Налоговые льготы для организации использующих труд инвалидов

Организации, использующие труд инвалидов, возможно, будут платить НДС

Минпромторг России подготовил проект 1 закона, которым предлагается юрлиц, использующих труд инвалидов, перевести на исчисление НДС по пониженной ставке. В настоящее время они освобождены от уплаты данного налога.

Законопроект был разработан во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства РФ Ольги Голодец от 10 апреля 2017 года.

Как отмечают законодатели, имеющаяся льгота в виде освобождения от НДС для организаций, которые массово используют труд инвалидов в процессе производства комплектующих и компонентов, экономически неэффективна. В связи с этим такие организации проигрывают в конкурентной борьбе с другими производителями, что ведет к сокращению рабочих мест для людей с инвалидностью. В то же время возможность использования пониженной налоговой ставки НДС позволит им улучшить свои конкурентные преимущества и финансовое положение. Это будет способствовать увеличению количества рабочих мест для людей с инвалидностью. Соответственно, лица с ограниченными возможностями смогут вести активную социальную жизнь и быстрее адаптироваться в обществе.

Планируемый срок вступления в силу закона – ноябрь 2017 года.

Напомним, что в настоящее время реализация товаров, работ, услуг (за некоторым исключением), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%, освобождена от налогообложения НДС (подп. 2 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса).

Для плательщиков НДС покупка товаров у такого рода поставщиков не подразумевает вычета по НДС.

Вместе с тем сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как общая сумма налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов (п. 1 ст. 173 НК РФ).

О применении льготы по НДС организациями, использующими труд инвалидов


О применении льготы по НДС организациями, использующими труд инвалидов

М.Н. Хромова,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России

В налоговом законодательстве изначально предусматривались социально значимые льготы для организаций или предприятий, использующих труд инвалидов.

С течением времени в условиях совершенствования налогового законодательства менялся характер данной льготы по НДС.

Если обратиться к законодательству по НДС, действовавшему до 1 января 2001 года, то есть до введения в действие главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), то необходимо иметь в виду следующие нормы, регулирующие порядок применения НДС для организаций, использующих труд инвалидов.

Согласно подпункту «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”») от НДС освобождались товары (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производившиеся и (или) реализовавшиеся организациями, не менее 50 % общей численности работников которых были инвалидами и уставный капитал которых полностью состоял из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.

К сожалению, практика применения данной льготы в 2000 году, то есть непосредственно перед введением в действие НК РФ, свидетельствовала о негативном отношении к этой норме со стороны большого количества организаций, которые использовали в то время труд инвалидов, но не имели в уставном капитале вкладов общероссийских организаций инвалидов (ВОИ, ВОС, ВОГ) и, соответственно, не имели права применять льготное обложение НДС при осуществлении своей деятельности.

Учитывая подобное отношение организаций, применявших труд инвалидов, а также в целях поддержки социально не защищенных слоев населения, при подготовке главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ предлагалось установить льготу по НДС независимо от наличия вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов в уставный капитал. В результате проведенной работы данное предложение было поддержано, и льгота по НДС для организаций, использующих труд инвалидов, претерпела существенные изменения.

Вместе с тем установленный с 1 января 2001 года главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ порядок применения льготного обложения НДС организаций (предприятий), использующих труд инвалидов, имеет свои особенности.

Со времени введения в действие НДС организациям, использующим труд инвалидов, предоставлялось право выбора применения или неприменения данной льготы.

Существует такая норма и в НК РФ.

Так, согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 данной статьи (в том числе подпунктом 2) Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. При этом он должен выполнить определенные условия. Такой отказ возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг). Не допускается отказ от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Согласно подпункту 2 п. 3 ст. 149 НК РФ с 1 января 2001 года от НДС освобождается реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:

— общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %;

— организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников этих организаций составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %.

Кроме того, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (далее — Закон N 118-ФЗ) с 1 января 2001 года до 1 января 2002 года льгота по НДС предоставлялась и иным организациям, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляла не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 % при реализации производимых такими организациями товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг). При этом в соответствии с указанной статьей Закона N 118-ФЗ перечень таких организаций должен быть утвержден Правительством РФ.

