Какие пособие могут понадобиться вам на уроках географии

Оглавление:

Методическое пособие для проведения летней практики по географии

Разделы: География

Уважаемые коллеги! Я предлагаю методическую разработку для проведения летней практики по географии. Разработка представлена в двух вариантах: краткое описание и дневник практики. Каждую часть можно использовать по отдельности, а можно и вместе. Некоторые задания можно поменять, убрать, добавить, в зависимости от потребностей и желания учителя.

География это единственный школьный предмет, отражающий действительную картину мира. Областью изучения географии является сама жизнь, то есть то, что окружает детей в их повседневной жизни. Учащиеся, сидя за партами в классе, не всегда понимают, что в их жизни могут присутствовать явления и законы, изучаемые на уроках географии.

Поэтому географическая практика становится важным инструментом в руках учителя. Во время географической практики учащиеся могут применять имеющиеся у них навыки, учиться добывать знания, проводить наблюдения, заниматься измерениями различных объектов природы, анализировать и систематизировать полученный материал. Во время учебных занятий не всегда найдется время для такой работы, поэтому свою методическую разработку я рекомендую для использования в летнее время, для самостоятельной работы. Не зря девизом этой работы я выбрала слова “отдыхая, изучаем”.

Результатом проведения географической практики может быть создание географических атласов небольших участков местности, сбор коллекций и гербариев, накопление фактических материалов, создание выставок, и экспонирование этих работ в кабинетах географии и биологии.

Целью моей разработки является создание такого пособия, которое могло бы помочь учащимся в самостоятельном проведении географической практики, облегчило бы проведение исследований, запись и дальнейший анализ результатов.

Задачами работы является: стимулирование самостоятельной работы учащихся для более глубокого изучения географии, применения накопленных знаний и умений, формированию комплексного подхода к своей работе, использование межпредметных связей.

Современные условия жизни и учебной деятельности вынуждают и педагогов и учащихся по новому взглянуть на процесс обучения, главной задачей которого сегодня является не изложение имеющейся информации, а обучение детей находить, добывать, анализировать и систематизировать самим эту информацию. Данная методическая разработка позволяет учащимся научиться добывать, анализировать и систематизировать информацию об окружающей их действительности. А также использовать простейшие способы изучения природы, хозяйственных объектов, общности людей. В работе описаны способы изготовления простейших приборов, которые учащиеся могут сделать своими руками.

Многие понятия, приемы работы, методы исследования изучаются на уроках географии, но в разработке даются указания по конкретному практическому использованию этих методов и приемов работы.

Свою работу с использованием этой методической разработки я выстроила в систему.
– Учащиеся, закончившие 8 класс, проводят исследования там, где отдыхают летом. В мае всем желающим я в электронном, или печатаном виде я выдаю методические рекомендации и дневник летней практики.
– В сентябре ребята приносят свои черновики и фотографии. В течение осени-зимы мы оформляем работы.
– В марте проходит публичная защита работ. На защите присутствует педагогический коллектив и учащиеся 8 классов. Лучшие работы засчитывались в качестве сдачи экзамена по выбору, в данном случае по географии, за курс 9 класса. Сейчас ГИА. Учащиеся 8 класса получают представление о том, какую работу можно провести летом.
– В мае для всех желающих восьмиклассников проводится трехдневная географическая практика в Кузьминском лесопарке. В ходе этой практики дети осваивают основные методы географических исследований.
– В конце учебного года я выдаю им методические рекомендации и дневник практики. Летом они самостоятельно проводят исследования.

Данное методическое пособие было апробировалось в школе № 2011 в течение 2008–2009, 2009–2010 учебных годов. За это время были выполнены несколько работ, две из которых приняли участие в “Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” 2009-2010 уч. года”. Это работы: “Мое любимое место России” Фирсова Ольга и “Географическое исследование окрестностей поселка Морское, в Крыму” Левин Юрий. Работа Фирсовой Ольги “Мое любимое место России” также участвовала в окружном конкурсе проектов по географии, проводимом НМЦ ЮВАО в 2010 году, где заняла призовое место.

