Пособие по проектированию промышленных зданий и сооружений
Пособие по проектированию несущих и ограждающих конструкций промышленных зданий для взрывоопасных производств
Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку «Купить» и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль».
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
- Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
- Курьерская доставка (7 дней)
- Самовывоз из московского офиса
- Почта РФ
Указания содержат материалы для проектирования несущих и ограждающих конструкций зданий и помещений взрывоопасных производств при аварийных взрывах газо-паро-пылевоздушных горючих смесей (ГС).
Не применяется в связи с разработкой более свежего материала «Пособие по обследованию и проектированию зданий и сооружений, подверженных воздействию взрывных нагрузок» (см его вводную часть).
Часть 1. Внешний взрыв
2. Общие положения
3. Объемно-планировочные решения
4. Конструктивные решения
5. Расчет конструкций зданий и сооружений
5.1 Нагрузки и воздействия
5.2 Расчетные схемы
5.3 Бетонные и железобетонные конструкции
5.4 Стальные конструкции
5.5 Основания и фундаменты
Часть 2. Внутренний взрыв
6. Общие положения
7. Объемно-планировочные и конструктивные решения
8. Предохранительные конструкции
8.1 Особенности использования стекол в остеклении зданий взрывоопасных производств
8.2 Использование элементов стен в качестве предохранительных конструкций
8.3 Использование легкосбрасываемых покрытий в качестве предохранительных конструкций
8.4 Использование элементов светоаэрационных и аэрационных фонарей в качестве предохранительных конструкций
9. Определение требуемой площади проемов, перекрываемых предохранительными конструкциями
10. Расчет конструкций зданий и сооружений
10.1 Нагрузки и воздействия
10.2 Расчетные схемы
10.3 Бетонные и железобетонные конструкции
Приложение 1. Таблицы для определения площади предохранительных конструкций
Приложение 2. Пример расчета остекления и предохранительных конструкций
Приложение 3. Пример расчета конструкций здания при внутреннем взрыве
Приложение 4. Рисунки
Этот документ находится в:
- Раздел: Строительство
- Подраздел: Справочные документы
- Подраздел: Директивные письма, положения, рекомендации и др.
- Подраздел: Справочные документы
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
О принятии технических регламентов Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава»,
«О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»
В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года Комиссия Таможенного союза (далее — Комиссия) решила:
1. Принять следующие технические регламенты Таможенного союза:
«О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011) (прилагается);
«О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (ТР ТС 002/2011) (прилагается);
«О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011) (прилагается) (далее — Технические регламенты).
2.1. Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (прилагается);
2.2. Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (прилагается);
2.3. Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (прилагается);
2.4. Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного
союза «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (прилагается);
2.5. Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (прилагается);
2.6. Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (прилагается).
3.1. Технические регламенты вступают в силу через три года с даты официального опубликования настоящего Решения.
Обязательные требования, установленные законодательствами государств — членов Таможенного союза или ранее установленные нормативными правовыми актами Таможенного союза в отношении объектов технического регулирования Технических регламентов (далее — объекты),
не применяются с даты вступления Технических регламентов в силу;
3.2. переходные положения:
— документы, подтверждающие соответствие объектов обязательным требованиям, установленным законодательствами государств — членов Таможенного союза, или обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза, выданные или принятые до вступления в силу Технических регламентов, действительны до окончания срока их действия при условии, что производство (строительство, монтаж, изготовление, наладка, ввод в эксплуатацию) таких объектов на территориях государств — членов Таможенного союза завершено до даты вступления указанных Технических регламентов в силу;
при наличии вышеуказанных документов объекты допускаются
к выпуску в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза без маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза. Маркировка такой продукции национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) должна быть осуществлена в соответствии с законодательствами государств — членов Таможенного союза.
4. Секретариату Комиссии совместно со Сторонами:
4.1. в срок до 1 января 2013 года обеспечить принятие Протокола о внесении изменений в Соглашение о принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года в части, касающейся включения связанных с требованиями безопасности к продукции требований
к процессам проектирования, в предметную сферу Технических регламентов, а также отнесения сводов правил к документам, применяемым в целях оценки (подтверждения) соответствия требованиям Технических регламентов;
4.2. до даты вступления в силу Технических регламентов обеспечить
внесение изменений в Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-
эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные Решением Комиссии от 28 мая 2010 года № 299, в части исключения из них требований к объектам технического регулирования Технических регламентов.
