Отменили ли льготы в беларуси

Оглавление:

Какие льготы предоставляются пенсионерам в Беларуси в 2019 году

Чтобы поддержать пенсионеров как незащищенную категорию белорусского населения, Правительство предложило пожилым гражданам льготы. Но далеко не все старики в 2019 году могут претендовать на них. Более того, часть льгот, действовавших с 2015 года, была отменена уже в конце 2016 года. Кому повезло меньше, а также какие изменения в льготах коснулись тех, кто числится на заслуженном отдыхе, пойдет речь ниже.

В 2019 году никаких новых льгот пенсионерам не добавили, а только, наоборот, убрали. По-видимому, депутаты решили, что граждане Беларуси и так слишком роскошествуют, так зачем им скидки? Итак, чего в 2019 году больше нет?

  1. Ушла в прошлое льгота в отношении уплаты налоговых отчислений по процентам, касающимся депозитных вкладов.
  2. Теперь налог с выигрышей при участии в лотереях пенсионеры тоже должны оплачивать. Посчастливилось – одари счастьем государство, денег никогда много не бывает.
  3. Стоимость потребления газа и электроэнергии включает НДС. НДС – странный налог, который, по сути, не имеет под собой реального основания. Юристы давно указывают на его необоснованность, но законодатели не собираются отменять его, ведь НДС облагают все товары и услуги, это – одна из основных статей наполнения казны.
  4. В 2014 году пенсионеров обязали вносить отчисления по транспортному налогу, и совсем не важно, какая мощность двигателя, имеешь в собственности подержанный жигуль – будь добр, плати.
  5. Если раньше пенсионеры имели право заплатить за госпошлину при прохождении технического осмотра родной железной лошадки только 50% от первичной стоимости, то в 2019 году льгота для них больше не действует. Итого оплата за услуги СТО составит не 720 000 рублей, а 1 400 000 рублей, что ощутимо бьет по карману пожилых белорусов.

Почему отменили льготы для пенсионеров

Решение об отмене льгот для пожилых граждан в Беларуси было принято под влиянием таких факторов:

  1. Низкий пенсионный возраст. Депутаты уверены – чтобы иметь возможность выплачивать пенсионерам пенсии в заявленных размерах, необходимо либо повышать возраст выхода на отдых по старости, либо отказываться от льгот.
  2. Для пенсионеров отмена льгот практически неощутима, ведь по официальным данным более 25% пожилого населения страны работают и имеют дополнительное материальное обеспечение. Вот только никто не задает вопрос, почему бабушка, которой положена якобы достойная пенсия, устраивается дворником вместо того, чтобы насладиться тишиной и спокойной старостью.

Народная избранница Наталья Гуйвик даже оперировала примером близких, якобы ее 60-летние родственники не собираются сидеть сложа руки и бездельничать, поэтому продолжают трудиться, ездят на автомобилях и даже путешествуют.

Также она ставит себя в один ряд с рядовыми пенсионерами, поясняя, что в конце концов обделенными льготами также стали пожилые депутаты.

Вот уже полгода в Беларуси рассматривается вопрос о восстановлении льготы на транспортный налог хотя бы для ветеранов, которых осталось слишком мало чтобы экономить на них. Есть надежда, что к 9 мая что-то изменится, хотя Президент Лукашенко ничего не обещает.

Действующие в 2019 году льготы для пенсионеров Беларуси

Мужчины, которым исполнилось 60 лет, и женщины в возрасте 55 лет уже являются пенсионерами. В 2019 году они могут претендовать на такие льготы:

  1. 50%-ная скидка при оплате стоимости билета на проезд на ж/д транспорте общего назначения в поездах, рассчитанных на экономкласс и курсирующих по региону, водном и автомобильном транспорте, который перевозит пассажиров в черте пригорода. Скидка действует для пенсионеров только с 1 мая по 30 сентября, т. к. связана с дачным сезоном. Чтобы воспользоваться льготой, необходимо предъявить организациям, владеющим пассажирским транспортом пенсионное удостоверение, и после этого вам выдадут специальную проездную бумагу. Без нее скидка на проезд не предоставляется.
  2. Если пенсионер проживает в квартире или доме сам, чтобы оформить субсидию, достаточно показать социальным органам пенсионное удостоверение. При этом квадратура жилого помещения не имеет никакого значения. Если же в квартире проживает или прописан трудоспособный гражданин Беларуси, вполне вероятно, что с назначением субсидии могут возникнуть проблемы.
  3. За пенсионерами сохраняется освобождение от внесения налоговых отчислений на недвижимость по капитальным строениям, опять же, только если вместе с пожилым белорусом не проживает трудоспособное лицо.
  4. Земельный налог не нужно оплачивать не только пенсионерам по старости, но также инвалидам, получившим 1-ю или 2-ю группу. Особенность получения льготы – отсутствие регистрации по месту жительства нуждающегося трудоспособного лица.
  5. Если старику необходимо воспользоваться услугами нотариальной конторы, ему предлагается ставка госпошлины в уменьшенном размере – всего 50% от обычной величины.