Таким образом, согласно ст. 149 НК РФ льготный режим обложения НДС установлен для товаров, производимых и реализуемых организациями, использующими труд инвалидов, при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом 2 п. 3 данной статьи Кодекса. Что касается операций по реализации закупленных товаров, осуществляемых вышеуказанными организациями, то такие операции облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Перечень товаров, подлежащих налогообложению при их реализации общественными организациями инвалидов, а также организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, определен постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 884 «Об утверждении перечня товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса)» (далее — Постановление N 884).

В соответствии с действующим порядком подготовки документов МНС России утвердило приказом от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Методические рекомендации).

Пунктом 21 Методических рекомендаций предусмотрен порядок льготного обложения НДС организаций, использующих труд инвалидов. При применении освобождения от налогообложения организациями, перечисленными в подпункте 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, следует иметь в виду, что торговая, брокерская и посредническая деятельность всех перечисленных в указанном подпункте организаций [за исключением посреднической деятельности по реализации товаров (услуг), приведенных в п. 1, подпунктах 1 и 8 п. 2 и подпункте 6 п. 3 ст. 149 НК РФ] облагается НДС.

Организации, указанные в подпункте 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, освобождаются от уплаты налога также при осуществлении ими операций по передаче товаров, выполнению работ, оказанию услуг для собственных нужд.

С введением в действие данной нормы организации, среди работников которых инвалиды составляют не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %, имеют право на налоговое освобождение вне зависимости от территориальной сферы деятельности общественных организаций, сформировавших их уставный капитал.

При определении права на освобождение от налогообложения указанными организациями среднесписочная численность работников определяется в соответствии с инструкцией Госкомстата России от 07.12.1998 N 121 «По заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения», согласно которой при определении среднесписочной численности не учитывается численность внешних совместителей и лиц, не состоящих в штате, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера.

В целях определения права на освобождение от налогообложения принимаются фактические показатели среднесписочной численности работающих на конец налогового периода.

Известно, что у организаций, использующих труд инвалидов, всегда возникали проблемы при применении льготы по НДС. Так, например, изменчивость среднесписочной численности этой группы работающих (то есть инвалидов) на том или ином предприятии создает сложности в определении среднесписочной численности инвалидов для целей льготного налогообложения до начала налогового периода. Особенно это касалось общественных организаций инвалидов.

В целях упрощения льготного обложения НДС для такой группы предприятий, имевших в течение налогового периода непостоянное количество инвалидов, предлагалось предоставить право общественным организациям инвалидов, применяющим освобождение от обложения НДС, не уплачивать этот налог в бюджет в случаях взимания НДС с покупателей товаров (работ, услуг).

Согласно подпункту 2 п. 5 ст. 173 НК РФ в случае предъявления покупателям товаров (работ, услуг) НДС налогоплательщиками, применяющими освобождение от налогообложения, сумма налога, указанная ими в соответствующем счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Очевидно, что принятие данного предложения привело бы к потерям доходов федерального бюджета, поскольку суммы НДС, которые указывались бы в счетах-фактурах продавцами товаров (работ, услуг) и, соответственно, принимались бы у покупателей к вычету, в бюджет не поступали бы. Кроме того, принятие решения о специальном порядке применения НДС организациями, использующими труд инвалидов, поставило бы их в неравные условия с другими налогоплательщиками, реализующими товары (работы, услуги), освобожденные от налогообложения.

Что касается сложности определения до начала налогового периода среднесписочной численности инвалидов для целей льготного налогообложения, то согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС, в том числе общественные организации инвалидов, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, предоставив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации.

С момента введения в действие главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ (то есть с 1 января 2001 года) при конкретном рассмотрении нормы ст. 26 Закона N 118-ФЗ у организаций, использующих труд инвалидов, льготное налогообложение которых регулировалось этой статьей, возникал вопрос о скорейшем утверждении перечня таких организаций, использующих труд инвалидов и, соответственно, имеющих право на применение льготы по НДС.

Читайте так же:  Госпошлина на получение удостоверения частного охранника 2019

Во время создания перечня таких организаций было рассмотрено много предложений, в том числе по созданию подобного перечня конкретных организаций в отдельном регионе (например по г. Москве).