5. Российской Стороне:
5.1. не реже одного раза в год обеспечивать актуализацию Перечней стандартов, указанных в пункте 2 настоящего Решения, на основании мониторинга и результатов применения стандартов, содержащихся в Перечнях, а также предложений органов Сторон;
5.2. с учетом предложений Сторон разработать и в установленном порядке внести на рассмотрение Комиссии проект программы по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов и сводов правил;
5.3. до даты вступления в силу Технических регламентов с учетом предложений Сторон подготовить и в установленном порядке внести на рассмотрение Комиссии предложения об изменении Технических регламентов в части, касающейся уточнения определения термина «инновационная продукция».
6.1. в срок до 1 января 2013 года обеспечить приведение нормативных правовых актов своих государств в соответствие с Техническими регламентами;
6.2. к дате вступления технических регламентов в силу определить органы
государственного контроля (надзора), ответственные
за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента, и информировать об этом Комиссию;
6.3. обеспечить проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента с даты вступления его в силу.
Пособие по проектированию общественных зданий и сооружений
В Пособие изложены объемно-планировочные решения и противопожарные требования при проектировании общественных зданий и сооружений. Даны примеры расчета.
ЦНИИЭП учебных зданий
Госгражданстроя
Пособие
по проектированию
общественных зданий
и сооружений
Рекомендовано к изданию секцией Научно-технического совета ЦНИИЭП учебных зданий.
Пособие по проектированию общественных зданий и сооружений (к СНиП 2.08.02-85)/ЦНИИЭП учебных зданий. — М.: Стройиздат, 1988. — 56 с.
Изложены объемно-планировочные и конструктивные решения и противопожарные требования при проектировании общественных зданий и сооружений. Даны примеры расчета.
В скобках указаны соответствующие номера пунктов, таблиц и формул СНиП 2.08.02-85, к которым даются пояснения.
Пособие разработано ЦНИИЭП учебных зданий — канд. техн. наук З.И. Эстров, канд. архит. Н.С. Шакарян, инж. В.С. Вольман, канд. архит. Е.Н. Зайченко при участии инженеров В.М. Бычковской, О.А. Люлихиной;
ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и туристских комплексов (архитектор А.Б. Варшавер),
ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева (архитектор Д.Г. Копелянский, канд. архит. И.И. Лернер);
ЦНИИЭП инженерного оборудования — инженеры Л.И. Вайсман, Ю.М. Соснер;
ЛенЗНИИЭП (канд. архит. Э.С. Боровицкий, инж. Ю.Н. Ионов, канд. архит. Н.Я. Лейбошиц, канд. архит. Ю.Н. Лобанов, архитектор Р.М. Попова, инж С.С. Шмелева);
ВНИИПО МВД СССР — инж. В.П. Власов, кандидаты техн. наук В.М. Есин, Б.И. Кашолкин, Е.А. Мешалкин;
ЦПКБ по лифтам — инж. С.М. Ройтбурд,
МИСИ им. В.В. Куйбышева — д-р техн. наук В.В. Холщевников.
В разработке Пособия приняли участие: инспектор — врач Главного санитарно-эпидемиологического управления Минздрава СССР Г.М. Осадчий и мл. научный сотрудник НИИ общей и коммунальной гигиены им. А.С. Сысина, Л.М. Текшева.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 . Разработку индивидуальных проектов общественных зданий и сооружений и привязку типовых проектов необходимо выполнять с учетом климатических, геологических, демографических, национально-бытовых и других местных условий конкретного города, поселка, сельского населенного пункта.
Для типового проектирования общественных зданий принято следующее укрупненное районирование территории страны:
а) IA, IБ и IГ климатические подрайоны;
б) IB подрайон, II и III климатические районы;
в) IV климатический район.
Для строительства в IД подрайоне при наличии вечномерзлых грунтов или расчетной зимней температуры ниже — 45 °С используются типовые проекты, предназначенные для IA, IБ и IГ подрайонов, а на остальной территории — для IB подрайона.
Для объектов массового строительства разрабатываются типовые проекты, рассчитанные на различные природные условия: наличие сейсмики 7, 8 и 9 баллов, просадочные грунты, подрабатываемые территории.
