Как оформить комнату экологическую

Экологическая комната в детском саду

В детском саду, где в основе воспитания детей лежат экологические занятия и методы работы, Заведующей приходится задуматься об обустройстве живой комнаты и подготовить смету затрат на предоставление услуг и покупку товаров. Если детское образовательное учреждение является некоммерческим (частным), а муниципальным, то в рамках программы Администрации города, учреждение выставляет тендер на услуги и закупку необходимых товаров. Другими способами являются спонсорство коммерческих организаций и непосильная помощь родителей.

Основные мероприятия для подготовки экологической комнаты для детей должны содержать небольшие ремонтные работы (установка деревянных окон, отделка стен с использованием краски на безвредной водной основе, паркетный пол), возможно и перепланировка помещений, покупка экологической мебели из недорогой древесины (сосна, береза), приобретение животных и комнатных растений (в дар или за счет спонсоров), обучающих материалов и предметов дизайна.

Экологическая комната в детском саду должна быть эмоционально комфортной для детей, поэтому в дизайне учитывается влияние цвета на психику детей.

Желтый цвет пробуждает к творчеству и активизирует желание общаться.

Зеленый цвет считается природным и помогает детям перенести нервное потрясение или стресс.

Оранжевый цвет всегда добавит энергию и вызовет интерес к новым заданиям воспитательницы. Одним словом, нужно использовать теплые цвета в помещение, сочетание цветов также благоприятно будет действовать на самочувствие и здоровье ребенка.

Сделают яркой и интересной экологическую комнату в детском саду — развивающие наклейки от Candy room.

Большую часть экологического пространства будет занимать зимний сад, зеленая витрина или цветочницы в зависимости от площади экологической комнаты. Комнатный сад требует много естественного освещения, поэтому следует располагать его вблизи больших окон или стеклянной крыши. Цель разведения растений состоит в том, чтобы познакомить детей с видами и разнообразием растений, научить ухаживать за ними и привить ответственность за жизнь «зеленых.»

пеларгония

При озеленении экологической комнаты нужно учитывать положительные и вредные свойства комнатных цветов. Например, не рекомендуется использовать монстеру, кипарис и тую — они несут отрицательную энергию, либо ядовиты. И, наоборот, одним из распространенных полезных растений является пеларгония, попросту герань. Это неприхотливое растение выделяет фитонциды, которые губительно действуют на микроорганизмы, в связи с чем риск карантина в детской группе снижается. Огромное разнообразие сортов со множеством окрасок и форм цветков и цветение круглый год делают пеларгонии привлекательными для выращивания в комнатной культуре.

Следующее, что нужно учесть в экологическом дизайне — это творческие предметы в виде картинок или поделок на стене с изображением природы, животных, времен года. Идеи по оформлению таковы:

1. на уроке творчества из бумаги и сопутствующих предметов детям выдается задание сделать мини-картинки с тематикой природы.

2. на уроке рисования дать задание детям нарисовать свое любимое животное, например «Мой любимый хомячок и Я», где ребенок покажет свое видение как взаимодействовать и ладить с домашними животными.

3. либо просите родителей принести домашние фотографии с изображением ребенка и животного/растения.

4. либо закупаются самостоятельно картинки с рамками на экологическую тематику.

После выбора наиболее подходящего задания с учетом возраста детей предметы дизайна оформляются разными способами: размещаются на свободной стене в виде картинной галереи, либо локально на информационной доске. По желанию воспитатели устраивают конкурсы на самую лучшую работу и каким-либо образом поощряют и определяют места победителей.

Живой угол в экологической комнате заселяется разными видами животных:

  • водные — лягушки, рыбки, улитки, черепахи.
  • наземные — черепахи, хомячки, морская свинка.
  • птицы — попугаи, канарейки.

Дети, находясь в живом уголке, не только развлекаются и наблюдают за животными, но и изучают их особенности, повадки, их корм и способы общения с ними.

В экологической комнате воплощаются самые заветные идеи детского сада по воспитанию натуральных детей. Вот несколько интересных развивающих зон :

Интерактивный мини-музей природы включает в себя редкие природные экспонаты.

