Функции учителя и требования к нему
Учитель, его функции и современные требования к нему;
Учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) — личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс школы; человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.
Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевьд педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:
*информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);
*друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка»
*диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
*советчика, если использует осторожное уговаривание’
*просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким «как надо», опускаясь порой до самоунижения, лести;
*вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами.
Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.
— склонность к работе с детьми;
— умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;
— высокая степень личной ответственности;
— самоконтроль и уравновешенность;
— терпимость, безоценочное отношение к людям;
— интерес и уважение к другому человеку;
— стремление к самопознанию, саморазвитию;
— оригинальность, находчивость, разносторонность;
— требовательность к себе и другим;
— наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).
Слагаемые педагогического мастерства:
*прежде всего, умение организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний.
*Умение учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке: для него домашнее задание — это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытных учителей — в умении управлять деятельностью учащихся.
*Умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке.
*Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность;
*Умение по внешним признакам поведения ученика определять его душевное состояние. Этого нельзя не учитывать при выборе педагогического действия. Это составляет основу педагогического такта и занимает важнейшее место в педагогической деятельности.
*Реформирование системы образования в стране неизбежно приведет широкому применению качественно новых технических средств обучения, в первую очередь компьютерной техники. Ясно, что учителю надо иметь собственные разработки. Готовя их, он может учесть и объем знаний в соответствии с государственным образовательным стандартом, и содержание выбранного для изучения истории учебника, и возможности учащихся, и др.
«Не ждать, а действовать!» — именно этот девиз стал основой действительности тех учителей, которые реально оценивают задачу дня,
Анализируя стратегические задачи обновления системы образования, можно выделить пять основных групп задач, которые отражают базовую компетентность современного учителя:
1. Видеть ученика в образовательном процессе. Данная задача особенно ярко возникает, при переходе на профильное образование. Учитель должен помочь ученику выстроить его индивидуальный образовательный маршрут с учетом его способностей, желаний и устремлений.
2. Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования. Коренное повышение качества образования непосредственно связано с содержанием. Но с появлением вариативности среднего образования учителю необходимо ставить перед собой и учащимися цели, характерные именно для определенного уровня образования (базовая программа, углубленное изучение, профильная подготовка).
3. Устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса. Современные требования к специалистам в различных областях говорят о необходимости интегрирования знаний из различных областей и об умении проектировать ситуацию и решения. Т.о., учителю школы необходимо в процессе обучения учащихся использовать все эти технологии (интреграцию, проектирование, моделирование и т.д.).
4. Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду. В современных условиях построение образовательного процесса в традиционных кабинетах выглядит нерентабельно. Необходимо использовать коммуникационные и информационные технологии образовательной среды.
5. Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.Теоретический анализ педагогической литературы показал, что на современном этапе развития среднего образования к деятельности учителя предъявляются новые требования. Требования эти определяются в первую очередь требованиями достижения нового качества образования, которое, в свою очередь, определяется тем, насколько полученное образование обеспечивает выпускнику школы успешную жизнедеятельность в условиях неопределенности современного общества. В этой связи усиливается необходимость реализации субъектного подхода в обучении, обеспечения безусловного права каждого ребенка активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную жизнь.
Функции учителя и требования к нему
ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ
Педагогическая деятельность – одна из сложнейших областей человеческого труда. Исходяиз задач, которые призван решать учитель, его важнейших для общества функций и сложности его деятельности общество предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным чертам учителя. Назовем наиболее существенные личностные качества, которыми должен обладать учитель :
1) моральная закаленность, политическая зрелость, высокая сознательность;
2) высокоразвитое чувство социальной ответственности; благородство, интеллектуальное совершенство и моральная чистота, т. е. соответствие тому нравственному идеалу, который общество хочет воплотить в детях;
3) самообладание, выдержка.
Основные требования общества к профессиональным характеристикам учителя могут быть сформулированы следующим образом:
1) общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
2) глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;
3) фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке; владение методикой обучения и воспитания; любовь к делу, умение передать свою увлеченность детям; творческое отношение к работе;
4) знание детей, умение понимать их внутренний мир, педагогический оптимизм;
5) владение педагогической техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения и т. д.) и педагогическим тактом;
6) постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.
Важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы в наибольшей степени соответствовать этим требованиям.
В процессе педагогической деятельности учитель выступает, с одной стороны, как лицо, уполномоченное обществом воспитывать детей и реализовывать заданные обществом цели, содержание, основные способы и формы воспитания. И в этой роли он большей частью успешно добивается того, чтобы воспитание было подлинно гуманистическим и эффективным. С другой стороны, учитель выступает в педагогической деятельности как индивидуальность (и эта его характеристика намного полнее, чем узкопрофессиональная). Проявляя свою индивидуальность, учитель не всегда может оказаться на том высоком уровне, которого ждет от него общество. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема психологопедагогической подготовки будущих учителей, реализации их сложнейших функций.
