольному и неограниченному увеличению сроков для принудительного взыскания налогов (определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 822-О).

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим п. 2 ст. 48 НК РФ.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

В рассматриваемой ситуации общая задолженность физического лица превышает 3000 рублей, но в нее включена сумма земельного налога за 2014 год (821 рубль).

В отношении требования об уплате земельного налога за 2014 год и соответствующих пеней следует иметь в виду, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком в случаях, указанных в п. 3 ст. 45 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 45 НК РФ. Так, из п. 3 ст. 45 НК РФ следует, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, в частности, в следующих случаях:

— с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ);

— с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления (пп. 1.1 п. 3 ст. 45 НК РФ);

— со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (пп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Обязанность по уплате налога не признается исполненной в случаях, указанных в п. 4 ст. 45 НК РФ. Момент уплаты налога не связан с поступлением платежа на доходные счета бюджета, поэтому если в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания, перечисленные в п. 4 ст. 45 НК РФ, то обязанность физического лица по уплате земельного налога за 2014 год считается исполненной, а у налогового органа отсутствовали основания для направления требования по уплате земельного налога за 2014 год и соответствующих пеней.

Если исходить из того, что задолженность физического лица составляет менее 3000 рублей (без учета земельного налога за 2014 год), то следует руководствоваться абзацем третьим п. 2 ст. 48 НК РФ.

Данной нормой предусмотрено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

С учетом того, что нарушение налоговым органом сроков направления требования об уплате земельного налога не должно приводить к произвольному и неограниченному увеличению сроков для принудительного взыскания налога, мы полагаем, что день истечения сроков исполнения самого раннего требования в рассматриваемой ситуации должен исчисляться с учетом того, что эта самое раннее требование налоговый орган должен был направить не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, под которым следует понимать следующий день после наступления срока уплаты земельного налога за 2011 год.

При этом следует учитывать, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац четвертый п. 4 ст. 69 НК РФ). В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

В этой связи шестимесячный срок на обращение в суд должен исчисляться по истечении трех лет с момента, когда истекли сроки на направление налогоплательщику первоначального требования (не позднее трех месяцев после дня, следующего за днем наступления срока уплаты земельного налога за 2011 год) с увеличением этих трех лет на срок в днях на исполнение полученного в 2015 году требования.

Например, если требование об уплате земельного налога за 2011 год должно было быть направлено налогоплательщику не позднее 04.02.2013, а срок исполнения требования, полученного налогоплательщиком в 2015 году, составляет 30 календарных дней (смотрите также п. 4 письма ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@), то шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд за взысканием налога и пеней за 2011 год будет исчисляться по истечении трех лет с 07.03.2013.

Однако следует иметь в виду, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац четвертый п. 2 ст. 48 НК РФ).

Задолженность физического лица по уплате земельного налога и пеней признается безнадежной к взысканию и списывается в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

24 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Земельный налог

Получили расчет земельного налога за 2014 год (физическое лицо). Размер налога, т.к. увеличилась кадастровая стоимость земли сильно вырос. Но кроме этого произведено доначисление налога за 2013 и 2012 год. Насколько это правомерно и как это опротестовать. Налоги за 2012 и 2013 год ранее были оплачены по расчетам, полученным из налоговой инспекции. Земельные участки в Московской области, го Химки.

Ответы юристов (6)

Согласно ст.391 НК РФ

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

То есть, такой перерасчет допустим в пределах трех лет, если кадастровая стоимость увеличилась в 2012 году.

Читайте так же:  Образец заявления в арбитражный суд рф

У меня матери также в этом году пришел перерасчет за 2013, 2014 годы. Сейчас разбираемся с этим вопросом.

Есть вопрос к юристу?

здравствуйте. Оспаривать надо через суд по месту нахождения налоговой. Свыше 50.000 суд районный.

И требуйте обоснования почему был перерасчет.

Предоставьте все квитанции об оплате.

Взыскивать могут только за последние 3 года.