Летом 2010 года группа учащихся 8–9-х классов проводила летнюю географическую практику на Вотчине Деда Мороза, в городе Великий Устюг.

Отличительной чертой данной разработки является ее практическая направленность, комплексность описываемых форм и методов исследований, а также наличие алгоритма проведения исследований. В ней присутствуют описания действий, подсказки, заготовки для проведения работы.

Мне бы очень хотелось, чтобы моя работа была полезна учителям географии и учащимся в изучении нашей планеты, нашей страны и моего любимого школьного предмета.

Методическое пособие для проведения летней практики по географии.

  1. Составление топографической схемы.
  2. Сбор коллекции горных пород и минералов.
  3. Наблюдение за погодой.
  4. Изучение природного растительного покрова.
  5. Исследование водного объекта (реки, озера, пруда, водохранилища …).
  6. Изучение почвенного покрова.
  7. Изучение животного мира.
  8. Изучение распространения культурных растений.
  9. Знакомство с предприятием.
  10. Изучение поло-возрастного состава населения.

1. Для составления топографической схемы необходимо определить направления на разные обьекты, в радиусе 2 – 3 километра от дома, и измерить расстояния до них. Все данные нужно записать в виде схемы. Сделать несколько фотографий (обьекты, до которых измерялись расстояния, процесс работы, способы ориентирования).

2. Собирая коллекцию горных пород, описать местность, где была сделана находка, и указать это место на карте. Все образцы пронумеровать. Нужно сделать несколько фотографий мест сбора образцов, и процесса работы.

3. В течение месяца вести наблюдения за погодой, отмечая:
– температуру воздуха (в одно и то же время, в тени, на небольшой высоте) ;
– состояние неба (% занятости облаками и их вид);
– количество и вид атмосферных осадков;
– направление ветра;
– необычные природные явления;

Нужно сделать несколько фотографий процесса наблюдения за погодой и необычных природных явлений.

4. Для изучения природного растительного покрова необходимо выбрать несколько площадок. В выбранном месте (на лугу, в лесу, на поляне) отмерить квадрат 10м х 10м, и в этом квадрате пересчитать одинаковые растения. Одновременно собирая гербарий и фотографируя незнакомые растения. Таких площадок должно быть 2–3, в разных местах. Исследуемые места отметить на топографической схеме.

5. Исследуя водный объект, попытаться определить какого он происхождения, природного или искусственного.
– Изучая реку, определяем ее ширину, промеряем глубины (веревкой с грузом через каждый метр), определяем скорость течения (отмерив на берегу 10 метров, бросаем в реку легкий, не тонущий предмет и засекаем время), определяем прозрачность воды (опуская в воду белый предмет на веревке – нужно отметить глубину, на которой он перестанет быть виден).
– Изучая озеро, пруд … определяем примерную площадь, сточное оно или бессточное, прозрачность воды. Все исследования сопроводить фотографированием.

6. Для изучения почвенного покрова нужно выбрать два места. Одно в естественных условиях (лес, луг, пойма реки), другое в искусственных “культурных” условиях (поле, огород).
В природных условиях – выкопать яму глубиной 40–60 см, сделать ровные края. Измерить толщину слоев разного цвета и структуры. Сфотографировать почву и себя за работой. Яму потом засыпать.
В культурных условиях определить механический состав. Для этого кусочек влажной почвы скатать колбаской и попытаться согнуть. Глинистая легко скатается и согнется не потрескавшись. Супесь и суглинок будут скатываться колбаской, но согнуть их не удастся. Песчаную почву даже скатать не удастся. Все получившиеся результаты сфотографировать. На топографической схеме указать места проведения исследований.

7. По возможности пронаблюдать животных, их следы, голоса. Все сфотографировать или записать.

8. Изучить выращиваемые в округе сельскохозяйственные растения. Сфотографировать, собрать гербарий. На топографической схеме указать где, что растет.

9. Если в округе есть предприятие – познакомиться с его работой (что выпускает, особенности технологического процесса, профессии, уровень зарплат).

10. Провести исследование поло-возрастного состава людей.
В течение одного дня отмечать повстречавшихся людей – их пол и примерный возраст (по категориям 0–10, 10–20, 20–30, …).

