Определение договор перевозки

Оглавление:

Понятие, содержание и заключение договора перевозки грузов

В соответствии с долгосрочным договором об организации перевозок грузов у транспортной организации и грузоотправителя (юридического лица) возникает взаимная обязанность предъявить груз и подать под погрузку транспортные средства. А это в свою очередь влечет за собой заключение договора перевозки грузов.

Договор перевозки грузов — это соглашение между отправителем и перевозчиком по транспортированию груза.

Договор перевозки грузов характеризуют как двусторонний, возмездный и, как правило, реальный, поскольку он считается заключенным после передачи груза перевозчику. Исключение из этого правила составляет лишь договор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений. Этот договор принято относить к числу консенсуальных договоров.

Участниками договорных отношений по перевозке грузов являются с одной стороны транспортная организация, с другой — грузоотправитель (предприятие, наделенное, как и транспортное предприятие, правами юридического лица, а также гражданин, сдавший груз от своего имени).

К условиям договора перевозки относят предмет договора, срок, провозную плату, обеспечение сохранности груза, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и др.

Предметом договора перевозки грузов является транспортная услуга, которая выражается в перемещении груза из одного населенного пункта в другой, выполнении соответствующих погрузочно-разгрузочных работ, хранении и других условиях.

Провозная плата представляет собой цену транспортной услуги, устанавливаемую государством в соответствующих тарифах. Определение размера провозной платы соглашением сторон допускается при перевозках грузов иностранных фрахтователей на российских судах и в некоторых других случаях.

В соответствии с п. 70 УАТ на автомобильном транспорте провозная плата за перевозку грузов взимается за расстояние по кратчайшему направлению (маршруту). Однако транспортное законодательство допускает и иной порядок определения оплаты перевозок грузов. Например, согласно п. 70 УАТ транспортное предприятие обязано при приеме заказа поставить грузоотправителя в известность об увеличении расстояния перевозки. В этом случае провозная плата взимается за фактическое расстояние перевозки.

Кроме провозной платы транспортной организации (т.е. перевозчику) оплачиваются такие услуги, как хранение груза, погрузочно-разгрузочные работы и др.

До начала каждого квартала перевозчик и грузоотправитель согласовывают объемы перевозок грузов на месяцы, в соответствии с которыми определяются декадные задания на перевозку.

На автотранспортные грузовые предприятия возлагаются задачи по перевозке грузов государственных, кооперативных организаций и отдельных граждан, а пассажирские предприятия обеспечивают.

Оптимальный маршрут перевозок строительных грузов должен предусматривать такое движение автотранспортных средств, при котором обеспечивалось бы выполнение заданного объема перевозок в.

ОРГАНИЗАЦИЯ , ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ. … Перевозка грузов железнодорожным транспортом при расстоянии до 200 км не эффективна по сравнению с автомобильным.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТА В СЕЛЬСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ. § 45. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК СТРОИТЕЛЬНЫХ ГРУЗОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ.

отправки грузов железнодорожным транспортом. … маршрута, то есть целевого состава; отправка мелкая — количество груза, перевозимого по одной.

При организации складских перевозок необходимо учитывать номенклатуру хранимых материалов, оборачиваемость грузов, периодичность их поступления и выдачи со склада, выполнение на складе.

Наибольшее распространение в строительстве имеет автомобильный и тракторный транспорт, на котором перевозят всех грузов. .

— сторона договора перевозки груза, организация, сдавшая груз к перевозке и указанная в качестве отправителя в перевозочном документе.

19. Договор перевозки: понятие, содержание, виды

Транспорт играет большую роль в жизнедеятельности государства. Он не создает новых материальных ценностей, а его продукцией является упорядоченная деятельность по территориальному перемещению грузов или людей. Транспорт является связующим звеном экономики России, которое охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.

Транспортная деятельность развивается (в основном) под воздействием гражданского права. В то же время транспортные перевозки регулируются не только гражданским правом, но и специальным законодательством.

Транспортные обязательства представляют собой обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозками.

Виды транспортных обязательств (договоров):

— договоры об организации перевозок;

— вспомогательные (сопутствующие) договоры.