Зона коллекций включает коллекции плодов, семян, пород камней.

Фитобар — во время отдыха от занятий детям предлагается отведать травяной полезный чай.

Мини-музей природы — замечательный источник и хранитель наглядного материала для многих видов занятий

Комната – музей «Старинная изба» – это результат совместной работы воспитателя, детей и их родителей. Нередко в роли экскурсоводов выступают сами дети.

Таким образом, экологическая комната обустраивается по стандартам экологичности строительных и отделочных материалов, с учетом разведения полезных для здоровья растений и приобретения животных, за которыми легко ухаживать. Главная цель — привлечение интереса детей к живым организмам и получение положительных эмоций в ходе творческих занятий, развитие бережного отношения к животным и гуманизм.

Благодарю, если поделитесь новостью с друзьями!

Экологическое воспитание в детском саду

Экологическое воспитание детей раннего возраста

Урок «Экологическая безопасность»

Экологическая комната в детском саду

светочка лощилина
Экологическая комната в детском саду

Формирование экологического сознания — важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Создание эколого-развивающей среды в ДОУ — одно из условий экологического воспитания детей. Насыщенная среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за объектами природы, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.

Решая эти задачи, силами педагогов нашего ДОУ была организована и оснащена Экологическая комната

Экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Комната экологии разделена на зоны;

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках.

Это полезные ископаемые,природный материал

Зона библиотеки – уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, атласы, периодические издания (экологические журналы)

лаборатория (пробирки, баночки, микроскоп, песок, крупы и проч. материалы для детского экспериментирования).

мини-огород,где дети сажают лук,петрушку,фасоль,горох и наблюдают и ухаживают за всходами.

Живой уголок -самое любимое место ребят,где они могут понаблюдать за его обитателями:морские и сухопутные черепахи,рыбки,а ещё в нашем уголке есть волнистые попугайчики.

Постоянно пополняется дидактический и демонстрационный материал по экологии.

Экологическая комната -это гордость нашего дошкольного учреждения.

Макет «Комната для куклы Кати» Для изготовления макета «Комната для куклы Кати» была выбрана большая коробка из-под телевизора и оклеена простыми обоями. На макете две.

Фотоотчет «Кубанская комната» Фотоотчет: «Кубанская комната».Для любого ребенка Родина — в первую очередь – это его семья. Именно в ней закладывается фундамент и формируется.

Комната для моей девочки Очень долгое время я хотела оформить комнату для своей девочки, долго думала, что бы такое интересное придумать. И вот моя мечта осуществлена.

Наша экологическая комната Дорогие коллеги,у всех в группах есть уголок природы, а у нас это целая комната. Хочу Вам показать её. Здесь есть аквариум. Рыбок,правда,.

Тематическая комната «Петербургская гостиная» Уже много лет (а точнее 15 лет) я веду курс по дополнительному образованию дошкольников «Маленький петербуржец». Сначало это были занятия.

Проект «Комната с мебелью для пупсов» Образовательная область: познавательное развитие (интеграция ОО социально-коммуникативная, художественно-эстетическое развитие, речевое).

Проект «Экологическая тропа в детском саду» (старший дошкольный возраст) В период дошкольного детства закладываются основы взаимодействия ребёнка с природой, при помощи взрослых он начинает осознавать её,как общую.

Умывальная комната в детском саду Наша умывальная комната. Я работаю с детьми второй младшей группы. Младшая группа в детском саду должна быть оформлена в ярких, красочных.

Экологическая акция в детском саду «Одень дерево» (фотоотчет) Доброго всем времени суток! Уважаемые коллеги спешу вам рассказать о нашей экологической акции. Наши юные экологи, готовились к этой.

Экологическая сказка для прочтения в детском саду Сказка о майском ландыше. Поздней весной, когда лес пробудился после зимнего сна и ждал приближения лета, сквозь лесную землю пробился маленький,.