По результатам практики будет создан географический атлас места Вашего отдыха.
Необходимо знать правильное и полное название этого места.

  1. И.А.Верба, Я.Б.Галкин, А.П.Радищев, Р.А.Розенфельдт, В.В.Титов Туристско-краеведческие кружки в школе. “Просвещение” 1988 г.
  2. Курилова В.И. Туризм учебное пособие для педагогических институтов.
  3. Зотова А.М. Проектная деятельность при изучении курса географии в основной школе. МИОО.
  4. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии 6 класс.Дрофа 2005 г.
  5. А.А.Половинкин. Общая физическая география. Учпедгиз 1952 г.
  6. Конспекты институтских лекций и полевых занятий МГОПУ 1991–1995 г.

Повышение познавательной активности на уроках географии

Разделы: География

Путей повышения интереса школьника к твоему предмету множество: школьные праздники природы, экологические классные часы, географические вечера, выставки, походы. Но эти расширяющие кругозор и знания так называемые «мероприятия» не идут в сравнение с самым главным – уроком, на котором собственно, и начинается любой географический маршрут, открытие планеты Земля, открытие материков и океанов, открытие страны, в котором ты живёшь. Ни одна наука так не богата захватывающими приключениями, как география. Романы Жюля Верна и Майн Рида, Александра Дюма и Стефана Цвейга блёкнут перед реальными историями Великих географических открытий. Урок строится по-разному, во многом это творчество учителя. Начинается урок, новая наука для 6-ти классников. 50 глаз за тобою следят, ждут, кто-то улыбается, а вот очень серьезно на тебя смотрят, передо мною главная задача «заинтересовать». Ребята! Кто читал художественную книгу Н.Чуковского «Водители фрегатов» или А.Чумаченко «Человек с луны». Тишина. А может быть, знаете кто такие пираты? Френсис Дрейк – самый знаменитый пират. Он ограбил, потопил и сжег много десятков португальских и испанских судов. Глаза детей становятся удивленными, загалдели мальчики, поднимают руки и начинается у нас диалог. Урок вводит школьников в мир географии, путешествий, географической номенклатуры. Стараюсь создать познавательный эмоциональный настрой у школьников, заинтересовать их, показать, что они уже многое знают, и что им предстоит узнать гораздо больше. Настоящий, в моем понимании, урок – это минуты непрерывного поиска, интеллектуального напряжения и человеческого общения, обеспеченного тщательно продуманной со стороны учителя « технологией» урока, в основу которой положены – востребованность учеником предмета разговора — исследования и сотворчество учителя и ученика. Как и у всех учителей в моей практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса. Для меня творческая деятельность на уроке — это деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности, умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, трудолюбие, способность видеть главное.

Читайте так же:  Пособие 50 рублей за счет работодателя облагается страховыми взносами