— перевозка багажа (грузобагажа);

— перевозка по железной дороге;

— речные перевозки (внутренние воды).

По договору перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).

Договор перевозки грузов представляет собой соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Порядок оформления транспортных документов подробно определен в правилах перевозок для соответствующего вида транспорта, причем на железнодорожном, воздушном и автомобильном транспорте применяется единая для данного транспорта форма основных транспортных документов. На водном транспорте пароходства используют и собственные проформы коносаментов. Порядок выдачи и принятия груза, поступившего в адрес грузополучателя, приобретает важное юридическое значение, поэтому оно четко регламентируется специальным законодательством.

Договор перевозки груза подчинен общим началам обязательственного права, а также общим положениям о договоре. Общие положения о договоре предусматривают общие правила об условиях договора, его заключении, изменении и расторжении. Но с учетом диспозитивного характера большинства норм гражданского законодательства в сфере обязательственного права и особенностей транспортных операций заключение и исполнение договора перевозки груза практически подчинены нормам транспортного законодательства, которые учитывают особенности такого договора и его специфику на отдельных видах транспорта.

Договор перевозки грузов:

— трехсторонний договор (все участники имеют права и обязанности;

— на морском транспорте – консенсуальный договор.

Стороны в договоре перевозки грузов:

— перевозчик (транспортная организация, юридическое лицо, железная дорога, автопредприятие, пароходство, необходима лицензия на эти работы);

— грузоотправитель (юридическое фактическое (управомоченное) лицо);

— грузополучатель (третье лицо).

Формой договора перевозки груза является единый документ, который оформляет перевозку груза, — транспортная накладная (иные документы). На морском транспорте – коносамент (товарно-распорядительные документы).

Моментом заключения договора перевозки груза является момент (день, час) вручения груза с сопроводительными документами.

Виды договора перевозки груза по числу транспортных организаций:

— Местная перевозка груза реализовывается, когда перевозки осуществляются в пределах одного транспортного предприятия, железной дороги, пароходства.

— Прямая пере возка груза, т. е. договор о прямом сообще нии. Прямыми сообщениями признаются перевозки, в выполнении которых по одному документу участвуют несколько предприятий одного вида транспорта.

— Прямая смешанная перевозка груза, т. е. договор о смешанном сообщении. Перевозка груза, при которой на основе одного документа груз перевозится различными предприятиями нескольких видов транспорта. Примером такой перевозки может служить доставка груза от Москвы до Астрахани по железной дороге, а от Астрахани до одного из портов на Каспийском море (на территории России) морским транспортом.

— В случаях, когда участвуют несколько перевозчиков по договору перевозки груза, то такой договор заключается с первой транспортной организацией, и она выступает от всех других перевозчиков (в силу закона или специального соглашения между транспортными организациями).

Виды перевозки груза на морском транспорте:

— Малый каботаж, т. е. перевозка грузов между российскими портами одного и того же моря.

— Большой каботаж, т. е. перевозка грузов, осуществляемая между российскими портами разных морей, даже если судно при этом проходит через иностранные воды.

— Перевозка в заграничном сообщении, т. е. перевозка из российских портов в иностранные порты или обратно.

Виды перевозки груза на автомобильном транспорте:

— Городские перевозки груза, т. е. перевозка груза, которая осуществляется в пределах черты города.

— Пригородные перевозки груза, т. е. перевозки за пределы черты города на расстояние до 50 км включительно.

— Междугородные перевозки груза, т. е. перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км или из-за пределов Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации.

Предмет договора перевозки груза состоит в доставке вверенного перевозчику груза в конкретный пункт назначения и выдаче его управомоченному на получение груза лицу

Срок договора перевозки груза представляет определенный период, в течение которого груз должен быть доставлен, считается соблюденным, если груз выгружен или подан под разгрузку до истечения срока доставки.

Функции транспортной документации по договору перевозки груза. С учетом особенностей перевозок грузов на различных видах транспорта документы, регулирующие организацию перевозки грузов, имеют различную правовую форму (при перевозках в прямом сообщении — это заявка, договор об организации пере возок грузов; при пере возках грузов в прямом смешанном сообщении — ежесуточная заявка, недельный календарный план, месячный график подачи судов). Транспортные документы являются:

Читайте так же:  Договор аренды с физическим лицом рб

— Доказательством заключения договора перевозки груза.