В результате проведенных исследований организаций, использующих труд инвалидов и применяющих льготное налогообложение в соответствии со ст. 26 Закона N 118-ФЗ, с учетом такого важного фактора, как значительное и непостоянное количество организаций, использующих труд инвалидов, а также принимая во внимание изменчивость среднесписочной численности работающих в них инвалидов и их доли в фонде оплаты труда, была определена согласованная позиция ряда организаций в отношении нецелесообразности утверждения такого перечня организаций, использующих труд инвалидов.

Таким образом, своеобразным итогом данной работы стало принятие Федерального закона от 15.12.2001 N 165-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах”» (далее — Закон N 165-ФЗ).

Согласно Закону N 165-ФЗ с 1 января 2001 года до 1 января 2002 года от НДС освобождались операции по реализации (в том числе передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых организациями, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляла не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %. При этом действие Закона N 165-ФЗ распространялось на правоотношения, возникшие с 1 января 2001 года.

С введением в действие данной нормы Закона N 165-ФЗ в целях освобождения от обложения НДС утверждать перечень организаций, использующих труд инвалидов, необходимости уже не было.

Как уже упоминалось, перечень товаров, подлежащих налогообложению при реализации их общественными организациями инвалидов, а также организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %, установлен Постановлением N 884.

В целях унификации норм законодательства по НДС организациям, применяющим труд инвалидов и освобожденным от обложения НДС в соответствии с Законом N 165-ФЗ, следовало применять перечень товаров, установленный Постановлением N 884.

Учитывая вышеизложенное, дополнительных решений по реализации норм Закона N 165-ФЗ не потребуется.

О льготном налогообложении предприятий, использующих труд инвалидов


О льготном налогообложении предприятий, использующих труд инвалидов

М.Н. Охлопкова ,
советник налоговой службы I ранга

Подпунктом «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (далее по тексту — Закон РФ N 1992-1) предприятиям, использующим труд инвалидов, предоставлена налоговая льгота, в соответствии с которой от НДС освобождаются товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников. При этом данная льгота не распространяется на предприятия (за исключением предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов), осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность.

При рассмотрении порядка применения льготы по уплате НДС, предусмотренной подпунктом «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1, следует обратить внимание на то, что эта льгота распространяется не только на создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, но и на предприятия других организационно-правовых форм, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников.

Согласно этой норме предприятия, использующие труд инвалидов, не могут сами заниматься посредническими услугами, однако имеют право выступать в качестве комитента или доверителя. Это положение введено в действие Законом РФ от 22.12.92 N 4178 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах».

Больше всего сложностей по применению данной льготы возникло после внесения изменения в п. 15 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.92 N 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней», в соответствии с которым с 1 января 1994 года из категории налогоплательщиков, товары (работы, услуги) которых освобождаются от НДС, исключались предприятия, учреждения и организации, осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников.

Однако п.33 указанного выше Указа (в ред. от 24.12.93 N 2292) было установлено, что в случае если налоговые льготы, предоставляемые в соответствии с настоящим Указом, создают для отдельных категорий налогоплательщиков менее благоприятные условия, чем установленные ранее принятыми законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации, то применяются ранее предоставленные им льготы.

Таким образом, ограничения по НДС, введенные абзацем девятым п. 15 Указа, в части предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность, не применялись в соответствии с п. 33 данного Указа.

Госналогслужба России письмом от 05.05.94 N ВЗ-6-05/156 дополнительно подтвердила, что льгота, предоставленная подпунктом «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 для предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность, не отменяется.

Из числа налогоплательщиков, имеющих право на применение указанной льготы, эти предприятия были выведены только Федеральным законом от 01.04.96 N 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”» (за исключением предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов).

В целях приведения инструктивной базы в соответствие с действующими нормами налогового законодательства Госналогслужба России письмом от 18.08.97 N ВЗ-6-18/596 довела до сведения налоговых органов, что разъяснение, данное письмом от 05.05.94 N ВЗ-6-05/156, утрачивает силу.

Обратимся к практической стороне применения льготного порядка налогообложения на примере конкретных ситуаций, возникающих у предприятий.