Повышение интереса учащихся к своему предмету, активизацию их познавательной деятельности стараюсь через разнообразные формы и методы. Главной целью ставлю: Рассмотреть способы использования приемов и методов, развивающих познавательный интерес на различных этапах урока. Самым первым и главным приемам активизации урока является не частная, вытекающая из темы данного урока, а общепедагогическая и общенаучные идеи. Общепедагогическая идея – это сопряжение отдельной, частной судьбы сидящего передо мной подростка, проживающего свою жизнь в единстве настоящего, будущего и прошлого и овладевающего через опыт понятиями: «Моя страна-Россия», «Москва – столица России», «БАМ» «Народ России», «Россия на карте мира» должно способствовать становлению патриотического чувства, чувство гордости за свою страну. С другой стороны выдающимися открытиями наших путешественников и исследователей Ф.Ф.Беллинсгаузена, Л.С.Берга, Н.И.Вавилова, В.И.Вернадского, А.И.Воейкова, С.И.Дежнёва, В.В.Докучаева, С.П.Крашенинникова, П.А.Кропоткина, И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф.Лисянского, М.В.Ломоносова, Н.Н. Миклухо-Маклая, А.Никитина, В.А.Обручева, Н.М.Пржевальского, П.П.Семенова–Тян-Шанского, Ю.А.Сенкевича, С.И.Челюскина, И.Д.Черского и др., став на место открывателей. Элемент игры, путешествия, приключения присутствует при изучении курса. Но я говорю о другом – об умении учителя освободить внутренний голос ученика и рассказать, как он видит ту или иную ситуацию в реальной жизни. Например, на уроке в 7 классе: «Экспедиция Скотта погибла, и в память об отважных исследователях на месте ее гибели поставили крест с замечательными словами: «Бороться и искать, Найти и не сдаваться…». При этом должно возникнуть чувство уважения ко всем тем, кто ценой невероятных трудов и лишений, жаждой славы и приключений, гениальных прозрений и догадок сумел открыть для людей Землю, не видя ее всю целиком, определить какая она, создать точные карты. Отсюда все чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновать, пробуждать у него интерес к еще не решенным задачам. Может быть, еще не доступным для данного возраста заданиям, но с которым он столкнется в будущем и которые ему предстоит решать. Вот другой пример предлагаю для учащихся 10-х классов: В результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986г. от радиоактивного заражения пострадали 11 областей бывшего СССР, входивших в состав Украины, Белоруссии и России, с населением в 17 млн. человек. Общая площадь загрязнения цезием-137 только в России составила 60 тыс. км². Как решают эту проблему в настоящее время? Поставленная проблема перед учениками затрагивает глобальные проблемы. Глобальные проблемы охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и требуют для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов. Проблемный подход в обучении географии помогает рассматривать наиболее эффективные с моей точки зрения, темы в целом. В этом случае формулируется основная проблема ко всей теме, затем она подразделяется на ряд частных проблем, которые решаются на отдельных уроках по изучению этой темы.

Начинаем изучение нового раздела. Для актуализации знаний делю доску пополам и слева пишу «Мы уже знаем», а справа «Мы пока не знаем». Ученики по очереди выходят на левой половине доски фиксируют те знания, которыми уже обладают, параллельно я проверяю эти знания с помощью вопросов. На второй половине доски сама пишу те знания, которые понадобятся на уроке, но которыми школьники не владеют. Именно эти знания предстоит «открыть» ребятам. После такого урока. Учащиеся обязательно заранее прочитают параграф.

Слово, слова для успешного изучения географии очень важны. Исследование слова в его географической специфике не исключает серьезной словарной работы над незнакомыми, новыми словами, их значением, происхождением. Много бед в обучении происходит оттого, что детей обязывают заучивать слова и их сочетания, не проникающие в душу. Этой беды удастся избежать, если сам человек проникнет в суть слова. Здесь неизменно срабатывает принцип обратной связи. Великий Леонардо да Винчи оставил изречение: «Пойми разумное основание, и тебе не понадобится опыта». Не придется бессмысленно зазубривать информацию, она сама естественным образом разместится внутри, если вначале внутри нее самой побывает пытливая мысль человека. Как работать со словом на уроках географии.

  1. проговорите слово медленно, внимательно рассмотрите его написание и определите корень, от которого образовано, — именно его сущность и подскажет вам верное восприятие слова;
  2. затем образуйте от этого корня родственные слова, чтобы они, подобно ветвям дерева, расширили смысловое звучание, добавили к вашему слову оттенки;
  3. если это слово вы слышите впервые, желательно выстроить небольшую словесную конструкцию так, чтобы она отражала основную смысловую нагрузку, которую несет данное слово.

Например, корень слово «речка» — реч ( «ректи» в старославянском означает «говорить»); следовательно, речка – это нечто говорящее, имеющее свою речь. Кстати, реки и говорят по-разному: равнинные — тихо, неспешно, плавно, а горные — громко, торопливо, перебивая друг друга. Благодаря такому разбору появляются многочисленные ассоциативные связи со словом «речка», рождается образ живой, одушевленной природы, что настраивает учеников на бережное отношение к ней.