Функции учителя и требования к нему
Успешное решение задач национального воспитания непосредственно связано с совершенствованием подготовки педагогов, их профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Ни одна другая профессия не ставит таких в требований к человеку, как профессия педагога, учителя, воспитателя. Педагог обязан быть яркой, неповторимой личностью, носителем общечеловеческих ценностей, глубоких и разнообразных знаний, высокой культ. Ури; стремиться к воплощению в себе человеческого идеаллу.
Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду у объективных судей — своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования ги к личности учителя, его морального облика. Требования к учителю — это императивная система профессиональных качеств, которые определяют успешность педагогической деятельностиі.
Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональных технологиях, вторая ее половина — искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу — наличие педагогических способностей. При этом возникает вопрос: существуют специальные педагогические способности?
Вопрос о педагогических способностях находится в стадии разработки. Педагогические способности — это качества личности, интегрирована выражаются в наклонах к работе с детьми, любви к детям, получение удовольствия от общения с ними. Выделены основные группы способностей
1. Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учеников, привлечь их к труду, распределять обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и тд
2. Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно излагать учебный материал, стимулировать развитие познавательных х интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т.д.
3. Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в душевный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики
4. Коммуникативные способности, которые проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения
5. Суггестивные способности, которые проявляются в умении учителя осуществлять эмоциональное воздействие на учащихся
6. Исследовательские способности проявляются в умении познавать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы
7. Научно-познавательные способности предусматривают усвоение научных знаний в своей области
Научные исследования последних лет показали»ведущие»и»вспомогательные»способности. К ведущим относятся: педагогическая бдительность (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные могут быть и отнесена к вспомогательнымднесена до допоміжних.
Многие специалисты разделяют мнение о том, что отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсировано развитием других важных профессиональных качеств — трудолюбия, честного и серьезного отношением ния к своим обязанностям, систематической и постоянной работы над собо.
Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны признать важной предпосылкой овладения педагогической профессией, но не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имею кая блестящие задатки, так и не стали педагогами, и сколько поначалу казалось бы малоспособных окрепли, вознеслись к вершинам педагогического мастерства. Педагог — это всегда большой трудивныик.
Поэтому важнейшими профессиональными качествами педагога должны быть признаны: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение определить цель, выбрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, от дповидальнисть стремление постоянно повышать качество своего труда.
В условиях перехода к рыночным отношениям особую значимость приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе си. К этим качествам относятся: человечность, доброта, терпение, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность во, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культур и ряд других
Обязательное для учителя качество — гуманизм, т.е. отношение к развивающей личности как к высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения складываются я из интереса к личности ученика, из сострадания к ученику, помощи ученику, уважения к его мнению, личностей его развития, с высокой требовательности к его учебной деятельности, заботы о развитии йог в личности. Учащиеся видят эти проявления и сначала подражают их бессознательно, а затем постепенно приобретают опыт гуманного отношения к людией.
Учитель — это всегда активная, творческая личность. Он является организатором повседневной жизни школьников. Возбуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности принадлежит решающее значение. Педагогическое. Руководитель д.психол.н водство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив обязывает воспитателя бытьти изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельного решения любых ситуаций. Педагог — близкий и доступный образец для подражания, побуждающий учащихся следить за ним, равняться на него
Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже в самые неочикуваниших обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранять за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и безпора адности ученики не должны чувствовать и видеть. Еще. АСМакаренко отмечал, что учитель без тормоза — испорченная, неуправляемая машина. Это нужно помнить всегда, контролировать свои действия и поведение, не опускаться в образ на учащихся, не нервничать по мелочиібниць.
. Душевное чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий чувствовать состояние учащихся, их настроение, своевременно прийти на помощь тем, кто больше всего нуждается. Естественное состояние педагога — профессиональная забота о су участниками и будущее своих воспитанников. Такой учитель осознает свою личную ответственность за судьбу подрастающих поколенийнь.
Неотъемлемая профессиональная черта учителя — справедливость. По роду своей деятельности учитель должен систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому необходимо, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников. Именно эти суждения свидетельствуют ь об объективности воспитателя. Ничто так не укрепляет моральный авторитет педагога, как его умение быть объективным. Предвзятость, субъективизм учителя очень вредят делу воспитания. Воспринимая учащихся сквозь ь призму собственных оценок, необъективный педагог становится пленником схем и указаний. К обострению отношений, конфликта, невоспитанности, сломанной судьбы — рукой подать подати.
Воспитатель обязан требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования должен предъявлять учитель, прежде всего, к себе, потому что нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна бы быть разумной. Мастера воспитания учитывают возможности развивающей личностейості.