Кому положены особенные льготы

Категории пенсионеров, которые могут претендовать на особенные льготы, представлены таким списком:

  • бывшие военнослужащие, числившиеся в рядах МВД, МЧС, органах, расследующих финансовые и коррупционные преступления;
  • сотрудники прокуратуры;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • старики, получившие почетное звание Героя Беларуси;
  • награжденные званием Героя СССР, Героя Социалистического труда;
  • пенсионеры, которых наградили званием Героя Трудовой Славы.

Пожилым гражданам в возрасте от 80 лет положена надбавка от государства, которая составляет 50% от минимальной величины пенсии по уходу за пенсионером. Если белорус в возрасте не в силах сам себя обслуживать и нуждается в помощи со стороны, он также может постараться получить заключение МРЭК или ВКК о необходимости предоставления постоянного досмотра.

Если пенсионер – инвалид 2-й группы

Льготы пенсионерам-инвалидам 2-й группы в Беларуси входят в 2019 году в такой список:

  • скидка 90% при покупке определенного перечня лекарств и медикаментов, утвержденного на законодательном уровне, если пенсионер покупает их согласно рецепту лечащего доктора;
  • изготовление и ремонт зубных протезов на совершенно бесплатной основе, кроме металлокерамики и других дорогостоящих материалов (льгота предоставляется только в государственных стоматологических поликлиниках);
  • если инвалиду необходимы специальные инструменты или средства для реабилитации и восстановления здоровья, к примеру, слуховые протезы, можно встать в очередь на их бесплатную выдачу (технические средства должны быть включенными в государственный реестр, составленный чиновниками и утвержденный Министерством здравоохранения в последней редакции закона);
  • если есть медицинское заключение с рекомендацией посетить санаторно-курортное лечение, путевка предоставляется бесплатно, но только если инвалид 2-й группы не работает;
  • скидка 50% на внесение оплаты по техобслуживанию и пользованию жилыми квадратными метрами не более 50 квадратов общей площади;

Также 50%-ная скидка положена пенсионерам-инвалидам 2-й группы по внесению оплаты за горячую и холодную воду, канализационные стоки, газ, электроэнергию, отопление, вывоз мусора, пользование лифтом.

Отменили ли льготы в беларуси

В Республиканской стоматологической поликлинике корреспонденту Еврорадио посоветовали приходить вставлять зубы после Нового года. Много людей. Женщина в регистратуре не отрицала, что такой наплыв желающих связан с отменой льгот.

Сотрудница регистратуры: «Очереди пока есть, но после Нового года они будут значительно меньше. Это связано с тем, что отменяют льготы. Поэтому и очереди появились».

Как стало известно Еврорадио, для того, чтобы успеть «сделать» себе новые зубы до 17 декабря, необходимо было записываться к стоматологу как минимум за 4-6 месяцев до этого числа.

Сотрудница аптеки №1 предупредила корреспондента Еврорадио, что отпускать лекарства со скидкой в 50 процентов они будут только по 16 декабря включительно.

Сотрудница аптеки: “Если у вас скидка на 50 процентов, то вы должны прийти сегодня, завтра либо послезавтра. Потому что потом это все отменят”.

Приходить в аптеку сотрудница посоветовала ближе к вечеру. Сейчас, говорит, людей слишком много. А также предупредила, что не все лекарства есть у них в наличии, но пообещала посмотреть по компьютеру и подсказать, где необходимое есть.

Сотрудница аптеки: “Какие есть, а каких нет – сказать не могу. Не буду же я перечислять все 3 тысячи лекарств, которые у нас есть. Но в отделе есть компьютер, и если каких-то лекарств у нас нет, вам скажут, где они есть”.

Стоят очереди льготников и в аптеке №36 Минска.

Сотрудница аптеки: “Есть очереди. Теперь же льготы снимают, поэтому льготники запасаются”.

Как стало известно Еврорадио, никаких ограничений на количество лекарств, которые вам могут продать, нет. Даже если раньше вы всегда брали одну упаковку определенного препарата за раз, а сейчас берете 10 – вам их дадут. Если такое количество написано в рецепте.

Еврорадио прошлось в среду 12 декабря по минским аптекам. Повсюду, где отпускают по льготным рецептам, стоят очереди. Пенсионер Сергей Николаевич пришел за лекарствами для жены. Купил не все — только на 50 тысяч. На остальное денег не хватило. Это при том, что он еще работает.

Сергей Николаевич: “У меня жена на пенсии. Хорошо, я работаю. А если бы, к примеру, она была одна? Она половину своей пенсии отдавала бы на льготные лекарства. А что будет дальше? И когда я тоже пойду на пенсию?”

Что же касается компенсации утерянных льгот, то, по словам мужчины, те деньги, которые добавляют к пенсии, не компенсируют потери льгот.