Читайте так же:  Арбитражный суд торгово-промышленная палата

Оформление группы, раздевалки, экологической комнаты

Анна Куликова
Оформление группы, раздевалки, экологической комнаты

раздевалка оформлена на сказочную тематику

уголок для родителей «Замок принцессы»

уголок детских работ «Наше творчество»

уголок охраны труда сотрудников

в умывальной комнате

экологическая комната

картины времен года нарисованы на стенах группы при помощи гуаши, изображения животных изготовлены из бумаги, потолочной плитки и кусочков меха

потолок в экологической комнате

уголок игр с песком

уголок опытов и экспериментов

уголок природы, где находится хозяин комнаты Эколошка

уголок методической литературы и уголок игр по экологии

уголок пожарной безопасности

Оформление детского сада. Оформление групповой комнаты Уважаемые коллеги хочу показать как я оформила свою группу. В дверях нашей группы встречает наших деток «Золотая осень!». наша любимая.

Оформление группы и раздевалки в детском саду Здравствуйте Уважаемые коллеги!Я пока новичок на вашем сайте,да и в детском саду работаю совсем недавно,но мне хочется поделиться с вами.

Оформление раздевалки первой младшей группы «Лесная полянка» В нашем детском саду в 1-ой младшей группе, название которой «Лесная полянка», нужно было оформить раздевалку, сделать ее ярче, приветливее.

Оформление раздевалки группы Группа у нас называется «Ромашка». Наш девиз: Ходим в группу мы «Ромашка», Расцветаем день за днем. Потому что в группе нашей Очень дружно.

Оформление раздевалки группы Хочу показать всем нашу группу! Добро пожаловать в гости! Дети в саду проводят большую часть своего детства! И так хочется, чтобы в памяти.

Оформление раздевалки группы «Лучики»! Добрый день дорогие друзья, уважаемые гости! Рады приветствовать вас в стенах виртуального мира, представленных в данной презентации. Хотелось.

Оформление раздевалки группы «Пчелки» Приходя в сад, ребенок, прежде чем зайти в свою группу, должен снять с себя уличную одежду и обувь. Для этого служат раздевалки в детском.

Оформление раздевалки нашей группы Раздевалка в детском саду это место особое. В нем ежедневно проходит прием детей в группу и очень важно, чтобы она излучала уют, создавала.

Старшая группа «Алые паруса». Оформление раздевалки и группы раздевалка. Большой стенд на котором располагается общая информация:режим дня,сетка НОД, кто работает на группе. Эмблема группы. оформление.

Подготовка экологической комнаты к началу нового учебного года Вот и подошло время привести в порядок наш «Природный уголок» к началу нового учебного года. Вот эта дверь нас ведёт в тот самый волшебный.

Паспорт экологической комнаты детского сада

Любовь Сыроваткина
Паспорт экологической комнаты детского сада

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида второй категории №42 «Рябинушка» г. Гуково Ростовской области

Формирование экологического сознания — важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. Создание эколого-развивающей среды в ДОУ — одно из условий экологического воспитания детей. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость. Решая эти задачи, силами педагогов ДОУ была организованна и оснащена Экологическая комната.

Авторская работа экологической комнаты осуществляется педагогами ДОУ.

Экологическая комната детского сада занимает помещение группы на 1 этаже правое крыло здания.

Экологическая комната разбита на несколько рабочих зон. Можно выделить следующие зоны:

1 зона — лаборатория

2 зона – природные зоны (макеты, стенды, плакатный материал)

3 зона – живой уголок (животные, растения)

4 часть – зона релаксации

— Направление работы экологической комнаты :

Экологизация педагогического процесса

• Средствами Экологической комнаты осуществлять экологическое воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников ДОУ;

• Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

• формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными;

• видеть и понимать связи между явлениями;

• практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов;

• средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства;

• воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.

Экологическая комната предназначена для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия;

Непосредственное руководство практической деятельностью Экологической комнаты осуществляют воспитатели Сыроваткина Л. Ф. – руководитель кружка «Живая природа», Куляба Г. Н. – руководитель кружка «Неживая природа» назначенные приказом по ДОУ.

— Площадь Экологической комнаты составляет 63 квадратных метра.