Имеет ли право торговое предприятие, находящееся в собственности общественной организации инвалидов, в котором численность инвалидов составляет свыше 50 процентов, на применение льготы по уплате НДС, если оно зарегистрировано в 1994 году?

В соответствии с подпунктом «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 от НДС освобождаются товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников. При этом данная льгота не распространяется на предприятия (за исключением предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов), осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность.

Что касается ограничений пользования льготой, введенных абзацем девятым п. 15 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.92 N 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней», в части предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность, то они не применялись в соответствии с п. 33 данного Указа.

Поэтому указанная льгота для предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, применяется независимо от момента их регистрации.

Предприятие, в котором численность инвалидов составляет свыше 50 процентов от общей численности работников, занимается производством продукции, а также комиссионной и торговой деятельностью. В каком порядке применяется льгота по уплате НДС?

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от НДС, так и облагаемые этим налогом, имеют право на получение льгот, предусмотренных указанной статьей Закона, только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).

Поэтому многопрофильное предприятие, использующее труд инвалидов, должно обеспечивать раздельный учет оборотов по реализации облагаемой и не облагаемой налогом деятельности.

В целях определения права пользования льготой по уплате НДС необходимо, кроме выполнения условия наличия на предприятии не менее 50 процентов инвалидов от среднесписочной численности предприятия в целом, соблюдать этот параметр по льготируемому виду деятельности.

С какого момента торговые предприятия, использующие труд инвалидов, должны исчислять НДС в общеустановленном порядке?

В соответствии с подпунктом 9 п. 4 Федерального закона от 01.04.96 N 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”» с 9 апреля 1996 года от НДС освобождаются товары, работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников. При этом данная льгота не распространяется на предприятия (за исключением предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов), осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность.

Распространяются ли на малое предприятие, занимающееся торговой деятельностью, в котором инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников, изменения, внесенные Федеральным законом от 01.04.96 N 25-ФЗ, в части отмены льготного режима налогообложения для торгующих предприятий, применяющих труд инвалидов?

Статьей 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Норма указанного Закона применима лишь в случае изменения статей законов, регулирующих вопросы налогообложения малых предприятий, и принятых после вступления в силу Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ.

Учитывая, что подпункт «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 распространяется на всех налогоплательщиков независимо от организационно-правовой формы и не является частью налогового законодательства, непосредственно регулирующей налогообложение субъектов малого предпринимательства, ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ не может быть применена при рассмотрении вопроса о сохранении указанной льготы для предприятий, осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность.

Предприятие инвалидов отгрузило произведенную продукцию в период, когда согласно действующему законодательству оно имело льготу по уплате НДС. Оплата за отгруженные товары поступила в период, когда предприятие не имело права на применение указанной льготы. Следует ли исчислять НДС с полученных сумм, если финансовые результаты определяются предприятием по оплате товаров (работ, услуг)?

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от НДС, так и облагаемые этим налогом, имеют право на получение льгот, предусмотренных п. 1 ст. 5 этого Закона, только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).

Согласно подпункту «х» п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (далее по тексту — Инструкция N 39) организации (предприятия), применяющие труд инвалидов, имеют право на получение льготы по налогообложению в том отчетном периоде, за который составляется налоговый расчет.

Читайте так же:  Федеральный закон 306 с изменениями

В случае если товары были отгружены по ценам без НДС в период действия льготы, а оплата за эти товары поступила в отчетном периоде, когда предприятие не применяет указанную льготу, суммы денежных средств, полученные в счет оплаты льготируемых товаров в оборот, облагаемый НДС, не включаются при условии обеспечения раздельного учета таких операций.

При отсутствии раздельного учета по облагаемым и не облагаемым налогом операциям НДС должен быть начислен к ценам продажи по соответствующим ставкам (20 и 10 процентов). При этом суммы НДС по материальным ресурсам, ранее списанным на издержки производства этих товаров, относятся на расчеты с бюджетом и отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость», в корреспонденции с кредитом счета 20 «Основное производство».

Может ли промышленное предприятие, использующее труд инвалидов, пользоваться льготой по уплате НДС при реализации в 1998 году основных средств?