Ранее на льготы из бюджета шло 160 миллиардов рублей. На адресную социальную помощь заместитель министра финансов Владимир Азарин пообещал израсходовать 50—60 миллиардов.

Льготы на лекарства оставили ограниченной категории граждан — Героям Беларуси и Советского Союза, полным кавалерам ордена Славы (их осталось менее 40 человек). Также инвалидам и ветеранам войны, блокадникам — их в Беларуси около 70 тысяч. А ежегодно уходят из жизни около 10 тысяч ветеранов. Еще льготы на лекарства останутся у инвалидов первой группы. Афганцы получат льготы, только если не работают. Лишатся бесплатных лекарств чернобыльцы, дети до трех лет. Пенсионерам, которым более 70 лет, приобретать лекарства придется за полную стоимость (до сих пор у них была скидка 50%).

Льготы для инвалидов в 2018-2019 году

Льготы инвалидам

1 группа инвалидности

  • В течении года инвалидам 1 группы, а также сопровождающим инвалидов лицам — однократный бесплатный проезд к месту лечения.
  • Обеспечение лекарственными препаратами бесплатно по рецептам врачей. Инвалиды I группы также имеют право на бесплатное получение перевязочных средств и отдельных изделий медицинского назначения, если есть на то заключения бюро МСЭ про необходимость использования этих средств.
  • Обеспечение бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение не реже одного раза в год на протяжении первых трех лет после установления инвалидности.
  • Льготы инвалидам, нуждающимся в протезировании в виде протезов конечностей предоставляются бесплатно, как и ортопедическая обувь.
  • Бесплатное зубное протезирование.
  • Внеконкурсное зачисление при поступлении в среднее профессиональное и высшее профессиональное государственное или муниципальное образовательное учреждение в случае успешной сдачи вступительных экзаменов, если такое обучение не противопоказано медицинским заключением.
  • Увеличенный размер стипендии для студентов-очников.
  • Для работающих инвалидов рабочая неделя сокращается до 35 часов в неделю с сохранением заработка, отпуск за свой счёт до 60 дней в году.
  • Бесплатный проезд во всех видах городского и сельского наземного транспорта (кроме такси и частных маршруток).
Читайте так же:  Подбор материала для выступления основные требования

2 группа инвалидности

В течении года инвалидам 2 группы — однократный бесплатный проезд к месту лечения, на сопровождающих это не распространяется.

Обеспечение лекарственными препаратами бесплатно по рецептам врачей. Инвалиды II группы также имеют право на бесплатное получение перевязочных средств и отдельных изделий медицинского назначения, если есть на то заключения бюро МСЭ о необходимости использования этих средств.

Льготы инвалидам, нуждающимся в протезировании в виде протезов конечностей предоставляются бесплатно, как и ортопедическая обувь.

Бесплатное зубное протезирование.

Внеконкурсное зачисление при поступлении в среднее профессиональное и высшее профессиональное государственное или муниципальное образовательное учреждение в случае успешной сдачи вступительных экзаменов, если такое обучение не противопоказано медицинским заключением.

Увеличенный размер стипендии для студентов-очников.

Для работающих инвалидов рабочая неделя сокращается до 35 часов в неделю с сохранением заработка, отпуск за свой счёт до 60 дней в году.

Бесплатный проезд во всех видах городского и сельского наземного транспорта (кроме такси и частных маршруток).

3 группа инвалидности

  • 50% скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз в другое время года.
  • Работающие инвалиды, которым присвоен статус безработного, имеют право приобретать отдельные лекарства и изделия медицинского назначения по рецептам врачей с 50% скидкой.
  • Льгота инвалидам III группы при покупке ортопедической обуви со скидкой, в зависимости от сложности изготовления такого изделия или за полную стоимость.

Льготы по ОСАГО

Должны быть выполнены условия

  • Инвалид должен иметь транспортное средство в соответствии с медицинскими показаниями и сам пользоваться им.
  • Допустимо нахождение за рулём его законного представителя, если автомобиль принадлежит ребёнку-инвалиду.
  • Помимо инвалида автомобилем могут пользоваться максимум 2 человека.

Набор социальных услуг (НСУ) в 2018 — 2019 годах равен 1075 рублей 19 копеек в месяц.

  • Обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей — инвалидов — 828 рублей 14 копеек.
  • Предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно – курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний в санаторно – курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд — 128 рублей 11 копеек.
  • Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно — 118 рублей 94 копейки.

Соцзащита определяет те услуги, в которых нуждается инвалид:

Получение помощи (медицинской, психологической и др.).

Решение проблем с питанием.

Организация отдыха и другие услуги.

