Энергосервисный договор закон

Оглавление:

Глава 5. Энергосервисные договоры (контракты) и договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисных договоров (контрактов) (ст.ст. 19 — 21)

Глава 5. Энергосервисные договоры (контракты) и договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисных договоров (контрактов)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

О реализации проектов реконструкции и строительства посредством заключения энергосервисных договоров

А.М. Криницын, М.С. Муравьёва, эксперты Интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения»; А.Д.Жанэ, руководитель интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения» (http://www.zhane.ru/)

В своей статье авторы анализируют правовую природу энергосервисных контрактов для целей оценки возможности их использования коммерческими организациями в рамках реализации сложных проектов технического перевооружения и реконструкции (реконструкция существующих объектов/строительство новых объектов) с условием об оплате стоимости выполненных работ в размере определенного процента экономии энергоресурсов, которая должна быть достигнута в результате реализации энергосервиса.

Содержание отношений по энергосервису

Отношения, связанные с заключением энергосервисных договоров, регламентируются нормами Федерального закона от 23.11.2009 г № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (далее по тексту — Закон об энергосбережении, Закон).

В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона, энергосервисный договор должен содержать следующие существенные условия:

1) условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора;

2) условие о сроке действия энергосервисного договора, который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором величины экономии энергетических ресурсов;

3) иные обязательные условия энергосервисных договоров, установленные законодательством РФ.

При этом следует отметить, что положения Закона об энергосбережении не определяют требования к перечню и содержанию мероприятий, которые могут быть реализованы в рамках энергосервиса.

Данное обстоятельство обуславливает возможность реализации в рамках энергосервиса любых допустимых с точки зрения законодательства мероприятий (например, строительство энергетических объектов, их реконструкцию, модернизацию, предоставление консультационных услуг и т.п.), целевая направленность которых состоит в энергосбережении и повышении энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Это свидетельствует о принципиальной юридической допустимости использования энергосервисного договора для целей реализации технического перевооружения и реконструкции (ТПиР).

Правовая природа отношений по энергосервису

По своей правовой природе энергосервисный договор не является самостоятельным гражданско-правовым договором (в т.ч. не является непоименованным в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ) договором) и в зависимости от содержания конкретных прав и обязанностей сторон может быть квалифицирован в качестве одного из предусмотренных ГК РФ гражданско-правовых договоров, либо в качестве смешанного договора (т.е. договора, содержащего в себе элементы различных гражданско-правовых договоров, в т.ч. договора подряда, договора купли-продажи, договора возмездного оказания услуг и т.п.).

Справочно: Согласно ч. 3 ст. 421 ГК РФ, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Таким образом, условия энергосервисного договора могут регулироваться не только положениями Закона об энергосбережении, но и специальными нормами ГК РФ о соответствующих видах договоров, элементы которых содержатся в энергосервисном договоре.

Соответственно, реализация такого энергосервисного договора (смешанного договора) будет предполагать необходимость исполнения сторонами самостоятельных гражданско-правовых обязательств, составляющих реальное содержание энергосервиса (например, выполнение исполнителем подрядных работ и их оплату заказчиком, поставку исполнителем оборудования и его оплату заказчиком и т.п.).

С учетом вышеизложенного, корректная формализация энергосервисного договора (смешанного договора) предполагает необходимость описания прав и обязанностей сторон, порядка исполнения договора (а также применяемой терминологии) в строгом соответствии с установленными нормативными требованиями к конкретному виду гражданско-правового договора, включенному в энергосервисный договор в качестве его элемента.

Определение цены и порядка оплаты по энергосервисному договору

Применительно к определению цены и порядка оплаты по энергосервисному договору Закон об энергосбережении предусматривает следующее:

■ энергосервисный договор может содержать условие об определении цены, исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора, в том числе, исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов (ч. 3 ст. 19 Закона);

■ договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора, могут содержать условие о предоставлении отсрочки по уплате платежей по такому договору полностью или частично до момента получения результатов реализации условий энергосервисного договора (контракта), в том числе до фиксации экономии энергетических ресурсов (ч. 2 ст. 20 Закона).