В соответствии с подпунктом «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 от НДС освобождаются товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников. При этом данная льгота не распространяется на предприятия (за исключением предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов), осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность.

В связи с изложенным реализация предприятием собственных основных средств по договору купли-продажи облагается НДС в общеустановленном порядке. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет, определяется в виде разницы между суммой налога, исчисленной по установленной ставке к цене реализации, и суммой налога, недосписанной в установленном порядке на издержки производства.

Предприятие, применяющее труд инвалидов, реализует произведенную продукцию в государства-участники СНГ. Освобождаются ли от НДС указанные обороты?

Порядок налогообложения товаров (работ, услуг), поставляемых российскими налогоплательщиками предприятиям (организациям), расположенным на территории государств-участников СНГ, установлен совместными письмами Минфина России и Госналогслужбы России от 14.04.93 N 47, ВЗ-4-05/55н и от 22.09.93 N 109, ВЗ-4-05/149н.

В соответствии с письмом N 47, ВЗ-4-05/55н при расчетах российских предприятий учреждений и организаций за реализуемые хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ товары (работы, услуги) применяется ставка НДС в размере 20 процентов независимо от того, что в соответствии с российским законодательством по отдельным товарам (работам, услугам) предусмотрены пониженные ставки налога или полное освобождение от его уплаты.

Таким образом, при реализации продукции в государства-участники СНГ предприятие, имеющее в составе работающих более 50 процентов инвалидов, является плательщиком НДС.

Предприятие, применяющее труд инвалидов, занимается реализацией продукции, полученной в результате переработки специализированной фабрикой закупленного им сырья на давальческой основе. Будет ли товар, полученный из переработки, являться продукцией собственного производства в целях применения налоговой льготы?

В соответствии с подпунктом «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 от НДС освобождаются товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников. При этом данная льгота не распространяется на предприятия (за исключением предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов), осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность.

Под продукцией собственного производства понимается продукция, созданная в результате хозяйственной деятельности.

В связи с изложенным предприятие, закупившее материальные ресурсы, отразившее затраты всех стадий производства новой продукции в своем бухгалтерском учете и сформировавшее себестоимость произведенной продукции и ее отпускную цену, то есть являющееся производителем этой продукции, имеет право на применение указанной льготы.

Предприятие, имеющее право на применение льготы, предусмотренной подпунктом «х» п. 12 Инструкции N 39, при реализации продукции одним потребителям начисляло НДС (оптовым базам), другим не начисляло (предпринимателям), то есть применяло льготу, ссылаясь на примечание, имеющееся в вышеназванном пункте о раздельном учете. Правомерны ли действия организации?

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые этим налогом, имеют право на получение льгот, предусмотренных п. 1 ст. 5 указанного Закона, только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).

В связи с изложенным налогоплательщики, освобожденные от уплаты НДС в соответствии с подпунктом «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1, могут в одном и том же отчетном периоде реализовать продукцию по ценам с использованием предоставленной льготы и без ее использования при обеспечении раздельного учета таких операций.

Изменился ли порядок применения льготы по уплате налога на добавленную стоимость для торговых предприятий, использующих труд инвалидов, с выходом письма Госналогслужбы России от 18.08.97 N ВЗ-6-18/596?

В соответствии с подпунктом «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ льгота, предусмотренная подпунктом «х» п. 1 ст. 5 данного Закона, с 9 апреля 1996 года не распространяется на предприятия (за исключением предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов), осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность.

В связи с изложенным письмо Госналогслужбы от 05.05.94 N ВЗ-6-05/156 было отменено. Отмена указанного письма не влечет за собой изменение порядка применения льготы по уплате НДС предприятиями, использующими труд инвалидов , в том числе и действовавшего до введения в действие Федерального закона от 01.04.96 N 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”».

Имеет ли право предприятие, использующее труд инвалидов и находящееся в собственности общественной организации инвалидов, на применение льготы по уплате НДС при торговле подакцизными товарами?

В соответствии с подпунктом «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 от НДС освобождаются товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников. При этом данная льгота с 9 апреля 1996 года не распространяется на предприятия (за исключением предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов), осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность.