Воспитателю должно быть присуще чувство юмора. В его арсенале шутка, пословица, удачный афоризм, улыбка — все это позволяет создать в классе положительный эмоциональный фон, заставляет школьников смотреть на себя и на ситуацию с комического стороны
Отдельно нужно остановиться на такте педагога как особого рода умение строить свои отношения с воспитанниками
. Педагогический такт — это соблюдения чувства меры в отношениях с воспитанниками. Такт — это концентрированное выражение ума, чувств и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта является уважение к воспитаннику. Понимание своих воспитанников предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации
Личностные качества в учительской профессии неразделимы с профессиональными. К последним обычно относят приобретенные в процессе профессиональной подготовки и связанные с получением специальных знаний, умений, способе ей мышления, методов деятельности. Среди них:: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического пр раке, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения ^ риторских искусств и другие качества
. Увлечение наукой — обязательное учительская качество. Научный интерес помогает учителю формировать уважение к своему предмету, не терять научной культуры, видеть и учить учеников видеть связь своей науки с общими п процесс человеческого развитияу.
. Любовь к своей профессиональной работы — качество, без которого не может быть педагога. Составляющими этого качества является добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педа агогичнои квалификацииї.
Особенность современного учителя, воспитателя в значительной степени определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педа. Агого должен быть и носителем высокой индивидуальной культуры. Учитель всегда является наглядным образцом для учащихся, своеобразным эталоном поступки и поведениенки.
Идеальный педагог должен обладать следующими качествами:
. Специалист — знание педагогической теории, владение педагогическим мастерством, знание психологии, владение технологиями обучения и воспитания, умение рационально организовать труд, любовь к делу, любовь к. УЧН нов, вера в человека, педагогические способности, общая эрудиция, терпение, оптимизм, эмпатия, выдержка, находчивость, быстроту и точность реакции, душевная щедрость, эмоциональная уравновешенность, уме ния детей, желание работать с детьми, ясность и убедительность речи, требовательность, тактичность, самообладание, справедливость, организаторские умения, общительность, умение слушать.
. Работник — умение определять цель и достичь ее, распределять время, систематическое и планомерное повышение квалификации, направленность на повышение производительности труда, способности к творчеству, всесторонняя образованные ость, умный оптимизм, умеренный скептицизм, желание трудиться, преданность делу, умение работать в коллективе, настойчивость, дисциплинированность, ответственность, активность, ориентация на произ их ситуациях, умение распределять работу, готовность нести ответственность.
. Человек — высокие моральные качества, активное участие в общественной жизни, активная жизненная позиция, личный пример в семье во всем, уважение к законам государства, национальное достоинство, патриотизм, готовность к защиты Украины, крепкое здоровье, здоровый образ жизни, гуманизм, духовность, религиозность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своему ди.
Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
Требования к учителю
Рис. 17. Качества педагога
Люди всегда предъявляли к учителю повышенный спрос, хотели видеть свободным от всех недостатков. В уставе львовской братской школы 1586 г. было записано: «Дидаскал или учитель сея школы мает быти благочестив, разумен,
смиренно мудрый, кроток, воздержливый, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не чародей, не басносказитель, не пособитель ересям, но благочестиво поспешитель, образ благий во всем себе представляющий не в ситцевых добродетелях, да будут и ученицы, яко учитель их». В самом начале XVII в. сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я.А. Коменский рассудил, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учеников и личным примером воспитывать у них человечность.
Учителя должны быть образцом простоты — в пище и одежде; бодрости и трудолюбия — в деятельности; скромности и благонравия — в поведении; искусства разговора и молчания — в речах, подавать пример «благоразумия в частной и общественной жизни». С профессией учителя совершенно несовместимы лень, бездеятельность, пассивность. Хочешь изгнать эти пороки из учащихся, прежде избавься от них сам. Кто берется за наивысшее — воспитание юношества, тот должен познаться и с ночным бодрствованием и тяжким трудом, избегать пиров, роскоши и всего, «что ослабляет дух».
Я.А. Коменский требует, чтобы учитель внимательно относился к детям, был приветливым и ласковым, не отталкивал от себя детей своим суровым обращением, а привлекал их отеческим расположением, манерами и словами. Учить детей нужно легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно».
«Плодотворным лучом солнца для молодой души» назвал учителя К.Д. Ушинский. Учитель русских учителей предъявлял к наставникам исключительно высокие требования. Он не мыслил себе учителя без глубоких и разносторонних знаний. Но одних знаний мало; «главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением». Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности.
В ряду требований к современному педагогу на ведущее место возвращается духовность. Своим личным поведением, отношением к жизни наставник обязан подавать пример духовной жизни, воспитывать учеников на высоких идеалах человеческих добродетелей, истины и добра. Сегодня многие общины требуют, чтобы учитель их детей был верующим человеком, которому они могли бы доверить нравственное воспитание своих чад.