1.2 . (1.2). При переменных планировочных отметках земли этажи или часть этажей считаются надземными, цокольными или подвальными, если не менее 70 % площади этажа или рассматриваемой части этажа соответствуют определению, приведенному в п. 1.2 СНиП 2.08.02-85.
Холодное подполье с круглогодичной естественной вентиляцией (подполье для проветривания) устраивается под зданиями, проектируемыми для строительства на вечномерзлых грунтах с использованием их в мерзлом состоянии в течение всего периода эксплуатации (принцип 1). В этом случае техническое подполье или технический этаж для размещения инженерных сетей рекомендуется устраивать выше подполья для проветривания. При небольших габаритах здания в плане допускается размещать инженерные сети в толще перекрытия над подпольем для проветривания без устройства технического подполья или технического этажа (рис. 1, а и 1, б).
Рис. 1 . Цокольно-фундаментная часть здания каркасной конструкции (1 принцип строительства)
а — при техническом подполье или техническом этаже над подпольем для проветривания; б — при совмещенном перекрытии над подпольем для проветривания; 1 — подполье для проветривания; 2 — ригели цокольного перекрытия; 3 — пустотная панель перекрытия; 4 — утеплитель; 5 — техническое подполье или технический этаж; 6 — колонна; 7 — стакан-подколонник, 8 — ростверк; 9 — сваи; в — решение цокольной части здания на примере общественного центра.
1.3 . (пп. 1.4, 1.5). В практике проектирования общественных зданий кроме показателей общей и нормируемой площади применяются также такие показатели, как полезная площадь, строительный объем и площадь застройки здания.
Полезная площадь общественного здания определяется как сумма площадей всех размещаемых в нем помещений, а также балконов и антресолей в залах, фойе и т.п., за исключением лестничных клеток, лифтовых шахт, внутренних открытых лестниц.
Правила определения строительного объема и площади застройки общественных зданий приведены в прил. 1.
2. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
2.1 . (Разд. 2). Вместимость (пропускная способность) общественных зданий принимается в соответствии с функциональными требованиями и исходя из норм расчета, установленных СНиП 11-60-75 ** .
Проектирование общественных зданий и сооружений в городах и других населенных пунктах рекомендуется увязывать с организацией подъездов общественного и другого транспорта, с размещением остановочных пунктов и стоянок, устройством удобных и безопасных путей движения пешеходов.
Необходимо стремиться к тому, чтобы архитектурно-композиционные решения общественных зданий соответствовали их градостроительному значению.
При проектировании общественных зданий и сооружений необходимо соблюдать требования по охране и улучшению окружающей среды с учетом региональных особенностей района строительства.
2.2 . (2.1). При проектировании зданий со стилобатом желательно предусматривать доступ пожарных с автомеханических лестниц в этажи высотной части здания.
2.3 . (2.2). Высота этажа общественного здания принимается по нормам проектирования жилых зданий в тех случаях, когда здание или его обособленная часть предназначены главным образом для размещения жилых помещений, например, спальные корпуса учреждений отдыха, жилая часть гостиниц, спальные корпуса школ-интернатов и т.п. При размещении в общественном здании одной или двух квартир для персонала и при невозможности их размещения в обособленной части здания высота этажа принимается по нормам проектирования общественных зданий.
Высоту этажа небольших общественных зданий, предназначенных в основном для строительства в сельской местности, допускается принимать равной высоте этажа жилых зданий. Перечень таких зданий приведен в ВСН по проектированию различных видов общественных зданий.
Рис. 2 . Компактное решение здания (на примере общеобразовательной школы) с одним входом и двойным тамбуром, обеспечивающим изменение направления движения.
Рис. 3. Фрагмент (вход в здание)
1 — холодный тамбур; 2 — теплый тамбур; 3 — помещение теплозавесы
Рис. 4 . Решение входа в здание (на примере общественного центра) с устройством двойного тамбура: а — план; б — разрез
2.4 . (2.3). Высоту подполья при отсутствии в нем оборудования, требующего постоянного обслуживания персоналом (насосы, вентиляторы, элеваторы, задвижки и т.п.), можно принимать не менее 1,6 м до низа выступающих конструкций перекрытия.