Есть несколько вариантов отказа от пакета НСУ в пользу денежного эквивалента:

Доплаты инвалидам

В 2018-2019 годах будут действовать следующие доплаты:

Категория получателей пенсии

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности с учетом повышений к ней

Инвалиды I группы

Без иждивенцев — 9 965 рублей 80 копеек в месяц
С 1 иждивенцем – 11 626 рублей 77 копеек в месяц
С 2 иждивенцами – 13 287 рублей 74 копейки в месяц
С 3 иждивенцами – 14 948 рублей 71 копейка в месяц

Инвалиды II группы

Без иждивенцев – 4 982 рубля 90 копеек в месяц
С 1 иждивенцем – 6 643 рубля 87 копеек в месяц
С 2 иждивенцами -8 304рубля 84 копейки в месяц
С 3 иждивенцами — 9 965 рублей 81 копейка в месяц

Инвалиды III группы

Без иждивенцев — 2 491 рубль 45 копеек в месяц
С 1 иждивенцем — 4 152 рубля 42 копейки в месяц
С 2 иждивенцами — 5 813рублей 39 копеек в месяц
С 3 иждивенцами — 7 474 рубля 36 копеек в месяц

Граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности и повышения к ней увеличиваются на соответствующий районный коэффициент

Инвалиды I группы, проработавшие не менее календарных 15 лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин инвалидности

Без иждивенцев — 14 948 рублей 70 копеек в месяц
С 1 иждивенцем — 17 440 рублей 16 копеек в месяц
С 2 иждивенцами — 19 931 рубль 61 копейка в месяц
С 3 иждивенцами — 22 423 рубля 07 копеек в месяц

(независимо от места жительства)

Инвалиды II группы, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин

Без иждивенцев — 7 474 рубля 35 копеек в месяц
С 1 иждивенцем – 9 965 рублей 81 копейка в месяц
С 2 иждивенцами — 12 457 рублей 26 копеек в месяц
С 3 иждивенцами — 14 948 рублей 72 копейки в месяц

(независимо от места жительства)

Инвалиды III группы, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин

Без иждивенцев — 3 737 рублей 18 копеек в месяц
С 1 иждивенцем — 6 228 рублей 64 копейки в месяц
С 2 иждивенцами — 8 720 рублей 09 копейки в месяц
С 3 иждивенцами — 11 211 рублей 55 копеек в месяц

(независимо от места жительства)

Инвалиды I группы, проработавшие не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин

Без иждивенцев — 12 955 рублей 54 копейки в месяц
С 1 иждивенцем — 15 114 рублей 80 копеек в месяц
С 2 иждивенцами — 17 274 рубля 06 копеек в месяц
С 3 иждивенцами — 19 433 рубля 32 копейки в месяц

(независимо от места жительства)

Инвалиды II группы, проработавшие не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин

Без иждивенцев — 6 477 рублей 77 копеек в месяц
С 1 иждивенцем — 8 637 рублей 03 копейки в месяц
С 2 иждивенцами — 10 796 рублей 29 копеек в месяц
С 3 иждивенцами — 12 955 рублей 55 копеек в месяц

(независимо от места жительства)

Инвалиды III группы, проработавшие не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин

Без иждивенцев — 3 238 рублей 89 копеек в месяц
С 1 иждивенцем — 5 398 рублей 15 копеек в месяц
С 2 иждивенцами — 7 557 рублей 41 копейка в месяц
С 3 иждивенцами — 9 716 рублей 67 копеек в месяц

(независимо от места жительства)

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

  • гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы;
  • участникам Великой Отечественной войны;
  • гражданам, награжденным знаком “Жителю блокадного Ленинграда”.

Пенсия по инвалидности указанным категориям лиц может устанавливаться одновременно с трудовой пенсией по старости.

Льгота инвалидам 50% на стоимость проезда на любом междугородном транспорте:

  • без ограничения с 1.10 до 15.05 каждого года
  • с 16.05 и до 1.10 — 1 поездка в обе стороны

Налоговые льготы также предоставляются местными властями, поэтому можно проверить местное законодательство. По этой ссылке Вы можете узнать о налоговых льготах в Вашем регионе.

Имущественный налог

Инвалиды I и II групп не платят налог на имущество и недвижимость, полученные в наследство.

Транспортный налог

Транспортный налог на легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами не взимается. Этот налог платится в 50% размере, если автомобиль куплен через органы соцзащиты и мощность не превышает 100л.с.

Земельный налог

Налоговые вычеты

В 2018 году действуют следующие налоговые вычеты.