Поскольку иные нормативные требования к определению цены и порядку оплаты по энергосервисному договору, заключаемому между коммерческими организациями, Законом не предусмотрены, представляется, что условие о цене и порядке оплаты энергосервисного договора (в частности, об оплате реализованных работ, оказанных услуг, поставленного оборудования и т.п.) может быть определено соглашением сторон договора и, в частности, предусматривать обязанность заказчика производить оплату исполнителю за реализацию энергосервиса по факту достижения согласованной договором величины экономии энергии заказчиком, в т.ч. за счет части стоимости достигнутой экономии энергии, которая возникнет у заказчика ввиду исполнения энергосервисного договора.

Справочно: Согласно п. 12 Требований к условиям контракта на энергосервис, утв. постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 г. № 636, одним из требований к контракту на энергосервис, заключаемому в порядке Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», является включение в контракт положения, согласно которому размер платежа устанавливается как процент от достигнутого размера экономии соответствующих расходов заказчика на оплату энергетического ресурса, определенного в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующий энергетический ресурс, фактически сложившимся за период достижения предусмотренного контрактом размера экономии, покрывающий, в том числе расходы исполнителя по реализации перечня мероприятий.

Между тем, несмотря на потенциальную возможность закрепления в энергосервисном договоре условия об оплате в зависимости от наступления планируемых к достижению результатов реализации энергосервисных мероприятий (в частности, экономии энергии), следует учитывать, что согласно существующим нормативным требованиям энергосервисный договор, заключаемый между коммерческими организациями, предполагается возмездным (это следует как из логики норм Закона, так и из п. 3 ст. 423, п. 1 ст. 575 ГК РФ).

При таких обстоятельствах исполнение энергосервисного договора в части оплаты в обязательном порядке должно предполагать не только гипотетическое исполнение (обусловленное возможным достижением экономии энергии заказчиком), но и безусловное встречное предоставление заказчика в пользу исполнителя, эквивалентное реальной стоимости реализованных исполнителем мероприятий (например, оплату стоимости передаваемого в собственность заказчика в рамках энергосервиса объекта, оплату выполненных работ, оказанных услуг и т.п.).

В противном случае наличие условия об оплате энергосервиса лишь в случае достижения экономии энергии в совокупности с отсутствием фактического адекватного встречного предоставления со стороны заказчика ввиду не достижения исполнителем запланированной в договоре экономии (процент от стоимости которой подлежит уплате заказчиком в качестве вознаграждения по договору исполнителю) может быть квалифицировано в качестве дарения.

Справочно: Полагаем, что в качестве исключения может быть расценена передача заказчику созданного в рамках энергосервиса объекта (например, принадлежащего исполнителю) в безвозмездное пользование, которое допускается в отношениях между коммерческими организациями и не предполагает встречного исполнения (в частности, оплаты) (см. гл. 36 ГК РФ). Вместе с тем, учитывая фактическую безвозмездность такого пользования, риск его квалификации в качестве дарения также не исключен.

Соответственно, такой энергосервисный договор может быть признан нарушающим запрет на дарение между коммерческими организациями (ч. 1 ст. 575 ГК РФ) с последующим возможным признанием энергосервисного договора недействительным (как сделки, нарушающей требования закона (ст. 168 ГК РФ)) и применением установленных последствий недействительности сделки.

Кроме того, в случае фактического намерения сторон освободить (полностью или в части) заказчика от обязанности по возмещению стоимости переданных в рамках договора в собственность заказчику объектов, результатов работ или стоимости оказанных услуг (например, при наличии очевидных оснований полагать, что предполагаемая договором экономия энергоресурсов и, как следствие, — адекватная оплата не могла быть достигнута/произведена и стороны знали о невозможности достижения планируемой экономии еще в момент заключения договора), такой договор может быть признан притворной сделкой (прикрывающей сделку дарения). При этом энергосервисный договор будет представлять собой ничтожную сделку (ч. 2 ст. 170 ГК РФ) с применением установленных последствий недействительности сделки.