2.5 . (2.7). В IA , IБ и IГ климатических подрайонах с сильными ветрами переменного направления возможно устройство дополнительных наружных тамбуров с двумя входами с разных сторон для использования одного из них в зависимости от направления ветра. Необходима также защита входов в здание ветроотбойными стенками.
При проектировании входов в здания, строительство которых осуществляется при использовании вечномерзлых грунтов в качестве основания по принципу 1, рекомендуется уменьшать высоту наружных крылец, перенося часть ступеней внутрь здания.
Примеры устройства входов в здания приведены на рис. 2 — 5.
2.6 . (2.8). Высоту ограждения наружных лестниц и площадок спортивных сооружений, кинотеатров, театров, клубов и магазинов рекомендуется принимать не менее 1,2 м, а остальных зданий не менее 0,9 м. При ширине наружных лестниц более 2,4 м желательно предусматривать промежуточные поручни.
2.7 . (2.10). Нормы площади гардеробных, приведенные в СНиПе, не распространяются на гардеробные с самообслуживанием (школы, школы-интернаты, профтехучилища и др.), которые следует проектировать по соответствующим ВСН.
При проектировании гардеробных для обслуживающего персонала общественных зданий, когда требуется устройство индивидуальных шкафчиков для переодевания, следует руководствоваться соответствующими СНиПами.
2.8 . (2.12). При проектировании санитарных узлов рекомендуется использовать нормали их планировки (НП-204-73).
Расчет количества приборов в уборных и душевых приведен в ВСН по проектированию различных общественных зданий.
Рис. 5 . Решение входа в здание (на примере детских яслей-сада) с устройством двойного тамбура
1 — тамбур саночный, 2 — тамбур отапливаемый, 3 — спальня, 4 — групповая, 5 — раздевальная
Рис. 6 . Схема планировки кинопроекционного комплекса конференц-зала
А — тамбур, Б — проекционная; В — перемоточная
2.9 . (2.15). В этом пункте приведен перечень помещений, которые допускается проектировать без естественного освещения в дополнение к СНиП 11-4-79 «Естественное и искусственное освещение». Так, например, согласно СНиП 11-4-79 в коридорах, проходах и переходах общественных зданий допускается не предусматривать естественное освещение. В тех случаях, когда коридоры проектируют с естественным освещением, следует руководствоваться п. 2.16 СНиП 2.08.02-85.
В зальных помещениях без естественного освещения, размещаемых в подвальных этажах, рекомендуется предусматривать аварийное эвакуационное освещение, отвечающее требованиям СНиП 11-4-79.
Дымоудаление из таких помещений желательно предусматривать в соответствии с требованиями п. 3.26 СНиП 2.08.02-85.
Выход в первый этаж из актовых и конференц-залов, лекционных аудиторий и кулуаров, торговых залов, салонов для посетителей предприятий бытового обслуживания, размещенных в подвальных и цокольных этажах, рекомендуется предусматривать по обособленным лестничным клеткам, расположенным на расстоянии не менее 6 м от других лестничных клеток.
Отделку стен и потолков таких помещений желательно предусматривать в соответствии с требованиями к залам вместимостью 1500 мест и более.
2.10 . (2.18). Схема планировки кинопроекционного комплекса конференц-зала и других кинофицируемых залов общественных зданий (за исключением зрительных залов кинотеатров, клубов и др.) приведена на рис. 6 .
2.11 . (2.21). Наименьшая этажность и другие условия, при которых должны устанавливаться пассажирские лифты, оговорены в нормах на проектирование общественных зданий.
Без выполнения расчета установка пассажирских лифтов в зданиях может быть осуществлена в следующих случаях:
при этажности меньшей, чем указано в нормах;
когда лифты устанавливаются для выполнения специальных технологических целей (служебно-хозяйственные лифты гостиниц и турбаз; лифты для транспортирования аптечных товаров, белья, отходов лечения в больницах и для других подобных целей);
Буквенное обозначение параметров (размеры метрах)
Для 35 мм кинопроекторов с ксеноновыми лампами
Для 35 мм кинопроекторов с лампами накаливания
Для 16 мм стационарного кинопроектора
Величина параметров принята в соответствии с нормами на проектирование кинотеатров, когда число и параметры лифтов, необходимые для установки в здании, оговорены в нормативном документе или в пособии к нему.