— Дают право на распоряжение грузом.

— Морской коносамент является товарораспорядительной ценной бумагой.

Существенные условия договора перевозки груза:

— сведения о перевозчике;

— сведения о грузоотправителе;

— сведения о грузополучателе;

— сведения о грузе;

— сведения о пунктах назначения и отправления;

— сведения о сроках и скорости доставки;

Содержание договора перевозки груза:

— Погрузка-выгрузка может быть обязанностью и транспортной организации, и грузоотправителя, и грузополучателя.

— Транспортная организация не отвечает если поврежден груз или утрата груза произошла по вине (из-за действий) отправителя — получателя при погрузке-выгрузке.

— Нормативные сроки погрузки-выгрузки (по законодательству).

— При простое — взыскивается штраф, а при досрочной выгрузке-погрузке — премия.

— Провозная плата устанавливается соглашением сторон или по тарифу (грузоотправитель).

— Груз должен быть принят или вывезен получателем, при чем получатель должен принять груз, даже если он не заказaн, и ждать распоряжений.

— Получатель может отказаться от приемки, если качество груза изменилось настолько, что он не может быть принят.

— Получатель должен быть уведомлен перевозчиком, иначе перевозчик будет отвечать за порчу груза.

Получение груза по договору перевозки груза оформляется:

— Получатель должен принять груз в установленный срок, иначе он будет платить дополнительно за хранение.

— Невостребованный груз по истечении установленных сроков подлежит реализации.

Ответственность перевозчика по договору перевозки груза:

— Перевозчик несет ограниченную ответственность (не возмещает упущенную выгоду, а только реальный ущерб).

— Если утраченный груз сдан к перевозке по договору перевозки груза с объявленной стоимостью, то перевозчик несет ответственность в размере этой стоимости.

— При не сохранности груза (утрата, недостача, порча) составляется коммерческий акт (акт общей формы) за подписью обеих сторон. Презумпция вины перевозчика: бремя доказывания лежит на нем.

— Перевозчик по договору перевозки груза отвечает за просрочку в доставке груза (исключительная неустойка — 3% железнодорожной провозной платы, но не больше суммы провозной платы).

Основания освобождения перевозчика от ответственности по договору перевозки груза:

— Вина отправителя или получателя груза.

— Особые естественные свойства груза. Сдача груза без указания на особые меры необходима для его транспортировки. Повреждения — сумма, на которую понизилась стоимость.

Особенности ответственности перевозчика по договорам международной перевозки грузов морским транспортом:

— Морской перевозчик не отвечает за несохранность груза, если это произошло вследствие действий или упущений капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в cyдовождении как управлении судном (навигационная ошибка).

— Устанавливается предел ответственности перевозчика за одно место несохраненного груза, если стоимость груза не была объявлена и включена в коносамент.

— В ходе морской перевозки грузов возможно возникновение убытков вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и пере возимого груза от общей для них опасности (институт общей аварии). Такие убытки распределяются между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости путем составления диспаши специалистами (диспашерами, состоящими при Торгово-промышленной палате Российской Федерации).

Особенности ответственности грузоотравителя и грузополучателя по договору перевозки груза:

— Неправильное указание в транспортном документе сведений о грузе.

— Повреждение транспортных средств перевозчика (возмещение ущерба).

— Несвоевременный вывоз груза со станции (порта) назначения (в форме повышенной платы за хранение груза).

— Грузоотправитель и грузополучатель уплачивают штрафы за просрочку сроков погрузки и выгрузки груза.

Основания прекращения договора перевозки грузов:

— Доставка и выдача груза по договору перевозки груза, поступившего в адрес грузополучателя.

— В зависимости от того, исполнено ли обязательство в точном соответствии с его условиями или нет, либо оно прекращается (исполнением), либо изменяется его содержание — возникает обязанность перевозчика возместить ущерб.