Таким образом, из категории льготируемых полностью исключены подакцизные товары. Следовательно, торгующие подакцизными товарами предприятия, находящиеся в собственности общественных организаций, не имеют права пользования льготой по уплате НДС.

Предприятие, использующее труд инвалидов, имело право на льготное обложение по НДС, но льготой не пользовалось. При проведении документальной проверки установлен факт занижения налогооблагаемого оборота. Правомерно ли применение в этом случае штрафных санкций, или предприятие не несет ответственности как юридическое лицо, освобожденное от уплаты налога?

Согласно п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 (с учетом изменений и дополнений) предприятия, учреждения и организации, производящие и реализующие товары (работы, услуги), указанные в подпункте «х» п. 1, имеют право не применять предоставленную льготу.

В случае если при предъявлении документов к оплате за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) покупателям (заказчикам) предприятие выделяло НДС, но не применяло предоставленную льготу, оно должно было производить исчисление и уплату НДС в соответствии с действующим законодательством и, следовательно, являлось налогоплательщиком.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 22.12.91 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» к налогоплательщику, нарушившему налоговое законодательство, применяются меры ответственности, предусмотренные вышеназванной статьей Закона.

Предприятие, использующее труд инвалидов, бутылирует минеральную воду и реализует ее населению. Следует ли расценивать эту деятельность как реализацию минерального сырья в целях определения права пользования льготой по уплате НДС?

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК ОО4-93) розлив по бутылкам лечебных и столовых минеральных вод непосредственно у источника относится к подгруппе 1554 «Производство безалкогольных напитков, розлив минеральных вод по бутылкам». Розлив минеральных вод, транспортированных на специализированные предприятия, классифицирован по подгруппе 7495 «Деятельность в области упаковывания».

Таким образом, бутылирование воды как у источника, так и на специальных предприятиях согласно вышеназванному Классификатору не является реализацией минерального сырья.

В связи с изложенным предприятие, имеющее в составе работающих более 50 процентов инвалидов и осуществляющее указанную деятельность, имеет право на применение льготы по уплате налога на добавленную стоимость.

Имеет ли право организация оптовой торговли не включать в оборот, облагаемый НДС, товары, закупленные у предприятий, пользующихся льготой по уплате НДС в соответствии с подпунктом «х» п. 12 инструкции Госналогслужбы России N 39?

В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ N 1992-1 сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет заготовительными, снабженческо-сбытовыми, оптовыми и другими предприятиями, занимающимися продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения (за исключением предприятий розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров), определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам товаров, приобретенных для перепродажи, а также поставщикам материальных ресурсов, относимых на издержки обращения.

Вышеназванным Законом не сделано исключения в части исчисления НДС для указанных предприятий, являющихся в установленном порядке плательщиками налога на добавленную стоимость и реализующих товары, льготный режим налогообложения по которым предоставлен конкретным категориям плательщиков (в соответствии с подпунктами «ф» и «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1).

Предприятие занимается реализацией услуг в рамках договора простого товарищества. Может ли предприятие использовать льготу, предусмотренную подпунктом «х» п.1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1, если инвалиды составляют более 50 процентов от общего числа работников, занятых в совместной деятельности?

Порядок заключения договоров о совместной деятельности определен главой 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При налогообложении деятельности простого товарищества учитывается не только наличие договора о совместной деятельности, но и фактическое соблюдение сторонами требований для данного вида договоров действующего законодательства (соединение вкладов, осуществление совместных действий для извлечения прибыли, обособление общего имущества, договоров и расходов с отдельным ведением бухгалтерского учета и т.д.).

В соответствии с подпунктом «х» п. 12 Инструкции N 39 льгота предоставлена предприятиям и организациям, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников. Так как участники совместной деятельности не образуют новое предприятие (организацию), а осуществляют свою деятельность на основании договора, льготный порядок на совместную деятельность не распространяется.

Организация, имеющая в своем составе 50 процентов инвалидов, занимается продажей комплектов кухонной мебели. Реализуемые комплекты формируются по индивидуальным заказам покупателей из стандартных элементов, закупаемых за рубежом. Может ли предприятие применять льготу по уплате НДС, предусмотренную подпунктом «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1?