Важное требование к учителю — наличие педагогических способностей -качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учениками, любви к детям, получению удовольствия от общения с ними. Часто педагогические способности
сужаются до умения выполнять конкретные действия — красиво говорить, петь, рисовать, организовывать детей и т.п. Выделены следующие виды способностей.
Организаторские — умение учителя сплотить учеников, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т.д.
Дидактические — умение подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т.п.
Рецептивные — умение проникать в духовный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
Коммуникативные — умение учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
Суггестивные заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников.
Исследовательские воплощаются в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
Научно-познавательные сводятся к способности усвоения учителем новых научных знаний в области педагогики, психологии, методики.
К ведущим способностям, по результатам многочисленных опросов, относятся педагогическая зоркость (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные сводятся к разряду сопутствующих, вспомогательных.
Многие специалисты склоняются к выводу, что отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсировано развитием других профессиональных качеств — трудолюбия, честного отношения к своим обязанностям, постоянной работой над собой.
Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны признать важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имея блестящие задатки, так и не состоялись как педагоги, и сколько поначалу малоспособных студентов вознеслись к вершинам педагогического мастерства. Педагог — это всегда труженик.
Поэтому важными профессиональными качествами его мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.
На наших глазах происходит заметная трансформация учебных заведений в производственные учреждения, предоставляющие «образовательные услуги» населению, где действуют планы, контракты, случаются забастовки, развивается
конкуренция — неизбежный спутник рыночных отношений. В этих условиях особую важность приобретают те качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками для создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду их человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность отзывчивость, эмоциональная культура и др. Обязательное для учителя качество — гуманизм, т.е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманность слагается из интереса к личности, сочувствия ей, помощи, уважения ее мнения, знания особенностей развития, высокой требовательности к учебной деятельности и озабоченности ее развитием. Ученики видят эти проявления, следуют им сперва неосознанно, приобретая со временем опыт гуманного отношения к людям.
Учитель — это всегда творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учеников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог — образец для подражания, побуждающий детей следовать за ним.
Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранять за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности, беспомощности воспитателя ученики не должны чувствовать и видеть.
Душевная чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учеников, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние педагога -профессиональное беспокойство и личная ответственность за настоящее и будущее своих питомцев.
Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справедливость. По роду своей деятельности он вынужден систематически оценивать знания, умения и поступки учеников. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников. По ним они судят об объективности воспитателя. Ничто так не
укрепляет нравственного авторитета педагога, как умение быть объективным. Предубежденность, предвзятость, субъективизм очень вредят делу воспитания.
Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде всего предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной, с учетом возможностей развивающейся личности.
Нейтрализовать напряжение в ходе педагогического процесса помогает воспитателю чувство юмора: веселый педагог обучает лучше угрюмого. В его арсенале шутка, пословица, афоризм, дружеская подковырка, улыбка — все, что позволяет создать положительный эмоциональный фон, заставляет школьников посмотреть на себя и на ситуацию с комической стороны.
Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога — соблюдении чувства меры в общении с учениками. Такт — это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной его выступает уважение к личности воспитанника. Это предостерегает учителя от бестактности, подсказывает ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.
Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и др. Любовь к своему труду — качество, без которого не может быть педагога. Слагаемые его — добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей квалификации.
Личность современного учителя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать.
Учитель являет собой наглядный образец для подражания, своеобразный эталон того, как следует себя вести.
В начальной школе учитель — идеал, требования его — закон. Что бы там ни говорили дома, категорическое «А Марья Ивановна сказала так» моментально снимает все проблемы. Увы, идеализация учителя продолжается недолго и имеет тенденцию к сокращению. Помимо всего прочего, сказывается влияние дошкольных учреждений: дети видят в учителе того же детсадовского воспитателя.
.Ученики 3 класса пишут сочинение «Учитель». Интересно, что они пожелают учителям, на какие качества обратят внимание?
Сельские школьники единодушно согласились, что их учительница превосходный мастер своего дела. У многих ребят к этому времени уже складывается свой образ учителя. Большинство видят в нем самого доброго человека, понимая под добротой конкретные поступки: не ставит двойки, не задает домашних заданий на воскресенье, отвечает на все вопросы, хвалит за хорошие ответы, говорит родителям больше хорошего, чем плохого: «чтобы мама, придя домой после родительского собрания, не сердилась».