о кроме этого произведено доначисление налога за 2013 и 2012 год. Насколько это правомерно и как это опротестовать.
Александр

Доначисление налога за 2012 и 2013 год не правомерно.

Вам нужно обратиться в суд с иском к налоговой.

На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу, только если они улучшают положение налогоплательщиков.
Минфин России в своих письмах неоднократно разъяснял, что вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченногоза предыдущие налоговые периоды, только в том случае, если улучшается положение налогоплательщика (Письма от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105, от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110).
Т.о., в случае утверждения новых результатов оценки земель местными органами власти, налоговики не вправе выставлять Вам уведомление о пересчете налоговой базы по земельному налогу за прошлые периоды в сторону увеличения.

Здесь все зависит от конкретной ситуации, а именно причин изменения кадастровой стоимости.

Если изменение связано с технической ошибкой, то в этом случае требования налоговой законны.

Если же изменение не связано с технической ошибкой, то в этом случае требования налоговой незаконны.

Поэтому нужно сначала разобраться в причине, на что ссылается налоговая в своем письме?

Чтобы быть уверенным о правомерности начислений, вы можете лично обратиться с заявлением в территориальный отдел ФКП Росреестра о предоставлении информации о кадастровой стоимости земельного участка за все 3 периода (2012,2013 и 2014) и тогда будет точно ясно, правомерно вам сделали перерасчет или нет.

Звонил в ИФНС №8 г. Углич. Поясняют, что имеют полное право делать перерасчет за три года при изменении кадастровой стоимости земли, а изменилась она как раз в 2012 году. Мотивируют тем, что сведения им поступают с опозданием.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

То есть, если изменение кадастровой стоимости произошло в 2012 году, то перерасчет возможен только за 2013, 2014 годы.

Согласно п.4 ст.397 НК РФ

4. Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В Письме Минфина РФ от 10.03.2011 N 03-05-04-02/20 говорится об отмене результатов кадастровой оценки, а не изменении кадастровой стоимости в налоговом периоде.

Учитывая изложенное, полагаем, что при отмене органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель за прошлые налоговые периоды и утверждении новых результатов государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды,в том случае, если улучшается положение налогоплательщика.

То есть, в ФНС Вам нужно узнать по какой причине доначислен земельный налог.

Если это исправление кадастровой ошибки или отмена предыдущей кадастровой стоимости, то доначисление не правомерно.

Если же кадастровая стоимость изменилась в 2012 году, а она менялась и сведения из кадастра получены ФНС с опозданием, то доначисление за 2013, 2014 годы правомерно.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Доначисление земельного налога за 2012г

Добрый день. Получил налоговое уведомление на уплату земельного налога за 2013г. В расчете отдельной строкой указана сумма доначислений за 2012г, хотя за 2012г земельный налог (согласно налоговому уведомлению) уплачен в 2013г. вовремя. Из объяснений в налоговой службе — произошла техническая ошибка. Правомерна ли налоговая служба Моск. обл. требовать уплаты доначислений за 2012г.?

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 539 вопросов .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налоговый орган имеет право направить уведомление об уплате налога на землю не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Таким образом, в Вашей ситуации налоговики правомерно прислали Вам в 2014г. квитанцию об уплате налога за 2012г.

Единственно, Вашей вины в неуплате ранее налога нет, поэтому налоговики не вправе Вам доначислять пени и штраф за несвоевременную уплату налога.

Однако исходя из Вашего вопроса, налоговики требуют от Вас уплатить только недоимку без пени и штрафа. Поэтому их действия правомерны.

Как указано в моем вопросе за 2012 г земельный налог уплачен вовремя согласно налоговому уведомлению полученному в 2013 г. В моем вопросе акцентируется проблема доначислений за 2012 г.

Михаил, я понял Ваш вопрос. Вы правильно рассуждаете, что Вы действовали правомерно оплатили в 2013г. по уведомлению налог за 2012г. Однако оказалось, что налоговики ошиблись и занизили в уведомлении сумму налога.