2.12 (2.21). Расчет вертикального транспорта включает:
составление схем движения пассажирских потоков (далее — пассажиропотоков);
определение расчетных пассажирских потоков в разные периоды функционирования зданий;
размещение лифтовых узлов в плане здания;
решение вопросов о взаиморасположении лифтов и организации их работы;
выбор интервала движения пассажирских лифтов в соответствии с требуемым уровнем комфортности обслуживания пассажиров в здании;
определение расчетного заполнения кабины пассажирских лифтов и предварительный выбор типоразмера лифта по грузоподъемности и скорости в соответствии с требуемым уровнем комфортности обслуживания пассажиров в здании;
расчеты с целью определения необходимого для установки в здании числа и параметров лифтов;
технико-экономический анализ результатов расчета различных вариантов систем вертикального транспорта и выбор проектного варианта.
В многоэтажных зданиях с интенсивными пассажиропотоками при необходимости установки большого числа лифтов выбор их числа и параметров с определением показателей работы вертикального транспорта (времени ожидания для пассажиров, времени поездки, длины очереди) рекомендуется выполнять методами моделирования с использованием ЭВМ. Указанная работа по заказам может быть выполнена головной научно-исследовательской организацией по лифтам.
Исходные данные для расчета вертикального транспорта:
высота подъема лифтов;
число и назначение этажей;
технология функционирования здания;
характеристика помещений, расположенных на этажах и непосредственно влияющих на величины пассажирских или транспортных потоков;
характеристика каждого вида потока, перевозимого пассажирскими лифтами;
требуемый уровень комфортности обслуживания пассажиров в здании.
Методические основы расчета вертикального транспорта (лифтов) приведены в прил. 2. Там же приведены основные понятия (термины), применяемые при проектировании и расчете вертикального транспорта (лифтов).
2.13 . (2.21). При размещении в здании грузового лифта, используемого для транспортирования людей, следует иметь в виду, что система управления таким лифтом не предусматривает выполнение лифтом попутных остановок по вызовам. По вызовам с этажа может прийти только освободившаяся кабина.
При установке рядом двух и более таких грузовых лифтов они не могут быть объединены системой группового управления, так как каждый из них работает обособленно и имеет собственные вызывные кнопочные посты на этажах.
2.14 . (2.21). Номенклатура пассажирских лифтов, которые могут устанавливаться в общественных зданиях и сооружениях, приведена в ГОСТ 5746-83* .
Система управления лифтами для общественных зданий согласно ГОСТ 5746-83* «смешанная собирательная в двух направлениях», т.е. на каждом этаже имеется кнопка вызова для остановки лифта, для движения вверх и для движения вниз (на нижней остановке кнопка вызова только для движения вверх, а на верхней остановке — только для движения вниз). Группа лифтов (см. прил. 2) оснащается системой группового управления. В этом случае на каждом этаже устанавливается один вызывной кнопочный пост на группу лифтов. На появившийся вызов система группового управления направляет один из лифтов группы, что обеспечивает минимальное время ожидания для пассажиров, исключает движение на один вызов нескольких лифтов, улучшает эксплуатационные показатели лифтов.
2.15 . (2.21). Система управления лифтами общественных зданий обеспечивает их работу в режиме «пожарная опасность». Режим «пожарная опасность» включается автоматически по сигналу от автоматической пожарной сигнализации здания независимо от нагрузки и направления движения кабины лифта и обеспечивает принудительное движение лифта на основной посадочный этаж (за исключением случаев, когда лифт стоит на остановках ниже основного посадочного этажа).
По прибытии на основной посадочный этаж двери кабины лифта открываются и остаются в открытом положении. Возвращение системы управления лифтами в нормативный режим работы может быть произведен только из машинного помещения.
Режим «пожарная опасность» обеспечивает безопасность пассажиров, находящихся в лифтах, во время возникновения пожара в зданиях.
2.16 . (2.21). При проектировании лифтов в зданиях необходимо выполнять требования правил устройства и безопасности эксплуатации лифтов. По этим правилам расположение шахт лифтов над проходами и помещениями, в которых смогут находиться люди, допускается только в тех случаях, когда перекрытие, расположенное под шахтой, способно выдержать удар противовеса, свободно падающего с наибольшей возможной скоростью.