Небезынтересно отметить, что качества «хороший» и «добрый» отождествляются: хороший учитель обязательно добрый, добрый — всегда хороший. Кроме того, учитель должен быть умным — «чтобы все знал и сразу отвечал на все вопросы». Он любит детей, а дети любят его. Учитель самый справедливый человек: ставит правильные, заслуженные оценки и лучшим ученикам в конце четверти «. не подставляет оценок, которых у них не было». Весьма ценится сдержанность: «чтобы не кричал не разобравшись», «выслушивал ответы до конца». А кроме того учитель: аккуратный (подразумевается красота учителя, вкус в одежде, прическе), умеет интересно рассказывать, вежливый, скромный, строгий («чтобы ученики боялись и любили (!) учителя»), знает материал («а не так, чтобы ученики исправляли на доске ошибки»), ласковый как мама, бабушка, веселый как сестра, требовательный («потому что я могу учиться на „4″ и „5″, а учитель не спрашивает и мало требует, я и не учусь»), 15 учеников из 150, писавших сочинение, хотели, чтобы учителя не ставили двоек в дневник за то, что нечаянно забыл форму или тапочки, сломал ручку или вертелся на уроке: «а то мама сердится и даже бьет».
Гуманистическая школа напрочь отвергает дидактогению — черствое, бездушное отношение к детям. Дидактогения — явление древнее. Еще в старину поняли ее пагубное влияние на обучение и был даже сформулирован закон, согласно которому бездушное отношение учителя к ученику непременно приведет к отрицательным последствиям. Дидактогения — уродливый пережиток прошлого.
Теперь в школах не бьют, не унижают, не оскорбляют, а дидактогения. осталась. Ю. Азаров рассказывает об учительнице, которая на уроках главное место отводила «порядку»: «Дети, сесть!», «Дети, руки!», «Выровняться!» Несколько лет подряд ее ставили в пример: владеет дисциплиной, умеет организовывать ребят, держит класс в руках. Вот это — «держать в руках» — наиболее точно характеризует сущность ее, увы, дидактогенического метода.
Болью проникнуты слова известного грузинского педагога Ш. Амонашвили, призывающего преобразовать дело обучения на началах гуманности. В одной из статей он вспоминает свои школьные годы, о том, с каким волнением и предчувствием неладного раскрывал возвращенную учителем тетрадь. Красные линии в ней никогда не приносили радости: «Плохо! Ошибка! Как тебе не стыдно! На что это похоже! Вот
тебе за это!» — так озвучивалась голосом моего педагога каждая красная черточка. Ошибки, обнаруженные им в моей работе, всегда пугали меня, и я был не прочь выбросить тетрадь или, в лучшем случае, вырвать из нее зловещую страницу, заполненную этими, как мне казалось, бранящими меня знаками педагога. Порой я получал тетрадь, которая была испещрена не просто черточками, птичками (в сказках птички обычно вещают о чем-то хорошем, радостном, таинственном), а вдоль каждой строки были проведены волнистые линии, как искривленные от злости нервы моего учителя. Если в этот момент, когда он исправлял мою работу, я оказался бы рядом, то, наверное, такими же красными полосками он украсил меня самого.
. Но почему я тогда называюсь «учеником», если должен выполнять все задания только без ошибок? — думал я в детстве. Неужели учителя всего мира сговорились между собой охотиться и тешиться над ошибками своих учеников? Тогда можно предвидеть, как мы, дети, их баловали: ежедневно мы в своих рабочих и контрольных тетрадях допускали, по всей вероятности, несколько миллионов ошибок! «Учитель! -взывает Ш. Амонашвили. — Если ты хочешь усовершенствовать и преобразовать свою методику воспитания на началах гуманности, то не забывай, что ты сам когда-то был учеником, и добивайся того, чтобы твоих воспитанников не мучили те же самые переживания, что мучили тебя».
Ни одна профессия не предъявляет к человеку таких высоких требований, как учительская. Посмотрим на итоговую таблицу профессиональных качеств (см. рис. 17), попытаемся «примерить» их на себя и увидеть, как много еще надо поработать над собой, чтобы смело войти в класс и сказать: «Здравствуйте, дети, я ваша учительница».
Требования к личности педагога-наставника в процессе духовно-просвещенческого воспитания студентов
Рубрика: 1. Общая педагогика
Статья просмотрена: 1170 раз
Библиографическое описание:
Кинжаева Г. С. Требования к личности педагога-наставника в процессе духовно-просвещенческого воспитания студентов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. С. 12-14. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3951/ (дата обращения: 03.03.2019).
В данной статье раскрывается роль преподавателя-наставника в духовно-нравственном воспитании и интеллектуальном развитии студентов, определены и охарактеризованы требования, предъявляемые педагогу высшей школы в подготовке будущих специалистов, обозначены дидактические принципы деятельности преподавателя в указанном выше направлении.
Особо подчеркнута необходимость осуществления педагогического сотрудничества со студентами, обучения их навыкам культуры общения.
Ключевые слова: педагогическое воздействие, духовно-просвещенческое воспитание, педагог-наставник, требования, принципы, современные знания, нравственные качества, убеждения, культура общения.
Государственная политика в области подготовки кадров направлена на формирование всесторонне развитой личности гражданина Республики Узбекистан путем интеллектуального и духовно-нравственного воспитания учащихся в системе непрерывного образования. В данном процессе обучающиеся овладевают знаниями, осуществляется их интеллектуальное и творческое развитие, реализуется право на труд по специальности.