Карта – второй язык географии. Что является главным помощником в любом путешествии? На уроках постоянно повторяю детям замечательные слова Н.Н.Баранского «Карта-альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования…» Понимая карту, лучше запоминаешь ее и, следовательно, чувствуешь себя более комфортно в глобальном информационном пространстве. Урок понимания карты обязательны. Дети, например, любят решать по карте следующие задачи:

— В каком направлении от Москвы находятся: Киев ____. Мурманск ____. Каир ____.

— Определите максимальную высоту: о. Мадагаскар ____. п-ва Аравийского ____.

Задачи должны быть интересными. Учащиеся должны научиться пользоваться картами для поиска ответов на возникающие у них вопросы. Если я научу их работать с картами. Это здорово.

Ребята! Самое необходимое для успешного изучения географии это…. Дети дружно продолжают «карта, учебник и кто-то обязательно скажет тетрадь». А я отвечаю. Карту с тетрадью можно купить, а вот умению думать нам предстоит научиться, используя логику, и самое главное, образное мышление, позволяющее нам как создавать новые миры в своем воображении, так и путешествовать по карте мира. Но ведь на карте тысячи названий? Как всё запомнить? Обязательно воскликнет с последней парты ученик. Давайте поиграем в игру «Войдем в образ» – отвечаю детям. Начинаю показывать очертания материков. Вот самый большой материк – Евразия, а это жаркая Африка, маленькая Австралия. Закройте глаза на 5-7 секунд и попытайтесь воспроизвести эти материки, включите свой внутренний экран. Открыв глаза, кто-то скажет, что очертания материков видели, запомнили. У некоторых только запоминаются цвета, а кое-кто вообще ничего не увидит. Опыт показывает, что результаты значительно улучшаются уже после пятиминутной тренировки на уроке. А уж если ребята станут проделывать это упражнение в самых различных обстоятельствах и довольно часто, то они быстро в этом преуспеют. Часто на уроках географии возникает необходимость мысленно перенестись в другое место, а то и в другое время. Имея хорошо развитое образное мышление легче путешествовать по карте по странам и континентам, став путешественником, морским пиратом, мореплавателем

К интересным для ребят жанрам можно отнести уроки-диспуты, «круглые столы», пресс-конференции, уроки-путешествия. Например, урок-экспедиция. Цель: знакомство с географией Месопотамии и Палестины, с градусным счетом, новыми географическими объектами и явлениями. Ставится учебная проблема: помогала ли изрезанность берегов и островов в плаваниях древних греков? Дети вспоминают историю и рассматривают карту Греции, а затем от их лица у доски поочередно выступают Геродот, Пифей и А. Македонский, рассказывая, что и где им удалось увидеть.

А вот урок-путешествие, цель: знакомство с природой и людьми Южной и Центральной Европы. Путешествие начинается: Альпы, Монблан, Дунай, Рим. С карты переходим смотреть слайды горных хребтов, ледников, водопадов, средиземноморской и центральноевропейской природы по разные стороны Альп. «…Путешествие–это проникновение в область значительного и прекрасного» (К.Г.Паустовский «Муза дальних странствий»). Отличительная особенность уроков-путешествий-организация деятельности учащихся. Отправляясь в воображаемое путешествие, учащиеся определяют способ передвижения в зависимости от природных особенностей (пеший, на лошадях, машинах, кораблях и т.д), перечисляют или изготавливают рисунки или макеты оборудования, составляют дневники, отчеты, рисую картосхемы. Начинаем изучение темы «План и карта», путешествуя. Вначале рисуем хребет География и наносим вершины так: Азимутальная, Масштабная, Засекреченная, Эрудит, Пропасть, Горизонтальная. И конечная цель Успех. И отправляемся в путешествие, преодолевая все трудности. Узнали, запомнили и преодолели определенное препятствие, два моих помощника приклеивают флажки на покоренную вершину. Так из класса в класс ребята путешествуют вместе со мной, изучая разные темы. Обилие географических объектов не страшно, потому что есть карта, которая всегда выручит и многое объяснит.

Читайте так же:  Договор купли продажи земли с гаражом

В процессе игры с картой школьники получают знания, испытывая удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика в целом.