Договор перевозки пассажира представляет собой соглашение, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется перевести пассажира в обусловленный пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Проездной билет представляет собой документ, оформляющий договор пассажирской перевозки и внесение пассажиром проездной платы. В проездном билете перечислены все основные условия договора (в основном) перевозки пассажира (цена, время отправления, срок годности и другое).

Форма договора перевозки пассажира и багажа:

— Простая письменная форма (проездной билет).

— Существуют именные документы.

Договор перевозки пассажира и багажа – консенсуальный, взаимный, публичный (когда используется транспорт общего пользования), возмездный (по общему правилу, исключение составлz.n отдельные категории граждан, которым законодательством предоставлено право на бесплатный проезд).

Срок договора перевозки пассажира и багажа:

— Разовые договоры по перевозке пассажира и багажа.

— Длительные договоры по перевозке пассажира и багажа (проездные билеты).

Предмет договора перевозки пассажира и багажа:

— Перевозчик должен перевезти пассажира и сданный им багаж в конкретный пункт назначения.

— Пассажир обязан оплатить проезд и провоз багажа. Провоз багажа без пассажира по общему правилу не разрешается. Выдача багажа может быть произведена как самому пассажиру, так и управомоченному им лицу.

Стороны в договоре перевозки пассажира и багажа: пассажир и перевозчик.

Пассажир лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) данного транспортного средства и имеющее проездной билет. Пассажиром могут быть только граждане. Наряду с пассажиром по одному билету к поездке может допускаться бесплатно и его ребенок, учитывается возраст ребенка.

Перевозчиком по договору перевозки пассажира и багажа могут быть не только государственные или муниципальные организации, но и частные коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, получившие в установленном порядке лицензию.

Обязанности пассажира по договору перевозки пассажира и багажа:

— Оплатить полностью проезд (багаж).

— Хранить билет и предъявлять его.

Права пассажира по договору перевозки пассажира и багажа:

— Занять место согласно приобретенному билету.

— Провозить детей бесплатно и без предоставления места, в зависимости от возраста ребенка. При этом возраст ребенка устанавливается законодательством.

— Бесплатно провозить ручную кладь.

— Сделать остановку с сохранением билета (болезнь).

— Сдать к перевозке багаж за плату.

— Продлить срок годности билета (при болезни изменить маршрут следования).

— Отказаться от перевозки, возвратив неиспользованный билет и получив полную или часть стоимости проезда (в зависимости от времени сдачи билета: за 15 часов – полная стоимость; менее 15 часов — 50% стоимость плацкарты; 00 — 4 часа — стоимость билета — 100% стоимости плацкарты; опоздание до 3 часов — возобновить билет с доплатой плацкарты; если уважительная причина — опоздание до3 суток (подтвердить документально).

Ответственность перевозчика по договору перевозки пассажира и багажа:

— Перевозчик несет ответственность при задержке отправления или прибытия (кроме городского транспорта). Неустойка — 3% от платы за каждый час, но не больше провозной платы железной дороги. Авиа — 25% от месячного размера оплаты труда за каждый час, но не более 50% платы.

Багаж по договору перевозки пассажира и багажа:

— Оформляется багажной квитанцией при предъявлении проездного билета, делается отметка о сдаче.

— Багаж перевозится в ближайшем поезде.

— Прибывший багаж хранится в течение 1 суток с 00 часов тех суток, в которые прибыл.

— Если багаж не востребован в течение 30 дней, то он продается.

Претензии предъявляются по договору перевозки пассажира и багажа в течение 45 дней.

Претензионный порядок считается соблюденным, если:

1. Претензия заявлена в установленный срок.

2. Претензия заявлена надлежащим заявителем.

3. Претензия заявлена к надлежащему перевозчику.

4. К претензии приложены документы, подтверждающие право требования клиента.

Договор транспортной экспедиции представляет собой соглашение, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Читайте так же:  Судебные приставы магнитогорск телефон

Договор транспортной экспедиции – взаимный, возмездный, консенсуальный (когда организуется выполнение услуг) или реальный (когда выполняются услуги).

Предмет договора транспортной экспедиции:

— Услуги, связанные с перевозкой груза.