Читайте так же:  Заявления на развод через суд с разделом имущества

Справочно: Согласно ст. 167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно ч. 2, 3 статьи 166 ГК РФ, требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Переход прав на создаваемые (поставляемые) в рамках энергосервиса объекты (оборудование)

Положения Закона об энергосбережении не содержат специальных требований, определяющих порядок перехода прав на созданные/поставляемые в процессе исполнения энергосервисного договора объекты, оборудование и иные результаты работ, а также не ограничивают возможный объем передаваемых прав и возможные форматы передачи прав сторонами энергосервисного договора.

Данное обстоятельство обуславливает потенциальную возможность реализации сторонами любой соответствующей требованиям законодательства конструкции и сроков перехода прав (права собственности, правомочий владений и (или) пользования и т.д.) на объекты и оборудование, создаваемые и поставляемые в процессе исполнения энергосервисного договора.

Справочно: Так, например, стороны могут закрепить переход заказчику права собственности на созданный в процессе исполнения договора объект как с момента ввода его в эксплуатацию, так и по завершении энергосервисного договора (или же после достижения плановой экономии энергоресурсов и т.п.).

Выполнение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов

В случае если построенный/реконструированный в рамках энергосервисного договора объект будет соответствовать признакам опасного производственного объекта (далее — ОПО), закрепленным в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ), необходимо учитывать следующее.

По смыслу действующего законодательства обязанность по регистрации ОПО в государственном реестре ОПО возложена на организации, осуществляющие их эксплуатацию на правах собственности, аренды или ином законном праве.

Так, согласно п. 15 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 г. № 606, заявителем является организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность.

Обязанность эксплуатирующей (в качестве владельца) ОПО организации зарегистрировать ОПО в государственном реестре ОПО подтверждается также требованиями пунктов 23.1.2, 41.1 указанного Административного регламента.

Так, при осуществлении регистрации ОПО в государственном реестре ОПО в составе дополнительных сведений (документов) эксплуатирующей организацией представляются в том числе документы, подтверждающие права собственности и владения опасным производственным объектом (п. 23.1.2 Административного регламента).

При смене владельца ОПО, ранее зарегистрированного в государственном реестре, специалистом регистрирующего органа первоначально осуществляются действия по регистрации такого объекта в государственном реестре опасных производственных объектов в составе ОПО нового владельца, а затем действия по его исключению из состава опасных производственных объектов, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов, его прежним владельцем (п. 41.1 Административного регламента).

Организация, эксплуатирующая ОПО, обязана выполнять иные требования промышленной безопасности к эксплуатации ОПО, в том числе иметь лицензию на эксплуатацию ОПО, заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (статья 9 Федерального закона № 116-ФЗ).

При этом положения нормативных правовых актов, изданных в развитие Федерального закона № 116-ФЗ, предусматривающих порядок и условия лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, свидетельствуют о том, что для соблюдения вышеуказанных требований промышленной безопасности объекты должны принадлежать эксплуатирующей ОПО организации на праве собственности, аренды либо на ином законном основании.

Справочно: К иным основаниям судебная практика относит, в том числе безвозмездное пользование на основании соответствующего договора (см., например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 № 17АП-14804/2012-АК по делу № А60-42703/2012).

1. Энергосервисные договоры могут состоять в выполнении энергосервисной компанией любых законных мероприятий, направленных на достижение согласованных сторонами целей или показателей, непосредственно связанных с энергосбережением и повышением энергетической эффективности использования заказчиком энергетических ресурсов. Это свидетельствует о принципиальной юридической допустимости использования энергосервисного договора для целей реализации ТПиР

2. Энергосервисный договор не является самостоятельным гражданско-правовым договором и в зависимости от содержания конкретных прав и обязанностей сторон может быть квалифицирован в качестве одного из предусмотренных ГК РФ гражданско-правовых договоров, либо в качестве смешанного договора. Соответственно, исполнение такого энергосервисного договора (смешанного договора) будет предполагать необходимость исполнения сторонами самостоятельных гражданско-правовых обязательств, составляющих реальное содержание энергосервиса (например, выполнение исполнителем подрядных работ и их оплату заказчиком, поставку исполнителем оборудования и его оплату заказчиком и т.п.).