— Организационно-методическое обеспечение Экологической комнаты ДОУ

Ежегодно (периодически) Экологическая комната пополняется пособиями, коллекциями, наглядным и демонстрационным материалом приобретенным или же изготовленным руками воспитателей ДОУ. Здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

— Содержание, оформление и назначение деятельности Экологической комнаты ДОУ

1. Экологическая лаборатория

Для подгрупповой работы с детьми в Экологической комнате детского сада оборудована экологическая лаборатория, где есть все необходимое для продуктивной и исследовательской деятельности детей. При необходимости в Экологической комнате устанавливается мультимедийное оборудование. Площадь экологической лаборатории – 21 кв. метр.

Экологическая лаборатория состоит из трех разделов:

«Коллекция перьев птиц»;

«Коллекция коры деревьев, растущих в Ростовской области»

«Коллекция разных видов стекла»;

«Коллекция растений, растущих в Ростовской области»;

«Коллекция камней и мениралов»

— Набор пробирок для экспериментов

— Штатив, горелки, сухой спирт;

— Набор емкостей для работы с сыпучими предметами;

— Набор увеличительных стекол;

— Набор чашек Петри;

— Набор стеклянных бутылочек для экспериментов;

— Набор самодельных фильтров для очистки воды

Музей природы (экспонаты, привезенные детьми и родителями из поездок)

«Домовенок Кузя» — Москва;

— «Игрушка деревянная «Пингвин» — Мурманск;

«Загадочный паучок» — Краснодар

«Кедровая шишка» -Пермь;

«Сосновые шишки – сестрички» — Сочи;

«Сувениры от Страусов» — Сочи;

— «Поделки из ракушек: «Медвежонок», «Кораблик», «Лебедь»

2. Природные зоны (макеты, стенды, плакатный материал):

— Макет природной зоны «Лес»;

— Макет природной зоны «Степь»;

— Макет природной зоны «Пустыня»;

— Макет природной зоны «Арктика»;

— Макет «У бабушки на подворье»;

— Макет «Мир динозавров»

«Экологическая тропа – карта схема»;

«Мир глазами детей»;

Фото выставка «Я и живая природа».

3. Живой уголок (животные, растения)

Вовлекая детей в зеленый мир комнатных растений в ДОУ в Экологической комнате собрана коллекция растений. Растения статичны и на первый взгляд детей они безжизненны. Задача взрослых – помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, их красоту, ради которой растения и содержатся человеком у себя в доме. Для работы с растениями собрана коллекция растений разных мест обитания:

— пустыня: семейство кактусовых: алоэ, молочай, филлокактус, мамилярия, опунция, зигокактус, листовой кактус.

— тропические растения: бегонии; лилия амазонская, монстера, фикус каучуконосный, фикус пестролистный, драцена, сансевьера, сектрезия, драцена, циперус, бегония, зигокактус, колеус, монстера.

субтропические растения: мандарин, лимон диффенбахия, панданус, фуксия,плющ, аспсрагус, гибискус, кливия, папоротники, пеларгония, узамбарская фиалка, хлорофитум.

Для наблюдения за животными в Экологической комнате содержатся рыбы в аквариуме:

Для ухода за животными созданы все условия: имеются оборудованные клетки для попугаев, аквариумы для рыб и черепахи, лейки, скребки, тряпочки, сачок, для отлова рыб, компрессор, лампа для подогрева.

4. Зона релаксации.

Работая в Экологической комнате ДОУ дети имеют возможность отдохнуть, уединиться. Для этого имеется все необходимое:

— фонотека «Звуки леса», «Шум моря», «Шум дождя»

— естественная зелень комнатных растений;

— книги, альбомы о растениях, животных России, Ростовской области.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Читайте так же:  Почему договор называется рыба

