Методическое пособие правила написания
КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Структура методических рекомендаций
Методические рекомендации как вид методической продукции включают:
Ø титульный лист;
Ø сведения об авторе (авторах);
Ø пояснительную записку;
Ø список рекомендуемой литературы по данной теме;
Ø приложения (при необходимости).
Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:
Ø название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
Ø фамилия, имя, отчество автора;
Ø название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
Ø название города;
Ø год разработки.
2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
Ø сути рассматриваемых вопросов;
Ø предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
Ø источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации );
Ø возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
Ø Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
Ø обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
Ø определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
Ø краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);
Ø обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
Ø описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
Ø дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);
Ø вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
Ø предостеречь от типичных ошибок.
5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
Ø планы проведения конкретных дел, мероприятий;
Ø тестовые задания;
Ø методики создания практических заданий, адресованных обучающимся ;
Ø примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
Ø методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
Ø схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
Ø примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДОД), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Примерная схема методической разработки может включать:
■ название разработки;
■ сведения об авторе;
■ цель мероприятия;
■ возраст детей;
■ условия осуществления мероприятия;
■ перечень используемого оборудования и материалов;
■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
■ методические советы по его организации и подведению итогов;
■ список использованной литературы;
■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).
КАК РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам ДОД в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
Методические пособия в системе ДОД могут быть условно разделены на пять основных типов.
1. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых в системе дополнительного образования детей в целом.
2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной направленности ДОД.
3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной предметной области ДОД.
4. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОД.
5. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении ДОД.
Типовая структура методического пособия включает:
— введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
— теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
— практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД;
— дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.
Методическое пособие правила написания
Часто у исследователей занятых научной работой и преподавателей возникает потребность в публикации учебного издания. Данный вид изданий имеет ряд особенностей, по сравнению с подготовкой научной монографии. Об этих особенностях и требованиях предъявляемых к учебным изданиям ведущими Учебно-методическими объединениями и пойдет речь ниже.
Начнем с определения понятия «учебное издание». Согласно ГОСТ 7.60-2003 учебное издание — это «Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения».
Этот же ГОСТ выделяет следующие виды учебных изданий:
- учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
- учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
- учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
- учебное наглядное пособие: Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
- рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
- самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.
- хрестоматия: Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
- практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
- задачник: Практикум, содержащий учебные задачи.
- учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.
- учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.
В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. читаем «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине. Название учебника должно соответствовать наименованию дисциплины федеральной компоненты ГОС ВПО.
Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме».
Таким образом, первая особенность учебного издания – это требования соответствия названия и содержания учебника наименованию дисциплины федеральной компоненты ФГОС ВПО (портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования — http://fgosvo.ru и портал «Российское образование» — http://www.edu.ru/)
Второй особенностью учебного издания, по сравнению с монографией является наличие методического аппарата, который может включать:
- вопросы к каждому параграфу учебника, отражающие его структуру и позволяющие закрепить прочитанный материал;
- задания к семинарскому занятию;
- задания для самостоятельной работы дома;
- разбор конкретных ситуаций на примерах из практики;
- различные виды тестов;
- задание по поиску (подбору) и обзору литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
- задание для выполнения домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях;
- задание для подготовки к контрольной работе и аттестациям;
- темы рефератов (эссе, докладов, научных статей) по заданной проблеме и т.д.
Методический аппарат может быт рассчитан как на студентов, так и на помощь преподавателю в проведение занятий.
Также учебное издание может быт дополнено различными справочными материалами – словарем, глоссарием, нормативными актами, образцами и примерами документов и т.д.
Следующая особенность учебного издания, это требования к его содержанию. Если монография в обязательном порядке должна содержать определенную новизну и результаты авторских исследований, то учебное издание может представлять собой компиляцию различных источников. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. Также учебное издание должно обладать таким качеством как наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.
Структура учебного издания может быть такой:
Оглавление (обратите внимание – именно оглавление, а не содержание), Как правило, располагается в начале издания.