3. Условие о цене и порядке оплаты энергосервисного договора может быть определено соглашением сторон договора и, в частности, предусматривать обязанность заказчика производить оплату исполнителю по факту достижения согласованной договором величины экономии энергии заказчиком. При этом исполнение энергосервисного договора в части оплаты в обязательном порядке должно предполагать не только гипотетическое исполнение, но и безусловное встречное предоставление заказчика в пользу исполнителя, эквивалентное реальной стоимости реализованных исполнителем мероприятий (например, оплату стоимости передаваемого в собственность заказчика в рамках энергосервиса объекта, оплату выполненных работ, оказанных услуг и т.п.).

В противном случае наличие условия об оплате энергосервиса лишь в случае достижения экономии энергии заказчиком ввиду не достижения запланированной в договоре экономии может быть квалифицировано в качестве дарения (с реализацией соответствующих правовых рисков).

4. Действующее законодательство допускает реализацию сторонами энергосервисного договора любой соответствующей требованиям законодательства конструкции и сроков перехода прав (права собственности, правомочий владений и (или) пользования и т.д.) на объекты и (или) оборудование, создаваемые/поставляемые в процессе исполнения энергосервисного договора.

5. Соблюдение установленных требований промышленной безопасности опасных производственных объектов возлагается на организацию (сторону энергосервисного договора), которая одновременно отвечает следующим параметрам:

1) осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта;

2) владеет опасным объектом на праве собственности, аренды либо на ином законном основании.

В случае заключения энергосервисного договора с условием об оплате реализованных исполнителем мероприятий после достижения заказчиком экономии энергоресурсов (и за счет части стоимости экономии энергетических ресурсов), в такой энергосервисный договор целесообразно включать следующие условия:

■ о подлежащей оплате исполнителю стоимости объектов и оборудования, права на которые передаются в собственность заказчика в результате исполнения энергосервисного договора, а также стоимости работ, услуг исполнителя, стоимости пользования заказчиком объектами и оборудованием;

■ о сроке действия энергосервисного договора, который должен быть не менее срока, необходимого для адекватной оплаты заказчиком стоимости передаваемых ему в собственность объектов и оборудования, стоимости работ и услуг, стоимости пользования объектами, оборудованием (в том числе и за счет части стоимости достигнутой экономии энергии);

■ о безусловной оплате заказчиком стоимости передаваемых ему в собственность объектов и оборудования, стоимости работ и услуг, стоимости пользования объектами и оборудованием (например, по истечении определенного срока и одновременном недостижении планируемой экономии энергоресурсов).

Энергосервисный договор закон

Согласно определению Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г., энергосервисный договор (контракт) – это договор, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Энергосервисный контракт заключается с целью обеспечить экономию потребления энергоресурсов за счет внедрения энергосберегающих мероприятий. Сэкономленные за счет внедрения средства поступают в счет оплаты по контракту.

Что такое энергосервисный контракт

Не секрет, что состояние инфраструктуры ЖКХ и многих промышленных предприятий в нашей стране далеко от идеала. По некоторым данным, износ материальных активов может достигать 60%. На практике это означает серьезные утечки тепла, воды, а так же значительные потери в электрических сетях. Очевидно, что для улучшения ситуации нужны очень большие деньги, а собственных средств на нужды модернизации инфраструктуры у предприятий, как правило, просто нет. В то же время, на фоне ежегодного роста тарифов, сокращение потребления энергоносителей за счет более эффективного их использования становится практически безальтернативным.

Внедрение энергосберегающих технологий – это вопрос выживания на рынке каждого конкретного предприятия, его конкурентоспособности и перспектив развития. И наиболее приемлемым вариантом действий, при отсутствии собственных средств, является модернизация с использованием энергосервисного контракта.

Читайте так же:  Заявление на часть отпуска рб

Основное принципиальное отличие энергосервисного контракта от других видов финансирования энергосберегающих мероприятий заключается в том, что предприятию не нужно вкладывать собственных средства или занимать их в банке в виде кредита. То есть, предприятие получает возможность приобрести новое оборудование и внедрить энергоэффективные технологий, не неся финансовых затрат.