Основным условием духовно-просвещенческого воспитания студентов является педагогическое воздействие на них преподавателей-наставников и полное доверие к справедливости их требований.
В духовно-просвещенческом воспитании от каждого педагога-наставника требуются высокий интеллектуальный уровень, находчивость, терпение, преданность своей профессии. Кроме того, педагогу необходимо постоянно быть в поисках нового, накапливать знания и опыт, уметь разъяснять студентам сложные вопросы, разделять с ними их чувства, отслеживать динамику их развития и в трудных ситуациях оказывать студентам практическую помощь. Ведь учитель-основной исполнитель заказа общества по обучению и воспитанию молодого поколения, поэтому он должен отвечать общественным требованиям и соответствовать всем своим обликом идеалам общества. Анализ научной литературы и состояния педагогической практики позволяет обозначить требования к педагогу. Они состоят в следующем:
1. Учитель обладает педагогическим призванием, проявляет творчество в своей деятельности, с любовью относится к своим воспитанникам.
2. Учитель владеет религиозными и светскими знаниями, имеет авторитет как высоконравственная личность.
3. Имеет твёрдые убеждения и свои позиции относительно разных теорий и течений, уверен в развити независимого Узбекистана как государства со светлым бущуим.
4. Является истинным патриотом и воспитывает учащихся в таком же духе.
5. Обладает глубокими знаниями в области педагогической профессии — по психологии, педагогике и другими научно-теоретическими и практическими знаниями.
6. Любит студентов, учитывает их психические, возрастные и индивидуальные особенности, вникает в их проблемы.
7. Свободно и творчески мыслит, строгий и справедливый.
8. Этически выдержанный и вежливый по отношению к студентам, воспитывает у студентов культуру поведения.
9. Завоевал доверие других к своим словам и поступкам, пользуется авторитетом.
10. Хороший оратор, логически мыслит, грамотно, четко и последовательно доносит до студентов научно-познавательную информацию.
11. Обладает высокой культурой, развитым эстетических вкусом, является образцом для воспитанников.
В современных условиях человек с новым мышлением должен прежде всего иметь чувство гражданского долга. Следовательно, педагог-наставник должен предусмотреть в системе воспитания направление формирования у студентов гражданской позиции.
Основной духовно-просвещенческой задачей остается вооружение молодого поколения глубокими специальными знаниями, расширение общего кругозора студентов. В связи со всё возрастающим информационным потоком на преподавателя возлагается функция отбора наиболее востребованных знаний.
В обучении студентов современным знаниям педагог-наставник должен опираться на следующие дидактические требования:
— направлять студентов на выяснение учебных или воспитательных вопросов путем обсуждения, находить решения проблем в дискуссиях;
— ориентировать учащихся на восприятие, осмысление и усвоение предлагаемых преподавателем знаний;
— заучивать наиболее важные понятия, положения;
— обучать других знаниям, которые освоил сам;
— доводить до осознания студентами роли науки в развитии общества;
— стимулировать интерес студентов к знаниям;
— создавать условия для выяснения любых вопросов (без стеснения) по изучаемой теме;
— повторение тем, разделов для более глубокого усвоения знаний;
— объяснение преимуществ системного изучения знаний;
— поощрение стремлений студентов к полноценному и глубокому усвоению знаний.
Чтобы соответствовать данным требованиям, преподаватель должен владеть профессиональными знаниями, профессиональными способностями, педагогической этикой и педагогической техникой. Современного учителя характеризует широта мировоззрения, свободное изложение сути происходящих явлений, повышение своего профессионального уровня, стремление заинтересовать учащихся научно-технической и практической деятельностью, использовать новые педагогические технологии. Кроме того, преподаватель призван соблюдать педагогическую этику, с уважением и вниманием относиться к воспитанникам владеть знаниями в области общей культуры, литературы и искусства.
В педагогической деятельности учителя-наставника важное место занимают его нравственные качества, в особенности они важны в духовно-просвещенческом воспитании. Усвоив общечеловеческие и национально-нравственные ценности, педагог может применять их в собственной деятельности, соотнося с общепринятыми нравственными нормами и критериями. В процессе проведения учебных занятий, воспитательной работы, в повседневном общении нравственные убеждения, ставшие лычными качествами наставника, оказывают положительное воздействие на студентов, так как в основе педагогической этики учителя лежат гуманизм, любовь к Родине, национальное достоинство, справедливость, доброта, чувство долга и ответственности, искренность, правдивость, требовательность и другие качества.
В духовно-просвещенческом воспитании особое значение имеет культура общения преподавателя со студентами. Как правило, образцом такого общения является сам преподаватель. На его примере студенты стараются приблизиться к идеалу в культурном общении.