Как оформить комнату экологическую

Экологический дизайн является наиболее актуальным современным направлением в дизайн-проектировании, многогранным явлением, как проектно-художественным, так и социокультурным, поскольку его объекты не только обеспечивают комфортное физиологическое и психологическое состояние людей, бережное отношение к природным ресурсам, но и формируют вкусовые предпочтения, потребительские установки, мировоззренческие и эстетические идеалы и, в конечном счете, экологическую культуру. Авторы рассматривают экологический дизайн как интергативное, надстилевое и междисциплинарное явление [3]. В основе ценностных экологических установок проектировщика — целостное восприятие мира, признание не утилитарной, а всеобщей ценности природы как основы жизни, ответственное отношение ко всем проявлениям жизни. Экологическая компетенция дизайнера — это имманентное качество специалиста, а не просто совокупность знаний и умений, она может быть представлена как способность и готовность реализовать в профессиональной деятельности экологические ценностные установки и ориентиры, проектировать гармоничную и целостную предметно-пространственную среду.

Целью данной статьи является определение и систематизация приёмов экологического дизайна, которые могут обеспечить гармоничность сосуществования человека и окружающей природной среды с целью её сохранения, а также регулирования внутренней мотивации человека к экологическому образу жизни. Авторы выделяют технологические и композиционно-художественные приемы экологизации среды, которые возможно применять в дизайн-проектировании.

К технологическим приемам экологизации среды мы относим создание гигиенических факторов среды; анализ возможного негативного влияния на природную среду на всех этапах жизни объекта и проектные предложения по минимизации ущерба для природы; использование экологичных строительных и отделочных материалов, рециклинг и вторичное использование ресурсов и объектов. Рассмотрим эти приемы подробнее.

Гигиенические факторы определяют характеристики среды обитания. Они создаются под воздействием климатических условий, функционирования производственного или бытового оборудования, с помощью технических устройств, озеленения и аквадизайна, а также определяются строительными и отделочными материалами. Воздействие факторов окружающей среды — явление комплексное. Факторы могут нивелироваться, взаимно компенсироваться, либо накладываться один на другой, взаимно усиливая друг друга. Основными видами загрязнений, на устранение которых направлен экодизайн, являются: химическое загрязнение воздушной среды помещения, биологическое, физическое, микроклиматическое загрязнения. Комфортный микроклимат — это сочетание значений его показателей, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают нормальное тепловое состояние организма и ощущение комфорта. Обеспечить его сегодня помогают многочисленные технические устройства, начиная с пылесоса, вентилятора, фильтра для воды, увлажнителя воздуха, обогревателя, кондиционера, воздухоочистителя, устройства для аромотерапии, заканчивая системой «умный дом» [2].

Приемами улучшения микроклимата помещения является применение озеленения и аквадизайна. Растения корректируют влажность и химический состав воздуха, обогащают воздух кислородом и очищают его от углекислоты, токсических веществ и пыли, ионизируют и увлажняют. Растения создают дополнительную звукоизоляцию и шумопоглощение, а, выделяя фитонциды, оказывают губительное действие на болезнетворные микробы. Фитодизайн позволяет в комплексе решать санитарно-гигиенические, психологические и эстетические проблемы. В современном фитодизайне превалирует медико-биологический аспект, когда учитывают, прежде всего, целебные свойства растений. Включены в интерьер могут быть объекты ландшафтного дизайна: малые сады, приусадебные участки, сады на крышах, как визуально, так и в виде крупных многоуровневых композиций, оранжерей и зимних садов. Все они должны проектироваться с соблюдением требований экологии и при значительном объеме инженерных устройств и ресурсов, нужных для поддержания стабильности искусственных природных систем (освещение, полив, подкормка растений, дренирование почв, поддержание температурного режима и пр.). Использование в интерьере аквариумов, мини-водоемов и фонтанов позволяет увеличить влажность воздуха и ионизировать его.

Использование экологичных строительных и отделочных материалов актуально в условиях повсеместного распространения продуктов органической химии и других искусственных материалов. Опасность применения синтетических (да и естественных) материалов в интерьере состоит в том, что они оказывают воздействие на среду обитания и находящихся там людей. Химическое воздействие возникает в результате выделения в воздух химических веществ. Физическое воздействие вызывается электризуемостью материалов и воздействием на человека поля статического электричества, проникновением через материал (перегородки) звуковых волн и их воздействием на слух и нервную систему, недостаточной теплоизолирующей способностью конструкций интерьеров и элементов оборудования; возможным радиоактивным излучением материалов.