При расчёте суммы, облагаемой налогом, она уменьшается:

  • в размере 3000 рублей за каждый месяц текущего года распространяется на следующие категории налогоплательщиков:
    1. граждан, получивших инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, военнослужащих и военнообязанных, выполнявших работы, связанные с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС, эвакуированных из зоны отчуждения, переселенных из зоны отселения либо выехавших из этой зоны, лица, отдавших костный мозг для спасения людей, пострадавших вследствие катастрофы на ЧАЭС
    2. инвалидов, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, лиц, принимавших непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 — 1956 годах, лиц, эвакуированных, а также выехавших добровольно из населенных пунктов, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития
    3. инвалидов Великой Отечественной войны
    4. инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих
  • налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц текущего года распространяется на следующие категории налогоплательщиков:
  • инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп
  • налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребёнок, в размере 3 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы
Читайте так же:  Организационное взаимодействие и полномочия

Государственные пошлины

От уплаты государственной пошлины освобождаются:

  • Льготы инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, совершаемые по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями, Верховным Судом Российской Федерации,Конституционным Судом Российской Федерации, при обращении в органы и к нотариусам
  • Льготы для инвалидов, участников Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны (коллектив авторов, правообладателей, каждый член которого является инвалидом, участником ВОВ, инвалидом ВОВ), являющийся единственным автором программы для компьютера, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателем на нее, который хочет получить свидетельство о регистрации на свое имя

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями освобождаются инвалиды I и II группы

Льготы для инвалидов при обращении за совершением нотариальных действий предоставляются инвалидам I и II группы — 50 процентов по всем видам (распространяется только на пошлину)

Цели защиты инвалидов

Цель социальной защиты инвалидов. Для чего нужна помощь инвалидам?

  • улучшение условий и охраны труда инвалидов
  • создание и сохранение рабочих мест для инвалидов (закупка и монтаж оборудования, в том числе организация труда рабочих-надомников)
  • обучение (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройство инвалидов
  • изготовление и ремонт протезных изделий
  • приобретение и обслуживание технических средств реабилитации (включая приобретение собак-проводников)
  • санаторно-курортное обслуживание инвалидов, а также лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов
  • защита прав и законных интересов инвалидов
  • мероприятия по интеграции инвалидов в общество (включая культурные, спортивные и иные подобные мероприятия)
  • обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов)
  • приобретение и распространение среди инвалидов печатных изданий общественных организаций инвалидов
  • приобретение и распространение среди инвалидов видеоматериалов с субтитрами или сурдопереводом
  • взносы, направленные указанными организациями общественным организациям инвалидов на их содержание

При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера

Отменили ли льготы в беларуси

Плюшки закончились. Как в Беларуси побеждали иждивенчество

Недавно новый мэр Минска пообещал проработать вопрос о возвращении льготного проезда студентам в общественном транспорте. Это уже не первый жест доброй воли от высоких начальников: льготы у нас могут как быстро забрать, так и вернуть, а потом снова заставить с ними попрощаться. TUT.BY посмотрел, как в социально ориентированном государстве упорядочивали систему господдержки.


Система льгот в Беларуси сформировалась еще в советское время. До 1980-х годов льготы охватывали относительно небольшое число граждан. Но в 1980-1990 годы, когда экономика страны начала рушиться, количество льгот резко возросло. В нулевых белорусские власти не раз называли социальную поддержку «громоздкой».

Первая попытка урезать льготы — в 1995 году

В 1995 году вышел Указ Президента РБ № 349 «Об упорядочении некоторых льгот для отдельных категорий граждан». В первую очередь этот документ касался ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и граждан, проживающих на загрязненных территориях. Конституционный суд тогда пришел к выводу, что «президент взял на себя функции органа законодательной власти, чем превысил свои полномочия». Было решено считать нормы указа не имеющими юридической силы.

В следующий раз всерьез о борьбе с иждивенчеством в Беларуси заговорили в 2003 году. Тогда в Палату представителей Национального собрания был внесен законопроект об упорядочении льгот. Принятие документа решили отложить до лучших времен и вернулись к нему в 2007-м. В Послании белорусскому народу и парламенту Лукашенко непрозрачно намекнул на то, что нужно уходить «от социальной защиты к социальному развитию». Прозвучала популярная сегодня мысль о том, что «жить надо по средствам».

По оценкам чиновников, социальной поддержкой в стране в то время пользовались две трети населения страны, или 6,5 млн человек, причем многие имели право сразу на несколько льгот. Бесплатно или в полцены ездили на общественном транспорте 6 млн человек, дешевле покупали лекарства — 2,85 млн, льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг пользовались 1 млн человек, услугами связи — 0,2 млн. Всего насчитывалось свыше 50 категорий льготников, которым предоставляли около 100 различных видов льгот. Подчеркивалось, что на льготы в общем доходе семьи приходится не больше 2,3% доходов, а наиболее обеспеченные люди получают поддержку в 1,3 раза большую, чем малообеспеченные.

Несколькими годами ранее в России был подписан федеральный закон «О монетизации льгот». Был составлен так называемый социальный пакет, в который вошли несколько самых значимых льгот (предоставление бесплатных лекарств, санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд в пригородном ж/д транспорте и т. д.). Начиная с 2006 года гражданин мог отказаться от соцпакета и получать за это денежные выплаты. Все остальные льготы были тоже компенсированы деньгами.