Игра – одна из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, в кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания. Игры разнообразны по содержанию, целям проведения, организации. Занятием обучающего характера с творческим подходом учащихся на уроке является ролевая игра. Итак, тема игры: «Освоение природного комплекса Амазонии». Что может стать предметом обсуждения? Проект освоения. Значит, необходима группа учащихся, составляющих такой проект. Кто может обсуждать эти вопросы? Какие компетентные лица? Ими могут стать сотрудники Института тропических лесов, представители международной организации Гринпис, наконец, журналисты. При первом совместном обсуждении выстраивается общий сюжет игры: группы учащихся представляют проекты комплексного освоения Амазонии, а ученые специалисты и представители прессы обсуждают возможные экологические последствия в случае их реализации. Вот так, определяются участники игры и обговариваются правила их ролевого поведения.

Важнейшим методическим средством обучения в сочетании с групповой работой являются деловые игры. Такие игры актуальны при изучении в 9-10 классах экономической и социальной географии. Это наиболее эффективная альтернатива традиционным методам; успешно идет усвоение материала, отмечены высокие результаты, так каждый ученик приобретает ответственность за оказание помощи друг другу, вместе решают любые проблемы, овладевают знаниями и умениями, навыками каждого ученика на уровне и соответствует его индивидуальным особенностям развития. В 9 классе предлагаю деловую игру «Инвестиция». При изучении темы «Экономико-географическая характеристика Восточной Сибири» класс делится на 6 групп с учетом склонностей и желания учащихся. Первые 5 групп представляют собой управленческий аппарат областей, входящих в экономический район (губернатор, министры промышленности и сельского хозяйства). Оставшаяся группа представляет собой инвесторов, которые на основе докладов делают инвестиции в ту или иную отрасль любой области и республики. В содержании деловых игр естественно переплетаются знания и умения, полученные при изучении темы. А вот ученики 10-х классов хотят стать дилерами. Дилер — физическое или юридическое лицо, деятельность которого сосредоточена на продаже товаров и услуг. В кабинете столы стоят по периметру, каждый стол оформлен: название фирмы, дилеры, товарные знаки, рекламные буклеты, проспекты и т.д. На экране проектора слайд: «Туристическая биржа» понятия: биржа, дилер, прайс-лист. Игра начинается с презентации «Туризм в странах Западной Европы». Определяется последовательность выступления жеребьёвкой, выдаются прайс-листы каждому участнику игры. Происходит презентация, на которую отводится 3 минуты и 1 минута на ответы. Каждый участник игру заполняет прайс-лист (выставляет оценки), учитывая содержание наглядность, представление. В конце прайс-листов каждая фирма указывает три фирмы, с которыми они будут заключать договор о сотрудничестве. Проводится общий итог. Фирмы, выигравшие конкурс, получают дополнительные оценки.

Такая деловая игра помогает не просто усваивать учебный материал, а активизировать интеллектуальную деятельность, способствуя более глубокому осознанию информации учащимися. Такая форма обучения, как показывает опыт, требует длительной и тщательной подготовки учителя и учащихся. В обучении сюжет игры всегда связан с учебным материалом, а сама форма игры придает яркую эмоциональную окрашенность, создает увлекательную ситуацию на уроке и позволяет школьникам легче и иногда быстрее усвоить определенный объем учебной информации

Практическая работа – это несколько иное действие. Практические работы бывают обучающие, тренировочные и итоговые. В ходе выполнения практических работ создаются благоприятные условия для развития навыков самоконтроля за усвоением знаний и умений. Например: учимся описывать речную систему. Сначала сформулируем правило: для того чтобы описать речную систему по картам, необходимо:

  1. Знать содержание понятия речная система.
  2. Последовательно определить по карте особенности каждого из ее элементов и рассказать о них.
  3. Чтобы описание получилось интересным, продумать начальные и заключительные фразы.

Далее ставится задача: Пользуясь необходимыми картами составить описание речной системы Макензи (В Северной Америке) или Параны (в Южной Америке). Ребята справились с заданием. Анализ результата практических работ позволяет определить тех, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимым умениям. Непосредственное наблюдение за деятельностью учащихся дает возможность вычленить наиболее трудно усваиваемые ими умения, определить глубину понимания изучаемых теоретических понятий. «…Привычка странствовать по картам, видеть в своем воображении разные места помогает правильно увидеть их в действительности». К.Паустовский.