В случае заключения энергосервисного контракта, большую часть финансовых рисков берет на себя энергосервисная компания. Все затраты на реализацию проекта возмещаются за счет полученной экономии энергоресурсов. Согласно Федерального закона № 261-ФЗ, энергосервисный контракт должен содержать:

  • условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);
  • условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;
  • иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством РФ.

Таким образом, проявляется еще одна особенность энергосервисного контракта — четкие параметры экономии энергоносителей и сроки реализации проекта по внедрению энергосберегающих мероприятий.

Препятствия и риски при осуществлении энергосервисного контракта

При бесспорно выгодной и эффективной сути, энергосервисный контракт все же несет в себе определенные риски, понимать которые следует до его заключения. К явным рискам, которые могут привести к срыву долгосрочного контракта относятся:

  • риски возникновения неплатежеспособности заказчика;
  • риски связанные с ошибками в прогнозированием роста тарифов;
  • риски связанные с неверными сведениями, полученными по результатам энергетического обследования;
  • риск существенного изменения законодательства, регулирующего энергосервисные отношения;
  • риск выхода из строя оборудования в результате некорректной эксплуатации;

Сегодня существуют факторы, которые сдерживают распространение модернизации инфраструктуры объектов по энергосервисным контрактам. Прежде всего, это отсутствие исчерпывающей нормативно-правовой базы, регулирующей этот вид договорных отношений. Отсутствие четких механизмов государственного контроля, а значит и ясных полномочий надзорных органов. Следует отметить и неразвитость рынка страховых услуг, что затрудняет страхование рисков неисполнения энергосервисного контракта.

Но, несмотря на вышеуказанные сложности, энергосервисные контракты являются перспективным и экономически обоснованным инструментом повышения энергоэффективности и достижения реальной экономии средств за счет энергосбережения.

Этапы реализации энергосервисного контракта

  1. Инвестиционный аудит заказчика
    Цель: Независимая оценка финансового состояния потенциального заказчика.
    Результат: Принятие решения о заключении энергосервисного контракта.
  1. Энергетическое обследование
    Цель:
    Определение потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности объектов заказчика.
    Результат: Разработка комплекса энергосберегающих мероприятий с расчетом экономического эффекта и срока окупаемости.
  1. Привлечение инвесторов
    Цель:
    Разработка схемы механизма финансирования.
    Результат: Открытие финансирования.
  1. Проектные работы
    Цель:
    Разработка и согласование проекта в контролирующих инстанциях.
    Результат: Проект со всей сопроводительной документацией.
  1. Монтаж и накладка оборудования
    Цель:
    Выбор поставщика оборудования и выполнение работ. Пуско-наладочные работы.
    Результат: Энергоэффективное оборудование готово к эксплуатации.
  1. Заключительный этап
    Цель:
    Разработка инструкций и оказание консалтинговых услуг техническому персоналу заказчика.
    Результат: Ввод в эксплуатацию энергоэффективного оборудования.

Преимущества энергосервисного контракта

Энергосервисный контракт имеет несколько явных преимуществ, по сравнению с другими формами договоров, направленных на достижение экономии энергоносителей. Прежде всего, это отсутствие финансовых вложений со стороны заказчика, а так же обязательств по кредитам.

Следует отметить и тот факт, что параметры экономии, заложенные в энергосервисный контракт, основаны на данных объективного энергетического обследования и точном технико-экономическом обосновании, а вовсе не на рекламных буклетах, декларирующих технические характеристики того или иного оборудования.

Одним из главных преимуществ является сама схема возврата инвестиций. Возврат средств инвестора, за счет реально достигнутой экономии, гарантирует заинтересованность энергосервисной компании в достижении максимального эффекта от внедрения, а так же, максимальной надежности предлагаемых технических решений.

Специалисты ООО «СЦЭНЭФ» имеют девятнадцатилетний практический опыт работы в сфере энергетических обследований с разработкой и внедрением энергосберегающих мероприятий и проектов.