Сегодня одним из главных показателей того или иного материала или изделия является специальный знак соответствия международным требованиям экологии и гигиены («Grunepunkt»). В современных условиях сформировать абсолютно безопасную с экологической точки зрения окружающую нас предметную среду, к сожалению, невозможно. Во многом это определяется экономическими и техническими условиями. Натуральные, экологически чистые материалы, как правило, значительно дороже искусственных, порой уступают им в прочностных и эксплуатационных показателях, а в отдельных случаях, как например, в производстве специальной влагостойкой обуви или одежды, они вообще не могут быть использованы. Важно, чтобы строительные материалы и мебель отвечали следующим требованиям: состояли из натуральных материалов или близких к натуральным составам; имели собственную радиоактивность не выше нормативной; не выделяли токсичных газов, частиц, вредных для здоровья; имели нейтральный или приятный запах; поддерживали комнатную влажность в приемлемом диапазоне; создавали нейтральную электрическую атмосферу (не создавали электростатических зарядов); не вызывали больших изменений естественного магнитного поля; были способны к рециклингу (переработке); не обусловливали сверхэксплуатацию природных ресурсов [5].

Вторичное использование ресурсов и объектов. Экологизация потребления означает его разумное сокращение и распространение норм экологически правильного потребления. Недолговечность многих объектов дизайна, появление в обиходе современного потребителя предметов одноразового пользования привели к возникновению проблемы утилизации отслуживших свой срок элементов предметной среды. Проблема обострилась в последние годы в связи с использованием в производстве новых искусственных материалов, в первую очередь, полимеров и других продуктов органической химии, которые трудно поддаются переработке: практически не горят, не разлагаются. Снизить объёмы потребления можно путём продления срока пользования изделиями, достижения оптимального соотношения затрат на производство вещи и срока её использования, сокращения количества вещей одноразового пользования, предпочтения качественных вещей длительного пользования. Переработка продуктов, закончивших цикл своего существования, или отходов производства в новое качество также может являться предметом экологического дизайна. Вторичное использование включает в себя как повторное использование отреставрированных старых предметов (при этом функция вещи может измениться), так и в целом переработку и производство (рециклинг) предметного мира из утильсырья (особенно это касается упаковки). Прогнозирование «жизни» объекта на всех этапах, от производства до утилизации, обеспечивает соблюдение экологических параметров в процессе производства, экономию природных ресурсов, применение безвредных и безотходных технологий.

К композиционно-художественным приемам экологизации среды мы относим решение пространства и его предметного наполнения с помощью композиционных средств и приемов, среди которых как классические художественные средства и приемы организации объемной и глубинно-пространственной композиции; так и планировка, зонирование пространства, обеспечение социального пространства, включение живых природных объектов и неживых природных форм, изображений природных объектов как элементов композиции, биоморфная стилизация объектов. Проанализируем возможности этих приемов.

Композиционные средства экологизации интерьера. Определяющим моментом построения композиции в дизайне является ее четкая логическая обоснованность, рациональность, основанная на учете объективных закономерностей композиционно-художественного формообразования. Гармония композиции — это согласованность, соразмерность частей (элементов) и целого, важнейший, не зависящий от вкусовых предпочтений признак. Это выражение того общего характера формы, который обусловливает достижение наиболее целостного и глубокого впечатления от нее зрителя. Основным элементом и средством пространственной композиции в интерьере является объемно-пространственная форма. Её свойства — совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков, среди которых: геометрический вид (конфигурация), размер, масса, положение в пространстве, отношения, пропорции, масштаб, структура, дробность или цельность, открытость или закрытость, текстура, фактура, рельеф, декор, цвет (цветовой тон, насыщенность, светлота), тон, светотень. Среди приёмов и средств гармонизации глубинно-пространственной композиции можно выделить:

общехудожественные: выделение композиционного центра; равновесие; симметрия и асимметрия; ритм и метр; динамика и статика, контраст и нюанс, тождество; пропорции, отношения; масштаб и масштабность; цвет и тон; целостность (единство и соподчинение);

особо важные для глубинно-пространственной композиции: планировка; раскрытие или замкнутость; членение пространства и поверхностей; пластика и материал вертикальных и горизонтальных поверхностей; пластика наполняющих форм; ограничение высоты; светопластика; оптические иллюзии; акценты и визуальное ориентирование в пространстве.