2.17 . (2.21). В комплект проектной документации на здание и сооружение должен входить чертеж на заказ лифтов, оформленный в соответствии с требованиями производителя лифтов.
2.18 . (2.21). В зданиях, имеющих более 2 лифтов, желательно предусматривать диспетчерский контроль за работой лифтов. Диспетчерское оборудование можно размещать в отдельном помещении или в диспетчерской другого инженерного оборудования здания. Диспетчерская может обслуживать группу зданий.
2.19 . (2.21). В зданиях, имеющих более 2 лифтов, желательно предусматривать помещение для размещения мастерской по ремонту лифтов. Это помещение допускается размещать в подвальных и цокольных этажах. Помещение для мастерской по ремонту лифтов может быть предусмотрено на группу рядом расположенных зданий.
2.20 . (2.21). Выбор типа, грузоподъемности, скорости и размеров кабин грузовых лифтов должен производиться с учетом технологических требований, максимальной массы и габаритов грузов и сопровождающих их людей, а также величин грузопотоков.
В случаях, оговоренных в ВСН на проектирование различных видов общественных зданий, выбор грузовых лифтов должен быть обоснован расчетом.
2.21 . (2.21). Размеры лифтовых холлов и тамбуров перед грузовыми лифтами должны быть не меньше внутренних габаритов шахты и позволять доставку и размещение грузов со средствами транспорта, доставляющими эти грузы. Двери шахт грузовых лифтов не должны выходить наружу из зданий и сооружений. При необходимости загрузки и разгрузки лифта с улицы перед его дверями устраивается тамбур с дверями, предохраняющий лифт от атмосферных осадков и обеспечивающий нормативные условия для работы лифта.
Рис. 7 , Схема зонной организации работы лифтов
1 — группа лифтов, обслуживающих нижнюю зону; 2 — группа лифтов, обслуживающих верхнюю зону; 3 — этаж (этажи) пересадки. Остановка лифтов, обслуживающих верхнюю и нижнюю зоны; 4 — основной посадочный этаж; м. о. — машинное отделение лифтов; Нн.з. — высота подъема лифтов в нижней зоне, м; Нв.з. — высота подъема лифтов в верхней зоне, м; Нэ — высота экспрессной зоны, м; N1 н.з. — число возможных остановок лифтов в нижней зоне; N1 в.з. — число возможных остановок лифтов в верхней зоне
2.22 . (2.21). Условия, которые должны быть созданы для нормативной работы лифтов, оговорены в ГОСТ 22011 -76 * .
2.23 . (2.22). Пассажирские лифты устанавливаются на основных путях движения людей. Наиболее целесообразно их размещать в центре здания и сосредоточивать, как правило, в одном лифтовом узле. Рассредоточивать лифты допустимо в зданиях протяженностью более 120 м. Увеличение числа лифтовых узлов в зданиях меньшей протяженности может быть в следующих случаях:
при необходимости выделения отдельных частей зданий с самостоятельным транспортным обслуживанием в соответствии с технологией функционирования зданий; по условиям зонной организации лифтов (рис. 7), когда по расчету вертикального транспорта должно устанавливаться в зданиях более одной группы лифтов;
когда расстояние от дверей наиболее удаленного помещения до дверей ближайшего пассажирского лифта превышает 60 м.
2.24 . (2.23). Пассажирские лифты нужно сосредоточивать в группы и располагать рядами. Число лифтов в ряду должно быть не более четырех.
Рекомендуемые сочетания и расположение пассажирских лифтов в группах (т.е. лифтов, объединенных системами группового управления) приведены на рис. 8. В каждой группе пассажирские лифты, обозначенные цифрой 1, должны быть одной и той же грузоподъемности; лифты, обозначенные цифрой 2, — грузоподъемностью 1000 кг с размерами кабины (ширина, глубина) 1100×2100 мм; лифты обозначенные цифрой 3, — для зданий лечебно-профилактических учреждений с размерами кабины 1400×2400 мм.
Лифты в каждом конкретном случае принимаются с одной и той же скоростью, кроме сочетаний, где лифты 3 могут иметь меньшую скорость согласно документации производителя лифтов.
Сочетание и расположение пассажирских лифтов, применяемых в больницах и родильных домах, могут отличаться от приведенных на рис. 8.