Если у Вас возникли какие-то вопросы или Вы хотите заказать наши услуги, обращайтесь к нашим специалистам по телефону 8 (846) 333-07-69 или по электронной почте info@scenef.com Специалисты компании предоставят вам исчерпывающую информацию и ответят на все интересующие Вас вопросы.

Наша компания строит свои взаимоотношения с клиентами и партнерами, основываясь на принципах долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества. Мы стараемся исполнять свои обязательства таким образом, чтобы у клиента появилось желание продолжать сотрудничество с нашей компанией и при реализации других проектов.

Энергосервисные контракты – применение в российской практике

Г.Н. Иванов, генеральный директор ЗАО «Энерго-Сервисная компания», г. Москва

Доклад на круглом столе «Перспективы применения инноваций в сфере энергоэффективности»,
15 февраля 2011 г., г. Москва, Общественная палата РФ. Печатается с сокращениями

На сегодняшний день практически все энергосберегающие технологии являются открытыми технологиями, они понятны, давно изучены и тиражируемы. Почему же задачи энергоресурсосбережения неоднократно поднимаются и не решаются? Они решаются очень хорошо в тех отраслях, которые находятся в жестких конкурентных условиях, сохранили хорошие инженерные кадры с советских времен, имеется внятный руководитель и четко поставленная задача.

Где же появляется место для энергосервисных компаний, одну из которых я представляю, где мы можем приложить наши усилия? Это середнячки и отстающие. Это, как правило, предприятия муниципальной энергетики, бюджетный сектор, машиностроение и еще ряд отраслей. Каким образом они могут привлечь стороннее финансирование для реализации энергосберегающих проектов? Как правило, кредиты для них тяжелы или труднодоступны, лизинговые схемы уже выбраны и возможности стороннего финансирования ограничены. Именно энергосервисный контракт является одним из механизмов получения дополнительного финансирования для реализации мероприятий, связанных с энергоресурсосбережением.

Энергосервисный контракт (т.н. перфоманс-контракт) в классическом понимании как это принято на Западе, в России не идет и, наверно, не пойдет за исключением ряда узких отраслей и направлений. Это связано с тем, что основой любого энергосервисного контракта в западной трактовке является базовый уровень энергопотребления, т.е. сопоставимые условия. У нас вывести базовый уровень энергопотребления и от него посчитать фактическую экономию практически нереально. Мы тренировались в промышленности на примере предприятий Сибура, а также на муниципальных предприятиях и учреждениях, и понимаем, что сопоставимые условия вывести сложно. Приведение базового года к текущему ведет за собой кучу погрешностей и оговорок и практически эта задача не решаема.

ДЛЯ СПРАВКИ

Энергосервисный договор (контракт) – договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. ( федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации »).

− от потребителя энергоресурса не требуется предварительное «вложение средств»;

− часть риска достижения необходимой экономии берет на себя специализированная энергосервисная компания, которая обладает необходимой экспертизой и реализует проекты;

− затраты на проект возмещаются платежами, которые производятся из полученной экономии расходов на оплату энергоресурса.

Наш опыт косвенно подтвердился мнением зарубежных коллег. Летом 2010 года Международная финансовая корпорация (IFC), которая тоже является одним из «драйверов» процесса энергоресурсосбережения, провела круглый стол с привлечением иностранных специалистов, реализующих проекты в области энергоресурсосбережения, в т.ч. в бюджетной сфере. Выступали компании, которые реализовывали проекты в Венгрии и Индии. Суть их выступлений сводилась к следующему: не рассчитывайте посчитать фактическую экономию, остановитесь на расчетной. Так было сделано в Венгрии и по проектам энергосбережения в ряде муниципалитетов в Индии. Поэтому мы говорим о том, что энергосервисный контракт в нынешнем российском понимании должен превратиться в некий механизм более упрощенный и несущий в себе еще ряд дополнительных мероприятий.

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ЭНЕРГОСЕРВИСА В РОССИИ

Законодательство по энергосбережению появилось в конце 1990-х годов. С тех пор деятельность по экономии энергии медленно развивается в России. Все еще низкий уровень энергоэффективности при производстве, распределении и потреблении энергии, вместе с суровым климатом дают результат невысокого использования энергии в 3-5 раз выше, чем в странах Западной Европы.