В соответствии с подпунктом «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 от НДС освобождаются товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников. При этом данная льгота не распространяется на предприятия (за исключением предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов), осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность.

Читайте так же:  Развод у мусульманина

Таким образом, предприятия, занимающиеся торговой деятельностью (кроме находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов) не могут применять указанную льготу.

Однако в случае если предприятие, закупившее материальные ресурсы, отражает затраты всех стадий производства новой продукции в своем бухгалтерском учете и формирует себестоимость произведенной продукции и ее отпускную цену, оно является производителем этой продукции.

Поэтому если организации, реализующие покупателям комплекты кухонной мебели по индивидуальному заказу, отражают операции по реализации в указанном порядке, они имеют право на применение льготного порядка налогообложения в соответствии с подпунктом «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1.

Снабженческо-сбытовая организация, имеющая в своем составе 50 процентов инвалидов, занимается реализацией торгового оборудования. Кроме того, предприятие по желанию заказчика оказывает услуги по монтажу. Может ли в отношении оказываемых услуг по монтажу применяться льгота по НДС, предусмотренная подпунктом «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость»?

В соответствии с подпунктом «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 от НДС освобождаются товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников. При этом данная льгота не распространяется на предприятия (за исключением предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов), осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность.

Таким образом, предприятия, занимающиеся торговой деятельностью (кроме находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов), не могут применять указанную льготу.

В целях определения права на льготный порядок налогообложения услуг по монтажу оборудования следует иметь в виду, что объектом льготного налогообложения являются обороты по реализации товаров (работ, услуг), определяемые на основе их стоимости исходя из применяемых цен.

Поэтому в случае если стоимость услуг по монтажу включается в цену реализуемого оборудования, они не могут рассматриваться как самостоятельный объект налогообложения.

В связи с изложенным льгота по уплате НДС, предусмотренная подпунктом «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 в отношении оказываемых услуг по монтажу не может применяться, если их стоимость включена в цену реализуемого оборудования.

В случае если услуги по монтажу оплачиваются покупателем отдельно от стоимости оборудования, льгота, предусмотренная подпунктом «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 в отношении оказываемых услуг по монтажу может применяться при обеспечении раздельного учета затрат по производству и реализации облагаемых (торговых) и не облагаемых (оказание услуг по монтажу) налогом операций.

Снабженческо-сбытовое предприятие, находящееся в собственности общественной организации инвалидов, по поручению общественной организации-учредителя занимается реализацией товаров. Имеет ли предприятие право на получение льготы по уплате НДС?

В соответствии с подпунктом «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 от НДС освобождаются товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников. При этом данная льгота не распространяется на предприятия (за исключением предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов), осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность.

Часть данной формулировки Закона, где сказано, что указанная льгота сохраняется для предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, осуществляющих снабженческо-сбытовую деятельность, подразумевает, что для них сохраняется льготный порядок налогообложения, предусмотренный вышеназванным Законом для всех остальных категорий налогоплательщиков, имеющих право на применение этой льготы. Поэтому указанные предприятия, реализующие товары по договору поручения, то есть оказывающие посреднические услуги по договору с организацией-учредителем, не имеют права пользования льготой по уплате налога на добавленную стоимость.

Предприятие общественной организации инвалидов передает на реализацию по договору комиссии приобретенные товары. Следует ли в целях налогообложения рассматривать такую деятельность как участие в посреднических операциях?

Под понятием «посредник» понимается лицо (организация, фирма), стоящее между собственником продукции (товара) и потребителем и содействующее обращению товара.

В связи с изложенным, в случае если предприятие отражает стоимость товаров по счету 41 «Товары», то есть является собственником этих товаров и отражает соответственно выручку, полученную от реализации этих товаров, по счету 46 «Реализация товаров (работ, услуг)» в полном объеме, его деятельность не подпадает под понятие посреднической.

Льгота по НДС, установленная Законом РФ N 1992-1, с введением в действие Федерального закона от 01.04.96 N 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”», не отменялась для предприятий общественных организаций инвалидов, в которых инвалиды составляют более 50 процентов работающих, занимающихся снабженческо-сбытовой, торговой и закупочной деятельностью.