— Услуги, оказываемые экспедитором, могут быть основными и дополнительными. Это определяется договором транспортной экспедиции, заключаемым между экспедитором и клиентом.

Клиентом по договору транспортной экспедиции может быть отправитель, получатель груза, пере возчик и другие субъекты, интересы которых связаны с перевозкой вследствие наличия договорных отношений с отправителем или получателем груза.

Экспедитор по договору транспортной экспедиции может быть любое юридическое лицо — предприниматель, а также гражданин, получивший статус предпринимателя. Для осуществления экспедиционной деятельности необходимо получение лицензии.

Форма договора транспортной экспедиции;

— Простая письменная форма договора.

— Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Срок договора (виды) транспортной экспедиции:

— Разовые договоры транспортной экспедиции.

— Длительные договоры транспортной экспедиции.

— Долгосрочные договоры транспортной экспедиции.

Ценой договора транспортной экспедиции является вознаграждение экспедитора (тарифы, такса) по соглашению сторон в данном договоре.

Основные особенности договора транспортной экспедиции:

— Клиент по договору транспортной экспедиции должен вы дать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

— За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность в соответствии с законодательством России.

— Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о грузе, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.

— Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив другую сторону в разумный срок.

— При одностороннем отказе сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора транспортной экспедиции.

— Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если из договора транспортной экспедиции не следует, что он должен исполнить эти обязательства лично.

Основными функциями клиента по договору транспортной экспедиции являются предоставление груза, принятие его от экспедитора после его прибытия и уплата экспедитору соответствующего вознаграждения за оказанные услуги.

Основной функцией экспедитора по договору транспортной экспедиции является обязанность выполнить операции, связанные со сдачей груза органам транспорта в целях его отправки и принятием груза от органов транспорта по его прибытии в пункт назначения, за определенное вознаграждение. Экспедиторские услуги подлежат обязательной сертификации

Прекращение договора транспортной экспедиции: Односторонний отказ от договора транспортной экспедиций

(с предупреждением стороны в разумный срок и возвращением убытков другой стороне).

Договор перевозки груза

Договор перевозки грузов заключается между двумя сторонами: отправителем и перевозчиком. Третья сторона (получатель) формально не участвует в данном соглашении.

Согласно условиям договора перевозки грузов, первая сторона – перевозчик – обязуется принять от второй стороны – отправителя – какой-либо груз и доставить его получателю. Отправитель при этом обязан оплатить услуги перевозчика в соответствии выставленным тарифам.

Отношения первой и второй стороны подтверждаются выдачей соответствующей накладной на руки отправителя.

Таким образом, по договору перевозки груза перевозчик принимает обязательство по доставке вверенного ему груза в конечный пункт назначения и сдать груз управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную договором перевозки плату.

Правовые основы договора перевозки груза

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

Правовая сущность договора перевозки груза

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);

является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Существенные условия договора перевозки груза

Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете.

Предмет договора перевозки груза

Предметом договора перевозки груза является оказание услуги по перемещению груза в конечный пункт назначения с помощью того или иного вида транспорта.

Кроме услуг по перемещению груза, перевозчиком могут оказываться и сопутствующие услуги, такие как погрузка и выгрузка груза, хранение груза и другие услуги.

Срок договора перевозки груза

Срок, который указывается в договоре перевозки груза – это время, в течение которого груз должен быть доставлен в конечный пункт назначения.

При этом перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленные:

транспортными уставами и кодексами;

при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

Стороны договора

Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель.

Отправителями грузов могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, какие-либо специальные требования к ним не предъявляются.

Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление грузовых перевозок.

Цена договора перевозки груза

Цена в договоре перевозки равна плате за перевозку груза.

Плата за перевозку транспортом общего пользования прописывается в договоре в соответствии с тарифами, которые утверждаются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях плата за перевозку груза устанавливается по соглашению сторон, если иное не установлено действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами.

Форма договора перевозки груза

Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма.

При заключении договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.

Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.

Виды договора перевозки груза

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта соответственно на договоры:

внутренней водной перевозки

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).

Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.

Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 «Расходы на продажу».

Читайте так же:  Страховал осаго в ингосстрах

Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).

Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Налог на прибыль организаций

Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.

Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).

Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.

Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания транспортных услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет или универсальный передаточный документ), а также при условии, что транспортные услуги приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету:

Дебет 68, субсчет «НДС», Кредит 19

— принят к вычету НДС.

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является своего рода базовым договором, поскольку именно он выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

§ 2. Договор перевозки груза

Определение. Юридическая природа. Стороны. Заключение договора. Форма. Содержание.

1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст.

2. Договор перевозки грузов по своей юридической природе является:

— двусторонне обязывающим (взаимным).

Реальность договора выражается в том, что он считается заключенным с момента передачи груза перевозчику.

3. Субъекты обязательств из договора перевозки груза:

В случае несовпадения отправителя и получателя в одном лице, что характерно для перевозки груза, такой договор следует квалифицировать как договор в пользу третьего лица (т.е. грузополучателя).

Стороной в договоре может быть только тот субъект, который вступает в соглашения с контрагентом, а между перевозчиком и грузополучателем, по общему правилу, таких соглашений не заключается.

Грузополучатель, не будучи стороной договора перевозки, тем не менее законом наделяется не только правами (требовать выдачи груза), но и обязанностями (получить груз).

4. Заключение договора перевозки груза также имеет свою специфику. Договор заключается путем вручения груза отправителем перевозчику.

5. Факт заключения договора должен быть подтвержден составлением и выдачей перевозчиком отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим уставом или кодексом. Именно так определено в ст. 785 ГК РФ.

Наибольшее распространение на транспорте получили транспортные накладные. Они используются практически на всех видах транспорта. Так, КВВТ устанавливает, что составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза (ст. 67 КВВТ).

Накладная содержит сведения о перевозимом грузе, характеристику транспортного средства (тип вагона, воздушного суда, их грузоподъемность, степень загрузки и т.д.), характеристику иных условий перевозки (скорость перевозки, времени принятия груза и т.д.).

В соответствии со ст. 117 КТМ наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами.

Коносамент — ценная товарораспорядительная бумага, и несоблюдение требований к форме и реквизитам лишают его силы ценной бумаги. Коносамент может быть именным, ордерным и предъявительским. Один экземпляр коносамента выдается грузоотправителю, а другой следует с грузом в порт назначения.

Абз. 25 Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 31.03.2009 N Ф04-1825/2009 (3356-А02-47).

6. Содержание договора перевозки груза заключается не только в правах и обязанностях сторон, но и в правах и обязанностях грузополучателя (если он не является грузоотправителем).

Договор перевозки груза двусторонне обязывающий. Основной обязанностью перевозчика является доставка вверенного ему отправителем груза в целости и сохранности в пункт назначения с выдачей груза в срок, определенный транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки либо договором. В тех случаях, когда срок доставки не установлен, перевозчик должен доставить груз в разумный срок (ст. 792 ГК). Окончание срока перевозки определяется моментом, когда выдача груза считается совершенной.

Кроме того, договором перевозки может быть установлена обязанность перевозчика подать отправителю груза под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Такое обязательство может быть установлено особым транспортным соглашением о подаче транспортных средств, оформленных в том числе специальной заявкой. Форма заявки на перевозку грузов, правила и порядок ее оформления и представления устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Например, в заявке для перевозки по железной дороге указывается количество вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

Основная обязанность грузоотправителя — внесение провозной платы. Размер провозной платы устанавливается договором, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (ст. 790 ГК). При осуществлении перевозки транспортом общего пользования плата за перевозку определяется на основе тарифов, утверждаемых в установленном транспортными уставами и кодексами порядке. Законом или иными правовыми актами в ряде случаев устанавливаются льготы или преимущества по провозной плате за перевозку груза.

Грузополучатель, в свою очередь, обязан принять поступивший в его адрес груз. Отказаться от прибывшего в его адрес груза грузополучатель может только в случае, если качество груза вследствие его порчи или повреждения изменилось настолько, что исключает возможность его полного или частичного использования. Грузополучатель не является стороной по договору перевозки груза, в связи с этим, по общему правилу, требование перевозчика к грузополучателю об исполнении обязанностей по договору перевозки неправомерно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.