Согласно Российской энергетической стратегии на период до 2020 г., потребление энергии в России за счет энергоэффективных мер и структурных изменений в российской экономике к 2020 г. должно уменьшиться на 40-48%. Идея ЭСКО, как одного из таких механизмов, еще нова для страны и малоизвестна.

Несмотря на ожидаемый сильный спрос на энергоэффективные технологии, рынок энергоэффективности еще не развит. Малочисленные российские ЭСКО сконцентрированы в основном в Московском регионе. Они до сих пор не могут осуществлять выполнение энергоэффективных мероприятий «под ключ». Ранее несколько европейских и американских ЭСКО начали реализовывать проекты в России, однако, ряд неудач остановил дальнейшие проекты. Опыт показал, что европейские и американские модели не могут быть просто скопированы, а нуждаются в адаптации к российским условиям.

Серьезные препятствия на пути ЭСКО в России в основном обусловлены нестабильными условиями для деятельности малого и среднего бизнеса и традицией централизованной плановой экономической системы. К этому можно добавить также низкие тарифы на энергоресурсы, которые не стимулируют энергосбережение и унаследованную от советской системы позицию «энергетической расточительности». При этом цены для конечного потребителя достаточно высоки по сравнению с его доходами.

Бюрократия в процессе принятия решения и неясные пункты права собственности затрудняют начало проектов ЭСКО. Существенным является обеспечение гарантий возврата, потому что контроль за рисками проблематичен на всех уровнях реализации проектов. Надежная система тарифов, чье изменение можно предсказать, соединенная с созданием реальных цен на энергоресурсы свободных от субсидий, на чем настаивает международное сообщество, приведут Россию к изменениям и вступлению в ВТО.

ЭСКО в России нуждаются в соответствующем ясном и поддерживающем законодательстве и предсказуемых налогах. Рост осведомленности относительно энергосбережения и ЭСКО, как его инструмента, должно стать приоритетом. Банки должны быть хорошо проинформированы о бизнес-возможностях финансирования энергосбережения.

Работая по энергосервисному контракту, который предполагает работу на принципах раздела экономии, т.е. мы финансируем, получается экономия, которая потом разделяется между энергосервисной компанией и заказчиком, мы столкнулись с тем, что при ставке кредита больше 14% энергосервисный контракт практически умирает. Зона окупаемости мероприятий сужается до 1-2 лет, выпадет огромное количество технических мероприятий, срок окупаемости которых выходит за этот срок. Поэтому надо поднимать вопрос, что для бюджетной сферы и для ряда муниципальных предприятий необходимо вводить понимание — термин «субсидирование процентной ставки по энергосервисным контрактам». Это одно из предложений в рамках работы 261-го закона «Об энергосбережении. ». Тем самым существенно расширяется перечень энергосберегающих мероприятий и выполняется комплексная смысловая нагрузка контракта. Это первый момент.

Читайте так же:  Приказ и правила оформления

Второй момент, как я уже упоминал, это переход на расчетный метод экономии. Определяется потенциал энергоресурсосбережения, определяются мероприятия, мероприятия реализуются. Затем один или два-три раза дискретно фиксируется полученный результат, на основании которого определяется график платежей. Это очень четко еще завязано на требованиях любого банка. До тех пор пока нет документа, четко определяющего обязанности заказчика оплачивать вам определенные суммы денег за выполненные процедуры и полученный результат, банк разговаривать с вами не будет. Поэтому надо признать, что «расчет от экономии» в нынешних условиях будет наиболее реалистичен.

И третий момент — это комплексное софинансирование. Опять же опыт показал, что когда мы обследуем здание, мы понимаем, что физическое состояние ограждающих конструкций, крыш и дверей не соответствует никаким СНиПам и санитарным нормам. И пытаться решить общую проблему только с помощью процедур энергосервиса и энергосбережения несерьезно. Поэтому необходимо разработать комплексный контракт, как форму, по которому софинансируются как мероприятия энергоресурсосбережения, так и общие работы, связанные с санацией зданий и сооружений. В первую очередь это касается бюджетной сферы и муниципалов.