Введение или/и предисловие. Учебное издание может включать и введение, и предисловие, или, только введение, как чаще всего и бывает. Введение должно включать цели изучения дисциплины и учебную информацию, по содержанию и объему дисциплины необходимую и достаточную для реализации требований конкретного государственного образовательного стандарта (учитываются часы и цели изучения дисциплины). Также модно указать компетенции на приобретение, которых направлено изучение дисциплины и т.д.
Предисловие (согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это сопроводительная статья, помещаемая в начале издания, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения. В нём может быть изложено краткое содержание каждой главы.
Введение (опять же согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это структурная часть основного текста издания, которая является его начальной главой и вводит читателя в суть проблематики произведения.
Согласно того же ГОСТа, на который мы уже неоднократно ссылались, самая крупная часть текста — это раздел. Он делится на главы, которые в свою очередь подразделяются на параграфы (§).
Можно порекомендовать следующую структуру учебного издания – раздел соответствует одной зачетной единице, параграфы в разделе соответствуют темам рабочей программы.
Обязательной составной частью учебного издания является список использованной литературы и других источников.
Автору, написавшему достойный учебник, как правило, хочется получить гриф учебно-методического объединения о том, что данное учебное издание допущено (или Рекомендовано) УМО в качестве учебника (электронного учебника) или учебного пособия (электронного учебного пособия) для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению (специальности) подготовки ВПО. Соблюдая рекомендуемые нами правила подготовки учебных изданий Вы легко справитесь с этой задачей!
В заключение дадим несколько советов, на что следует обратить внимание, что бы свести к минимуму поправки, вносимые в текст редакторами и корректорами.
1. Оглавление – должно быть единообразным. В самом конце работы над рукописью необходимо сличить с текстом правильность нумерации страниц и названий частей текста с оглавлением. Название ни одной из частей текста не должно совпадать с названием самого произведения. Оглавление должно быть удачно решено графически, что бы читателю было удобно им пользоваться.
2. Необходимо проверить нумерацию всех рисунков, таблиц и формул по тексту. Сличить есть ли ссылка на КАЖДЫЙ рисунок или таблицу в тексте, и присутствуют ли в рукописи рисунки и таблицы на которые есть ссылки в тексте.
3. Список литературы – если список объемный и включает источники разного типа, его лучше разбить на разделы.
4. Расшифровывайте все аббревиатуры при первом использовании. Не перегружайте текст аббревиатурами, особенно состоящими из двух букв. Это затрудняет восприятие текста читателями. Не употребляйте аббревиатуры в заголовках.
5. Избегайте слишком многократного повторения в ссылках «Там же. С. 220». Такими ссылками неудобно пользоваться читателю. Особенно если полная ссылка на источник была за много страниц до «Там же. С.220».
6. Рукопись необходимо хорошо ВЫЧИТАТЬ. Опытные редакторы не вычитывают рукописи с экрана компьютера, они распечатывают текст и читают его с перерывами, по нескольку страниц. Компьютер не всегда может выявить ошибку в тесте. Обратили внимание, при наборе текста Word не подчеркнул красным слово «тесте», хотя речь идет, конечно, не о мучном изделии, а о тексте. Такие ошибки можно заметить только при внимательной вычитке. Если автор не хочет этим заниматься, соответственно необходимо оплатить работу над рукописью корректора.