Недостаточный объем компенсаций и огрехи при практическом воплощении в жизнь вызвали широкомасштабные акции протеста. Правительство и законодатели вынуждены были вносить многочисленные поправки в принятый закон и выделять для льготников дополнительные средства. Похожий сценарий ждал и белорусов.

Законопроект об упорядочении льгот приняли сразу в двух чтениях

С самого начала обсуждение в парламенте законопроекта «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» было окутано завесой тайны. Заместитель главы Администрации президента Наталья Петкевич во время встречи с представителями общественных организаций заявила, что «проект закона на всенародное обсуждение выноситься не будет». По ее словам, несколькими годами ранее рассматривался гораздо более радикальный вариант — отменить все льготы для любых категорий граждан, но в итоге решили действовать поэтапно.

До последнего момента мало кто из общественности был осведомлен, какие льготы и кому отменяют. Зато активно анонсировался «подробный механизм предоставления адресной социальной помощи» — взамен беспорядочным социальным льготам.

Когда пришло время голосования, закон был принят сразу в двух чтениях. Сто парламентариев выступили «за» проект закона и лишь один — «против». Сообщалось, что упорядочение льгот позволит сэкономить более 30 процентов бюджетных средств на соцподдержку. Эти деньги обещали потратить на поддержку рождаемости в стране, программы по реабилитации чернобыльских территорий, адресную помощь наиболее нуждающимся категориям граждан, в том числе детям-инвалидам.

Льготы урезали депутаты, адресную помощь пообещал президент

Любопытно, что на момент принятия закона к разработке указа президента об адресной социальной помощи даже не приступали — лишь только собиралась рабочая группа. Сам факт подготовки указа ряд экспертов расценили как попытку Лукашенко оправдаться за непопулярное решение. Бывший член Конституционного суда Михаил Пастухов в интервью «Еврорадио» обращал внимание, что льготы отменяли депутаты, а частично их возвращать берется президент.

Нависшую угрозу лишения целого ряда льгот и преимуществ не все проглотили молча. Более шести тысяч подписей передали в парламент студенты, требовавшие сохранения права на 50-процентную скидку на проезд в общественном транспорте. Были выступления несогласных в Минске и областных городах, которые нередко заканчивались задержаниями активистов.

Тем не менее, 17 декабря 2007 года закон об упорядочении льгот вступил в силу. Лишения затронули практически все категории населения. Из самого значимого: ветераны труда, студенты и учащиеся потеряли 50-процентную скидку на проезд в общественном транспорте. А бывшие узники концлагерей и чернобыльцы лишились возможности ездить бесплатно. Они же вместе с родителями детей до 3 лет по новым правилам не могли рассчитывать на бесплатные лекарства. Закончилась раздача плюшек родственникам льготников, в частности, они лишились льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи. С подробным перечнем льгот, которых в один момент лишились белорусы, можно ознакомиться здесь.

За несколько дней до вступления в силу нового закона президент подписал Указ № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения». Право на ежемесячное социальное пособие получили не только малоимущие семьи с детьми или инвалидами, но все семьи, чей среднедушевой доход по объективным причинам не превышает 100% наибольшей величины среднего бюджета прожиточного минимума за два последних квартала. Семьи, среднедушевой доход которых за два квартала не превышает 120% бюджета прожиточного минимума, теперь могли рассчитывать на единовременное социальное пособие. Семьям, которые тратят на жилье (коммунальные услуги, аренда, техническое обслуживание) более 20 процентов совокупного дохода в городе и 15 процентов в деревне, решили платить безналичные жилищные субсидии.

Учащимся и студентам пообещали компенсировать расходы на проезд за счет средств стипендиального фонда учебного заведения и внебюджетных источников финансирования.

Метаморфозы со льготами на проезд в общественном транспорте

А дальше начали происходить интересные вещи. В зависимости от обстоятельств и настроения протестных групп власти то возвращали часть льгот, то снова их отменяли. Еще в конце декабря 2007 года, то есть сразу после вступления в силу закона об упорядочении льгот, Могилевский городской совет депутатов единогласно принял решение возвратить почетным донорам право бесплатного проезда в городском общественном транспорте. Известно, что могилевские доноры активно выступали против отмены льгот и даже проводили предупредительную забастовку. Спустя время, летом 2010 года, новоизбранный Могилевский горсовет принял решение отменить эту льготу для доноров.

В январе 2008 года появилось сообщение о том, что «афганцы» снова получили льготы на проезд в общественном транспорте. Чиновники подтверждали эту информацию и объясняли ее неожиданно «всплывшим» межправительственным соглашением, подписанным Беларусью одновременно с руководителями правительств стран СНГ в 1993 году. Согласно этому документу воины-интернационалисты имеют право на льготный проезд в городском транспорте, а также в пригородных автобусах (но не в электричках и междугородних автобусах!) наравне с инвалидами и участниками ВОВ. Соглашение оказалось более значимым, чем закон о льготах. Однако противоречия между этим документом и законом об упорядочении льгот до сих пор вызывает немало вопросов у белорусов, которые участвовали в войне в Афганистане.