Особое внимание хотелось бы уделить развитию такого вида творческой деятельности, как проектная деятельность. Проектный метод обучения, суть которого состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в глубь явлений и конструированию новых процессов. Стимуляция интересов учащихся через творческие задания, требующие работы воображения и умением учащихся не просто озвучивать информацию, а интерпретировать и применять её. Давайте создадим проект «Мой край в судьбе России». «Будущее моего края» обращаюсь к ученикам 9-х классов. Начинается поиск материалов по Бурятии, Байкалу и БАМ. А потом начинается проектное исследование. Кто-то составил карту БАМа, кто-то нашел очень интересное сведение про наш район. Принесли книги про Байкал, Бурятию, про Муйскую долину. Создали проект, что-то получилось, а это не надо было. Успокаиваю детей и продолжаем работать дальше.

Познавательную деятельность учащихся добиваться очень хорошо через использование «Опорных конспектов». Опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников. Обучение приемам графического конспектирования имеет определенное практическое значение, так как находит применение в работе учеников с различными источниками знаний, как по географии, так и по другим предметам. Опорные конспекты являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения изучаемого материала. Так игра «Нарисуем!» это игра с матрицами. При изучении материков и океанов, а также их деталей (острова, полуострова, заливы, проливы, моря) интересным моментом, способствующим запоминанию и стимулирующим узнавание всего перечисленного, может оказаться игра с матрицами.

Для успешного усвоения школьниками учебного материала я практикую на уроке 9-10 классов составление структурно — логических схем. Составление схем позволяет избежать многословия и учит учащихся делать выводы из полученной информации, что является чрезвычайно важным навыком, необходимым каждому человеку в дальнейшем процессе самообразования. Наличие схемы в тетради облегчает учащимся подготовку к уроку, помогает восстановить и осмыслить изученный ранее материал. Опыт подтверждает эффективность данной методики.

Особенно мне нравятся использовать элементы модульной технологии обучения на уроках. Модуль — функциональный целевой узел, в котором объединены учебная информация и технология овладения ею. Модуль имеет: учебные элементы – это последовательные шаги, с которыми школьник работает непосредственно; инструкцию, в которой определены цели усвоения модуля и каждого учебного элемента; материалы для работы; указания на вид и форму работы; контроль определяющий степень усвоения учебного материала. Например:

Модуль «Географическое положение Австралии»

Какие пособия могут понадобятся на уроках гиографии

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Материал по географии по теме:
Учебно-методическое пособие. «Живые» квесты на уроках географии».

Квест — это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальны ми. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в классе, так и в городе, на природе, то есть практически в любом окружении.

Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Живые квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Погружение в атмосферу игры было бы неполным без неожиданных встреч, например, с таинственными обитателями старинных крепостей или заброшенных фортов. Учащиеся могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения, все зависит лишь от фантазии и изобретательности участвующих детей. С использованием квестов удалось уйти от надоевшей классно – урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства. Педагоги научились применять активно – деятельностный подход к обучению.

Читайте так же:  Где получить справку о том что не получал единовременное пособие

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие. «Живые» квесты на уроках географии».

Квест — это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальны ми. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в классе, так и в городе, на природе, то есть практически в любом окружении.

Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Живые квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Погружение в атмосферу игры было бы неполным без неожиданных встреч, например, с таинственными обитателями старинных крепостей или заброшенных фортов. Учащиеся могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения, все зависит лишь от фантазии и изобретательности участвующих детей. С использованием квестов удалось уйти от надоевшей классно – урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства. Педагоги научились применять активно – деятельностный подход к обучению.

Любой мыслящий человек рано или поздно начинает творить. Кому-то для начала необходима помощь, некоторый импульс способный подвигнуть человека к творческой деятельности. Живой квест вполне способен справиться с этой задачей.