2.25 . (2.13). Строительная часть лифтов проектируется по документации головной научно-исследовательской организации по лифтам.
При разработке проектов зданий необходим чертеж на заказ лифтов. В этом чертеже указывается, что в комплект поставки должна входить система группового управления.
Рекомендуется согласовать с ЦПКБ по лифтам расчет вертикального транспорта, обосновывающий выбор числа и параметров лифтов, сочетание и расположение лифтов в группе, а также другие вопросы.
Наиболее удачным является решение лифтового узла с тупиковым лифтовым холлом. Размещение лифтов с трех сторон лифтового холла не рекомендуется; в случае если такого решения нельзя избежать, то площадь лифтового холла не должна быть меньше, чем если бы то же число лифтов было размещено в два ряда.
2.26 . (2.13). На рис. 9 приведены схемы расположения лифтов, встречающиеся в проектной практике и не рекомендуемые для применения.
Рис 8 Рекомендуемые сочетания и расположение пассажирских лифтов, объединяемых типовой системой группового управления. Сочетания 2б, г, 3б, г, 4б, г, 6б только для лифтов со скоростями 1 и 1,6 м/с
Рис 9 Примеры схем нерекомендуемого расположения лифтов
На этом рисунке расположение лифтов на схемах 1, 2, 3 и 4 не позволяет объединить их системами группового управления, что резко снижает эффективность работы лифтов и уровень комфортности обслуживания пассажиров. Расположение лифтов по схемам 1, 2 и 12 допустимо применять в случаях, когда лифты обслуживают различные части здания, сообщение между которыми ограничено или в других случаях, оговоренных в п. 2.12.
При расположении лифтов по схемам 5, 6 и 7 площадь лифтового холла заметно меньше, чем при расположении их в два ряда; кроме того, при этом в углах лифтовых холлов возможны скопления пассажиров при их входе в кабину и выходе из кабины на этажах.
Расстояние между передними стенами лифтовых шахт при расположении лифтов по схеме 8 сильно отличается, что затрудняет пользование лифтами. Лифты, размещенные по схеме 9, не могут быть объединены системой группового управления, что в процессе эксплуатации здания вызовет возникновение холостых пробегов и остановок лифтов. Это отрицательно сказывается на эффективности их работы.
Лифты с различными грузоподъемностями (см. схему 10) не объединяются системами группового управления, кроме случаев, показанных на рис. 8. На схеме 11 и 12 лифты также не могут быть объединены системами группового управления, кроме того, на схеме 11 два лифта выходят непосредственно в коридор, что недопустимо согласно требованию п. 2.23 СНиПа. При расположении лифтов по схеме 13, где число лифтов в ряду более 4, затрудняет пользование лифтами (см. п. 2.23).
2.27 . (2.26). В СНиПе приведен перечень зданий, при проектировании которых допускается предусматривать централизованную или комбинированную пылеуборку. В остальных зданиях пылеуборка выполняется вручную.
2.28 . (2.26). При вакуумной комбинированной пылеуборке предусматривается стационарная вакуумная система для отсасывания пыли из телеприемников бытовых пылесосов. Схема такой системы приведена на рис. 10 .
2.29 . (2.26). По способу прокладки магистрального трубопровода системы вакуумной централизованной пылеуборки проектируются с горизонтальным магистральным пылепроводом (рис. 11) или с вертикальным магистральным пылепроводом (рис 12 ).
Система с горизонтальным магистральным пылепроводом предусматривается с применением настенных соединительных клапанов.
Система с вертикальным магистральным пылепроводом предусматривается с применением напольных соединительных клапанов.
Рис. 10 . Схема вакуумной комбинированной пылеуборки
1 — стояк пылеудаления; 2 — соединительный клапан; 3 — съемная заглушка для прочистки пылепровода; 4 — магистральный пылепровод; 5 — пылесосная установка; 6 — гибкий шланг с металлическим наконечником; А — выброс очищенного воздуха
Рис. 11. Схема вакуумной централизованной пылеуборки с горизонтальным магистральным трубопроводом
1 — стояк пылеудаления; 2 — съемная заглушка для прочистки пылепровода; 3 — соединительный клапан; 4 — магистральный пылепровод; 5 — пылесосная установка; 6 — гибкий шланг; 7 — пылесосный насадок; А — выброс очищенного воздуха
Рис. 12 . Схема вакуумной централизованной пылеуборки с вертикальным магистральным пылепроводом
1 — горизонтальное ответвление; 2 — соединительный клапан; 3 — магистральный пылепровод; 4 — съемная заглушка для прочистки пылепровода; 5 — пылесосная установка; А — выброс очищенного воздуха
Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.