В апреле 2008 года указом президента пенсионерам предоставили сезонную 50-процентную скидку на проезд в пригородном транспорте — с мая по октябрь. Такой подарок пожилым людям преподнесли «в рамках проведения системных мероприятий по государственной поддержке лиц, достигших пенсионного возраста».

Интересно, что сразу после принятия закона об упорядочении льгот Лукашенко выразил непонимание, «почему в городе-герое Минске, где мы миллиарды и миллиарды вкладываем в то, чтобы и тротуары были лучше, и магазины рядом, и аптеки, пенсионер должен бесплатно ехать? Куда? Магазин рядом, аптека рядом, товаров сегодня — дай Бог». Тем не менее, сезонная скидка для пенсионеров стала ежегодной традицией.

Читайте так же:  Образец заявление о возврате товара в течении 14 дней

На этом уступки чиновников не закончились. В октябре 2008 года Министерство внутренних дел внутренним постановлением разрешило ряду сотрудников милиции бесплатно ездить в общественном транспорте. Также были определены категории льготников среди милиционеров для медицинского обслуживания и улучшения жилищных условий.

В декабре 2010 года, накануне президентских выборов, школьникам вернули право на бесплатный проезд в общественном транспорте (детей старше 7 лет этой льготы лишили в 2007 году). Представитель «Минсктранса» так аргументировал принятое тогда решение: «Школьников в Минске около 140 тыс. Они не так часто передвигаются на общественном транспорте, как студенты. В основном школы расположены в зоне доступности для учащихся. Поэтому число школьников, пользующихся правом бесплатного проезда, незначительно».

Вслед за Минском начали подтягиваться регионы. В некоторых городах республики льготы вернули также студентам, правда, ненадолго. Например, в Пинске за несколько дней до 19 декабря учащимся торжественно объявили о возвращении льгот на проезд. А спустя девять дней после выборов льготный проезд отменили.

В феврале 2011 года возможность ездить бесплатно школьники получили на республиканском уровне. Было принято постановление Совета министров №202 «О некоторых вопросах проезда обучающихся», которое регламентировало, что дети имеют право передвигаться без талончика только к месту учебы и обратно, и только во время учебного года. А уже весной школьникам Минска разрешили ездить бесплатно по всему городу, вне зависимости от цели поездки.

В сентябре 2011 года власти вернулись к вопросу возвращения льгот для студентов. Не дожидаясь, пока соответствующее решение Мингорисполкома будет одобрено городским Советом депутатов, столичные транспортники разрешили студентам ездить бесплатно. Руководство города объясняло этот шаг «повышением социальной поддержки учащихся и студентов». Напомним, в начале осени 2011 года возобновились молчаливые акции протеста, основной движущей силой которых были студенты. Последняя крупная акция в Минске прошла 21 сентября — к этому времени учащиеся уже ездили по городу бесплатно.

Руководители регионов были возмущены вольностями минских городских властей. Председатель Гродненского исполкома Семен Шапиро высказывался против возвращения льгот студентам. По его мнению, эти деньги лучше было пустить на строительство больниц, детских домов, повышение зарплат врачей и учителей. Весной 2012 года мэр Минска Николай Ладутько прислушался к совету коллег и предупредил школьников и студентов, что бесплатный проезд для них вводили «не на века вечные, а как элемент социальной поддержки в тяжелый период».

С 1 сентября 2012 года, как и ожидалось, студенты в очередной раз потеряли «халяву». Бесплатный проезд в Минске было решено оставить только для школьников.

В то время как школьникам льготы на проезд вернули, у многодетных матерей, имеющих награду «Орден матери», их забрали. Городские власти объясняли это вступлением в силу в 2010 году закона «О местном управлении и самоуправлении в Беларуси», по которому горсовет может поддерживать только ветеранов, пенсионеров, инвалидов и детей.

Поддержка многодетных родителей, фильтр для адресной помощи и сокращение льготных кредитов

Тем не менее, многодетных родителей нельзя отнести к категории граждан, которая была обделена вниманием властей на протяжении последнего десятилетия. Со вступления в силу закона об упорядочении льгот их права не только не ущемляли, но и ежегодно вводили дополнительные меры по оказанию им социальной поддержки. Так, в 2007 году многодетные родители получили право на дополнительную финансовую поддержку при рождении детей, а также один свободный от работы день в неделю, в 2009 году — были наделены рядом налоговых льгот, в 2012-м — получили внеочередное право на получение льготных кредитов на строительство или покупку жилья и т. д. Весь список льгот, на которые последовательно получали право многодетные семьи, подробно описан здесь.

Что касается других социальных категорий, то в отношении них борьба с иждивенчеством продолжилась. В начале 2012 года был подписан указ президента №13, который должен был «усилить адресную помощь при строительстве жилья белорусами». По документу число белорусов, претендующих на льготные кредиты при строительстве жилья, сократилось вдвое. Саму очередь из нуждающихся в улучшении жилищных условий тоже существенно «почистили». В выигрыше оказались опять же многодетные семьи, очередники, проживающие в малых городах, сотрудники силовых ведомств.