И.В. Жилавская ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ. Методическое пособие
1 И.В. Жилавская ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ Методическое пособие Предисловие Прежде чем приступить к написанию курсовых и дипломных работ, необходимо научиться писать рефераты. К сожалению, многие студенты недооценивают значение этого вида исследовательской работы и относятся к нему недостаточно ответственно: занимаются плагиатом, компиляцией, порой целиком скачивают рефераты из интернета, в некоторых случаях грубо нарушают авторские права. В результате такого «творчества» студент не получает нового знания, теряет время, так как работу приходится делать заново, зато приобретает негативный имидж человека, не способного к интеллектуальному труду. При этом написание реферативной работы это весьма увлекательное и не очень сложное дело. На самом деле слово «реферат» восходит к латинскому «fere», что означает «приблизительно», «почти», «около», «пожалуй», «чуть ли не». Это корень. У корня есть приставка «re», которая имеет значение обратного действия, возобновления, повторности. Не сложно догадаться, что реферат это приблизительное изложение содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы в целом по избранной тематике, воссоздание полученной информации, ее вторичная обработка. И ничего более. Студент при написании реферата решает три задачи: во-первых, изучает отобранный материал, во-вторых, анализирует его и, в-третьих, излагает свои мысли по этому поводу. Это самостоятельная научноисследовательская работа, а не простой конспект нескольких книг или конструирование нескольких фрагментов интернетовских текстов. В реферате автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. При этом стоит заметить, что многие крупные научные результаты возникли из попыток всего лишь привести в порядок известный материал. Как выбрать тему Для того чтобы работа состоялась, необходимо правильно выбрать тему. Тематика рефератов определяется преподавателем, а право выбора конкретной темы предоставляется самому студенту. Не следует торопиться с выбором, ведь работа, за которую вы беретесь, должна, как минимум, принести вам удовольствие, и, как максимум, стать основой для вашей дальнейшей исследовательской деятельности, выступлений на студенческих
2 конференциях, участия в конкурсах, либо написания курсовой или дипломной работы. Прежде чем выбрать тему реферата, необходимо прояснить свой интерес, определить, над какой проблемой вы хотели бы поработать, более глубоко ее изучить. Возможно, что какая-то из предложенных преподавателем тем перекликается с вашей предыдущей деятельностью, либо хорошо знакома по работе. Может быть, у вас уже собраны некоторые материалы, и осталось лишь обновить их и изложить свою точку зрения. Если в списке тем не оказалось такой, которой бы вы хотели заняться, можете предложить свою, однако она должна соответствовать проблематике изучаемой дисциплины и уровню обучения. Ваше название реферата может также не совпадать с названием из предлагаемого списка, вы вправе вносить свои коррективы. Но все вопросы выбора темы и названия должны быть согласованы с преподавателем до начало работы над рефератом. Научная работа Реферат представляет собой теоретическое изучение какого-либо понятия или явления. Этот вид студенческой работы является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования. В связи с этим к реферату должны предъявляться требования по оформлению, как к научной работе. Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знаний и регламентируются государственными стандартами, в частности ГОСТом «Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления», «Правилами составления библиографического описания». Очень полезно запомнить данные правила сразу, чтобы впоследствии не уделять этому много времени. Для рефератов необходимо выполнять следующие требования: — общие требования, — соответствие структуре реферата, — правила цитирования, — правильное оформление ссылок, — правильное оформление библиографического списка, правила сокращения и использования числительных. Общие требования Реферативная работа открывается титульным листом, где указывается полное название ведомства, университета, факультета, кафедры, а также тема реферата, фамилии автора и руководителя, место и год написания. (см. Приложение 1)
3 На следующей странице, которая нумеруется номером 2, помещается оглавление с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц. Заголовки разделов пишутся прописными буквами (ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ) без точек в конце. (см. Приложение 2) Общий объем реферата не должен превышать 20 страниц для печатного варианта. Текст работы представляется на стандартных листах писчей бумаги формата А4 (210х297 мм). Работа печатается на принтере на одной стороне листа. При печатании текста реферата абзац должен равняться четырем знакам (1,25 см.). Поля страницы: левое — 3 см., правое — 1,5 см., нижнее 2 см., верхнее — 2 см. Шрифт Times New Roman (14 пт), междустрочный интервал полуторный, текст выравнивается по ширине. Каждая структурная часть реферата (введение, главы, заключение и т.д.) начинается с новой страницы, независимо от того, где окончилась предыдущая. Расстояние между главой и следующим за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала. Заголовок набирается жирным шрифтом, строчными буквами и располагается посредине строки. После заголовка точка не ставится. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. Страницы реферата нумеруются в нарастающем порядке. Номера страниц ставятся вверху по центру. Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не ставится (это не относится к содержанию реферата). Оформленный реферат должен быть сброшюрован. Этапы работы над рефератом Для того чтобы работа была осмысленной и системной, необходимо соблюдать определенную последовательность. Выделенные этапы работы соответствуют этапам любой творческой и интеллектуальной деятельности. Они помогают сохранить логику и оптимизировать процесс подготовки и написания реферата. Этап 1. Формулирование темы. Тема должна строго соответствовать образовательной дисциплине. При этом она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию. Этап 2. Подбор и изучение основных источников по теме. Источниками информации являются научная и художественная литература, энциклопедии, словари, газеты, журналы, электронные ресурсы и т.д. Литература, которая подбирается по теме, не должна быть случайной, узко специализированной. Следует продемонстрировать широту охвата материала. Как правило, источников должно быть не менее Этап 3. Составление библиографии. Для того чтобы сориентироваться в информационном пространстве и не потеряться в материале, следует
4 составить библиографию. Библиография необходима как путеводитель, она завершает работу по поиску нужной информации. Этап 4. Обработка и систематизация информации. Для того чтобы упорядочить полученные данные, выделить главное, сосредоточиться на тех, которые наиболее полно отвечают тематике реферата, необходимо продумать систему обработки информации, ее классификации. Этап 5. Разработка плана реферата. Написание реферативной работы невозможно без плана. Весь замысел следует уложить в логичную взаимосвязанную схему, прописать ее и строго придерживаться намеченного курса. Этап 6. Написание реферата. Не следует оставлять написание реферата на последнюю ночь. Вряд ли из этого получится что-то дельное. Текст должен «отлежаться». Реферат придется перечитать и не один раз. Этап 7. Публичное выступление с результатами исследования. Защита реферата желательна, но не обязательна. Если работа написана самостоятельно, то и защита будет успешной. Содержательные компоненты реферата Содержание реферата складывается из нескольких смысловых компонентов: — обоснование выбранной темы; — знание современного состояния проблемы, причины ее возникновения, характерные особенности; — актуальность поставленной проблемы; — полнота цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой. Формальные компоненты реферата Титульный лист Оглавление Введение Основная часть (главы с параграфами) Заключение Список литературы Приложения (если таковые имеются) Структура реферата Введение Эта короткая часть должна содержать несколько вступительных абзацев, непосредственно вводящих в тему реферата. Во введении необходимо обосновать выбор данной темы, коротко рассказать о том, почему именно она заинтересовала автора. Здесь же определяется ее научная
5 и практическая значимость, актуальность. Раздел также должен содержать постановку проблемы в рамках выбранной темы, ее суть. Во введении указывается цель реферата и задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. При их формулировании используются, например, такие глаголы: изучить выявить установить и т.п. Здесь же дается беглый обзор использованной литературы. Введение по объему текста составляет 2-3 страницы. Введение ответственная часть работы, своеобразная ее визитная карточка. Но полный текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты реферирования. Основная часть В данном разделе должна быть раскрыта тема реферата. В основной части, как правило, разделенной на главы, необходимо раскрыть все пункты составленного плана, связно изложить накопленный и проанализированный материал. Излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее, собственная позиция автора реферата. Важно добиться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на раскрытие главных задач. Каждая глава основной части должна открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами. I глава Этот раздел доказательно раскрывает отдельную проблему или одну из ее сторон. В первой главе даются все определения понятий, теоретические рассуждения по их поводу, этимология и сравнения. Теоретическая глава чаще всего пишется по принципу: от общего к частному. То есть вначале рассматриваются общие подходы к чему-либо, затем они конкретизируются. Когда описывается какое-либо явление, то оно может рассматриваться: — по хронологическому принципу, то есть во временном интервале, или в историческом аспекте; — по логическому принципу, в этом случае рассмотрение явления нужно делать по следующему плану. 1. Феноменология, т.е. описание проявлений данного явления в социуме, место данного явления среди других, его взаимосвязи, его компоненты, связи между компонентами. 2. Определения данного явления, общее и отличное в определениях разных авторов. Студент может из 100 определений, найденных им, выбрать в качестве наиболее подходящего для данной работы какое-то одно. При этом нужно указать, почему именно оно выбрано. 3. Практика использования данного явления, для каких отраслей науки и сфер деятельности.