Конечной целью дизайнера является создание композиционно единого, уравновешенного, гармонично целостного, художественно выразительного и образного пространства (отвечающего, кроме того, всему комплексу утилитарно-функциональных, эргономических, конструктивно-технологических, социальных, экономических требований). Пространственную форму, как и в целом пространственную композицию, отличает преимущественное движение в глубину при наличии прочих координатных направлений развития. Интерьер — особый средовой объект, который воспринимается во времени и в движении. Режиссура восприятия интерьера, смена настроений, точки восприятия, визуальное ориентирование в нем продумывается дизайнером на стадии проектирования. Проведенное с помощью перегородок, мебели и оборудования функциональное зонирование, определение линий движения, визуальное расчленение пространства позволяют выделить композиционные акценты: пластический или конструктивный элемент, цветовое и световое пятно, предмет, природный элемент [4].

Читайте так же:  Заявление на рвп образец заполнения 2019 фмс

Мощное средство создания объемно-пространственной композиции — цвет. Он воздействует на психику человека на сознательном и бессознательном уровне. За счёт использования широкой цветовой гаммы можно обогатить визуальную среду и насытить её. На восприятие цвета влияет цветовая палитра всех элементов интерьера, которые оптически взаимодействуют между собой, т.е. цветовая гамма. Кроме того, освещение — естественное или искусственное (которое может быть различных видов) — также изменяет наше восприятие цвета отдельных поверхностей, деталей и всего интерьера в целом. Воздействие цвета на человека проявляется на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом, социальном. Цвет отдельных элементов среды и цветовая гамма в целом могут изменить физическое самочувствие, снять зрительное напряжение, оптимизировать условия для зрительной работы. Цвет ориентирует человека в пространстве; с помощью сигнальной окраски обозначают опасные, движущиеся детали; цветом выделяют композиционные акценты, зонируют пространство, корректируют пропорции помещения (используя свойства цвета приближаться и удаляться, явление иррадиации). Цвет влияет на субъективную эстетическую сферу личности, является художественно-образным средством, формирует содержательное и эмоционально насыщенное пространство. В последнее время в колористике усилился социально-психологический аспект, учитывают символику цвета, основанную на его восприятии в природе и в искусстве. При цветовом решении интерьера анализируют цветовые ассоциации и предпочтения, параметры проектной ситуации, психофизиологические и социальные особенности потребителей. Многоцветье природного окружения, а также цвет натуральных строительных материалов комфортны для человека как природного существа. Использование природных цветов в интерьере (оттенков зеленого, коричневого, синего, желтого, оранжевого, охры) способствует созданию комфортной среды.

В конечном счете, композиция интерьера должна обладать следующими качествами: рациональность, т.е. логическая обоснованность, целесообразность; тектоничность, т.е. соответствие формы её конструктивной основе; структурность (связь и соподчинение элементов); гибкость (способность к развитию, трансформации, при сохранении целостности и функции, комбинаторика элементов, динамичность композиции в целом — это качество очень важно для средовых объектов, так как происходит их моральное старение, возникает необходимость изменения или дополнения иной функции); органичность (построение с учетом закономерностей формообразования природных объектов: пропорция, тектоника, пластика, цвет, морфология); образность (художественная идея, целостный, выразительный образ, эмоционально воздействующий на человека); целостность, т.е. общий характер формы. Объединяющий принцип формообразования в дизайне: единство в многообразии, согласованность и системность элементов среды [1, 4].