Весной 2012 года власти преподнесли сюрприз родителям детей до 3 лет, которые получили назад право покупать бесплатные лекарства после осмотра врача (на основании Указа Президента РБ №139 «О льготном обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан»). Соответствующее дополнение, а также 50-процентную скидку на лекарства для инвалидов 3-й группы внесли в закон об упорядочении льгот.

В декабре 2013 года было решено «профильтровать адресную социальную помощь«. Указом № 550 для ее назначения были введены дополнительные критерии. Так, ежемесячное социальное пособие перестали назначать трудоспособным гражданам, которые в течение последнего года работали менее 6 месяцев. Пристальное внимание стали уделять тем, кто обращается за помощью повторно. Если трудоспособный член семьи не выполнил определенный комиссией план по самостоятельному улучшению материального положения, в получении адресной помощи ему могут отказать. Таким образом, белорусов, которые могут рассчитывать на поддержку государства, стало еще меньше.

В июле 2014 года глава Нацбанка Надежда Ермакова предупредила белорусов, что государство намерено уходить от льготного кредитования в жилищном строительстве. Какими будут дальнейшие изменения в социальной политике, предсказать сложно. В 2015 году пройдут очередные президентские выборы.

Эксперты: сначала нужно было налаживать экономику и лишь потом — урезать льготы

Экс-депутат белорусского парламента Ольга Абрамова в 2007 году была единственной, кто выступил против принятия закона об упорядочении льгот. В комментарии TUT.BY она рассказала, что на самом деле с изменениями тогда внутренне были не согласны как минимум 15 процентов депутатов. Но в той ситуации на них сильно давили.

Сейчас специалист наблюдает за социальной политикой государства со стороны. По ее словам, многие льготы «втихую восстановили», не соразмерив их с величиной государственного бюджета. «На мой взгляд, для многих категорий у нас до сих пор довольно высокий уровень соцзащиты — гораздо больше того, что может позволить себе государство в сегодняшней ситуации».

Заведующий отделом социальной политики газеты «Белорусы и рынок» Константин Скуратович считает, что все последние действия властей в социальной сфере без реформ в экономике не имели смысла.

— Предполагалось, что со временем будут расти денежные доходы населения, в том числе и пенсии, и вопрос льгот отпадет сам по себе. Но доходы расти перестали, и из этой затеи ничего в итоге не получилось. Определили, что за помощью в райисполкомы будут обращаться только действительно малоимущие люди. Но установили там такие смешные «потолки нуждаемости», что фактически 90 с лишним процентов бывших льготников потеряли всякую помощь государства.

А по-хорошему надо было изначально экономику налаживать так, чтобы она работала, чтобы люди могли получать хорошие зарплаты, а затем и хорошие пенсии.

Похожей позиции придерживается и политолог Валерий Карбалевич. По его мнению, сама концепция социального государства предполагает наличие ресурсов, например, как в Швеции или в Дании. В этом случае власти перераспределяют национальный доход в пользу незащищенных слоев населения. В условиях бедного государства, как в Беларуси, считает эксперт, распределять, собственно, нечего. А поскольку ситуация в экономике ухудшается, власть первым делом идет на сокращение социальных трансферов.

— Но по логике вещей вместе с уменьшением рычагов социального государства должны идти экономические реформы, которые дали бы возможность людям самим зарабатывать на жизнь. Вот такой алгоритм был бы правильным. Что касается адресной социальной помощи, то она у нас существует, но насколько эффективна, можно спорить. Действительно ли люди, имеющие серьезные проблемы с выживанием, защищены государством? На минимальном уровне — да, но все это сопряжено с большими бюрократическими процедурами. В значительной мере адресная защита не работает также и потому, что есть другие системные проблемы, такие, как низкая стоимость коммунальных услуг и проезда в общественном транспорте. Получается, что низкие коммунальные тарифы дают привилегии в первую очередь богатым людям. Ведь чем больше у человека квартир, тем больше у него льгот по коммунальным услугам. И наоборот, самые бедные оказываются в меньшей степени защищены. Сама социальная модель Беларуси в значительной степени ориентирована на уравниловку.

Валерий Карбалевич считает, что система социальных льгот, которые остались сегодня у населения, имеет мизерное значение по сравнению с теми же низкими тарифами ЖКХ. Кроме того, в нашей стране практикуются совершенно экзотические и малоэффективные формы социальной поддержки, например, поддержка нерентабельных предприятий за счет бюджета или частного бизнеса, с помощью чего удается сокращать безработицу. Все остальные льготы, по мнению эксперта, имеют символическое значение. Даже система поддержки материнства и детства в Беларуси, считает Валерий Карбалевич, не является выдающейся по сравнению с другими странами.