Квест – это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, подразумевает активность каждого участника. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности и воображение. В игре необходимо проявлять находчивость, тренировать собственную память и внимательность, проявлять смекалку и сообразительность. Квесты помогают учащимся отлично справляться с командообразованием, помогают им наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость, и при необходимости научиться без паники мобилизоваться и очень быстро решать нестандартные задачи, с которыми в обычной жизни участники вряд ли сталкивались. К игре нужно готовиться заранее и достаточно серьезно, проявив максимум креатива, выявить лидера. Такова развивающая роль квестов.

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового. На наших квестах найдется место и знатокам истории, и поклонникам головоломок, и неугомонным любителям поиска секретов и приключений, и юным спортсменам. К примеру, вариант городского квеста может идеально сочетаться с возможностью ознакомиться с достопримечательностями того или иного города, открыть для себя какие-то факты, интересные места, как-то иначе посмотреть на уже знакомые вещи. Впрочем, каждый сможет попробовать проявить себя с разных сторон. Квесты – это настоящие командные игры, и с большинством заданий просто не справиться без помощи всей команды. А это может сплотить класс, позволит ребятам совершенно по-новому взглянуть друг на друга.

В настоящее время широко известен и активно применяется во многих школах метод проектов. Web-квесты – это один из видов проектной деятельности. Образовательный web-квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы интернета. Разрабатываются web-квесты для максимальной интеграции всевозможных интернет-ресурсов в различные учебные предметы и программы.

Квест – прекрасная возможность приобрести новые знания и опыт, возможность с пользой провести время, отдохнуть.

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирование универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессионально й деятельности, так и в самоопределении , и в повседневной жизни.

В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная урочная и внеурочная деятельность. Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам.

Одним из способов решения данных задач является использование образовательных квестов. (Квест от английского «quest» — поиск). Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа квестов:

-кратковременный (используется для углубления знаний, их интеграции, рассчитан на одно — три занятия).

-длительный (используется для углубления и преобразования знаний учащихся, рассчитан на длительный срок – месяц, четверть, год).

Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей. В начальной школе квесты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическим и особенностями младших школьников. К образовательным квестам можно отнести проектную деятельность. Удачным является использование на уроках квест-проектов.

Преимуществом квест-уроков является использование активных методов обучения. Квест-урок может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Учащийся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

Выполняя квест-проект, школьник учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

Проектная деятельность, как любая учебная деятельность, обусловлена двусторонним процессом: деятельностью учителя (обучение) и деятельностью учеников (учение).

Учитель, приступая к созданию квест-урока:

• готовит интересное выступление;

• формулирует интересное задание;

• составляет план работы;

• составляет список информационных ресурсов.

• составляет план поиска ресурсов;

• исследует информационные ресурсы;

В процессе защиты выполненных заданий по квест-уроку ученик может осознать, что по каждому действию, задаче, проблеме может существовать несколько точек зрения, несколько вариантов решения поставленных задач. Ребенок учится сопоставлять, сравнивать, принимать другие точки зрения. Квест-уроки способствуют формированию у учеников информационных компетенций, знаний и умений, способствующих информационной деятельности, воспитывают самоуважение и эмоционально-положительное отношение ученика к себе, целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, предполагают максимальную самостоятельность детского творчества.

Для сюжетов можно использовать мировую классическую приключенческую литературу, особенно хороши для этого романы Жюля Верна. Лучше всего эта работа идет в 5,6,7,8-х классах по темам «План местности. Ориентирование. Карта. Географические координаты. Материки и океаны. Природа регионов России. Краеведение.» К этим темам мною составлены методические разработки квестов: «Остров сокровищ» и «Ладожское озеро» (6 кл.), «Пятнадцатилетний капитан» и «По следам капитана Гранта» (7 кл.), «Путешествие по Русской равнине» и «Дом» (8 кл.), «Наутилус» и «Река Нева»(5 кл.). Некоторые из них представлены в данной работе.

Эта технология пользуется огромной популярностью у современных школьников и способна не только расширить кругозор учащихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения, а также прививает желание к учебе в целом. За ней – будущее.