Обеспечение социального пространства является вопросом дизайн-проектирования на этапе планировки и зонирования. Архитектурное пространство постоянно подсознательно сравнивается человеком с природным по физическому и психическому ощущениям и возможностям человеческого общения. Анализируя пространственные параметры (расстояние, визуальную различимость), человек осознаёт возможный уровень общения, у него возникает соответствующее ассоциативное эмоциональное представление о конкретном пространстве как интимном, камерном, обширном, огромном или беспредельном. Система пространственных ориентаций — важная часть системы социальных отношений. Если мимика, жесты и позы в процессе повседневного общения хотя бы частично осознаются как значимые, то «язык» дистанций общения функционирует только на инстинктивно-интуитивном уровне [4].

Включение живых природных объектов в интерьер возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он интуитивно обращался за исцелением. Использование живых растений в интерьере является возможностью приблизиться к полноценной среде обитания. Живые растения способствуют гармонии человека с окружающим миром и с самим собой. Фитодизайн — целенаправленное научно-обоснованное введение растений в дизайн интерьера с учётом их биологической совместимости, экологических особенностей. Растения могут скрыть архитектурные недостатки помещений, зрительно расширить пространство, сделать уютными слишком крупные комнаты. Кроме рекреационных функций живые растения в интерьерах выполняют следующие: создание психологического комфорта, эстетическое наслаждение; смягчение визуального влияния техногенной среды, изменение образа помещения; зонирование, визуальная корректировка недостатков пространства; композиционные акценты в пространстве. Чаще всего в интерьерах используют следующие виды фитокомпозиций: одиночное растение, групповые композиции, комнатный садик, подвесные композиции, вертикальное озеленение, флорариум, тропикарий, зимний сад, а также ландшафтные композиции с использованием или имитацией естественных ландшафтных участков и природных компонентов (рельеф, вода, растительность, камни).

Аквадизайн — включение в интерьер небольших фонтанов, водоёмов, аквариумов, что благоприятно влияет на психику людей, их здоровье и настроение, создает образ. Общение с живым природным объектом оказывает успокаивающее воздействие.

Использование неживых природных объектов в декорировании интерьера и изображений природных объектов. К бывшим объектам природы можно отнести: пни и ветви деревьев, куски дерева и бамбука, кору деревьев, камни, различные природные коллекции (семян и плодов, минералов, горных пород, песка и др.). Современной тенденцией является создание объемно-пространственных композиций, напоминающих природные ландшафты (пустынный ландшафт, уголок тропического леса и др.). Такие композиции представляют собой имитацию живых объемных картин, в которых гармонично сочетаются все декоративные признаки составляющих их растений. Действенным и распространенным методом экологизации является применение в интерьере изображений природы в виде фотопанно или росписей стен и потолков, витражей.

Биоморфная стилизация объектов интерьера способствует смягчению пластики техногенных форм, созданию эмоционального, образного решения объекта дизайна. Это могут быть различные конструкции на стенах и потолке, перегородки, архитектурные детали, а также мебель, выполненные на основе принципов формообразования и пластики природных объектов (листья, камни, деревья, животные и др.), стилизованные изображения в росписи. Стилизация создает общий смысловой и декоративный акцент, формирует эстетические установки.

Таким образом, технологические приемы экологизации среды функционально обеспечивают и организуют жизнь людей, оказывают влияние, прежде всего, на их физиологическое состояние и способствуют рациональному использованию природных ресурсов; композиционно-художественные приёмы гармонизируют среду, организуют пространство, следовательно — жизненные процессы и социокультурные коммуникации, воздействуют на психологическое состояние людей (в некоторой степени и на физиологическое), формируют вкусовые предпочтения, потребительские установки и в итоге — мировоззренческие и эстетические идеалы. Методология экологического дизайна продолжает формироваться, представленные в статье приёмы экологизации среды возможно в будущем дополнять, следуя современным тенденциям дизайна, с целью гармоничного сосуществования человека и природы.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области в рамках проекта проведения научных исследований «Генезис экологического дизайна и экологическая парадигма дизайн-образования на примере Уральского региона», проект № 13-14-66007.

Рецензенты:

Таршис Л.Г., д.б.н., доцент, профессор кафедры биологии, экологии и методик их преподавания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург;

Долинер Л.И., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой информационных технологий ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, г. Екатеринбург.