6 В теоретической части нельзя целиком помещать разделы и главы из учебников, книг, статей. В процессе их проработки следует выделять и отмечать тот текст, который значим для данной главы реферата. Эти фрагменты текста можно помещать в свою работу как цитату либо иллюстрацию к вашему анализу, сопоставлению. В процессе описания какого-либо явления, студенту также необходимо указывать свою точку зрения. Для того чтобы грамотно написать теоретическую главу, необходимо проработать достаточно большое количество научных, научно-методических и других источников по теме диплома. Как правило, не меньше 30. После каждой главы следует раздел Выводы по главе, в котором освещаются основные положения, рассмотренные в данной главе. II глава Основная научная часть реферата. Вторая глава является смысловым продолжением предыдущей. Здесь в логической последовательности излагается весь собранный материал по теме реферата: проблемы, их социальные предпосылки, причины, современная ситуация, процессы развития, различные аспекты данной проблемы, перспективы и прогнозы. Для большей прозрачности изложения весь материал главы целесообразно разбить на подпункты или параграфы , 1.2. (с указанием в оглавлении соответствующих страниц). Содержание материала должно быть максимально полным, изложение последовательным и носить проблемно-поисковый характер. Заключение В заключении подводятся итоги по всей работе, делает краткий обзор или обобщенный вывод по теме реферата, суммируются выводы, содержащие ясные ответы на поставленные вопросы. Здесь даются собственные заключения с учетом различных точек зрения на изложенную проблему, отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой. Подчеркнем, что выводы должны быть строго соотносимы с теми целями и задачами, которые ставились в начале работы, во введении. Заключение по объему не должно превышать введение. Список литературы Список использованной литературы завершает работу. В нем фиксируются только те источники, с которыми работал автор реферата. В списке литературы обязательно указывать источник, из которого была взята статья либо цитата. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг, в оглавлении обозначается словом «Литература». Работа считается фактом плагиата, если в ней присутствуют цитаты длинной в одно предложение без кавычек или пересказ чужих мыслей без указания в тексте ссылки на источник.
7 Список используемой для написания реферата литературы составляется по следующему правилу: порядковый номер литературного источника. Фамилия, инициалы автора. Полное название книги (без кавычек, исключение если название цитата). Место (город) издания. Год издания цифра без буквы «г.». Может быть указано количество страниц или конкретные страницы. Статья из сборника записывается так: порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи // Заглавие сборника: Подзаголовок / Редактор. Составитель. Место (город) издания. Год издания. Статья из журнала или газеты: порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи // Название журнала. Год выпуска. Номер выпуска. Страницы статьи. (см. Приложение 3) Литературные источники следует располагать в следующем порядке: — энциклопедии, справочники; — книги по теме реферата; — газетно-журнальные статьи; — иностранные источники (изданные на иностранном языке); — электронные (цифровые) ресурсы. Фотографии, рисунки, карты, схемы можно оформить в виде приложения к работе. Приложения Приложение к реферату позволяет более полно представить работу и глубже раскрыть тему. В состав приложений могут входить: копии документов (с указанием «копировано с»), графики, таблицы, фотографии и т.п. Приложения могут располагаться в основной части реферата или в конце всей работы на усмотрение автора. Приложение должно иметь название или пояснительную записку и вид прилагаемой информации схема, список, таблица и т.д. Сообщается и источник, откуда взяты материалы, послужившие основой для составления приложения (литературный источник обязательно вносится в список использованной литературы). Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок например: (см. Приложение 1). Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются. Язык реферата Язык реферата должен быть простым и понятным. Стиль письменной научной речи это безличный монолог, поэтому изложение обычно ведется от второго лица множественного числа: «Мы считаем». Научной терминологией следует пользоваться там, где это необходимо. Значение