Поэтому они выслали Вам в настоящее время уведомление о доначислении налога за 2012г. По другому, исходя из НК РФ, они не могли поступить. Ведь ошибка налоговой не освобождает налогоплательщиков от обязанности доплатить налог.

Если Вы считаете, что требование о доплате налога за 2012г. — неправомерно. то можно написать жалобу в налоговый орган. Если понадобится совет по составлению — обращайтесь. Однако думаю, что вероятность удовлетворения такой жалобы не высокая. Однако попытаться можно. Вы при этом ничего не теряете.

Срок давности земельного налога

Налоговая отказывается списать налог на землю за 2010 год. Уведомление от апреля 2013 года, я не получала. Узнала о начислении данного налога в ноябре 2014 года, заведя свой личный кабинет на сайте налог.ру. Как правильно поступить, куда обратиться, чтобы налоговая списала данный налог за сроком давности?

Уточнение клиента

Я связалась по данному вопросу с налоговой они сказали, что списывать налог не будут, а будут подавать в суд. На сколько это их высказывание провомочно? Я начала оплачивать налог на землю за 2012 год, но как мне сказали в налоговой они стали закрывать 2010 год. Как поступить в этой ситуации? Куда обратиться, чтобы налоговую обязали списать налог за 2010 год?

23 Декабря 2014, 07:56

Ответы юристов (6)

пусть меня поправят более опытные на сегодняшний день в данном вопросе юристы, но по крайней мере на примере налога прибыль в ситуации где-то 5-летней давности дело обстояло так: налоговая не имеет права списать задолженность по налогу — она так и останется висеть, но и взыскать с Вас принудительно эту сумму не смогут именно потому, что 3 года прошло.

Есть вопрос к юристу?

если Вы оплачивали налог за 2012г., в квитанциях в назначении платежа Вы это указывали?

Уточнение клиента

Оплату производила через отделения Сбербанка, программа у них не дает возможность вносить период оплаты.

23 Декабря 2014, 09:49

А когда Вы начали оплачивать 2012 год?

Уточнение клиента

В декабре 2014 года первый платеж был 11.12.2014 второй через два дня.

23 Декабря 2014, 11:38

уху. исходя из принципов гражданского права и разъяснений судов так делать нельзя — в одностороннем порядке зачитывать в счет платежей, срок исковой давности по которым прошел, даже если вторая сторона (т.е. Вы) не заявляла о применении исковой давности (не должны были, т.к. она заявляется только в суде), а на декабрь 2014 года они могли максимум зачесть платеж в счет начиная с декабря 2011г. В налоговом праве должен быть аналогичный принцип, но т.к. я не помню, где это указано, не имею возможности в рамках бесплатной консультации сейчас искать. В любом случае, если на Вас подадут в суд, заявляйте о том, что должна быть применена исковая давность — 3 года назад с момента осуществления Вами платежа, если перед этим другими способами исковая давность не была прервана.

Уточнение клиента

Скажите, я могу по сроку давности обратиться к мировым судьям, чтобы они приняли решение о списании данного налога?

23 Декабря 2014, 12:14

я в начале писала -в свое время куча компаний пытались через суд добиться списания по давности налогов — им всем отказывали, т.к. у налоговой нет такого права. Не тратте на это время. Исковую давность заявите, когда на Вас в суд подадут. Или можете направить в налоговую свои возражения на их требование об уплате налога — о сроке давности — что считаете, что они не имели права относить платеж на период 2010 года. Но сначала надо точно выяснить, на что при этом сослаться. Потому что еще раз — конкретно такую практику я знаю по гражданским обязательствам, а у налоговых есть своя специфика.

Уточнение клиента

Можете подсказать на что именно нужно сослаться?

23 Декабря 2014, 14:10

я же писала — для этого мне уже надо тратить рабочее время и искать по консультанту + и я уже не могу себе этого позволить в рамках бесплатной консультации.