Понимание общественного долга также является одним из показателей нравственного облика педагога. Этот аспект вбирает в себя соблюдение законов, уважение прав и свобод других людей, бережное отношение к истории народа Узбекистана, культуре и духовному наследию, охрану окружающей среды, верность своему долгу перед обществом. Учитель-наставник должен обладать гражданским самосознанием, высокой дисциплиной, быть скромным, гуманистичным, уметь контролировать свои поступки и объективно оценивать себя.
Долг учителя-наставника — выполнять возложенные на него функции по обучению и нравственному воспитанию учащейся молодежи. Выполнение данной функции зависит от того, какие отношения складываются у педагога с его коллегами, студентами, родителями, насколько он ответственен перед педагогическим коллективом и обществом за свою деятельность.
Но в первую очередь учитель-наставник должен быть требователен к самому себе, тогда и требования по отношению к студентам будут оправданными и эффективными. Понятия справедливости включает в себя объективность, правдивость, нравственную основу, поэтому считается проявлением духовности.
В исламском учении справедливость признается высокой ценностью «Сила в справедливости» — этот призыв (лозунг) был ведущим в государственном управлении Амира Тимура и неуклонно выполнялся.
Справедливость — одно из обязательных требований во взаимоотношениях между людьми. Оценка «справедливый» по отношению человеку означает умный, рассудительный, достойный и мужественный человек, умеющий держать своё слово и отстаивать своё мнение. Справедливый человек, с чистой душой, выдержанный, не склонный к конфликтам, пользующийся доверием среди людей.
Для того, чтобы быть воспитанным и человечным, надо быть справедливым. Справедливость проявляется в вежливом обращении с другими людьми. Справедливость и человечность предостерегают людей от дурных поступков и ошибок и направляют их на правильный путь.
Справедливый человек не причинит зла другим. Он действует с умом и рассуждает логично. Справедливость преподавателя проявляется в его объективности, в духовном воспитании студентов, отношении к общественной работе, оценивании знаний студентов. Справедливость учителя во многом влияет на эффективность процесса воспитания, так как студенты воспринимают его как объективного, бескорыстного человека, которому можно доверять.
В процессе воспитания педагогу следует постоянно наблюдать за изменениями в поведении студентов, их развитием, оказывать поддержку в их увлечениях и стремлениях и, прежде всего справедливо оценивать. При этом, если оценивая знания и способности студентов, преподаватель не принимает во внимание условия и мотивацию поведения, он может оказаться несправедливым. Несправедливость больше всего «ранит» душу человека, ущемляет его достоинство, порождает недоверие к воспитателям. Из этого следует, что учитель в каждом слове, каждом поступке должен быть образцом справедливости.
К этому требованию добавляется необходимость быть высоко-образованным, честным, искренним.
Совершенно очевидно, что помимо глубокого знания своего предмета, учитель должен обладать широкими познаниями в других науках, ибо, первое, за что студенты ценят педагога — это за его научную компетентность. Профессия педагога требует постоянной работы над собой, обновления и пополнения профессиональных и общих знаний. Кругозор учителя охватывает знания идеологической жизни, художественной литературы, информацию из области театра, кино, телевидения, спорта, разных видов искусства. Преподаватель должен не только сам владеть этими знаниями и информацией, но и уметь донести их до, студентов, разъяснить ценность всех знаний.
Честность также относится к числу нравственных качеств, присущих педагогу. Она (честность) проявляется, прежде всего, в сознательном выполнении своих профессиональных задач в соответствии с высокими требованиями. Правдивость, искренность очень близко при мыкают к другим моральным качествам учителя.
В комплексе все названные выше качества создают духовно-нравственный облик педагога, деятельность которого имеет огромное общественно-политическое значение.
Итак, основными критериями при подготовке будущих учителей должны выступать, наряду с уровнем профессионального развития, сформированность таких качеств, как ответственность, справедливость, достоинство, доброта, честность, правдивость, скромность, объективность и ряд других.
Важной специфической стороной учителя-наставника является его духовно-политическая убежденность, поскольку вся педагогическая деятельность опирается на определенные убеждения и нравственные принципы. Мировоззрение учителя, его педагогическая теория воплощаются в практической деятельности в образовательном учреждении. Она направлена на формирование у учащейся молодежи преданности Родине, трудолюбия, честности и порядочности, скромности, нравственной чистоты, нетерпимости к противоправным действиям. Педагог стремится к тому, чтобы эти качества стали внутренней потребностью молодежи. В своей работе учитель не довольствуется достигнутыми успехами, он старается узнавать новое, повышать свой профессиональный уровень. Для учителя имеет большое значение завоевание авторитета у студентов. В свою очередь авторитет преподавателя — это гарантия успеха нравственного совершенствования студенческой молодежи.