Вот три основные элемента, которые позволят сдвинуть с мертвой точки энергосервис, тиражировать его в массовом порядке и запустить процедуру финансирования этой работы со стороны банков.

Энергосервисный контракт: почему он выгоден собственнику?

В федеральном Законе № 261 «Об энергосбережении» довольно подробно разъясняется, что такое энергосервисный контракт и устанавливаются правовые основы для его заключения и исполнения. И, тем не менее, в Череповце ни в 2010 году, ни в нынешнем до сих пор не заключено ни одного такого контракта. Более того, во всей России их так мало, что можно пересчитать по пальцам. Почему? Прежде всего потому, что мало кто знает о том, что это такое и чем такой контракт выгоден собственникам.

Цитируем закон: «энергосервисный договор — договор, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком». Формирование перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, возможно как на основании энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования, так и на основании актуальных сведений об объекте.

Естественно, собственники заявляют, что таких денег у них нет и платить они не готовы. Но в том-то и суть энергосервисного договора, что платить собственникам не нужно. Заключается он сроком до пяти лет. После проведения мероприятий потребление тепла снижается, но жильцы продолжают платить в том размере, как если бы их дом продолжал получать прежнее количество гигакалорий. И платят вплоть до той поры, пока продолжается действие договора, а он заключается, как правило, на тот срок, который необходим для полной окупаемости мероприятий.

Энергосервисный договор

Что такое энергосервисный договор

Энергосервисный контракт – представляет собой особую форму договора, направленного на экономию эксплуатационных расходов за счёт повышения энергоэффективности и внедрения технологий, обеспечивающих энергосбережение.
Энергоэффективность – эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов. Использование меньшего количества энергии для обеспечения того же уровня энергетического обеспечения зданий или технологических процессов на производстве.
Энергосбережение (экономия энергии) – реализация правовых,организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

Заключение договора

Это новый вид договора, дополнительно заключаемого между собственниками и управляющей компанией или ТСЖ, на выполнение мероприятий по энергосбережению.

Его цель – снизить потребление коммунальных ресурсов в отдельно взятом здании. Качественный энергосервисный договор должен окупиться и принести прибыль.
Энергосервисный договор заключается отдельно от договора управления многоквартирным домом.
После его реализации в здании должны снизиться объёмы потребляемых энергоресурсов за счёт их более рационального использования. Составление энергосервисного договора производится на основании собранной информации об объекте путём его осмотров, показаний установленных счетчиков, возможно, энергоаудита и другими методами. Договор заключается на основании решения принятого на общем собрании собственников жилья. Цена определяется соглашением сторон.

Особенности договора

Товарищества, кооперативы и управляющие компании могут претворять в жизнь заключенный энергосервисный договор как самостоятельно, так и привлечь специализированную организацию. В домах, выбравших способ непосредственного управления, собственники могут заключить его напрямую со специализированным предприятием или ресурсоснабжающей организацией. Но договор с РСО встречается довольно редко, поскольку «ресурсники» заинтересованы в расширении рынка сбыта, а не в сужении, которое повлекут энергосберегающие мероприятия.
Отличительной особенностью энергосервисного контракта является то, что затраты инвестора возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий. Таким образом, отсутствует необходимость в первоначальных затратах собственных средств или кредитовании. Инвестиции, необходимые для осуществления всего проекта, как правило, привлекаются энергосервисной компанией.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , далее – Федеральный закон об энергосбережении.
Предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком ( ч. 1 ст. 19 Федерального закона об энергосбережении ).
Собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы (извлечение из ч. 9 ст. 11 Федерального закона об энергосбережении ).
Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирные дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома (извлечение из ч. 5 ст. 12 Федерального закона об энергосбережении ).
Таким образом, исполнителем энергосервисного договора (контракта) может является организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирные дома.

  • Состав и сроки размещения информации об энергосервисном договоре
  • Как разместить информацию об энергосервисном договоре
  • Как заполнить план энергоэффективных мероприятий
  • Расторжение энергосервисного договора
  • Пролонгация договора