Уточнение клиента

23 Декабря 2014, 17:00

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Правомерен ли перерасчет земельного налога за прошлые периоды?

За 2011 и 2012гг. мною своевременно были оплачены налоги на землю на основании полученных налоговых уведомлений. В этом году я получила из налоговой уведомление, в котором содержится перерасчет налогов на землю за указанные два года (как я выяснила, в связи с изменением кадастровой стоимости земли).

Читайте так же:  Заявление на утверждение темы вкр

1. Правильно ли я понимаю, что это требование незаконно, т.к. на основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу только если они улучшают положение налогоплательщиков?

2. Я отправила в налоговую инспекцию письменное обращение с просьбой отменить требование о повторной уплате налогов за 2011 и 2012гг. Прошло уже 1.5 месяца, но ответа нет (должны были выслать на эл.почту). Дозвониться до них не могу. Неделю назад написала эл.жалобу в ФНС, но они перенаправили мой запрос в инспекцию ФНС по Мытищам, к которой я отношусь. Ответа пока нет. Подскажите, как мне действовать дальше?

Ответы юристов (11)

Можно обратиться в суд с иском о признании действий налоговиков незаконными, приложив к иску их уведомления и копии ваших обращений в ФНС, так как добровольно меры не принимаются.

Уточнение клиента

Наталья, добрый день! Вы не могли бы подробно написать, на основании каких законов действия налоговиков суд может признать незаконными? Спасибо!

10 Ноября 2014, 23:49

Есть вопрос к юристу?

Вы все в принципе сделали как нужно. В суд никакой необходимости обращаться нет. Если же в суд обратится налоговая инспекция, представьте свои возражения. Но я думаю, что до суда дело не дойдет, поскольку сотрудником готовившим уведомление допущена правовая неграмотность.

Уточнение клиента

Федор, добрый день!

У меня через неделю заканчивается срок оплаты налогов; у меня появится задолженность и мне начнут начислять пени. Более того, меня могут не выпустить за границу. Поэтому я боюсь бездействовать и ждать иска от налоговой.

Дело не в конкретном сотруднике, выславшем мне уведомления — я ходила в налоговую дважды, и дважды разные инспектора мне объясняли, что перерасчет налогов за последние 3 года произвели из-за повышения кадастровой стоимости земли. Они настаивают, что действуют правомерно и никаких законов не нарушают. Сказали, что я могу обращаться в суд.

10 Ноября 2014, 23:54

п.4 ст. 5 НК РФ о котором Вы пишете:

4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

не относится к Вашему вопросу, так как в этом пункте речь идет о законодательных актах, например о размере ставок налогов или установление новых налогов. В Вашем случае, скорее всего, имеет место перерасчет размера налога, в связи с изменением налогооблагаемой базы (стоимости имущества), а не ставки налога.

В связи с этим, необходимо получить ответ на Вашу жалобу, чтобы оценить правомерность или не правомерность действий ФНС, раз Вы уже направили её в их адрес. Тем более, что срок в течение которого Вам обязаны были направить ответ — 30 дней.

С уважением, С.Сергеев

Уточнение клиента

Да, действительно, в п.4 ст.5 говорится об актах законодательства. Но в той же статье в пункте 5 написано: «Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления».

Увеличение кадастровой стоимости земли является нормативным правовым актом органов местного самоуправления, как я понимаю. Более того, я нашла письма Минфина, в которых разъясняется, что вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, только в том случае, если улучшается положение налогоплательщика: письма от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105 и от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110.

Но я не юрист, и мне очень сложно с этим всем разбираться (( Если я права, и налоговая неправомерно начислила мне налоги за предыдущие годы, что мне делать? Идти в суд? Или просто не платить — тогда что мне за это будет? Ведь будут начисляться пени; наверное, могут из страны не выпустить.

И есть ли способ заставить налоговую ответить мне? Они явно не торопятся. А могут и вообще проигнорировать мои обращения. Куда жаловаться? Ведь они нарушают закон, по которому в течение 30 дней они обязаны дать ответ.