Важным фактором воздействия на сознание учащихся является речь учителя-наставника, так как в его речи отражается интеллектуальный потенциал педагога, его образ мышления, его эмоциональная сфера, интересы. В речи преподавателя может звучать оптимизм, радость, возвышенность души, любовь, ненависть, презрение и другие чувства. Кроме того, влияние на слушателей оказывают интонация, тембр голоса, чистота звука, смысловые оттенки-несогласие, утверждение, уверенность, сомнение. Поэтому для учителя очень важно следить за своей речью и при необходимости совершенствовать её.
Речь учителя — один из важных показателей его педагогической культуры.
Речь педагога-наставника обеспечивает:
— установление взаимопонимания и общения между преподавателем и студентом;
— положительное влияние на сознание и чувства стулдентов;
— понимание и полное усвоение знаний.
Педагогическая деятельность требуат от учителя больших усилий, так как в процессе обучения и воспитания ему приходится преодолевать немалые трудности, проявлять выдержку, терпение, принимать взвешенные решения. В ряде случаев преподаватель испытывает психическое давление со стороны студентов из-за проявления ими негативных эмоций. Бывает и так, что преподаватель теряет самообладание в результате недостойного поведения своих учеников. В такой ситуации надо призвать на помощь всю свою волю, чтобы не допустить разрастания конфликта.
Среди волевых качеств педагогов-наставников следует отметить выдержанность, устойчиаость, которые помогают педагогу проявлять строгость и требовательность к студентам в плане оценки их знаний.
Но строгость педагога далжна сочетаться с заботой о студентах и вежливым к ним обращением.
В заключение следует подчеркнуть что педагог-наставник играет исключительную роль в духовно-просвещенческом воспитании, и потому требования к нему сложные и многоаспектные. В основном они выражаются в следующем: овладение глубокими и прочными знаниями в процессе своей деятельности, применение разных граней педагогического мастерства, воплощение в себе высоких нравственных качеств, владение на высоком уровне культурой речи и культурой общения со студентами, идейно-политическая убежденность, воспитание в себе волевых качеств.
1. Ўзбекистон Республикасининг «Таълим тў?рисида»ги ?онуни // Баркамол авлод — Ўзбекистон тара??иётининг пойдевори. — Т.: Шар?, 1997. — 20–29 б.
2. Ўзбекистон Республикаси «Кадрлар тайёрлаш миллий дастури» // Баркамол авлод — Ўзбекистон тара??иётининг пойдевори. — Т.: Шар?, 1997. — 31–61-б.
3. Очилов М. Муаллим — ?алб меъмори (Сайланма). — Т.: Ў?итувчи, 2001. — 432 б.
4. Ochilov M. Yangi pedagogik texnologiyalar. Qarshi, Nasaf, 2001.
5. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс (Учеб.для студ.педвузов: в 2 кн. Общие основы. Процесс обучения). — М.: Владос, 1999. Кн. 1. — 576 с.
6. Профессиональная культура учителя / Пед. ред. Сластенина В. А. — М.: 1993.
7. Тохтаходжаева М. Х., Нишонова С., ?асанбоев Ж. Ю. ва бош?. Педагогика назарияси ва тарихи. 1-?исм. Педагогика назарияси. — Т.: Iqtisod-moliya, 2007. — 380 б.
Формирование национального самосознания студентов на.
Требования к личности педагога—наставника в процессе. . студентами, идейно-политическая убежденность, воспитание в себе волевых качеств. знание, студент, духовно—просвещенческое воспитание, требование.
Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.
Лучшие учителя в этом отношении предъявляют к себе строги требования.
Педагогический оптимизм — необходимое качество хорошего учителя.
Профессия — учитель: Беседы с молодыми учителями./Под ред.В. Г. Онушкина.-М.:Педагогика,1987.
Организация наставничества в школе с молодыми педагогами
Главная задача наставника — помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Наставник необходим следующим категориям педагогов: молодым учителям.
Изменение роли учителя в современной школе | Статья в журнале.
Ключевые слова: роль и функции учителя, новые требования, диагностика учителей.
Высокие личностные качества педагога, его знания и жизненный опыт должны стать для детей
В чем же новизна функций учителя в условиях введения стандарта второго поколения?
Мыслители Востока и Запада о социальной значимости.
Он формирует у молодого поколения не только знания, но и научное мировоззрение
Великий ученый ставит ряд требований перед учителем: в обращении с детьми учитель должен
А для этой цели реформы в области образования и воспитания становятся самой.
Роль учителя в духовно-нравственном воспитании.
и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной
Если обозреть роль педагога—учителя в духовно-нравственном воспитании молодежи, то ей уделяется самое пристальное внимание.
Вклад отечественных ученых в развитие проблемы.
Для решения проблемы воспитания нравственности учителю необходимо не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания. На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Параллель между образованием и воспитанием в современном.
Древние педагоги изначально целью образования и воспитания молодого поколения ставили мудрость, ум, и не просто ум, а большой ум.
— М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании.
Принципы и ценности этики в педагогической деятельности
Педагог может иметь свои симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его работы с различными детьми.
Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в.