8 непонятных терминов обязательно поясняется (в скобках или сносках). Допустимы косвенные заявления авторской позиции: «Как представляется», «Думается, что», «На наш взгляд». В качестве языковых средств связи в тексте используются выражения: прежде всего, следовательно, тем не менее, остановимся на, во-первых и т.п. Язык и стиль подготовленной работы лучше всего позволяет судить об общей культуре автора, поэтому на редактирование текста, на его «доводку» не следует жалеть времени. Оформление ссылок и сносок Ссылки и сноски необходимо правильно оформлять. При цитировании следует дать точные указания (ссылки, откуда извлечена цитата): фамилию, инициалы автора, место издания, год издания, номер тома, страницы. При повторении ссылки на тот же источник описывают его сокращенно без выходных данных или с заменой названия работы после фамилии автора словами «Указ.соч.». Если повторная ссылка следует сразу же после первоначальной, она заменяется словами «Там же» с указанием соответствующей страницы. При ссылке на используемый, но не цитируемый источник тексту ссылки должно предшествовать слово «см.», после чего ставится двоеточие. Ссылки на источник помещают либо в нижней части страницы, под основным текстом, либо в конце реферата. Сноски бывают внутритекстовые, подстрочные и затекстовые. Внутритекстовые сноски являются неразрывной частью основного текста. Например, «В известной книге». Подстрочные сноски располагают под чертой внизу страницы с указанием номера сноски или какого-либо значка. Затекстовые сноски вынесены за текст всего реферата либо его части, в этом случае их следует применять сквозную (через всю работу) нумерацию. Допускается сокращенный вариант сноски, например: (7, с.15). Это означает, что цитата взята с 15 страницы источника, который в списке источников и литературы стоит под седьмым номером. Сокращение слов в тексте не допускается за исключением общепринятых (рисунок рис., год г., страница с.) и должно соответствовать ГОСТ Критерии оценки реферата Эрудированность в рассматриваемой области: актуальность заявленной проблемы; степень знакомства с современным состояниям проблемы; использование известных результатов и научных фактов в работе; полнота цитируемой литературы. Собственные достижения автора: использование знаний вне программы; степень новизны; научная значимость проблемы;
9 владение научным и специальным аппаратом. Общая характеристика работы грамотность и логичность изложения материала; структура работы (введение, основная часть, вывод, приложения, список литературы); соответствие оформления реферата стандартам. Реферат должен быть глубоким по содержанию, современным по заложенным в нем идеям и аккуратным по оформлению. Это станет свидетельством высокого уровню культуры вашего интеллектуального труда.
10 Приложение 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова» ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра журналистики РЕФЕРАТ на тему: (без кавычек) Работу выполнил студент курса очного/заочного отделения Иван Иванович Иванов Научный руководитель доц. И.В. Жилавская Подпись студента, число Москва-2011
11 Приложение 2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава 1. Молодежная аудитория и СМИ в российском коммуникативном пространстве Проблемы социализации современной российской молодежи Роль СМИ в формировании молодежной аудитории 9 Глава 2. Пути оптимизации взаимодействия СМИ и молодежной аудитории Современные интерактивные технологии как фактор оптимизации отношений молодежной аудитории и СМИ Медиаобразовательные технологии СМИ в формировании молодежной аудитории Новые модели взаимодействия молодежной аудитории и СМИ 18 Заключение 19 Литература 20 Приложения 21
12 Приложение 3 ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ГОСТ ОПИСАНИЕ КНИГ ПОД ЗАГОЛОВКОМ /ФАМИЛИЕЙ АВТОРА/ Багно И. Г. Руководство к выполнению и оформлению выпускных квалифицированных работ: учеб. пособие / И. Г. Багно, Р. А. Риянова; Ом. гос. аграр. ун-т. — Омск: Изд-во ОмГАУ, с. ОПИСАНИЕ КНИГ ПОД ЗАГЛАВИЕМ Лесной кодекс Российской Федерации. — М.: ИНФРА-М, с- (Б-ка кодексов; вып. 14 (43) АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ, ДИССЕРТАЦИИ Вишняков И. В. Модели и методы оценки коммерческих банков в условиях неопределенности : дис. канд. экон. наук: : защищена : утв / Вишняков Илья Владимирович. — М., с. — Библиогр.: с статья из сборника: Проблема политической компетентности журналиста / Е.В.Каблуков // Профессия журналист: вызовы XXI века. Сборник материалов Междунар. науч. конф. «Журналистика 2006». М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, С статья из энциклопедии: Молодежное движение в России / В. А. Сулемов // Политическая энциклопедия в 2 т. — М., Т.1. — С статья из собрания сочинений, избранных сочинений: Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра 1: (к проблеме средневековой традиции в культуре барокко) / Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский // Избр. статьи : в 3 т. / Ю. М. Лотман. -Таллин, Т.2. — С ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс]. — М., [199-]. — Режим доступа : http : // www. gpntb. ru / win / search/ heip/ el-cat/ html Александр Шубин. О пользе конструктивного утопизма К. Роджерс. О становлении личностью: психотерапия глазами психотерапевта.