10 Ноября 2014, 22:18

Добрый день, Людмила.

Земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости на 01 января отчетного года. Верно ли произвели перерасчет?

Уточнение клиента

Елена, добрый день!

Если Вы имеете в виду, соответствует ли новая кадастровая стоимость рыночной стоимости — то да, соответствует.

Вы написали: «земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости на 01 января отчетного года». Я, к сожалению, не знаю, когда изменили кадастровую стоимость у нас в Мытищах. Можно ли это как-то выяснить? И нужно ли? Вроде по закону возможно изменение кадастровой стоимости задним числом. А вот перерасчет налога за предыдущие периоды правомерен, только если это улучшает положение налогоплатильщика, что подтверждают письма Минфина от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105 и от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110.

10 Ноября 2014, 22:35

За 2011 и 2012гг. мною своевременно были оплачены налоги на землю на основании полученных налоговых уведомлений. В этом году я получила из налоговой уведомление, в котором содержится перерасчет налогов на землю за указанные два года (как я выяснила, в связи с изменением кадастровой стоимости земли). 1. Правильно ли я понимаю, что это требование незаконно, т.к. на основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу только если они улучшают положение налогоплательщиков?

ДА, понимаете вы правильно. и пересчитать в 2013 г. налог увеличив его налоговые не имеют права.

Напомним, гл. 31 НК РФ (в частности, п. 1 ст. 391, п. 12 ст. 396) определяет, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается по состоянию на 1 января налогового периода. То есть данный налог начисляется на участки, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимость (далее — ЕГРП) и которым присвоен соответствующий кадастровый номер (ст. ст. 1, 5 Закона о кадастре ). Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», объект обложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован. При этом сама сумма земельного налога, соответственно, зависит от ставки налога и налоговой базы, исчисленной исходя из кадастровой стоимости участка (ст. ст. 391, 394, п. 1 ст. 396 НК РФ).
измененная кадастровая стоимость (изменилась вследствие вступившего в силу решения суда) применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены эти изменения в кадастр недвижимости.
Кроме того, из буквального прочтения п. 1 ст. 391 НК РФ следует, что налоговая база по земельному налогу, размер которой зависит от кадастровой стоимости, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.Исключением является ситуация, когда кадастровая стоимость земельного участка изменяется в течение налогового периода, о чем прямо сказано в решении суда. Иначе говоря, корректировка кадастровой стоимости происходит по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, или другую дату указанных периодов. Можно ли рассчитать земельный налог исходя из новой (уточним, уменьшенной) стоимости, в том числе и за прошлые периоды, установленной судебным решением? В Письме Минфина России от 13.03.2013 N 03-05-04-02/7507 на этот счет приведены следующие разъяснения. Ввиду отсутствия правового механизма, определяющего особый порядок исчисления налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедшем в текущем налоговом периоде, при расчете суммы налога целесообразно использовать коэффициент, аналогичный тому, что установлен в п. 7 ст. 396 НК РФ .
это требование Налогового и если они хотят получить деньги пусть обратятся в суд. там же вы предоставить требование и платёжку, и заявите о незаконности нового требования. не вижу основания ранее этого времени тратить свои нервы.

Уточнение клиента

Сергей, несколько раз перечитывала Ваш ответ, но ничего не поняла про кадастровую стоимость. Если Вы сможете простыми словами мне это объяснить, я буду Вам очень благодарна.

Подскажите, я правильно понимаю, что требование налоговой незаконно на основании п. 4 ст. 5 НК РФ? Я еще нашла письма Минфина от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105 и от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110 — они вроде тоже подтверждают, что перерасчет налога за предыдущие периоды правомерен, только если это улучшает положение налогоплатильщика.

Я боюсь бездействовать. С налоговой шутки плохи — мне могут отказать в выезде за границу; пени будут начислять.

10 Ноября 2014, 23:05

В данном случае, необходимо проверить порядок и сроки направления Вам соответствующего уведомления.