Хозяйственному обществу, имеющему в своем составе более 50 процентов работающих инвалидов, уставный капитал которого состоит полностью из вклада ВОИ, в рамках доверительного управления передан парк прогулочных яхт. В процессе управления этим имуществом предприятие реализовало несколько яхт. Облагается ли НДС выручка от реализации яхт, полученная от покупателей?

Согласно п. 2 ст. 1020 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности, возникшие в результате действий доверительного управляющего, исполняются за счет имущества, переданного в его управление.

Таким образом, при осуществлении доверительного управления имуществом сделки, заключаемые доверительным управляющим с третьими лицами в отношении имущества, переданного в доверительное управление, являются самостоятельным объектом налогообложения. Поэтому льгота, предусмотренная подпунктом «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1, при заключении доверительным управляющим с третьими лицами сделок в отношении имущества, переданного в доверительное управление, может применяться или не применяться в зависимости от вида совершаемых операций.

Учитывая, что прогулочные яхты включены в перечень не подлежащих освобождению от обложения НДС товаров, производимых и реализуемых предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов общей численности работников, налог на добавленную стоимость с оборотов по их реализации должен уплачиваться в общеустановленном порядке.

При этом доходы от оказания услуг по доверительному управлению имуществом хозяйственным обществом, имеющим в своем составе не менее 50 процентов работающих инвалидов, также не могут льготироваться как выручка, полученная от посреднической деятельности, а потому облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Предприятие, в котором инвалиды составляют не менее 50 процентов работников, продает часть имущества, переданного ему в доверительное управление. Облагается ли НДС эта операция?

Госкомстат России письмом от 02.04.99 N 01-04-09/248 разъяснил, что деятельность по доверительному управлению средствами инвестирования в ценные бумаги относится по Классификатору отраслей народного хозяйства к подразделу 96400 «Вспомогательная финансово-посредническая деятельность».

Применительно к указанным разъяснениям можно сделать вывод о том, что доверительное управление другими видами имущества также относится к посреднической деятельности.

В связи с изложенным в соответствии с подпунктом «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 доходы от оказания услуг по доверительному управлению имуществом хозяйственным обществом, имеющим в своем составе не менее 50 процентов работающих инвалидов, не могут льготироваться как выручка, полученная от посреднической деятельности, а потому облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 1020 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности, возникшие в результате действий доверительного управляющего, исполняются за счет имущества, переданного в его управление.

Таким образом, при осуществлении доверительного управления имуществом сделки, заключаемые доверительным управляющим с третьими лицами в отношении имущества, переданного в доверительное управление, являются самостоятельным объектом налогообложения.

Поэтому учитывая, что льгота, предусмотренная подпунктом «х» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1, не распространяется на предприятия (за исключением предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов), осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность, поэтому операции по продаже части имущества, переданного в доверительное управление, облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Мастерская, в составе которой работает более 50 процентов инвалидов, занимается ремонтом ювелирных изделий с применением золота и драгоценных камней. Может ли наша организация применять льготу по уплате НДС?

В соответствии с п. 40 Инструкции N 39 если при оказании платных услуг материалы и запасные части оплачиваются заказчиками дополнительно к стоимости работы, включающей налог на добавленную стоимость (в том числе ремонт ювелирных изделий), то обложению налогом по ставке в размере 16,67 % подлежат:

а) стоимость оплаченных заказчиками услуг;

б) разница между стоимостью материала, полученной с заказчиков и уплаченной поставщикам с учетом налога.

Таким образом, стоимость реализуемых заказчику золота и драгоценных камней является самостоятельным объектом обложения НДС.

Учитывая, что золото и драгоценные камни включены в перечень не подлежащих освобождению от обложения НДС товаров, производимых и реализуемых предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов общей численности работников, налог на добавленную стоимость с оборотов по их реализации должен уплачиваться в общеустановленном порядке.

При этом мастерская имеет право на применение льготы по уплате НДС с оборотов по реализации оплаченных заказчиками услуг при наличии раздельного учета по их оказанию и реализации.