Методические указания содержат рекомендации и справочные данные для проектирования административно-бытовых зданий, сведения о содержании и объеме проекта, методику его выполнения. Методические указания предназначены для студентов специальности 290300 дневного и заочного отделений.
Промышленные здания и их конструктивные элементы
Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качества учебного пособия для студентов специальности «Промышленное и гражданское строительство» высших учебных заведений
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЫСШАЯ ШКОЛА» Москва —1971
Промышленные здания и их конструктивные элементы. Уч. пособие для строит, вузов, изд. 1-е, изд-во «Высшая школа», М., 1971. 392 стр. с иллюстрациями. В книге описаны различные типы современных промышленных зданий, в том числе универсального назначения, павильонные, без фонарей и окон, с плоскими кровлями.
Издание широко иллюстрировано примерами прогрессивных типов и конструктивных элементов зданий из отечественной и зарубежной практики. В отдельной главе даются рекомендации по цветовому решению интерьеров.
В пособии содержатся основные нормы проектирования промышленных зданий, необходимые как для выполнения курсовых проектов, так и для практической работы инженеров-проектировщиков.
- кафедра архитектуры Московского инженерно-строительного института (докт. техн. наук проф. В. М. Предтеченский, канд. техн. наук доц. А. С. Ильяшев);
- кафедра архитектуры Всесоюзного заочного инженерно-строительного института (канд. техн. наук доц. П. П. Сербинович, канд. архитектуры доц. Б. Я. Орловский)
Настоящее учебное пособие написано с учетом программы курса «Архитектура гражданских и промышленных зданий» для специальности «Промышленное и гражданское строительство» вузов. Книга предназначена для изучения студентами теоретической части курса и ознакомления их с основными предпосылками выбора объемно-планировочных и конструктивных решений промышленных зданий и сооружений.
В связи с этим в пособии, наряду с описанием объемно-планировочных и конструктивных решений зданий, приведены необходимые для проектирования нормативные данные и иллюстрации вариантов конструкций в большем объеме, чем в ранее выпущенных пособиях по промышленной архитектуре для студентов строительных вузов.
Наличие вариантов однородных конструктивных элементов зданий и узлов дает возможность студентам при выполнении курсовых и дипломных проектов облегчить выбор наиболее рациональных конструкций для конкретных условий строительства.
В учебном пособии освещены современные достижения архитектурно-строительной практики отечественного и зарубежного промышленного строительства. Много внимания уделено таким вопросам, как индустриализация строительства, принципы унификации и типичапии объемно-планировочных и конструктивных решений, гибкость и универсальность зданий, а также новым прогрессивным типам и их конструкциям. В частности, подробно рассмотрены здания универсального назначения, павильонные здания для химической промышленности, бесфонарные и безоконные здания, здания с плоской крышей, с межферменными этажами и др.
Отдельные главы посвящены архитектурно-композиционному решению зданий, принципам формирования интерьеров помещений, использованию цвета в интерьере и созданию благоприятных санитарно-гигиенических условий в производственных зданиях.
В пособии нашли отражение специфические особенности некоторых производств (например, горячих цехов), влияющих на выбор объемно-планировочных и конструктивных решений зданий.
При компоновке материала автор счел целесообразным не разделять курс на основы проектирования и конструктивные элементы, что придало пособию компактность и позволило последовательно и без повторений изложить все его разделы. Логичность этого очевидна и потому, что проектирование любого объекта всегда ведется комплексно, с одновременным решением объемно-планировочных, конструктивных, архитектурно-художественных и экономических вопросов.
Автор приносит глубокую благодарность докт. техн. наук проф. В. М. Предтеченскому и канд. техн. наук доц. А. С. Ильяшеву (Московский инженерно-строительный институт), а также канд. техн. наук доц. П. П. Сербиновичу и канд. архитектуры доц. Б. Я. Орловскому (Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт) за ценные замечания и рекомендации, сделанные ими при рецензировании рукописи настоящего пособия.